Формальный и неформальный лидеры в коллективе, группе, организации. Лидерство в коллективе - каким оно бывает Зачем быть лидером в коллективе

4. Лидер в коллективе

Понимание. Успешно действующие руководители высшего уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией. Им присуща способность, которую можно назвать "проворством в уличной толчее".

Способность брать управление на себя. Лидер легко входит в роль руководителя с момента своего назначения, не извиняясь за него и не обращая внимания на претензии тех, кто считал себя кандидатом на данный пост. Он не позволяет их разочарованию, зависти и ревности мешать выполнению своих обязанностей.

Настойчивость. Успешно действующие руководители упорно выполняют задуманное, даже если их точка зрения оказывается непопулярной. Им присуще интуитивное понимание, за какие идеи следует держаться, при этом они активно интересуются всеми доступными данными. Их не пугает несогласие с ними других. Способность к сотрудничеству. Успешно выполняющие свои функции лидеры умеют подавлять свою враждебность и действовать эффективно, несмотря на нее. Им удается нивелировать свои неприязненные чувства. Такому руководителю свойственны умение разговаривать с людьми, такт, возможность общения на любом уровне. Благодаря хорошей способности к межличностным контактам он добивается основательной поддержки в организации для себя и своих идей. Лидер умеет сдерживать свою враждебность и агрессивность. Инициативность. Успешно действующий лидер активен. Он ведет в атаку. Ему понятны возможности, ускользающие от внимания других. Он знает, когда начать - это часть его интуитивного знания. Когда другие колеблются, он действует. Инициативность такого руководителя включает одно из основных качеств, ведущих к успеху, - способность рисковать. Энергичность. Руководителю трудно добиться успеха, не обладая выносливостью, без физических и интеллектуальных возможностей. Запас физических и интеллектуальных сил пополняется за счет огромной энергии успешно действующего лидера. Такой руководитель продолжает дело, когда другие уже падают от усталости. Способность делать ставку на других. Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это время. Он всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице. Сенситивность. Руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других. Им свойственна эмпатия. Они способны поставить себя на место другого и испытать его чувства. Достигающие успеха лидеры обладают своего рода личным радаром, дающим им возможность ощущать, что чувствуют и даже думают их коллеги. Идентификация себя с делом. Наиболее успешно действующие руководители способны переносить неудачи без чувства поражения или унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата; они не стремятся быть всемогущими и всеведущими, не пытаются быть всюду одновременно, делать всю работу за других, не стараются казаться умеющими все.

Лидеры высокого уровня умеют поручать работу другим. Их не привлекает власть как таковая, они скорее заинтересованы в достижении цели. Они получают настоящее удовлетворение от успеха других, а не от собственного неограниченного могущества. Власть, которой они пользуются, происходит из уважения, которое они внушают. Они не стремятся занять как можно больше руководящих постов, зная, что их влияние и так достаточно и им не требуется применять власть для достижения успеха. Они знают себе цену и удовлетворены ею, у них полная уверенность в себе. Все это дает такому лидеру силы противостоять нежелательному развитию событий. Способность к сочувствию. Успешно действующие руководители проявляют сочувствие к другим, не ожидая, что их за это будут любить. Они способны непредвзято и точно оценить своих подчиненных, прекрасно понимая, что невозможно угодить всем. Они умеют сочувствовать человеку, не позволяя при этом сделать себя беспомощными и нетребовательными. Такой лидер прекрасно понимает, что стремление во что бы то ни стало нравиться подчиненным сделает его неспособным руководить ими. Благодаря сильному чувству идентификации он способен принимать непопулярные решения.

Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление - не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.

Независимость. Добивающиеся успеха руководители осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость. Приняв решение на основе всех имеющихся в их распоряжении фактов, они придерживаются его. Такого лидера нельзя принудить присоединиться к решению, с которым он не согласен: он скорее подаст в отставку, чем станет делать то, что идет в раз-рез с его взглядами и убеждениями Гибкость. Руководителю нет необходимости сосредоточиваться в каждый данный момент на единственной проблеме: он может решать одновременно несколько задач и, когда это необходимо, переключаться с одного направления деятельности на другое. Лидер должен быть открыт для восприятия новых идей, новых способов мышления, новых процессов. Стремящийся к успеху руководитель развивает в себе гибкость, понимая, что очень легко оказаться ограниченным своими предпочтениями и увлечениями. Устойчивость к стрессу. Лидер умеет заботиться о своем здоровье, как телесном, так и психическом, и справляется со стрессами. Он понимает, что для этого необходимо вести сбалансированный образ жизни, и управляет своей жизнью и своим временем. Успешно действующий руководитель не позволяет обстоятельствам и времени управлять собой. Он хорошо чувствует себя при таком образе жизни и с удовольствием предвкушает все, что ждет его впереди каждый день. Чувствуя действие стресса, он знает, что предпринять, чтобы избежать урона для здоровья.

Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы. Просыпаясь, он не просто ждет, что преподнесет ему новый день. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной цели.

Целью обычно является осуществление мечты: мечты о том, чем станет его корпорация; мечты о том, чем станет вся его жизнь. Лидер любит и умеет - часто философски - говорить о своей мечте. Однако взгляды руководителя не должны быть окостенелыми: мечта должна развиваться, как и связанная с ее осуществлением цель.

