Добрынин мне даже трусов не купил! Николай добрынин, биография, новости, фото Личная жизнь Николая Добрынина.

Когда-то из каждой квартиры и дома звучал несомненный хит «Розовые розы». По исполнителю, высокому обаятельному блондину Александру Добрынину женщины и девушки сходили с ума. Мужчина черпал славу большой ложкой, однако не сумел удержать популярность, обретя статус . И все же музыкант не совсем исчез со сцены и сегодня собирает залы, делая ставки на давних поклонников.

Детство и юность

Александр родился в Мамадыше (республика Татарстан) в учительской семье. Мама преподавала школьникам русский язык и литературу, а отец вел труд, физкультуру и черчение. Сын же оказался натурой творческой, с детства пристрастился к музыке, особенно впечатляли зарубежные исполнители.

После школы отправился прямиком в армию, а вернувшись, решил и сам стать музыкантом. Юноша поехал в Москву и попытался поступить в музыкально-педагогический институт им. М. Ипполитова-Иванова, но провалил экзамены. Теперь та маленькая жизненная трагедия вызывает улыбку – Добрынин вопреки всему стал профессиональным музыкантом и любимцем тысяч слушателей.

Музыка

На большую сцену музыкант вышел в 1982 году – этот момент он считает началом своей профессиональной творческой биографии. Поначалу, как и многие коллеги, веселил публику ресторанов и танцплощадок. Затем Александр сменил россыпь музыкальных коллективов. Мужчина успел поработать в группах «Здравствуй, песня», «Зодчие», «Кинематограф».


Александр Буйнов и Александр Добрынин в группе «Веселые ребята»

В 1988 году Добрынин примкнул к легендарной группе на правах рядового музыканта, но после ухода из коллектива попал в основной состав солистов. Поклонники ансамбля тепло приняли нового певца – душевного и невероятно обаятельного.

Первой песней в репертуаре новичка стала композиция под авторством «Атлантида». После выхода в свет хита «Розовые розы» Александр Добрынин обрел собственную армию фанаток, девчонки не давали молодому исполнителю прохода, не стеснялись бросаться на шею на концертах и просто на улицах.

Песня Александра Добрынина «Розовые розы»

В начале 90-х окрыленный славой и зрительской любовью певец решил строить сольную карьеру. Но, как выяснилось позже, слишком поспешил. Работа в одиночку не приносила желаемых результатов. И все же некоторые шаги музыканта оставили след в российском шоу-бизнесе.

Добрынин подарил меломанам хит «Рыжий клоун», ставший автобиографичной песней, композиции «Ночные цветы» и «Рита-Маргарита», созданные вместе с . В рождении песен «Хохочешь», «Никогда», «Останься», ставшими также популярными, поучаствовал композитор Игорь Матета.

Песня Александра Добрынина «Рыжий клоун»

Александр выпустил два альбома. Первый виниловый диск под названием «Ночные цветы» увидел свет в 1992 году, а спустя пятилетку вышла еще одна пластинка – «Возьми и купи». Чего не хватало, так это полных залов и количества концертов, как в прежние времена. Постепенно звезда Добрынина стала угасать, ему не удавалось выбиться в лидеры отечественной эстрады. Музыкант получил ярлык «последнего кумира эпохи ВИА».


Однако продолжал колесить с сольными концертами по России и странам СНГ, выступал на дискотеках, в ночных клубах, на мероприятиях городских масштабов. В 2005 году на пару лет возвращался в коллектив «Веселые ребята». Долгое время продюсером Александра Добрынина был Леонид Плавинский, которого поменял потом на .

Добрынин также засветился в кинематографе. В 1988 году в роли певца появился в фильме «Приморский бульвар».

Личная жизнь

Александр не скрывает, что в его жизни было множество женщин. Только под венец мужчина успел сходить трижды и один раз пожить гражданским браком. С первой женой, музыкантом Ларисой Савельевой, пошел в ЗАГС сразу после армии. Считает брак необдуманным и поэтому скоротечным.

Вторая супруга – танцовщица Ольга Шорина – превратилась в музу певца с первого же дня знакомства. Девушка даже появилась в клипе «Розовые розы». Посредником встречи стал . Бурный роман, полный ссор, вылился в штамп в паспорте. Совместная жизнь пары тоже не отличалась простотой, супруги изменяли друг другу. В интервью Добрынин рассказывает: однажды узнал о том, что жена встречалась и с певцом .


После развода как-то при встрече Ольга заявила Александру, что родила от него дочь, которую назвала Ангелиной. Отцовство певец не признал, тем более ребенка Шорина увезла за границу.

Третий раз Добрынин оказался в ЗАГСе с проституткой. Профессия избранницы не смущала музыканта. Как раз на пике популярности была песня «Путана», девочки по вызову вдруг стали казаться романтичными, несчастными существами, которым хочется помочь. Вот и Александр решил «вытащить девушку из грязи».

С путаной Еленой познакомился на ее рабочем месте, в клубе «Метелица». Настоял, чтобы девушка завязала с профессией, и начал с ней жить. Со временем Лена все чаще стала задерживаться «в гостях», приходила за полночь, а то и под утро. В итоге пара договорилась о – жить раздельно, встречаться по субботам. Однажды Александр позвонил жене в незапланированный день, а трубку взял мужчина.

Уже после развода Лена рассказала, что ждет ребенка. Родила девочку Лизу, но и в этот раз певец не признал отцовства. Среди своих вероятных детей Добрынин выделяет только сына Славу, потому как видит внешнее сходство с собой. С матерью мальчика Екатериной мужчина встречался, будучи в браке с Еленой. Говоря о детях, певец поясняет журналистам:

«Понимаете, у меня не выработался отцовский инстинкт».

Александр Добрынин сейчас

Александр Юрьевич – частый гость российских городов и весей, выступает как сольно, так и вместе с другими музыкантами, чьи песни когда-то звучали из каждой квартиры. В марте 2018 года музыкантов встречала Казань. В концертную программу вошли и группа с хитами «Белые розы» и «Седая ночь», коллектив и , исполнившие знаменитую «На белом покрывале января», Александр Добрынин с песней «Розовые розы».

