Александр дюма полное имя. Биография дюма александра

Александр Дюма является великим французским писателем. Его произведения интриговали и интересовали читателей с их появления и до наших времен. Мировую известность писатель получил благодаря двум самым популярным романам французской литературы - «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо».

У Александра Дюма был сын, который тоже имел имя Александр и также выбрал жизненный путь писателя, поэтому для ясности к Александру Дюма старшему добавляют приставку «отец» .


Творчество Александра Дюма-отца

Во времена перестройки или так называемой «Реставрации» свой литературный творческий путь и начинает Александр Дюма-отец. В это время происходят государственные реформации и изменения, король вынужден прислушаться к мнению людей и ввести в государство конституцию. Изменения происходили и во французском парламенте. Проанализировав политическую ситуацию, Александр Дюма-отец находит свое направление в творчестве, что уже выразилось в первых главах романа «Граф Монте-Кристо».

Самыми яркими литературными произведениями можно назвать:

  • цикл «Время Регентства»;
  • цикл «Революция».


Краткая биография Александра Дюма-отца

Писатель родился в 1802 году, в маленьком городке Виллер-Котре, в семье известного кавалерийского генерала наполеоновской армии. Так как его бабушка по отцовской линии была темнокожей, Александр Дюма-отец являлся квартеронцем и всю жизнь очень гордился этим .

В своем небольшом городке Александр провел все детство и юность. Там же он подружился с человеком, который оказал мощное влияние на становление Александра как драматурга. Это был Адольф де Лёвен. Он часто любил бывать в парижских театрах, куда приглашал Александра Дюма-отца.

Используя кое-какие связи, которые остались после отца, Александр Дюма-отец переехал в Париж. Там он устроился работать в канцелярию и в это же время учился. Первыми сочинениями, которые автор опубликовал, были журнальные статьи, водевили и пьесы.

Так как дебютный водевиль «Охота на любовь» сразу приняли к постановке, драматург принялся за написание драмы. Хотя его пьесы и драматические произведения невозможно назвать идеальными или совершенными, но они обладали особенной чертой, держали внимание зрителя до конца . В итоге это стало его заработком.

При своей жизни Дюма-отец публикует огромное количество произведений, вызывая различные слухи. Считали, что у него были соавторы - негры, которые работали на него.

Умер в 1870 году в г. Пюи, позднее его прах перезахоронили в парижском Пантеоне.

Ни для кого не секрет, что деятели искусств во все времена пытались одухотворить мертвую материю. Скульпторы высекали из мрамора пышущие жизнью статуи, истолченная смесь минералов под кистью художников превращалась в живописные картины, а литераторы, опережая труды ученых и философов, не только описывали в своих произведениях мир будущего, но и помогали простым обывателям взглянуть на события давно минувших лет «другими глазами».

Работы одного из самых читаемых французских авторов – Александра Дюма – и по сей день переворачивают мировосприятие людей с ног на голову.

Детство и юность

24 июля 1802 года у «черного дьявола» наполеоновской армии Тома Дюма и его жены Мари-Луизы Лабурэ родился сын, которого назвали Александром. Привилегированное семейство проживало в коммуне на севере Франции – Виллер-Котре.

Отец будущего романиста состоял на службе у и считался близким другом императора. Их тандем распался в момент, когда полководец, беспрекословно выполняющий любые поручения амбициозного правителя Франции, не поддержал его решение по поводу ввода войск в Египет.


Не терпевший критики Наполеон отомстил товарищу в свойственной ему манере. В 1801 году, когда генерал попал в плен, его высокопоставленный приятель не сделал ничего, чтобы освободить товарища из заключения. Только через два года пыток и истязаний Тома обменяли на австрийского генерала Мака.

Домой мужчина вернулся изможденным и больным. К раку желудка добавилась глухота и слепота на один глаз. Его звезда угасла так же стремительно, как и зажглась. Дюма старший умер в 1806 году, а семейство, впавшее в немилость императора, осталось без средств к существованию.

По этой причине детство будущего всемирно известного писателя прошло в атмосфере разрухи и нищеты. Его мать, тщетно пытавшаяся выбить у государства стипендию на обучение в лицее, познакомила горячо любимое чадо с основами грамматики и чтения, а сестра привила любовь к танцу.


Судьба смилостивилась над юным гением, и в итоге Александру все же удалось поступить в колледж аббата Грегуара, где парень освоил латынь и выработал каллиграфический почерк.

Первым местом работы Дюма стала контора нотариуса, в которой юноша примерил на себя амплуа клерка. Несмотря на стабильный заработок, молодому человеку в скором времени опостылели однотипные поручения и неустанно растущий ворох бумаг. Юноша собрал вещи и уехал в столицу Франции. Там по протекции бывшего соратника отца он устроился писцом в секретариат герцога Орлеанского (будущего короля Луи Филиппа).


В это же время Александр знакомится с местными литераторами и начинает создавать свои первые художественные произведения. В 1829 году в свет выходит пьеса «Генрих III и его двор», после постановки которой к писателю пришла слава. Уже через три года в театре «Порт-Сен-Мартен» на премьере «Нельской башни» был аншлаг. За неполных 16 месяцев на сцене было поставлено семь спектаклей.

Биография именитого журналиста сложилась таким образом, что Дюма принимал всяческое участие в жизни общества. Помимо того, что писатель руководил раскопками города Помпеи, он также был участником Великой июльской революции (1830 год), в ходе которой творца даже успели «похоронить». После очередного бунта среди населения в прессе появилось ложное сообщение о том, что писателя расстреляли. На самом деле создатель трилогии о «Трех мушкетерах» по совету друзей тогда покинул Париж и уехал в Швейцарию, где подготавливал к изданию очерк «Галлия и Франция».

Литература

С театром у Дюма все происходило как с женщинами: пылкая страсть вначале и безразличие потом. Когда сцена была покорена, Александр с головой ушел в литературу.


В 1838 году Дюма дебютировал как писатель. Роман-фельетон «Шевалье д"Арманталь» был опубликован в газете, которой требовалась увлекательная интрига, стремительность действия, сильные страсти, а главное – такое расположение глав, при котором напечатанный в каждом номере отрывок обещал бы еще более увлекательное продолжение в следующем номере.

Мало кто знает, но автором «Шевалье д"Арманталя» был молодой литератор Маке, но доработанное Александром произведение приобрело литературный блеск и издавалось под фамилией одного Дюма отнюдь не по его желанию, а по обязательному требованию заказчика, который считал, что настоящий успех роману обеспечит только знаменитое имя.


