Анализ пьесы Корнеля «Сид. "Сид" (Корнель): описание пьесы из энциклопедии История создания произведения

«Сид» («Le Cide») — пьеса французского драматурга-классициста Пьера Корнеля. Первая постановка ее произошла в январе 1637 г. (по другим данным — в конце декабря 1636 г.) в парижском театре Марэ; роль Родриго в пьесе исполнял знаменитый актер Мондори. На протяжении XVII в. пьеса «Сид» Корнеля несколько раз переиздавалась в составе сборников театральных сочинений писателя: первый раз в 1664 г., последний — в полном собрании драм 1682 г. Это последнее издание как наиболее авторитетное и одобренное самим автором положено в основу современных публикаций. Первое комментированное издание корнелевских пьес вышло уже в 1765 г. в Женеве. Среди научных изданий XX в. следует выделить полное собрание пьес в серии «Классик Гарнье» (1942 г.) и двухтомное издание «Театр Корнеля» (1971 г.) с комментариями Г. Кутона. «Сида» сразу же начали публиковать в других европейских странах, еще в XVII в. пьеса появилась на голландском, итальянском и английском языках, количество современных переводов ее огромно. В России переводы «Сида» появились во второй половине XVIII столетия, и тогда же пьесу начали ставить на сценах московских и санкт-петербургских театров. Среди первых переводчиков Корнеля в России — Я.Б. Княжнин, П.А. Катенин (его перевод особенно ценил А.С. Пушкин). В XX в. «Сида» Корнеля переводил М.Л. Лозинский (1938 г.). В двухтомном издании пьес Корнеля, вышедшем в 1984 г., помещен современный перевод Ю. Корнеева.

Корнель вошел в историю литературы как «истинный гений трагедии» (А.С. Пушкин). В самом деле, именно с корнелевского «Сида» начинается расцвет трагедии классицизма во Франции, а затем и за ее пределами. Однако жанровое определение пьесы, данное первоначально самим автором, — трагикомедия. Так же называли «Сида» и авторы «Мнения французской Академии о трагикомедии «Сид» (июль-ноябрь 1637 г.) — документа, свидетельствовавшего об острых спорах критиков вокруг корнелевского сочинения. Споры были связаны с тем, что Корнель не всегда следовал в этой пьесе правилам трех единств — букве классицистической эстетики, или следовал только букве, как полагал, например Пушкин, отметивший, что, внешне соблюдая правило единства времени (24 часов), Корнель «нагромоздил событий на целых четыре месяца». Однако широкая театральная публика приняла «Сида» восторженно и оценила как подлинно высокую трагедию. Слава пьесы росла с каждым представлением. Среди современников Корнеля распространилась поговорка «прекрасно, как «Сид»: зрителями пьеса воспринималась как воплощение совершенного драматического мастерства.

Сюжет пьесы восходит к истории Реконкисты в Испании, к одному из участников борьбы испанцев с маврами — Руй Диасу де Бивар, прозванному «Сеидом» («Сидом»; по-арабски, «господином»). Историко-легендарный образ Сида возникает в испанской эпической «Песни о моем Сиде», в поэме «Родриго», в многочисленных средневековых романсах. Но непосредственным источником пьесы Корнеля послужила драма испанского писателя Гильена де Кастро «Юность Сида» (1619 г.). Корнель прежде всего сделал пьесу более упорядоченной, простой и цельной; кроме того, перенес внимание зрителя с внешних перипетий на внутренний конфликт героев. Именно в этом смысл отказа классицистической трагедии от сложных, меняющихся, отвлекающих зрителя декораций, переноса всех внешних событий за сцену и подробного рассказа о них на сцене, единства драматургического действия. Персонажи Корнеля действуют весьма решительно, но размышляют, принимают решения на глазах у зрителя. Ход этих размышлений — и самого Сида, и его возлюбленной Химены, и инфаты Урраки — можно обозначить словами Стендаля: «это суд разума человека над движениями его сердца».