Добрынин охотно участвует в телепроектах. В мае певец появился в студии программы «Привет, Андрей!». Исполнитель «Розовых роз» рассказал о личной жизни и выразил сожаление, что не общается с собственными детьми. Малахов устроил отцу видеовстречу с дочерью Ангелиной. Однако родственники вместо того, чтобы мирно поговорить, поссорились.

Добрынин обвинил девушку в несамостоятельности. Дело в том, что три года назад она приезжала в Москву (выросла и живет в Австрии, плохо владеет русским языком), но так и не смогла встретиться с отцом, хотя свидание назначили. Ангелина пояснила, что не ориентируется в российской столице, а проводить ее до места встречи оказалось некому.


Александр Добрынин в шоу «Привет, Андрей!»

Александр только поспешил извиниться и признаться в любви к дочери, как девушка уже сама озвучила претензию родственнику. Ангелина спросила, где же отец пропадал 26 лет. В итоге сошлись на том, что она скоро приедет в Москву, и встреча обязательно состоится.

Сегодня Добрынин живет с престарелой мамой. Шутит, что любимым ребенком для него стал кот Барсик.

Дискография

  • 1990 - «Девушка с обложки. Песни на стихи Натальи Просторовой»
  • 1992 - «Ночные цветы»
  • 1997 - «Возьми и купи»
  • 1995 - «Розовые розы» (компиляционный диск)

StarsNews.Ru, Николай ФАНДЕЕВ (фото Олега Шипкова)

Имя певца Александра Добрынина всем известно в первую очередь как исполнителя знаменитого хита про Светку Соколову «Розовые розы», который он великолепно спел, будучи солистом вокально-инструментального ансамбля «Веселые ребята». Также в его исполнении людям полюбились и другие шлягеры – «Рита-Маргарита», «Рыжий клоун», «На Канарских островах» и др. И вот какая странная вещь. На концертах публика всегда принимает Александра на ура, но по телевизору его практически не видно вообще... Об этом, да и о многом другом мы решили побеседовать с артистом в интервью.

- Александр, во второй половине 80-х вы с успехом работали в «Веселых ребятах». Потом вы из группы ушли. А года три-четыре назад вы снова появились в «Веселых ребятах». Скажите, сегодня вы являетесь участником этого ансамбля?

Не являюсь. Второй раз я ушел из «Веселых ребят» два с половиной года назад. Дело было так. Несколько лет назад Павел Слободкин опять позвал меня в свой ансамбль: «Давай у нас будут новый клавишник, новый гитарист, а из старого состава останутся только ты да барабанщик». Я согласился: «Давайте, Павел Яковлевич, попробуем». Ну, пришел я туда. И что толку? Два года я просидел в «Веселых ребятах» жопой на стуле. В итоге концертов не было, зарплата в театре у Слободкина мизерная, телесъемок было с гулькин нос. Один раз нас, правда, сняли, показали в полпятого утра. Разве это съемки?! А самое главное – не было нового материала. Мы записывали в студии лишь старые песен «Веселых ребят». Чего я там только не перепел! И «Светку Соколову», и «Бродячих артистов». А также «Тётю», «Автомобили», «Девушку с обложки», «Рыжим всегда везет», тухмановскую «Легко влюбиться», еще что-то. Но даже с этими песнями альбом не вышел! Где он? Лежит у Слободкина на чердаке. Я ему говорю: «Павел Яковлевич, выпусти диск». Н-е-е-т! Он боится. Потому что как только он его выпустит, я его куплю и начну с ним работать сольно. Там же сплошные хиты! И все они записаны на его хорошей студии.

- Хорошо, а первый раз вы почему из «Веселых ребят» ушли?

Потому что мне платили маленькую зарплату. Я фактически вытягивал весь коллектив, а мне плевали в спину. Платили наравне с барабанщиком. Даже гитарист получал больше, чем я. С какого хрена гитарист будет получать больше вокалиста, который поет по сорок минут четыре концерта в день?!

- Насколько нам известно, сегодня «Веселые ребята» продолжают существовать.

Сегодня «Веселые ребята» - это как у Гоголя: мертвые души. Коллектива как такового нет. Коллектив – это когда его слышит народ, когда его тусуют по телевизору. Вот «Самоцветы» у Юрия Маликова, – и первые, и вторые – они есть, их видно. А чтобы быть только на бумаге и получать зарплату в театре Слободкина, – это еще не «Веселые ребята». Да и в составе у него все слишком молодые, они даже чисто внешне не подходят под этот бренд. Согласитесь, хорошо играть на гитаре – это еще не «Веселые ребята», у гитариста должен быть имидж. Вот у нашего Сергея Перегуды имидж был, он подходил под «Веселых ребят» и харей, и своими приколами. А нынешний гитарист Влад, хоть и красивый, но абсолютно никакой. Ни улыбки, ни динамики – вообще ничего нет в парне! И еще он прилип к сцене. Все ему постоянно говорят: «Ты хоть немного подвигайся». А он не может… Вот когда Слободкин найдет себе солиста лучше, чем я, и когда он напишет ему новый хит, тогда и «Светку Соколову» им перепевать уже не нужно будет. А то, что в «Веселых ребятах» происходит сейчас, это всё вторично. Тем более, их новый солист перепевает старые хиты очень херово, я сам слышал. И другие тоже говорят, что это полнейший позор. Я им еще раньше сказал: «Ребята, без меня у вас ничего не выйдет. Потому что если бы мне нормально платили, и я бы остался, мы бы подтянули еще одного певца, совершенно не похожего на меня. Как когда-то Глызин с Буйновым – чтобы два разных гуся были». Вот тогда бы у них все получилось. Поймите, я «Веселых ребят» не обсираю, они сами себя обосрали. И правильно как-то сказал Виктор Чайка: «Слободкин упустил свое время».

- Сейчас вы работаете как сольный артист. Скажите, почему, несмотря на то, что на концертах вас всегда принимают великолепно, по телевизору вас практически не видно? Почему вас нет в таких ретро-программах, как «Дискотека 80-х» и «Вечеринка Ретро-FM»?

