История создания картины тропинина портрет сына. Сочинение по картине Тропинина Портрет сына (описание)

Портрет Арсения Тропинина, сына художника (ок. 1818), Государственная Третьяковская галерея, Москва

Арсений был единственным сыном Тропинина. Свободу он получил -пятью годами позже отца, когда ему было двадцать лет. Есть сведения, что Арсений продолжил дело Тропинина и тоже стал художником. Их связывали теплые отношения -после смерти Анны Ивановны Тропининой Арсений Васильевич нежно опекал старого живописца, стараясь как можно уютнее устроить его жизнь. На этом проникновенном портрете мальчику около десяти лет. Портрет принадлежит к ряду "детских" работ Тропинина. Он, с одной стороны, исполнен в "доромантической" стилистике, отличающей раннее творчество Тропинина, а с другой, несет на себе все приметы того, условно говоря, "просветительского" отношения к детству, которое всегда было характерно для художника. Апологеты эпохи Просвещения исповедовали культ "натуры", в каждом ребенке видя еще "не испорченный" цивилизацией и неправильным воспитанием "чистый лист бумаги". Они утверждали - те письмена, что будут на нем начертаны, полностью зависят от устройства общества. Тем самым как бы задавался путь его реформирования.

Описание картины Тропинина «Портрет сына»

Когда отец смотрит на своего сына, он видит того, кто исполнит все его мечты и стремления.
Но в портрете сына Тропинина я заметила совсем другой взгляд на ребенка.
Словно, автор уже добился желаемого, того, что запланировано.
И эта картина как ода, хвалебная песнь тому, что жизнь удалась таким образом, как это и хотелось, или как об этом мечталось.

Детям не очень нравится позировать, долгими часами сидеть перед художником, который так увлечен своей работой, что и поговорить с ним не получится, он только требует, чтобы модель не меняла своего положения.
Такое занятие изматывает ребят, ведь им хочется бегать на улице с друзьями.
Но сын Тропинина явно никуда не торопится.
Он получает удовольствие и от процесса и от возможности побыть с отцом.
Он хоть и смотрит в сторону, но во взгляде читается теплота и искренность, свойственные любимым детям.
Мальчик никуда не спешит, ни в глазах нет беспокойства и тревоги, что товарищи без него поиграют во все игры и ничего ему не оставят, ни в жестах, ни в мимике.
Ребенок словно только что сел перед мастером.
Как будто и не было долгих часов позирования.

Веселые светлые кудри украшают это детское милое личико.
На некоторых из них солнце задержалось и зеркалом блестит.
Правильный овал лица, брови с любопытством и детской непосредственностью вскинулись, огромные карие глаза, через которые прочитывается ум и смекалка мальчика, его пухлые губы, которые и не пытаются сейчас шутить.
Он спокоен.
Только в самом портрете есть динамика, передающаяся через устремленный куда-то взгляд, нежный румянец на щеках, да распахнутый ворот рубашки.
Сразу ясно, что здесь изображена лишь небольшая часть жизни ребенка, к которой он очень серьезно относится.
Но основные занятия его так же интересны и познавательны.

Мне понравилось, что живописец использует теплые тона и оттенки.
Это делает портрет ближе к тому, кто на него смотрит, и показывает отношение отца к сыну.
Смягчающее действие солнечного освещения, которое свободной волной льется через окно, выделяет лицо ребенка.
Так автор добивается от зрителя симпатии к написанному им образу.

Именно такую благодарную природу - «натуру» нашел Тропинин в детях.

Тропинин Василий Андреевич
(1776 - 1857)
Галерея - Дети


В.А.Тропинин, под влиянием преобладающих в начале столетия романтических художественных настроений, плодотворно использовал традиции сентиментализма конца XVIII века, основанного на культе природы, естественных человеческих чувств. Это придало его произведениям оттенок задушевности и серьезности, мечтательной грусти.

Сам художник говорил, что «лучший учитель - природа, нужно предаться ей всей душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек делается чище, нравственнее».

Именно такую благодарную природу - «натуру» нашел Тропинин в детях. Добрый и отзывчивый, Тропинин первый из русских художников создал так много детских портретов. Он изображает детей с животными, птицами, игрушками, музыкальными инструментами.


Мальчик, тоскующий об умершей птичке
1829г, холст, масло
Областной Xудожественный музей, Ивaново


На академической выставке 1804 г., наряду с работами Кипренского, Акимова, А.Иванова, Боровиковского, Угрюмова и Щедрина, выставлялась и работа Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей птичке», сюжет которой был взят у особо популярного тогда Грёза. Картина была замечена самой императрицей.
Это повторение сгоревшей картины 1804 г.



«Портрет князя Михаила Александровича Оболенского ребенком»
1812
Жесть, масло 14 x 12
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Москва


Девочка с собакой
(Копия картины Ж.-Б. Грёза)
1820-30г, холст, масло
Частное собрание, Россия



«Девочка с куклой»
1841г.


Мальчик с жалейкой
(Портрет Ираклия Моркова)
1810е гг, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


«Портрет сына Арсения Васильевича Тропинина»
1818г.
Холст, масло 40,4 x 32
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Голова девочки»
Этюд
1831
Холст, масло.
Частное собрание


Портрет сына(?) художника за мольбертом
1820е гг, холст, масло, 66,5 х 57,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет В.И. Ершовой с дочерью
1831г, холст, масло
Государственный художественный музей Белорусии, Минск


«Портрет В.И. Ершовой с дочерью» - один из лучших у художника. Сам тип двухфигурного изображения вошел в русскую живопись вместе с сентиментализмом.