Традиционно конфликт в классицистической трагедии обозначают как борьбу чувства и долга. Однако чувство любви у Корнеля — это любовь по разумному выбору, любовь к достойному, и неисполнение долга (например, отказ Родриго от дуэли с отцом Химены) одновременно повлекло бы за собою гибель любви (Родриго стал бы недостоин любви Химены). Блистательная победа героя над маврами, выполнение своего патриотического, воинского долга, становится залогом будущего счастья героев: Химена склоняется перед волей короля Фернандо, жаждущего брака влюбленных, и одновременно — перед велением собственного сердца, в котором чувство к Родриго лишь укрепилось. Особая напряженность нравственно-психологического конфликта, переживаемого героями, сообщает им подлинное «душевное величие», о котором скажет позднее Вольтер, и делает трагедию Корнеля героической, рисующей «образ человека, преодолевшего роковое стечение обстоятельств и самого себя» (Ю.Б. Виппер).

Школу Корнеля прошли практически все драматурги Франции. Даже романтики, придерживавшиеся иных эстетических принципов, восхищались «Сидом». Среди последователей Корнеля в России называют А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, Н.П. Николева, М.М. Хераскова. В XIX в. исполнением ролей корнелевских героинь прославилась трагическая актриса Рашель. Выдающиеся исполнители роли Сида - Тальма, Муне-Сюлли, Жан-Луи Барро; эту роль в спектакле Жана Вилара (Национальный Народный Театр, 1951 г.) играл знаменитый французский актер Жерар Филипп.

В этой статье мы расскажем вам о произведении, которое создал Корнель. "Сид", краткое содержание которого описывается ниже, автор написал в 1636 году. Кроме пересказа, вы найдете в этом тексте историю его создания, критику. Итак, начинаем описывать драму, которую создал Корнель ("Сид"). Краткое содержание познакомит вас с основными событиями, после чего проведем анализ произведения.

Начало действия

Эльвира, воспитательница, приносит приятную весть донье Химене: отец девушки, граф Гормас, хочет иметь зятем дона Родриго, а не дона Санчо. Именно в него влюблена Химена.

Этот дворянин является также предметом воздыхания Урраки, дочери кастильского короля, подруги девушки. Однако она является невольницей своего положения: лишь равного по рождению велит Урраке сделать своим супругом долг. Инфанта, желая прекратить свои страдания, делала все для того, чтобы Родриго женился на Химене. Она ждет свадьбы, которая должна положить конец ее надеждам и мучениям.

Граф Гормас и дон Диего, отцы Химены и Родриго, - верные подданные короля. Граф - надежная опора престола и сейчас, а у Диего время подвигов уже позади. Он не может в свои годы водить против неверных христианские полки, как раньше.

Поединок графа Гормаса и дона Диего

Опишем следующие события драмы, которую создал П. Корнель ("Сид"). Краткое содержание рассказывает о том, что Фердинанд, король, решил выбрать наставником для своего сына дона Диего, чем подверг испытанию давнюю дружбу этих двух вельмож. Гормас посчитал этот выбор несправедливым. Рассуждения о достоинствах каждого переходят в ссору. Граф в конце концов дает пощечину дону Диего, и тот достает шпагу, которую противник выбивает у него. Но Гормас не может продолжить поединка, поскольку убить старика было бы позором для него.

Дон Диего решает отправить на бой сына

Лишь кровью можно смыть оскорбление дона Диего. Он велит поэтому своему сыну вызывать врага на бой. В смятении Родриго - ему придется поднять руку на родителя своей возлюбленной. В его душе борются два долга, и сыновний побеждает, что показывает нам Корнель ("Сид").

Химена сетует на тщеславие отцов. Ни один из возможных вариантов развития событий не сулит девушке добра. Погибни Родриго - погибнет и ее счастье, а если он победит, станет невозможным для нее союз с убийцей собственного отца. Даже если поединок не состоится, будет опозорен Родриго и не сможет называться больше дворянином.