Смотрите, что получается. Первый раз мой администратор предложил меня в «Дискотеку 80-х» два года назад, когда я ушел из «Веселых ребят». Он им сказал: «Смотрите, сколько у Александра хитов на радио крутится! «Светка Соколова», «Бродячие артисты» с его голосом. А также «Рита-Маргарита», «Пустыня», «Рыжий клоун», «На Канарских островах». Шесть хитов крутят, куда же еще-то больше?!» Ни хера не берут! Зато у них снимаются ансамбли с солистами, которые на самом деле в них не поют. И наоборот, кто реально поет – тех в «Дискотеке 80-х» нет… Далее, «Ретро-FM». Им говорят: «Возьмите Александра Добрынина». Редактор отвечает: «А где он бегал все это время? Если бы позвонили пораньше, я бы взяла». Ее спрашивают: «А нельзя ли хотя бы, если вдруг кто-то заболеет или просто не приедет?» Она отвечает: «Не-е-ет! У нас со всеми железные контракты. Если кто-то не приедет, будет платить мне неустойку. Но на следующий год я Александра возьму». Проходит год. Они снова: «Ой, мы сейчас только «фирмачей» берем». В смысле зарубежных артистов типа Bad Boys Blue. Короче, обманули меня, а в итоге наших артистов все равно туда тоже взяли. Но самое страшное – это «Субботний вечер». Хамы, б…дь! Понимаете? Хамы!!! Знаете, что сказали? «Александр Дорбынин пока еще не поднялся до нужного уровня». Да я уже двадцать девять лет на эстраде, мне на пенсию пора! Там на телевидении сидят одни и те же пять человек и жируют! Они закрылись в своих рамках и никого не пускают. В результате вся «золотая середина» нашей эстрады ими оказалась убита, остались только «шишки». А ведь еще не так давно сколько у нас было интересных команд! Сколько было певцов из «среднего звена»! Но и их тоже сейчас вообще нигде не видно. Всё убито! Всех нас на «первую кнопку» не пускают. И на «вторую кнопку» ты тоже хер попадешь. Для нас только Рен-ТВ, СТС и «Домашний» – вот туда иди и снимайся. А чего толку-то? Это всё не те передачи.

- А в целом каково ваше мнение о проектах «Дискотека 80-х» и «Вечеринка Ретро-FM»?

Это очень хорошо! Потому что люди хотят слышать и ту музыку тоже, которую они слушали, когда учились в институте.

- То есть ностальгия?

Конечно! А куда без нее-то? Опять же модную музыку хотят далеко не все. Вы кому-нибудь предложите модного исполнителя, вам скажут: «Нет, мы не знаем такого». А старых артистов знают все. И вообще на этих концертах наших звезд часто принимают даже лучше, чем «фирмачей». Например, недавно в «Олимпийском» Игорь Корнелюк прошел гораздо лучше, чем Сандра или Аманда Лир. И мы с «Веселыми ребятами» тогда прошли намного лучше, чем другие артисты. Первым был Дитер Болен, вторые – «Веселые ребята», третий – Корнелюк! И только потом уже все остальные.

- Хочется немного поговорить и о вашем сольном творчестве. В начале 90-х годов у вас были альбомы с песнями Аркадия Укупника и Игоря Матеты. А позже у вас еще что-нибудь выходило?

У меня еще появилось несколько новых песен, но их я использую только в своих сольных концертах. Потому что мне не хватает песен, мне же надо петь вещей двадцать пять, не меньше. Ведь у меня концерт идет один час пятьдесят минут.

- Почему вы не выпускаете новых альбомов?

А зачем? Мне старых песен вполне достаточно. Мне и люди тоже говорит: «Саша, зачем тебе новые песни, если у тебя старые очень хорошие?» Вот объясните, зачем мне делать лишние движения, если мои старые песни люди будут слушать еще лет сто?

- Неужели у вас у самого душа не жаждет создать что-нибудь новое?

Во-первых, чтобы написать песню, надо уметь ее написать. Ну, предположим, мне все-таки удалось сделать новый шлягер. А дальше-то что? Куда ты с ним пойдешь? Никто же не понимает, что это потенциальный шлягер. Значит, мне надо на него снять клип и крутить по телевидению. А потом в каждую передачу заплатить уйму денег, чтобы с этим шлягером меня там показали. Ну откуда у меня такие деньги?!

- Да, но кроме телевидения есть еще и радио.

Видите ли, радио это все-таки не телевидение. Надо же, чтобы люди артиста не только услышали, но еще и увидели.

- А если у вас все же появится очень хорошая новая песня, способная тоже стать большим хитом?

А как эту новую песню донести до народа?

- Да, но у других артистов новые песни ведь появляются.

Правильно! Потому что эти пять человек на телевидении сидят и командуют, у кого чего может появиться. В том-то всё и дело.

- Так попробуйте и вы тоже с этой командой договориться.

Не-е-ет! Я уже им звонил, стучался, напевал им по телефону, говорил им, что я двадцать с лишним лет пою… Больше ни в коем разе! Даже Лев Новоженов удивлялся: «Ну почему они тебя не берут-то?!»

- Чем же они объясняют свой отказ?

Вообще ничего не говорят. «Нет» – и всё!

- Но ваш коллега по «Веселым ребятам» Алексей Глызин по телевизору появляется часто.

Глызина уже тоже показывают нечасто. И на большие суперсъемки для Глызина тоже входного билета нет. А то, где его показывают, это не те съемки. Я-то имею в виду самые крутые передачи. Типа «Песни года».

- Существует проект «Дискотека СССР», организованный солистом «Сладкого сна» Сергеем Васютой, в котором наряду с другими артистами 90-х также выступаете и вы. Но о «Дискотеке СССР» мнения у людей самые разные. Одним это нравится, другие наоборот считают эту тусовку сборищем аутсайдеров. Как вы к этому относитесь?

Я к этой тусовке не имею никакого отношения. Меня раз попросили выступить в клубе «Адмирал», я и приехал. Васюта меня долго упрашивал: «Приди на мой день рождения, помоги, спой». Я им пытался объяснить, что я не из их тусовки, что я эстрадник. Что я вообще из другого времени, поэтому мне там делать нечего, даже если я хуже их. И больше я на эти их тусовки не поеду, потому что, как сказал гениальнейший Шаляпин, бесплатно поют только соловьи. Ну, чего я туда пойду? Пожрать, попить?

