Англоканадская литература. Искусство английской Канады

Известная писательница Маргарет Этвуд почти шестьдесят лет радует своих почитателей новыми романами, многие из которых отмечены литературными премиями и наградами. Несколько ее произведений экранизированы, в том числе и самый известный роман «Рассказ служанки», принесший автору мировую известность. Первую свою книгу Маргарет опубликовала в 1961 году, а ее последний роман увидит свет в 2114 году.

Биография

Маргарет Этвуд появилась на свет 18 ноября 1939 года в Оттаве (Канада). Отец ее занимался исследованиями лесной энтомологии, и Маргарет большую часть детства провела на севере Квебека, разъезжая между Оттавой, Торонто и Су-Сент-Мари.

До восьми лет она не посещала постоянную школу, поэтому стала страстным читателем сказок Гримм, комиксов и историй о животных. Окончила в 1957 году среднюю школу Leaside в Торонто. В этом же городе продолжила обучение в университете, в 1961-м получила степень бакалавра английского и французского языков и философии.

Пьесы и стихи Маргарет начала сочинять в шестилетнем возрасте, в шестнадцать поняла, что хочет писать профессионально. Размещала свои стихи и статьи в литературном журнале колледжа Acta Victoriana. В конце 1961 года она опубликовала книгу стихов Double Persephone и выиграла медаль Пратта, что позволило ей пойти в аспирантуру Колледжа Рэдклифф в Кембридже. В 1962 году, получив степень магистра, Маргарет Этвуд продолжила в течение двух лет докторантуру в Гарвардском университете.

Карьера

С 1964 года преподавала английскую литературу в университете Ванкувера, в 1965 году в Монреальском университете. В 1967 году Маргарет, уже доцент английской литературы, преподает в Йоркском университете.

С 1971 года - редактор и член совета директоров в House of Anansi Press. Занимала должность писателя-резидента в Йоркском университете с 1971 по 1972 год и Университете Алабамы в Тускалусе в 1985 году.

В 1986 году Маргарет - приглашенный профессор английского языка в Нью-Йоркском университете. В 1987 году работает писателем-резидентом в Университете Маккуори (Австралия).

Канадская писательница Маргарет Этвуд является также изобретателем и разработчиком LongPen и технологий, связанных с ним. Она - соучредитель и директор Syngrafii Inc. - компании, созданной в 2004 году для разработки и распространения LongPen.

Общественная деятельность

В начале 1970-х Маргарет, как редактор «Ананси пресс» и политический карикатурист «Зис мэгэзин», внесла большой вклад в возрождение канадской литературы. В 1972 году Этвуд опубликовала исследование по канадской литературе «Выживание».

В 80-е Маргарет принимала активное участие в борьбе с тоталитаризмом и цензурой, будучи членом организации «Международная амнистия» и занимая с 1980 года пост вице-председателя Ассоциации писателей Канады, а с 1984 года пост президента канадского ПЕН-центра.

Поэтические сборники

В период, когда Маргарет Этвуд была уже известна как романистка, она опубликовала пятнадцать поэтических сборников, в том числе Talismans for Children (1965) и The Animals in That Country (1968). В 1980-м ее «Дневники Сюзанны Муди» стали стихотворным переложением автобиографических набросков первых поселенцев Онтарио. На метафорах «замкнутости» строятся стихи, вошедшие в сборник Procedures for Underground, опубликованный в 1970 году.

В сборнике поэзии «Политика с позиции силы», вышедшем в 1971 году, писательница язвительно говорит о своем воинственном феминизме. Продолжает развивать эту тему Маргарет и в сборнике, опубликованном в 1974 году, «Вы счастливы», в котором, переделав гомеровскую «Одиссею», она пишет от имени Цирцеи, пересматривая мифологические образы с феминистских позиций.

Сборники рассказов

Этвуд публиковала короткие рассказы в журналах Tamarack Review, «Алфавит», Harper"s Magazine и многих других. В 1973 году последовал сборник рассказов «Постижение». Тему насилия «по половому признаку» Маргарет отразила в книге «Убийство в темноте», вышедшей в 1984 году.

В книгу «Вторичные слова», увидевшую свет в 1982 году, вошли статьи и рецензии Маргарет Этвуд. В книге «Замок Синей Бороды», опубликованной в 1983 году, автор выявляет женоненавистничество сказочных образов. В 1991 году выходит сборник рассказов Wilderness Tips, в 1992-м - Good Bones.

Романы Этвуд

В 1968 году Маргарет опубликовала свой первый роман «Съедобная женщина» - метафорическую, остроумную историю девушки, которая собирается замуж. Вскоре она почувствовала себя трофеем жениха, делающего все по правилам своего круга. Мэриан, героиня романа, не ест ничего, что было живым. Вскоре и морковка ей кажется живой. Девушка чувствует, что теряет себя, свою личность и скоро будет съедена Питером, своим женихом.

В 1976-м выходит роман «Мадам Оракул», о девушке, инсценировавшей свою смерть и сбежавшей на другую сторону океана, где она вспоминает прошлое. Роман Life Before Man, опубликованный в 1979 году, рассказывает о любовном треугольнике. Казалось бы, что может быть банальнее? Но если речь идет о произведении Этвуд, об обыденности можно забыть. Взгляд этого автора на отношения между людьми не похож ни на какой другой.

