Как научиться думать своей головой. Как научиться думать о хорошем

Курсивом выделены мои комментарии и пояснения.

  1. Придумывайте новые идеи постоянно. Никогда не читайте пассивно. Делайте заметки, модели, думайте и анализируйте, пока вы читаете, даже, когда вы думаете, что читаете предварительный/вступительный материал. Таким образом, вы будете всегда стремиться к пониманию вещей, на том уровне деталей, который позволит вам быть творческим/креативным.
  2. Учитесь учиться быстро. Один из наиболее важных талантов в 21 веке — это способность выучить почти все, что угодно мгновенно (очень быстро), так что развивайте/оттачивайте этот талант. Будьте способны к быстрому прототипированию/созданию реального воплощения идей. Изучите как ваш мозг работает. (Мне часто нужен 20 минутный сон после загрузки большого обьема информации в мой мозг, с последующей пол чашкой кофе. Понимание того, как мой мозг работает, позволяет мне использовать его лучше.)
  3. Старайтесь идти от вашей цели. Или иначе вы можете никогда не достигнуть ее. Если вы движетесь к цели, вы можете изобрести что-то совершенное, а может и нет. Если вы движетесь отталкиваясь от цели, тогда вы, как минимум, направите ваши усилия на что-то важное для вас.
    Идея в следующем: нужно ясно представлять конечную цель и строить планы по ее достижению, отталкиваясь от этого. Пример из комментариев к статье.
    Цель: Узнать есть ли жизнь на Марсе.
    Первая подцель: Какие тесты могут обнаружить жизнь на Марсе?
    Вторая подцель: Какое оборудование нужно, чтобы выполнить эти тесты?
    Третья подцель: Как доставить это оборудование на Марс?
    и т.д.
  4. Нужно всегда иметь долгосрочный план. Даже, если вы меняете его каждый день. Процедура создания такого плана сама по себе ценна. И даже, если вы пересматриваете этот план часто, вы гарантированно получите/выучите что-то для себя.
  5. Создавайте карты зависимостей. Нарисуйте все дела, которые вам нужно сделать, на большом листе бумаги, и отобразите/найдите, что от чего зависит. Затем найдите те дела, которые ни от чего не зависят, но от них зависят остальные дела и выполните их первыми.
  6. Работайте совместно — сотрудничайте с другими.
  7. Делайте ваши ошибки быстро. Вы можете напутать все с первого раза, но делайте это быстро и затем двигайтесь дальше. Запишите что привело к ошибке, чтобы в будущем избежать этого и двигайтесь дальше. Убирайте ошибки с вашего пути. Как сказал Шекспир: "Наши сомнения - это наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы возможно могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать."
  8. Приобретая/развивая навыки/умения — пишите "best-practices" заметки. Таким образом, когда вы возвращаетесь к чему-либо, что вы однажды сделали — вы сможете сделать это как обычно, используя "best-practices" заметки.
  9. Документируйте все. Если вы не записали что-либо, то это может никогда не оказать влияния на мир. По большому счету креативность — это умение увидеть вещи правильно. Большинство самых важных/удивительных научных открытий были сделаны случайно. Но если вы не документируете и не записываете ежедневно каждое наблюдение и не верите вашим глазам, тогда вы не узнаете, когда же вы видели что-то важное/удивительное.
  10. Будьте проще. Если что-либо выглядит как что-то сложное, то, возможно, это так и есть. Если вы можете потратить 2 дня, обдумывая, как это можно в 10 раз упростить, сделайте это. Это будет работать лучше, будет более надежным и будет иметь большее влияние на мир. И изучите, что было сделано до вас. Как говорили в старину: "Шесть месяцев в лаборатории сэкономят пол дня в библиотеке." В оригинале фраза звучит так: "Six months in the lab can save an afternoon in the library" . Смысл на самом деле такой: "Проведя пол дня в библиотеке, можно избежать шести месяцев в лаборатории".

Как научиться мыслить лучше

Анатомия тренировки ума

Сила ума проявляется в упражнении, а не в покое.

Александр Поп, поэт

УПРАЖНЕНИЕ

Как вы оцениваете уровень своего интеллекта?

ВЫСОКО: у меня исключительные умственные способности. Зовите меня просто Леонардо.

СРЕДНЕ: время от времени я выдаю новые идеи, а иногда даже решаю крайне сложные задачи.