- Вы говорите, что бесплатно петь на юбилеях других артистов не желаете. Но певцы часто поддерживают друг друга бесплатно исключительно из дружеских соображений. А какие артисты являются вашими друзьями?

У меня среди артистов нет друзей. У меня вообще по жизни друзей почти нет.

- Почему?

У меня даже подруги нет. Потому что я такой человек. Разве что Стаса Баширова я считаю своим другом. Это майор, он работает в ГАИ. Он мне ничего не должен, я ему тоже ничего не должен, мы просто общаемся друг с другом. К тому же он еще очень хорошо поет. Вы думаете, что мне от него техосмотр, что ли, нужен? Нет, у меня всё есть.

- А вообще в дружбу среди артистов вы верите?

Не верю! Знаете, все эти их поцелуи меж губ – это дешевка! Они тебе в глаза признаются в своей любви, но при этом внутри будут тебя… в общем не слишком любить. В дружбу я верю, но не среди артистов.

- Как вы оцениваете нынешний уровень российской эстрады?

Ничего там уже не осталось. У нас была по-настоящему хорошая эстрада перед самым моим приходом в «Веселые ребята». Тогда у нас были реально хорошие коллективы. Группа Игоря Гранова, «Черный кофе»… И потом тогда такого не было, чтобы на «Песню года» певец пришел без шлягера. Да его бы близко к этой передаче не подпустили! В то время вообще все пели шлягеры. Михаил Муромов – «Яблоки на снегу», Александр Добрынин – «Светку Соколову», Дмитрий Маликов – «До завтра». И у Владимира Преснякова тоже были хиты. А сейчас хитов вообще ни у кого нет. Вы, например, слышали, чтобы Муромов написал какой-то новый хит? Ни хрена! У него до сих пор «Флюгер», «Яблоки на снегу», «Ариадна» и «Странная женщина».

- Что вы думаете о телепроектах типа «Звезды на льду», «Звезды на ринге», «Танцы со звездами», в которых участвует много ваших коллег по сцене?

Когда наши певцы выходят на ринг или катаются на коньках, - это полнейшая глупость. Вот скажите, вы можете себе представить, чтобы, например, в Англии начал кататься на коньках Фил Коллинз? Это же просто смешно! Почему не катается на коньках Джордж Майкл? Потому что он занимается своим делом, он собирает на свои концерты людей, поет для них, делает им приятное. А у нас то на коньках начинают кататься, то на ринг выходят. Вот нечем заняться людям! Да вы лучше в музыке сделайте что-нибудь хорошее!

- Александр, а как вы относитесь к интернету? Ведь это не телевидение, интернет доступен для всех. А у вас почему-то даже своего сайта до сих пор нет.

Объясняю: интернет мне не нужен. Мне многие говорят: «Саша, ты просто потеряешь и время и деньги, потому что интернет тебе не даст ровным счетом ничего». Но зато обо мне в интернете год назад было всего три строчки, а сейчас про меня там столько всего понаписали, что мне и сайта-то не нужно. И хорошее написали, и плохое. И то, что мои вокальные данные намного лучше, чем у Алексея Глызина, и то, что я не стал ни лидером, ни суперзвездой. В интернете я даже нашел старые клипы, где я с Буйновым. Кстати, в «Одноклассниках» меня тоже нет. Я, что, идиот, что ли? В этих «Одноклассниках» сидят, б…дь, одни дураки, кому делать не хера! Я считаю, что все должно быть качественно и правильно. Вот не нужен мне интернет! Я себе ноутбук шикарный купил, но я его уже месяц не включал.

- Да, но если бы у вас был свой сайт, вас с его помощью могли бы, например, находить концертные организаторы из других городов.

Если я кому-то понадоблюсь, меня и так найдут. Поверьте, мои телефоны есть у всех заказчиков. Интернет же мне был интересен, когда он только появился. А сейчас он мне на х…й не нужен!

- С кем из участников «Веселых ребят» вы сегодня общаетесь?

Ни с кем! И они со мной тоже. Когда я два года назад ушел из «Веселых ребят», эти товарищи даже не поздравили меня с Новым годом. А ведь незадолго до этого я их вытаскивал на свой концерт подработать. Заплатил им больше, чем им платит Слободкин. Но хоть бы кто-нибудь из них потом позвонил и поинтересовался, жив и здоров ли я! Хотя все они знают мой телефон. Они же все на пятнадцать лет моложе меня, а уже жлобы. Просто жлобы, б…дь! Что гитарист Влад, что Консур. Поэтому какая там дружба, о чем вы говорите?

- А с теми, кто играл в «Веселых ребятах» вместе с вами в 80-х годах, у вас какие отношения? Например, с Александром Добронравовым общаетесь?

О нем я вообще слышать не хочу! Он недавно испортил мне эфир. В прошлом году меня показали по НТВ. А потом туда влез Добронравов, и из-за него меня вырезали из повтора. Как я понял, его Слободкин попросил меня загадить. Поэтому меня из эфира и вырезали. В итоге сначала показали в моем исполнении «Светку Соколову», а потом вышел Добронравов и тоже начал петь «Светку Соколову». Якобы он ее написал, якобы он к этой песне имеет какое-то отношение.

- Действительно не имеет. Музыка Павла Слободкина, слова Натальи Просторовой (Пляцковской), пели вы.

Правильно. Никого по большому счету не интересует, кто там чего сочинил. Есть исполнитель, который спел песню, вот его лицо – и всё! Люди ко мне подходят и просто говорят: «Саша, спасибо тебе за песню!» Поэтому «Светку Соколову» у меня не отнимет никто! И я всегда им говорю: «Не надо эту песню трогать!» Ведь ни одна б…дь ее нормально не перепела… Кстати, не так давно я узнал, что откуда-то появился еще какой-то Дима Добрынин. Он всем говорит, будто он мой родной брат. Мне надо было вместе с милицией приехать и скрутить его за то, что он в каком-то клубе на Таганке поет «Светку Соколову» под мою фонограмму.