Действие романа «Телесные повреждения», вышедшего в 1982 году, происходит на одном из Карибских островов, во время политических волнений. Здесь звучит убежденность автора в том, что ответственность за беззакония несут все люди. В 1985 году выходит принесший автору популярность роман «Рассказ служанки».

Республика Гилеад

Книга Маргарет Этвуд «Рассказ служанки», которая была отмечена несколькими наградами, в том числе и Букеровской премией, рассказывает о тоталитарном государстве будущего - Республике Гилеад. В новой республике постоянно идут войны, сильно снижена рождаемость, а лидеры страны относятся к женщинам как к собственности. Здесь только одна из ста женщин может иметь ребенка. Поэтому простолюдинок отправляют в специальные центры, где готовят только к одному - к зачатию и рождению ребенка.

В Гилеаде женщины не имеют прав на собственность и работу, на чтение и письмо. Они не могут любить и вторично выходить замуж. Женщин превратили в рабынь. Фредова, героиня романа, рассказывает немыслимую историю. У нее больше нет мужа, нет дочери, нет даже имени. То, как ее сейчас зовут, говорит только о принадлежности к хозяину, которого зовут Фред. Ее лишили даже одежды. Вместо платьев теперь только красный балахон, символизирующий плодородие.

Она - служанка. Ей не положено вспоминать, разговаривать. Один раз в день разрешено выходить за покупками, раз в месяц - встречаться с хозяином и молиться, чтобы у них получился здоровый ребенок. Неспособные родить рабыни объявляются «неженщинами» и отправляются в лагеря, где быстро умирают.

Вся мерзость нового мира прикрыта Божьими законами и цитатами из Библии. Полиция - «защитники веры», автомобили - «колесницы», солдаты - «Ангелы». У магазинов библейские названия. Но религиозная терминология в этом мире не что иное, как попытка прикрыть политическое надувательство. Отбирая книги, они говорят женщинам, что это для их пользы, чтобы не расстраивались. Отключили радио и телевизор - опять же забота о женщинах, чтобы не думали о плохом.

Тема романа Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» - положение женщин в обществе. О том, насколько тонка грань между тиранией и защитой. О том, насколько легко убить свободу мыслей и выбора. О том, как легко подчинить личность. Активный борец с тоталитаризмом, автор этого обжигающего нервы романа как будто говорит: «Не дайте себя ослепить!»

Другие книги

Маргарет написала такие романы, как «Кошачий глаз», опубликованный в 1989 году. За роман «Слепой убийца», вышедший в 1989-м, автор была отмечена тремя наградами, в том числе и престижной О судьбе человечества в новом тысячелетии Маргарет рассказывает в «Трилогии Безумного Аддама». В нее вошли романы: «Орикс и Коростель», отмеченный Букеровской премией, «Год потопа» и «Безумный Аддам».

В дополнение к «Пенелопиаде» (2005) и сборнику The Tent (2006) Маргарет выпустила книгу эссе «В других мирах: SF», в которой рассматривает нюансы фантастического жанра. В 2016 году Этвуд опубликовала графический роман Angel Catbird, посвященный канадскому художнику Д. Кристому, который рассказывает о супергероических приключениях генного инженера.

«Ведьмино отродье» - первый роман из придуманной книгоиздательством серии пересказов пьес Шекспира. Для пересказа Маргарет Этвуд выбрала самый сложный его текст - «Бурю». Главного героя отстраняют от руководства театральным фестивалем, и он уезжает. Живет один в глуши, беседует с призраком умершей дочери. Через много лет он находит работу в колонии, где ставит шекспировские пьесы. Когда на его представление придут, в полном составе, его обидчики, он придумывает месть - театральное приключение с непредвиденным финалом.

В 2014 году стартовал проект шотландской художницы К. Патерсон - "Библиотека будущего". Раз в год на протяжении века в специально созданную библиотеку будут передаваться рукописи современных писателей. Недалеко от Осло высажена одна тысяча деревьев для печати книг. Но срубят эти деревья только через сто лет - в 2114 году. На протяжении века список книг будет пополняться неопубликованным ранее произведением, и прочесть их можно будет в том же 2114-м.

Интрига в том, что большинство авторов еще не появились на свет, но первым писателем, предоставившим свою рукопись в 2014 году, стала Маргарет Этвуд с книгой It’s Scribbler Moon, содержание и сюжет которой станут известны только через сто лет.

Канадская писательница Элис Манро стала лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2013 год. Предыдущим уроженцем Канады, получившим эту награду, был Сол Беллоу в 1976 году.

Элис Манро 82 года, литературным творчеством занимается с начала 1950-х. Лауреат многочисленных национальных профессиональных премий. Автор двух десятков сборников рассказов и повестей, в их числе – "Танец счастливых теней", "Прогресс любви", "Любовь хорошей женщины". Герои Манро живут в ее родных местах – на юге провинции Онтарио. "Не бывает крупных и скромных сюжетов, – считает писательница. – Зло, существующее в мире, прямо связано со злом, царящим за обеденным столом".

