Голубое платье пелагеи в проекте голос. Пелагея поразила изяществом и красотой в простом белом платье на съемках «Голоса

Пелагея Амосова принадлежит к новой крестьянской формации пореволюционного времени, и черты эти ярко выражены в ее сознании и характере. В пору тяжелых испытаний, потеряв сына-первенца, Пелагея с «безрассудной, прямо-таки бесшабашной смелостью… бросилась в бой за новую жизнь», «не побоялась пойти против всех», с кем разделяла общую судьбу, кто сострадал ей. Оставив колхоз, перейдя в пекарню, она «свое хлебное воинство» «бросила на завоевание людей». Конечно, не только «хлебом» достигла она своей цели. Осуществлению планов героини многое способствовало: ее ум, красота, смелость, искусство в работе получили признание окружающих.

Народный разум и опыт тружеников узнаются в оценках и мнениях Пелагеи, в ее самоосуждении, признании торжества справедливости в человеческом мире.

Характер героини складывался как противоречивый. В поступках и сознании Пелагеи уживались несовместимые начала: потребительские стремления и общественные интересы, страсть к труду и мещанские идеалы «выйти в люди». Однако, подводя итоги своей жизни, Пелагея находит в ней самое светлое и радостное – дни работы в пекарне.

Позиция писателя выражена многообразно: в доверии к героине, которой предоставлено слово; в уважении ее человеческого достоинства и права выбирать, поступать так, как велит ей рассудок или предрассудок, и судить себя судом собственной совести. Наконец, в интонации сочувствия и сострадания, которые испытывает автор, призывая и читателя к милосердию. Таков главный итог жизни Пелагеи Амосовой.

Потому Пелагея и не заблуждается в своих оценках дочери Альки, презирает Петра Ивановича, интригана, который, пользуясь безнаказанностью, в тяжелое послевоенное время «насчитал на нее пять тысяч рублей», «чтобы нос не задирала. А заодно, чтобы и хлеб даровой с пекарни получать». Труд остается для Пелагеи высшей ценностью и смыслом жизни.


Совершенно иной образ – образ Пелагеи Ниловны, матери Павла. В первой части романа мы видим забитую, угнетенную жизнью женщину, которая безумно любит своего непохожего на других сына. Эта любовь через Павла переносится и на его товарищей, она становится матерью для всех революционеров. В конце первой части она понимает смысл деятельности ее сына (… ведь это за весь народ поднялась молодая кровь наша, за весь мир, за все люди рабочие пошли они!»). Символичным становится знамя, когда мать поднимает его, она как бы сама вливается в революционное движение.

И, действительно, во второй части Пелагея Ниловна как бы замещает сына на революционном поприще: помогает друзьям сына, распространяет листовки и книги на фабрике и в деревне. Мать хочет быть достойной своего сына; во время речи Павла сердце ее наполняется гордостью.

Даже на вокзале, когда она замечает слежку и думает, что лучше скрыться и оставить листовки с этой речью, она спрашивает себя: «как же слово сыновье оставлю?»; она встает на скамейки, разбрасывает листовки и призывает к революции.

Даже когда ее схватили и начали бить, она продолжает выкрикивать лозунги.

На мой взгляд, образы в творчестве Горького несколько идеализированы. Главные герои его произведений не стремятся к обогащению и к личному счастью, они живут для других, отдают все свои силы для всеобщего счастья.

Обновлено: 2012-01-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Певица Пелагея снимается в новом сезоне шоу «Голос. Дети». В Сети появились первые кадры со съемок, на которых певица великолепно выглядит в нежном белом платье.

В интернете распространились новые фотографии певицы Пелагеи, сделанные со съемок развлекательного шоу «Голос. Дети». Многочисленные поклонники немедленно растащили снимки на свои фанатские странички. Любой желающий может оценить новый образ Пелагеи. На фото популярная исполнительница запечатлена в подчеркнуто простом белом платье длиной ниже колен. Завершали образ низкий хвост и черные в белый горошек туфли.

Поклонники пришли в восторг от вида Пелагеи. «Поля прям девочка», «Нежный цветок!!!», «Ах какая Пелагея! Прям душа радуется!», «Дивной красоты Пелагея »,– высказались восхищенные поклонники.