За четыре года Дюма на пару с «коллегой» выпустил в свет девять культовых произведений: «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Виконт де Бражелон», «Королева Марго», «Двадцать лет спустя», «Кавалеpa де ла Мэзон Руж», «Графиня де Монсоро», «Жозеф Бальзам», «Две Дианы» и «Сорок пять».

Историк много путешествовал по Европе и мечтал попасть в Россию. В 1840 году вышел его роман «Учитель фехтования», главным героем которого стал декабрист Анненков. Несмотря на то, что на территории Российской империи произведение не прошло цензуру, скандальный шедевр втайне от мужа, прочла даже безропотная императрица .


Иллюстрация к роману Александра Дюма "Три мушкетера"

Когда умер , драматургу разрешили въезд в империю. Оказавшись на родине , писатель был приятно удивлен тем, что местная аудитория не понаслышке знает, что такое французская литература и имеет представление о его творчестве. Странствуя, знаменитый литератор побывал и в Москве, и в Санкт- Петербурге, и в Калмыкии, и в Астрахани, и даже на Кавказе. На родине романиста Путевые заметки имели большой успех.


Публицист был еще и кулинаром. Во многих своих произведениях он подробно описывает приготовление тех или иных блюд.

В 1870 году он передал в печать рукопись, содержащую 800 новелл на кулинарную тему. «Большой кулинарный словарь» увидел свет в 1873 году, после смерти писателя. Позже вышла его сокращенная копия – «Малый кулинарный словарь». Дюма не был, ни гурманом ни чревоугодником. Мужчина просто придерживался здорового образа жизни, не употребляя алкоголь, табак и кофе.

Личная жизнь

Вопреки расхожему мнению, самой большой страстью именитого писателя была не охота, не фехтование и даже не архитектура. Наибольшую любовь публицист испытывал к женскому полу. О амурных похождениях темпераментного драматурга в литературных салонах того времени слагали легенды.

Среди превеликого множества историй, связанных с любовницами и женами деятеля искусств, одна выделялась особенно.


Дюма в то время жил на улице Риволи с Идой Феррье – актрисой, славившейся своим легкомысленным нравом. Молодые люди были соседями: девушка занимала квартиру на втором этаже, а начинающий писатель – три комнаты на пятом.

Однажды вечером драматург отправился на бал в Тюильри. По пути на увеселительное мероприятие мужчина поскользнулся и упал в лужу. Через час раздосадованный публицист вернулся домой весь в грязи, прошел в квартиру жены и с ругательствами ворвался в спальню Иды. Дабы забыть неприятный случай, Александр с головой ушел в работу.


Не прошло и получаса как дверь, ведущая в туалетную комнату распахнулась, и изумленный писатель увидел на пороге голого Роже де Бовуара, который сказал: «С меня хватит, я совершенно продрог!». Дюма, вскочив, с яростной бранью обрушился на любовника супруги. В оконцове именитый журналист сменил гнев на милость, заявив, что воспитание не позволяет ему выставить на улицу пусть и нежданного, но гостя.

В ту ночь супружеское ложе Дюма разделил с новым знакомым. Когда наступило утро, и все трое уже проснулись, Александр взял руку горе-кавалера, положил ее на интимное место супруги и торжественно провозгласил:

«Роже, примиримся, как древние римляне на публичном месте».

Первой привязанностью историка была портниха Лор Лабе, которая жила в одном с ним доме на площади Итальянцев. Женщина была старше Александра на 8 лет. Обольстителю не составило труда покорить сердце Мари, и уже 27 июля 1824 года она подарила ему сына Александра, который известен многим по роману «Дама с камелиями». Дюма-отец признал ребенка через семь лет с момента его рождения.

26 мая 1864 года бывшие возлюбленные встретились в мэрии на бракосочетании их сына с княгиней Надеждой Нарышкиной. У Дюма-сына возникла мысль поженить престарелых родителей, но желание его не вызвало у них никакого отклика.


По подсчетам биографов, у творца было порядка 500 любовниц. Сам Дюма неоднократно говорил, что женщин он менял как перчатки исключительно из человеколюбия, ведь если бы пришлось ограничиваться одной барышней, бедняжка умерла бы через неделю.

Смерть

Знаменитый писатель умер 5 декабря 1870 года. Тело было предано земле в Невиль-де-Полле. После войны сын классика мировой литературы совершил перезахоронение останков отца в Виллер-Котре рядом с его родителями.

После смерти публициста биографы выдвинули сенсационную гипотезу о том, что француз Дюма и русский «пророк» Александр Сергеевич Пушкин – это один и тот же человек.


Исследователи в своих трудах приводят ряд фактов, которые заставляются усомниться в подлинности кончины гения мировой литературы.

Несмотря на внешнее сходство и огромное количество «белых пятен» в биографии как одного творца, так и второго, официального заявления на этот счет никогда не было.

Память

Бестселлеры Дюма переиздаются и по сей день. Так в 2016 году издательство «Азбука» ограниченным тиражом выпустило в свет шедевр мировой литературы «Три мушкетера», а в 2017-ом «Графа Монте-Кристо».


Именем публициста названа одна из улиц города Ломоносова Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Величественная гранитная глыба, на вершине которой восседает улыбающийся бронзовый Дюма, находится на площади Мальзерба в Париже.

Библиография

  • «Королева Марго» (1845 год)
  • «Графиня де Монсоро» (1846 год)
  • «Сорок пять» (1847 год);
  • «Ожерелье королевы» (1849-1850 год);
  • «Анж Питу» (1853 год);
  • «Графиня де Шарни» (1853-1855 год);
  • «Шевалье де Мезон-Руж» (1845 год);
  • «Асканио» (1843 год);
  • «Две Дианы» (1846 год);
  • «Паж герцога Савойского» (1852 год);
  • «Предсказание» (1858 год);
  • «Белые и синие» (1867 год);
  • «Соратники Иегу» (1857 год);
  • «Волонтер девяносто второго года» (1862 год);
  • «Волчицы из Машкуля» (1858 год).

Знаменитый писатель, классик мировой литературы, создатель легендарных «Трех мушкетеров» Александр Дюма появился на свет 24 июля 1802 года в городке Виллер-Контре. Его отец Том был отставным генералом, а мать Мария в свое время воспитывалась в семействе владельца трактира.