В утешение ей донья Уррака предлагает, чтобы Родриго состоял при ней, а там, возможно, все уладят при посредстве короля отцы. Но опоздала инфанта - дуэлянты уже отправились на место поединка.

Описанные обстоятельства вызывают в душе Урраки двойственные чувства. Скорбя, она тайно и радуется, в сердце ее вновь поселяется надежда. Мысленно она представляет Родриго завоевавшим королевства и ставшим тем самым ей равным.

Родриго убивает Гормаса

Король велит взять под стражу непокорного Гормаса. Но к тому времени он уже сражен рукой Родриго. Перед Фердинандом предстает Химена, моля о смерти для убийцы. Король решает судить Родриго.

Тот приходит в дом Гормаса, чтобы предстать перед Хименой. Эльвира, воспитательница девушки, напугана, встретив его, поскольку Химена вернуться может не одна, и если Родриго увидят дома у нее, падет тень на честь девушки. Герой прячется.

Химена приходит вместе с доном Санчо, предлагающим стать орудием возмездия. Не соглашается девушка с его предложением, полагаясь на королевский суд.

Признание Химены

Химена признается воспитательнице, что любит Родриго, поэтому, обрекая того на казнь, она вместе с ним отправится на смерть. Слышит эти слова Родриго и выходит из укрытия. Он молит свершить суд над ним, протягивая девушке меч. Но Химена гонит прочь Родриго.

Рад дон Диего, что сын смысл пятно позора с него. Насчет Химены он говорит, что возлюбленных меняют. Но Родриго любит девушку и призывает лишь смерть.

Родриго побеждает мавров

Дон Диего предлагает сыну отразить войско мавров, встав во главе отряда смельчаков. Вылазка приносит блестящую победу кастильцам - двое мавританских царей попадают в плен. Все превозносят Родриго, лишь Химена жаждет мщения.

Инфанта уговаривает девушку отказаться от мести. Ведь Родриго, щит и оплот Кастилии, должен продолжать служить государю. Но Химена настаивает на исполнении долга. Однако она напрасно надеется на суд короля - Фердинанд восхищен Родриго. Он решает последовать примеру царей мавров, которые величали этого героя Сидом в разговорах с королем. Сид - это повелитель, господин. Отныне он будет зваться так.

Химена, несмотря на почести, оказанные Родриго, молит короля об отмщении. Фердинанд, видя, что девушка любит этого героя, решает проверить ее чувства. Он сообщает, что Родриго умер от ран. Смертельно бледнеет Химена, но, узнав, что это ложь, оправдывает свою реакцию тем, что, погибни Сид от рук мавров, это не смыло бы позора с нее, она была бы лишена возможности мести.

Решение короля

Химена объявляет, что одолевший Родриго станет ее мужем. Вызывается сразиться с ним дон Санчо. Это не по душе королю, но он соглашается дозволить поединок, при этом выдвинув условие, что рука Химены достанется тому, кто выйдет из него победителем.

Является Родриго проститься к Химене. Та недоумевает, ведь дон Санчо вовсе не силен. Но юноша говорит, что на казнь отправляется, а не на бой. Не желая его смерти, девушка говорит о том, что нельзя этому герою умереть от руки Санчо, ведь это повредит его славе, а Химене радостнее сознавать, что ее отца убил один из величайших рыцарей. Но в конце концов героиня просит победить Родриго, чтобы ей не выходить замуж за нелюбимого.

Смятение царит в душе Химены. Она не хочет, чтобы Родриго погиб, но и другой расклад не приносит облегчения девушке. Перед ней предстает Санчо с обнаженным мечом, рассказывает о поединке. Но она не слушает его, спешит к королю, прося не вынуждать ее выходить замуж за победителя. Девушка готова отдать все состояние ему, а сама уйти в монастырь.