- Александр, а что в ваших планах? Вы и дальше будете продолжать исполнять «Светку Соколову» и «Рыжего клоуна»?

Главное в моих планах – хорошо работать. Сейчас меня зовут на гастроли с сольными концертами. Вот и получается, что хоть меня нигде особо не показывают, на моих концертах полные залы. Причем на меня идут не как на «Веселых ребят», а именно как на Александра Добрынина. Недавно выступал в Арзамасе, Вязьме, Ленинградской области, и везде принимали на ура. А если люди артиста не хотят, они на него и бесплатно не пойдут. Вот пригласите меня сейчас бесплатно на Киркорова. Я не пойду. На хер он мне нужен? Я и на «Депеш Мод»-то тоже не пойду бесплатно.

Николай Добрынин родился 17 августа 1963 года в Таганроге. Отец Николай был заслуженным следователем городской милиции, а мать работала в сфере торговли. В семье было двое детей. Николай рос вместе со своим сводным братом Александром Науменко от первого брака матери и её родственниками в оседлом цыганском таборе в станице Крыловская.

Отец Добрынина увлекался музыкой, в частности, превосходно играл на баяне, поэтому юного Николая отдали на обучение в местную музыкальную школу. Мальчик обучался игре на фортепиано, однако не доучился. Воспитанием ребенка занималась вся семья. Бабушка по материнской линии научила мальчика шить, уже с детства Добрынин мог зарабатывать себе на карманные расходы, продавая самолично сшитые мешки для картошки. В классах средней школы будущий артист зарабатывал деньги, сколачивая почтовые ящики и разгружая вагоны. Добрынин рос активным ребенком, занятия бальными танцами и церковный хор он совмещал с обычными для городка уличными драками.

Бабушка Анастасия Кондратьевна работала в драматическом театре и подарила любимому внуку его первый театральный костюм. Любовь к перевоплощениям проявилась ещё в раннем детстве: он любил надевать отцовскую форму и изображать различных персонажей, разыгрывая перед зеркалом целые спектакли. Но по-настоящему определиться со своей будущей профессией молодому артисту помог его старший брат Александр. Именно он, будущий известный оперный певец и педагог, настоял на поступлении в столичный театральный вуз.


В 1980 году Николай переехал в Москву и поступил в ГИТИС на курс актерского мастерства. Параллельно с обучением молодой артист работал по ночам в метрополитене и в итоге получил специальность дренажника шестого разряда. Также подрабатывал преподавателем и учителем танцев. Во время обучения Добрынин вместе с братом Александром, который учился в консерватории, пели в хоре Новодевичьего монастыря, за что едва не лишились возможности продолжить обучение в университете. Тогда за студентов заступился известный советский пианист Святослав Рихтер.

В 1989 году Николай Добрынин был призван в армию, служил в войсках ПВО. Однако, после инцидента с приземлением самолета Руст на Красной Площади их часть была расформирована, а Добрынин попал в другую, где поставил несколько спектаклей.

Театр

После окончания университета в 1985 году Добрынин стал искать работу по специальности. Будущий артист отправился на прослушивание в театр "Сатирикон", которым на тот момент руководил , и уже спустя сорок минут был зачислен в театральную труппу. Четыре года актер играл персонажей «массовки» на сцене московского театра, но был призван в армию.


Людмила Артемьева и Николай Добрынин в спектакле "Близкие люди"

После демобилизации Николай вернулся в родной театр «Сатирикон», где сразу же получил роль в провокационном спектакле «Служанки». Артисту предстояло сыграть на одной сцене с , Александрой Зуевой и Сергеем Зарубиным в довольно неоднозначной постановке, которая могла стать как полным провалом, так и прорывом в театральном искусстве. Премьера спектакля «Служанки» полностью перевернула жизнь артиста: его стали узнавать на улицах, просить автограф, появились поклонницы, которые буквально дрались за его внимание после выступлений и приходили на все спектакли артиста.


Николай Добрынин в спектакле "Царский подарок"

Еще в молодости Николай Добрынин стал известным актером театра, его пригласили в «Независимую труппу Аллы Сигаловой», а позже в театр Романа Виктюка. В постановках Виктюка Николай играл довольно сложные психологические роли: Ирод из постановки «Саломея», Понтий Пилат из спектакля «Мастер и Маргарита». Постоянное совмещение театральных гастролей и съемок в кино вынудили Добрынина покинуть театр Романа Виктюка после 16-ти лет сотрудничества.

В 2005 году Николая Добрынина пригласили на главную роль в постановку «Влюбленный Мопассан», которую ставил «Театральный центр на Коломенской» в Санкт-Петербурге. Новая труппа понравилась Николаю, и он продолжил с ними сотрудничество, сыграв в постановке «Пижама на шестерых».

Фильмы

Николай Добрынин впервые появился на экранах большого кино в 1986 году в музыкальной мелодраме «Нужные люди», где он сыграл простого строителя Колю. Через год он получил свою первую главную роль в кинодраме «Прощай, шпана замоскворецкая...», где сыграл Витьку по кличке "Гаврош". Эта роль принесла ему немалую известность и открыла двери для участия в других кино-проектах. За Добрыниным прочно закрепилось амплуа сильного, уверенного в себе героя.


В 2009 году на телеэкраны вышел третий сезон популярного комедийного сериала «Сваты», где Николай сыграл роль Митяя Буханкина. В новом комедийном амплуа Добрынин добился небывалого успеха и снискал любовь телезрителя, из второстепенного персонажа его Митяй стал чуть ли не главным героем сериала. Популярность артиста и персонажа была столь высока, что в 2011 году на экраны вышел отдельный 20-серийный сериал «Байки Митяя» с Николаем Добрыниным в главной роли.


Николай Добрынин в сериале "Молодежка"

В 2013 году Николай Добрынин принял участие в несвойственном для себя проекте – молодежном сериале о хоккее под названием «Молодежка». По словам самого Добрынина, он с радостью снялся у режиссера Сергея Арланова, с которым доводилось работать ранее, и о котором он чрезвычайно высокого мнения. Кроме того, сериал – о славе отечественного хоккея, а сам актер за то, чтобы в здоров теле был здоровый дух.


