Интересные развлечения и соревнования на любой вкус или детские конкурсы на день рождения в домашних условиях: как организовать и провести. Конкурсы на день рождения ребенка

Соревнования в быстроте и ловкости, командные игры и веселые конкурсы дадут возможность мальчикам порезвиться с пользой. Викторины и загадки, квесты приведут мальчишек в дикий восторг. Красочные поделки после творческих заданий будут долго напоминать о торжественном мероприятии. Активные развлечения с приключениями и испытаниями сделают праздник интересным и незабываемым.

    В конкурсе участвуют все желающие мальчики. Перед его проведением нужно определить линию старта и финиша. Каждый участник получает по воздушному шару. Игроки выстраиваются вдоль стартовой линии и зажимают шарик коленками.

    После сигнала «старт» они начинают как можно быстрее прыгать, подобно кенгуру, по направлению к финишу. При этом шарик у них не должен лопнуть. Участник, который повреждает воздушный шар, выбывает из игры. Если шарик падает, игрок возвращается обратно на линию старта и начинает прыгать заново.

    Побеждает участник, который добирается до финиша быстрее остальных.

    В конкурсе участвуют 4 мальчика. Они делятся на 2 пары. Для проведения конкурса понадобятся 2 бельевых веревки одинаковой длины. Посередине каждой из них необходимо заранее сделать узелок и примотать к обеим концам по фломастеру.

    Каждая пара получает в руки по одной бельевой веревке. Игроки расходятся в стороны, натягивая веревку. После команды «старт» они начинают как можно быстрее наматывать веревку на фломастер. 2 игрока, которые первыми доходят до узелка посередине, проходят во второй тур. В нем и определяется главный победитель.

    Игра «Теннисист»

    В игре участвуют 4 мальчика. Каждый конкурсант получает по теннисному шарику и ракетке.

    По команде «старт» все участники подкидывают шарик вверх и начинают набивать его ракеткой. Игра рассчитана на время. После падения шарика конкурсант выбывает. Игра продолжается до последнего участника. Он и становится победителем.

    В конкурсе участвуют несколько мальчиков. Перед его проведением необходимо нарисовать на полу мелом зигзагообразную линию.

    Сначала первый доброволец получает в руки бинокль. Он переворачивает его и приставляет к глазам. Задача конкурсанта - пройти всю дистанцию, отмеченную мелом, смотря в перевернутый бинокль. После того как он приходит к финишу, в игру вступает следующий участник.

    Побеждает мальчик, которому удается наиболее точно пройти по линии.

    Игра «Колпак в колпаке»

    В игре участвуют все желающие мальчики. Для ее проведения понадобится 2 колпака разных цветов: один большого размера и второй - маленького.

    Мальчики участвуют в игре по одному, в порядке очереди. Сначала к ведущему подходит первый участник. Тот надевает на голову игрока большой колпак. Маленький колпак острым концом верхушки привязывается к нитке. Он остается в руках у ведущего.

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о том, какие игры и конкурсы можно в возрасте 6-12 лет.

Итак, конкурсы на День рождения детей:

1. Игра «Несмеяна»

Выбираем одного участника – принцессу Несмеяну. Он (она) садится на стул перед остальными детьми, которые должны рассмешить «принцессу». Но, прикасаться к ней нельзя. Рассмешивший участник садится на место Несмеяны.

Эта игра малоподвижна, но она развивает навыки общения, смекалку, фантазию, мышление, раскрепощенность.

2. Игра «Эскимосские жмурки»

Нужно выбрать водящего, завязать ему глаза и надеть варежки. К нему по очереди должны подходить игроки, а он на ощупь должен определить, кто перед ним. Если узнал игрока, то он становится водящим. А если нет – должен подойти следующий игрок на опознание. Эта игра тоже малоподвижная, но она развивает органы чувств и память.

3. Игра «Угадай-ка»

Выбираем водящего, а он загадывает какой-то предмет на обговоренную тему. Например, животные, мебель, праздники, растения. Игроки должны отгадать предмет, задавая наводящие вопросы, на которые водящий должен ответить да либо нет. Кто отгадал слово – становится на место ведущего. Игра не подвижная, развивает мышление и навыки общения.

4. Игра «Испорченный телефон»

Выбираем ведущего. Игроки садятся либо становятся в ряд. Ведущий на ухо шепотом говорит одному из игроков слово, а тот так же шепотом передает его следующему игроку. И так по цепочке. Последний игрок озвучивает то, что услышал и это слово сравнивается с оригиналом. После чего ведущий пересаживается либо становится в конец цепочки, а следующий игрок стает на место ведущего.

Эта игра развивает внимательность, слух.

5. Игра «Путаница»

Дети должны стать в круг и взяться за руки. Водящий должен отвернуться. В это время игроки, не отпуская руки, начинают запутываться, перелезая друг через друга. Водящий разворачивается и распутывает «клубок», не размыкая круг игроков.

Эта игра подвижная, она развивает логику, мышление, внимательность.

6. Конкурс «Удержи шарик»

Создайте две пары. Для каждой положите обруч либо начертите круг. Игроки должны стать в этот круг. Им вручается воздушный шарик. Они, не выходя из круга, должны дуть на шарик так, чтобы он опускался и поднимался над ними, не выходя за границы круга. Шарика нельзя касаться руками. Выигрывает та пара, которая держится дольше. Эта игра развивает координацию, ловкость, выносливость и хорошую реакцию.

Какие еще конкурсы на день рождения для детей дома можно использовать?

Давайте продолжим список:

7. Конкурс «Коленочки»

Играющие должны сесть вплотную друг к другу. Положить руки нужно так, чтобы правая рука игрока лежала на левом коленке соседа, и наоборот. Круг нужно замкнуть, но если нет, то крайние игроки должны положить руки себе на коленки. Суть игры заключается в том, чтобы быстро хлопать ладошками по коленках, не нарушая последовательности рук: одна рука должна идти за другой. Если кто-то хлопнул, перепутав очередь, он убирает руку, которой ошибся. Эта игра малоподвижная, развивает моторику рук, координацию, хорошую реакцию и внимательность.

8. Игра «Кто быстрее съест?»

Нужно взять две тарелки, в которые положить цукаты, изюм, очищенные орехи, конфетки без фантиков, мармелад. Выбрать двух игроков, и они по команде «старт» должны съесть свою порцию, но, не используя рук. Чья тарелка опустеет быстрее, тот победил. Эта игра развивает скорость реакции, ловкость.

9. Конкурс «Толкание ядра»

Выбираем водящего. Завязываем ему глаза и ставим спиной к столу. Он делает несколько шагов вперед и три-четыре раза поворачивается на месте. На край стола нужно положить воздушный шарик. Водящий должен вернуться к столу и попытаться сдуть шар на пол. Получается смешно, поскольку водящий, как правило, теряет направление и сдувает шарик там, где его вообще нет.