Отметим, лишь недавно стало известно, что знаменитые кресла-вертушки пятого сезона музыкального телепроекта «Голос. Дети» заняли Валерий Меладзе , Пелагея и Баста. Все они уже работали на проекте, но Меладзе – только с детьми, а Баста – только со взрослыми, и никогда прежде эти наставники не участвовали в «Голосе» вместе. К участию в новом сезоне были допущены юные вокалисты в возрасте от семи до 14 лет со всей страны.


Поддерживает участников бессменный ведущий Дмитрий Нагиев . Его партнершей стала популярная актриса, звезда сериала «Закрытая школа» Агата Муцениеце . Отметим, что на этом поприще артистка сменила Светлану Зейналову, которая готовится к рождению второго ребенка.

Духовное обновление народа - тема, особенно волновавшая Горького. Его роман М. Горького "Мать" стал одним из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На его страницах перед нами предстает русское революционное движение - движение народных масс, героических в своем порыве. Роман "Мать" сыграл огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначил новую веху в развитии русской и мировой культуры. Не случайно "Мать" Горького стала настольной книгой для многих русских революционеров того времени.

Центральный персонаж повествования - мать Павла Власова Пелагея Ниловна. Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман "Мать" - это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении - наиболее яркий и убедительный пример.

Жизненный путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, проведшей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что "все так живут".

На первых страницах романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они "ненавидят друг друга". В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданности делу будущего. Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры - лучшие люди на земле, и она полюбила их как родных. Сначала она потрясена их неверием в бога, ощущением своей несознательности, недостаточным пониманием событий, но все это она преодолевает силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном.

Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям. Уверенность в том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны. Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, поведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл заглавия "Мать" расширился, приобретя значение символа.

Постепенно сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына.

И хотя процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но Ниловна преодолела трудности. В ее первом агитационном выступлении на первомайской демонстрации представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. Постепенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: "Собирай, народ, силы свои во единую силу".

Пелагея Ниловна Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу. Писатель показывает возрождение Ниловны к борьбе за свободу, рисуя тип человека из народных глубин: "Казалось, тысячи жизней говорят ее устами".

Важной особенностью книги является ее агитационная направленность, а авторская позиция дана в восприятии событий Ниловной.

Велика заслуга Горького, создавшего в романе "Мать" образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы.

Центральным образом романа «Мать» является образ Пелагеи. Ниловна участвует во всех событиях романа. Название романа и вытекает из такой композиционной роли образа. Именно ей «поручено» сердцем судить и Рыбина, и Федю Мазина, и Софью. Её оценки людей в романе необыкновенно; она чувствует то, что ещё не видят другие; Её «сны» в романе - тонки и символичны. В романе «Мать» Горький показывает процесс обогащения естественной любви матери к своему детинцу чувством духовной близости. С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький берет самый трудный вариант этого воскрешения. Во-первых, Ниловне - 45 - «бабий век», для женщины того времени это было много. Взять трудный вариант перерождения старого человека с уже сложившейся судьбой и характером. Во-вторых, Горький избирает в качестве своей героини женщину религиозную; писатель видит в вере матери определенную систему ценностей, взглядов на мир, помогающая ей жить; поэтому она так боится разрушения своей веры в бога. Значит, процесс перерождения матери связан с изменениями мировосприятия. В-третьих, Ниловна - женщина, а по традиционным представлениям роль женщины ограничивалась семьей и детьми, и это тоже осложняет её включение в активную деятельность. Главный источник процесса перерождения - материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Но это только начало, затем её захватила сама идея. Судьба Ниловны - доказательство плодотворности революционных идей.

Главное изменение в Ниловне - преодоление страха перед жизнью. В ней жил страх перед новым обликом своего сына. Участие в делах сына, расширение круга знакомств помогает ей лучше понять и полюбить людей. Именно эта любовь, доброжелательность приводят Ниловну к тому, что она перестаёт бояться людей. Она становиться матерью для всех своих близких друзей и даже далеких людей. Душевное состояние Ниловны видно в её портретах: «Была она высокая, немного сутулая, её тело, разбитое тяжелой работой и побоями мужа, двигалась бесшумно и как-то боком, точно она боялась задеть что-то… Вся она была мягкая, печальная, покорная…».

Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила её материнской любви удерживает Павла от полного погружения и фанатическое безумие. Именно в образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель и богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель для фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Заметим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколько опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности Волков А.В. Худ мир М.Горького. М., 1977, с.56.

Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом.