Фильтр скетч фотокопия в фотошопе cs6. Восстановление недостающих фильтров в Photoshop CS6

Также, допустим, что я хочу применить его в качестве смарт-фильтра, что сделает действие фильтра полностью редактируемым в случае, если я захочу изменить его позднее. Для этого в начале мне необходимо преобразовать слой с изображением в смарт-объект (подробнее ), после чего в правом нижнем углу миниатюры слоя появится соответствующий значок:

Теперь мне необходимо применить сам фильтр "Аппликация" (Cutout). В версиях CS5 и ниже мне нужно было бы просто зайти во вкладку главного меню Фильтр --> Имитация (Filter --> Artistic) и выбрать соответствующий пункт, но в CS6 в меню Фильтр группа Имитация (Artistic) попросту отсутствует, поэтому мне надо пройти по Фильтр --> Галерея фильтров (Filter --> Filter Gallery) и в открывшемся диалоговом окне выбрать вкладку Имитация (Artistic), а в ней уже "Аппликация" (Cutout):

А вот теперь и нарисовалась проблема. Обычно, когда мы применяем фильтры как смарт-фильтры, название каждого отдельного применённого фильтра появляется ниже смарт-объекта в панели слоёв . Если позже нам понадобилось вернуться и отредактировать настройки фильтра, мы просто дважды кликаем по названию конкретного фильтра. Но в случае с Photoshop CS6, появляется небольшое затруднение. Любые фильтры, к которым мы получаем доступ только из Галереи фильтров (т.к они больше не доступны нам из меню "Фильтр"), не обозначены своим их фактическим именем. Вместо этого, все они идут под под общим названием "Галерея фильтров" (Filter Gallery), который не информирует нас, какой фильтр фактически использовался:

Это ешё может быть хорошо в случае, подобном этому, где я применяется только один фильтр, т.к я могу довольно легко запомнить его название. Но что получится, если я применю несколько смарт-фильтров из Галереи? Для примера, сейчас я применил "Разбрызгивание" (Spatter) из группы "Штрихи" (Brush Strokes) и "Рассеянное свечение" (Diffuse Glow) из группы "Искажение" (Distort). Так как доступ к ним был только из Галереи, все они обозначены в палитре слоёв как "Галерея фильтров", что делает его не таким простым распознание, что есть что:

Восстановление отсутствующих фильтров в меню "Фильтр" (Filter)

Это, конечно, не является огромной проблемой, но, потенциально, она может существенно замедлить Ваш рабочий процесс. К счастью, Adobe поняли это и включили возможность вернуть меню "Фильтр" обратно тому виду, каким он был раньше в версиях ниже Photoshop CS6. Эта опция расположена по вкладке Редактирование --> Установки --> Внешние модули (Edit --> Preferences --> Plug-Ins). В диалоговом окне следует проставить галку у пункта "Показать все группы и имена у галереи фильтров (Show all Filter Gallery groups and names), после чего нажать ОК и перезапустить Photoshop:

И теперь, после перезапуска Photoshop CS6, мы видим, что все недостающие ранее фильтры стали доступны через меню "Фильтр":

Давайте заново откроем фотографию, преобразуем её в смарт-объект и применим к ней фильтры, применённые нами в прошлый раз:

Как и в прошлый раз, в панели слоёв под смарт-объектом появились название применённых к нему смарт-фильтров, но, в этот раз, мы видим одно существенное отличие.

И опять же, потому что я был в состоянии выбрать эти фильтры непосредственно из меню Фильтр на этот раз, не из фильтра галерея, Photoshop перечисляет их с учетом их реальных имен фильтр под Smart Object. Если я хочу изменить настройки для любой из фильтров, дважды щелкнув по его имени, или повторно установить порядок применения фильтров к изображению, перетаскивая один выше или ниже другого, я больше не придется угадать, какие Фильтр которых:

Теперь каждый из них отображён под собственным названием, а не под общим "Галерея фильтров".

Итак, задачи достигнуты.

Следует только иметь в виду, что даже теперь, если применить смарт-фильтры не из меню "Фильтр", а из "Галереи", то в палитре слоёв они появятся под общим названием "Галерея фильтров".

Опубликовано 25.10.2011 22:06 (Эскиз) предназначены для имитации художественных инструментов и материалов и являются логическим продолжением групп фильтров Artistic (Имитация) и Brush Strokes (Штрихи). В эту группу входят следующие фильтры:

Bas Relief (Рельеф);

Chalk &Charcoal (Мел и уголь);

Charcoal (Уголь);

Chrome (Хром);

Conte Crayon (Волшебный карандаш);

Graphic Pen (Тушь);

Halftone Pattern (Полутоновой узор);

Note Paper (Почтовая бумага);

Photocopy (Ксерокопия);

Plaster (Гипс);

Reticulation (Ретикуляция);

Stamp (Линогравюра);

Torn Edges (Рваные края);

Water Paper (Мокрая бумага).

12.9.1. Фильтр Bas Relief (Рельеф)

Фильтр Bas Relief (Рельеф) предназначен для создания имитации создания барельефа (Рис. 447). Цвет барельефа берется из основного цвета.

Параметр Detail (Детализация) устанавливает степень точности деталей в диапазоне от 1 до 15. Параметр Smoothness (Смягчение) устанавливает степень резкости в диапазоне от 1 до 15. В раскрывающемся списке Light Direction (Свет) предлагаются следующие направления лучей освещения:

  • Bottom (Вниз);
  • Bottom Left (Вниз и влево);
  • Left (Влево);
  • Top Left (Вверх и влево);
  • Тор (Вверх);
  • Тор Right (Вверх и вправо);
  • Right (Вправо);

12.9.2. Фильтр Chalk &Charcoal (Мел и уголь)

Фильтр Chalk &Charcoal (Мел и уголь) предназначен для имитации рисунка, созданного с применением мела и угля (Рис. 448).

Параметр Charcoal Area (Уголь) задает уровень применения угля в диапазоне от 0 до 20. Параметр Chalk Area (Мел) задает уровень применения мела в диапазоне от 0 до 20. Параметр Stroke Pressure (Нажим) определяет уровень нажима черного цвета для угля в диапазоне от 0 до 5.

Уголь всегда черного цвета, а цвет мела берется из основного выбранного цвета.

12.9.3. Фильтр Charcoal (Уголь)

Фильтр Charcoal (Уголь) предназначен для имитации рисунка углем. Параметр Charcoal Thickness (Интенсивность) задает толщину штрихов в диапазоне от 1 до 7. Параметр Detail (Детализация) задает степень точности изображения в диапазоне от 0 до 5. Параметр Light / Dark Balance (Тоновой баланс) определяет пороговые уровни белого и черного цветов в диапазоне от 0 до 100. В этом фильтре цвет угля не черный, а цвет основного цвета.

12.9.4. Фильтр Chrome (Хром)

Фильтр Chrome (Хром) предназначен для имитации блестящих металлических поверхностей (например, хромированных, никелированных или ртутных). Параметр Detail (Детализация) задает число отражающих поверхностей в диапазоне от 0 до 10. Параметр Smoothness (Смягчение) определяет уровень гладкости отражающих поверхностей в диапазоне от 0 до 10. Неплохо смотрится эффект на объемном фоне, созданном из градиента (Рис. 449).


Рис. 449. Хромовый текст

12.9.5. Фильтр Conte Crayon (Волшебный карандаш)

Фильтр Conte Crayon (Волшебный карандаш) предназначен для имитации рисунка цветным мелком или очень мягким карандашом на текстурной поверхности (Рис. 450). Часто называется также «французский карандаш». При проведении таким инструментом происходит его сильное раскрашивание, что определяет своеобразную текстуру рисунка.

В качестве основного и фонового цветов выбираются цвета, установленные на панели Tools (Инструменты). Параметр Foreground Level (Уровень переднего плана) устанавливает уровень использования основного цвета в диапазоне от 1 до 15. Параметр Background Level (Уровень фона) устанавливает уровень использования фонового цветов в диапазоне от 1 до 15. В раскрывающемся списке Texture (Текстура) выбирается вид текстуры:

  • Brick (Кирпич);
  • Burlap (Мешковина);
  • Canvas (Холст);
  • Sandstone (Известняк).

Треугольная кнопка Load Texture (Загрузить текстуру), расположенная правее опции Texture (Текстура), предназначена для использования другого изображения в формате *.psd в качестве основы для текстуры.

Внимание!!! При нажатии на эту кнопку может открываться не список текстур, а строка с командой Load Texture (Загрузить текстуру). При нажатии на эту команду открывается диалоговое окно Load Texture (Загрузить текстуру). В этом списке файлы находятся только с расширением *.psd . Чтобы ваш файл отразился в этом списке, сохраните его в этой папке с расширением *.psd . Пример такого использования приведен в разделе 11.2.2 «Обзаводимся мебелью».

Параметр Scaling (Масштаб) задает изменение масштаба рисунка текстуры в диапазоне от 50 до 200%. Параметр Relief (Рельеф) задает уровень рельефа в диапазоне от 0 до 50. В раскрывающемся списке Light (Свет) предлагаются следующие направления лучей освещения:

  • Bottom (Вниз);
  • Bottom Left (Вниз и влево);
  • Left (Влево);
  • Top Left (Вверх и влево);
  • Тор (Вверх);
  • Тор Right (Вверх и вправо);
  • Right (Вправо);
  • Bottom Right (Вниз и вправо).

Установка флажка в индикаторе Invert (Инвертировать) инвертирует темные и светлые участки на изображении.

12.9.6. Фильтр Graphic Pen (Тушь)

Фильтр Graphic Pen (Тушь) предназначен для имитации рисунка чертежным пером (Рис. 451).