По некоторым рассказам Элис Манро были поставлены фильмы. Самая известная экранизация – драма Сары Полли "Вдали от нее" (2006).

В 2012 году вышел сборник рассказов "Дорогая жизнь", а летом 2013 года писательница объявила о том, что больше не будет писать. Элис Манро не любит выступать, редко появляется на публике. Представители Нобелевского комитета не смогли дозвониться до писательницы и оставили ей сообщение на автоответчике. О награде Элис Манро узнала от своей дочери и сказала в интервью канадскому телевидению, что ошеломлена известием и обрадована.

На русский язык Элис Манро переводили очень мало. Нексколько ее рассказов были опубликованы в журнале "Иностранная литература". Главный редактор "ИЛ" Александр Ливергант , тем не менее, не в восторге от решения Нобелевского комитета:

– Ее хоть и сравнивают с Чеховым, но это, конечно, сравнение смешное. Такой крепкий середняк. Она хороший стилист, крепкий психолог. Это психологическая проза: как правило, описания далекой канадской провинции, внутренние семейные проблемы, проблемы брака (как правило, несчастливого), разводов, сложных отношений между детьми и мужем и женой или другом и подругой, или детьми и родителями и так далее. У нее нет, насколько я знаю, ни одного романа, у нее нет путевых заметок, нет дневников. Она вот пишет всю жизнь такие вот небольшие повести, более или менее одинакового психологического рисунка, немного с феминистическим уклоном. Может быть, вот этот феминизм как-то сыграл свою роль.

– Это награда скажется на политике вашего журнала? Будете публиковать новые переводы произведений Элис Монро?

– Не убежден. Может быть, что-то и напечатаем, если будет место, но так, не специально. Единственное, что мы всегда стараемся делать, это печатать Нобелевские речи. Если она потрудится приехать в Стокгольм и произнести такую речь, мы ее напечатаем.

В отличие от Александра Ливерганта, живущий в Канаде писатель Михаил Иоссель считает, что Элис Манро – выдающийся автор, заслуживший главную в мире литературную награду:

обычная канадская домохозяйка, которая наделена литературным интуитивным талантом

– Манро – замечательная писательница. Она стала писать, когда ей было сильно за 40, прожив обычную жизнь домохозяйки, и до сих пор живет тихой жизнью в крошечном городке, ни на какие писательские конференции не ездит, никакие чтения не стремится давать. Каждый ее рассказ написан мастерски. Он как бы «ни о чем»: обычная жизнь, люди, которые по большому счету непримечательны, но в какой-то момент вдруг начинаешь себя с ними идентифицировать. Это действительно чеховская литература, хотя структурно она более усложнена. Манро нарушает многие каноны, которым обучают в писательских программах: например, никогда не погружать эпизоды во флэшбек, в описание прошлого, всегда держаться на поверхности рассказа. То есть она как все, но не как все: обычная канадская домохозяйка, которая наделена литературным интуитивным талантом. Нобелевская премия – колоссальный повод для празднования, потому что у канадцев проблемы с самоидентификацией, и здесь такие писатели, как Маргарет Этвуд и Элис Манро – национальные герои. В США ничего подобного нет, нет писателя, который был бы гордостью нации. В Канаде Манро – гордость нации, и в ее провинции Онтарио, конечно, будет колоссальное празднование.

О лауреате Нобелевской премии говорит поэт Лида Юсупова :

– Я очень люблю Элис Манро. Я люблю ее за правильность – но это уникальная правильность, неповторимая, необъяснимая. Например, правильность ее языка: английский Элис Манро – идеален, ее речь – лучшее, что может случиться с английским языком, это какое-то абсолютное счастье английского языка – я не понимаю, как она это делает: как она могла создать такую свободу при полном контроле над языком – как можно идеальную правильность языка превратить в свой и только свой стиль. В рассказе "Child"s Play" (название которого можно перевести и как "пустяковое дело" и, буквально, как "детская игра") две маленькие девочки топят другую девочку, в летнем лагере во время купания, и потом проходит 15 лет – в одном интервью Элис Манро говорит, что ей больше всего интересна поверхность жизни, и что она не аналитик и не интеллектуал: я люблю ее прозу, потому что она состоит из живых соединений, ее проза – не исследование, а создание соединений, но именно живых, они живут сами своей жизнью – и эта жизнь завораживает, возникает зависимость: я читаю Манро и понимаю, что не могу жить без ее прозы.

В России произведения лауреатов Нобелевских премий по литературе выпускает петербургское издательство "Амфора". Ее главному редактору Вадиму Назарову не раз удавалось угадывать имя будущего лауреата. Так случилось в 2012 году: когда было объявлено о том, что премию получает Мо Янь, русский перевод его книги уже находился в типографии. Однако на этот раз Вадиму Назарову не удалось угадать, что награда достанется Элис Манро. В этом году у меня были три фаворита, – говорит издатель. – Салман Рушди, Филип Рот и Амос Оз, хотя я и понимал, что по разным политическим причинам никто из этих "хороших парней" награду не получит. Но и Элис Манро я не мог предсказать, это совсем неожиданный вариант".

Обозреватель РС Иван Толстой объясняет механизм выбора лауреата Нобелевской премии по литературе:

– Эта премия практически никогда не будет присуждена писателю, явно политически заряженному, писателю, имеющему коммерческий или другой скандальный успех. Если вы реакционер, если вы автор "эротического бестселлера" "Лолита", вы никогда не получите своей Нобелевской премии.

Еще 112-113 лет назад Нобелевский комитет выработал некие принципы – давать премии за идеалистическую направленность произведения. А что это такое? За 100 с лишним лет представления об идеализме очень сильно изменились. Да, но все-таки базовые ценности остались те же, то есть не стяжательство, не искание скандала, отсутствие коммерческой направленности. Например, если вы пишете на политические темы, вы должны быть не победителем, а страдальцем, проигравшим. Если вы относитесь к титульной нации, у вас меньше шансов получить премию. А если представляете маленький, совершенно забитый народец где-то далеко, у вас шансы колоссальные. Элис Манро по большинству этих критериев соответствует правилам Нобелевского комитета. Она женщина, она живет в не нобелевской стране Канаде. Она печатается в лучшем журнале мира, в "Нью-Йоркере", причем постоянно, но, тем не менее, у нее есть те положительные для Нобелевского комитета качества, которые определяют, кто будет нобелевским лауреатом.

– Но это означает, что Нобелевский комитет блюдет свои правила, и, не читая Элис Манро, мы можем сказать, что выбор правильный.

– Абсолютно. Мы можем составить список из 150 писателей, которые непременно получат в ближайшие годы Нобелевскую премию. Это вычислимо. У нас есть механизм для такого вычисления. И дело не в таланте, а именно в принадлежности. В этом смысле Нобелевский комитет зависимый, он зависит от своей нравственной политики. Это большая благотворительная нравственная деятельность, это совестливость, это духовность вещи, над которыми многие смеются и считают, что они давно в мире умерли. Может быть, и умерли, за исключением одной небольшой комнаты на земном шаре, она называется кабинет, где заседают нобелевские академики.

Художественная литература Канады достигла большого развития. Целый ряд произведений ее писателей получил международное признание. Литература Канады начала складываться в первой половине XIX в., в эпоху буржуазно-демократического движения, направленного против гнета Англии, и подъема канадского патриотизма. Национальная литература Канады развивалась на французском и английском языках, на основе французских и английских традиций, интерпретируемых по новому, в своеобразной канадской среде. В нее вошли также элементы культуры славянских, скандинавских и немецкого народов.

Новая Шотландия считается колыбелью англоканадской культуры. Ее писатели Оливер Гольдсмит (1794-1861 гг.), Джозеф Хоу (1804-1873), Томас Халибэртон (1796-1865) положили начало развитию национальной литературы английской Канады.

Родоначальником национальной англоканадской литературы считается Томас Халибэртон, лойялист, родившийся в Новой Шотландии, первый канадский юморист-сатирик, «отец американского юмора», талантливо высмеивавший пороки американской буржуазной демократии. Он написал ряд произведений, среди которых наибольшей известностью пользуется «Часовщик» (1837 г.)- первое выдающееся произведение канадской литературы, выдержавшее несколько изданий в Канаде, Англии и США и переведенное на французский и немецкий языки; в лице его героя, бродячего продавца часов Сэма Слика, он создал образ хитрого стяжа- теля-янки, обманывающего простаков-фермеров. В рассказе «Атташе» Халибэртон создал образ хищного американского дельца.

Расцвет англоканадской литературы относится уже к периоду после организации канадской конфедерации (1867 г.); он был вызван подъемом национального самосознания народа Канады. Патриотизм, прославление родины и ее природы характерны для произведений канадских писателей 70-80-х годов XIX в. Поэзия занимает главное место в литературном творчестве этого периода.

Пояьляются произведения поэтов Александра Маклачлан, Чарльза Мэр, Изабеллы Кроуфорд, Чарльза Робертса. 80-е и 90-е годы характеризуются творчеством целой плеяды национальных поэтов Канады - Д. К. Скотта, Блисса Кармен, А. Лампмана и др. Арчибальд Лампман считается наиболее талантливым из них, это певец канадской природы и своего народа, автор «Лирики земли»; в его стихотворениях высказывается протест против социального неравенства. Видное место в канадской литературе заняла писательница-индианка из племени могаук - Полина Джонсон (1862-1913 гг., индейское имя Полины - Текахи- онвейк). Лучшие ее произведения навеяны индейским фольклором. Во многих стихах Джонсон звучит протест против варварского обращения колонизаторов Канады с индейцами*

В конце XIX в. и начале XX в. на фоне общего упадка художественной литературы этого периода выделяется имя всемирно известного писателя-анималиста Э. Сэтона-Томнсона (1860-1946 гг.), произведения которого переведены почти на все языки мира 1 .

Подъем рабочего движения и национального самосознания среди канадцев после первой мировой войны и под влиянием Октябрьской социалистической революции способствовал усилению борьбы передовых^ канадцев за развитие своей национальной культуры.

Прогрессивные тенденции этого периода нашли яркое отражение в творчестве замечательного писателя Канады Стефана Ликока (1869-1944 гг.). Это был второй после Халибэртона сатирик-юморист Канады, высмеивавший и разоблачавший социальное зло, которое несет людям капитализм. В рассказах «Братская любовь наций» (1926 г.), «Дух современности» (1927) Ликок призывал к дружбе с Советским Союзом и разоблачал лживость антисоветской пропаганды. Его книга «Солнечные скетчи о маленьком городе» до сих пор является одним из лучших произведений художественной литературы Канады.

