История одной картины. Смерть Марата

На фотографии - мемориальная доска, посвященная мэтру классицизма живописцу Жаку-Луи Давиду, на неоклассическом особняке, расположенном за театром Моннэ. И хотя эта доска висит на балконе второго этажа, все же на ней можно прочесть:
Французский художник
Луи Давид

Непосвященый прохожий может подумать, что Давид только умер в этом доме. Но нет, он прожил в нем около 10 лет, и в нем же находилась его мастерская. Видимо авторы надписи выделили именно смерть Давида, как основное.
Действительно, изображение смертного часа занимало значительное место в творчестве художника. Не случайно, одна из самых известных его картин -- "Смерть Марата". Кроме того, в Брюсселе он был в изгнании, как депутат Конвента, проголосовавший за смерть короля Людовика XVI. Из-за голоса отданного за смерть короля его не позволили и похоронить в Париже, и Давид и после смерти остался в Брюсселе.



Смерть Сократа (1787), New York, Metropolitan Museum of Art.
Сюжет этой картины, заказанной Давиду в 1786 году, был в моде с тех пор, как его порекомендовал художникам Дидро. В 1762 тема Смерть Сократа была предложена для Римского конкурса. Да и на салоне 1787 года, где Давид выставлял эту картину, была еще одна Смерть Сократа, другого художника. И Давид победил в этом негласном соревновании.
Картина находится в собрании музея Метрополитен (Нью-Йорк) и во французской википедии входит в список самых известных произведений художника.

Потом Давид активно участвовал в революционных событиях, был избран в Конвент, где голосовал за смерть короля. Один из членов Конвента, Мишель Лепелетье, так же голосовавший за казнь Людовика XVI, был за это убит. И Давид с картины, изображающей Лепелетье на смертном одре, начал серию картин о мучениках революции.


Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре, гравюра А.Девожа с картины Луи Лавида.

Эта картина и Смерть Марата выставлялись в Конвенте, после чего вернулись к художнику, который взял их с собой в изгнание. После смерти Давида его сын забрал ее в Париж, где она была выкуплена дочерью Лепелетье, Сюзанной и уничтожена. Сюзанна не разделяла революционных взглядов отца и стремилась истребить все напоминания о нем, как о мученике революции. Это ей почти удалось, но осталась гравюра ученика Давида.


Ну смерть Марата, 1793 года все знают. Написана была практически сразу после его убийства. Привезена была художником в изгнание и подарена Брюсселю.
Третьей картиной из цикла о мучениках должна была стать Смерть юного Бара, но она осталось незаконченой:


Смерть юного Бара.1793. Жак Луи Давид

Тринадцатилетний барабанщик Жозеф Бара был убит в битве с вандейскими повстанцами. Робеспьер произнес в Конвенте пламенную речь об этом герое революции и Давиду было поручено изобразить его смерть уже обросшую легендами. Но картина Давида не была закончена, и другие художники справились с этой задачей лучше.
Если нагота Марата, понятна, он в ванне, обнаженное тело Лепелетье задрапировано на античный лад, то почему Давид нарисовал юного барабанщика совершенно голым не слишком ясно и даже некоторым подозрительно. Поэтому картина висит в музее Авиньона (где я на нее наткнулась и сфотографировала), а не в Париже, как например вот эта:


Jean-Joseph Weerts (1847-1927) - Musée d"Orsay, Paris

Что касается смерти самого Давида, то в ней самым сюжетообразующим, надо отдать должное создателям доски, действительно оказалось место и время. Место в широком смысле - в Брюсселе, и время - Реставрация монархии во Франции. Поэтому похоронить Давида в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез, как хотел его сын, не разрешили. Парижу досталось только сердце художника, которое его сын привез, никого не спрашивая. А у Давида и в Брюсселе были ученики и почитатели, которые собрали средства на памятник и вечную концессию.