и Николай Добрынин на съемках сериала "Молодежка"

Несмотря на спортивную составляющую сериала и его направленность на молодую аудиторию, Добрынин сыграл в нем привычную для себя роль отца главного героя – обычного русского мужика, работяги с завода, который решил, что его сын должен стать чемпионом. Любопытно, что из-за постоянных сравнений персонажей Добрынина с всенародным любимцем Митяем режиссер заявил актеру перед съемками: «Играй кого хочешь, только не Митяя».

Как рассказал сам актер, изначально персонаж Митяя задумывался, как проходной. Но потом он получил больше экранного времени и стал настолько популярным, что актера буквально завалили благодарностями за эту роль. Причем прохода актеру не давали не только взрослые, но и дети. Причина такой всемерной популярности этого персонажа видится самому Добрынину в том, что «такой Митяй есть в каждом дворе».


Каждый год выходит несколько сериалов с участием актера. Из последних можно отметить многосерийный телефильм " и Александров", в котором Добрынин сыграл роль , " ", где артист появился в образе отца легенды советского кинематографа, а также биографический телесериал " ". В последнем Добрынин появился также в одной из главных ролей - друга семьи легендарной укротительницы тигров.

За тридцать лет своей актерской карьеры артист принял участие в съемках более сотни различных лент от комедий до криминальных мелодрам.

Личная жизнь

Ещё будучи студентом ГИТИСа, Николай Добрынин сделал предложение своей однокурснице Оксане Баршевой, более известной как Ксения Ларина. Ксения была дочерью советского дипломата Андрея Николаевича Баршева, но, несмотря на успешных родителей супруги, Николай самостоятельно кормил и обеспечивал свою молодую семью. Через пять лет совместной жизни Добрынин и Ларина подали на развод.


В середине 1980-х Николай познакомился со своей будущей второй женой , дочерью прославленной советской актрисы, знаменитой Миледи . Они познакомились в гримерке после одного из спектаклей. В 1988 году у Тереховой родился сын Михаил от Боровинских. Через два года после рождения сына Терехова вышла замуж за Добрынина, и Николай усыновил мальчика.


Этот брак не стал успешным для российского артиста, спустя несколько лет пара подала на развод. Инициатором развода стала супруга. Добрынин продолжил общение с приемным сыном и часто приглашает его на свои съемки. Михаил Добрынин, зная, кто его настоящий отец, сохранил теплые чувства к человеку, который его вырастил.


В 1998 году в жизни Николая Добрынина появилась Екатерина Комиссарова, которая позже стала его третьей женой. Екатерина была поклонницей творчества Добрынина и очень хотела понравиться любимому актеру. В 2002 году они сыграли свадьбу и с тех пор живут в мире и согласии. Долгое время супруги не могли завести ребенка, но после путешествия Николая в монастырь святой Феклы в Дамаске случилось чудо: Екатерина Комиссарова забеременела, и в 2008 году у пары родилась дочь Нина.

Николай Добрынин сейчас

Николай Добрынин продолжает актерскую деятельность, рассказав в одном из интервью, что совершенно не умеет отдыхать. В 2016 и 2017 году Добрынин с партнершей колесит с гастролями по России и ближнему зарубежью с постановкой «Царский подарок». Этот комедийный спектакль рассказывает о мужчине и женщине, которые когда-то были влюблены друг в друга, но их счастью не суждено было состояться.

В 2016-м Николай Добрынин снялся в программе «Смак», где показал ведущему , как готовить овощное соте и рыбную запеканку, а также поведал о том, как ему пришлось сниматься с тиграми в фильме «Маргарита Назарова».

В том же году случилось еще одно значимое событие. После гастролей в Крыму Николая Добрынина и его коллегу по актерскому цеху и сериалу «Сваты» буквально сняли с поезда, а позже депортировали из Украины и запретили въезд в эту страну на три года. Актера возмутил тот факт, что их задержали и предлагали довести до Москвы в автобусе с решетками, а на допросе постоянно цитировали реплики из любимого сериала. В итоге актеров выдворили из Украины в Белгород, а там поначалу их приняли за «украинцев» и не желали пускать на родину. Все закончилось общим примирением, поскольку сериал «Сваты» смотрят все и считают своим и в России, и в Украине.


Однако Добрынин приоткрыл завесу тайны относительно продолжения любимого сериала и посетовал на то, что существуют трудности со съемками очень интересной седьмой части. На территорию Украины запрещен въезд не только Добрынину и Артемьевой, но и , который прославился в роли Ивана Будько. Не может приехать в Россию и часть съемочной группы из Украины, поскольку тогда на родине их будут считать предателями. Поэтому создатели сериала всерьез подумывают о съемках в Республике Беларусь.


В виду популярности Добрынина и внешнего сходства с известным композитором и певцом , сегодня их часто считают братьями. Но, несмотря действительно на поразительное внешнее сходство, никаких родственных связей у Николая с Вячеславом Добрыниным нет.

Фильмография

  • Нужные люди
  • Прощай, шпана замоскворецкая…
  • Русский регтайм
  • Всё то, о чём мы так долго мечтали
  • Семейные тайны
  • Прииск
  • Батюшка
  • Сваты
  • Гаражи
  • Байки Митяя
  • Молодёжка
  • Родина

Николай Николаевич Добрынин. Родился 17 августа 1963 года в Таганроге. Советский и российский актёр театра и кино. Заслуженный артист России (2002).

Николай Добрынин родился 17 августа 1963 года в Таганроге в семье милиционера и торгового работника.

У него есть единоутробный брат - Александр Науменко, солист Большого театра (старше Николая на 7 лет).

Как вспоминал актер, в детстве любил крутиться перед зеркалом в форме отца, сам мечтал стать милиционером и задержать опасного преступника. "Дома у нас и наручники были, и табельный «макаров». Представляете, какие сокровища для пацана? Мы с отцом иногда даже стреляли в сарае по маминым пустым флакончикам из-под духов «Красная Москва»", - вспоминал он.

Как говорил Николай, у него были замечательные родители. Отец погиб нелепо, когда ему было 24 года: "На пустой дороге, переходя на зеленый сигнал светофора".