Но Ликок был почти одинок среди писателей Канады этого периода, большая часть которых стремилась уйти от современности, посвятив себя идеализации старины, описанию тихих уголков страны, не затронутых еще промышленным развитием; крестьянского Квебека (У. Друммонд); рыбацких селений Ньюфаундленда (Норман Дункан); сельского Онтарио (Мариан Кэйт) и т. д.

В 20-х годах развивается реалистическая тенденция в канадской литературе, которая закрепляется после второй мировой войны. Среди авторов реалистических романов и повестей выделяются Фредерик Гроув, Филипп Чайльд, Хью Макленнан и др. Гроув, будучи широко образованным человеком, в течение 20 лет батрачил в сельскохозяйственных провинциях канадских прерий, и лучшие его произведения («По дорогам прерий», «Времена года», «Хлеб наш насущный», «Ярмо жизни») посвящены описанию жизни поселенцев в этой части страны. Этой же теме посвящены произведения Роберта Стил «Зерно»; Марты Джонсон «Дикие гуси» и др.

Виднейшими поэтами современной Канады являются Е. Пратт, Джо Уоллес, Д. Лайвсэй, Эрл Бирней, Андерсен Патрик, Джон Сутерланд, Л. Людек, Р. Сустер. Большинство из них стало популярными поэтами за время второй мировой войны благодаря своим выступлениям против фашизма. Это прогрессивные национальные поэты Канады. Большой популярностью пользуются произведения современных писателей Канады: Рубэка Гули «Расследователь», представляющее собой сатиру на маккар- тизм; Фрэнка Парка - «Власть и деньги»; У. Макдональда-«В Москве на свой страх и риск».

Особенно важное значение приобрело творчество писателя-коммуниста Дайсона Картера (род. 1910 г.), известного также в качестве публициста. Он написал серию правдивых книг об СССР («Секретное оружие России»- 1942 г., «Грех и наука» - 1945 г., «Мы видели социализм»- 1951 г.). В романе «Будущее за нас»- 1952 г. (переведен на русский язык) он правдиво рассказывает о борьбе канадского народа за демократические свободы, за мир. Его роман «Сыновья без отцов» посвящен жизни канадских горняков. В 1958 г. вышла книга Д. Картера «Большая ложь», посвященная разоблачению лжи об СССР.

Заслуживает также внимания литература, посвященная путешествиям англоканадцев по своей стране. Таковы: «Поездки по индейским территориям» Александра Генри, «Зимние исследования и летние поездки» Анны Джемисон, книги Стефансона об Арктике. Необходимо отметить работу литературного критика современной английской Канады Десмонда Пасей. В его книге «Художественная литература Канады» 1 дается первый наиболее полный критический анализ канадской литературы на всем протяжении ее истории. Автор является сторонником развития реалистического направления. Он стремится показать связь между развитием национальной литературы Канады и формированием чувства национального самосознания канадцев, связанного с развитием страны. Но склонность Пасея придавать географическому фактору главное значение при определении характера творчества канадских писателей, а также почти полное отсутствие анализа творчества ряда прогрессивных писателей страны значительно снижает ценность его анализа литературы Канады.

Богат и красочен фольклор канадского народа. Он сложился из нескольких источников: из песен франкоканадских крестьян и лесных беглецов, из традиционных баллад и песен Англии, Ирландии и Шотландии, привезенных колонистами в Новый Свет, из фольклора моряков и рыбаков приморья, лесорубов Онтарио, поселенцев из стран Европы в прериях, из песен и легенд индейцев и эскимосов.

Фольклор приморских провинций собирает и изучает целый ряд фольклористов Канады. В 1919 г. был опубликован первый сборник песен Новой Шотландии «В поисках баллад» Роя Макензи, впервые обратившего внимание на богатство фольклора жителей этой провинции. Через 9 лет вышел его второй сборник «Баллады и морские песни Новой Шотландии». Собиранием произведений народного творчества своей родной провинции занимается Элен Крейтон. Ее книга «Традиционные песни Новой Шотландии» (1950 г.) является пока что самой обширной из опубликованных коллекций народных песен английской Канады. Интенсивно собираются народные песни жителей Ньюфаундленда. Опубликованы сборники: «Баллады и морские песни Ньюфаундленда» Елизаветы Гринлиф; «Народные песни Ньюфаундленда» Мод Карпельс и др. Местный фольклорист Джеральд Дойль в Сент-Джонсе собирает народные песни своей родины. Но фольклористика английской Канады еще очень молода. Если целый ряд фольклористов посвятил себя изучению народного творчества приморских провинций, поистине богатейшей сокровищницы фольклора, то в отношении изучения фольклора жителей Онтарио и степных провинций пока что сделано очень мало. Почти отсутствуют систематические собрания песен и легенд лесорубов Онтарио, жителей степных провинций, в фольклор которых богатый вклад внесли канадцы славянского, немецкого, скандинавского и голландского происхождения.