Биография

Детские годы мальчика прошли в полной нищете. Чтение и письмо он освоил довольно рано благодаря усилиям сестры и матери. После смерти отца семья полностью лишилась средств к существованию. Мария безуспешно пыталась устроить сына в военную школу. В результате Александр стал учиться в колледже аббата Грегуара, где освоил латынь, занимался грамматикой и выработал красивый почерк, который впоследствии ему очень пригодился. Первым местом работы Дюма стала контора нотариуса, где он трудился в качестве клерка. Все это время молодого человека тянуло в столицу Франции. Его мечты осуществились после того, как Александра взял на работу в свою канцелярию герцог Орлеанский. В это же время Александр Дюма знакомится с парижскими литераторами и начинает писать свои первые художественные произведения. В 1829 году выходит его пьеса «Генрих III и его двор», после постановки которой к писателю пришла слава. Впоследствии он написал для театров Парижа такие драматические произведения, как «Нельская башня» и «Антонии».

Все фото 10

В 30-х годах в голове Александра Дюма родилась идея написать несколько романов на исторические темы, в которых разворачиваются события в течение последних пяти столетий. В итоге у писателя вышла целая серия произведений, начало которой было положено романом «Изабелла Баварская». В его книгах реальные участники исторических событий пересекались с придуманными персонажами. После выхода в свет книги «Шевалье д’Арманталь» писатель понял, что нашел свой стиль, который отныне станет его визитной карточкой. Парижские издатели выстраивались в очередь, чтобы получить право первыми опубликовать его новое произведение. После выхода романа «Три мушкетера» Александр Дюма при жизни стал классиком. По подсчетам исследователей французской литературы, Alexandre Dumas признан самым плодовитым автором. Его произведения иногда сравнивали с горячими пирожками, которые свежи и вкусны. Благодаря писателю его земляки в увлекательной форме смогли лучше узнать историю родной страны. В цикл о мушкетерах автор также включил романы «Виконт де Бражелон» и «Двадцать лет спустя». Кроме того, из-под его пера вышла классика романтической литературы – «Королева Марго». В книге «Анж Питу» писатель поведал читателям о периоде правления последних королей Франции.

Александр Дюма много путешествовал и мечтал попасть в Россию. В 1840 году вышел его роман «Учитель фехтования», главным героем которого стал декабрист Анненков. После публикации этого произведения во Франции его было запрещено издавать на территории Российской империи. На самом деле эта книга тайно была напечатана, и с ней ознакомилась даже императрица. Когда умер Николай I, Дюма разрешили въезд в империю, и он совершил долгожданное путешествие в Москву и Санкт-Петербург, а также посетил ярмарку в Нижнем Новгороде, где его ждала неожиданная встреча с реальными персонажами «Учителя фехтования» Анненковыми. Оказалось, в России читатели прекрасно знакомы с французской литературой и обожают его романы. Во время путешествия по империи знаменитый литератор также побывал в Калмыкии и Астрахани. Путевые заметки Александра Дюма о его российских впечатлениях имели на родине писателя такой же успех, как и его самые знаменитые романы.

Личная жизнь

В 1840 году Дюма создал семью вместе с актрисой Идой Ферьер, хотя до конца своих дней имел много любовниц. Этот брак продлился всего лишь четыре года и завершился расставанием, но официального развода так и не произошло. Писатель был изрядным транжирой, и деньги у него никогда не залеживались. Во второй половине 40-х годов он закончил строительство собственного замка вблизи Порт-Марли, который назвал Монте-Кристо. В свое время Александр Дюма занимался издательской деятельностью и даже открыл собственный театр, но оба дела прогорели. В 1851 году из-за больших долгов ему пришлось уехать в Бельгию. Там он начал работу над написанием мемуаров, которые были созданы в его фирменном увлекательном стиле. Когда началась война между Францией и Пруссией, у классика мировой литературы случился сердечный удар, и его наполовину парализовало. Дюма перебрался к своему сыну, где вскорости потерял дар речи, а со временем не смог подниматься с постели. 5 декабря 1870 года знаменитый писатель умер. Его тело было предано земле в Невиль-де-Полле. После войны сын классика мировой литературы совершил перезахоронение останков Александра Дюма в Виллер-Котре рядом с его родителями.

"Это не человек, а сила природы", - говорил о писателе историк Жюль Мишле, трудами которого Дюма восхищался. Мишле платил ему той же монетой. Гигант, живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождал успех, долги и женщины. В этом весь Александр Дюма. Более того, жизнь писателя - сплошной роман, вроде тех, что писал он сам, история о великане-обжоре, торопившемся съесть все и сразу; жизнь, в которой сменяли друг друга работа, приключения, размышления, мечты, любовь ко всем женщинам и в то же время ни к одной (за исключением, конечно, его матери Марии-Луизы).

В 1806 году, когда умер отец писателя генерал Дюма, Александру было всего три с половиной года. Ребенок схватил ружье, сказав заплаканной вдове, что идет на небо, чтобы "убить Боженьку, который убил папу".

Образ отца был возведен в семье в культ: внебрачный ребенок, к тому же мулат, и такой свирепый, что немцы в Тироле в 1797 году прозвали генерала "черным дьяволом". Он обладал неимоверной силой: подвешенный к люстре, он мог подтянуть к себе лошадь, ставил в вертикальное положение сразу четыре ружья, вдев в дула пальцы. Сын небогатого маркиза Александра Антуана де Ла Пайетри и рабыни, "ветреной женщины", как говорили в Сан-Доминго (ныне Гаити), отец одарил Александра и гигантским ростом, и силой Геркулеса, и мужественной внешностью (у него было смуглое лицо и курчавая шевелюра): все это приводило женщин в экстаз, бесило соперников и выводило из себя критиков, не скупившихся на оскорбительные расистские выпады по его адресу. Бальзак, например, говорил: "Только не сравнивайте меня с этим негром!" Один из завсегдатаев литературного салона, дерзнувший пошутить на эту тему, получил от Дюма резкий ответ: "Мой отец был мулатом, моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки вообще были обезьянами. Моя родословная начинается там, где ваша заканчивается".