Игра подвижная для водящего. Развивает координацию.

10. Конкурс «Наматывай скорей»

Выбираем двоих игроков, которые становятся друг напротив друга. Заранее нужно заготовить длинную нитку либо шнурок, длиной 5-6 метров. На середине нитки (шнурка) делаем отметку – завязываем узел. Даем каждому участнику конец нитки. По команде они начинают быстро наматывать нитку на катушку, палочку и т. д. Выигрывает в конкурсе тот участник, который быстрее дойдет до середины нитки.

11. Конкурс «Прищепки»

Выбираем водящего. Участники должны отвернуться и посчитать до 30-40. В это время водящий цепляет по всему помещению прищепки (на занавески, мягкие игрушки, покрывала). Всего штук 30. Участники по команде разворачиваются и собирают прищепки. Победил тот, кто собрал прищепок больше всех. Победитель становится водящим.

12. Игра «Воздушный бой»

Надуйте несколько круглых воздушных шаров. Сформируйте две команды и разделите помещение на две части. Команды поставьте друг напротив друга. Задача игроков заключается в том, что во время, пока звучит музыка постараться перебросить шарики на сторону соперников. Это совсем непросто. Ведь соперники тоже отбивают шары. Как только музыка выключается, дети замирают. Побеждает та команда, на территории которой меньше шаров.

И еще предлагаем Вашему вниманию интересные игры и конкурсы на день рождения детям:

13. Игра «Цепочка слов»

Называем какое-то слово, например, стул. Каждой команде даем бумажку, на которой первый участник пишет это слово. Далее участники начинают формировать словесную цепочку, передавая бумажку по очереди всем. Каждое последующее слово игрока должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Например, стул – лужа – апельсин – нож – жук… Выигрывает та команда, которая за определенное время составит длиннее цепочку.

14. Игра «Передай апельсин (яблоко)»

Дети делятся на две команды. Каждая команда становится в шеренгу. Участники каждой шеренги должны передать апельсин либо яблоко с помощью подбородка. Руки использовать нельзя. Если кто-то роняет яблоко (апельсин), эстафета начинается сначала. Побеждает та команда, которая быстрее передаст яблоко либо апельсин от первого участника до последнего.

15. Лего-эстафета

Дети делятся на две команды и получают два одинаковых набора конструктора «Лего». Каждая команда должна соорудить постройку, но работая по цепочке. Дети по очереди крепят свою деталь, чтобы получилась интересная, необычная постройка.

16. Игра «Кто меня звал?»

Выбираем водящего, завязываем ему глаза и ставим в центр круга, сформированного игроками. Раскручиваем его и просим угадать, кто к нему заговорил. Можно говорить короткие фразы даже измененными голосами.

17. Игра «Кот в мешке»

В мешочек кладем различные игрушки и предметы. Участникам завязываем глаза. Выбираем водящего. Водящий преподносит мешочек к игрокам, а они на ощупь должны опознать предмет, который вытянули. Побеждает тот, кто угадал больше предметов.

18. Игра «Веселый алфавит»

Выбираем ведущего. Он называет какую-то букву алфавита. Дети делятся на две команды и каждая команда должна за определенное время (3-4 минуты) написать как можно больше слов, которые начинаются на эту букву. Побеждает та команда, у которой слов больше.

19. Игра «Жадина»

Перед участниками нужно разложить много различных предметов. Это может быть одежда, посуда, канцтовары, игрушки. Задача игроков взять максимальное количество вещей, используя руки, голову, ноги, колени и т. д. Побеждает тот, кто больше всего соберет и удержит, не роняя, предметов.

20. Игра «Собери пугало»

Дети делятся на две команды. Перед каждой раскладываем набор одежды (шапки, рубашки, брюки, шарфы, полотенца). В каждой команде выбирается игрок, которого нужно нарядить, как пугало. Побеждает та команда, у которой пугало интереснее.

Любой праздник должен быть ярким, веселым и запоминающимся событием, поэтому конкурсы на детский День Рождения обязательно нужны. Некоторые люди считают, что если ребенку исполняется, к примеру, 5 лет, то можно не «заморачиваться» …

Это вовсе не так, существует целое море веселых конкурсов на детский день рождения для детей от 3 годиков и вплоть до 16-17 лет.

Как показывает опыт, на празднования своих лет деток дошкольного возраста (т.е. от 3 до 5 лет) собирают очень большое количество гостей, которые всегда бодры, активны и не в меру энергичны, но при этом они пока ещё любят учиться.

Значит, подойдут и подвижные, и развивающие игры и детские конкурсы на именины дома. Например:

Точно в цель

Дети образуют круг (хоровод), в центре которого организатор конкурса. У каждого малыша по две мягких игрушки или теннисных мячика (словом что-то, что можно забросить в коробку или пакет ведущего).

По команде, к примеру, «начали», ведущий медленно начинает двигаться вокруг своей оси, тем самым давая возможность каждому участнику конкурса попасть в цель, т.е. в коробку или ведерко, или попросту пакет. Но… бросить можно только одну игрушку, дабы вторая непременно осталась в руке.

После первого пройденного круга ведущий определяет участников второго тура, т.е. тех, кто попал в цель.

Прошедшие второй тур и попавшие в финал, уже «меткие стрелки».

Для финала нужно опустошить «цель» (коробку, ведерко и пр.), и уже среди метких стрелков выявить победителя — суперстрелка.

Вместо мамы в магазин

Данный конкурс развивает ловкость, внимательность и быстроту движений детей.
Необходимыми атрибутами конкурса являются два детских столика, два детских стула, две очаровательные корзинки и муляжи фруктов и овощей.

Безусловно, муляжи можно заменить простыми картинками с нарисованными овощами и фруктами, но тогда снижается игровой момент и усложняется задача поиска нужного предмета.

Стол и стул на некотором расстоянии устанавливаются напротив друг друга. На стульчике размещается корзинка. На столе соответственно все необходимые продукты. Задача: строго по одному предмету перенести все продукты из магазина (со стола) домой (в корзинку). Кто быстрее справился, тот и победил.

Для деток пяти лет можно усложнить задачу и назвать список определенных продуктов, тем самым ребенок должен будет не просто переносить, а еще и запоминать список, и выбирать. Судейство в этом случае будет сложнее, так как должно учитывать и допущенные ошибки.

Цветовые ассоциации

Целью конкурса является обучение детей в доступной игровой форме точному определению цвета вне зависимости от формы предмета и его назначения.

До начала игры на некоторой поверхности (стол, тумба, детская лавочка) ведущий раскладывает предметы различного цвета (кубики, детали цветного конструктора, посуда, предметы гардероба (шапочка, варежка, косыночка), карандаши и т.д.). Основное условие – однотонность предмета!