Начиная с 1920-х годов, когда Канада начинала выдвигаться в ряды передовых капиталистических стран, в ней издается огромная научная и справочная литература. Канадская энциклопедия «Канада и ее провинций» в 22 больших томах представляет сводку сведений о современной Канаде. «Хроника Канады», заключающая исторический материал, занимает 32 тома. Много издает Торонтский университет, начавший свою издательскую деятельность еще с конца XIX в. Канадское географическое общество в Оттаве издает специальный ежемесячный Канадский географический журнал. Необходимо также отметить публикации Национального музея в Оттаве. Все это говорит о растущем самосознании англоканадской нации. Об этом же свидетельствует и история развития национального искусства Кацады.

В Канаде печатается около 80 газет на английском языке. Наиболее влиятельными являются буржуазные газеты «Глоб анд мейл» (газета консервативной партии), «Торонто дэйли стар» (либеральная партия) и про” грессивная «Канейдиен трибюн» (газета Рабочей прогрессивной партии Канады). В Канаде выходит целый ряд сельскохозяйственных журналов, пользующихся широкой популярностью среди фермеров, специальные журналы для женщин.

Искусство английской Канады

Родоначальниками искусства английской Канады считаются художники Поль Кэйн (1810-1871) и Корнелиус Кригхофф (1812-1872). Они изображали жизнь Канады 40-60-х годов прошлого столетия.

Искусство их глубоко народно. Повседневный быт франкоканадского крестьянина, жизнь индейцев резервации Каюгнавага, ландшафт Квебека - вот главные сюжеты картин К. Кригхоффа. Творчество его как национального художника оценено только за последние годы в связи с ростом национального самосознания канадцев. Расцвет его творчества падает на 1852-1864 гг. Кэйн изображал пейзаж и быт канадского запада, его зарисовки из быта индейцев не потеряли своего значения и по сегодняшний день 1 .

Конец XIX и начало XX в. характеризуются творчеством целой плеяды художников: Джон Фрэзер (1838-1898), Генри Сандхэм (1842-1910), Гораций Уолкер (1858-1938), Ганьон Кларенс (1881-1942), Дж. Моррис (1865-1924) и др. Преимущественными сюжетами их творчества были пейзаж и быт восточной Канады. Первыми художниками, отобразившими природу и жизнь канадского запада, были Фредерик Вернер и Генри Уэрр. Картины Вернера изображают стада бизонов в прерии, кочевья индейцев, жизнь колонистов. Пейзаж и быт индейцев канадского запада и, в частности, индейцев Британской Колумбии являются главной темой творчества Эмилии Карр.

В 1879 г. была основана Королевская Академия искусств Канады, и тогда же началась организация национальной художественной галереи в Оттаве, где собраны теперь произведения почти всех более или менее выдающихся художников Канады. Богатые коллекции картин хранятся также в Королевском музее Торонто и Торонтской художественной галерее.

Большую роль в развитии национального искусства Канады сыграла знаменитая «группа семи», в которую объединились в 1919 г. семь художников страны: А. Джексон, Д. Макдональд, Ф. Кармайкал, JI. Гаррис, А. Лисмер, Ф. Уорлей, Ф. Джонстон. Эта группа выразила назревшее среди художников Канады стремление к освобождению от подражаний европейским образцам, к поискам своих национальных форм. Художники группы изображали канадский пейзаж, стремясь к новой его интерпретации, отыскивая для этого своеобразную форму. Этим же путем шли выдающиеся художники Канады Том Томсон (умер в 1917 г.) и Д. Битти (1869-1941), не будучи объединенными с группой семи.

Художники Канады создали большие произведения искусства, обогатившие национальную культуру их страны. Заслуживают внимания работы современного своеобразного мастера графики Генри Оренштайна. В прошлом рабочий, он с исключительным реализмом изображает быт канадских рабочих. Но наряду с оригинальным творчеством национальных художников в произведениях некоторых из них сказывается влияние формализма, отход от реализма к абстракции.

Значительно слабее это влияние ощущается в искусстве французской Канады*

Скульптура в Канаде получила меньшее развитие, чем живопись Из современных скульпторов наиболее известны Вальтер Оллуард, Мэйт Макензи, Елизавета Винн и другие, создавшие скульптуры выдающихся людей Канады.

Автор серии детективов об Армане Гамаше) на своем официальном сайте рассказывает о своем опыте и дает советы начинающим писателям. Я примерно перевела:-)
Да, много советов в стиле "Капитана Очевидность", а что-то нам не подходит, я слегка сокращала. Однако мне эмоционально очень близка эта писательница, поэтому привожу ее советы.

"Во-первых, убедитесь, что вы отшлифовали свою рукопись. У вас не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление. Попробуйте вначале найти литагента, они во многом вам сумеют помочь (...).
Как написать синопсис. Синопсис обычно состоит примерно из 500 слов. Все синопсисы пишутся серьезно, без исключений.
У агентов еженедельно несколько сотен таких заявок. Возможно, они читают только первую строчку. У вас всего лишь доля секунды, чтобы захватить внимание агента. На самом деле он ищет повод взять и выбросить ваш синопсис в мусорку. Не давайте ему этого повода. Пусть синопсис будет профессиональным, коротким и затрагивающим читателя лично.