Чем на самом деле закончился поединок?

Однако выясняется, что Родриго выбил из рук противника меч, но не захотел его убивать. Король говорит, что поединок смыл пятно позора с Химены, и вручает девушке руку Родриго. Но она не может стать женой человека, который убил ее отца. Тогда Фердинанд решает подождать - он переносит свадьбу на год. За это время девушка простит Родриго, а тот совершит множество подвигов во славу короля и Кастилии.

Так заканчивается "Сид" Корнеля.

История создания произведения

Трагедию эту сам автор определял словом "трагикомедия", таким образом подчеркивая счастливый финал, который в трагедии невозможен. "Сид" Корнеля был написан в 1636 году, когда автор находился в Руане. Родриго Диас, герой Реконкисты в Испании, стал главным героем этой пьесы. Он был известен под именем Сида Кампеадора. Корнель использовал как литературный материал драму "Молодость Сида" Гильена де Кастро, а также испанские романсы. Он позаимствовал из вышеуказанной пьесы 72 стиха. В эпоху классицизма подобные заимствования не являлись исключениями. В Театре Маре состоялась первая постановка этого произведения в 1636 году, в декабре (по некоторым источникам, она была сделана в следующем году, в январе).

Конфликт в произведении и изображение героев (Пьер Корнель, "Сид")

Анализ произведения показывает, что конфликт, предстающий перед нами в этой драме, является очень характерным для драматургии классического периода. Именно в традиции классицизма работал этот автор. Конфликт между личностными и общезначимыми ценностями проводит в пьесе "Сид", краткое содержание которого было нами рассмотрено, представляет эти ценности как разные. Многократно оказываются герои пьесы перед выбором, каждая их мотивация и действие различны. Именно подобные ситуации выбора интересуют такого автора, как Корнель ("Сид"). Краткое содержание по главам показывает, что таких сцен в пьесе очень много.

В 17 веке существовало представление, что личное оскорбление может передаваться родственнику оскорбленного, поэтому на поединок отправляется Родриго.

"Сид" является первой во французской литературе пьесой, в которой были показаны душевные муки героя, совершающего выбор между чувством и долгом. Конфликт между личным счастьем и честью автор разрешает, вводя в произведение идею долга еще более высокого, чем родовая честь, - перед монархом, перед страной. Именно он трактуется в "Сиде" как единственно подлинный. В национального героя превращает Родриго исполнение данного долга. Над ним становятся не властны этические феодальные нормы, поскольку их заменяет государственная необходимость.

Изображение героев в "Сиде" является также характерным для классицизма. Они вызывают преклонение и восхищение героической цельностью. Подобный стиль изображения, одной краской (либо целиком положительными, либо целиком отрицательными), является типичным для творчества этого автора.

Драма эта создана с использованием александрийского стиха, представляющего собой во французском языке шестистопный ямб, написанный с парной рифмовкой.

Критика "Сида"

Несмотря на то что в "Сиде" были соблюдены основные требования классицизма, Корнель переосмыслил их, и в результате получилось первое театральное произведение в данном стиле. Например, принцип "единства дворца" был истолкован как "единство города", а продолжительность действия составила 30 часов, а не сутки. Подобные отступления стали поводом для критики этой драмы, которую упрекали также за "нескромное" поведение Химены, побочную линию инфанты, влюбленной в Родриго, а также множество событий, являющихся неправдоподобным.

Нападки, однако, лежали в области политики, а вовсе не искусства. Испанцы как герои, показанные благородными и смелыми людьми, для были некстати. Он вел борьбу с Испанией за влияние в Европе, поэтому не хотел видеть пьесу, показывающую соперников в положительном ключе. Вызывал опасения и непокорный характер Родриго. Кроме того, Корнель был обвинен в плагиате. Однако публика приняла произведение столь восторженно, что даже появилось выражение "прекрасно, как "Сид"". Но для Корнеля эта трагикомедия стала последней. После этого он творил уже в соответствии с принятыми канонами, а в переиздании 1648 года именовал трагедией Корнель "Сид".