Об обычном детстве, проведенном в местечке Виллер-Котре, где он жил со своей любимой матерью, но где ему уже не хватало простора, об учебе, весьма поверхностной из-за страстного увлечения театром, писатель поэтично рассказал в книге воспоминаний "Мои мемуары". В них сквозит ненасытная жажда жизни, неистовое стремление одержать верх над всем и вся. И вот в 20 лет он оказался в Париже! Этот неуч Александр, говорили о нем кумушки Виллер-Котре, уже служит писателем у герцога Орлеанского, то есть у будущего короля Луи-Филиппа. Александр был уверен: он завоюет Париж, Францию, Весь мир своим пером. Будущее показало его правоту.

После нескольких бесплодных попыток написать произведение для театра наконец пришел успех: на сцене была поставлена первая драма Дюма "Генрих III и его двор". Герцог Орлеанский лично способствовал успеху премьеры. ради привлечения на свою сторону романтической молодежи. Пьеса, правда, вызывала гнев сторонников классицизма, но годом позже Дюма вновь одержал победу во время легендарной битвы вокруг пьесы Виктора Гюго "Эрнани". Дюма активно поддержал своего друга, кричал в партере вместе с другими, участвовал в словесной перепалке, доходившей порой до рукопашной. Театр дал Дюма первый билет к славе. Бедный молодой человек, в 16 лет игравший Гамлета (некоего Дюси, а не Шекспира) на чердаке Виллер-Котре, сочиняя пьесу за пьесой, скоро начал завоевывать парижские салоны, великосветских дам и известных актрис. После драмы "Христина", он написал драмы "Антони", а затем "Ричард Дарлингтон"...

22 мая 1832 года в театре "Порт-Сен-Мартен" пьесу "Нельская башня" (не подписанную автором) встретили бурными аплодисментами. К этому времени за неполных 17 месяцев на сцене было поставлено семь пьес Александра Дюма: пять за его подписью и две без. И ему уже стало скучно. С театром у Дюма все происходило, как с женщинами: пылкая страсть вначале и безразличие потом, когда они сдались. Он был подобен охотнику, для которого главное - погоня. И Дюма отошел от театра, чтобы открыть для себя жанр повести и рассказа, а затем исторического романа. Один или с помощью "литературного негра" Огюста Макэ он создал "Трех мушкетеров", "Графа Монте-Кристо", "Королеву Марго", "Двадцать лет спустя", "Кавалеpa де ла Мэзон Руж", "Графиню де Монсоро", "Жозефа Бальзамо" и "Сорок пять" (эти восемь романов написаны меньше чем за четыре года, с 1844 по 1847-й).

Но не следует думать, будто он в то время только писал. В его жизни большое место занимали друзья - Виктор Гюго, Альфред де Виньи и герцог Фердинанд Орлеанский. К тому же еще женщины. Сколько внебрачных детей Дюма оставил повсюду, но признал лишь старшего, Александра, и то с семилетним опозданием. А, кроме того, еще путешествия, охота на косуль, сеансы спиритизма, интерес к недвижимости...

В июле 1830 года Дюма вместе с восставшими стрелял, воздвигал баррикады на улицах Парижа. Когда народ волнуется, писатель не может оставаться в стороне. Дюма был республиканцем, но это не мешало ему дружить с аристократами и восхищаться империей, сочувствовать представителям младшей (Орлеанской) ветви династии Бурбонов, и, как и Виктор Гюго, встать на сторону Луи Наполеона Бонапарта в 1858 году, а затем не отойти от него, предвидя революцию. Он симпатизировал Трем Славным революциям. Правда, в 1848 году писатель выдвигал на парламентских выборах свою кандидатуру от лагеря умеренных, но не прошел.

Лучшие дня

Известно, во что обошлась ему эта свобода, которой он пользовался с безумной смелостью.

Жорд Санд назвала Александра Дюма "гением жизни". К этой прекрасной характеристике вполне можно было бы прибавить слова "... и любви".

Дюма мог иметь одновременно сразу нескольких любовниц, правда, он не требовал постоянства и от своих женщин. Однажды с ним произошел курьезный случай, который на следующий день обсуждал весь Париж.

Автор "Трех мушкетеров" жил на улице Риволи с Идой Феррье, актрисой, весьма легкомысленной особой, на которой он только что женился. Она занимала квартиру на втором этаже, а он - три комнаты на пятом этаже.

В один из вечеров писатель отправился на бал в Тюильри. Не прошло и часа, как он вернулся весь в грязи, прошел в квартиру своей жены и с ругательствами ворвался в спальню Иды. Оказалось, он поскользнулся и упал в грязь, настроение его было безнадежно испорчено, и он отказался от увеселения. Он взял бумагу, чернила и перо и углубился в работу.

Через полчаса дверь, ведущая в туалетную комнату, с шумом распахнулась, на пороге появился Роже де Бовуар, почти совсем голый, и сказал: "С меня хватит, я совершенно продрог!"

Изумленный Дюма, вскочив, с яростной бранью набросился на любовника своей жены. Как человек, привыкший писать для театра, он обрушил на его голову гневную тираду, которой сам остался очень доволен. Наконец писатель решил сменить гнев на милость: "Я не могу выгнать вас на улицу в такую непогоду. Садитесь поближе к огню. Вы переночуете в этом кресле". И он снова уткнулся в свои бумаги.

В полночь он лег рядом с Идой и задул свечу. Через некоторое время огонь в камине потух, и он услышал, как у Роже де Бовуара стучат зубы от холода. Дюма бросил ему одеяло.

Но это не помогло, неудачливый любовник пытался поворошить угли в камине. Тогда писатель разрешил ему лечь в постель. Бовуар не заставил себя ждать и устроился между Идой и Александром.

Утром Дюма взял руку Роже, опустил ее на интимное место супруги и торжественно провозгласил: "Роже, примиримся, как древние римляне, на публичном месте".

Дюма часто дарил своим любовницам непристойные эпиграммы и стихи собственного сочинения. Если дама обижалась, он успокаивал ее тем, что "все, что вышло из-под пера папаши Дюма, когда-нибудь будет стоить очень дорого".

Когда Дюма-отца навещал подросший Дюма-сын, что бывало не так уж и часто, в доме поднимался переполох, отец метался по комнатам, пытаясь спрятать в чуланах и комнатах для слуг многочисленных полуодетых женщин.

Вскоре между отцом и сыном возникло полное взаимопонимание. Насколько они сблизились, показывает беседа, которую случайно услышал один из общих знакомых. "Послушай-ка, отец, - сказал Дюма-младший, - но это уже просто скучно. Ты всегда даешь мне своих прежних любовниц, с которыми я должен спать, и свои новые туфли, которые я должен разнашивать".

