Глаголы несовершенного вида определение. Виды глаголов

Совершенный и несовершенный вид глагола. Что такое Совершенный и несовершенный вид глагола?

  1. спасибо
  2. неееееееееееееееееееееееееее
  3. Совершенный вид отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? (совершенный процесс)
    Несовершенный вид - ЧТО ДЕЛАТЬ? (действие в процессе)
  4. Если в вопросе есть буква С то этот глагол Совершеного вида
  5. Совершенный вид-писал
    Не совершенный вид-написал
    Понятно?
  6. Вид глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнтся) , причм само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть глаголы с суффиксом -ну) .
    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания

    на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) .

    Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать прочитать, писать написать, строить построить.

    Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

    1) -ива-, -ыва-: рассмотреть рассматривать, расспросить расспрашивать, расписаться расписываться;

    2) -ва: открыть открывать, дать давать, обуть обувать;

    3) -а-(-я) : спасти спасать, подрасти подрастать.

    Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:

    1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др, : лечить вылечить, печь испечь, делать сделать, писать написать, читать прочитать, строить построить, учить выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать перечитать, отчитать, зачитать и т. д.) ;

    2) с помощью суффикса -ну-: привыкать привыкнуть, кивать кивнуть, прыгать прыгнуть.

    Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать рассыпать, нарезать нарезать.

    Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить сказать, искать найти, класть положить, брать взять.

    Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) .

    Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь) .

    Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего форм времени) : у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трх времн (причм в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.






  7. совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
  8. совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
  9. Совершенный вид глагола.
    Вопрос начинается с приставки С (написал - Что сделал)

    Несовершенный вид глагола.
    Вопрос без приставки С (пишет - Что делает)

    Я учусь в школе в 7_ом классе. 2010 год

  10. вид глагола-это отношение действия к его результату Если действие протекает во времени и результат неизвестен, то это глагол несовершенного вида. Например, писал, пишу. Неизвестно, есть ли результат. А если есть результат, написал, напишу, но неизвестно, как долго протекало действие, это глагол совершенного вида.
  11. спасибо
  12. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?.
    Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.

    Прошедшее время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало?
    подбежали, увидела, нашел, взошло.

    Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает? и т. д.
    выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.

    Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.

    Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность.
    В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?.
    Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.

    Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало?
    бежали, прыгал, искала, заходило.

    Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т. д.
    загорают, строим, подтягивается, покупаю.

    Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т. д.
    будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.

    У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.

  13. совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
  14. Что делать и что сделать - разницу улавливаете?
    Пример: писать, написать)))))))))))))
  15. Совершенный вид - что Сделать? Что Сделал? Что Сделает? Т. е. вопрос начинается на "С". Действие уже совершено, настоящего времени нет. Несовершенный - что делать, что будет делать, что делает, т. е. без "с" в начале. Это, конечно, не объяснение, но так проще запомнить.
  16. Совершенный - что сделать.
    Несовершенный - что делать.
    Вроде это на русском учили, по-моему в 4-ом классе. Ну кто как.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность . В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать? . Например: думать, читать, говорить, писать, красить, улучшать. У этих глаголов есть все три формы времени : прошедшее, настоящее и будущее сложное. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия , его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать? . Например: задумать, прочитать, переговорить, написать, покрасить, улучшить. Эти глаголы имеют только две формы времени : прошедшее и будущее простое.

Вид - постоянный грамматический признак глагола. Глаголы бывают двух видов в зависимости от того, как действие, определённое глаголом, протекает во времени. Чтобы установить вид глагола, бывает достаточно задать вопрос к инфинитиву: что делать? - несовершенный вид, что сделать? - совершенный.

Глаголы несовершенного вида

Обозначают действие незавершенное, длительное, регулярное или повторяемое во времени, то есть действие в процессе, например, говорить, думать, мечтать, переносить, перечитывать. Для проверки можно использовать наречия, которые облегчат определение вида глагола (что делают? когда? как часто?): каждое утро (день или вечер), редко, иногда, обычно, часто, регулярно. У глаголов несовершенного вида есть три формы времени:

  1. настоящее - говорит, мечтает, переносит;
  2. будущее сложное - будет говорить, будет мечтать, будет переносить;
  3. прошедшее - говорил, мечтал, переносил.