С детства был приучен к труду. Уже в четыре года бабушка-цыганка научила его шить, он шил мешки для картошки цыганским узлом и получал за это 10 копеек. А вот дед-пасечник научил его обращаться с пчелами: "Помню свою ладонь, опухшую от укусов. Мало того, если я случайно давил пчелу, то получал большой бэмц еще и от деда".

В шестом классе начал работать: на летних каникулах сколачивал почтовые ящики, а после седьмого - трудился грузчиком. Параллельно подрабатывал фарцовкой - продавал фирменные полиэтиленовые пакеты.

В школе учился плохо. Зато активно участвовал в школьной самодеятельности - неплохо пел и занимался бальными танцами.

После школы собирался поступать в мореходку, но старший брат, который к тому времени учился в консерватории, настоял на том, чтобы он поехал в Москву и поступал в ГИТИС. Он послушался. Правда, в ГИТИС поступил только с третьего раза: мешал говор, над которым ему приходилось работать. "Хотя говор я так и не исправил, на третий раз меня все же взяли", - рассказывал Добрынин.

В 1985 году окончил ГИТИС (курс И. И. Судаковой и Л. Н. Князевой).

С 1985 года работал в Театре миниатюр под руководством . Четыре года он танцевал в массовке.

"Неважно, что я промолчал все четыре года. Как-то мне поручили-таки роль со словами. Я должен был сказать единственную фразу: «С огнем играешь!» От волнения умудрился ошибиться дважды и с чувством произнести: «С огнем же играешь же». Костя поразился: «Что ж ты за чудак? Двух слов связать не можешь». А в следующий раз, когда выходил на сцену в роли санитара и увозил героя. Аркадия Исааковича в психбольницу, очень сильно сжал ему руку. В антракте в гримерку вбежал Костя: «Ты что, Коля! Папу напугал!». Но я настолько сильно влюбился в театр, что не считал себя обделенным, исполняя роли без слов, и не раз отказывался от киноролей, которые могли повернуть жизнь иначе", - рассказывал Николай.

С 1989 года работает в независимой студии Аллы Сигаловой и театре Романа Виктюка.

Театральные работы Николая Добрынина:

«Служанки», режиссёр: Роман Виктюк;
«Саломея, или Странные игры Оскара Уайльда», режиссёр: Роман Виктюк - Оскар Уайльд, Ирод Антипа;
«Квартет для Лауры», режиссёр: Андрей Житинкин;
«Пижама на шестерых», режиссёр: Семён Спивак;
«Мою жену зовут Морис», режиссёр: Роман Виктюк;
«Мастер и Маргарита», режиссёр: Роман Виктюк - Мастер, Понтий Пилат;
«Близкие люди», режиссёр Алексей Кирющенко.

В кино дебютировал в 1986 году в фильме Владимира Аленикова «Нужные люди». А в 1987-м уже сыграл свою первую главную роль (Витьку по кличке Гаврош) в драме «Прощай, шпана замоскворецкая...».

Николай Добрынин в фильме "Прощай, шпана замоскворецкая..."

Широкая популярность пришла к актеру в начале 2000-х после ряда главных ролей в телесериалах. Звездой он стал после роли Саши Ветрова (по кличке "Ветер") в сериале «Нина. Расплата за любовь» и Кирилла Ермакова в мелодраме «Семейные тайны» .

Огромный успех получил сериал 2006 года «Прииск» , в котором Николай Добрынин исполнил роль Коли Дворянина.

В 2009 году он стал сниматься в популярном комедийном сериале «Сваты» (с 3-го сезона) - сыграл роль Митяя Буханкина. Добрынин из второстепенного персонажа сделал своего героя одним из ключевых в сериале.

"В «Сваты» я попал случайно. Эта дивная история произошла пять лет назад. Первым делом, когда мне позвонили с предложением сыграть роль Митяя, я отказался. Роль небольшая, а ради съемок снова пришлось бы ­уе­хать в Киев, где до этого я снимался два года, и честно говоря, подустал от разъездов. Заканчивая разговор, зачем-то поинтересовался: «А кто у вас в главных ролях?» - «Федя Добронравов…» Мой земляк! Мы оба из Таганрога. Тогда совсем другое дело", - рассказывал он.

Николай Добрынин в сериале "Сваты"

В 2011 году на экраны вышел отдельный 20-серийный сериал «Байки Митяя» с Николаем Добрыниным в главной роли.

Также заметными стали его работы в лентах «Орлова и Александров» , в котором Добрынин воплотил на эране образ , «Людмила Гурченко» , в котором он сыграл отца легендарной артистки, биографический телесериал «Маргарита Назарова».

Огромной популярностью у зрителей пользовался спортивный сериал «Молодежка» , в котором актер сыграл Николая Семеновича Бакина, заядлого хоккейного болельшика и вратаря команды «Медведи».

Рост Николая Добрынина: 180 сантиметров.

Личная жизнь Николая Добрынина:

Первая жена - (наст. имя Оксана Баршева), она была его однокурсницей, ныне - теле- и радиожурналистка. Ксения была дочерью советского дипломата Андрея Николаевича Баршева. Чтобы прокормить семью, 4 года по ночам работал в метро, стал дренажником метрополитена 6-го разряда, красил станцию метро «Библиотека имени Ленина».

"С Ксенией мы учились на одном курсе и поженились в 18 лет. Этот брак меня многому научил. Будущие тесть и теща очень хорошо ко мне относились, а ведь могли бы воспротивиться бесперспективному замужеству дочери. У Ксении замечательные родители. Ее отец Андрей Баршев был дипломатом, переводчиком, радиоведущим, бархатный тембр которого знала вся страна. Этот образованнейший, интеллигентный человек стал для меня олицетворением настоящего мужчины. После нашей свадьбы он сказал прямо: «Николай, раз вы женились на моей дочери, то будьте любезны, обеспечивайте ее». Сам Андрей Николаевич работал чуть ли не круглые сутки. Я благодарен ему за те слова, за то, что правильно сориентировал меня в жизни", - рассказывал актер.

Брак продлился 5 лет.

Ксения Ларина - первая жена Николая Добрынина

В середине 1980-х он встретил свою вторую жену - , актрису. Они познакомились в гримерке после одного из спектаклей. В 1988 году у супругов родился сын Михаил. Спустя несколько лет после рождения ребенка пара подала на развод. Инициатором развода стала супруга. После разрыва Николай Добрынин продолжил общение с сыном.