Суть игры. По условленному знаку или слову к столу с предметами идет по одному человечку от каждой команды. И малыши должны выбрать предмет того цвета, название которого носит его команда.
Помощь в судействе могут оказывать сами дети. Бывает очень весело и непредсказуемо.

https://galaset.ru/holidays/party/competitions.html

Дети постарше (от 5 и до 8 лет) также любознательны и энергичны.

Однако для того, чтобы детям было не только весело, а ещё и интересно, в подвижные игры стоит добавить больше конкретных целей.

Рассмотрим подборку различных детских конкурсов для мальчиков и игры для девочек на именины.

«Весёлая уборка» — это отличный способ развлечь всех гостей вашего именинника.

Для проведения конкурса вам понадобятся:

  • гимнастические обручи (2 шт);
  • разноцветные метелки для пыли (2 шт);
  • воздушные шары (от 10 шт).

Итак, для начала необходимо выбрать двух детей «на ворота», а остальных разделить на пары.

Вратарям нужно будет держать свои обручи чуть-чуть приподнятыми над землей.

Каждому из игроков дают по метелке, а на пол высыпают четное количество воздушных шариков.

Задача игроков как можно быстрее с помощью метелок забить большее количество шариков в свои ворота, т.е. в обруч.

«Радуга» — это отличная развивающая и в тоже время активная игра для 14 человек.

В качестве реквизита нужно подготовить:

  • нарисованную на большом ватмане (лучше А1) радугу;
  • вырезанные геометрические фигуры цветов радуги (т.е. каждой фигуры по 7 шт).

Все фигуры перемешиваются на одном столе. Далее каждой команде присваивают свой цвет и фигуру.

По команде «Старт!» дети по очереди парами должны подбежать к столу и забрать свою фигуру. Как только все 7 человек соберут фигуры, они должны выстроиться в том же цветовом порядке, что и у радуги и поднять свою фигуру вверх.

Кто первый, тот и победил. Для помощи детям нарисованную на ватмане радугу нужно повесить на стене.

«Жадный медвежонок» — очень подвижный и веселый конкурс на детский день рождения дома. Нужно очертить место для медвежонка и накидать туда много игрушек, а также что-то, что будет символизировать банку меда (её медвежонок должен особенно хорошо защищать.

Дети из двух команд по очереди должны забегать на территорию мишки и стараться забрать либо мед, либо какой-то из трофеев, но если медвежонок коснется ребенка, то тот выбывает из игры.

Когда одна из команд заберет большее количество трофеев или банку меда, игра заканчивается.

«Меткие стрелки». Детей нужно поставить в круг, посредине которого будет стоять ведущий с пустой коробкой в руках.

У каждого ребенка в руках должно быть по игрушке или мячику (в каждой руке). Ведущий начинает медленно крутиться, а дети бросают в коробку по одному своему предмету.

После того, как круг завершен, в следующий этап проходят самые меткие стрелки.

«Прищепки» — хороший вариант озадачить детей. В комнату заходит сначала ведущий и развешивает разноцветные прищепки (15-30 шт) по всему помещению: на шторы, мебель, игрушки и т.д. По команде вбегают дети и начинают собирать найденные прищепки. Выигрывает тот, кто собрал больше всех.

«Воздушный бой» — веселая, активная и увлекающая игра. Нужно разделить детей на две команды и начертить между ними линию.

У каждой команды по 5 шаров одинакового цвета (можно больше). Как только включается музыка дети, должны выкинуть все свои шары за линию противника и не давать им вернуться.

Когда музыку выключат, производится подсчет, кто смог подкинуть больше шариков.

«Сестрица Алёнушка» — тоже прекрасная игра с воздушными шариками. Каждому ребенку дают по шару, платку и фломастеру. По команде «Старт!» нужно повязать платок на шар и нарисовать там лицо Алёнушки.

«Тепло-холодно» — известная многим игра, в которой прячут какую-либо вещицу, а ребенок должен найти её, ориентируясь на подсказки детей насколько холодно от заветной вещи или тепло.

«Море волнуется раз». Эта игра также не нуждается в представлении, ведь знакома многим с детства.

Под считалку «Море волнуется раз, два, три» детям загадываю в форме чего нужно «замри». А потом ведущий, «включая» каждую замершую фигуру должен угадать, что она значит. Это отличная застольная игра на праздник.

«Пингвины» — незатейливая игра с воздушными шариками. Каждому ребенку дают шар и он должен, зажав его между щиколотками, дойти маленькими шагами до определенного места.

Кто из таких «пингвинчиков» добежит быстрее, тот и победил.

Прикольные игры для подростков на День Рождения

Дети в возрасте от 9 до 12 лет с большой охотой принимают участие в конкурсах, играх и викторинах.

Вот лишь некоторые из вариантов, как развлечь ваших гостей:

По грибы
Для конкурса потребуется достаточное количество изображений грибов, муляжи грибов либо стилизованные под грибы предметы (вплоть до обычных спичечных коробков).

До начала конкурса организатор должен спрятать «грибы» по всему «лесу» (то есть, помещению).
По команде грибники (участники конкурса) заходят «в лес» и начинают поиск грибов. Кто наберет больше грибов, тот и выиграл.

Веселые водоносики
Данный конкурс лучше проводить на лоне природы. Детей делят на команды. На достаточном расстоянии ставится ведро с водой и пустое ведро для каждой команды.

Суть: по очереди игроки переносят воду из полного ведра в ладонях в пустые ведра. Через условленное время игра останавливается, и у какой команды объем перенесенной воды больше, тот и является победителем.

Реклама по-детски
Нас окружает море предметов, при упоминании о которых мы произносим названия брендов, а не непосредственно их смысловое назначение. Пример – Pampers (подгузники для новорожденных), Fanta (апельсиновая газировка) и т.д.

Для проведения конкурса подготовьте как можно больше таких названий и предложите участникам конкурса прорекламировать предмет своими словами, учитывая соответствие смысловой нагрузке и отсутствие брендовых слов.

Подойдите к выбору слов в вашем списке с осторожностью, поскольку возможны сюрпризы со стороны детей.

Викторина: «Что ты знаешь про Спанч-Боба?»
Этот конкурс представляет собой викторину, которая на некоторое время сосредотачивает и успокаивает детей. Практически все дети с удовольствием смотрят мультипликационные приключения губки Спанч-Боба.

Вопросы будут касаться содержания мультфильма и внимательности, смотрящих его.

