Хранители. Описание сюжета фильма

Прежде, чем вышел фильм Хранители, сюжет фильма никому до конца не был известен, а перед самым выходом Хранителей описание фильма заинтриговало многих, отсюда и высокая популярность этого фильма. Что можно сказать сразу, что сюжет фильма Хранители и вправду способен произвести впечатление на ценителей фантастических псевдонуарных боевиков. Итак приступим к изучению сценария.

Действие фильма разворачивается в альтернативной истории и реальности времён холодной войны, где Ричарда Никсона переизбирают на третий срок, а США побеждают во Вьетнамской войне. Движение хиппи устранено вскоре после появления, республиканское мировоззрение считается единственно правильным. Советский Союз запасся рекордным количеством боеголовок, и мир от ядерного Армагеддона отделяет лишь отрезок в пять минут на Часах конца света. События похожи на реальную историю, но доведены до предела, максимально напряжены.

В альтернативной Америке супергерои существуют не только в комиксах, но и в реальности. Большинство из них в своё время объединилось в команды. Первой из таких команд (в фильме практически не показана) были «Ополченцы», а второй, пришедшей ей на смену, - «Хранители» (Watchmen ), в составе: Ночная Сова (Night Owl ),Роршах (Rorschach ), Шелковый Призрак (Silk Spectre ), Озимандия(Ozymandias ), Комедиант (Comedian ) и Доктор Манхэттен (Dr. Manhattan ).

В отличие от супергероев из комиксов, большинство «Хранителей» не являются сверхлюдьми и не имеют суперспособностей. По версии фильма, первые супергерои - это обычные люди, уставшие от бессилия закона и надевшие маски, дабы самостоятельно вершить правосудие; герои, полагающиеся больше на крепость собственных кулаков, нежели на высокотехничные гаджеты и приобретённую суперсилу. Многие из них не вполне психически уравновешенны, а Человек-мотылёк вообще заканчивает карьеру в психиатрической больнице.

Супергерой Доктор Манхэттен - единственный сверхчеловек в фильме, причём его способности превосходят даже способности Супермена и практически равны божественным. Он стержень национальной безопасности Америки, противовес ядерным ракетам в СССР, существование которого и удерживает хрупкое равновесие между двумя сверхдержавами, не допуская Третьей мировой войны, которая уничтожит всё человечество.

В этот период жители США выходят на улицы с требованием отправить «костюмированных героев» на пенсию, под шумок грабя магазины и сжигая машины; гвардия расстреливает демонстрации хиппи; пресса захлёбывается в хвалах Америке; президент, говоря о войне, кривляется и отмачивает глупые шутки.

Надо сказать, что в фильме нет классических супергеройских подвигов, служащих образчиками добрых дел (кроме эпизода, где Шёлковый Призрак и Ночная Сова II спасают людей из горящего здания). Комедиант и Доктор Манхэттен, участвуя во Вьетнамской войне, обеспечивают победу меньше чем за две недели, но достигают этого жестокими, кровавыми методами.

Сюжет фильма Хранители начинается с гибели одного из бывших Хранителей - Эдварда Моргана Блейка (Комедианта). За расследование его убийства никто не хочет браться, так как тот долгое время работал на правительство и возможно имел опасных врагов, но маргинальный супергерой Роршах (Уолтер Ковач), единственный не расставшийся со своей маской после введения закона о запрете «костюмированных героев», начинает собственное расследование. Посчитав, что кто-то решил избавиться от супергероев, он решает предупредить своих бывших товарищей по команде, но никто не принимает его опасений всерьёз. Джон Остерман (Доктор Манхэттен) и Адриан Вэйдт (Озимандия) заняты созданием неиссякаемого источника энергии, который мог бы полностью решить потребность человечества в энергии и тем самым прекратить войны за ресурсы. Дэниел Драйберг (Ночная Сова) и Лори Юспешик (Шёлковый Призрак) не хотят снова становиться супергероями. Им кажется, что тихая, мирная жизнь - это предел мечтаний. Они не верят рассказу Роршаха о заговоре против Хранителей.

Несмотря на то, что никто не хочет с ним сотрудничать, Роршах приходит к давнему врагу Хранителей - суперзлодею Молоху Мистику (Эдгару Джекоби). Но тот уже много лет назад завязал со своим криминальным прошлым и, взяв новое имя, живёт обычной жизнью. Он слишком стар, чтобы справиться с Комедиантом и, к тому же, болен раком. Во время допроса Молоха Роршах узнает, что перед своей гибелью Комедиант посещал Молоха. По словам бывшего злодея, тот был очень подавлен и даже рыдал, что очень не похоже на нормальное поведение Комедианта. Роршах верит Молоху. Перед уходом он находит у Молоха лекарства от рака производства компании «Пирамид Транснэшнл».

Тем временем, всё более отдаляющаяся от ставшего полубогом Джона Остермана, Лори Юспешик начинает встречаться с Дэниелом Драйбергом - у них завязывается роман. Джон, в свою очередь, всё более теряющий эмоциональную связь с людьми, не обращает на это внимания и продолжает работать дальше над вечным двигателем. На Адриана Вэйдта совершается неудачная попытка покушения; убийца умирает, проглотив яд до того, как Адриан выпытывает у него имя заказчика. В квартире убийцы Роршах находит удостоверение сотрудника «Пирамид Транснэшнл». Роршах вновь пытается допросить Молоха, но тот оказывается убит, а его дом окружает полиция. Роршах понимает, что его подставили и пытается сбежать, но его арестовывают и сажают в тюрьму по обвинению в убийстве и нарушении запрета на «костюмированных героев». Половина заключённых тюрьмы сидит там благодаря Роршаху и жаждет ему отомстить. Роршах проходит медицинское освидетельствование у психиатра, который пытается доказать его невменяемость, но Роршах саботирует обследование и пугает врача историей своей жизни.

Джон Остерман, телепортировав в Антарктиду вечный двигатель, отправляется на пресс-конференцию. Там его неожиданно забрасывают обвинениями в причастности к гибели от рака нескольких близко знавших его людей. Внезапно в студии появляется бывшая жена Джона Остермана, которую он бросил ради Лори Юспешик. Постаревшая и также больная раком, она обвиняет его в своей болезни и в предательстве. Потрясённый Джон покидает Землю, телепортировавшись на Марс.

Тем временем любовные отношения между Лори Юспешик и Дэниелом Драйбергом продолжают развиваться. После нападения на них банды преступников, они понимают, что обоим в жизни не хватало опасности и приключений, которые они получали, будучи супергероями. Вновь надев свои костюмы, они вместе спасают людей из пожара, а после этого проводят вместе ночь. Ночная Сова решает, что нужно обязательно вызволить Роршаха из тюрьмы, и Шёлковый Призрак с ним соглашается.