И на этом казалось, можно было бы поставить точку. Но нет.
В 1971 году (через 146 лет после смерти Давида) в Бельгии (которая образовалась уже после смерти художника) был принят закон об отмене бессрочных (вечных) захоронений и был введен максимальный срок - 50 лет, то есть могила Давида тут же стала просроченной. Нашелся меценат, который оплатил следующие 50 лет, но он сам умер раньше и владение могилой перешло к одной организации. Но и это не все.
В 1989 году Фредди Тилеманс (которого многие из вас помнят, как мэра Брюсселя), бывший тогда ешевеном по Искусству, так впечатлился падением Берлинской стены, что предложил вернуть Франции прах Давида. Мол, к 200-летию Французской революции и раз во всей Европе восторжествовали идеи этой революции, то было бы символично наконец похоронить Давида на кладбище Пер-Лашез. И пока в Париже прикидывали как провести эту церемонию, в Брюсселе разгорелась нешуточная полемика. Первой воспротивилась организация, которая после смерти мецената занималась могилой художника (могила, к тому же, была вскрыта мэром, чтобы посмотреть, а если что возвращать). Коллеги из муниципалитета, тоже высказались против:"То что эта позорная стена, наконец, разрушена, еще не означает, что нас должны лишить НАШЕГО достояния!". К тому моменту, как стало окончательно ясно, что все, кроме Фредди Тилеманса и мэра, против, французы решили организационные вопросы и прислали за прахом Давида гроб. Полемика перешла на другой уровень и вспыхнула с новой силой. Пока граждане следили за ней по публикациям (Останется ли гроб Давида пустым? Вы за или против передачи праха Давида?... требует вернуть сердце Давида в Брюссель. Вам Давида с фритами или без?- это все заголовки статей из архива Le Soir), вопрос был решен (по слухам на самом высоком уровне) : Франции был передан прах другого изгнанника, с условием больше к вопросу о прахе Давида не возвращаться. Могила Давида была классифицирована, как памятник охраняемый государством.

Сохранено

У меня была статья про фильм, посвященный этому сюжету:

Нда, печальная история, как революционерка убила революционера.
И, действительно, эту картину я помню с детства. Мне тогда казалась странной ситуация с убийством в ванной. Сейчас это конечно вполне нормально, что чиновник принимает незнакомую ему посетительницу в ванной. Но советскому пионеру, воспитанному в консервативных традициях, это казалось весьма странным. Только потом я узнал, что Марат страдал заболеванием кожи. Потому он почти непрерывно сидел в ванне. Но наши учителя про болезнь ничего не говорили. Оттого ситуация преобретала какой-то странный сексуальный оттенок.

Жуткая смерть. Человек в ванне, голый, чувствует себя беспомощным. Представляю: Сидишь ты в ванне. Какая-то сельская дурочка мило щебечет, рассказывая про врагов народа, которых надо непременно казнить. Милая идиллия. И тут вдруг девица достаёт из пышного бюста огромный нож. Нож устрашающе блестит в интимной полутьме. А девица говорит: "Марат, ты был неправ!" И тут ты понимаешь, что ты голый, и у тебя поблизости нет никакого оружия. Жуть.

А вообще забавно жили французы в те времена. По крайней мере, умирали они от чего угодно, но не от скуки:)

Оригинал взят у postmodernism в Смерть Марата — история и её художественные воплощения

Иногда в ванной люди умирают, и некоторые из подобных смертей становятся легендарными. Как, например, случилось с лидером группы Doors. Несмотря на то, что достоверно известно — умер Мориссон не в ванной, Оливер Стоун в своей картине «Дорз» увековечил этот миф. Показав символическое омоложение растолстевшего Моррисона, возврат того былого Диониса, который, умерев, навечно остался молодым и прекрасным, он раз и навсегда создал ещё один великолепный миф.

В некоторых случаях смерть происходит насильственно. Случается, что и такие смерти тоже становятся легендой. Причём, по прошествии времени мифом становится тандем "убийца — жертва", именно так в спайке, а не по-одиночке. О таком случае и пойдёт сегодня речь.

Наверное, самая известная (после, конечно, архимедовской) ванна в истории, и уж точно самая знаменитая в живописи — это ванна, в которой был убит Жан-Поль Марат. 13 июля 1793 года молодая 25-тилетняя девушка своей недрогнувшей рукой заколола самого жестокого теоретика-обоснователя кровавого террора Французской революции, призывавшего затопить Францию в крови 200 000 «врагов революции и народа» (в противовес этим несчастным себя он называл «Другом народа»). Звали девушку-убийцу Шарлотта Корде, она была внучкой знаменитого поэта Корнеля.

Вот как об этом пишут историки:
«История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Шарлотты Корде. Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомство. Для этого было много причин — от личности убитого и убийцы до необычного места действия: ванной комнаты».