"Так на что же ты жалуешься? - воскликнул удивленный отец. - Это же огромная честь. Это лишний раз доказывает, что у тебя большой фаллос и маленькая нога!"

Говоря о Дюма, трудно обойтись без цифр. Дотошные биографы подсчитали, будто у творца "Трех мушкетеров" было 500 любовниц; это впечатляет, но меньше количества созданных им произведений, которых всего 647. В Париже ходили легенды о бурном темпераменте Дюма; "Поговаривают о моих "африканских страстях", - признавался он. Создатель бессмертного гасконца даже бравировал своей любвеобильностью: "Много любовниц я завожу из человеколюбия; если бы у меня была одна любовница, то она умерла бы через неделю".

Славы Александр Дюма - до кончика ногтей человек театра - прежде всего добился как драматург. Если верна старинная метафора, что мир - театр, то для Дюма на его подмостках всегда разыгрывалась увлекательная, вечно новая драма - драма любви. В любви и литературе он не изменял завету Вольтера: "Все жанры хороши, кроме скучного". Среди множества пережитых писателем сердечных авантюр были трагедии и комедии, романтические мелодрамы и легкие веселые водевили. Поэтому большинство героинь его любовных романов - актрисы. В бесконечной пьесе о любви, в которой для него самым важным была захватывающая интрига страсти, Александр Дюма сумел сыграть все роли - от пылкого первого любовника до обманутого мужа.

Знаменитая актриса эпохи романтизма Мари Дорваль, подруга Дюма, удивлялась: "Ну где же ты так хорошо узнал женщин?" Теперь можно ответить на ее вопрос: он постиг их в жизни своим гением. Дюма понимал душу женщин, а самое главное - он их любил и всегда был благодарен им за любовь. Этот страстный донжуан имел доброе сердце, что чувствовали и ценили все его возлюбленные. Одна из них, Мелани Вальдор, после смерти Александра Дюма писала его сыну: "Если существовал мужчина, который был неизменно добр и великодушен, то это, конечно, твой отец".

Приехав в 1823 году из своего родного городка Виллер-Котре в Париж, молодой Дюма поселился в доме на площади Итальянцев. Его соседкой оказалась добрая, милая и кроткая женщина - портниха Лор Лабе, которая была старше Александра на восемь лет. Мари-Катрин-Лор Лабе родилась в 1749 году в Бельгии, но родители ее были французами. До приезда в Париж она жила в Руане, где вышла замуж, но быстро разошлась с мужем, который был сумасшедшим. По свидетельству одного мемуариста, "Мари не была красавицей, но в ее лице сквозила какая-то прелесть, которая нравилась". Прелесть эта не ускользнула от пылкого провинциала, сумевшего быстро покорить сердце своей соседки. 27 июля 1824 года Лор Лабе подарила Александру Дюма сына Александра, который остался в истории литературы как автор романа "Дама с камелиями". Дюма-отец признал ребенка в 1831 году, но с матерью не поддерживал почти никаких отношений. Правда, в 1832 году он помог Лор Лабе открыть так называемый "кабинет для чтения" (на них в разгар романтизма была мода).

26 мая 1864 года Лор Лабе и Александр Дюма встретились в мэрии на бракосочетании их сына с княгиней Надеждой Нарышкиной. У Дюма-сына возникла мысль поженить престарелых родителей, но успеха он так и не добился. Мари-Катрин-Лор Лабе скончалась в Париже 22 октября 1868 года. 3 июня 1827 года в салоне ученого и литератора Матье Вильнава. Дюма познакомился с его дочерью Мелани Вальдор.

Судьба и личность Мелани романтичны. Она родилась в Нанте 28 июня 1796 года, ее детство прошло в поэтичном поместье отца в Вандее. В феврале 1818 года внезапно умерла лучшая подруга Мелани, в брата которой она была безответно влюблена. От отчаяния она вышла замуж за лейтенанта Франсуа-Жозефа Вальдора, служившего в Нантском гарнизоне, у них родилась дочь. Но супруги не жили вместе; мужа служба бросала из гарнизона в гарнизон, а жена стала хозяйкой парижского литературного салона отца.

Дюма, с бешенной энергией покорившей Париж, заодно покорил, но гораздо быстрее, за сто с небольшим дней, и 30-летнюю поэтессу, замужнюю даму с доселе безупречной репутацией. Известна даже дата, когда свершилось это: 23 сентября 1827 года; десятью днями раньше произошло бурное объяснение в любви - обе эти даты должны были быть высечены, согласно ее завещанию, на белом могильном мраморе.

Мелани - натура страстная, безумно ревнивая, романтичная - мечтала стать музой-вдохновительницей молодого таланта. Она поняла, что Дюма ждет великое будущее, и поощряла его стремление всерьез отдаться театру и поэзии. Мелани была очень талантливой женщиной и сама писала стихи, которые ее возлюбленный печатал в издаваемом им журнале "Психея".

Роман Мелани и Александра был бурным, грозовым и пылким; Мелани терзала ревность, потому что ее кумир не пропускал ни одной хорошенькой актрисы, которые оказались не способны "сопротивляться такой огромной любви". Одной из них была величайшая трагическая актриса Мари Дорваль, другой - актриса Белль Крельсамер. Последняя родила ему дочь.

Мечтала о ребенке от Александра и Мелани. У замужней женщины и вольнолюбивого Александра это стремление обзавестись совместным младенцем носило кодовое название "вырастить герань". Но случилась беда: герань сломалась. В 1830 году у нее случился выкидыш.

Несчастная женщина слегла от потрясения. Дюма успокаивал подругу: "Не терзайся из-за сломанной герани... Наши бурные объяснения привели к этому преступлению - потому что это было преступление".

В начале 1831 года произошел мучительный разрыв. Мелани угрожала покончить жизнь самоубийством (тогда и появилось завещание), писала своему любовнику умоляющие письма ("О, как ты жесток! Какой позор моя любовь к тебе и как я презираю себя!", "И вдали от тебя я думаю только о тебе"), однако Дюма остался непреклонным.

Писатель обессмертил Мелани Вальдор в своей самой прославленной драме "Антони", премьера которой состоялась 3 мая 1831 года. Автор пригласил на премьеру отвергнутую им возлюбленную. Герой драмы "Антони" в финале убивает замужнюю Адель, которую любит. Мужу жертвы он бросает самую знаменитую фразу французского театра XIX века: "Она не уступала мне, я убил ее!"