НИЗКО: моя голова - это какой-то котелок с манной кашей. Мне действительно необходима тренировка.

Неважно, к какой категории вы себя отнесли. Помните о том, что уровень интеллекта - то есть способность к концентрации внимания, к логическим рассуждениям, к созданию зрительных образов, ваше воображение, умение принимать решения, наконец, способность ясно и творчески мыслить - в значительной степени зависит от того, насколько часто и интенсивно вы тренируете свой ум. Если вы почувствовали себя не в форме, не надо падать духом: вы можете исправить положение, если будете давать нагрузку мускулам вашего ума. Если же вы чувствуете, что ваш интеллект в прекрасном состоянии, не забывайте поддерживать этот уровень постоянными упражнениями. Даже олимпийские чемпионы нуждаются в тренировке.

Итак, если вы хотите укрепить мускулы своего ума, прежде всего задайте себе вопрос: "Каким образом я могу повысить работоспособность своего мозга?"

Во-первых, давайте познакомимся с различными вида--ми мыщц мышления. Для этого выполним следующее упражнение.

"Пробежка" для ума

Вообразите, что вы держите в руках апельсин.

Представьте себе, каков он на ощупь, как он выглядит, как пахнет.

На несколько мгновений попытайтесь создать максимально яркий и четкий образ.

Теперь представьте себе, как вы очищаете его от кожуры, делите на дольки, откусываете кусочек.

После этого рассмотрите дольку поближе.

Спросите себя, как она будет выглядеть, если увеличить ее в тысячу, в миллион раз.

Как бы тогда выглядела клетка?

Как бы выглядела молекула?

Через пару минут попробуйте осознать все, что вы знаете и чего не знаете об апельсинах.

Подумайте, что делает апельсин апельсином, почему у него именно такой вкус, сколько существует сортов апельсинов, как апельсины изменялись в процессе эволюции, как и для чего можно их использовать и как сделать вкусный апельсиновый мармелад.

Думая об апельсине, обращайте самое пристальное внимание на "качество" ваших мыслей.

Итак, отложите книгу и начинайте выполнять упражнение прямо сейчас.

Как и большинство людей, вы, вероятно, вскоре заметите, что чем дольше вы размышляете об апельсине, тем больше идей, ассоциаций и связей возникает в вашем сознании.

Вы можете задуматься о физических свойствах апельсинов. Можете перейти к рассуждениям об апельсиновой истории и экономике. Не исключено, что вы приметесь рассуждать о происхождении имени данного фрукта и о том, как он называется в других языках. Наконец, вы можете попробовать подобрать как можно больше рифм к слову "апельсин" (керосин, клавесин). И по мере того, как вы движетесь все дальше по пути ассоциаций, заглядываете в копилку своей памяти, выстраиваете цепочку логических умозаключений, вы переходите от одного способа мышления к другому, тренируя таким образом различные мышцы ума.

При каждом виде мышления работают свои, вполне определенные, "мышцы". Логическое, аналитическое, метафорическое, критическое, вербальное, визуальное мышление - в каждом из этих случаев мы пользуемся только одним видом мыслительных мышц, дающим нам возможность расшевелить наш внутренний мир.

Необходимость справляться с разнообразием повседневных проблем требует от нас гибкости мышления. То вы трудитесь в поте лица на "ниве" критического мышления, пуская в ход холодную, жесткую логику, то расслабляетесь, выбрасываете все из головы и, играючи, исследуете новые направления. Вы можете усердно работать и продвигаться к цели медленно, но верно, а можете, немного пожонглировав исходными данными, в мгновение ока прийти к элегант-ному решению проблемы. Как различные мышцы тела действуют сообща, чтобы обеспечить согласованную работу рук и ног, точно так же и мышцам ума необходима координация, чтобы наше мышление было четким и целенаправленным.

Можно сказать, что существуют четыре базовые характеристики уровня тренированности, подготовленности ума к работе:

Всякий раз, когда человек берется за выполнение задания, которое требует сосредоточения, он прилагает силу ума. Именно это качество вы используете, когда перебираете возможные варианты в поисках оптимального решения, когда решаете трудную математическую задачу, когда сводите баланс по чековой книжке, когда концентрируете внимание на каком-то одном предмете или идее, не отвлекаясь ни на что другое. Сила ума - это способность сосредоточиться на том, на чем нужно, и настолько, насколько это необходимо.