А вот, что сказала сама Шарлотта Корде, ненадолго пережившая свою жертву (17 июля 1793 года она была публично казнена на гильотине):
«Стыдно за преступление, а не за эшафот».

А такие посмертные слова приписал (точнее, пририсовал) Марату Жак Луи Давид на своей картине «Голова Марата»:
«Они не могли меня купить, и убили».

Убийство Марата нашло отражение во многих произведениях живописного искусства, самой знаменитой из них стала картина Жака Луи Давида «Смерть Марата» (вверху), лично мне она знакома ещё из школьного учебника истории. Но не только Давид запечатлел это драматическое событие. Известны также обращения и других художников к этой теме. С совершенно других точек зрения.

Например, на картине другого француза, Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде»

А вот ещё одна картина, описывающая произошедшее — «Убийство Марата», пера Антуана Йозефа Виртца.

В 1996 году она была размещена на почтовой блок-марке.

В Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины.

Ещё одна версия - от Жюля-Шарля Авье:

Обращались к этому сюжету и наши художники, например, Андрей Гончаров.

Владимир Алёхин.

Сразу же после совершения убийства вышло множество графических рисунков, авторство которых я тоже определить не смог. Если вдруг кто-то сможет подсказать мне — не откажите в любезности.

А некоторые художники, увидели это событие так.

Эдвард Мунк показал мёртвого Марата вне ванной.

Есть несколько пуританских изображений, на которых убитый был облачён в верхнюю одежду.

Наш соотечественник Денис Жуков, вообще, поместил Марата в лесу под берёзками, а Шарлотте в руки вручил пистолет (что ж, каждый художник имеет право на своё видение).

Интересна также и следующая картина, в которой Марат отсутствует, но зато есть Шарлотта Корде (если её можно узнать в этом существе...) в ванной!

А напоследок вот такая американская интерпретация — картина Сандро Бирка «Смерть Мануэля»

The death of Jean-Paul Marat, 1793
by #David:fr:
Oil on canvas. 165 × 128 cm.
:round_pushpin: Royal Museums of Fine Arts of Belgium

Жак Луи Давид - Смерть Марата.

Год создания: 1793

La Mort de Marat

Холст, масло.

Оригинальный размер: 165 × 128 см

Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.

Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше. Картина была крайне популярна, существует несколько авторских повторений.

Описание картины Жака Луи Давида «Смерть Марата»

Широко известная картина «Смерть Марата» написана маслом на холсте в 1793 году. Жан Поль Марат, один из сподвижников Французской революции, жестокий и деспотичный, сторонник радикальных мер, был близким другом Давида. Именно в таком виде видел его художник в последний раз. Картина - своего рода дань памяти близкому товарищу.

Марат страдал кожным заболеванием, и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. На картине он изображен как раз в ванной, с запиской в руке от Шарлотты Кордье, прочитать которую он так и не успел. Шарлотта была сторонницей демократии, политика насилия, зверских убийств, проводимых Маратом, противоречили ее убеждениям. Она ненавидела его за это. Явившись к нему на квартиру якобы с доносом на депутатов, она услышала в ответ, что всех их нужно отправить на гильотину. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Шарлотту казнили через пять дней после убийства. Ее отправили на гильотину.

Поскольку революционер - якобинец, был близким другом художника, то и картина получилась весьма эмоциональной. На тумбе, придвинутой у ванной, написано «Давид-Марату», своеобразное посвящение другу. Лицо Марата искажено болью, на груди кровоточащая рана, около ванны на полу нож, который бросила убийца. Ванна задрапирована тканью, и создается впечатление, что это последнее пристанище неугомонной души.

На темном фоне стены фигура Марата выглядит драматично и жалко. Некогда вершитель чужих жизней и судеб, отправляющий инакомыслящих на плаху, сам не избежал смерти. И похоже, только смерти под силу примирить его с эти миром. Давид воспевал своего друга, великого революционера, а на самом деле, заставил мир говорить о себе как о великом художнике.

"Смерть Марата"
Жак Луи Давид

Жан Поль Марат- один из предводителей Великой Французской Революции, радикальный журналист, лидер якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал.

Страдая от тяжёлой кожной болезни, Марат не выходил из дома и для облегчения страданий постоянно брал ванны. Во время одной из них, 13 июля 1793 г., когда он просматривал корректуру последнего своего журнала, к нему пришла под видом просительницы дворянка Шарлотта Корде, которую он принял прямо в ванной. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chère amie!» (Ко мне, друг мой!), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате.

