Бульвар капуцинов в париже. Бульвар Капуцинок Моне


Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже.
1873 г.
Холст, масло.
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина,
Москва.

Вся история французского импрессионизма – от его зарождения до расцвета и постепенного угасания – укладывается в долгую творческую биографию Клода Моне. Рыцарская преданность этому художественному направлению, верность именно импрессионистическому восприятию мира ставят художника особняком даже среди его собратьев. Одно из лучших импрессионистических произведений Клода Моне – знаменитый "Бульвар Капуцинок в Париже", написанный им в 1873 году. Художник пишет два известных парижских вида из окон ателье фотографа Надара, расположенного на бульваре Капуцинок (один находится в Москве в Пушкинском музее изобразительных искусств, Другой – в Художественном музее Канзас-Сити). Вновь К. Моне Избирает высокую точку зрения: сверху, из окна (или с балкона, вместе с теми персонажами, которых он изобразил справа), зритель видит уходящую по диагонали, по направлению к парижской Опере, перспективу бульвара, поток экипажей и пестрой толпы в неразличимом мелькании лиц. Фигурки прохожих едва намечены белыми мазками, фасады домов на противоположной стороне бульвара наполовину скрыты ветвями платанов.

Клод Моне передает в этом произведении мгновенное, чисто зрительское впечатление от едва заметно вибрирующего воздуха, от уходящих в глубь улицы людей и уезжающих экипажей. Он разрушает представление о плоскости холста, создавая иллюзию пространства и наполняя его светом, воздухом и движением. Человеческий глаз устремляется в бесконечность, и нет предельной точки, где бы он мог остановиться.
Высокая точка зрения позволяет художнику отказаться от первого плана, и он передает сияющее солнечное освещение в контрасте с голубовато-лиловой тенью от домов, лежащей на уличной мостовой. В московском варианте свет делит композицию по диагонали, противопоставляет одну часть бульвара, залитого солнцем, другому – находящемуся в тени. Солнечную сторону Клод Моне дает оранжевой, золотисто теплой, теневую – фиолетовой, но единая свето-воздушная дымка придает всему пейзажу тональную гармонию, а контуры домов и деревьев вырисовываются в воздухе, пронизанном солнечными лучами.
Скользящее боковое освещение "дематериализует" архитектуру, придает ей невещественность. В красочном мареве тонут архитектурные детали домов, тают контуры экипажей, растворяются ветки деревьев, а глубина пространства теряется в движении светящегося воздуха. Все это заполняет картину таким образом, что глаз зрителя теряет грань между вертикальной плоскостью стен домов и горизонтальной мостовой; между близкими освещенными стенами зданий и дальним голубым сумраком, скрывающим продолжение улицы. Намеченные быстрыми штрихами фигурки прохожих теперь сливаются в общий поток толпы.


Клод Моне. Бульвар Капуцинок.
1873 г.
Музей искусств Нельсона и Аткинс

Полотно из Канзас-Сити имеет совершенно иной (вертикальный) формат и обладает иным настроением. Зритель видит тот же "Бульвар Капуцинок в Париже", тот же самый пейзаж, но уже в хмурый день, когда белесоватый, мутный свет отражается на влажной мостовой. На фоне блеклого, молочно-голубого цвета резче выступают пятна черного, розового, темно-зеленого цветов.

Искусствовед К.Г. Богемская отмечает: "Когда говорят, что импрессионисты умели запечатлевать момент безостановочного движения жизни, то подтверждением этому может быть названа именно картина "Бульвар Капуцинок в Париже" (московский вариант). В других произведениях Клода Моне, при всей их непосредственной сиюминутности, куда меньше стремления вырвать "кадр", чем это ощущается при созерцании данного полотна.

Однако показанная на Первой выставке импрессионистов именно эта картина стала одной из тех, которые вызывали больше всего насмешек и нападок публики. Сам же Клод Моне еще в 1880 году говорил: "Я импрессионист и намерен всегда им оставаться". Эти же слова он мог повторить и на закате своей жизни.