Примерные вопросы к конкурсу:
Кто такой Спанч-Боб?
Кто его лучшие друзья?.
Цель, с которой Спанч-Боб ходит на Поле Медуз?
Какой экзамен не удается сдать Спанч-Бобу?
Какое количество жителей обитает в Бикини-Боттом?
Каких вы знаете соседей Спанч-Боба?
Где живет Патрик? и т.д.

Для подготовки к конкурсу взрослым придется посмотреть мультфильм или прибегнуть к помощи детей.

Танцуй-танцуй, как Буратино
Для организации этого танцевального конкурса нужно заранее подготовить танцевальную музыку и картонные карточки, на которых будут нанесены имена героев сказки «Золотой ключик».

Количество карточек должно соответствовать количеству гостей на вашем празднике.

Карточки помещаются в «волшебный мешок», откуда участники по очереди достают карточку с именем героя сказки Пьеро, Мальвина, или Буратино и т.д.

Через минуту участник конкурса должен показать импровизированный танец, передающий характер героя сказки, который ему выпал.

Зрители в конце конкурса выбирают самого талантливого танцора.

Оригинальный подарок на именины лучше всего сделать своими руками.

По адресу https://galaset.ru/holidays/gifts/woman.html вы найдете самые короткие поздравления с Днем Рождения девушке.

Смешные игры на детский праздник для молодежи

Переходя к ещё более старшей возрастной категории (13-16 лет и выше), необязательно подбирать игры и развлечения на именины гораздо серьезнее.

Дело в том, что молодежь чаще откликается на простые, но очень смешные конкурсы на детский день рождения. Например:

Настоящий кулинар
Участники данного конкурса в соответствии с принадлежностью к той или иной команде записывают на чистом листе бумаги наименование любого продукта питания. Далее лист загибается и передается товарищу по команде.

Когда все участники команды написали свои продукты питания (при небольшом количестве игроков в командах процедуру можно повторять по кругу), лист с составляющими будущего блюда разворачивают.
За короткое время каждая команда должна придумать название блюда и рецепт его приготовления и озвучить новшество.

Веселье обычно наступает при озвучке, когда «в борщ добавляется заварное пирожное и все это запекается до золотистой корочки».

Новоселье
Гости праздника разбиваются на команды. Перед каждой командой вывешивается веселый план-схема дома или квартиры с большим количеством нанесенных окон.

Цель. Выходя по одному участнику к вывешенному плану, команды рисуют в каждом окне фигуры будущих жильцов. Задачу можно усложнить тем, чтобы по рисунку можно было определить возраст и социальный статус жильца.

Та команда, которая первая справится с нелегкой задачей заселения дома, объявляется победителем.

Расшифровка
Участникам предлагается разделиться на два разведывательных центра. В каждый центр попадает «шифрованная записка» — клочок бумаги с нанесенным словом. К примеру «Строка».

Участники команд должны расшифровать слово, зная главный ключ – в слове закодирована фраза. Каждая буква слова это первая буква слова зашифрованной фразы. В данном случае это «Семь террористов решили обокрасть королевский арсенал».

Побеждает самая остроумная расшифровка.

4 обезьянки
Веселый конкурс для зрителей и не менее веселый для участников.На невысоком столе или стуле без спинки выкладываются четыре неочищенных банана.

Четырем участникам связывают руки за спиной и по команде, на скорость, предлагают сначала очистить, а потом съесть лакомство обезьян.

На этом, пожалуй, можно подвести итог. Разумеется, детских забав существует гораздо больше и тут перечислены лишь некоторое из них.

Эти конкурсы помогут педагогам и родителям развлечь детей. Их можно проводить на занятиях, праздничных мероприятиях, дома, на улице.

Пожарные

Выверните рукава двух курток и повесьте их на спинки стульев. Стулья поставьте на расстоянии одного метра спинками друг к другу. Под стульями положите веревочку длиной в два метра. Оба участника стоят у своих стульев. По сигналу они должны взять куртки, вывернуть рукава, надеть, застегнуть все пуговицы. Потом обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дернуть за веревочку.

Кто быстрее

Дети со скакалками в руках встают в шеренгу с одной стороны площадки так, чтобы не мешать друг другу. В 15 — 20 шагах чертится грань или ложится шнур с флажками. За обговоренным сигналом все дети одновременно прыгают в направлении положенного шнура. Выигрывает тот, кто окажется возле нее первым.

Попадание мячом в цель

На расстоянии 8-10 м устанавливается кегля или флажок. Каждый участник команды получает право на один бросок, он должен постараться сбить мишень. После каждого броска мяч возвращается команде. Если мишень сбита, ее устанавливают на прежнее место. Побеждает команда, у которой больше точных попаданий.
— мяч не летит, а катится по земле, пущенный рукой,
— игроки пинают мяч ногой,
— игроки бросают мяч обеими руками из-за головы.

Мяч в кольцо

Команды построены в одну колону по одному перед баскетбольными щитами на расстоянии 2 – 3 метра. За сигналом первый номер выполняет бросок мяча по кольцу, затем кладет мяч, а второй игрок тоже берет мяч и бросает его в кольцо и так далее. Выигрывает та команда, которая больше всех попала в кольцо.

Художники

В центре круга или эстрады — два мольберта с бумагой. Ведущий вызывает по две группы из пяти человек. По сигналу ведущего первые из группы берут уголь и рисуют начало рисунка, по сигналу передают уголь следующему. Задача — всем пяти соревнующимся нарисовать заданный рисунок быстрее, чем их противники. В рисовании должны участвовать обязательно все.
Задания даются несложные: нарисовать паровоз, велосипед, пароход, автомобиль грузовой, трамвай, самолет и т. д.

Скатай шар

Играющие делятся на группы по 2 — 5 человек. Каждая из них получает задание: в течении установленного времени (8 — 10 мин.) скатать снежный ком как можно большей величины. Выигрывает группа, скатавшая к указанному времени самый большой снежный ком.

Бег с тремя мячами

На линии старта первый берет удобным образом 3 мяча (футбольный, волейбольный и баскетбольный). По сигналу бежит с ними до поворотного флажка и складывает возле него мячи. Назад он возвращается пустой. Следующий участник бежит пустым до лежащих мячей, поднимет их, возвращается с ними назад к команде и, не добегая 1 м, кладет их на пол.
— вместо больших мячей можно взять 6 теннисных,
— вместо бега – прыжки.

Цепь

За отведенное время изготовить цепь с помощью скрепок. Чья цепь окажется длиннее — побеждают в конкурсе.

Надуй шарик

Для данного конкурса понадобится 8 воздушных шаров. Из зала выбирается 8 человек. Им раздаются воздушные шары. По команде ведущего участники начинают надувать шарики, но так, чтобы шарик при надувании не лопнул. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Репка

Участвуют две команды по 6 детей. Это — дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка — ребенок в шапочке с изображением репки.
Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

Эстафета с обручами

На дорожке проводятся две линии на расстоянии 20 — 25 м одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та команда, которая раньше завершит эстафету.