13 июля 1793 г. Друг народа не вылезал из ванны. Весь последний месяц он проводил в ванной большую часть суток. Теплая вода помогала снимать невыносимый зуд от кожного лишая, особенно донимавшего в жару. Симона Эврар, верная спутница великого революционера, подливала кипяток, стараясь не испортить сочинения своего кумира.
Друг народа заметно осунулся. И верно, не одна лишь кожная болезнь была тому виною. Крупный нос, словно клюв стервятника, навис над бескровными губами, взгляд, от которого трясло пол-Франции, потускнел, и мутная пелена время от времени заволакивала впавшие глаза.
- Да он не жилец на этом свете,- отметил бы проницательный наблюдатель, доведись таковому проникнуть в квартирку на улице Кордильер, 30.
- Свиньи проклятые,- шептал Марат, уныло глядя в мутное окно. – Пока Конвент занимается преступной болтовней, жирондисты накапливают силы в провинции, а их вожди призывают идти на Париж. Мало крови пустили врагам Революции.
"Мало, ох, мало",- поддакнули в пустом углу.
- 200 тысяч деревьев в столице и на каждом должен висеть противник свободы, на каждом!,-крикнул Друг народа.
В углу молчали.
-Вот, простой гражданин пишет: "Что с тобой, Марат?! Проснись, страна в опасности!" Или вот, утром передали... Симона, принеси, черт возьми, миндальное молоко! И куда я девал письмо от этой девицы, как ее...
- Корде, - скривилась сожительница, подавая конверт. – Утром я не приняла ее и не позволила мешать Марату. Так потаскушка обещала зайти еще раз.
Симона по-прежнему ревновала к нему женщин. Друг народа, даже больной, оставался великим человеком.

"Гражданин, я приехала из Кана. Ваша любовь к отечеству заставляет меня предположить, что вы с интересом узнаете о несчастных событиях в этой части республики. Я приду к вам около часа. Будьте добры, примите меня и уделите мне минуту для беседы. Я предоставлю вам возможность оказать большую услугу отечеству.
______________________________Шарлотта Кордэ".

Дверной колокольчик заставил гражданку Эврар встрепенуться. На пороге, прислонясь к стенке, стояла высокая девушка, та самая, что приходила утром. Нарядное, немного провинциальное платье.. Со вкусом подобранная шляпа. Сразу видать, что дворянских кровей. На вид 22-26 лет. И миловидная.
- Что угодно?,- гаркнула Симона.
- Мне угодно... Могу я переговорить с Жаном-Полем Маратом, Другом народа?
- Боюсь, не выгорит сегодня твое дельце, милашка. Мы не принимаем посетителей.
- Но это очень важно. Речь идет о безопасности республики. Я обязана передать...
- Симона, если ко мне, впусти!- крикнул Марат, сидя в ванной.
Гражданка Эврар пожала плечами и подвинулась неохотно, равно настолько, чтобы девушка смогла протиснуться в прихожую.
- Ишь, дрянь, вырядилась. " По важному делу!" А у самой, небось, женишок в тюрьме и грозит ему эшафот. Будем мы из-за всякого дворянишки отрываться от работы.
Внезапно она насторожилась, услыхав возбужденные голоса и треск упавшего стула.Симона вихрем ворвалась в комнату, где помещалась ванная. И застыла, пораженная увиденным. Марат корчился в красной от крови воде, безуспешно пытаясь вырвать из груди нож, загнанный по самую рукоятку. Он глухо хрипел, силы и жизнь оставляли его измученное тело.
- Шлюха!-завизжала Симона, обретя дар речи. – Держи, она убила Марата!
Шарлотте Корде не удалось выбежать на лестницу. Ее оглушили, повалили на пол и стерегли до прихода сил правопорядка.

Через три дня набальзамированный труп Друга народа выставили напоказ полуголым, укутанным национальным флагом, словно простыней. Живописец Давид, соратник покойного по борьбе, главный устроитель траурной церемонии, придал Марату фривольно-торжественный вид купальщика. Ставшая знаменитой ванна красовалась неподалеку. При желании, на ее стенках можно было разглядеть следы крови.
После торжественных похорон всенародная скорбь вылилась в появлении бесчисленных бюстов, статуэток, украшений, призванных увековечить память Марата. Были созданы оперы и переименованы улицы. Родители называли родившихся мальчиков именем национального героя. Давид, оплакивая горячо любимого друга, написал знаменитое полотно "Смерть Марата", за что скромно попросил 24 тысячи ливров. Правда, получил ровно половину.
Шарлотту Корде казнили 17 июля. Под косой нож гильотины она легла сама, при огромном стечении народа. Когда деревянный ошейник с прорезью пригвоздил ее к плахе, Шарлотта еще успела улыбнуться стоящему неподалеку Робеспьеру. А через секунду-другую, под рев возбужденной от крови толпы, палач отвесил пощечину мертвой голове.