«Бульвар Капуцинок» был написан незадолго до знаменитой выставки 1874 года, когда, собственно, появился термин «импрессионизм». Моне, находившийся в студии своего друга фотографа Надара, словно бы сделал кадр, остановив на мгновение суетливую жизнь бульвара.

Дом № 35 на Бульваре Капуцинок — студия Надара. Здесь проходила выставка 1874 года, и здесь же Моне писал «Бульвар Капуцинок». Источник: wikipedia.org

Моне обрывает композицию: фигуры мужчин справа обрезаны, из панорамы бульвара выхвачен, казалось бы, непримечательный фрагмент. Однако художник и не ставил целью выделить что-либо конкретное на улице, но постарался передать эффект беглого взгляда в окно. Солнечный свет, яркие краски в толпе усиливают ощущение темпа столичной жизни и атмосферы на улице.


«Бульвар Капуцинок», 1873. Источник: pushkinmuseum. art

Во второй половине XIX века Бульвар Капуцинок был одним из центров культурной жизни Парижа. Помимо первой выставки импрессионистов в фотостудии Надара, здесь прошел премьерный публичный кинопоказ братьев Люмьер и работал концертный зал «Олимпия», существующий до сих пор. Свое же название бульвар получил от женского монастыря капуцинок, который был создан по приказу Людовика XIV. В середине XIX века бульвар кардинально переделали, спилив часть деревьев и расчистив место под Площадь Оперы.


Источник: paris1900. lartnouveau.com

Судьба художника

С 1858 года, когда Оскар-Клод Моне (кстати, до 22 лет Моне называли Оскаром, но затем он решил отказаться от этого имени, оставив Клод) впервые отправился на пленэр, и до смерти в 1926 году он не переставал писать. После того, как Буден, по признанию живописца, раскрыл ему глаза, он начал воспринимать мир в отражении солнечных лучей. Неизменным источником вдохновения была природа.


Клод Моне в своем саду. Источник: archive.ru

Уже в подростковом возрасте Моне показал семье и учителям, что не собирается следовать правилам. На уроках он откровенно скучал, сбегал из школы и справиться с ним было невозможно. «Когда поднималось солнце, море становилось прекрасным. Было так здорово бегать по высоким скалам на свежем воздухе или со всего разбегу бросаться в воду», — вспоминал Моне, сохранивший верность морю и любовь к нему на всю жизнь.


Скалы в Бель Иль (Пирамиды Порт-Котон. Бурное море), 1886. Источник: pushkinmuseum. art

После скоропостижной кончины матери образованием ребенка занялась его тетя Жанна Лекард. Она увлекалась живописью и, узнав о тяге мальчика к искусству, начала поддерживать его, в том числе, нашла ему учителей.

Весной 1861 года Моне призвали в армию. Семья предложил откупить его взамен на согласие оставить живопись. Но Моне не согласился и отправился служить в Алжир. Позже он признавался, что краски Африки повлияли на его стиль: «Я постоянно видел что-то новое. В моменты отдыха я пытался запечатлеть то, что видел. Вы не можете себе представить, насколько расширились мои познания и как изменилось мое восприятие. Сначала я не отдавал себе отчета в том, что впечатления от цвета и света, полученные там, со временем упорядочатся, но зерно моих будущих поисков было посажено именно там».

В 1865 году Париж заговорил об Эдуарде Мане. Его полотно « » заставило критиков понервничать. Моне же и другие молодые художники встретили полотно с восторгом, попытавшись создать свои интерпретации на ту же тему.


«Завтрак на траве», 1866. Полотно, написанное Моне под впечатлением от картины Эдуарда Мане. Источник: pushkinmuseum. art

Созвучие фамилий крайне раздражало последнего. «Кто такой этот Моне? — вопрошал Эдуард. — Он позаимствовал мое имя, чтобы воспользоваться той шумихой, которая поднялась вокруг него». В свою очередь Моне уважал Мане и с восхищением отзывался о тех работах, которые хулили все.