Встречная эстафета с обручем и скакалкой

Команды строятся как на встречной эстафеты. У направляющего первой подгруппы — гимнастический обруч, а у направляющего второй подгруппы — скакалка. По сигналу игрок с обручем устремляется вперед, прыгая через обруч (как через скакалку). Как только игрок с обручем пересечет линию старта противоположной колонны, стартует игрок со скакалкой, который продвигается вперед, прыгая через скакалку. Каждый участник после выполнения задания передает инвентарь очередному игроку в колонне. Так продолжается до тех пор, пока участники не выполнят задание и не поменяются местами в колоннах. Пробежки запрещены.

Носильщики

4 игрока (по 2 от каждой команды) становятся на линии старта. Каждый получает по 3 больших мяча. Их надо донести до конечного пункта и вернуться назад. Удержать в руках 3 мяча очень трудно, а упавший мяч поднять без посторонней помощи также не легко. Поэтому передвигаться носильщикам приходится медленно и осторожно (дистанция не должна быть слишком большой). Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Гонка мячей под ногами

Игроки делятся на 2 команды. Первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперед, встает в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами и т.д. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.

Три прыжка

Участники делятся на две команды. На расстоянии 8-10 м от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-ый, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад. 2-ой берет обруч и делает через него три прыжка и идет чередование скакалки и обруча. Чья команда быстрее справится, та и победит.

Гонка обручей

Играющие делятся на равные команды и строятся в шеренги вдоль боковых линий площадки. На правом фланге каждой команды стоит капитан; на него надето 10 гимнастических обручей. По сигналу капитан снимает с себя первый обруч и передает его через себя сверху вниз или наоборот и передает очередному игроку. В это же время капитан снимает с себя второй обруч и передает его соседу, который, выполнив задание, передает обруч дальше. Таким образом, каждый игрок, передав обруч соседу, тут же получает новый обруч. Замыкающий игрок в шеренге надевает все обручи на себя. Команда, игроки которой быстрее выполнят задание, получает выигрышное очко. Выигрывает команда, игроки которой дважды выигрывают.

Быстрые тройки

Игроки стоят по кругу в тройках — один за другим. Первые номера каждой тройки берутся за руки и образуется внутренний круг. Вторые и третьи номера, держась за руки, образуют большой внешний круг. По сигналу ребята, стоящие во внутреннем круге, бегут вправо приставными шагами, а стоящие во внешнем круге — влево. По второму сигналу игроки отпускают руки и становятся в свои тройки. Каждый раз круги перемещаются в другую сторону. Игроки тройки, которые быстрее соберутся, получают выигрышное очко. Игра проводится 4 — 5 мин. Выигрывает тройка, игроки которой наберут больше очков.

Запрещенное движение

Играющие вместе с руководителем встают в круг. Руководитель выходит на шаг вперед, чтобы быть заметнее. Если играющих мало, то можно построить их в шеренгу, а самому встать перед ними. Руководитель предлагает ребятам выполнять за ним все движения, за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещено выполнять движение «руки на пояс». Руководитель под музыку начинает делать разные движения, а все играющие повторяют их. Неожиданно руководитель выполняет запрещенное движение. Участник игры, повторяющий его, делает шаг вперед, а затем продолжает играть.

Проверка на вежливость

Этот конкурс с подвохом и проводится только один раз. Перед началом состязаний мальчиков перед ними проходит девочка и как бы случайно роняет платок. Выигрывает тот мальчик, который догадался поднять платок и вежливо вернуть девочке. После этого объявляется, что это и был первый конкурс.
Вариант: если конкурс между двумя командами, то балл присуждается той, из которой был самый вежливый мальчик.

Добрая сказка

Берется за основу сказка с грустным концом (например, Снегурочка, Русалочка и т. д.). И дается задание детям подумать как эту сказку можно переделать, используя персонажей из других сказок, так, чтобы она счастливо закончилась. Выигрывает та команда, которая наиболее смешно и весело обыграет сказку в виде мини-спектакля.

Поезд

Участники игры делятся на две равные группы. Игроки каждой группы держатся друг за друга и образуют одну цепь при помощи согнутых в локтях рук.
Впереди цепи становятся более сильные и ловкие участники – «заводные». Став друг против друга, «заводные» также берут друг друга за согнутые в локтях руки и тянут каждый в свою сторону, стараясь или разорвать цепь противника, или перетянуть её за намеченную линию.
Правило: тянуть начинают точно по сигналу.

Конкурс по сюжету народных сказок

Дети делятся на две команды. Ведущий говорит первые слова из названия народных сказок, участники должны сказать это название целиком. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.
1. Иван Царевич и серый … (волк)
2. Сестрица Аленушка и братец … (Иван)
3. Финист — Ясный … (сокол)
4. Царевна — … (Жаба)
5. Гуси — … (Лебеди)
6. По щучьему … (велению)
7. Мороз … (Иванович)
8. Белоснежка и семь … (гномов)
9. Конек — … (Горбунок)

Проговори без ошибок

Кто лучше проговорит данные пословицы, тот и победит:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать - зарапортовался.

Ночные путешествия

Ведущий говорит про то, что ехать водителю придется ночью без освещения, поэтому игроку завязывают глаза. Но для начала водителя знакомят с автострадой, приготовленной из спортивных кеглей. Вручив водителю руль, ведущий предлагает потренироваться и проехать так, чтобы ни один столбик не был сбит. Затем игроку завязывают глаза и подводят к рулю. Ведущий дает команду — подсказку куда поворачивать водителю, предупреждает про опасность. Когда путь пройден, ведущий развязывает водителю глаза. Потом «едут» следующие участники игры. Выигрывает тот, кто меньше всего собьет кегль.

Меткие стрелки

На стене крепится мишень. Можно использовать маленькие мячики или дротики.
У каждого игрока три попытки.
После игры ведущий награждает победителей и приободряет проигравших.

Удержи равновесие

С вытянутыми в стороны руками игроки, как канатоходцы, ходят по самому краешку ковра.
Выигрывает тот, кто последний сойдет с дистанции.

Фильм ужасов

Условия таковы — в кассете пять яиц. Одно из них сырое, предупреждает ведущий. А остальные — вареные. Необходимо разбить яйцо о лоб. Кому попадется сырое, тот самый смелый. (Но вообще-то яйца все вареные, а приз получает просто последний участник — он осознанно шел на риск стать всеобщим посмешищем.)