Однако, при сохранении идеи произведения - показать душевное родство близких людей - вместо характерного для таких портретов намеренного выражения чувств с оттенком театральности, Тропинин передает непосредственное проявление материнской нежности и гордости своим ребенком.

С любовью к маленькой модели выражено эмоциональное состояние девочки, доверчиво прильнувшей к матери, ищущей у нее поддержки. Атмосфера теплоты и домашности качественно выделяет «Портрет В.И. Ершовой с дочерью» в ряду работ того же типа в русском и западноевропейском искусстве.



Мальчик с книгой


Портрет мальчика Козакова
1820-е гг, холст, масло
Самарский художественный музей


Мальчик с мертвым щегленком
Ивановский областной художественный музей


Мальчик со щеглом


Мальчик с топориком
Екатеринбургский музей изобразительных искусств


Портрет мальчика
1809г, холст, масло
Житомирский краеведческий музей, Украина


В.А.Тропинин
Девочка с попугаем
1810е гг, холст, масло


В.А.Тропинин
Девочка с канарейкой
1810е гг, холст, масло

Портрет сына

Передо мной картина В.А. Тропинина «Портрет сына». Как любящий отец, художник выбрал для написания картины очень теплые и светлые тона. Лицо мальчика изображено очень искусно, такое ощущение, что художник, перед тем как написать картину, наизусть выучил малейшую деталь во внешности сына. Огромные карие глаза малыша смотрят в сторону, но в них столько тепла и нежности, что можно сделать вывод - с отцом они товарищи.

В золотых кудрях ребенка играет свет и на некоторых даже, он остановился и ласкает их своим теплом. Взгляд у мальчика серьезный, но и в то же время игривый, такое ощущение, что ему уже не терпится встать и побежать на улицу играть со своими друзьями. Плотно сжатые пухлые губки ребенка говорят о том, что он уже немного устал, но к делу относится серьезно, старается изо всех сил.

Еще одна деталь, которая бросается в глаза - это одежда в которую одет мальчик. Неспроста на нем рубашка с открытым горлом - художник, безусловно, горд за своего красавца сына, и хотел навсегда запечатлеть его черты лица, тонкую длинную шею и золотые кудрявые волосы. Этот холст полон детства и олицетворяет собой невинность, спокойствие и озорство. Но и в то же время художнику удалось передать на картину все те эмоции и чувства, которые он чувствовал во время ее написания - это отцовская любовь, гордость и нежность.

  • Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье, 6 класс (описание)
  • Сочинение по картине Рембрандта Возвращение блудного сына (описание)

    Рембрандт изобразил библейский сюжет на холсте, переживая в своей жизни духовное перерождение и поиски своего «Я»

  • Богданов-Бельский Н.П.

    Описание картин Богданова-Бельского

  • Сочинение по картине Пластова Сенокос, 6 и 5 класс (описание)

    Лето - это замечательная пора года, время отдыхать, веселиться и радоваться солнышку. Но в деревне - это время работы и труда. Ведь именно на лето, приходится самая тяжелая работа.

  • Сочинение по картине Хруцкого Цветы и плоды 5 и 3 класс (описание)

    На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим идеальное сочетание цветов и форм. Картина заряжает нас летним настроением, причем на картине изображены дары природы от поздней весны до ранней осени.

Когда отец смотрит на своего сына, он видит того, кто исполнит все его мечты и стремления. Но в портрете сына В.А. Тропинина я заметила совсем другой взгляд на ребенка. Словно, автор уже добился желаемого, того, что запланировано. И эта картина как ода, хвалебная песнь тому, что жизнь удалась таким образом, как это и хотелось, или как об этом мечталось.

Детям не очень нравится позировать, долгими часами сидеть перед художником, который так увлечен своей работой, что и поговорить с ним не получится, он только требует, чтобы модель не меняла своего положения. Такое занятие изматывает ребят, ведь им хочется бегать на улице с друзьями. Но сын Тропинина явно никуда не торопится. Он получает удовольствие и от процесса и от возможности побыть с отцом. Он хоть и смотрит в сторону, но во взгляде читается теплота и искренность, свойственные любимым детям. Мальчик никуда не спешит, ни в глазах нет беспокойства и тревоги, что товарищи без него поиграют во все игры и ничего ему не оставят, ни в жестах, ни в мимике. Ребенок словно только что сел перед мастером. Как будто и не было долгих часов позирования.

Веселые светлые кудри украшают это детское милое личико. На некоторых из них солнце задержалось и зеркалом блестит. Правильный овал лица, брови с любопытством и детской непосредственностью вскинулись, огромные карие глаза, через которые прочитывается ум и смекалка мальчика, его пухлые губы, которые и не пытаются сейчас шутить. Он спокоен. Только в самом портрете есть динамика, передающаяся через устремленный куда-то взгляд, нежный румянец на щеках, да распахнутый ворот рубашки. Сразу ясно, что здесь изображена лишь небольшая часть жизни ребенка, к которой он очень серьезно относится. Но основные занятия его так же интересны и познавательны.

Мне понравилось, что живописец использует теплые тона и оттенки. Это делает портрет ближе к тому, кто на него смотрит, и показывает отношение отца к сыну. Смягчающее действие солнечного освещения, которое свободной волной льется через окно, выделяет лицо ребенка. Так автор добивается от зрителя симпатии к написанному им образу.