Дюма признавался, что перенес на сцену свой бурный роман с Мелани. "Антони" - это пятиактная любовная сцена ревности и ярости. Антони - это я, но без убийства. Адель - это она..." - писал он.

Безутешная Мелани Вальдор после разрыва с Дюма вела светскую и литературную жизнь. Она писала стихи и романы, в 1841 году была поставлена ее пьеса "Школа девушек", где в одном из героев легко угадывается Дюма. Она была принята в салоне Виктора Гюго, переписывалась с Готье, Сент-Бевом и Флобером.

Ярая бонапартистка, Мелани Вальдор восторженно приветствовала государственный переворот Наполеона III, который произошел 2 декабря 1851 года. Она много писала в газетах под псевдонимом Синий Чулок; ее панегирики новому режиму обратили на себя внимание императора, который назначил ей пенсию 6000 франков.

Мелани Вальдор ненамного пережила Дюма. Она умерла весной 1871 года. После смерти автора "Антони" она писала Дюма-сыну: "Я никогда не забуду твоего отца".

30 марта 1830 года состоялась премьера пьесы Александра Дюма "Христина, или Стокгольм, Фонтенбло и Рим". На следующий день Дюма шел по площади Одеон. Неожиданно рядом с ним остановился фиакр, дверца распахнулась, и его окликнула незнакомая женщина: "Так это вы и есть месье Дюма?" - "Да, мадам". - "Прекрасно. Садитесь ко мне и поцелуйте меня... Ах, какой же вы талантливый и как хорошо вам удаются женские образы!"

Этой восторженной поклонницей молодого драматурга оказалась прославленная актриса французского театра эпохи романтизма Мари Дорваль.

Мари Дорваль (настоящая фамилия Делоне) родилась в 1798 году. Внебрачная дочь бродячих комедиантов, она в пятнадцать лет вышла замуж за актера Дорваля, который вскоре умер. Другой актер, Шарль Потье, привез Мари в Париж и устроил ее в театр "Порт-Сен-Мартен". Именно здесь, в 1823 году, юный Дюма впервые увидел на сцене Мари: она играла в мелодраме Шарля Нодье "Вампир".

Мари Дорваль исполняла роль Адели в шедевре Дюма "Антони". Актриса вознаградила автора за мастерство в изображении женских характеров и стала его любовницей в конце 1833 года. Мари в шутку называла Александра Дюма "мой добрый пес". "Это была дружеская, я бы даже сказал, любовная кличка, которую мне дала Дорваль, - писал он в "Мемуарах". - "И добрый пес" остался ей предан до конца".

Связь их продолжалась недолго. Мари решила не огорчать изменой влюбленного в нее поэта Альфреда де Виньи, а Дюма - Иду Феррье.

20 мая 1849 года умирающая, впавшая в бедность Мари Дорваль призвала к себе Дюма и умоляла его не допустить, чтобы ее схоронили в общей могиле. Дюма исполнил последнюю волю актрисы (Дорваль желала быть похороненной рядом со своим внуком Жоржем), для чего продал свои ордена. В 1855 году Александр Дюма написал книжку "Последний год Мари Дорваль" (посвящена Жорж Санд): на вырученные деньги он купил в вечное владение участок на кладбище и воздвиг своей подруге надгробие.

В 1839 году Александру Дюма было тридцать семь лет; он уже десять лет был парижская знаменитость, но до "Трех мушкетеров" оставалось еще пять лет. Семь лет Дюма жил с актрисой Идой Феррье. В том же 1839 году писатель имел неосторожность познакомить на балу свою любовницу с герцогом Орлеанским, сыном короля Луи-Филиппа. "Разумеется, мой дорогой Дюма, представить мне вы могли только вашу жену", - любезно заметил герцог. Дюма понял прозрачный намек и решил... жениться. Подписание брачного контракта состоялось 1 февраля 1840 года; свидетелями со стороны жениха были сам великий Шатобриан и член Французской академии Вальмен. Этот странный брак изумил весь Париж, который знал, что у Дюма есть сын и дочь от разных женщин, а кроме того - бесчисленные любовницы. По другой версии, единственная официальная женитьба Александра была результатом шантажа. Ида Феррье, актриса, попросила сообщника скупить все долговые расписки начинающего писателя и великодушно предоставила ему выбор: жениться на ней или угодить в тюрьму за неуплату долгов.

Маргарита Жозефина Ферран (по сцене - Ида Феррье) родилась в Нанси 31 мая 1811 года. Когда ей было семнадцать лет, отец умер, оставив семью в тяжелом положении. Девушка, получившая хорошее образование и усвоившая азы драматического искусства в маленьком театре при пансионе в Страсбурге, решила "завоевать Париж", куда и переехала к своему брату, который контролировал маленькие театрики в столичных пригородах. Под псевдонимом Ида она дебютировала в театре Бельвиля, получая 50 франков в месяц. Ида быстро нашла себе богатого покровителя Жака Доманжа, который именовал себя ее опекуном; он снял ей квартиру в Париже и устроил в театр "Нувоте".

Впервые Дюма увидел Иду в декабре 1831 года: юная актриса репетировала в его пьесе "Тереза". Тогда Ида была пухленькой блондинкой с ослепительно белой кожей и голубыми глазами. Только к сорока годам она, по словам одной мемуаристки, "стала толстой, как гиппопотам". 6 февраля 1832 года с большим успехом прошла премьера; Ида, бросившись в объятия Дюма, воскликнула: "Я просто не знаю, как вас благодарить!" Прославленный драматург - у него тогда была связь с актрисой Бель Крельсанер, которая родила ему дочь Марию-Александрину, - не отказался вкусить прелестей дебютантки.

Несколько лет Ида потратила на то, чтобы завоевать своего ветреного любовника. В 1836 году она окончательно поселилась у Дюма. Ида очень любила дочь Дюма, но терпеть не могла Дюма-сына.

Мемуаристы рисовали малопривлекательный портрет единственной законной жены Дюма. "На земле Ида любила только себя и больше никого", - писала графиня Даш. Ида - женщина страстная, но расчетливая - была особой капризной и ревнивой. Она беспрестанно устраивала Дюма сцены и ссоры. Занималась она главным образом своими туалетами и посвящала все время заботе о собственной красоте. Актерский ее талант был невелик, и в 1839 году она оставила сцену.

Мадам Дюма недолго была верна своему знаменитому супругу. В 1841 году она встретила знатного сицилийского вельможу, князя Виллафранка, и стала его любовницей. В октябре 1844 года Александр Дюма и Ида Феррье расстались. Умерла Ида Феррье сорока восьми лет от роду в Генуе, унеся с собой в могилу, говоря словами князя, "половину его души". Но Александр Дюма навсегда вычеркнул ее из своего сердца.

Незабываемой для Дюма стала встреча с итальянской актрисой Фанни Гордоза. Первый муж Фанни так устал от ее сексуального аппетита, что заставлял ее носить обвязанное вокруг талии мокрое холодное полотенце, чтобы хоть как-то охладить жар любовный. Дюма же не испугался страстной актрисы, и полотенце ей завязывать больше не приходилось. Дюма, впрочем, вскоре выставил Фанни из дому: она, связавшись с учителем музыки, тем не менее ревновала его к другим женщинам.

Дюма объехал Италию, сопровождаемый Эмилией Кордье, которую он называл "мой адмирал". Днем она одевалась и выдавала себя за мальчика. Впрочем, об этом маскараде все знали. Вскоре "мальчик" оказался беременным. У "адмирала" в положенный срок родилась дочь Микаэлла, которую Дюма нежно любил. К большому огорчению, Эмилия не позволила Дюма официально объявить о своем отцовстве.

Затем Дюма развлекался со знаменитой танцовщицей Лолой Монтес, чьи выступления шокировали женщин и восхищали мужчин. Лола добавила Дюма к длинной череде своих знаменитых любовников, проведя с ним лишь две ночи. Сделала она это, впрочем, с необыкновенным изяществом.

Летом 1866 года весь Лондон сходил с ума от американской актрисы-наездницы Ады Менкен, которая играла в цирковой драме "Мазепа", созданной по мотивам поэмы Байрона. Затянутая в трико телесного цвета, Ада, привязанная к лошади, галопом проносилась по арене: это тогда именовалось "эротико-конными трюками".

Из Лондона она приехала в Париж и покорила французскую столицу, играя те же трюки в пьесе "Пираты саванны". Когда Дюма пришел в артистическую выразить восхищение отважной актрисе. Ада Менкен бросилась на шею к старому писателю. Дюма ввел ее в мир литературной и светской богемы Парижа, обещал написать ей пьесу по роману Вальтера Скотта "Монастырь", возил на ужины в Буживаль. И стареющая знаменитость Александр Дюма согласился сфотографироваться с Адой Менкен в весьма фривольной позе. Эти снимки сделал фотограф Лебьер, которому Дюма был должен. Предприимчивый мастер художественной фотографии, стремясь вернуть свои деньги, пустил в продажу эти открытки, которые были выставлены во всех парижских витринах. Это фото привело в восторг юного Поля Верлена, который написал стихотворение, где есть такие строчки: "Дядя Том с мисс Адой - зрелище, о котором можно лишь мечтать".

Но дочь Дюма, Мария, была другого мнения: она делала все возможное, чтобы изъять открытки из продажи. Александр Дюма судился с Лебьером, и наконец 24 мая 1867 года фотографии из продажи исчезли.

Со своей стороны Дюма-сын заклинал отца не афишировать скандальную связь с эксцентричной американкой, которая уже успела четырежды побывать замужем. Но Дюма не внял благоразумию. В июле 1868 года он снова встречался в Гавре с Адой, которая возвращалась из гастролей в Англии.

Судьба Ады Менкен оказалась трагичной. Она внезапно заболела и 10 августа 1868 года умерла от острого перитонита. На кладбище Пер-Лашез ее провожали горничная, несколько актеров и... любимая лошадь.

В сохранившемся письме Дюма к Аде Менкен автор "Графа де Монте-Кристо" писал: "Если верно, что у меня есть талант - то верно, что у меня есть любовь, и они - принадлежат тебе".

В 1870 году Александр Дюма вновь, в двадцатый раз в жизни, разорился. "Мне делают упреки в том, что я был расточителен, - говорил Дюма перед смертью своему сыну. - Я приехал в Париж с двадцатью франками в кармане. - И, указывая взглядом на свой последний золотой на камине, закончил: - И вот, я сохранил их... Смотри!" Через несколько дней, 6 декабря, его не стало. Писатель прожил бурную жизнь. Наслаждался и работал, жил на широкую ногу и трудился не покладая рук. Натуры заурядные вынуждены выбирать, чем довольствоваться. Он же брал от жизни все.

Alexandre Dumas

Французский писатель, драматург и журналист. Его труды были переведены почти на сто языков, он – один из самых читаемых французских авторов. Дюма был плодовит и работал во многих жанрах. Начал свою карьеру с написания пьес, ставших очень популярными с самого начала. Также он написал множество статей для журналов и книг о путешествиях. Его работы насчитывают 100 000 страниц.

Поскольку сын Дюма также носил имя Александр и также был писателем, для предотвращения путаницы при упоминании Дюма старшего часто добавляют уточнение «-отец».

Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Дюма считался квартероном, так как его бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити.

Свою литературную деятельность писатель начинает во время Реставрации, когда восторжествовала монархия Бурбонов, пытавшаяся привлечь на свою сторону представителей буржуазии и осуществлявшая политику искоренения всех важнейших преобразований, совершённых во Франции в период буржуазной революции 1789-1794 годов.

К ниги

Г раф Мон­те-Крис­то – 1844 год.

Приключенческий роман Александра Дюма, классика французской литературы, написанный в 1844-1845 годах.

У щелье дьявола – 1855 год.

Дословный перевод романа «Адская бездна», но русскоязычным читателем роман в основном известен под названием «Ущелье дьявола». События романа разворачиваются в Германии 1810-1812 годах. Роман «Адская бездна» и его продолжение «Бог располагает!», составляют дилогию, своего рода «Преступление и наказание».

Т ри мушкетёра – 1844 год

Историко-приключенческий роман Александра Дюма-отца, написанный в 1844 году. Книга посвящена приключениям молодого человека по имени д’Артаньян, покинувшего дом, чтобы стать мушкетёром, и трёх его друзей-мушкетёров Атоса, Портоса и Арамиса. История д’Артаньяна продолжается в двух других романах трилогии: «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».

Г рафиня де Монсоро – 1846 год.

Роман Александра Дюма-отца и Огюста Маке, опубликованный в 1846 году. Это второй роман его трилогии о гугенотских войнах. История трагичной любви храбреца-красавца графа де Бюсси и очаровательной Дианы де Меридор, впоследствии де Монсоро, переплетённой с политическими интригами, происходящая во Франции во времена правления Генриха III, трон которого хотел заполучить его родной брат – Франсуа, а также де Гизы.

К оролева Марго – 1845 год.

Исторический роман Александра Дюма, образующий первую часть трилогии о гугенотских войнах, которую продолжают книги «Графиня де Монсоро» и «Сорок пять».

С орок пять – 1848 год.

Роман Александра Дюма-отца, завершающий собой трилогию о гугенотских войнах, финал истории, которая была начата в романе «Королева Марго» и продолжена в «Графине де Монсоро».

Ц итаты и афоризмы

Только нелюбимые женщины никогда не опаздывают.

Кто мстит иногда жалеет о совершенном; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом.

В их обществе я бы умер от скуки, не будь там меня.

Бывают трагедии, которые люди постигают чувством, но не могут охватить разумом.

Вся человеческая мудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться!

Бывают услуги настолько бесценные, что отплатить за них можно только неблагодарностью.

Как бы хорошо ты ни говорил, если ты говоришь слишком много, то в конце концов станешь говорить глупости.

Женщина становится полноценной личностью только тогда, когда ее кто-нибудь полюбит.

Мужчина действует, а женщина ждет - такова судьба. Но порою ждать куда тяжелее, чем действовать.

Почему нет окошечка в каждом человеческом сердце, чтобы всякий смог видеть, что там происходит!

Злословие и клевета не имели бы такой силы, если бы глупость не пролагала им пути.

Случайность в жизни - запасной фонд Господа Бога.

История - это гвоздь, на который я вешаю свою картину.

От всякой беды есть два лекарства - время и молчание.

Ф акты связанные с Дюма

В 1847 году Дюма основал в Париже Исторический Театр.

Дюма заработал свою репутацию благодаря двум самым известным романам французской литературы «Граф Монте-Кристо» и «Три мушкетёра».

Впервые 12-летний Дюма услышал русскую речь в 1814 году, когда русские войска, разгромив Наполеона, заняли север Франции. Родители стращали будущего писателя казаками. Но прошло много лет, и в феврале 1858 года, когда Дюма был в Дагестане, его избрали почетным казаком одного русского полка.

Дюма познакомил Францию с шашлыком! Именно он открыл в Париже первую шашлычную, привезя эту замечательную идею приготовления мяса из своего путешествия по Кавказу.

У Дюма было двое сыновей и две дочери. Один из его сыновей женился на русской. И две внучки у Дюма были русскими.

Однажды на одной из выставок ежегодного Салона Дюма обратил внимание на барельеф с изображением убийства Джованни Мональдески. Прочитав во «Всемирной биографии» статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине, Дюма решил написать на эту тему драму.

Еще в ноябре 1858 года Дюма написал, что в России произойдет революция, Польша и Финляндия отделятся, а из эмиграции вернется гениальный изгнанник, который установит федеративную республику.

В 1840 году женился на актрисе Иде Ферье, но продолжал связи с многими другими женщинами (Белль Крельсамер, Селестой Скриванек, Луизой Бодуэн, Анной Бауэр, Беатрис Пьерсон). Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен.

Дюма очень хорошо готовил. Это подтверждают не только многочисленные современники, но и приводимые им в своих произведениях описания разных блюд (например, в «Графе Монте-Кристо» рассказывается о приготовлении волжской рыбы).

Дюма написал о декабристах раньше, чем кто-либо из наших соотечественников: в 1840 году, через 15 лет после восстания, Дюма выпустил роман «Учитель фехтования».

Дюма пробыл в России рекордное для иноземного писателя время – 8 месяцев и 21 день. Из 456 написанных им книг три были сочинены в России и 19 – на русском материале.

В 1863 году Дюма посетил знаменитого кулинара Дени-Жозефа Вуилльмо, приготовившего для Александра и его друзей пышный банкет во «Французском ресторане» на площади Мадлен. Растроганный Дюма подарил кулинару свой портрет, сделанный в Тифлисе, а потом сочинил для его ресторана шутливое меню: «…вначале идет закуска, потом суп «по-букенгемски» или «из Могикан Парижа», к этому добавляются омары «а ля Портос», говяжье филе «а ля граф Монте-Кристо», пирожок «а ля королева Марго». Потом десерт, раки «а ля Д’Артаньян», сливки «а ля королева Кристина» и так далее».

Книги Дюма побили рекорд во всем мире по количеству изданий. В России в восьмидесятых годах прошлого столетия его произведения печатались в среднем по 4 миллиона в месяц.

Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы - романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека таким накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был скорее свойственен эпохе Возрождения.

Три года участвовал в борьбе за объединённую Италию, был лично знаком и близок с Гарибальди. Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев.

Дюма был учителем принца из самих Бонапартов. Писатель учил самого племянника Наполеона.

В 30-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции XV-XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская» (1835). Исторической основой послужили «Хроника Фруассара», «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.

Улица Дюма - в городе Ломоносове Петродворцового района Санкт-Петербурга, в историческом районе Мартышкино.

Во Франции, в частности в Париже о нем ходили легенды, как о герое-любовнике. Некоторые от нечего делать насчитали за его жизнь около пятисот любовниц.

Дюма много работал. В среднем писатель проводил время за написанием своих произведений по 16 часов в сутки. За свою жизнь он написал более 500 работ, все они были на самые разнообразные темы.

В сентябре 1860 Дюма направился в Неаполь. Был знаком с Гарибальди, мемуары которого перевел на французский язык. Борьбу итальянцев за возрождение единого государства поддержал своим личным участием, пожертвовав 50 000 франков для покупки оружия. В Неаполе Дюма получил от Гарибальди назначение на должность директора национальных музеев. После того, как Гарибальди пригласил короля Виктора-Эммануила для установления своего правления на завоеванных гарибальдийцами землях, писатель решил покинуть Неаполь и в апреле 1864 возвратился во Францию.

Александр Дюма (1802-1870) – Все самое интересное, книги, факты, цитаты и фото обновлено: Январь 18, 2017 автором: сайт