Роршах тяжело ранит заключённого, который пытается его убить, после смерти которого в тюрьме начинается массовый бунт. Прилетевшие на помощь Ночная Сова и Шелковый Призрак помогают Роршаху выбраться из тюрьмы, и они вместе продолжают расследование. Внезапно появляется Доктор Манхэттен, который уговаривает Лори отправиться с ним на Марс, чтобы поговорить о спасении мира. Роршаху и Сове приходится вести расследование вдвоём. Оказавшись на Марсе, Джон пытается убедить Лори остаться с ним там, предрекая Земле страшные напасти, но Лори пытается убедить его вернуться обратно и спасти Землю. В ходе разговора с Джоном, Лори узнаёт, что её настоящий отец - Комедиант, которого она всю жизнь презирала за попытку изнасиловать её мать. Лори плачет, и Джон изменяет своё отношение к судьбе человечества.

До этого, Доктор Манхэттен отказывается уничтожить советские боеголовки, направленные на основные города США, мотивируя это тем, что он просто неспособен этого сделать. Кристальная честность Доктора и его стремление к миру и спокойствию лишь играют на руку Озимандию.

Тем временем Роршах и Сова узнают о том, что «Пирамид Транснешнл» находится под контролем «Вэйдт Интернешнл», и что за заговором против Манхэттена и убийствами стоит Адриан Вэйдт. Оказывается, что именно он убил Комедианта, раскрывшего его планы, подстроил смерть от рака близких Остерману людей, спланировал покушение на самого себя, избавился от убийцы, засунув ему в рот яд, подставил Роршаха и использовал технические достижения, чтобы помешать Джону предвидеть будущее. Сова и Роршах отправляются в Антарктиду, чтобы помешать осуществиться планам Вэйдта.

В Антарктиде они узнают, что конечной целью Адриана Вэйдта было использование аппарата Доктора Манхэттена для уничтожения крупных городов в США и СССР, чтобы заставить их сплотиться перед лицом общего врага - Доктора Манхеттена. Это позволило бы предотвратить уже неизбежную ядерную войну. Роршах и Сова пытаются победить Озимандию, но он оказывается сильнее их обоих и, к тому же, исполнил задуманный план ещё до их прибытия - Нью-Йорк, Москва и многие другие крупные города мира стёрты с лица земли.

Джон и Лори телепортируются в уже разрушенный Нью-Йорк и сразу понимают, что в этом замешан Адриан Вэйдт. В Антарктиде тот предпринимает неудачную попытку уничтожения Джона, но оказывается легко побеждён. Тогда он пытается убедить всех, что гибель миллионов людей нужна была для спасения миллиардов. Он включает многочисленные телевизоры на своей базе, и герои видят, что главы двух сверхдержав заключили перемирие, окончив свою долгую вражду, чтобы противостоять новой угрозе. Джон внимает аргументам Адриана и убеждает Дэниела и Лори молчать, чтобы не повлечь гибель ещё множества людей, однако Роршах, строго придерживаясь своего принципа «никаких компромиссов, даже перед лицом Армагеддона», отказывается молчать и погибает от рук Доктора Манхэттена.

Доктор Манхэттен покидает Землю, окончательно отрешившись от происходящего на ней. Лори и Дэниел живут вместе. Вэйдт остаётся безнаказанным. США и СССР живут дружно, что нравится не всем. В самом конце фильма, один из работников газеты «New Frontiersman» находит в почте дневник Роршаха, подброшенный им туда перед путешествием в Антарктиду, где были описаны все детали его расследования, включая выводы об истинном виновнике происходящего.

Этот спойлер в полной мере раскрывает в фильме Хранители сюжет небывалой крутизны, сделавший его уникальным событием в мире кино, а в частности супергеройских фильмов по графическим новеллам.

В этой статье вы узнаете:

Лорел Джейн Юспешик (Sally Juspeczyk) — герой в костюме «Шелковый призрак 2». Персонаж комиксов и фильма 2009 года «Хранители». В фильме ее роль исполнила актриса Малин Акерман.

История:

Лори родилась в 1949 году.

Она росла, постоянно видя конфликты между родителями. Отчим Лоренс Шекснайдер, постоянно срывался на Лори, во время ссор с ее матерью Салли Юпитер. Салли скрывала от дочери правду о ее рождении и имя настоящего отца. Она не позволяла девочке читать книгу Холлиса Мейсона (Ночная сова) «Под Капюшоном», в которой был освещен инцидент между ее матерью и , когда тот избил и попытался изнасиловать ее.

Лори и Манхеттен в комиксах

Путь Хранителя:

Лори долгое время была в тени свой матери, и в одну из встреч «Борцов с преступностью» встретилась с Комедиантом, своим истинным отцом. Он сделал ей комплимент по поводу того, как она похожа на свою мать. Салли была разгневана разговором никудышного отца с дочерью.

Вскоре Лорел переняла псевдоним матери и стала носить похожий костюм.

После первой встречи «Борцов с преступностью» Юспешик заинтересовалась Доктором Манхеттеном, и этот интерес оказался взаимным. У них возникли отношения. Героиня стала работать вместе с Манхеттеном.

В 1977 году вступил закон запрещавший деятельность костюмированных героев. Лори была отчасти рада этому. Она ушла «на пенсию» оставшись жить с Доктором.

Новая жизнь:

С годами отношения Доктора Манхеттена и Лори становилось все более прохладными. Человечество переставало интересовать его, он становился все более отчужденным и безразличным. В конце концов, Лорел бросила возлюбленного.

Единственным человеком, к которому она могла пойти, был Дэн Драйберг (Ночной филин 2), такой же герой в костюме, ушедший в отставку после принятия закона.

Когда погиб Комедиант, за расследование его смерти взялся . Он предупредил, что кто-то открыл охоту на костюмы.

Заговор против героев:

Вскоре, Доктор Манхеттен, покинул Землю, обвиненный в причинении зла, и планета оказалась на гране Холодной войны. Это заставило Лори и Дэна снова надеть костюмы и отправиться на поиски приключений. Они вытащили Роршаха из тюрьмы, и стали помогать ему распутать заговор против героев.

После того, как Лорел и Дэн спасли людей в горящем здании, Доктор Манхеттен внезапно забрал ее на Марс. Девушка умоляла Доктора спасти Землю, остановить войну, но он считал, что ценность жизни явно преувеличена и спасать ее нет смысла. В ходе этого разговора, перед Лори ожило множество старых воспоминаний, и она неожиданно приходит к выводу – ее истинным отцом был Комедиант. Это натолкнуло Манхеттена на мысль о том, как в такой борьбе противоположностей, в таком хаосе могла зародиться жизнь. Только тогда жизнь снова заинтересовала его и он согласился вернуться на Землю.