Если нужно создать что-то новое, если требуется творческий подход, то ваши мыслительные мышцы должны быть гибкими и пластичными. Гибкость ума - это способность переключаться с одного хода мыслей на другой. Это как игра: вы проигрываете различные варианты, строите неожиданные комбинации, разглядываете ситуацию со всех сторон. Вы сталкиваете концепции, перемешиваете идеи, делаете самые немыслимые предположения, чтобы исследовать все новые и новые возможности. Гибкость ума - это артистичный, синтетический подход. Это творчество, "мозговой штурм" и немножко дзэна - все вместе.

Если вы хотите воплотить свои идеи в жизнь, вам потребуется выносливость ума. Выносливость - это способность продолжительное время поддерживать высокий уровень активности, не отвлекаясь и не теряя мужества. Это способность выстоять, пройти всю дистанцию.

Если вы хотите добавить тонкости и чутья, то вам потре-буется координация ума, то есть синхронизация мысли-тельных процессов всех типов, их сбалансированность и -живость. Координация ума - это виртуозное владение тех--никой аранжировки мыслей, способность оперировать одновременно несколькими понятиями, сохраняя равновесие при любых обстоятельствах, это стремление учиться ради получения новых знаний и готовность сражаться за высокие идеалы.

Именно эти четыре качества - сила, гибкость, выносливость и координация - и определяют, насколько наш ум готов к работе. Только регулярно чередуя напряжение и расслабление различных его мышц, занимаясь интеллектуальным шейпингом и умственным атлетизмом, только постоянно "шевеля мозговыми извилинами", можно долгое время оставаться в хорошей форме.

Как алмаз режет алмаз, как один оселок шлифует другой,

так и разные части интеллекта оттачивают друг друга.

Гениальность - результат их взаимного влияния.

Сайрус Бартол, священник

Как люди теряют интеллектуальную форму

Почему ум одного человека остер, блестящ, полон творческих идей, а у другого "чуть дышит"?

Тому есть две основные причины: различия в требованиях, которые предъявляют нам те или иные обстоятельства, и разница в привычных способах мышления.

Каменщику не нужно ходить в спортивный зал, чтобы тренировать руки. Мешая раствор и укладывая кирпичи в ходе работы, он укрепляет мышцы рук естественным образом. Точно так же и бухгалтеру не нужно посещать школу, чтобы практиковаться в арифметике. Он и так непрерывно работает с цифрами, его "математические мышцы" постоянно упражняются.

Если обстоятельства жизни не требуют от вас непрерывного умственного напряжения, то у вас просто нет стимула, побуждающего держать себя в форме. Однако если жизнь часто ставит перед вами проблемы, требующие безотлагательного решения, то мышцы вашего ума становятся сильными и быстрыми. Суть этой идеи лучше всего отражает старая поговорка:

Применяй или потеряешь!

СОВЕТ.

Спросите себя: "Какие из моих мыслительных мышц не получают ежедневной нагрузки?"

Привычка - это способ делать что-либо не задумываясь. Нравится нам это или нет, но вся наша жизнь, начиная от манеры чистить зубы и кончая способами достижения стратегических целей, большей частью зависит от нашего личного набора автоматических навыков. В принципе, так и должно быть! Можете себе представить, во что превратится ваша жизнь, если вам каждый день будет нужно заново учиться чистить зубы?!

Вся ваша интеллектуальная жизнь - ваши наблюдения, то, что задерживает ваше внимание, то, насколько хорошо вы учитесь, как решаете проблемы, что вас беспокоит, чему вы радуетесь, о чем думаете в течение дня - в значительной степени определяется вашими привычками.

Ключом к достижению высокой работоспособности мозга является выработка определенного набора полезных привычек, которые помогают достигать желаемого. Интеллектуально развитый человек может достаточно свободно управлять работой своего разума. Его интересует, как устроен мир и почему все происходит именно так, а не иначе. У него широкий круг интересов. Он также знает, как изменять свои привычки с помощью хорошо обдуманных, осознанных действий и формировать у себя весьма полезные навыки, например, заставить себя поменьше мечтать и пореже строить воздушные замки, принимать более взвешенные решения или побольше рисковать. В совокупности эти полезные привычки позволяют уму стать более восприимчивым, адекватно реагировать в изменяющихся условиях и, в конечном счете, развивают самую важную из всех привычек - привычку приобретать хорошие привычки.