Причудливое время расставило все по местам, возздав каждому из участников трагедии.
Вдохновитель массовых убийств Жан-Поль Марат нашел успокоение на скромном парижском кладбище. Однако, то ли могила его получилась неглубокой, то ли сказались козни неблагодарных потомков, но размыли дожди бренные останки и были выброшены они прочь. Исторгнуты землей, так сказать. Не задержалось в народной памяти его имя, ибо не любит народ террористов.
Образ мадемуазель Корде, внучки великого Корнеля, вдохновил немало художников и поэтов, воспевших подвиг борьбы против тирании, а на Всемирной выставке 1889 г. был выставлен череп Марианны-Шарлотты Корде, героини Франции.
Симона Эврар, не состоявшая в законном браке (если не считать сомнительную церемонию в присутствии Верховного Существа), получила официальный титул "вдовы Марата". На дальнейшую ее непростую жизнь это, впрочем, мало повлияло.
Знаменитый портрет Давида живет своей тихой жизнью в брюссельском музее. И как упоминает энциклопедическая статья:
"Смерть Марата" считается шедевром Давида. Она была написана по непосредственному впечатлению от той обстановки, в которой художник в последний раз видел друга народа. Голова убитого, завёрнутая в тюрбан, бессильно свесилась набок, одна рука упала на пол, другая ещё держит бумагу. Голые стены, деревянный обрубок вместо стола, примитивная чернильница - всё гармонирует с общей обстановкой убийства. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг; чурбан, на котором стоит чернильница, - надгробием с надписью: "Марату - Давид". Черты убитого носят портретный характер, хотя изменены выражением скорби и страдания. Тёмный фон, резкий свет и чёткая устойчивая светотеневая моделировка усиливают чувство отрешённости от всего случайного."

Вот и все. Хотя нельзя не упомянуть еще об одном участнике событий. Знаменитая ванна, из декорации к драме превратившаяся в полноправное действующее лицо. После похорон она отправилась на площадь Карусели, где была вмонтирована в памятник Марату. Когда памятник разрушили, следы ванны надолго затерялись. Однако в конце XIX века некий провинциальный аббат Ла Косса божился, что реликвия, доставшаяся ему от графини де Сент-Илер, и есть та самая, с улицы Кордильер. Теперь ванна покоится в музее восковых фигур Гревена. И сбегать никуда не собирается.

В созданной, вскоре после написания «Смерти Лепелетье», картине «Смерть Марата» у Давида не осталось и следа рассудочной холодности. Он заговорил со зрителем тоже сдержанно, но с огромным внутренним напряжением и страстной взволнованностью. Впоследствии он отмечал, что эту картину он «писал сердцем».

Смерть Марата.

13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. Единственное, что облегчало его страдания, были теплые целебные ванны, длившиеся иногда по несколько часов. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Я жду вашего ответа». Вслед за письмом раздался звонок и Марат услышал звуки женских голосов, споривших между собой. Он велел пустить к нему составительницу письма. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. В момент, когда Марат начал писать имена заговорщиков, Шарлотта Корде вонзила нож в грудь Марата. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне!».

Когда известие о смерти Марата было оглашено на заседании Национального Конвента, депутат Гиро произнес следующую речь: «Предводители народа, переход от жизни к смерти длится лишь миг, Марата уж более нет. Народ, ты потерял своего друга! Мы будем тебя оплакивать, Марат, мы воздадим должное прекрасным делам твоей жизни. Свобода была начертана в твоем сердце неизгладимыми письменами. О преступление! Отцеубийственная рука похитила у нас наиболее отважного защитника народа. Он всегда приносил себя в жертву свободе. . . Где ты, Давид? Ты передал потомству образ Лепелетье, умершего за отечество, твоя задача написать еще одну картину.. .»

И Давид, который был тут же в зале Конвента, воскликнул: «Я ее напишу!».