Лори в исполнении Малин Акерман

Конец:

По возвращению на Землю, они увидели что половина города Нью-Йорка была уничтожена.

Доктор Манхеттен и Лори перенеслись на его базу Озимандия в Антарктиде. Попытки остановить Адриана Вейдта были бессмысленны – его план уже был приведен в исполнение.

Когда же Озимандий продемонстрировал, что этот план сработал — люди забыли про войну, Лори, Дэн и Манхеттен согласились что это единственный путь к миру. Но Роршах не знающий компромиссов отказался молчать, за что Манхеттен убивает его.

Спустя время, Лори и Дэн навестили Салли Юпитер. Тогда Лори сообщила свой матери, что знает правду о своем настоящем отце. Она признала, что взаимоотношения Салли и Блейка были слишком сложны. Комедиант был негодяем, но все же подарил ей такой чудесный цветок как — Лори.

Вселенная Marvel (Земля 616) Угадай имя героя кино Марвел Мир DC Comics Самые богатые герои комиксов Лучшие антигерои комиксов Материалы по Лиги Справедливости

Действие фильма разворачивается в альтернативном мире. В мире, где супергерои стали неотъемлемой частью общества. Они несколько столетий стояли на страже покоя обычных людей, но всегда были те, кого этот порядок дел не устраивал. И вот один из супергероев узнает о том, что зреет страшный заговор, целью которого является дискредитировать всех супергероев, и тех, кто жил раньше, и тех, кто живет сейчас. Супергероям придется объединиться, чтобы противостоять новой, невиданной прежде угрозе. Супергерои встают на защиту собственной репутации, которая теперь находится под угрозой.

30 фактов о фильме:

3. По задумке режиссера, в фильме должны были звучать исключительно...

1. На роль Роршаха претендовали Робин Уильямс, Даг Хатчинсон и Пэдди Консидайн.

2. «Хранители» – экранизация культового комикса Алана Мура «Watchmen».

3. По задумке режиссера, в фильме должны были звучать исключительно песни известных музыкантов - Боба Дилана, Джими Хендрикса и Саймона и Гарфункеля. Но потом Снайдер посчитал, что кино «по картинкам» не может обойтись без свежего звука.

4. Сам автор первоисточника, Алан Мур, считает, что комикс и кинематограф - вещи несовместимые. А самой ненавистной экранизацией комиксов Мур считает «300 спартанцев», сценаристом и режиссером которой является как раз-таки Зак Снайдер.

5. В завязке картины, во время драки Комедианта с человеком в маске, стакан попадает в дверь номера «3001» и сбивает «1», что является своеобразной отсылкой на предыдущую работу Зака Снайдера «300 спартанцев»

6. Состоящая из двенадцати глав графическая новелла Алана Мура была впервые опубликована в 1986-1987 годах и с того времени неоднократно переиздавалась.

7. Актёр Натан Филлион рассматривался в качестве одной из кандидатур на роли Комедианта и Ночной Совы.

8. Карла Гуджино играет Салли Юпитер, мать Лори Юспечик, роль которой исполнила Малин Акерман, хотя в реальности разница в возрасте между двумя актрисами составляет только семь лет.

9. Среди многих других фильмов на телевизионных экранах Озимандиаса можно заметить классическую киноленту «300 спартанцев» (1962), рассказывающую о тех же событиях, что и предыдущая работа Зака Снайдера «300 спартанцев» (2006), сделавшая режиссёра знаменитым.

10. Первым побуждением актёра Джеффри Дина Моргана после прочтения начальных трёх страниц сценария было отказаться от предложенной ему роли Комедианта. Он полагал, что в них заключена единственная сцена с участием этого персонажа и не хотел связываться с героем, которому отведено так мало экранного времени. Агент актёра убедил его дочитать сценарий до конца и только после этого принимать окончательное решение.

11. Томас Джейн был одной из главных кандидатур режиссёра Зака Снайдера на роль Комедианта, но занятость в другом проекте не позволила ему сняться в «Хранителях».

12. Зак Снайдер сознательно пригласил на многие роли актёров значительно моложе свои персонажей из-за большого количества различных флэшбэков по ходу фильма. Режиссёр посчитал, что с помощью грима и компьютерной графики будет значительно проще сделать актёром выглядящими старше, чем моложе. Особенно это заметно с Карлой Гуджино, которой на момент съёмок было лишь 37 лет, хотя во время большей части событий фильма ей уже далеко за шестьдесят.

13. Происхождение имени Роршаха ведёт к известному тесту Роршаха, широко используемому в психотерапии. Имя Озимандиаса является отсылкой к известному сонету с таким названием британского поэта-романтика начала 19-го века Перси Биши Шелли.
В некоторые кинотеатры копии c фильмом доставлялись под фальшивым названием «Старые герои никогда не умирают» (“Old Heroes Never Die”).

14. Первый трейлер фильма, прикреплённый к прокатным копиям «Тёмного рыцаря», поднял интерес к графической новелле Алана Мура до такой степени, что на некоторое время «Хранители» вернулись в число ведущих общенациональных бестселлеров.

15. Пистолеты Комедианта в фильме были настоящим огнестрельным оружием, а не как это обычно бывает специально подготовленным для съёмок реквизитом. Это D&L Sports “Professional Model” 45-го калибра.

16. На одном из телевизионных мониторов у Адриана Вейдта идёт фильм «Рэмбо 2», в котором главный герой после окончания войны возвращается во Вьетнам за брошенными на произвол судьбы американскими военнопленными. Это выглядит очень странно, поскольку в реальности «Хранителей» война во Вьетнаме завершилась с совсем другим исходом.

17. Материал, из которого Роршах сделал себе маску, придумал доктор Манхэттэн. Первоначально были задуманы платья, на которых черные пятна меняют свою форму на белом фоне. Эти платья не пользовались спросом, зато Роршах из одного вырезал себе маску.

18. Первый официальный кадр фильма – тестовый кадр Роршаха – появился в трейлере «300 спартанцев» (2006). На кадре мы видим Уэсли Коллера, одного из продюсеров, переодетого в костюм Роршаха на фоне Нью-Йорка. Кадр был создан Снайдером, для того чтобы продемонстрировать атмосферу будущего фильма. Дебора Снайдер, жена Зака, поспорила с ним на $100, что никто не заметит кадра. Зак выиграл пари.

19. Зак Снайдер делал раскадровки на основе комикса.

20. Несмотря на то, что Алан Мур отрекся от экранизации комикса, Зак Снайдер надеется, что когда-нибудь Мур посмотрит фильм и останется доволен экранизацией.