Игра «Веселый оркестр»

В игре участвует неограниченное количество человек. Выбирается дирижер, остальные участники делятся на балалаечников, гармонистов, трубачей, скрипачей и т. д, в зависимости от количества участвующих. По сигналу дирижера, который показывает на группу музыкантов, те начинают «играть» на мотив любой известной песенки: балалаечники — «Трям, трям», скрипачи — «тили-тили», трубачи — «туру-ру», гармонисты — «тра-ля-ля». Сложность задания в том, что темп смены музыкантов постоянно увеличивается, дирижер указывает то на одну, то на другую группу, а если дирижер взмахивает двумя руками, то музыканты должны и «играть» все вместе. Можно усложнить выполнение задания, если дирижер сильно взмахивает рукой, то музыканты должны «играть» громко, а если чуть-чуть взмахнет, то музыканты «играют» тихо.

Игра «Собери букет»

Участвуют 2 команды по 8 человек в каждой. 1 ребенок в команде — садовник, остальные – цветы. На голове детей–цветов — шапочки с изображением цветов. Дети-цветы приседают в колонне по одному на значительном расстоянии друг от друга. По сигналу садовники бегут к первому цветку, тот обхватывает садовника за спину. Уже вдвоем бегут к следующему цветку и т. д. Побеждает та команда, которая первой прибежала к финишу.

Колечко

Вам понадобится длинный шнур и колечко. Проденьте шнур в кольцо и свяжите концы. Дети садятся в круг, на колени кладут шнур с кольцом. В центре круга — водящий. Дети незаметно от водящего передвигают кольцо от одного к другому (не обязательно в одну сторону, можно двигать колечко в разных направлениях). При этом звучит музыка, и водящий внимательно следит за перемещениями колечка. Как только музыку остановят — останавливается и кольцо. Водящий должен указать у кого сейчас находится колечко. Если угадал — меняется местами с тем, у кого было кольцо.

И я!

Игра на внимательность.
Правила игры: ведущий рассказывает какую-нибудь историю о себе, желательно небылицу. Во время рассказа он делает паузу и поднимает руку вверх. Остальные должны внимательно слушать и, когда ведущий поднимает руку вверх, крикнуть «и Я», если действие, о котором говорится в рассказе, может выполнить человек или промолчать, если действие не подходит. Например ведущий рассказывает:
«Как то раз пошел я в лес…
Все: «И я!»
Вижу, на дереве белка сидит…
-…?
Белка сидит и орешки грызет…
— ….
— Увидела меня и давай в меня орехами бросаться…
-…?
— Я от неё убежал…
-…?
— Пошел я в другую сторону…
— ….
— Иду по лесу, цветы собираю…
— …
— Песни пою…
— ….
— Вижу козленок травку щиплет…. -…? — Я как свистну…
— ….
— Козленок испугался и ускакал…
-…?
— А я дальше пошел…
— …
Победителей в этой игре нет — главное веселое настроение.

Повторяйка

Дети становятся в одну линию. По жребию или считалке выбираю первого участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение, например: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие рук и т. д. Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движение первого участника и добавляет свое.
Третий игрок повторяет два предыдущих жеста и добавляет свое, и так по очереди делают остальные участники игры. Когда вся команда закончит показ, игра может идти по второму кругу. Игрок не сумевший повторить какой-либо жест, выбывает из игры. Победителем становится ребенок, оставшийся последним.

Воробьи и вороны

Можно играть вдвоем с ребенком, но лучше компанией. Договоритесь заранее, что будут делать воробьи, а что — вороны. Например, при команде «Воробьи» — дети будут ложиться на пол. А при команде «Вороны» — залезать на скамейку. Теперь можно начинать игру. Взрослый по слогам медленно произносит «Во — ро -… ны!» Дети должны быстро выполнить движение, которое было задано для ворон. Кто выполнил последним или перепутал — платит фант.

Щиплем перья

Вам понадобятся бельевые прищепки. Несколько детей будут ловцами. Им дают бельевые прищепки, которые они цепляют себе на одежду. Если ловец поймает кого — либо из детей, он прикрепляет ему на одежду прищепку. Побеждает тот ловец, который первым освободится от своих прищепок.

Ищем мяч

Участники игры становятся в круг и закрывают глаза. Ведущий берет маленький мяч или любой другой небольшой предмет и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараясь отгадать по звуку, где упал мяч. По команде «Ищите!» дети разбегаются в разные стороны, ищут мяч. Выигрывает тот, кто найдет его, незаметно подбежит к заранее условленному месту и постучит палочкой со словами «Мяч — мой!». Если же другие игроки догадались, у кого находится мяч, то стараются догнать его и осалить. Тогда мяч переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Клубочек

Дети разбиваются на пары. Каждой паре выдается клубок ниток и толстый карандаш. По сигналу ведущего дети начинают перематывать клубок на карандаш. Один из детей держит клубок, второй наматывает нить на карандаш. Побеждает пара, быстрее всех выполнившая работу. Второй приз можно присудить за самый аккуратный клубок.

Два барана

В эту игру можно играть парами по-очереди. Двое детей, широко расставив ноги, наклоняют вперед туловище, упираются лбами друг в друга. Руки сцеплены за спиной. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Картошка

Предложите ребятам проверить внимательность, наблюдательность и быстроту реакции. Это очень просто сделать. Пусть на любой Ваш вопрос ребята отвечают: «Картошка». Вопросы могут быть обращены ко всем, а иногда лучше спросить одного. Например: «Что у тебя на этом месте?» (показав на нос).
Реакцию нетрудно представить. Кто ошибся — выходит из игры. Не забудьте самых невнимательных после первых двух вопросов простить, иначе Вам не с кем будет продолжать игру. Вот несколько вопросов, которые можно задать:
— Что вы кушали сегодня на обед?
— А что вы хотели бы съесть на ужин?
— А кто это опаздывает и сейчас входит в зал?
— Что привезла вам в подарок мама?
— О чем вы мечтаете ночью?
— Как зовут твою любимую собаку? … и так далее.
Победителям — самым внимательным ребятам — вручите в конце игры шуточный приз — картофелину.

Дальнобойщики

На детские грузовые машинки ставятся пластмассовые стаканы или маленькие ведерочки с водой, налитые до краев. К машинкам привязывают веревки одинаковой длины (по росту ребенка). По команде надо быстро «перевезти груз» от старта до финиша, стараясь не расплескать воду. Побеждает тот, кто быстрее всех пришел к финишу и не расплескал воду. Можно сделать два приза — за скорость и за аккуратность.

Скомкай газету

Вам понадобятся газеты по числу участников. Перед игроками на полу располагается развернутая газета. Задача — по сигналу ведущего скомкать газету, стараясь собрать весь лист в кулак.
Кто смог сделать это первым, тот и победитель.