Посеешь мысль - пожнешь поступок,

Посеешь поступок - пожнешь привычку,

Посеешь привычку - пожнешь характер,

Посеешь характер - пожнешь судьбу.

Чарльз Рид, писатель

СОВЕТ.

Спросите себя: "Какие привычки мешают мне плодотворно мыслить?"

Хорошие упражнения для интеллекта

Решить кроссворд.

Подготовиться к экзамену.

Принять участие в телеинтервью.

Сымпровизировать на сцене.

Разобрать трудный текст.

Приготовить изысканный ужин.

Отчетливо представить лицо приятеля.

Постараться вспомнить со всеми подробностями, когда вы последний раз ели мороженое.

Назвать по именам своих первых учителей.

Выучить новый язык.

Убедительно солгать.

Написать программу на компьютере.

Разобраться, как работает тостер.

Написать реалистический пейзаж.

Сменить плохое настроение на хорошее.

Поразмышлять о бесконечности.

Сочинить "документальную драму".

Вспомнить в деталях важный разговор, который произошел месяц назад.

Поговорить с начальником о прибавке оклада.

Держать себя в руках.

Спроектировать усовершенствованную мышеловку.

Переоборудовать спальню.

Задать вопрос влиятельному лицу.

Написать реферат по философии.

Объяснить четырехлетнему ребенку, почему небо голубое.

Обсудить условия контракта.

Блефовать в покере.

Развлечься компьютерной игрой.

Искать истину...

Как же достичь хорошей интеллектуальной формы? Тренировка ума, как и тренировка тела, включает в себя дви-жение. Для тела движением являются разминка, бег, плавание, игра в баскетбол, тяжелая атлетика - все, что заставляет мышцы сокращаться и растягиваться.

Для ума движение есть полет мысли - от предположения к заключению, от проблемы к решению, от вопроса к ответу и от ответа к вопросу, от одного состояния ума к другому.

Всякий раз, как только вы начинаете активно размышлять, то есть сознательно и целенаправленно манипулировать интеллектуальными ресурсами, вы сразу же приводите в движение мышцы своего ума.

В широком понимании термин "тренировка" означает деятельность, направленную на отработку навыков, совершенствование самого себя, развитие собственных способ-ностей. По сути любое занятие, требующее активного внимания - будь то разгадка головоломки, решение производственной проблемы или просто попытка собраться с мыслями спокойно сидя в кресле, - является тренировкой ума.

Важно не только то, что вы делаете, но и то, как вы это делаете, - то есть важна правильная техника исполнения упражнения. Гимнаст повторяет движение снова и снова, внося небольшие поправки, пока не добьется нужного результата. Благодаря тренировкам мышцы гимнаста становятся более послушными.

Вы же, чтобы развить мышцы ума, тренируйте мышление. Отрабатывайте в уме определенное задание до тех пор, пока ваши "мышцы" не научатся выполнять его так, как нужно.

Хорошая гимнастика ума - это встреча с самим собой, это возможность сконцентрироваться на собственном внутреннем мире и бросить вызов своему интеллекту. Это способ преобразовать умственную энергию в конструктивную мысль.

Не так важно, намерены ли вы усердно работать, чтобы достичь максимальной мыслительной производительности, или просто хотите немного размяться, чтобы ваш ум стал более гибким. В любом случае старая добрая гимнастика ума повысит ваш творческий потенциал, подарит радость достижения намеченной цели и будет способствовать развитию вашего интеллекта.

Как создать личный тренажерный зал

В последующих двенадцати главах вы познакомитесь со множеством способов тренировки вашего мозга. Каждая глава - это своего рода тренажер, предназначенный для развития определенного качества вашего ума. На одних тренажерах вы будете попеременно то прилагать усилия, то расслабляться, погружаясь в безмятежное спокойствие; на других вам придется муштровать свой ум "до седьмого пота". Одни упражнения предназначены для активации вашего левого полушария - аналитической, логической части мозга, другие - для правого полушария, интуитивной части мозга, также ответственной и за пространственное восприятие. А все вместе тренажеры обеспечат вам всестороннюю интеллектуальную тренировку.

Тренажер 1: Освобождение ума. Разминка.