21. Хоровая и органная музыка из тизера – часть композиции «Prophecies», написанной Филипом Глассом для «Кояанискатси» (1982). В трейлере также содержится часть композиции «Pruit Igoe» Гласса. Переработанную версию обеих композиций можно услышать в фильме во время рассказа о Докторе Манхэттене.

22. Когда Мэттью Гуду предложили роль Эдриана Вайдта, он еще не прочитал комикс. Мэттью позвонил другу и спросил, следует ли ему вообще читать сценарий. Его друг не только посоветовал прочитать сценарий, но и графическую новеллу и согласиться на роль без раздумий.

23. Когда началось производство фильма (в 1987 году), актеры, в итоге сыгравшие главные роли за исключением Джеки Эрл Хейли, даже еще не начали актерскую карьеру.

24. В сцене, где на Лори Юспечик / Шелковый Призрак II и Дэна Драйберга / Филин II нападает молодежная банда, на одном из парней надета футболка с символом «V», повторяющим эмблему главного героя из «V значит Вендетта» (2005).

25. Вечеринка по поводу ухода на пенсию Салли Юпитер – воссоздание известной «Тайной вечери» Леонардо Да Винчи.

26. Фильм вышел в 3,611 кинотеатрах, тем самым установив рекорд для картин с рейтингом «R».

27. На компьютере в офисе Эдриана Вайдта установлена ранняя версия «Mac OS».

28. Кадр, где Комедиант пожимает руку Никсону, основан на фотографии Ричарда Никсона, пожимающего руку Элвису Пресли.

29. На ранних этапах разработки проекта Терри Гиллиама заявил, что экранизация комикса обойдется в $1 миллион за каждую страницу.

30. В комиксе фраза «Who Watches the Watchmen?» ни разу не написана полностью. Фраза всегда частично закрыта либо объектом, либо человеком. Однако в фильме зритель видит фразу целиком минимум дважды.

Персонажи:

Лори Юпитер / Юспешик / Шёлковый Призрак II (Малин Акерман) - американка польского происхождения, унаследовала костюм супергероя от своей матери, Салли Юпитер/Юспешик, которая как член «Дозорных» занималась борьбой с преступностью ради продвижения своей карьеры в шоу-бизнесе. Мать хотела, чтобы Лори пошла по её стопам, и с раннего детства заставляла всячески тренироваться. Несмотря на то, что Лори выросла обеспеченной, её мать быстро развелась со своим мужем и никогда больше не выходила замуж, а о том, что её настоящий отец был тем, кого она всю жизнь считала насильником, домогавшимся её матери, Лори узнаёт только ближе к концу фильма. Так или иначе, в течение фильма Лори обнаруживает, что ей вообще-то и самой нравится супергероическая жизнь. Дата рождения: 2.12.1949 (можно увидеть, когда она надевает очки Ночной Совы).

Уолтер Ковач / Роршах (Джеки Эрл Хейли)
- живет на съемной квартире, сын проститутки, практически не знавший своего отца и большую часть юности проведший в детском доме. Несмотря на отсутствие высшего образования, умён, начитан, разбирается в истории. Он примкнул к «костюмированным героям» именно для того, чтобы бороться со Злом. Однако скоро его понимание Зла и, как следствие, борьбы со Злом становится чрезвычайно категоричным. Роршах вступает в эту борьбу под девизом «никаких компромиссов, даже перед лицом Армагеддона». Собственно, кроме этого принципа, терять ему практически нечего - всё, что у него есть - это подшивка ультраправых журналов «New Frontiersman», маска, на которой всё время передвигаются чёрные пятна, напоминающие тест Роршаха (откуда и псевдоним), пальто, шляпа, фиолетовые брюки и плакат с надписью «Конец близок».

Дэниэл Драйберг / Ночная Сова II (Патрик Уилсон) - орнитолог, получивший приличное состояние в наследство от отца. Он не уверен в себе и закомплексован с детства. Когда Холлис Мэйсон, бывший полицейский, решил выйти на пенсию и сообщить миру, что он и есть Ночная Сова, Дэниэл Драйберг попросил у своего любимого «дозорного» разрешения использовать его образ для того, чтобы продолжить начатое им дело. Холлис разрешает, и Драйберг становится новым Ночной Совой. Соорудив на имеющиеся у него деньги секретную базу и обеспечив себя супергеройским оборудованием, Дэниэл вполне справляется со своей задачей и заодно повышает свою самооценку. После введения запрета на «костюмированных героев» возвращается к обычной жизни и часто проводит время в дружеских посиделках со своим предшественником.
Джон Остерман / Доктор Манхэттен (Билли Крудап) - учёный-физик, вследствие фатальной ошибки разложенный на атомы, но сумевший собрать своё тело заново. После перерождения его способности оказываются почти безграничными: он полностью контролирует материю и знает своё будущее. Используя их, он обеспечивает США надёжную защиту от СССР, победу во Вьетнаме, предоставляет индустрии передовые технологии, позволяя создать летающие машины на электродвигателях, чем снижает зависимость экономики США от цен на нефтепродукты. Однако, одновременно он отдаляется от человечества, с которым у него теперь слишком мало общего. «То, как он смотрит на некоторые вещи, как будто не может вспомнить, что это такое, и ему на это наплевать… Этот мир, настоящий мир, для него что-то вроде тумана, а люди как будто тени…» - рассказывает Лори. Проблемы, мучающие людей уже века, для Остермана теперь не стоят и выеденного яйца: «Ты, самый умный человек на планете, - говорит он Адриану Вэйтду, - для меня не более чем самый умный термит».

Адриан Вэйдт / Озимандия (Мэттью Гуд)
- назван «самым умным человеком на Земле». Чрезвычайно амбициозный и целеустремлённый миллиардер, он обладает недюжинным интеллектом, позволившим ему построить с нуля сверхдоходную корпорацию, используя ресурсы которой он пытается изменить мир к лучшему. Однако, глядя на мир с высоты своего самомнения, Адриан готов собственноручно убивать миллионы ради того, что он считает спасением миллиардов. Обладает феноменальной силой и реакцией, хотя она и не выходит за грань доступного человеку. У него есть домашнее животное - линкс - генетически модифицированный гибрид рыси и тигра женского пола по кличке Бубастис. В фильме Бубастис можно увидеть на базе в Антарктиде. В комиксе у неё не фиолетовый, а красный окрас.