Руководство сообществом. Руководитель использует свою власть и влияние на благо общества. Он ответственно относится к лежащей на нем ответственности, например, по охране окружающей среды. Лидер отдает свое время, силы и энергию улучшению жизни людей и развитию общества, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются руководители, обладающие чувством юмора. Они способны видеть юмористическую сторону там, где другие видят только трагедию. Они не позволяют неудачам угнетать себя, способны найти в ситуации что-то забавное. Они легко находят разнообразные возможности. Сделав ошибку, они признают ее и готовы посмеяться над собой, а не взваливают вину на других.

Цельность личностного идеала. Лидер хорошо представляет себе, каков он, к чему стремится, как живет - во всех смыслах слова. Он последователен и постоянно предпринимает усилия для того, чтобы его слово не расходилось с делом, чтобы соответствовать своему личностному идеалу. Следствием совпадения этого идеала и фактического поведения является то, что лидер живет в мире с самим собой, с ним легко общаться, окружающие чувствуют себя с ним непринужденно, независимо от их должности или общественного положения. Люди не испытывают страха и охотно поверяют ему свои горести и заботы; только личностная цельность лидера делает это возможным.

Влияние лидерства на руководство в студенческих коллективах

Будучи психологическим, по своей природе феноменом, т. е. возникая в системе неофициальных, неформальных отношений, лидерство вместе с тем выступает и как средство организации отношений этого типа, управления ими...

Выявление мотиваций делового и дружеского общения в коллективе

Общение в трудовом коллективе -- это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция общения -- это организация совместной деятельности людей...

Гендерный аспект представлений о лидерских качествах

Теперь перейдём к самой теории. Лидерство - что это такое? Чтобы отметить черты личности лидера, характерные для получения его статуса, надо для начала ответить на вопрос: ” Кто такой лидер? ” То есть дать определение этому слову...

Изучение лидерских способностей у детей подросткового возраста

Нормальное функционирование подростковой неформальной группы обусловлено выполнением лидером ряда важных, необходимых группе социально-психологических функций...

Исследование межличностных отношений в группе

Обратим внимание на интересную классификацию типов взаимоотношений в рабочей группе, предложенную американскими исследователями Блейком и Мутоном. Она основана на комбинации двух главных параметров - внимании к человеку...

Исследование социально-психологического климата в коллективе

В психологии конфликт (К) определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании...

Лидер и классный руководитель

В каждой социальной группе существует схема взаимо-действия ее членов в зависимости от положения в группе. Положение в группе определяется, в основном, статусом и набором ролей для каждого члена группы. Любая группа...

Лидерские качества в зависимости от половой принадлежности на примере студенческих групп

Прежде всего, нам следует рассмотреть определения термина «лидерство» различными авторами. По мнению К.В. Сельченок, лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах...

Лидерство в коллективе

Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею для своих личных интересов. Лидерские качества могут быть либо врожденными...

Понятие лидерство, вождизм

При всей многочисленности интерпретаций термина «лидер» выявляются, как правило, два основных значения. Во-первых, это индивид, обладающий наиболее выраженными «полезными» с точки зрения группы качествами...

Психоаналитические концепции лидерства

Политическое лидерство - это способ осуществления власти...

Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе как компетенция классного руководителя

Для классного коллектива характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности...

Современные подходы к изучению феноменов лидерства и руководства

Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов. Изучая социальное поведение людей...

Стадии формирования действующей толпы

Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко -- и в порядке самоназначения...

Проявление авторитета в воинском коллективе прежде всего обусловлено коллективным характером ратного труда. В cфере коллективных действий возникает система межличностных взаимоотношений, проявляющихся и в такой форме, как авторитет...

«Развитие лидерства в ученическом коллективе»

Введение…………………………………………………………………………………..3

Основная часть……………………………………………………...……………………5

1. Феномен лидерства как социально-психологическое понятие.

1.1.Понятие «лидерство» в социальной психологии………………………….5

1.2. Теоретические подходы к пониманию лидерства в социальной психологии……………………………………………………………………………….6

2. Практические подходы по выявлению и развитию лидерства в детском коллективе

2.1. Качества современного лидера в модели менеджмента Деминга………..11

2.2. Восприятие лидера группой……………………………………………….12

2.3. Выявление лидера……………………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………………16

Список использованных источников……………………………………………........17

Приложения……………………………………………………………………….........18

Группа – мощная сила, где «лидерство выступает одним из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы исполняет роль лидера, то есть объединяет, направляет действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает и поддерживает его действия»

Интерес к лидерству берет истоки в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание зарубежных исследователей. В начале девяностого столетия лидерство становится объектом пристального внимания. В 70-х годах появляется масса работ по изучению данного феномена: Дж. Мак-Грегора Бернса, Б. Келлермана, Р. Такера, Дж. Пейджа.

Феномен лидерства как группового явления имеет исключительную значимость и для современного общества. Новые жизненные условия, связанные с переходом к информационному обществу, новой культуре, приобретают усовершенствованные модели поведения лидеров в процессе адаптации к внешней среде.

Лидерство - как феномен группового явления приобретает особую актуальность в современных отношениях между людьми.

В любом коллективе, организации складываются формальные и неформальные отношения, где выделяются два типа лидеров: формальный и неформальный.

Формальный лидер – руководитель, который назначается вышестоящим руководством и получает определенные полномочия, без учета мнения подчиненных о его достойной кандидатуре.