Понятие «импрессионизм» родилось на выставке 15 апреля 1874 года. Один из журналистов, готовя разгромную рецензию, взял название картины Моне «Впечатление» и «обозвал» всех участников вернисажа впечатленцами, то есть импрессионистами. То, что должно было стать оскорблением, в итоге зазвучало гордо. И хотя само направление прожило около 15 лет — затем его вытеснили другие измы и прочие течения, — оно стало вехой в истории искусства.


« ». Картина, давшая имя импрессионизму.

Бульвар Капуцинок относится к одному из звеньев системы Больших парижских бульваров, ставших визитной карточкой столицы Франции. Он граничит с бульварами: Мадлен на юго-западе и Итальянским на северо-востоке.

Кинотеатр Гомонт Опера:

Улица с двумя пешеходными тротуарами, отделенными от автомобильной дороги рядами деревьев, расположена на территории второго округа Парижа. Ее нумерация начинается от улиц Луи ле Гран/Шоссе д’Антен и заканчивается на перекрестке, соединяющем Капюсин, Комартен и Сез.

  • Протяженность бульвара Капуцинок — 440 метров.
  • Общая ширина — 35,4 метра.

Особенности

Широкие улицы с аллеями сыграли важную роль в планировке и социальном развитии Парижа. В свое время они «оздоровили» атмосферу неблагополучных районов и оказались той артерией, по которой в город начала вливаться совершенно иная жизнь. Бульвары стали излюбленным местом для беззаботных прогулок парижан и породили понятие «бульварный», ассоциирующееся с легкомыслием, празднеством и не слишком хорошим вкусом (роман, пресса, театр и пр.).

Панорама бульвара Капуцинок:

Бульвар Капуцинок не стал исключением, но его особенности позволили улице прославиться на весь мир. Именно здесь прошел первый сеанс синематографа, определилось новое направление в искусстве — импрессионизм, и формировалась богемная атмосфера. В этой части Парижа находится всемирно известный концертный зал, о выступлении в котором мечтает каждый певец. На бульваре можно встретить именитых актеров, а на фасадах — увидеть мемориальные доски с именами знаменитостей.

Улица, как и много лет назад, остается оживленной и шумной. Сюда приходят просто прогуляться, заняться шоппингом, посидеть в кафе и с головой окунуться в местный колорит.

Название

Своим нынешним названием бульвар Капуцинок обязан монастырю Ордена бедных кларисс-капуцинок, относящихся к женской ветви Ордена францисканцев. Вдоль южной части улицы когда-то простирались сады обители. Сам монастырь был снесен в 1806 г. при прокладке одной из известных улиц Парижа — Рю-де-ля-Пэ, носившей до 1814 г. имя императора Наполеона.

В фильме «Человек с бульвара Капуцинов» упоминается ошибочное название улицы.

История

Упоминания о бульваре прослеживаются с 1676 г. Изначально ее называли Нижним валом, так как прокладка велась вдоль рва снесенной по приказу Людовика XIV крепостной стены. В период Французской революции участок современного бульвара Капуцинок был частью бульвара Черутти.

Масштабная перепланировка города Жоржем Эженом Османом подарила французской столице современный облик. Границы бульвара Капуцинок окончательно сформировались в 1860-х гг., после разделения его линии Place de l’Opéra. Строительство зданий продолжалось в период XIX — начала XX вв.

«Бульвар Капуцинок» Клода Моне

Картина импрессиониста К. Моне, написанная в 1873 г., была впервые выставлена в ателье Надара. На ней представлены парижане, вышедшие на бульвар Капуцинок для празднования карнавала. В настоящее время полотно находится в Государственном музее истории искусств им. Пушкина. Еще одно произведение художника, имеющее немного иной сюжет, написано в том же году. Работа хранится в Музее искусств Нельсона-Аткинс.

К известным картинам «Бульвар Капуцинок» относятся еще два полотна:

  • К. Коровина (1911 г.) — размещена в Государственной Третьяковской галерее;
  • Жана Беро — находится в частной коллекции.

Достопримечательности

Несколько фактов, связанных с домами бульвара Капуцинок, помогут превратить прогулку в увлекательное путешествие.

№ 2 — кинотеатр Гомонт Опера. Объект построен во второй половине XIX в. на месте сгоревшего театра Водевиль, заменившего, в свое время, отель Монморанси. Здание в конце 1920-х гг. было выкуплено компанией Paramount и переоборудовано под кинотеатр Paramount-Opera. В 2007 г. комплекс перешел EuroPalaces и получил новое название — Gaumont Opéra. Здание расположено на углу бульвара Капуцинок и улицы Шосе д’Антен.

№ 5 — в доме находился фотосалон Пьера-Луи Пьерсона, специализировавшегося на портретной съемке. В течение 40 лет, начиная с 1856 г., его постоянной моделью была итальянская графиня ди Кастильоне (урожденная Вирджиния Ольдоини). Пару лет она состояла в любовной связи с Наполеоном III, что позволило женщине быстро «выйти в свет». За годы сотрудничества фотограф сделал более 400 снимков Вирджинии, в том числе ее ног и ступней. Большая часть работ храниться сегодня в американском Метрополитен-музее.

№ 8 — место проживания и смерти композитора Оффенбаха — кумира Больших бульваров. Среди его произведений — оперная классика «Сказки Гоффмана» и оперетта «Синяя борода».

№ 14 — в здании размещалось знаменитое Grand Café, где братья Люмьер 28.12.1895 г. организовали первый коммерческий кинопоказ. Публике представили несколько короткометражек, но, вопреки сложившемуся мнению, фильм «Прибытие поезда» в этот раз не был показан. В одном из помещений свои первые эксперименты проводил В. Рентген.

№ 24 — здесь проживала Мистенгет, знаменитая французская певица, киноактриса и королева мюзик-холла. Она родилась в семье разнорабочего и портнихи, в 10 лет дебютировала на сцене, работала в «Мулен Руж» и «Фоли Бержер», снялась как минимум в 60 фильмах.

№ 28 — действующий концертный зал «Олимпия». Его легко узнать по гигантскому рекламному щиту красного цвета. Сегодня зал известен во всем мире.

№ 35 — здесь располагались ателье и квартира фотопортретиста, писателя, воздухоплавателя и журналиста Надара. Он снимал Гюго, Делакруа и Бодлера, проводил аэрофотосъемки. В 1874 г. Надар организовал первую выставку картин еще неизвестных миру импрессионистов — Ренуара, Мане, Моне и др. Здесь демонстрировалась картина Клода Моне «Впечатление» (Impression), давшая название новому художественному направлению живописи.

№ 37-43 — бывшее здание Министерства внутренних дел. У его входа в марте 1842 г. потерял сознание Стендаль, получив, как предполагается, апоплексический удар. Он умер дома в тот же вечер, не приходя в сознание. В 1848 г. на углу здания раздался исторический выстрел, послуживший началом очередной революции, приведшей к провозглашению Второй республики.

Концертный зал на бульваре Капуцинок

Выступить в знаменитой «Олимпии» мечтают все певцы и музыканты. В нем звучали голоса мировых звезд — Ш. Азнавура, Э. Пиаф, Д. Дассена, Ив Монтана, П. Каас, М. Матье, Л. Паваротти, Л. Зыкиной, Н. Сличенко, М. Магомаева, А. Пугачевой и многих других.

Здание было построено в 1893 году на месте снесенного по требованию префектуры аттракциона «Русские горки». Изначально здесь проводились цирковые выступления, ставились опереточные спектакли, балет и мюзиклы.

В период 1929-44 гг. в «Олимпии» вынужденно демонстрировались кинофильмы, а в 1954 г., благодаря усилиям нового директора Брюно Кокатрикса, она получила статус концертного зала. К сожалению, после его смерти здание стало постепенно приходить в упадок. Ходили даже слухи о том, что его намерены снести. Однако в 1993 г. министр культуры позаботился о сохранении «Олимпии» и подписал приказ о реконструкции объекта, воссоздании фасада и оригинального интерьера. Сегодня концертный зал на бульваре Капуцинок является одним из самых престижных в мире.