Эдвард Морган Блейк / Комедиант (Джеффри Дин Морган)
- радикальный борец с преступностью, считающий, что людей надо защищать от них самих. Джон Остерман (Доктор Манхэттен) характеризует его как «принципиально аморального человека.» «Когда я начал понимать Вьетнам и то, что он делает с людьми, я осознал ещё и то, что очень немногие позволяют себе такое понимание. Блейк другой. Он всё понимает, и ему наплевать.» - говорит о нём Остерман. Блейк патриотичен до нацизма, но при этом уничижительно отзывается о жителях собственной страны. Он сделает любую грязную работу, если будет уверен, что это пойдет на пользу США. Именно он по сюжету является снайпером, убившим президента Кеннеди. Блейк упивается своей силой и не стесняется её использовать, чтобы уничтожать своих врагов.

Доктор Манхэттен / Джонатан Остерман родился в 1929 году. Его отец был часовщиком и Джон планировал пойти по его стопам. Когда отец Джонатана увидел в газете статью о бомбардировке Хиросимы, он столкнулся с неоспоримыми фактами теории относительности и решил, что занятие ремонтом часов устарело. Будущее было за ядерной физикой. По этой причине он остановил обучение сына часовому делу и отправил изучать физику.

В 1958 году Джонатан получил ученую степень в области физики. В мае 1959 года он начал работать в исследовательском центре Гила Флэтс. Здесь он встречает научного сотрудника Джени Слейтер, в которую Остерман влюбляется.

В августе 1959 года, разыскивая часы своей подруги Дженни Слейтер, он случайно попал в испытательную капсулу лаборатории. В испытательной капсуле исчез его естественный облик, а Джонатан был разложен на мельчайшие частицы. В течение ноября 1959 года частицы, из которых состоял Джонатан, стали медленно собираться вместе и к 22 ноября полностью воссоединились.

После проекта «Манхэттен» Джонатану дали имя Доктор Манхэттен. В последующие годы Доктор Манхэттен работал борцом с преступностью, что по мнению Пентагона, должно было хорошо отразиться на его имидже.

В 1971 году президент Никсон попросил доктора Манхэттена вступить во Вьетнамскую войну. Доктор Манхэттен выиграл войну для Никсона в течение двух недель.
Силы и способности

Джонатан управляет материей на квантовом уровне. Это позволяет перемещать частицы с помощью телепортации.
Также к его способностям можно отнести:

Вневременное (с точки зрения его восприятия времени) существование
Возможность реструктурировать себя после удаления из своего собственного поля энергии и материи
Левитация
Сверхчеловеческая сила
Телекинез
Неосязаемость
Предвидение
Телепортация
Неуязвимость

1986-й. Холодная война. Часы судного дня показывают без трех минут ядерную полночь. Писатель Алан Мур и художник Дэйв Гиббонс создают графический роман Watchmen.

Двенадцать выпусков за два года. Культовый статус. Почетное место в списке ста лучших англоязычных романов всех времен по версии американского журнала Time - наряду с «Убиком» Филипа Дика, «Нейромантом» Уильяма Гибсона, «1984» Джорджа Оруэлла и длинным перечнем нефантастических книг. Это все - они. «Хранители».

Часовые Апокалипсиса

Действие «Хранителей» разворачивается в альтернативной реальности. Главное ее отличие от знакомого нам мира - там существуют и действуют супергерои, костюмированные вершители справедливости в масках.

Мир в версии Алана Мура еще в 1940-х годах свернул на другую колею и к середине 1980-х заехал достаточно далеко. Супергерои обеспечили США победу во Вьетнаме. Уотергейтский скандал замят, Ричард Никсон остается президентом до 1985-го, в котором и происходят события графического романа. Холодная война и не думает стихать, Соединенные Штаты балансируют на грани ядерной войны с Советским Союзом. У США на руках стратегический козырь - доктор Манхэттен, супергерой, который лепит из атомов куличики и, подобно джинну из восточных сказок, может построить город, а может и разрушить.

Надо сказать, что героев в этой реальности не жалуют. Лишь доктор Манхэттен и Комедиант продолжают работать на правительство, остальных «мстителей в масках» государство в 1977 году (законодательный акт Кина) отправило на пенсию. Бывшие супергерои заняты своими делами, мир потихоньку приближается к ядерному армагеддону… и тут вдруг находят убитым Эдварда Блэйка, он же Комедиант. На дворе 1985 год. Такова завязка романа.

Герои в масках и без них

Кто они, супергерои в реальном мире? И нужны ли они обществу? Мы уже видели некоторые ответы на эти вопросы - в виде алкоголика и разрушителя Хэнкока или мультяшной суперсемейки. Но именно Алан Мур был первым, кто более двадцати лет назад пристально вгляделся в лица супергероев. Что за черты там, под маской?

Комедиант (Эдвард Морган Блэйк)

Родился в 1924 году, в 1939-м вступил в организацию супергероев «Минитмен» и целых сорок пять лет выполнял правительственные задания. Воевал во Вьетнаме. Комедиант всегда полагал, что мир - это жестокая шутка, которую он один способен оценить. На мораль и на жизнь человеческую ему было плевать, а защитником справедливости он, судя по всему, заделался из желания пострелять по живым мишеням и не оказаться преступником. Комедиант носил желтый значок-смайлик, улыбающуюся рожицу. Когда нашли его труп, значок был при нем, заляпанный кровью. Окровавленный смайлик - один из символов «Хранителей».

«Этот город боится меня. Я видел его истинное лицо».

Роршах (Уолтер Ковач)

Родился в 1940 году. Главная отличительная черта - всегда носит маску из белой ткани с симметричными черными пятнами, напоминающими психологический тест Роршаха, отчего и получил свое прозвище. Ткань его маски - разработка доктора Манхэттена, и пятна на ней меняются. Роршах считает, что пятнистая маска говорит о нем больше, чем истинный облик. Когда супергероям законодательно запретили геройствовать, Роршах не послушался и продолжил единолично бороться со злом и творить справедливость - как он ее понимает. Он видит мир в двух красках: никаких полутонов, лишь явное добро и недвусмысленное зло. Зло должно быть жестоко наказано. Пессимист, антикоммунист, реакционер и мститель в маске Роршах живет под лозунгом «Конец близок».

Доктор Манхэттен (Джонатан Остерман)

Единственный супергерой, который действительно обладает сверхчеловеческими качествами (и единственный «действующий»). Родился в 1929 году, мечтал стать часовщиком, как его отец, но выбрал более современную профессию - ядерную физику. В 1959-м случайно оказался в лаборатории во время эксперимента и получил неимоверную силу, синий цвет кожи, способности к телекинезу и телепортации, и умение управлять материей на субатомном уровне.

Люди и их проблемы для Джона малоинтересны, однако он помогает США выиграть войну во Вьетнаме и получить перевес в Холодной войне. Он живет одновременно во всех мгновениях своего прошлого, настоящего и будущего, все знает и ничего не может изменить, и потому предается печали, не пытаясь что-то переделывать - например, свои любовные отношения с Лори. Парадокс: за сверхчеловеческими возможностями Джона скрывается довольно слабый характер.