Неформального руководитель выдвигается из числа окружающих его людей, равных или близких по статусу. Как бы человек не стремился стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера.

Таким образом, лидерство – социально-психологический феномен группового явления.

Цель работы – изучение лидерства как феномена группового явления.

Объект исследования – обучающиеся 12-13 лет.

Предмет исследования – особенности развития лидерства в ученическом коллективе.

* Изучение и анализ социально-психологической литературы по теме.

* Раскрытие содержания «лидерства» как понятия социально-психологического.

* Рассмотрение методик и выбор оптимального диагностического исследования лидерства в классном коллективе.

* Выявление особенностей лидерства как феномена группового явления.

* Изучение направленности группы в зависимости от характера личности лидера.

* Развитие лидерских качеств через проведение психологического тренинга.

Основная часть

1 Феномен лидерства как социально-психологическое понятие. 1.1. Понятие «лидерство» в социальной психологии.

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение и взгляды членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

Зигмунд Фрейд понимал лидерство как двоякий психологический процесс: с одной стороны - групповой, с другой – индивидуальный. В основе данных процессов лежит способность притягивать чувство восхищения, обожания и т.д. Принятие людьми одной и той же личности и может сделать эту личность лидером.

Обязательное условие лидерства – обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или коллективах людей, которые за ним следуют.

Таким образом, лидер – это человек, который обладает особой социальной ролью в обществе: ведущий, планирующий, организатор, управленец деятельностью определенного количества людей, который проявляет более высокий уровень активности по сравнению с остальными членами коллектива.

Доверие к лидеру - это признание его личностных достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Доверие означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в постоянной зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидер (модель), требует от реального лидера соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении данных условий последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются методы воздействия на них. Эти методы призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.

1.2. Теоретические подходы к пониманию лидерства в социальной психологии.

В настоящее время психологи выделяют несколько основных теоретических подходов в происхождения лидерства. Рассматривая личные качества лидера, выделяют теорию черт, а также поведенческий и ситуационный подходы.

Теория черт , или "харизматическая теория" рассматривается в исследованиях английского психолога и антрополога Френсиса Гальтона (1822–1911), который пытался объяснить лидерство в основе которого лежит наследственный фактор. Лидером, по данной теории, может быть лишь такой человек, обладающий определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт, харизмой, экстраординарными свойствами и способностями.

Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Так, французский социолог Габриэль Тард (1843–1904) полагал, что лидерам свойственно сочетание таких качеств, как творческая одаренность и нонконформизм . С этих же позиций личность лидера характеризовал Густав Лебон (1841–1931), отмечая в ней иную совокупность черт: твердую убежденность ("убежденные участвуют в тех скрытых силах, которые управляют миром"), фанатизм ("фанатики и страдающие галлюцинациями делают историю"), одержимость идеями ("идеи, а, следовательно, и те люди, которые их воплощают и распространяют, руководят миром"), слепую веру, "двигающую горы". Ум, интеллект, по Лебону, не являются качествами лидера, так как "мыслитель слишком ясно видит сложность проблем, чтобы он мог иметь когда-либо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических целей кажутся ему достойными его усилий". По его мнению, только "фанатики с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями могут основывать религии, империи и поднимать массы".

В американской социальной психологии наборы лидерских черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они являлись основанием для построения систем тестов для выявления возможных лидеров. В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших длинный список выявленных лидерских черт.

Поведенческий подход сосредоточил свое внимание на поведении руководителя, где есть основа для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. В качестве наиболее значимого аспекта лидерства теперь рассматривалось влияние, которое оказывалось руководителем. В итоге были выявлены два основных вида поведения, свойственных различным лидерам: внимательность и заботливость в отношении к членам своей группы и инициативность. Ренсис Ликерт (1967), придя к похожим результатам в исследовании лидерского поведения, первый тип поведения назвал центрированным на работниках, а второй – центрированным на производстве. Характеризуя оба фактора, Эндрю Хэлпин отмечает, что заботливость является показателем того, в какой мере руководитель, взаимодействуя с членами группы, проявляет дружелюбие, доверительность, вызывающие ответное доверие, теплоту и т.д. Искренняя заботливость свидетельствует о том, что руководитель знает о потребностях каждого члена группы

Несмотря на то, что поведенческий подход сосредоточил внимание на фактическом поведении руководителя, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Обобщая результаты исследований, использовавших данный подход, многие исследователи пришли к выводу, что "не существует одного "оптимального" стиля руководства". Очень вероятно, что эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль. Более поздние авторы и ученые бихевиористской школы признали, что ситуационный подход к руководству меняется в зависимости от происходящей ситуации.

Ситуационная теория лидерства (Стогдилл Р., Хилтон Т., Голдиер А.)

Данная теория утверждает, что лидерство – это продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве и человек, им обладающий, становится лидером. Лидер лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Лидер, по Стогдиллу Р., есть функция определенной ситуации, и человек, "являющийся лидером в одной ситуации не обязательно будет лидером в других ситуациях". С этой точки зрения лидерские черты относительны, хотя сторонники ситуационной концепции все же признают необходимость компетентности, целеустремленности, уверенности в своих силах, готовности взять на себя ответственность за решение той или иной задачи.

Слабость ситуационной концепции – в недооценке личной активности человека, стремящегося занять место лидера: нет подходящей ситуации, и лидером ему уже не стать.