Тренажер 2: Движение ума. Концентрация внимания.

Тренажер 3: Упорство ума. Повышение выносливости.

Тренажер 4: Гимнастика для ума (I). Образное мышление.

Тренажер 5: Гимнастика для ума (II). Вербальное мышление.

Тренажер 6: Сила ума. Решение проблем.

Тренажер 7: Игра ума. Давайте дурачиться.

Тренажер 8: Взгляд в прошлое. Память.

Тренажер 9: Гибкость ума. Анализ и синтез.

Тренажер 10: Координация ума. Принятие решений.

Тренажер 11: Импровизация. Творчество.

Тренажер 12: Наивысшая производительность. Учитесь учиться.

Полезные советы

Вот несколько советов, к которым стоит прислушаться перед выполнением упражнений.

СОВЕТ 1.

Переоденьте свои мысли в "тренировочный костюм". Пусть все проблемы и заботы останутся в гардеробе вместе с уличной одеждой. Создайте рабочую атмосферу для тренировки. Получайте удовольствие от преодоления трудностей, которые вы сами для себя выбрали.

СОВЕТ 2.

Упражняйтесь, а не анализируйте. Весь смысл интеллектуальной тренировки состоит в сознательном манипулировании умственными ресурсами - так выполняйте упражнения. Результаты будут прямо пропорциональны вашему желанию напрягать мышцы ума. Помните, хорошая тренировка - ключ к успеху.

СОВЕТ 3.

Не спешите. Не торопитесь выполнять упражнения. Для того чтобы добраться до глубинных пластов мышления, требуется время. Будьте терпеливы. Дайте себе время, чтобы исследовать возможности своего интеллекта.

СОВЕТ 4.

Повторяйте упражнения. Большинство упражнений, приведенных в этой книге, можно выполнять несчетное количество раз при каждом удобном случае. Развитие ваших умственных способностей определяется только временем и практикой. Разработайте собственную процедуру интеллектуальной гимнастики. Если какое-то упражнение у вас не получается, сделайте перерыв и вернитесь к нему позднее.

СОВЕТ 5.

Упражняйтесь как можно чаще. Чем большую нагрузку вы себе даете - тем легче становятся последующие тренировки. Чем легче становятся тренировки - тем больше они вам нравятся. Чем больше они вам нравятся, тем чаще вы упражняете свой ум. Чем чаще вы упражняете свой ум, тем более развитым он становится.

Теперь вы готовы - можно начинать

Из книги Искусство мыслить масштабно автора Шварц Дэвид Д

4. КАК НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ МАСШТАБНО Недавно я познакомился с женщиной, занимающейся подбором персонала для одной из крупнейших промышленных организаций США. Каждый год на протяжении четырех месяцев она посещает студенческие городки высших учебных заведений в поисках

Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

5. КАК НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ И МЕЧТАТЬ ТВОРЧЕСКИ Прежде всего давайте внесем ясность относительно одного очень распространенного заблуждения. Вопреки всякой логике, понятие «творческое мышление» почему-то применяют исключительно к таким сферам человеческой деятельности,

Из книги Виды психики: на пути к пониманию сознания автора Деннет Дэниэл

Как мыслить правильно Правильно мыслить – это значит мыслить о чем надо, когда надо и как надо. А это значит:Приучайте себя мыслить конкретно.«Работа над собой», «Улучшение себя», «Искоренение своих недостатков» – слова красивые, но обычно за ними ничего не стоит. И тот,

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Из книги Психология критического мышления автора Халперн Дайана

Давайте мыслить реалистично Реалистичное мышление не означает бодренького «Все будет хорошо!» или «Со мной такого не случится!» Но в то же время оно далеко и от унылого и обреченного взгляда на жизнь: «Все плохо, и я обречен».Все мы знаем, что плохое в жизни случается. Об

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Мыслить как интуитивный ученый На протяжении всей этой главы я проводила мысль о том, что повседневное мышление имеет много общего с исследовательскими методами, используемыми учеными, когда они хотят понять сущность событий, которые изучает их область науки. Многие

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Как научиться лучше распознавать обман Когда люди лгут, они выдают себя несоответствием вербального и невербального посланий. Логика подсказывает, что можно научиться фиксировать и анализировать эти несоответствия, чтобы вернее распознавать обман. Процесс