Шелковый Призрак (Лори Джаспечик)

Лори моложе остальных, она родилась в 1949 году. По характеру - такая же нерешительная, как Доктор Манхэттен, к тому же у девушки проблемы с родителями. С «супергеройскими обязанностями» справлялась неплохо, но очень обрадовалась, когда их всех отправили на покой. С Джоном Лори в конце концов рассталась и полюбила Дэна Драйберга.

Ночной Филин (Дэн Драйберг)

Родился в 1945 году. В отличие от прочих героев, больше полагается на технические приспособления, хотя может и помахать кулаками. Все его механизмы и гаджеты так или иначе связаны с темой филина. В 1977 году послушно оставил геройство, о чем в 1985-м жалеет. Именно к нему после гибели Комедианта вламывается Роршах с известием, что кто-то убивает героев. Дэн помогает коллеге расследовать анти-геройский замысел.

«Мир во всем мире… Чем-то придется пожертвовать».

Озимандия (Эдриан Вайдт)

Родился в 1939 году. Вундеркинд, идеалист, сирота и богатый наследник. Деньги отдает на благотворительность, а сам пускается в путешествие по маршруту походов Александра Македонского, кумира детства. Вернувшись в Америку, под именем Озимандии становится супергероем, борется с организованной преступностью и вскоре зарабатывает репутацию самого умного человека планеты.

В 1975 году покидает ряды героев, становится бизнесменом и успешно строит свою финансовую империю. С позиций как личных качеств, так и сюжетной роли Озимандия - полная противоположность Роршаху, к финалу их противостояние можно охарактеризовать лозунгом «в живых должен остаться один».

Алан Мур

Автор комиксов, документальной и художественной прозы. Родился 18 ноября 1953 в Нортхэмптоне (Англия), где живет и сейчас. Самые значимые работы: «Хранители», «V - значит вендетта», «Из ада», «Лига выдающихся джентльменов». Числит себя вегетарианцем, анархистом, практикующим магом, поклоняется римскому змееподобному божеству Гликону.

Мифы и легенды современной Америки

Как говорит народная мудрость, свято место пусто не бывает: в человеческой культуре есть место для мифологического сверхчеловека, и оно должно быть заполнено. Иначе нам, обитателям Старого света - земли, по которой разгуливали древнегреческий герой Геракл, британский король Артур и русский богатырь Илья Муромец, - трудно объяснить, чем же так дороги американцам ряженые скоморохи в костюмах всяких пауков и летучих мышей. Можно фыркнуть и посчитать малоадекватной целую нацию, которая зачитывается «веселыми картинками» - комиксами. А можно тряхнуть эрудицией и возвести генеалогию супергероев к зверобогам древних пантеонов, а традицию масок - к социальным типажам средневековой «комедии дель арте». Истина, надо полагать, как всегда, где-то посредине. Ближе к апокалипсису.

Кстати, слово «супергерой» в романе не используется. Герои в масках называют себя «виджилянтами» (англ. vigilant) - член «комитета бдительности», организации линчевателей. Речь идет об уличной справедливости, о самосуде, и обозначающее героев слово несет не романтическую, а довольно жестокую окраску.

Несомненно одно: герои комиксов - не люди, а символы, собирательные образы, воплощения идей. В графическом романе Алана Мура и Дэйва Гиббонса символике вообще отведена очень важная роль, и самый важный символ - это часы. Самые разные часы то и дело встречаются в сюжете и мелькают в кадре. Собственно, и название Watchmen более точно переводится на русский язык как «Часовые». Есть и такие варианты перевода, как «Стражи», «Наблюдатели» и даже «Дозорные». Увы, ни один вариант не идеален. И лозунг «Who watches the Watchmen» трудно передать на русском, особенно если пытаться сберечь игру слов. «Кто на часах над часовыми»? «Кто охраняет хранителей»? Слова вроде бы однокоренные, но смысловые оттенки не те. А вариант «Кто наблюдает за наблюдателями» и вовсе анекдотичен. Однако при всех сложностях и неоднозначностях «Часовые» все-таки ближе к оригиналу.

Уже упоминавшиеся Часы судного дня (или Часы апокалипсиса, Doomsday Clock) взяты из чикагского «Бюллетеня ученых-атомщиков», на обложке которого они впервые появились в мае 1947 года. За 60 с лишним лет минутная стрелка то приближалась к 12 часам, то удалялась, отражая степень близости человечества к ядерному самоуничтожению. Cейчас они, кстати, показывают три минуты до полуночи.

Создатели атомной бомбы взялись предупреждать человечество о том, насколько плохи дела в мире. Полночь обозначает катастрофу. Последний раз стрелки переводились в 2015 году. На две минуты ближе к апокалипсису.

Герои Алана Мура пытаются отвести роковую стрелку назад, наводя в мире порядок по своему разумению. Например, когда Роршах взялся расследовать похищение шестилетней девочки и обнаружил ее зверски убитой, он сжег преступника заживо. Тот был убежден в безнаказанности: «У вас нет доказательств, вы мне ничего не сделаете!». Но Роршах соблюдает не закон, а собственные представления о том, как следует поступать с убийцами.

Доктор Манхэттен однажды очистил улицы от демонстрантов, телепортировав их всех по домам. То, что у двоих человек случился сердечный приступ, - это побочный эффект; зато были предотвращены массовые беспорядки, в которых пострадало бы куда больше народа. Война США во Вьетнаме была окончена за три месяца тоже благодаря вмешательству всемогущего синекожего Джона.

Кому настолько встали поперек горла супергерои, что он начал их уничтожать? Вскрывать интригу не будем. Но скажем, что новичка в мире «Хранителей» ждет много интересного: штурм тюрьмы «Синг-Синг», философские беседы на Марсе, любовная сцена на борту зависшего над городом корабля-филина «Архимед», разборки в антарктической крепости Карнак… Плюс - сюжетные петли и целые атомные бомбы в финале, благодаря которым есть о чем поразмыслить, перевернув последнюю страницу.

Все выпуски графического романа, кроме последнего, содержат текстовый «довесок» - псевдо-документальные материалы, рисующие фон повествования. Это главы несуществующих книг, журнальные статьи и газетные заметки, письма, доклады и разного рода тексты за «авторством» разных персонажей мира Хранителей.

Дорога в Голливуд

Алан Мур ненавидит Голливуд. Он не смотрел ни одной из экранизаций своих произведений (в числе которых «V - значит вендетта», «Константин», «Из ада», «Лига выдающихся джентльменов») и считает «Хранителей» принципиально не поддающимися экранизации. Он отказался от упоминания своего имени в титрах всех фильмов, а также от гонораров - в пользу своих соавторов. Похоже, фильму «Хранители» от Мура вместо отцовского благословения досталось проклятие - во всяком случае, журналисты сделали такой вывод из общения с писателем, который серьезно интересуется оккультными дисциплинами и среди прочих проектов работает над книгой о магии.