С необычайным творческим подъемом и глубоким сознанием общественного долга Давид принялся за работу. Картина была окончена через три месяца и торжественно представлена в Конвент.

Определяющим для этого произведения является то, что в создании его Давид исходил не из рассудочно возникших образов, а из живого впечатления.

В речи на заседании Конвента 15 июля 1793 г. Давид сказал: «Незадолго до смерти Марата общество якобинцев послало Мора и меня узнать о положении вещей. Я нашел Марата в позе, поразившей меня. Около него был деревянный чурбан, на котором были помещены чернила и бумага; рука его, протянутая из ванны, писала его последние мысли о благе народа».

Таким запечатлел его Давид в своей картине. Основой ее является портретная, глубоко реалистическая трактовка образа.

Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. И Давид, потрясенный трагической гибелью высоко ценимого им Марата, изобразил сцену его смерти, бережно сохранив черты документальной достоверности. Лучшие принципы революционного классицизма, как художественного метода, использовал здесь Давид в строгих, обобщенных формах и в лаконичном отборе деталей. Он отступил от действительности только в незначительных мелочах, да и то во имя большей полноты содержания образа. В руке умирающего Марата письмо Шарлотты Корде со словами, которые, по мысли художника, должны были подчеркнуть благородство Марата и низкую лживость преступницы: «13 июля 1793 г., Мари-Анна Шарлотта Корде гражданину Марату. — Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право на вашу благожелательность. » Скорее всего, Давид сам придумал эту фразу, чтобы тщательно выписанные слова, легко читаемые зрителем, помогали полнее раскрыть все этапы происшедшей драмы.

Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. Остальные немногочисленные предметы, помещенные в картине, столь же целеустремленно привлечены художником. Перо в руке Марата и стоящая рядом чернильница повествуют о его неутомимой деятельности до последнего мгновения жизни. Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства совершенного злодеяния. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. Лаконичная надпись — «Марату Давид. Год второй» — в сущности содержит в себе более развернутую мысль художника: сделано все, что позволил талант, чтобы увековечить образ любимого вождя революции.

Лицо Марата Давид писал с посмертной маски, которую он попросил снять для этой цели; оно передано просто и сильно, с выражением сдержанных страданий. Мазки легко и свободно лепят пластическую форму, создавая живописную поверхность лица, в котором еще сохранился отблеск угасающей жизни. Наклон головы и бессильно свесившаяся рука так естественны, приближение смерти столь ощутимо, что вызывает у зрителя непосредственное чувство сострадания, рождая одновременно гнев к тем, кто совершил это преступление. Таким образом, эмоциональное воздействие картины дано не в узколичном человеческом плане, а социально осмысленно, и в этом огромная идейно-политическая сила произведения. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением.

Особо следует сказать о живописном строе картины. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. Белые тона тканей, как сверкающий ореол, окружают Марата; на груди и простыне алеют киноварные пятна крови, кажущиеся особенно красными от противопоставления глубокому зеленому тону покрывала, закрывающего ванну. Гладкий фон картины, написанный в желтовато-коричневатой тональности, замечателен и по цветовому контрасту к нижней части композиции и тем, что он состоит из множества быстрых неровных мазков, которые как своеобразный вихрь реют над умирающим, сгущаясь и в тоне, и в плотности наложения красок около головы Марата, подобно приближающемуся к нему могильному мраку смерти.

11 октября 1793 г., передавая Конвенту своего «Марата», Давид сказал: «Народ требовал, чтобы ему вернули убитого; он хотел еще раз увидеть дорогие черты вернейшего из своих друзей. Толпа кричала мне: «Давид, возьми свою кисть, отомсти за Марата; пусть побледнеют враги его при виде искаженных черт человека, ставшего жертвой своей любви к свободе. Заставь их завидовать участи того, кого они, не будучи в состоянии подкупить, имели низость приказать умертвить.» Я внял голосу народа и повиновался ему».

Картина была выставлена для всенародного обозрения в аркадах Лувра. Тысячные толпы проходили мимо нее. Революционные массы народа, знавшие и любившие Марата, поняли и оценили произведение Давида. Никогда больше его творчество не имело такого действенного и живого отклика, да и сам Давид никогда не поднялся больше в своих произведениях до такой политической и эмоциональной насыщенности. «Смерть Марата» по праву считается высшим достижением искусства французской революции.