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Как научиться конструктивно мыслить Одной из главных помех в формировании адекватной самооценки является негативное мышление – привычка постоянно прокручивать в уме разные бесплодные, неконструктивные, но уничтожающие всякое воодушевление идеи. Люди с заниженной

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Учимся мыслить Первым шагом на пути к концептуальному мышлению должна стать привычка простого наблюдения за своими мыслями. Говорите себе регулярно: «О чем я сейчас думаю?» Не надо больше ничего делать. Переведите внимание на свои мысли и спокойно наблюдайте. Очень скоро

Из книги Настоящие женщины не спят в одиночестве. Энергия женственности и тайны обольщения автора Спиваковская Оксана

Два способа мыслить Много общаясь с людьми и обращая внимание на их убеждения и верования, я не раз приходила к мысли, что люди, живущие на этой планете, имеющие множество различий – язык, на котором говорят, цвет кожи, традиции, пол, вес или рост, манеры, – но различаются

Из книги Интуиция [Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди] автора Эпли Николас

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

Глава 8 Как научиться читать мысли других… И как не научиться этому Я настолько же глуха, насколько слепа. Проблемы, связанные с глухотой, если и не более важны, чем проблемы, вызванные слепотой, то более глубоки и более сложны. Глухота – намного худшее несчастье. Ибо

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

10. Научитесь мыслить, как ребенок Дети мыслят совершенно не так, как взрослые. С точки зрения принятых среди взрослых норм, поведение ребенка чаще всего выглядит абсурдным. Таким образом, бессмысленно пытаться его понять, ориентируясь только на собственное поведение

Из книги Прислушайтесь к своему лучшему другу – слушайте свое тело автора Виилма Лууле

Из книги Мышление наоборот автора Дониус Уильям

Учитесь правильно мыслить Все сущее имеет две стороны, и мысль тоже. Чувство вины является хорошим, пока оно не выходит за рамки чувства долга, которое движет человека вперед. Злоба есть хорошее до тех пор, пока из нее исходит сила для защиты жизни. Их называют

Из книги автора

Как научиться мыслить нешаблонно Если вы хоть раз в жизни присутствовали на организационном или мотивационном собрании в какой-нибудь большой компании, то, вероятно, знакомы с таким выражением корпоративного сленга, как «мыслить нешаблонно». Ирония заключается в том,

Продолжаю потихоньку отвечать на радиослушателей. Вопрос был примерно таким:

Как освободиться от влияния всей этой популярной психологии? Я понимаю, что вера в чепуху вроде мешает жить и добиваться целей, но не могу освободиться от этого. Как начать думать самостоятельно? Как выбраться на свою дорогу?


Вопрос меня порадовал. То есть ситуация, конечно, не самая приятная, но я теперь могу легко тыкнуть этим вопросом в нос любым адептам — полюбуйтесь, до чего она доводит.

Однако вернемся к вопросу. Вопрос, кстати, одновременно очень прост и очень сложен.

Ответ 1 (простой, если бы я торопился,нужно было бы поскорее царапнуть чего-нибудь для проформы, но так, чтобы все же чтобы не было стыдно):

Все просто. Нужно, во-первых, тщательно разобраться со своими стереотипами: откуда они «растут», почему так прочно угнездились в сознании? Может быть благодатной почвой для них стали комплексы или другие малозаметные психологические проблемы? Например, для неуверенного в себе человека заверения адептов — это бальзам на душу.

Вооружившись этим пониманием, вы можете начать путь исправления этих психологических проблем (как — читать в других статьях) — с ними постепенно отомрут и стереотипы. Кроме того, сам процесс прояснения закоулков своей души, когда вы и своих желаниях — это ключевой этап . Это основа основ. И, помимо прочего — тренировка самостоятельного мышления.

Ответ 2 (посложнее, такой ответ я бы написал, если бы находился в ироническом настроении и мне на глаза попался бы предыдущий вариант).

Ха-ха! Разберитесь в себе! Можно подумать, кому-то этот бред «возьми бумажку и ручку, напиши 100500 своих черт, которые тебе не нравятся, не забудь сжечь ее» кому-то когда-то помогал! Нет, конечно, теоретически углубленное самокопание может принести пользу. Но чтобы проделать сию операцию над самим собой, нужно уже уметь думать, обладать определенной независимостью мышления . То есть: можно, но на практике возникает много препятствий.

Как тогда надо действовать? А так, например.

Расправимся не с самими в мышлении, а с их «пищей». Поясняю. Зачастую наши стереотипы так устойчивы потому, что мы каждый день занимаемся тем же самым, встречаемся с теми же людьми и т.д. А наш ум ленив. Если нет необходимости приспосабливаться к новым условиям — он будет стоять на месте.

Поэтому, я бы посоветовал «сменить обстановку». Поменять на какое-то время окружение, род занятий и свою социальную роль. Я уже где-то приводил пример, что прекрасным вариантом будет отправиться в нелегкий турпоход с группой новых для вас людей. Много нового общения и новой деятельности — отличная почва для ломки стереотипов. Разумеется, все произойдет не по мановению волшебной палочки.

Вам и самим придется постараться, а именно — начать наблюдать за собой и окружающими более пристально, стараться анализировать их эмоции, цели, устремления.

Если вернуться к примеру с походом. Понаблюдайте за новыми знакомыми: кто тут лидер? почему он лидер? какие у кого роли в самом начале? какие отношения складываются дальше? что я сам думаю о том или ином человеке? я понимаю его? как он будет действовать, если…

Да, это имеет мало отношения к поп-психологии. Но это имеет отношение к жизни — причем самое прямое. Поэтому, некоторый опыт самоанализа (и анализа других людей) в сочетании с новыми впечатлениями и уже имеющимся пониманием бесплодности популярных рецептов счастья — очень даже могут помочь.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Знакома ли вам ситуация: нужно быстро принять какое-то решение или ответить на заданный вопрос, а вы никак не можете собраться с мыслями? А бывает наоборот – отвечаете вы быстро, но спустя пару секунд понимаете, что сказали совсем не то и выбрали не самый лучший вариант. Как быть в этой ситуации? Поговорим о том, как научиться быстро думать и принимать верные решения.

Прежде всего, давайте подумаем, от каких составляющих зависит скорость мышления? Зависит ли она, например, от общего уровня развития интеллекта?

Высокоразвитый интеллект подразумевает

  • умение решать в уме математические задачи;
  • нестандартное мышление;
  • широкую эрудицию;
  • хорошо развитую память.

Можно обладать всеми этими свойствами и, тем не менее, думать медленно.

Возьмем ситуацию. Молодой человек, программист высокого уровня и классный шахматист, обыгравший соперников не только из своего города, но и многих гроссов из интернета, утром встал не с той ноги. Ну, допустим, он полночи смотрел интересный боевик, новинку этого года и лег спать только к утру. Сможет он выиграть очередную партию в блиц? Или быстро среагировать на какую-то нестандартную ситуацию по работе?

Не исключено, что сможет. Только это ему будет гораздо труднее даваться.

Скорость мышления во много определяется состоянием вашего мозга. Когда он способен или не способен выложиться на все 100%.

Несложно догадаться, что для того, чтобы мыслить быстро, нужно обязательно соблюдать режим дня, своевременно отдыхать и хорошо высыпаться. А что еще можно сделать?

Как развить скорость мышления? Вот несколько рецептов-советов.

  • Делайте разминку мимических мышц

Научно установлено, что когда наше лицо сковано и практически не меняет своего выражение, а взгляд уперт в одну точку, это не лучшим образом отражается на наших мыслях. Они так же становятся напряженными и скованными. Чтобы этого не было, помассируйте лицо, подвигайте глазами вправо-влево, вытяните губы трубочкой и улыбнитесь «до ушей»;

  • Развивайте мелкую моторику

Взаимосвязаны скорость и амплитуда движения пальцев рук с работой мозга. Игра на музыкальных инструментах, десятипальцевая печать, вязание морских узлов – все эти занятия заставляют нас думать быстрее лучше.

  • Ускорение личных внутренних темпов

Оказывается, мы в состоянии сознательно управлять своими физиологическими процессами, в том числе, скоростью работы мозга. У психологов есть понятие – «внутренний моторчик». Дайте себе команду все делать быстрее – и ваш мозг немедленно на это среагирует.

  • Работа в команде

Приучайте себя работать в команде, участвуйте в спорах и дебатах. Во время разговора сразу с несколькими собеседниками мозг начинает оперативно переключаться, за счет этого работает реактивнее. Очень скоро вы почувствуете, что стали соображать быстрее.