Как и большинство писателей, я сталкивалась с отказами гораздо чаще, чем я хотела бы вспоминать или признаваться в разговоре со своим агентом. Теперь уже ей слишком поздно меня бросать, поэтому я могу это признать. Мне бы помогло, если бы я раньше знала вот о чем (постараюсь сделать вашу жизнь чуточку легче, если вы автор пока без опубликованных книг).

Во-первых, закончите книгу . Большинство людей, которые начинают писать книги, никогда их не заканчивают. Не будьте одним из них. Закончите книгу, ради Бога. Вам нечего бояться - это вас не убьет. Это вас даже не укусит. Это ваша мечта, это ваш шанс. Конечно, вы не хотите лежать на смертном одре и жалеть, что не закончили свою книгу.

Много читайте.

Читайте книги о писательском мастерстве и о том, как опубликовать свою книгу. Я читала "Writing Mysteries" под редакцией Сью Графтон, опубликованную Writers Digest. Я также читала "Бестселлер" Силии Брэйфильд и кучу других пособий, включая "Как опубликовать свою книгу: Гид для "чайников"".

Если вы первый раз пишете книгу, почему вы думаете, что вы знаете, что делаете? Зачем подвергать себя такому давлению и весу завышенных ожиданий? Вполне возможно, что у вас есть интуитивное понимание героев, структуры, темпа. У некоторых оно есть, им эти пособия не нужны. Если честно, я не уверена, насколько они мне были полезны. Но я точно знаю, что они мне не навредили. Меня успокаивало, когда я "слушала" других писателей и узнавала, что им приходилось бороться с теми же самыми проблемами. Тогда я чувствовала себя менее одинокой и менее неспособной.

Я страдала от "писательского кризиса" на протяжении многих лет. Меня захватывал ужас. Я боялась, что, когда дойдет до проверки, подтвердится мой самый сильный страх: что я отвратительный писатель. Меня вылечило неожиданное осознание, что я принимаю себя чересчур всерьез. И что я старалась написать самую лучшую книгу, когда-либо опубликованную за всю историю земного шара. А если я такую не напишу, то я - стопроцентная неудачница.

Я решила вместо этого просто получать удовольствие. Писать то, что мне нравилось читать. И населить книгу такими героями, с которыми я хотела бы дружить.
Ясно, что мы все выбираем собственных персонажей - но убедитесь, что вам и правда захочется проводить со своими много времени. Они могут не быть привлекательными, добрыми, вдумчивыми. Но им надо быть убедительными. Посмотрите на Скарлетт О"Хара. Мелочная, ревнивая, своевольная, мстительная героиня, у которой нет почти ни одной положительной черты, а ее трагедия в том, что она неспособна измениться. Но она очень привлекательна.

Будьте верны себе. Пишите то, что хотите, даже если друзья и родственники считают, что вы сошли с ума. Будьте очень осторожны, решая, кому вы покажете свой первый черновик. Когда вы его закончите, я настоятельно рекомендую составить список первых читателей: друзей, знакомых, друзей друзей, которые будут читать его и высказывать критические замечания. Это решающая стадия. Помните, ваше "дитя" пока хрупкое, как и ваше эго на этой стадии. У меня-то точно было так. Я так много души вложила в свое творение, что жесткая критика или жестокое замечание (высказываемое всегда с улыбкой знатока) могли заставить меня взять и выбросить все. Хотелось бы мне рассказывать вам, что я была сильной, целеустремленной, смелой и уверенной в своем первом черновике "Убийственно тихой жизни", но это не так. Возможно, и вы не вполне уверены в своей первой книге.

Вот в чем фокус. Вам необходимо передать черновик в руки другим людям. Нужно быть открытым для критики, наставлений и предложений. Но надо мудро выбирать этих людей. Некоторые люди просто ограниченные. Другие видят свое предназначение в том, чтобы придираться. Но ведь дело не в том, чтобы выискивать недостатки. Придраться сможет любой, честно. Это легко. Любая книга несовершенна. Дело-то в том, чтобы сделать книгу сильнее. Вам нужны люди, которые вас поддержат, подбодрят, вдумаются в то, что вы пишете. Те, кто предложит конструктивную критику по-доброму, кто понимает разницу между истиной и мнением.

Роман - это текст длиннее 70 000 слов (имеется в виду английский язык. - Phontanka). Издатели и литагенты судят о длине не по количеству страниц, но по количеству слов. Компьютер легко может посчитать слова в вашем документе. Для первой книги хороший результат - между 60 и 90 тысячами слов. Всегда есть исключения, есть громадные и при этом успешные дебютные книги, но вам просто будет сложнее найти издателя. Однако превыше всего - верность самому себе. Если вам обязательно нужны 150 тысяч слов, пишите их. Однако мой первый черновик составлял 168 тысяч слов. Когда я сократила его вполовину, книга стала намного сильнее. Я смогла отставить в сторону собственное эго и собственную гордость и "убить" своего отпрыска.

(Насколько мне известно, в России считают по количеству знаков - и по авторским листам (а.л. = 40 000 печатных знаков с пробелами), а оптимальным размером рукописи считается 12-15 а.л.)