Голливудская судьба у фильма непростая. Экранизация его планировалась еще в начале 90-х, режиссером должен был стать Терри Гиллиам, но после множества переделок сценарий положили на полку. В 2004-м за дело взялась Paramount Pictures, был написан новый сценарий, в качестве режиссера выбран Пол Гринграсс, но фильм снова отложили, и в 2006-м права перекупила Warner Bros. Теперь в режиссеры прочили Даррена Аронофски, и он согласился работать над фильмом, но счел устаревшими реалии графического романа и собрался заменить президента Никсона президентом Рейганом, а отсылки к войне США во Вьетнаме и Холодной войне - аллюзиями на войну в Ираке и борьбу с терроризмом.

В конечном итоге экранизацией занялся режиссер Зак Снайдер, зарекомендовавший себя фильмом «300 спартанцев», тоже снятым по комиксу. Снайдер - настоящий фанат «Хранителей», он постоянно акцентирует свое бережное отношение к оригиналу, склонил к сотрудничеству Дэйва Гиббонса и надеется, что Алан Мур когда-нибудь все же посмотрит киноверсию «Хранителей» и признает ее достойной.

К этому времени Зак Снайдер уже закончил фильм. Нелегко работать с культовым первоисточником, но Снайдер уверен в себе. Он бестрепетно выбросил из концовки сцену нападения гигантского кальмара на Нью-Йорк, зато сохранил психологическую многомерность героев. Первая режиссерская версия фильма длилась три часа. Финальных версий киноленты - целых четыре, разной длины, для просмотра в кинотеатрах и выхода на DVD.

Вслед за выходом фильма на экраны в продаже появился диск с анимационным комиксом «Черный корабль» и другими дополнительными материалами. «Черный корабль» - комикс прямиком из вселенной Хранителей. В мире, где супергерои считаются нормой, о чем могут быть комиксы? О пиратах, конечно же! Кроме того, издательство «Амфора» наконец выпустило оригинальный графический роман Алана Мура на русском языке. А в 2015 году канал HBO начали переговоры с Заком Снайдером о том, чтобы снять телеверсию «Хранителей».

Понадзираем?

Современные проекты отличает масштабность. Уж если атака на потребителя, то по всем фронтам и флангам, подкрепленная артиллерией, с высадкой десанта в тылу. Экранизация книги, новеллизация фильма, сопутствующие игры на разных платформах - коммерческое воплощение философской идеи гипертекста в полный рост, лишь бы хватило миллионов на бюджет. Разумеется, «Хранители» - не исключение. Чтобы подогреть интерес к первоисточнику в ожидании фильма, появилась анимированная версия комикса. Следующим шагом стали игры.

Игра Watchmen: The End is Nigh («Хранители: Конец близко») сюжетно представляет собой приквел к событиям графического романа. Разработчик - Deadline Games, издатель - Warner Bros. Interactive Entertainment, игровые платформы - PC, Xbox 360, PS 3, жанр - экшен от третьего лица. Игра выходила эпизодами и распространялась через сеть. В первом эпизоде, события которого происходят в 1972 году, Ночной Филин и Роршах наводят порядок на улицах, бодро расправляясь с попавшими под руку негодяями. Философских глубин от игры ждать бессмысленно - максимум, что она может, это продлить погружение в мир «Хранителей», если вас устроит такая его версия.

Glu Mobile тем временем разработали игру Watchmen для мобильных телефонов. Также покупателям предлагаются футболки в ассортименте, фляжки, кружки, магниты на холодильник, коробки для школьных завтраков… да, рановато Алан Мур истратил свое проклятие! Размах коммерческой раскрутки в применении к «Хранителям» отдает мрачной иронией. Невольно возникает параллель с персонажем комикса Эдрианом Вайдтом, который сделал деньги на тиражировании фигурок супергероев и вложил их в проект совершенно иного рода.

Алан Мур более не возвращался к миру и событиям, ставшим каноническими, так что никаких официальных сиквелов и приквелов к «Хранителям» не существует, что не мешает многочисленным поклонникам создавать свои версии. Интересных, к сожалению, почти нет; в массе своей фанфики затрагивают тему отношений героев - от самых невинных до более чем фривольных. Кто-то шьет костюмы любимых героев. Кто-то украшает себя татуировками - в общем, в среде фанатов «Хранителей» все так же, как в любом сообществе, связанном каким-либо увлечением.

Удивительнее другое. Каким образом за два с лишним десятилетия один графический роман (пусть даже в 12-ти выпусках) не растерял армию поклонников? Почему выход фильма сопровождался таким ажиотажем - неужели только из-за скандала насчет авторских прав? Чем так цепляет эта история, что мы выделяем ее из сотен, тысяч других супергеройских комиксов? Ответ каждый ищет сам: Алан Мур не посчитал нужным снабдить нас авторским решением. И потому…

…Конец близко, но ничто не заканчивается.

Казалось бы, чего можно ждать от очередной экранизации комикса? Или от режиссера "300" и "Dawn of the Dead"? Ну что там может быть, кроме кровищи, нуара, постмодернисткого (мусорного) тупого и безудержного экшена с потаканием порокам зрителей и вездесущей апологией культа силы? Всего этого (кроме экшена) в "Хранителях" и вправду предостаточно, но, на поверку, фильм оказался очень неожиданным. Возможно, не для тех, кто знаком с "литературно-графическим" первоисточником, но для основной массы зрителей уж точно.

Фильм, на самом деле, весьма показателен как образец современной мифологии и массовой культуры – актуальных в ней образов, героев и ценностей («Темный рыцарь» и «Человек-паук» из той же серии). Настолько показателен, что заслуживает детального разбора.

Начиная исключительно с эстетических критериев, во-первых, хотелось бы отметить музыку – подобраны замечательные песни, чего стоит одна только "Sound Of Silence"!

Второе – безусловная эстетичность выдержанных в стиле noir сцен – высокий китч, очень качественный и красивый. Безусловно, любители комиксов и поиска "пасхальных яиц" найдут в фильме множество ссылок и цитат, достаточно симпатично оформленных.

Нужно отметить статичность картинки – отсутствие динамичного экшена и "тяжеловесность", затянутость сцен. Этот, в коммерческом плане, недостаток делает "Хранителей" такими притягательными для одних и отталкивает других. Определенная стилизованность под детектив, расследование Роршахом убийства с периодическими воспоминаниями "о былом" отсеивают определенную часть целевой аудитории. Те, кто пришел приобщиться к спинномозговой динамике смены ярких картинок и непрерывному избиению "хорошими парнями в трико" и карнавальных масках разного рода психов и просто "плохих", будут явно разочарованы, поскольку не найдут ни динамики, ни "хороших парней". А вот психов в трико в фильме достаточно.