Краткое содержание по действиям, анализ произведения были представлены несколько поверхностно. Ознакомившись с оригиналом, вы поймете, почему существует выражение "прекрасно, как "Сид"". Произведение написано блестяще. До сих пор вызывает восхищение драма, которую создал Пьер Корнель ("Сид"). Анализ ее проводили многие исследователи. Особенно следует выделить Н.П. Кабанову, создавшую прекрасные статьи, посвященные этому произведению. "Сид" Корнеля в кратком содержании, конечно, сильно уступает оригиналу этой драмы.

Пьер Корнель (1606-1684гг.) – французский поэт и драматург, создатель величайшего произведения классицизма, пьесы «Сид», которая стала вершиной его творчества.

Действующие лица:
Дон Фернандо, первый король кастильский
Донья Уррака, инфанта кастильская.
Дон Дьего, отец дона Родриго.
Дон Гомес, граф Гомес, отец Химены.
Дон Родриго, возлюбленный Химены.
Дон Санчо, влюбленный в Химену.
Дон Ариас, Дон Алонсо — кастильские дворяне
Химена, дочь дона Гомеса.
Леонор, воспитательница инфанты.
Эльвира, воспитательница Химены.
Паж.
Инфанты.

Жанр «Сида» — трагикомедия , (то есть трагедия со счастливым концом). Ее Корнель написал в 1636 году. Главный герой пьесы — Дон Родриго, которого за военные заслуги величали Сидом. В первом действие пьесы происходит ссора между графом Гомесом и доном Дьего, в ходе которой граф дает пощечину Дьего. Гомес отказывается от драки, не считая старика достойным противником. Тогда Дьего просит своего сына смыть кровью обидчика его оскорбление. Родриго в смятении:

«Я к счастью был так близок наконец, — О, злых судеб измены! — И в этот миг мой оскорблен отец, И оскорбившим был отец Химены. Я предан внутренней войне; Любовь моя и честь в борьбе непримиримой: Вступиться за отца, отречься от любимой!»

Во втором действие король велит графу принести извинения перед Дьего, но уже поздно: Родриго и Гомес отправляются на поединок. Химена тоже оказывается перед выбором между чувством и долгом, и все-таки выбирает защищать честь погибшего отца:

«Безумца юного отвагу накажите: Он отнял жизнь того, кто нужен был венцу; Он дочь лишил отца».

В третьем действие Родриго казнит себя и приходит каяться к Химене:

«Казнив обидчика, я сам иду на казнь. Судья — моя любовь, судья — моя Химена. Снискать ее вражду — ужасней, чем измена, И я пришел снискать, как утоленье мук, Свой суд из милых уст и смерть из милых рук»

Но инфанта отговаривает его от этой встречи. Химена признается ей, что любит Родриго, и, отомстив, сама умрет. Тогда выходит убийца ее отца и предлагает ей убить его тем же мечом, но Химена полагается на короля. В это время на Севилью нападают мавры. Дьего предлагает сыну возглавить отряд. В четвертом действие Родриго возвращается героем. Король восхищен его поступком. Химена заявляет, что выйдет за того, кто отомстит за ее отца. Давно влюбленный в нее Санчо решается на бой. В пятом действие Санчо возвращается и сообщает, что Родриго выбил меч из его рук, но не стал убивать того, кто защищает Химену. Тогда король дает Химене год, чтобы «осушить слезы », а Родриго пока будет совершать подвиги:

«Надейся на себя, на царственное слово; Химена сердце вновь отдать тебе готова, А успокоить в ней неотжитую боль Помогут смена дней, твой меч и твой король!».