Ловкий дворник

Для игры нужно приготовить веник, «листья» (Можно использовать листки бумаги небольшие). Чертится круг — это место «дворника.» Выбирается дворник. «Дворник» с веником становится в круг. По сигналу ведущего остальные участники изображают «ветер», то есть кидают бумажки в круг, «дворник» выметает мусор. «Дворник» считается победителем, если по истечении оговоренного времени (1-2 мин.) в кругу нет ни одной бумажки.

Автопортрет

На листе ватмана или картона делают две прорези для рук. Участники берут каждый свой лист, продев руки в прорези, рисуют кистью портрет, не глядя. У кого «шедевр» получился удачнее — забирает приз.

«Обезьяна»

Дети делятся на две команды. После чего игроки первой команды совещаются и загадывают какое-нибудь слово одному из игроков второй команды. Его задача — показать это слово участникам своей команды только жестами, не употребляя при этом никаких звуков и слов. Когда слово отгадано — команды меняются местами.
В зависимости от возраста участников, сложность загаданных слов может меняться. Начиная с простых слов и понятий, например «машина», «дом», и заканчивая сложными понятиями, названиями фильмов, мультиков, книг.

Снежинка

Каждому ребенку выдают по «снежинке», т.е. по маленькому комочку ваты. Дети разрыхляют свои снежинки и по вашему сигналу запускают их в воздух и начинают дуть на них снизу, чтобы те как можно дольше удержались в воздухе. Побеждает самый ловкий.

Суша — вода

Участники конкурса становятся в одну линию. При слове ведущего «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» — назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова «вода» произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова «суша» — берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок — самый внимательный.

Рисуем портрет

Участники пробуют нарисовать портрет любого из сидящих напротив. Затем листочки пускаются по кругу. Каждый на обратной стороне попытается написать, кого он узнал в этом портрете. Когда листочки пройдя по кругу, вернутся к автору, он посчитает количество голосов участников, которые узнали нарисованного. Побеждает самый хороший художник.

Замок

Игрокам выдается связка ключей, закрытый навесной замок. Необходимо как можно быстрее подобрать ключ из связки и открыть замок. Можно замок повесить на шкаф, где спрятан приз.

Снайпер

Все играющие закрывают глаза и тянут из кучи спичек по одной. Показывать свою спичку соседу нельзя. Одна из спичек обломана, и тот, кто ее достает, становится снайпером. Затем все открывают глаза, начинается день. Снайпер может убить играющего, посмотрев ему в глаза и подмигнув. «Убитый» выходит из игры и теряет право голоса.
Если кто-то из играющих становится свидетелем «убийства», он имеет право громко сказать об этом, в этот момент игра останавливается (то есть снайпер не может никого убивать), и играющие выясняют, есть ли еще свидетели. Если нет, игра продолжается, а если есть — разъяренные играющие линчуют подозреваемого, отбирая у него спичку и выясняя таким образом, не ошиблись ли они. Задача снайпера — перестрелять всех, пока его не разоблачили, задача всех остальных — разоблачить снайпера, пока он всех не перестрелял.

Китайский футбол

Играющие встают в круг лицом наружу, расставив ноги на ширину плеч, так чтобы каждая нога, стояла вплотную к симметричной ноге соседа. Внутри круга находится мяч, который играющие пытаются забить друг другу в ворота (то есть прокатить руками мяч между ногами). Тот, между ногами кого прокатиться мяч, убирает одну руку, после второго гола — вторую, а после третьего — покидает игру.

Арам-шим-шим

Играющие стоят в кругу, чередуясь по половому признаку (то есть мальчик-девочка-мальчик-девочка и так далее), в центре водящий. Играющие ритмично хлопают в ладоши и говорят хором следующие слова: «Арам-шим-шим, арам-шим-шим, Арамея-Зуфия, покажи-ка на меня! И раз! И два! И три!», в это время водящий, закрыв глаза и указывая руками вперед вращается на месте, когда же текст заканчивается, он останавливается и открывает глаза. Ближайший по направлению вращения к показанному им месту представитель противоположного пола также выходит в центр, где они встают спина к спине. Затем все остальные опять хлопают в ладоши, произнося хором: «И раз! И два! И три!». На счет три стоящие в центре поворачивают головы в стороны. Если они посмотрели в разных направлениях, то водящий целует (обычно в щечку), того, кто вышел, если в одном — они пожимают друг другу руки. После чего водящий встает в круг, а вышедший становится водящим.
Существует так же версия игры, в которой для представителей сильного пола, крутящихся в центре слова «Арам-шим-шим, … » заменяются на «Шире, шире, шире круг! У него семьсот подруг! Эта, эта, эта, эта, а любимая вот эта!», хотя в общем это неважно.
Проводя игру на младшем возрасте, имеет смысл поцелуи заменить на страшные рожи, которые двое в центре корчат друг другу.

А я еду

Играющие стоят в кругу лицом внутрь. Одно из мест остается свободным. Тот, кто стоит справа от свободного места, громко говорит «А я еду!» и переходит на него. Следующий (то есть тот, кто теперь стоит справа от свободного места) громко говорит «А я тоже!» и переходит на него, следующий говорит «А я заяц!» и тоже занимает место справа. Следующий же, переходя, говорит «А я с …», и называет кого-нибудь из стоящих в кругу. Задача того, кого назвали перебежать на свободное место. В этой игре можно добавить водящего, который будет вклиниваться на свободное место, когда кто-нибудь слишком долго думает.

Игра «Фонарики»

В этой игре участвуют 2 команды. У каждой команды по 3 желтых шарика. По команде ведущего зрители начинают передавать шарики из рук в руки с первого ряда до последнего. Передавать шарики (огонь) нужно с поднятыми руками и вернуть их обратно таким же образом, не погасив огонь (т.е. не лопнув шарик).

Конкурс «Кто быстрее соберет монеты»

В конкурсе принимают участия 2 человека (можно больше). На площадке разбросаны игровые монеты, изготовленные из плотной бумаги. Задача участников – с завязанными глазами собрать деньги. Побеждает тот, кто быстрее и больше соберет монет. Этот конкурс можно повторить 2 – 3 раза.

Дождик

Играющие свободно размещаются в комнате. С началом текста все исполняют произвольные движения. С последним словом «перестал» все движения прекращаются, участники игры как бы застывают. Ведущий, проходя мимо них, замечает того, кто пошевельнулся. Он выходит из игры. Движения могут быть использованы самые разнообразные, но обязательно стоя на месте. В конце игры ведущий отмечает так же тех, кто исполнял самые красивые или сложные движения.
Текст:
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал
И устал, и перестал!

Сюрприз

Натягивается веревка через комнату, на которую на ниточках привязаны
различные мелкие призы. Детям по очереди завязывают глаза, дают
ножницы и они с закрытыми глазами отрезают себе приз. (Будьте
внимательны, не оставляйте при этой игре детей одних!).

Тараканьи бега

Для этой игры нужны будут 4 спичечных коробка и 2 нитки (в расчёте на двух участников). Нитка привязывается за пояс спереди, к другому концу нитки привязывается спичечный коробок так, чтобы он висел между ног. Второй коробок кладётся на пол. Раскачивая, как маятником, коробками, находящимися между ног, участники должны подталкивать коробки, лежащие на полу. Кто быстрее пройдёт обозначенное заранее расстояние, считается победителем.

Рыбалка

На стул ставится глубокая тарелка, участники должны по очереди бросать в неё с расстояния 2-3 метров пуговицу, либо пробку от бутылки, стараясь попасть так, чтобы пуговица осталась в тарелке.
Эта простая игра очень увлекает и захватывает ребят.

Сторож

Ребята садятся на стульях так, чтобы был образован круг. Позади каждого сидящего на стуле должен стоять игрок, и один стул должен быть свободным. Игрок, стоящий за ним, должен незаметно подмигнуть любом из сидящих в кругу. Все сидящие участники должны смотреть на игрока со свободным стулом. Сидящий участник, увидев, что ему подморгнули, должен быстро занять свободное место. Функции игроков, стоящих сзади сидящих, заключаются в том, чтобы не пропускать своих подопечных к свободным местам. Для этого им стоит только положить руку на плечо сидящему. Если «сторож» не выпустил «беглеца», они меняются местами.

Раз — коленка, два — коленка

Снова садятся все на стулья в тесный круг. Затем каждый должен положить руку на правое колено соседу слева. Положили? Так, а теперь начиная с вожатого, по часовой стрелке по всем коленкам по очереди должен пройти лёгкий хлопок рукой. Сначала — правая рука вожатого, затем левая рука его соседа справа, затем правая рука соседа слева, затем левая рука вожатого и т.д.
Первый круг проводится для того, чтобы ребята поняли, как надо действовать. После этого начинается игра. Тот, кто ошибся в процессе игры, убирает руку, которая либо задержалась со своим хлопком, либо произвела его раньше. Если игрок убрал обе руки, он выходит из круга, а игра продолжается. Для усложнения задачи вожатый всё быстрее и быстрее даёт счет, под который должен быть произведён хлопок. Выигрывают три игрока, оставшиеся последними. и получить сертификат к аттестации ?

Для этого конкурса нужно приготовить по 10 одинаковых картинок для каждой команды ребят. А каждая команда будет состоять примерно из 4-ёх человек. На картинках будут изображения глаз различных существ, например, глаз крокодила, глаз человека, глаз змеи, глаз кошки и так далее. Итак, каждая команда ребят получает 10 картинок с изображениями глаз. На каждой картинке небольшое место для подписи. По команде «старт» команды совещаются и подписывают каждую картинку - чей это глаз. Команда, в которой будет больше «попаданий», станет победителем.

Лучшие официанты

Каждый участник получает стопку пластиковых одноразовых тарелок в количестве 10 штук и общую гору любых вкусняшек, например печенюшек. По команде «старт» каждый участник должен разложить угощение (по 10 штук) на каждую тарелку и раздать их разным 10-ти гостям. Официант, который первым справится с заданием, победит и получит приз.

Попасть в 10-ку

Каждый участник получает по 10 одинаковых монет. На одинаковом расстоянии от каждого участника стоит стаканчик с достаточно широким горлышком. По команде ведущего участники начинают кидать свои монетки в свои стаканчики. Участник, у которого будет больше попаданий, станет победителем.

Моя 10-я планета

Интересный факт для детей, кто не знал: в Солнечной системе 8 главных планет и плюс ещё одна карликовая под названием Плутон. Остальные - это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. А теперь ваша очередь, ребята, придумать свою 10-ю планету в Солнечной системе в честь именинника (именинницы). Для фантазии нет пределов. Итак, за 5 минут раздумий, каждый участник представляет свою планету для именинника и в нескольких словах описывает её, например, это - планета Михаилия, там грунт - сладкая карамель и казинаки, на деревьях растут пряники и булочки, населяют планету михаильцы - весёлые человечки, которые любят компьютерные игры и большие путешествия на соседние планеты. Участнику, который придумает самую интересную планету и лучше всех представит её, полагается приз.

10 на 10

Гости делятся на 2 команды примерно по 3-4 человека. Для каждой команды на мольберте или на стене прикреплен лист бумаги. Каждая команда пишет любое слово на своём листике - слово из 10-ти букв, написанное по вертикали, например, «разрешение» или «расстояние». По команде «старт» команды меняются листами. Участники должны теперь заполнить горизонтали, то есть написать 10 любых слов, в состав которых (не важно на каком месте будет стоять буква в слове) будут входить буквы написанного слова командой-соперником. Команда, которая быстрее сообразит и заполнит все горизонтали, победит и получит приз, например, по журналу кроссвордов для каждого участника.

10 весёлых пальчиков

На столе большая миска с бубликами средней величины (не сильно маленьких). По команде «старт» каждый участник надевает бублики на каждый свой палец. Участник, который сможет поместить больше бубликов на своих 10-ти пальцах, станет победителем и получит приз.

В 10 лет мы знаем всё

Ребята делятся на команды с одинаковым количеством участников - примерно по 5 человек. Начиная с первой команды, ребята по кругу (командой) называют по одному наименованию из соответствующей категории, которую ведущий будет задавать. Итак, ведущий называет категорию, например, домашние животные, после чего первая команда называет своё животное, например, коза, затем вторая команда - петух, потом третья - кот, а потом снова первая команда - индюк, потом вторая команда и так до тех пор, пока не насобирается 10 наименований этой категории. Затем ведущий меняет категорию (дикие животные, грибы, рыбы и так далее). Если команда не может назвать слова, она теряет свой балл. А в конце игры команда с наибольшим количеством баллов получает звание победителя и приз.

Монетный двор

Пора ребятам проявить ловкость и внимательность, усидчивость и аккуратность. Итак, каждый участник получает по 10 одинаковых монет и по команде «старт» ребята должны поставить все монетки ребром, создав некий паровозик. Участник, который первый справится с заданием, победит и получит приз.

Собери 10 шаров

По условиям всё достаточно просто, а на деле - не так уж легко. Перед каждым участником 10 надутых воздушных шариков. По команде «старт» каждый участник начинает собирать шары, помещая их на себя, но есть правило: нельзя два шарика размещать на одном и том же месте, то есть один, например, под бороду, второй в одну руку, третий между ног, четвёртый подмышку и так далее. Половина участников, которые быстрее справятся с заданием, проходит в следующий этап. А следующий этап - лопнуть собранные 10 шариков. И тут, опять-таки, кто быстрее, тот и победил.