Рестораны и кафе

На бульваре Капуцинок расположено много кафе, ресторанов и закусочных, где предлагают отведать блюда французской, итальянской, китайской и даже русской кухни. Посетители предпочитают располагаться в уютных залах или на летних площадках лицом к прохожим, чтобы побывать в атмосфере «бульварного театра».

Наиболее известные и популярные точки общественного питания:

  • кофейня «Starbucks»;
  • «Café de la Paix»;
  • «Opéra Mandarin»;
  • «Grand Café«;
  • «Hippopotamus».

Магазины

Бутики известных мировых и французских брендов встречаются на всем протяжении бульвара Капуцинок. Это — Mango, Jacadi Paris, ZARA, Benetton, Samsonite, Swatch, Bucherer, Lacoste и т. д.

В магазинах можно приобрести женскую, мужскую и детскую одежду, обувь, ювелирные украшения и парфюмерию, сувениры и модные аксессуары, эксклюзивные часы, чемоданы и бытовую технику. В одном из них — «Fragonard» — разместился музей духов, где милые дамы могут узнать их историю и приобрести флакончик-другой по ценам производителя.

Чуть в стороне от бульвара находятся продуктовые маркеты и шоколадные магазины.

Развлечения

Конечно же, на улице, где родился синематограф, нужно обязательно сходить в кинотеатр. Для посещения концертного зала «Олимпия» потребуется заранее приобрести билет.

Практически на бульваре Капуцинок расположена Парижская опера и музей, где выставлены экспонаты, так или иначе связанные с миром классической музыки.

Как добраться до бульвара Капуцинок

Вдоль улицы курсируют автобусы № 42 и 52. Остановки — «Capucines — Caumartin» и «Opera Rue de la Paix». До «Опера Гарнье» можно доехать автобусами № 20, 27, 29, 66, 68, 81, 95, N15, N16.

Станции метро, расположенные в 3-5 минутах ходьбы:

  • «Havre-Caumartin» — линии 3 и 9;
  • «Chaussée d’Antin La Fayette» — линии 7 и 9;
  • «Madeleine» — линии 8, 12, 14.

Станция пригородных электричек «Auber» линии RER A находится в 250 метрах от бульвара.

От железнодорожного вокзала Сен-Лазар до бульвара Капуцинок можно дойти пешком за 10 минут. Расстояние — около 800 метров.

Крытая автомобильная парковка расположена по адресу Rue de Caumartin, 7.

В столице Франции работает мобильное приложение вызова такси Uber.

Бульвар Капуцинок — видео

Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Carnaval Boulevard des Capucines, 1873 холст, масло. 61 x 80 см Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

С наибольшей последовательностью принципы импрессионизма* были разработаны в творчестве Клода Моне (1840-1926).

Клод Моне стремится схватить и передать непосредственное впечатление, производимое на него картинами действительности, находит новые мотивы городского пейзажа, особое внимание уделяет изображению пространства, освещения и воздушной среды. В одной из своих программных картин, «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873, Москва, ГМИИ), он запечатлевает вид шумной улицы Парижа с как бы текущей толпой людей и потоком движущихся экипажей, влажность воздуха и далеко уходящий простор бульваров, видных сквозь голые ветви платанов. Он выбирает точку зрения сверху, с одного из балконов дома, край которого включает в композицию. Неожиданность среза фигур на балконе подчеркивает фрагментарность решения, случайность точки зрения, в действительности точно продуманной и найденной художником.

Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Фрагмент

В дальнейшем погоня за передачей неуловимых, изменчивых состояний природы приводит Моне к работе над серией картин, написанных по одному и тому же мотиву природы в разное время дня.

Клод Моне (1840-1926) Бульвар Капуцинок. 1873 г. Музей искусств Нельсона и Аткинс

Так возникают такие серии, как «Руанский собор» (1893-1895, две в Москве, ГМИИ), которые создает художник, увлеченный стремлением схватить состояние атмосферы, освещения одного и того же мотива пейзажа в различное время суток.

Клод Моне (1840-1926) Собор в Руане в солнце 1894, Музей Орсе, Париж, Франция.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, Восточный фасад в солнце (1892), Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Клод Моне (1840-1926) Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода (1892), Музей Орсе, Париж.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, фасад (эффект утра), (1892-1894), Музей Фолькванг, Эссен, Германия.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода. (1894), Музей изящных искусств, Руан.

Так свет становится истинным героем картины, вытесняя реальные предметы.

Ю. Колпинский. Искусство Франции от Парижской коммуны до 1890-х годов

*Импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды - impression , впечатление прежде всего от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью. Это впечатление они стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды. Для этого они разложили цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, сливающего на определенном расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ. Они хотели быть максимально приближенными к тому, как тот или иной предмет видит человек в натуре на пленэре... Вот почему один из критиков некогда и сказал, что «импрессионизм в искусстве то же, что натурализм в литературе».

Бульвар Капуцинок, иногда ошибочно называемый бульваром Капуцинов, после просмотра ставшего уже классикой фильма «Человек с бульвара Капуцинов», является одним из так называемых

Назван этот бульвар по названию стоящего здесь когда-то монастыря капуцинок.

Чем же знаменит бульвар Капуцинок ? Конечно, своей историей, а историю делают люди. Какие же знаменитости бывали или жили здесь, что происходило на этом бульваре?

В доме № 8 творил свои волшебные произведения композитор Жак Оффенбах , автор «Сказок Гоффмана», «Синей бороды». А в доме № 43 в XIX веке находилось министерство иностранных дел Франции, куда каждый день ходил на работу Анри Бейль, более известный нам как Стендаль .

На бульваре Капуцинок состоялся первый показ кинофильма «Прибытие поезда», продемонстрированного братьями Люмьер . С тех пор мы с удовольствием ходим в кино.

А кинотеатр Paramount , кстати, расположен совсем недалеко, в доме № 2 на этой же улице. Интересно, что билеты в кино во Франции заранее не продают, очередь перед началом сеанса выстраивается на улице. Только по окончании предыдущего сеанса, запускают следующую партию зрителей, фойе-то для ожидания нет.

После кино можно зайти в кафе, выпить чашечку кофе, например, в знаменитое Cafe de la Paix . Когда-то на террасе этого кафе сиживали писатели Оскар Уайльд, Мопассан, Эмиль Золя. Можете посидеть за столиком, размышляя о том, что, возможно, именно с этого места один из знаменитостей мировой литературы,смотрел на раскинувшуюся перед ним панораму бульвара.

Клод Моне "Бульвар Капуцинок в Париже"

Но бульвар Капуцинок знаменит не только писателями и композиторами. Его история неразрывно связано и с художниками-импрессионистами.

В 1874 году в доме № 35 по бульвару Капуцинок, в квартире фотографа Надара состоялась выставка «Анонимного общества», на которой были представлены работы никому не известных тогда Ренуара, Моне, Писсарро, Сислея, Сезанна, Дега .

Слава придет к ним лишь через несколько лет. Кстати, на этой выставке была представлена и знаменитая картина Клода Моне под названием «Бульвар Капуцинок в Париже ». Художник запечатлел вид из окна дома № 35 на оживленный бульвар.

В доме № 28 находится известнейший концертный зал Парижа — . Здесь выступали все великие французские шансонье. Зал отремонтирован и перестроен, но фасад сохранился таким же, как во времена Эдит Пиаф, Ива Монтана, Мориса Шевалье.

Концертный зал "Олимпия"

Вот такая история у этого небольшого, длиной всего 440 метров тенистого бульвара Капуцинок . Когда будете по нему прогуливаться, не забудьте взглянуть на номера домов, вспомните былое, ведь почти каждый дом хранит отзвуки тех или иных исторических событий.