«Сид» Пьера Корнеля как произведение классицизма

Что такое классицизм? Кратко

Классицизм возник во Франции конца 17 – 18 вв. Манифестом жанра является произведение Буало «Поэтическое искусство». Главным конфликтом в классицизме является борьба между чувством и долгом. При этом герои всегда должны выбирать головой, а не сердцем.

Основные черты классицизма на примере пьесы «Сид»:

— Герой всегда должен оставаться самим собой. В пьесе герои выбирают долг и следуют ему до конца. Концепция героического в пьесе «Сид» предполагает, что Родриго должен побороть в себе неразумный голос чувств, именно это делает его «Сидом», а не победа над маврами. Его главный триумф — превосходство воли и разума над страстями.

— Единство формы и содержания, но главную роль играет содержание.

— Трагикомедия написана в стихах ясным и четким языком, без излишества тропов.

— Герой всегда должен выбирать долг, а не чувство. Им движет рационализм, а не романтические порывы. В пьесе «Сид» оба героя следуют долгу, Корнель показывает, как тяжело дается им этот выбор. Они жертвует счастьем ради долга, но в конце автор в награду дарит им надежду на счастливый финал.

— Драма построена на реальных исторических событиях. Родриго Диас -реально существовавший персонаж, который был героем Реконкисты. Образ Сида — не выдуманный характер.

— Количество актов строго должно быть не четным (3,5, редко 7). В пьесе Корнеля «Сид» 5 действий.

— Проблематика «Сида» полностью укладывается в классицистический репертуар того времени: конфликт чувства и долга, разума и сердца, общественного и личного.

Правило триединства в классицизме на примере пьесы Корнеля «Сид»:

— Места. Все действие происходит в одном месте – город Севилья, что имеет не однозначную трактовку, так как это расширенное место действия.

— Времени. По канонам классицизма действие должно длиться не более суток. В пьесе события происходят в течение двух дней. В первый день происходит ссора между графом и Дьего, ночью на город нападают мавры, на следующий день король вручает Химене руку и сердце Родриго.

— Действия. На протяжении всей пьесы должна развиваться одна сюжетная линия, один конфликт. Сюжетная линия нарушена ролью дочери короля инфанты, которая, кроме всего, влюблена в дона Родриго.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Принудь судьбу просить Химену - не бороться,

Приди с победою - и ты, быть может, вновь,

И лишь таким путем, вернешь ее любовь.

Но время дорого, и нам его с тобою

Нельзя терять в речах, иди, готовься к бою;

Сразись и победи, монарху доказав,

Что ты заменишь все, чем был убитый граф.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Химена, Эльвира

И это не обман, не ложный слух, Эльвира?

Его все в городе возносят, как кумира,

И до небес гремит всеобщая хвала

Бойцу, свершившему бессмертные дела.

Лишь посрамление враги его стяжали:

Напав стремительно, еще быстрей бежали.

И вот в его руках, когда взошла заря,

Победа полная и пленных два царя.

Испанский вождь склонил их головы под иго.

И эти чудеса свершил один Родриго?

Неволя двух царей - венец его трудам:

Он сам их победил и полонил их сам.

Но почему тебе так точно все известно?

Молва его хвалу разносит повсеместно:

Он - общей радости виновник и предмет,

Он - ангел, всю страну избавивший от бед.

А как взглянул король на подвиг этой ночи?

Родриго не дерзнул предстать ему пред очи;

От имени его ликующий отец

Венчанных пленников приводит во дворец,

У повелителя прося соизволенья

Дать доступ и тому, кто спас его владенья.

Но он не ранен ли?

Никто не говорил.

Но вы бледнеете! Вам нужно больше сил.

Мне нужно больше сил для праведного гнева:

Тревожиться о нем, как трепетная дева?

И честь покорствует, и обессилен долг!

Он победил царей, но мой отец не встанет.

Печальный мой наряд, моих свидетель бед,

Был первым следствием Родриговых побед;

И, как бы ни был он велик в народном мненье,

Здесь все кругом твердит о страшном преступленье.

Вы, памяти моей властительный укор,

Вуали, платья, креп, торжественный убор,

В который он меня облек рукой кровавой,

Не дайте нежности возобладать над славой;

И, если снова верх возьмет моя любовь,

Вы мой печальный долг напомните мне вновь,

Служите мне щитом, нетленней адаманта.

Умерьте ваш порыв, сюда идет инфанта.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Инфанта, Химена, Леонор, Эльвира

Я не забвения несу тебе бальзам;

Я приобщить хочу мой вздох к твоим слезам.

Вы лучше к радости всеобщей приобщитесь

И вам ниспосланной отрадой насладитесь,

Сударыня; лишь мне позволено вздыхать.

Родриго отразил нахлынувшую рать,

Он нас избавил всех от вражеской угрозы;

И вправе только я ронять сегодня слезы.

Он храбро послужил монарху и стране,

И славный меч его враждебен только мне.

Но то, что он свершил, и впрямь подобно чуду.

Постылый этот слух доходит отовсюду,

И всякий говорит и повторяет вновь,

Что слава с ним дружна, как не дружна любовь.

Но чем же их слова твоим ушам постылы?

Ведь этот юный Марс был твой избранник милый,

Покорствуя тебе, владел твоей душой;

Кто чествует его, тот хвалит выбор твой.

Да, чествовать его, конечно, всякий может;

Но этот шум похвал мои терзанья множит.

Его превознося, мне душу жгут огнем:

Я вижу явственно, чего лишилась в нем.

О, тягостная скорбь моей любви несчастной!

Чем громче весть о нем, тем жарче пламень страстный,

И все-таки мой долг властительней всего

И, сердцу вопреки, не пощадит его.

Вчера ты этот долг венчала честью новой;

Твоя борьба с собой была такой суровой,

Такой возвышенной, что все вокруг тебя

Дивились доблестной, о любящей скорбя.

Но дружбы искренней ты выслушаешь мненье?

Вас не послушаться сочту за преступленье.

То был твой долг вчера; сегодня он не тот.

Родриго нам теперь единственный оплот,

Надежда и любовь простых людей и знати,

Кастильи верный щит и ужас маврской рати.

Согласен сам король с народною молвой,

Что в образе его воскрес родитель твой;

Короче, говоря без лести и коварства,

В его погибели - погибель государства.

И ты решилась бы, свой защищая дом,

Отдать отечество на вражеский разгром?

За что нас подвергать ужасному удару

И в чем преступны мы, чтоб несть такую кару?

Ты не обязана, конечно, взять в мужья

Того, к кому вражда оправдана твоя:

На это я сама взглянула бы с тревогой;

Лиши его любви, но жизнь его не трогай.

Так поступила бы другая, но не я;

Границ не ведает обязанность моя.

Пусть счастие мое доселе в нем едином,

Пусть он любим толпой, обласкан властелином,

Пусть чествуют его храбрейшие бойцы,

Надгробный кипарис затмит его венцы.

Не всякой доблести казалось бы по силам,

Отмщая за отца, забыть о сердцу милом;

Но тот велик душой и доблестен вдвойне,

Кто кровной гордостью пожертвует стране.

Поверь, достаточно лишить его приязни;

Твой холод для него тяжеле всякой казни.

Помысли обо всех и сердце приневоль.

Да и какой ответ тебе бы дал король?

Он может отказать, но я молчать не вправе.

И взвесь последствия, представь себе их въяве|

Прощай; наедине обдумай мой совет.

Раз мой отец убит, то выбора мне нет.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Дон Фернандо, дон Дьего, дон Ариас, дон Родриго,

дон Санчо

Дон Фернандо

Наследник доблестный блистательного дома,

Чья слава искони отечеству знакома,

Потомок пращуров, испытанных борьбой,

С которыми тебя сравнял твой первый бой,

За то, что ты свершил, награда невозможна;

Чтобы ее воздать, вся власть моя ничтожна.