Упорно продолжайте начатое. Верьте в себя.
Если вы уже закончили свою первую книгу - вы просто ПОТРЯСАЮЩИ! Вы настолько опередили большинство, что они уже не видят и пыли, которую вы подняли, проскакав мимо них! Большинство даже не начинает свою первую книгу. Из тех, кто начинает, большинство не заканчивает. Если вы ее закончили - прекрасно! Если честно, я в детстве обещала себе написать книгу - и воплотила это в жизнь. Вы написали книгу. Вы сделали это. И, если ее никогда не напечатают, не стоит об этом жалеть. Я серьезно. Вы достигли чего-то, о чем многие только мечтают.

Однако, скорее всего, вы хотите продвинуть ее в печать, почему бы и нет. Вот как я это сделала, и вот мои предложения (но помните, что у каждого писателя собственная история, и никто из нас не может считаться "правым", это просто наш опыт и наше мнение).

Убедитесь, что ваша первая рукопись лучше стать уже не может. Редактируйте, редактируйте, редактируйте.

Распечатайте для себя копию. Когда вы решите, что закончили, отложите ее на несколько недель, а потом сядьте и перечитайте распечатку. Я обычно распечатываю на обеих сторонах листа, через одинарный промежуток (между строками) и скрепляю листы. Так удобнее держать рукопись, и так она гораздо больше похожа на настоящую книгу! Это так волнующе.
Когда пора будет рассылать рукопись в издательство, сделайте распечатку по-другому: двойной промежуток между строчками, 12 кегель, белая бумага, на одной стороне листа.
Не переплетайте рукопись.
Поместите свою фамилию и ключевое слово заглавия на КАЖДОЙ странице сверху, в углу. Например, Пенни/Тихая. Для этого в компьютере есть автоматическая функция, не надо делать этого вручную.
Пронумеруйте страницы от первой до последней, не начинайте нумеровать заново с каждой новой главы.
Не волнуйтесь, что рукопись покажется огромной. Меня это всегда пугает. Она похожа на собачью будку.
Цельтесь как можно выше. Если вам откажут, так пусть откажут лучшие (издатели). Купите эти громоздкие сборники контактов литературных агентов и издателей в вашей стране и прочтите их внимательно. Там будет рассказано, как подавать заявки, и про каждое издательство будет написано, в чем их специализация. Не тратьте свое и чужое время даром, посылая им детектив, если они публикуют только нехудожественную литературу.
Рассылайте рукопись по нескольким издательствам сразу. Вам все равно придется долго ждать ответа.
Ездите на встречи писателей, литературные семинары, обрастайте контактами.
Участвуйте в конкурсах.

Ну вот теперь расскажу, как у меня получилось заполучить ведущего лондонского литагента и контракт на три книги в Великобритании и США. Готовы?
Я участвовала в конкурсе.
Я путешествовала по интернету и наткнулась на британский сайт "Ассоциации авторов детективов", прочла об их конкурсе дебютного детективного романа Debut Dagger. В этом конкурсе может участвовать любой, у кого не было коммерческих публикаций книг. http://www.thecwa.co.uk/
В тот год (2004) было 800 заявок со всего мира. В короткий список вошло 14, моя книга - одна из них. Я знала, что моя жизнь изменилась. В награду за то, что книги вошли в шорт-лист, всех авторов пригласили в Лондон на ланч, где должны были объявить победителя. Мы с Майклом (муж) поехали.
Я стала второй - и обзавелась диким количеством связей. Я не могу переоценить важность этой награды в моей карьере. Через пару вечеров я встретила Терезу (агента), на самом деле - на частной вечеринке, но она знала мое имя и мое произведение, присланное на конкурс. Все хорошие лондонские агенты прочли произведения, вошедшие в шорт-лист.

А еще... я сделала кое-что еще, что сыграло решающую роль. Еще до награждения я "выполнила домашнюю работу" и выяснила, кто считался лучшим агентом в Лондоне. Когда Тереза назвала себя на вечеринке, я могла прямо взглянуть ей в глаза и честно признаться, что я о ней слышала и что она входит в число самых лучших агентов. Думаю, это произвело на нее впечатление. По крайней мере, это показало, что я была заинтересована в сотрудничестве и готова над этим работать. По моему опыту, получаешь столько же, сколько вложишь. Чем усерднее работаешь, чем больше исследуешь, чем больше знаний у тебя есть, тем больше шансы на успех. Ну, на самом деле некоторые приходят безо всякой подготовки и имеют ошеломительный успех - но почему бы и нет? Мне это не мешает. Все, что работает, мне подходит. Для себя, чем лучше я подготовлена, чем я спокойнее, тем лучше работает мой мозг. Я даю себе как можно больше шансов на успех, а не "подставляю" себя из-за лени или страха.

Когда вы разошлете первую книгу по издательствам, не сидите сложа руки. Работайте над следующим произведением. Удачи!

(в сокращении)


Для интереса: Луиза Пенни родилась в 1958 году. Таким образом, к 2004 ей было 46 лет.
С тех пор она пять раз получала "Награду Агаты " (премию имени Агаты Кристи), пять раз получала "Награду Энтони ". Ее романы переведены на 23 языка. Это я добавила по англоязычной Википедии.