В 1998 году познакомился с Екатериной Комиссаровой. На тот момент она работала стюардессой, была большой поклонницей творчества актера.

"После окончания школы, а это было в 1993 году, мы с подружкой стали завсегдатаями театра «Сатирикон», дружили с билетерами, помогали им рассаживать зрителей. Однажды прихожу в театр и вижу афишу: на сцене премьера Театра Романа Виктюка «Философия в будуаре, или Имморальные наставники» по произведениям маркиза де Сада. В первом ряду осталось одно свободное место, которое я и заняла. В тот вечер я впервые увидела Колю... Он вышел на сцену, повернулся к зрителям, метнул в зал бешеный взгляд - и я пропала. За следующие четыре года я пересмотрела все его спектакли по несколько раз", - рассказывала Екатерина.

Сейчас Комиссарова работает в театре Романа Виктюка помощником режиссёра.

В 2002 году они сыграли свадьбу. В феврале 2008 года у пары родилась дочь Нина.

Стоит отметить, что долгое время супруги не могли завести ребенка, но после путешествия Николая в монастырь святой Феклы в Дамаске Екатерина Комиссарова забеременела.

Фильмография Николая Добрынина:

1986 - Нужные люди - строитель Коля
1987 - Прощай, шпана замоскворецкая... - Гаврош
1988 - Щенок
1989 - Биндюжник и король - Лёва-Кацап
1990 - Мистификатор
1991 - Феофания, рисующая смерть - Авдей
1993 - Месть шута
1993 - Русский регтайм - Миша Раевский
1993 - Шейлок
1994 - Поезд до Бруклина - Эдик
1995 - Летние люди
1996 - Короли российского сыска - Коля Долгушин
1997 - Всё то, о чём мы так долго мечтали - Николай
1998 - На ножах - Горданов
1999 - Белый танец - Женя
2000 - Новый год в ноябре
2000 - Чёрная комната - Филипп
2001 - Блюстители порока
2001 - Вальс на прощание
2001 - Воровка - Сергей Балашов
2001 - Муки любви
2001 - Нина. Расплата за любовь - Саша Ветров, «Ветер»
2001 - Ростов-папа - Вова, «Бикса»
2001 - Семейные тайны - Кирилл Ермаков
2001 - Хозяин империи
2001 - Чудеса да и только, или Щука по-московски
2002 - Русские в городе ангелов - уголовник Кусков
2003 - Амапола
2003 - Демон полдня - Миша
2003 - Жених для Барби - Коля
2003 - Сибирочка - Князь Гордов
2003 - Спасти и выжить
2004 - Пограничный блюз - Кусков
2004 - Шахматист - Виктор Алексеевич Ратников
2005 - Атаман
2005 - Жизнь - поле для охоты
2005 - Слепой 2 - Растопчин
2006 - Гражданин начальник 3
2006 - Национальное достояние
2006 - Прииск - Коля Дворянин
2006 - Сёстры по крови - Васька-бомж
2007 - Атлантида - Эдуард
2007 - Держи меня крепче - Николай Любимов
2007 - Дом на набережной - Ушанги Рижинишвили
2007 - Затмение - Лёня Копейко
2007 - Сеть - Окаёмов
2007 - Срочно в номер - Хрусталёв
2008 - Азиат
2008 - Афганский призрак - Луговской
2008 - Батюшка
2008 - Безумный ноябрь - кинозвезда
2008 - Бой местного значения - рядовой Виктор Андреевич Стряпухин
2008 - Александр Македонский, киллер мафии - Саша Македонский
2008 - Жулик
2008 - Коснуться неба - Алексей Никитич
2008 - Мины в фарватере - Бурышёв, капитан тральщика
2008 - Одинокий ангел - Алексей Розовский
2008 - Родные люди - Иван Петрович Кузнецов
2008 - Сказка о женщине и мужчине
2008 - Чёрный снег - Юродивый
2008 - Шальной ангел - Пётр Некрасов
2008 - Шут и Венера - Владимир
2009 - Вербное Воскресение - муж Дуси
2009 - Одна семья - Сергей Смирнов, брат Андрея
2009 - Промзона - Бельский
2009 - Вердикт - Тульский
2009 - Террористка Иванова - Чистов Валера
2009 - Течёт река Волга - Сергей, муж Люды
2009 - Убить Короля - Черняк
2009 - Сваты 3 - Митяй
2010 - Ликвидация - бандит
2010 - Шериф - Капитан Шаронов (Шериф)
2010 - Сваты 4 - Митяй
2010 - Подарок судьбы - Григорий Морозов, столяр-краснодеревщик
2010 - Борцу не больно - Михалыч, тренер по САМБО
2010 - Гаражи - Николай Петрович Кузьмичёв
2010 - Небесные родственники - Николай
2010 - Громозека - Эдуард Петрович Каминский, хирург
2011 - Сваты 5 - Митяй
2011 - «Кедр» пронзает небо - Полковник Курбатов
2011 - Серафима прекрасная - Андрей Короленко
2011 - Судмедэксперты - санитар Горошек
2011 - Вендетта по-русски - Максим Платов
2011 - Дом на обочине - Леха
2012 - Сваты у плиты - Митяй
2012 - Байки Митяя - Митяй
2012 - Отрыв - Полонез
2012 - Шериф 2 - Капитан Шаронов (Шериф)
2012 - Любовник для Люси - муж Люси
2012 - Сваты 6 - Митяй
2013 - Разведчицы - Вениамин Константинов, архимандрит
2013 - Станица - Александр Евгеньевич Рябоконь, майор милиции
2013 - Молодёжка - Николай Семёнович, отец Семёна Бакина, слесарь
2013 - Пётр Лещенко. Всё, что было... - Константин, отец Петра Лещенко
2013 - Новогодний переполох - Виталий Павлович
2014 - Дом с лилиями - Дементий Шульгин, 1-й секретарь горкома партии
2014 - Кавказская пленница! - Балбес
2014 - Аленка из Почитанки - дядя Панкрат