Параметр Stroke Length (Длина штриха) устанавливает наибольший размер штриховой линии, выполняемой чертежным пером, в диапазоне от 1 до 15. Параметр Light/Dark Balance (Тоновой баланс) задает пороговое значение уровня яркости, которое разделяет изображение на темные и светлые области в диапазоне от 0 до 100. В раскрывающемся списке Stroke Direction (Направление штрихов) выбирается направление штриховки чертежным пером:

  • Right Diag (По диагонали вправо);
  • Horizontal (Горизонтально);
  • Left Diag (По диагонали влево);
  • Vertical (Вертикально).

12.9.7. Фильтр Halftone Pattern (Полутоновой узор)

Фильтр Halftone Pattern (Полутоновой узор) предназначен для имитации полиграфической печати (Рис. 452).

Параметр Size (Размер) задает размер растровой точки в диапазоне от 1 до 12. Параметр Contrast (Контрастность) задает уровень контрастности в диапазоне от 0 до 50. В раскрывающемся списке Pattern Type (Тип узора) выбирается вид растровой точки:

  • Circle (Круг);
  • Dot (Точка);
  • Line (Линия).

12.9.8. Фильтр Note Paper (Почтовая бумага)

Фильтр Note Paper (Почтовая бумага) предназначен для имитации рисунка на мягкой бумаге (Рис. 453). Рисунок на такой бумаге вдавливается внутрь, образуя отпечаток, очень похожий на небольшой барельеф, только на бумаге.

Параметр Image Balance (Тоновой баланс) устанавливает соотношение уровней светлого и темного в диапазоне от 0 до 50. Параметр Graininess (Зернистость) задает величину зернистости изображения в диапазоне от 0 до 20. Параметр Relief (Рельеф) задает размер отдельного элемента рельефа в диапазоне от 0 до 25.

12.9.9. Фильтр Photocopy (Ксерокопия)

Фильтр Photocopy (Ксерокопия) предназначен для создания изображения, имитирующего оттиск на ксероксе, фотокопировальном или на другом копирующем устройстве.

Параметр Detail (Детализация) задает порядок точности деталей в диапазоне от 1 до 24.

Параметр Darkness (Затемненность) задает степень затемнения, или точнее сказать, тонера, в диапазоне от 1 до 50.

Цвет ксерокопии выбирается как основной цвет.

12.9.10. Фильтр Plaster (Гипс)

Фильтр Plaster (Гипс) используется для имитации плоских рельефов, получаемых из штукатурки, или гипса (алебастра).

Гипс накладывается на выделенную область в изображении. Если на изображении ничего не выделено, то гипс будет наложен на все изображение. Цвет гипса берется из основного цвета.

Параметр Image Balance (Тоновой баланс) предназначен для установления пропорций светлой и темной областей рельефа в диапазоне от 0 до 50. Параметр Smoothness (Смягчение) задает точность изображения в диапазоне от 1 до 15. В раскрывающемся списке Light (Свет) предлагаются следующие направления лучей освещения:

  • Bottom (Вниз);
  • Bottom Left (Вниз и влево);
  • Left (Влево);
  • Top Left (Вверх и влево);
  • Тор (Вверх);
  • Тор Right (Вверх и вправо);
  • Right (Вправо);
  • Bottom Right (Вниз и вправо).

12.9.11. Фильтр Reticulation (Ретикуляция)

Фильтр Reticulation (Ретикуляция) предназначен для имитации фотографического процесса ретикуляции, который происходит при обработке фото- и кинопленки в растворе при превышении допустимой температуры. В результате этого изображение покрывается папилломами.

Параметр Density (Плотность) устанавливает плотность трещин в диапазоне от 0 до 50. Параметр Foreground Level (Уровень переднего плана) задает число основного цвета в диапазоне от 0 до 50. Параметр Background Level (Уровень фона) задает число фонового цвета в диапазоне от 0 до 50.

12.9.12. Фильтр Stamp (Линогравюра)

Фильтр Stamp (Линогравюра) предназначен для имитации одной из художественных техник создания изображения - линогравюры.

Параметр Light/Dark Balance (Тоновой баланс) задает пороговое значение распределения белых и черных областей в диапазоне от 0 до 50.

Параметр Smoothness (Смягчение) определяет степень смягчения изображения в диапазоне от 1 до 50.

12.9.13. Фильтр Torn Edges (Рваные края)

Фильтр Torn Edges (Рваные края) служит для создания двухцветных изображений.

Параметр Image Balance (Тоновой баланс) устанавливает пороговое значение светлых и темных тонов в диапазоне от 0 до 50. Параметр Smoothness (Смягчение) задает степень размытости контуров изображения в диапазоне от 1 до 15. Параметр Contrast (Контрастность) устанавливает контрастность границ контуров в диапазоне от 1 до 25.

12.9.14. Фильтр Water Paper (Мокрая бумага)

Фильтр Water Paper (Мокрая бумага) предназначен для имитации создания рисунка на влажной бумаге, например (акварельными красками до ее подсыхания) (Рис. 454).

Параметр Fiber Length (Длина волокна) определяет максимальную длину волокон в диапазоне от 3 до 50. Параметр Brightness (Яркость) задает яркость изображения в диапазоне от 0 до 100. Параметр Contrast (Контрастность) задает контрастность изображения в диапазоне от 0 до 100.