Хартли Е.предложил четыре "модели", позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение: 1) если ты стал лидером в одной ситуации, твои шансы стать таковым в другой ситуации повышаются; 2) если ты проявил себя как лидер, ты приобрел авторитет, который может способствовать назначению тебя на руководящую должность и тем самым закреплению твоего лидерства; 3) восприятие группы стереотипно, и если ты стал лидером в одной ситуации, она воспринимает тебя таковым и в другой; 4) лидером становится тот, кто к этому стремится . Но, по мнению Андреевой, вряд ли можно считать достаточно убедительными рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее, ситуационная теория оказалась достаточно популярной. Именно на ее основе было проведено много экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

Важный теоретический подход в понимании происхождения лидерства представлен в так называемой системной теории лидерства , согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует, поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов.

В качестве основы изучения проблемы лидерства в разрабатывавшихся отечественных теориях различных областей психологии был взят деятельностный подход, предложенный Басовым М.Я., Рубинштейном С.Л., Леонтьевым А.Н.

Главным достижением деятельностного подхода является то, что в его рамках сформировалось продуктивное направление – психология действия.

Изучению подверглись сенсорные, перцептивные, предметные, исполнительские, мнемические, умственные, аффективные и др. действия, а также их структурные компоненты: мотивы, цели, задачи, способы выполнения и условия осуществления.

Деятельностный подход – методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности. Согласно теории деятельности, психологически полная структура деятельности всегда включает мотивационно–ориентировочное, исполнительное и контрольно-оценочное звено . Полноценное осуществление деятельности предполагает реализацию всех компонентов ее структуры.

Принципы деятельностного подхода находят свое отражение при анализе содержания компонентов психологической структуры лидерства и являются методологической основой исследования лидерской деятельности. Применение деятельностного подхода к трактовке сущности лидерства обосновано рядом положений:

специфически человеческое взаимодействие всегда совершается вместе с другими людьми, поэтому вся человеческая деятельность пропитана социальностью. Исходя из теоретических представлений, лидерство рассматривается как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система в этой структуре;

лидерство можно представить как особый вид деятельности, рассматривая три основных звена его структуры: мотивационно-ориентировочное, исполнительное и контрольно-оценочное;

развитие лидерской деятельности целесообразно строить с точки зрения теории деятельности, поскольку без знания структуры деятельности невозможно построение концептуальных моделей управления её становлением и развитием.

По мнению Р.Л. Кричевского, в исследовании лидерства необходим "подход, берущий за основу понимание социальной группы как функциональной единицы, включенной в широкую систему общественных отношений"

Феномен лидерства в малых группах рассматривается отечественными психологами в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во внимание принимаются не просто "ситуации", а конкретные задачи, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется в наличии более высокого уровня влияния. В этом контексте Уманским Л.И. и его сотрудниками описаны: лидер-организатор, осуществляющий функцию групповой интеграции; лидер-инициатор, задающий тон в решении групповых проблем; лидер-генератор эмоционального настроя (аналог роли эмоционального лидера); лидер-эрудит (одна из ролей интеллектуального лидера); лидер эмоционального притяжения (соответствует "социометрической звезде"); лидер-мастер, умелец (т.е. специалист в каком-то виде деятельности). Наиболее известной является разработанная Кричевским Р.Л. концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера: лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, у которого присутствует наиболее полный набор групповых ценностей. Именно поэтому, делают вывод Кричевский Р.Л. и Рыжак М.М. (1985), он и обладает наибольшим влиянием.

Таким образом, лидерство, с одной стороны, – наиболее изученный, а с другой стороны, – наименее понятный конструкт в социальной психологии, который является феноменом группового развития.

2 Практические подходы по выявлению и развитию лидерства в детском коллективе.

2.1. Качества современного лидера в модели менеджмента Деминга.

Известный специалист нашего времени в области управления и стратегического менеджмента Деминг выделил девять важнейших качеств современного лидера:

*Понимает, как работа его группы сочетается с целями компании.

*Работает с предшествующими и последующими стадиями процесса.

*Пытается создать для всех такую атмосферу, чтобы работа доставляла радость.

*Он тренер и советчик, но не судья.

*Использует цифры для того, чтобы с их помощью понять мотивы своих людей и себя самого. Понимает вариации. Использует статистические вычисления, чтобы узнать, кто из работников находится за пределами системы и требует специальной помощи.

*Работает, чтобы улучшить систему, в которой трудятся он и его люди.

*Создает атмосферу доверия. Понимает, что создание атмосферы доверия требует от него идти на риск.

*Не ждет совершенства.

*Слушает и учится, не наказывая того, кого слушает.

Данные качества, присущие лидеру находят отражение в методе сказкотерапии с обучающимися школ, где возникает возможность максимально идентифицироваться с главным героем – носителем определенного качества.

В используемой модель Деминга, где качества современного лидера таковы, что они оказываются полезными для любого ребенка, даже для такого, который не стремится к лидерству (Приложение 1).

2.2. Восприятие лидера группой.

Лидер должен пониматься как «один из нас».

Принять основные нормы и ценности группы является недостаточным, чтобы стать полноценным лидером. Нужно быть не только как «большинство из нас», а стать «самым лучшим из нас», поскольку лишь представляясь выдающейся личностью, он может служить примером для группы и символизировать «ведущего». Быть «лучшим» необходимо также для того, чтобы осуществлять эффективное управление и кооперирование работы группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены не в полной мере.