Глаголы совершенного вида

Обозначают действие завершенное, ограниченное пределом или единовременное, они указывают на результат, конец или начало действия, поэтому не могут употребляться с глаголами продолжать, начинать и подобными. Например, отправить, прыгнуть, стукнуть, прибежать, поймать, запеть, заговорить. С помощью некоторых наречий можно убедиться в правильности определения вида глагола (что сделали? когда?): вчера, сегодня, утром, один раз, уже, еще не, три дня назад. В силу своего значения эти глаголы образуют только две временные формы:

  1. будущее простое - отправит, прыгнет, запоёт;
  2. прошедшее - отправил, прыгнул, запел.

Если глаголу одного вида соответствует глагол другого вида с тем же лексическим значением, получаются видовые пары: выписать (сов.) – выписывать (несов.); обидеть (сов.) – обижать (несов.); утроить (сов.) – утраивать (несов.). Большинство таких глаголов имеют одинаковый корень, но есть исключения: взять (сов.) – брать (несов.); найти (сов.) – искать (несов.); положить (сов.) – класть (несов.). Кроме того, есть двувидовые глаголы, которые совмещают одновременно в себе признаки двух видов, установить их вид можно лишь в контексте: казнить, ранить, женить, велеть, обещать, организовать, обследовать, арестовать, атаковать, использовать, автоматизировать, воздействовать . Существуют одновидовые глаголы, которые не имеют видовой пары: что сделать? ударить, очутиться; что делать? хотеть, обладать, летать.

Перед тем, как научиться определять совершенный и несовершенный вид у глагола, необходимо подробнее познакомиться с данной частью речи. Для начала разберемся что же это такое.

В русском языке под термином глаголы принято понимать самостоятельную часть речи, которая обозначает действие предмета. Для того, чтобы определиться, что слово является глаголом, к нему необходимо задать вопрос. Для глагола характерны следующие вопросы: что делать, что сделать, что делает, что сделает, что делала, что делал, что делало, что сделало. Стоит отметить тот факт, что для всех глаголов характерен инфинитив. Проще говоря, это и есть неопределенная форма глагола. Для того, чтобы поставить какое - либо слово в неопределенную форму необходимо задать вопрос что делать или что сделать? Приведем примеры таких глаголов: прочитать, бежать, прыгнуть, готовить, припасти и так далее. У данной части речи существуют свои определенные морфологические признаки.

Морфологические признаки глаголов

  • Время. У глагола существует всего три времени. К ним относится настоящее время, прошедшее время и будущее.
  • Вид. Сюда принято относить глаголы совершенного и несовершенного вида.
  • Переходность является также одной из важных характеристик. То есть необходимо определить глагол переходный или непереходный.
  • Возвратность. Возвратный или невозвратный.
  • Спряжение. Всем известно, что в русском языке существует два спряжения это первое и второе, определить которые достаточно легко, для этого необходимо поставить глагол в неопределенную форму и глядя на окончание, определить спряжение. Однако, не стоит забывать о том,что существуют и глаголы исключения.
  • Число. Определяем в единственном или множественном числе стоит заданный глагол.
  • Лицо. Лицо может быть первым, вторым и третьим.

Для того, чтобы определить глаголом совершенного или несовершенного вида является определенное слово, достаточно лишь задать вопрос. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать, что делал, что делает, например: бежит, играет, рисует. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделает, что сделать, что сделал, например: улыбнулся, помоется, написал и так далее.

Инструкция

Все глаголы делятся на два вида . Для начала следует дать термину «вид». Вид представляет собой глагольную категорию, которая показывает, как происходит действие во времени, выражает отношение действия к его результату. Категорию вида в любой форме, имеют все глаголы русского языка. Как , глаголы совершенного и несовершенного вида .

Определение глаголов несовершенного вида Глаголами несовершенного вида называют глаголы , отвечающие на вопрос " ?" и обозначающие действие без указания итога, а также без ограничения его по времени, действие длительное или повторяющееся ( , смотреть, говорить, сидеть, стоять).

Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют пары по виду. Видовую пару составляют несовершенного вида и глагол совершенного вида , имеющие, одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида : смотреть - просмотреть, писать - написать, строить - построить, бежать - прибежать.

Обратите внимание

на межвидовые связи глаголов

Полезный совет

для закрепления изученного материала необходимо подбирать большое количество примеров

Источники:

  • Определение видов глаголов
  • совершенный вид глагола

Термин «глагол» пришел в нашу речь из Древней Руси. В те далекие времена славяне называли свою азбуку «глаголицей». В современном языке эта часть речи занимает важное место. Глагольные слова часто встречаются в предложениях, вместе с подлежащим составляют грамматическую основу. Глагол обладает рядом грамматических признаков, может быть главным и второстепенным членом предложения.

Инструкция

Действие и состояние предмета передаются с помощью , имеющих неизменяемые признаки совершенного или несовершенного вида, переходности - непереходности, возвратности – невозвратности и спряжения.

Несовершенный более употребителен в нашей речи. Обычно морфемы помогают образовать от него совершенный: «смотреть – посмотреть», «кричать – крикнуть». Но бывает и наоборот: « – сшивать», «решить – решать». Такие глагольные варианты представляют видовые пары.

Если глаголы могут управлять существительными, которые стоят при них в форме винительного падежа, и связь между ними выражена без помощи предлога, значит, они будут считаться : «показать», «варить», « ». Непереходным несвойственна подобная подчинительная связь: «отсутствовать», «приглядеться», «посидеть».

Находящийся на суффикс –ся (-сь) говорит о том, что глагол возвратный. У невозвратных такой суффикс отсутствует. Следует запомнить, что возвратность свидетельствует о непереходности.

На спряжение указывает набор окончаний при изменении по лицам и числам. Просто узнать этот признак, если личное окончание глагола ударное. В случае если спряжение не устанавливается , необходимо обратить внимание на инфинитив. Все, исключая «брить» и «стелить», глаголы, оканчивающиеся на –ить, и несколько исключенных из этого списка (на -еть, -ать) - составляют II спряжение. Остальные представляют I спряжение. Среди глаголов выделяются несколько разноспрягаемых: «хотеть», «бежать», «чтить».

Существующая категория наклонения глагола помогает установить, как соотносятся производимые действия с реальностью. Глагольные слова в каждом из наклонений обладают определенным набором признаков. Глаголами изъявительного наклонения передаются действия, происходящие в действительности. К ним применяется понятие категории времени. Настоящему и будущему времени свойственно изменяться по лицам и числам, а прошедшему, вместо лица, по родам. Повелительное содержит побуждение к действию. Подобная форма глагола может составлять единство со словами «да», «давай(те)», «пусть». На возможность, определенные условия действий указывает условное наклонение, в котором глагол обязательно стоит в прошедшем времени и имеет при себе частицу «бы (б)».

При могут отсутствовать производящие действия лицо или предмет. Назначение подобных глагольных слов – передать различные состояния природы или человека. У них соответствующее название - «безличные». Примеры употребления таких глаголов в безличных предложениях: «За окном темнело», «Меня знобит».

Обычное назначение глагола в составе предложений – выполнять роль сказуемого. Синтаксические функции расширяются при употреблении его в : здесь он может быть подлежащим, выполнять функцию предложения. Рассмотрите разные варианты: « Свистать (сказ.) всех наверх!», «Туристы стали осторожно продвигаться (часть сказуемого) вперед», «Учиться (подлеж.) всегда пригодится», «Гости просили включить (дополн.) музыку погромче», «Мальчик изъявил желание серьезно заняться (опред.) волейболом», «Я приехал повидать (обст.) тебя».

Обратите внимание

Ученые-лингвисты имеют две точки зрения по поводу образованных от глаголов причастий и деепричастий: выделяют как самостоятельные части речи или глагольные формы.

Источники:

  • Общая характеристика глагола как части речи

Славянские языки резко противопоставлены другим индоевропейским языкам по формам выражения категорий времени и вида. Современная система видов сложилась в языкознании только в начале XX в. Для того чтобы правильно определить вид глагола в русском языке, необходимо учитывать ряд оснований.

Вид глагола - это лексико-грамматическая категория глагола, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Внутренним пределом называется такая точка в протекании действия, когда действие переходит в недействие.

История категории вида глагола

До XX в. в языкознании выделяли 3 вида:


1. Неопределенный вид, совпадающий с современным несовершенным видом.


2. Многократный вид. Примерами являются : сиживал, хаживал.


3. Однократный вид, совпадающий с современным совершенным видом.


В современном языкознании грамматические виды глагола принято разграничивать на основе семантики, т.е. значения.


В русской грамматике выделяют совершенный и несовершенный виды.


Определить можно на основании следующих оснований:


1) На основании семантики.


Глаголы совершенного вида обозначают действие, достигшее внутреннего предела (например: , сделал). Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее внутреннего предела (например: смотрел, делал).


2) По вопросам.


Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а глаголы несовершенного вида на вопрос « ?». Например: (что сделал?) посмотрел, (что делал?) смотрел.


3) На основании словообразовательного оформления.


Совершенный образуется с помощью приставок, несовершенный вид - с помощью суффиксов. Так, глаголы совершенного вида «посмотрел, сделал» имеют приставки, а глаголы несовершенного вида «смотрел, делал» не имеют.


4) По сочетаемости.


Глаголы несовершенного вида сочетаются с наречиями «долго», «медленно», со словами «каждый день» и другими, а глаголы совершенного вида не имеют такой возможности. Так, можно сказать «долго смотрел», но нельзя употребить выражение «долго посмотрел».


5) По различию в наборе словоформ.


Глаголы совершенного вида не могут находиться в форме настоящего вида, а глаголы несовершенного вида не обладают формами 3 времени.

Мой первый друг, мой друг бесценный ! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный , Печальным снегом занесенный , Твой колокольчик огласил (А.С. Пушкин). Написано 13 декабря 1826 г.

Обратим внимание на фонетику причастий. Это поэзия, высокий стиль, произношение Ё здесь не приветствуется.

Из истории буквы Ё . Буква Ё была создана для обозначения мягкого варианта ударного звука О, который появился в результате окончательного закрепления в языке особого фонетического чередования гласных звуков, например: село – сёла, ледяной – лёд (раньше говорили ледяной – лед ).

Возникнув в разговорной речи , новое произношение во второй половине XVIII века стало активно проникать в литературный язык. В жанрах высокого стиля, например в трагедии, оно долгое время считалось недопустимым , дольше других чтение Е сохраняется и в философской лирике. Но постепенно вариативность исчезает, мягкий ударный звук О окончательно закрепляется в языке.

А когда появилось название видов? Это Востоков А.Х. "Русская грамматика" 1831 год. Вряд ли "простонародное" Ё могло тогда звучать в лингвистической науке. Поэтому можно сделать вывод: совершенный вид – это традиция произношения причастия "совершённый" со значением "законченный"

Также можно отметить, что нет особого противостояния между причастием "совершённый" и прилагательным "совершенный", выражающим высшую степень какого-либо положительного качества: совершенство творения предполагает и его законченность тоже.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1) Обсуждение названии видов глагола не является новым, к примеру, вот материал по той же теме Соверше(ё?)нный вид глагола

В XVII-XVIII вв. лингвистика лишь начала разбираться с классификацией глаголов. По черновикам видно, как долго и постепенно М.В. Ломоносов устанавливал число и названия видов. Но труд его не пропал даром: именно его классификация обнажила проблему, сделала очевидной существование дополнительной категории, выделением которой и занялись исследователи с самого начала XIX в.

В литературном произношении XVII-XVIII вв. были сильны церковно-славянские традиции, где звук ё заменялся на е. Поэтому у меня есть сильное подозрение, что слова типа "совершённый", "уединённый" произносились как "совершЕнный", "уединЕнный" (по аналогии с "житие", "твое" ). Соответственно и писалось: "совершеннаго вида" . Если это так, тогда исторически правильно "совершенный" , а по смыслу – "совершённый" .

2) Еще об истории изучения видов глагола:

Категория вида, пришедшая на смену богатой системе русских времен, в трудах ряда ученых (Н.И. Греча, А.Х. Востокова и др.) не была четко отграничена от категории времени. А.Х. Востоков в «Русской грамматике» выделил три вида: неокончательный (несовершенный), совершенный и многократный. Кроме трех видов он выделил восемь форм времени. Разграничить категории вида и времени ему не удалось.