И вот эти самые психи в трико, на которых застывает картинка, разбирая их на запчасти в саркастическом анализе культа комиксов, супергероев и прочей "американской мечты", и являются главной изюминкой фильма. Отнюдь не сюжет, который, конечно "откровение" в рамках комиксов, но не так уж и нетривиален для так называемых "серьезных произведений". И в этом аналитическом разборе или, назовем его по-модному, деконструкции супергероев и значительного пласта идеалов американской массовой культуры 60-х - 80-х годов, картинка просто не могла не быть статичной, заставляющей зрителю вникнуть в суть показываемого на экране и насладиться осмеянием тех "ценностей" массовой культуры, апологетику которых зритель пришел наблюдать. В результате, "целевой зритель" вместо очередного прославления дурного вкуса, подтверждения значимости дешевых "ценностей" и зубодробительного экшена для спинного мозга получил нечто противоположное своим ожиданиям – его осмеяли и "нагрузили". Не факт, конечно, что "целевой зритель" понял сарказм, но то, что он не получил желаемого, совершенно очевидно. Стоит ли говорить, что такой подход создателей фильма был обречен на провал?

Если разобраться, что такое "супергерои", как не возрожденные языческие "боги" и "полубоги"? Образцы для подражания ("американская мечта") в пантеоне мифологии культа силы и успеха современного новоязыческого общества. Зритель, идя в кино, предполагает увидеть на экране и приобщиться к своему идеальному "я", воплощающему главные добродетели, воспеваемые современной мифологией – силу ("сверхсилу", перед которой никто не устоит) и успех (супергерои, прежде всего, очень популярны в своем мифическом мире, причем, независимо от реальной "пользы" своих действий). Не секрет, что в последнее время зритель хочет все большей "правдивости" образов супергороев, которые не должны быть "правильными", а вполне циничными и даже антигероями. Это следует понимать так, что зритель требует потакания своим порокам – ну не нужен ему образец для подражания, сравнивая себя с которым, зритель будет испытывать угрызения совести от явного несоответствия своего поведения идеальной модели. Зрителю нужен сильный, успешный и циничный "герой". – Хотите? - Спрашивает режиссер. Получайте Комедианта! Сжигающего огнеметом (напалмом) вьетнамцев, убивающего беременных женщин и лишь "подпортившим" этим "свое лицо" (чем не негативный собирательный образ Америки?). Вот, говорит режиссер, это и есть воплощения ваших тайных мечтаний, о которых вы боитесь открыто говорить – циничный и подлый негодяй, настоящий садист, любые действия которого оправданы их успешностью и силой. И эти отвратительные качества Комедианта раскрываются перед зрителем постепенно, через воспоминания его коллег, чтобы ничто не ускользнуло от внимания. И, чтобы не осталось сомнений, Комедиант характеризуется Вэйтом как нацист. Но это "почти" крайний случай – доведенное до крайности "наведение резкости" на героев из серии "победитель всегда прав", "цель оправдывает средства", "необходимая/оправданная жестокость" и прочего современного мифологического навоза.

Менее "экстремальный" типаж из той же серии это Роршах, маскирующий свои садистские наклонности под "борьбу со злом". Поскольку тут садизм, сила и жестокость как бы направлены против плохи парней, Роршах не так провоцирует зрителя и вполне может ему приглянуться.

Nite Owl – идеал для "ботаников" и прочих интеллигентствующих невротиков. Закомплексованный, неуверенный в себе орнитолог, который, каким-то чудом, имеет неплохое денежное содержание, популярность, недюжинные бойцовские навыки, демонстрируемые на гопниках с особым садизмом (о, да!) и, походу, отхватывает себе офигенную девку ("силы" на которую и горячее желание у которой, впрочем, появляются только после адреналинового допинга – такая себе пара "милых извращенцев").

Других характеризует Роршах (социопат, по словам Вэйта) – "человек-мотылек" в психиатрической больнице, первая "шелковый призрак" – помешанная на популярности "любой ценой" (даже порнографической) шлюха. Доктор Манхэттен, "мудрый полубог", с абсолютным безразличием уничтожает вьетнамцев и "врагов правительства", абсолютно "по-человечески" бросает жену ради молодой эффектной любовницы и настолько отчуждается от людей и принятых норм поведения, что расхаживает голым и предпочитает наблюдению за песчаными бурями на Марсе спасению человечества. Еще есть Вэйт – садист-мегаломаньяк, мечтающий о лаврах Македонского.

И все они, конечно, прячутся под масками, даже под кожей, все играют какую-то роль и без масок, похоже, неполноценны. Но под этими масками, как срам, скрываются только пустота и маленькие отвратительные секреты и комплексы "героев".

Произведя деконструкцию современных "культурных героев", а через них и уровня тех реальных "ценностей" и поощряемых моделей поведения, идеалом которых супергерои являются, дальше повествование скатывается в банальность и апологию только что раскритикованной мифологии. Мизантропия Манхэттена (как-то неубедительно) сменяется верой в человечество потому, что якобы от скотства (Комедианта) тоже рождается чудо (в данном случае – чудо-деваха) и потому надежда есть всегда – или что-то в этом же роде. Комедиант в результате оправдан. Жестокость таки бывает необходимой, жестокая сила оказывается права, и уничтожение миллионов допустимо ради "мира во всем мире". Лгать – полезно. Ну а мир удерживается за счет сплочения в страхе перед "общим врагом".

О дивный новый мир, управляемый силой, жестокостью и высокомерным интеллектом и строящийся на лжи и страхе! Какие странные утопии, однако, стали делать. Оказывается, чтобы "защитить мир от самого мира" нам нужны властолюбивые садисты, лгущие, манипулирующие, запугивающие нас силой и периодически устраивающие массовые жертвоприношения (не себя, разумеется). Так вот – ложь, власть и жестокость оправданы их якобы необходимостью и даже неизбежностью для поддержания "мира". Более того, это все преподносится как "идеальный" миропорядок (а как же, лучше – не бывает!), за который стоило принести в жертву миллионы жизней. Вот только открытым остается вопрос – действительно ли существует такая неизбежность, или же это клевета на человечество и оправдание лжи, жестокости и извращенности самих мифотворцев.

Тем не менее, как образец высокого китча, за отказ от безумной динамики и интересные, хотя и карикатурные, персонажи фильм заслуживает внимания и самых высоких оценок – 7/10.