Однако лидер и должен быть «лучшим из нас», он не должен быть и намного лучше. Он не должен быть и намного умнее. Во-первых, слишком умный не воспринимается как «один из нас». Во-вторых, его интересы могут быть далеки от проблемы в группе, он не будет мотивирован, чтобы помогать группе. В-третьих, могут возникнуть проблемы коммуникабельности ввиду большого различия в интеллектуальной сфере. И, наконец, есть основания полагать, что очень умный лидер предпримет нововведения, к принятию которых группа не готова, поскольку они противоречат установившейся групповой идеологии; в этом случае лидер не будет и как «большинство из нас».

Лидер должен оправдывать ожидания последователей.

У членов группы может быть общее установившееся мнение относительно того, как должен вести себя лидер и какие функции он должен выполнять. И они будут выбирать, и удерживать только такого лидера, который соответствует их ожиданиям.

Две функции лидера, - устранение индивидуальной ответственности и символизация отца, ведущего» - предполагают, что в лидеры будет выбран тот, кто способен удовлетворить такие потребности индивида, как потребность на кого-то положиться, с кем-то сродниться и т.д.

Таким образом, личность выбираемого лидера частично зависит от личностных свойств последователей.

2.3. Выявление лидера

Рассматривая понятие лидерство как феномен группового явления, необходимо проанализировать ситуацию в реальной социальной группе – классном коллективе, где лидерство выступает как один из элементов групповой жизнедеятельности.

Результативным показателем может служить мониторинговое психолого-педагогическое сопровождение обучающихся школы.

Долговременная работа по выявлению лидерства ведется в одной из городских школ Томского района. В работе используется социометрическая методика по классификации предложенной И.Г. Балашовой в 1999г.

Социометрическая методика применяется для изучения взаимоотношений в малых группах. Она получила распространение в зарубежной психологии и социологии после появления в 1934 году книги американского психолога Дж. Морено «Кто выживет?». По определению Морено, социометрия имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнить с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки (Морено, 1958). Данный метод был создан исключительно для нужд психологической практики и поэтому при его грамотном использовании может дать важнейшие сведения, необходимые для планирования коррекционно-развивающей работы с классом.

Основной целью социометрического исследования является изучение неформальной структуры межличностных отношений в малой группе.

Среди требований к проведению социометрии необходимо отметить как минимум следующие:

а) Все обучающиеся должны знать хорошо друг друга.

б) При проведении методики необходимо обязательное присутствие полного состава класса. Если кого-то нет, исследование проводится с ним отдельно.

в) Социометрическое исследование проводит либо классный руководитель или школьный психолог, то есть тот человек, который имеет эмоциональный контакт с классом.

г) Конфиденциальность полученных сведений должна соблюдаться.

Процедура проведения исследования включает 2 этапа. Первым является «вступительное слово», когда создается настрой на выполнение данного вида работы, должная мотивация.

Второй этап представляет практический блок, где обучающиеся выполняют непосредственно само задание. Оно может предъявляться как письменно, так и устно.

Стандартная инструкция звучит следующим образом: «Ответьте на два вопроса: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, а с кем нет» (выбранные вопросы могут видоизменяться, но без изменения смысла).

Обработка полученных данных начинается с заполнения социометрической матрицы (Приложение 2). Отдельно подсчитываются положительные и отрицательные выборы.

Методика И.Г. Балашовой предлагает выделять следующие виды социометрического статуса:

*«Лидер» (человек, набравший максимальное количество положительных выборов и ни одного отрицательного).

*«Любимцы» - не менее 5 положительных выборов и не более 1 отрицательного.

*«Предпочитаемые» - 3-4 положительных выбора и не более 2 отрицательных.

*«Терпимые» - 1-2 положительных выбора и не более 1 отрицательного.

*«Неоднозначные» - практически равное количество положительных и отрицательных выборов.

*«Незаметные» - получившие не более 1 голоса.

*«Нелюбимые» - отрицательных выборов больше, чем положительных, не менее чем на 2.

«Гонимые» - не менее 10 отрицательных выборов.

Не в каждом классе может быть выявлен лидер, это связано, прежде всего, с тем, что наиболее информативные результаты в последних классах начальной, а также в средней и старшей школе. Это свидельствует о том, что в первые годы обучения отношения детей, как свидетельствует возрастная психология, крайне неустойчивы, а это снижает точность полученных социометрических данных (Приложение 3).

Таким образом, при сформированной группе обучающихся, выделяется 1-2 человека, которые способны влиять на мнение и определенные действия ровесников. В данной работе подтверждается значимость выявления лидерства, как группового феномена.

Заключение

Изучая сущность лидерства можно прийти к выводу, что данное понятие является феноменом группового явления. Выделение определенной группы из «толпы» происходит посредством активной деятельности и взглядов одного человека, обладающего определенным набором качеств, которые ценят последователи.

Многие исследователи изучали данный феномен на протяжении веков. До недавнего времени в нашей стране не изучались проблемы, связанные с понятием лидерства. В связи с этим, большинство работ принадлежит западным ученым, которые рассмотрели определенные подходы к пониманию лидерства в области социальной психологии, где нет универсальной теории и единой трактовки феномена лидерства.

В работе были рассмотрены: содержание понятия «лидерство», теоретические подходы к пониманию лидерства, качества современного лидера, факторы, подчеркивающие лидерство как феномен группового явления.

В практической части выявлены подходы по выявлению и развитию лидерства в коллективе. Применена социометрическая методика на определение лидера в группе через систему социометрических выборов, но выбор данной методики является не всегда оправданным.

Список использованных источников

Агеева В.С. Межгрупповой взаимодействие. – М., 1990г.

Антипина Г.С. Изучение малых групп в социологии и социальной психологии. – Л., 1967г.

Свенский А.Л. Социальная психология.М.: Проспект, 2004

Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы: учеб. Пособие – М.: Аспект-Пресс, 2009 (Гриф УМО)

Семечкин Н.И.Психология малых групп: Учебное пособие- Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. М.: 2003, 187 с

Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя» М.: Просвещение 1991

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

Психологические сказки о лидерстве для младших школьников /Игорь Вачков. – М.: Чистые пруды, 2009. – с.4-6

Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971г.

Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320с.

Лидер – человек, имеющий сильное влияние на остальных членов коллектива, способный как идти самостоятельно к намеченным им целям, так и вести за собой иных людей. Его уважают в коллективе, к мнению такого человека всегда прислушиваются. Остальные участники группы позволяют лидеру управлять ими, быть ведомыми.

В психологии существует три различных подхода в изучении вопроса о лидерстве: это структурный, поведенческий, а также ситуационный подходы.

Лидерство в структурной теории

Этот подход в психологии ставит перед собой задачу определить, какой же может быть универсальная личность лидера, выделяя при этом наиболее яркие черты характера. Последователи данной теории считают, что лидер, без сомнения, должен обладать чертами, отличными от его окружения,и он должен быть выделяющимся среди остальных. В пользу доводов этой теории говорят исследования Б.Басса и С.Клубека, которые показали, что человека, от природы не отличавшимся лидерскими чертами, обучить и сделать в последующем из него лидера будет практически невозможным.

Понятно, что нельзя абсолютно точно указать определенные черты характера, присущие именно лидеру, тем более, для каждого общества, в каждом временном промежутке, нужен совершенной разный предводитель своей группы. Но все же структурная теория выделяет наиболее характерные качества.

Качества, присущие лидеру:

  • Высокий уровень интеллекта
  • Уверенность в себе
  • Доминантность
  • Высокая активность
  • Обладание профессиональными знаниями, большим количеством определенных навыков

Поведенческая теория лидерства

Главная мысль этой теории говорит о том, что человека практически в любом случае можно сделать лидером. Особое внимание уделяется поведению,считается, что именно оно в будущем позволит сделать из человека лидера. В рамках данного подхода сформировано само понятие, а также виды стилей лидерства. Они подразделяются на три варианта руководства: это авторитарный, демократический, а также попустительский.

Для создания авторитарного стиля руководства человека необходимо будет научить властному поведению , жесткому, диктаторскому контролю над группой. Если же в коллективе необходим демократическое руководство, то человека следует обучить прислушиваться к мнению других, обсуждать с группой рабочие вопросы, а также делегировать часть своих функций по контролю коллективу.

Попустительский вариант лидерства – это наименее востребованный стиль руководства, но иногда и он нужен. Для этого человека следует научить совсем терпеливо относиться к мнению коллектива, ориентироваться в процессе на конечный результат работы, практически не контролируя сами внутренние проработки. Теория исходит из того, что практически любого человека, использующего специальные программы и тренинги, можно обучить лидерству. Это сможет открыть абсолютно новые возможности для современного человечества.

Ситуационная теория лидерства

Говорит о том, что лидером человека делает определенная ситуация. Ситуационные переменные, несомненно, важны и это было отмечено многими учеными. Л.Картером и М.Никсоном выявлено, что тип лидера сильно зависим от характера поставленной перед ним задачей. Если коллектив имел схожие цели, то и их лидеры были похожи. Различия характеризовались только некоторыми индивидуальными особенностями личности. Во многом, позиция лидера определена его статусом в обществе. Несомненно, при усилении социального статуса имеет место и увеличение влияния.

Важное влияние на формирование стиля лидерства оказывает сама социальная группа, в которой он находится. Группа, действующая продолжительное количество времени, имеет сильные устоявшиеся структуры деятельности, и лидер такой группы будет относительно устойчив под влиянием постоянно происходящих одних и тех же механизмов организации группы. В случае перехода лидера в новую группу, по сравнению с остальными, у него увеличиваются шансы стать и там лидером, его прежний статус окажет положительное влияние.

Следует отметить, что однажды достигнув статуса лидера, чаще всего, человек не желает останавливаться на достигнутом, он продолжает развивать и укреплять в себе лидерские навыки. Он во что бы то ни стало стремиться сохранить полученный статус. К сожалению, пока что наука не дала стопроцентно точный ответ на вопрос о том, как все же появляется лидер в коллективе.

Функции лидера

Функции лидера определяются той социальной группой, которой он руководит. Лидер с функциями администратора – это человек, который следит за порядком и неизменно наблюдает за точным исполнением всех обязанностей коллективом. Лидер как планировщик деятельности разрабатывает для своей группы все ее последующие действия, занимается как краткосрочным планированием, так и берется за долгосрочную перспективу.

Лидер как политик – для него основным направлением деятельности является разработка целей и главной линии поведения его группы . Лидер как эксперт должен обладать большим количеством необходимых знаний в определенной сфере, к нему обращаются за помощью и доверяют. Лидер как представитель группы – он является лицом коллектива и выступает от его имени. В этом случае он отождествляет собой всех участников группы.

Лидер может также выполнять функции регулятора внутренних отношений в коллективе, быть третейским судьей, выполнять функции поощрения и наказания, быть практически отцом либо символом определенной группы. Очень часто лидер является примером для своего коллектива, он становится как бы моделью для повторения за ним определенных действий другими представителями группы, показывает наглядным образом, как и что нужно делать. Очень часто лидер снимает с каждого участника группы индивидуальную ответственность за выполненные действия либо принятые определенные решения. Сложно выделить главные и второстепенные функции лидера, это зависит от самой группы и течения хода жизни в целом.

Найди свою силу –
И станешь тем центром,
Вокруг которого вращается
Само твое время.
Ричард Бах

Стать лидером – задача не из легких. А быть настоящим лидером, центром коллектива, компании, своей жизни – это харизма, индивидуальная внутренняя суть человека, его огромный потенциал, которым можно серьезно зажечь, вдохновить окружающих и вести за собой.

Откуда берутся лидеры? Ими рождаются или становятся? И если не рождаются, то как стать лидером? Как быть лидером в коллективе? В компании? В группе? На работе? Как стать лидером в жизни? Попробуем ответить на эти вопросы.

Рожденный быть лидером

Есть люди, которых частенько называют «баловни судьбы», «везунчики» и так далее. А именуют их так потому, что они уже рождены в таком удачном месте, в такой семье и в таких условиях жизни, что все у них есть: родители, бабушки-дедушки, которые обожают своего малыша, самого главного, "центрового" человека. И пока он растет, ему достается все самое лучшее, самое новомодное, самое-самое. Только ему отдаются все внимание и любовь. А когда он достигает совершеннолетнего возраста, его ждут лучшая должность в папином или общесемейном бизнесе, лучшая машина, первая красавица города и тому подобное.

И если у такого, рожденного уже быть лидером, есть хоть капля осознанности и благодарности близким людям и жизни за все те блага, что ему даны, если он продолжает развиваться и приумножать то, чем уже обладает, то он действительно станет хорошим, настоящим, эффективным лидером во всех смыслах и во всех сферах жизни. Есть такие звездочки, но их немного. Таких людей называют золотой молодежью, но не в том смысле, что они какие-то мажоры, а просто лучшие среди своих сверстников, которые, например, родились в более скромных условиях и которым необходимо самим протаптывать себе дорожку в жизни.

А горсточка таких людей, как золотая молодежь - это личности, рожденные с более высокими качествами души, у них есть чувство благодарности, благородство, гениальные творческие способности и таланты, которые они очень целеустремленно и с самого раннего детства развивают. А еще они обладают простотой и тактичностью по отношению к другим людям, к родным, друзьям, коллегам, подчиненным.

Как стать лидером таким простым людям? Реально ли это? Каким должен быть лидер?

Талант быть лидером

А вот здесь не важно, в каких условиях был рожден человек. Но он точно знает и чувствует, что обладает лидерскими качествами и способностями. В данном случае не имеет значения, как именно родители относятся к своему чаду, могут даже в некотором смысле подавлять его, но внутри у него живет дух противоречия. Зато в коллективе, в группе, на предприятии он обязательно раскроет себя как лидер, причем сделает это, естественно, с блеском. Вокруг такого человека всегда полно людей: в песочнице, на детской площадке, в классе, во дворе, в студенческом коллективе, на предприятии. И если в таком лидере будет присутствовать хорошее, доброжелательное отношение к людям, талант и его реализация в каком-либо деле, ремесле, то он обязательно станет успешным и эффективным.

Как стать лидером?

Все варианты, рассмотренные выше, достаточно просты, естественны и требуют больше работы в плане какого-либо профессионального направления, развития деловых качеств.

А если, например, человек никогда не чувствовал в себе способности, возможности и желания быть лидером и находиться в центре внимания. И рожден он в простой семье, где кроме него есть другие дети. А в детском саду, в школе, институте и на работе он тоже не проявлял склонность к лидерству. То как стать лидером в этом случае? Но вдруг мимолетно, совершенно неожиданно рождается такое зажигательное желание. А что, если получится?

Катализатором может выступить что угодно. Начальник похвалил за хорошо выполненную задачу, порадовался успехам коллеги, родители вдохновили. И вдруг пришла идея тоже попробовать. Лидером может стать человек, который будет постоянно работать над собой, идти к совершенству, не останавливаться на достигнутом. Главное - не пугаться трудностей, тогда больше шансов, что все получится.

Лидер в коллективе

Как стать лидером в коллективе? Достаточно ли одного желания и стремления? Может быть, становится интересно, увлекательно. Это дополнительная возможность проверить себя, перейти со скучной и нудной работы на более интересную. Жизнь заиграет новыми красками.

Как стать лидером в коллективе? Сначала может не все получиться идеально, потому что сомнения и страхи сразу же просыпаются и начинают активно мешать зарождению нового качества характера, новому этапу в жизни. Но если с волей и верой у человека все в порядке, он сможет!

Очень важно, чтобы это новое согласовывалось с внутренним миром, чтобы гармония и баланс обязательно присутствовали в душе и сердце. Необходимо постоянно спрашивать себя, туда ли я иду? Этого ли я хочу по-настоящему? А что я получу в результате? А потом все остальное. Это упорная кропотливая работа над собой: изменение ряда качеств, сопутствующих развитию лидерства (другое отношение к себе, более эффективное проведение времени жизни, глубокий подход в отношениях с людьми и так далее), повышение квалификации в профессиональном плане, открытые новые горизонты в жизни. К этому можно идти всю свою сознательную жизнь.

В итоге человек находит свою внутреннюю силу в совершенно новом качестве, он начинает чувствовать свою мощь, уверенность в себе. Он по-настоящему доверяет себе. А это придает энергию, которую ощущают окружающие люди, которые все еще ходят сонные по жизни. И их начинает зажигать такой человек. А если он поверил в себя, то ему обязательно захочется поверить в других, ведь у них тоже есть способности и возможности, стоит лишь пожелать, захотеть по-настоящему.

Лидер в компании

Как стать лидером в компании? Если рассматривать компанию как предприятие, то здесь, в общем-то, лидер не особо чем-то отличается от лидера в коллективе, кроме масштаба. Когда лидерские качества очень явно и упорно начинают проявляться в узком кругу (в коллективе, отделе, подразделении), то со временем они расширяются до более высокого уровня, то есть на все предприятие, на всю компанию.

Сотрудник становится еще более востребованным, находится в авторитете у руководителей и своих коллег, ему начинают доверять, в том числе и серьезные проекты. Даже можно наблюдать такую тенденцию: чем сильнее мощь и вдохновение, с которыми лидер подходит к решению рабочих моментов и жизненных вопросов, тем быстрее и лучше начинают мыслить и действовать остальные.

Лидер в группе

Как стать лидером в группе? Когда человек раскрывает свой внутренний потенциал, он становится харизматичным и интересным. К нему прислушиваются люди, где бы он ни был: в семье, в магазине, на работе, в группе друзей и единомышленников. Потому что люди чувствуют и ощущают настоящих лидеров, их энергетику, проявляют доверие к ним.

Хороший лидер

Как стать хорошим лидером? Очень важно быть искренним по отношению ко всем, начиная от руководства и заканчивая подчиненными последнего звена. Порою необходимо быть строгим, но справедливым, терпимым и по-доброму относиться к людям. Уметь обучать, если это требуется. Быть тактичным и мудрым. Постоянно интересоваться не только собой и своими делами, но и жизнью и делами своего коллектива, подчиненных, окружающих людей, причем с живым участием и интересом.

Эффективный лидер

Как стать эффективным лидером? А здесь нужно просто постоянно и непрестанно расти и развиваться, читать, учиться новому, раскрывать новые грани своей индивидуальности, быть в потоке жизни, совершенствоваться. И очень важно быть гибким, а порою и абсолютно иррациональным, если того требует жизнь. Но здесь лидер всегда прислушивается к своей внутренней силе, интуиции, ведь он ей доверяет.

Идите вперед, работайте над собой, совершенствуйтесь, тогда вы без труда станете лидером в жизни!

Вы решили построить свою карьеру и занять руководящую должность? Для этого нужно понять, смогли бы вы стать лидером? Какие качества для этого у вас есть? Что нужно делать чтобы ваша команда добилась успеха? И понимаете ли вы, как стать эффективным руководителем? Быть главным сложная задача. В большинстве случаев, люди не справляются со своими обязанностями. Когда начальство повышает Вас и дает возможность управлять командой, тем самым оно возлагает на вас ответственность и надежду на то, что вы справитесь. Хороший руководитель должен так работать, чтобы производительность группы и отдельных работников увеличилась. Далее мы постараемся разобраться, как стать лидером в коллективе на работе!

Важные навыки

Чтобы стать лидером нужно четко понимать какие качества нужны и какие решения нужно принимать. Рассмотрим несколько важных навыков, которые могут помочь вам в этом:

Устранение конкурентов. Конкуренция в команде может пойти на пользу для дела, если она здоровая. Если же соперничество чрезмерное между коллегами, то это может наносить ущерб для производительности всей команды. Если сотрудники становятся одержимыми победой и желанием быть первыми, то это может привести к проблемам. В такой гонке они могут допустить серьезные и большие ошибки. Нужно изначально объяснить что для вас главное качество, а не количество. Предпочтение вы уделите проделанной качественной работе, а не количеству сделанного.

Устранение конфликтов. Возникновение конфликтов в команде очень сильно подавляет и создает между коллегами конфронтацию. Если вовремя не принять меры, то даже мелкие конфликты могут привести к последствиям. Коллектив может продолжать вместе работать, но ждать уже большой отдачи от них не стоит. В такой момент только настоящий руководитель должен знать как поступить и бороться с этой ситуацией. Вы должны заранее постараться убедиться, что в коллективе нет разногласий, а если они происходят сразу же урегулировать конфликт и охладить пыл работников. Ваша задача выявить и устранить причину проблемы, чтобы в дальнейшем не возникало разногласий.


Чтобы стать успешным лидером, нужно правильно распределять нагрузку и делегировать полномочия. Важно хорошо узнать возможности своих работников и способности. Зная слабые и сильные стороны работника вы можете использовать эти знания для делегирования полномочий. Ваша обязанность распределить нагрузку одинаково и с учетом специализации всего коллектива. Если вы не справитесь с этой задачей, то недовольство возникнет непременно. Нужно помнить, что сотрудники вашей команды не должны ощущать, что свою нагрузку вы перекладываете на них.