  • Развитие внимания

Тренируйте внимание на улице и в свободное время. Замечайте все детали: сколько машин проезжает, как одеты проходящие мимо люди, какое выражение на их лице. Добивайтесь, чтобы ваш взгляд был быстрым и живым, а память – всепоглощающей.

  • Сервис для развития скорости мышления

Наконец, вы можете развить способность к быстрому мышлению, используя сервис Брайнаппс . Здесь вам предложат пройти начальное тестирование и в дальнейшем совершенствовать свое реактивное мышление, придерживаясь индивидуальной программы.

Судьбоносное решение

Часто в нашей жизни случаются моменты, когда требуется принять важное решение, сделать жизненный выбор, а времени совершенно нет. Например, начальник на работе поставил перед выбором: согласиться на работу во внеурочное время или уволиться и на раздумья дал всего несколько часов. Как быть?
Существует два подхода к решению текущих и срочных вопросов:

  1. Первый – на основе логики и имеющегося опыта, знаний. Применяется, когда на руках имеется достаточное количество фактов, позволяющих проанализировать ситуацию. Такой подход уместен, когда решение касается бизнеса или деловых вопросов.
  2. Второй – на основе интуиции. В личной жизни и в общении с людьми, когда мы сталкиваемся с незнакомой ситуацией, и наш опыт не может нам подсказать ничего, нам приходится прислушиваться к выбору своего сердца.

  • Всегда ставьте себе временные ограничения. Это заставляет мозг работать оперативно и четко, решения в этом случае принимаются самые верные;
  • Не надо ждать, пока «рассосется само» — это путь к провалу. Нужно выработать в себе привычку брать ответственность на свои плечи и лично принимать важные решения.
  • Если быстро думать вам мешают эмоции – страх неудачи, волнение, сильный стресс, гнев, ярость, в этом случае разрулить ситуацию адекватным образом практически невозможно. Постарайтесь обеспечить себе временной запас, чтобы успокоиться и собраться с мыслями.
  • Чем больше фактов на руках – тем лучше. Соберите всю полезную информацию. Посоветуйтесь с опытными людьми, оставляя последнее слово за собой. Анализируя, прикиньте, какие из фактов на данный момент более значимые и влиятельные, а какие – менее.
  • Приняв решение, действуйте, не теряя времени.

Заключение

Мы с вами рассмотрели основные способы развития быстроты мышления. Можно ли говорить о том, что есть люди от природы медлительные и им свою скорость не повысить, а есть люди — «реактивные самолеты» все быстро делают и быстро решают?

Я думаю – нет. Мозг любого человека – пластичен и расположен к развитию независимо от возраста. Всем управляют лишь наши желания.

На этом все.

Желаю вам успехов в принятии быстрых решений. Если понравилась статья, оставьте свой отзыв в комментариях, напишите, с какими затруднениями сталкиваетесь и как можно еще повысить скорость. Подписывайтесь на новости блога.

В наше время, когда метод Шичко* вовсю применяется не в терапевтических целях, важно мыслить независимо.

(*Коротко, хотя я его уже описывал на страницах данного блога: помещаешь человека в однородное информационное поле и через некоторый временный промежуток он начинает думать в рамках данного поля. Свято веря, что мысли рожденным им — свои.)

Да, и причем тут — «наше время», мыслить независимо – это принимать ответственные взвешенные решения, которые разумны, выгодны, в первую очередь, самому человеку. В ином же случае: быть объектом манипуляции — участвовать в достижении чужого , но не своего.

Как начать мыслить своей головой, независимо

1. Отключиться от традиционных источников информации

Раз затронул метод Шичко, то стоит и затронуть способ, как не поддаться на данный метод.

Самый простой способ – не попадать, избегать информационно специально созданное (оно всегда специально созданное, как для сми) поле.

Что получиться, если взять сковородку, кусочек масла, два яйца и поставить на огонь? Я хотел, чтоб у вас в воображении получилась яичница. Задача удалась?

Конечно, удалась, но ведь, возможно, организму нужны другие питательные вещества. А яичница на завтрак, обед, ужин может существенно подорвать здоровье.

Отключитесь от традиционного источников информации. Они прекрасно владеют данным зомби методом. Мы не знаем их «высшие» . Что ими движет: жажда популярности, доллара или экспансии?

Допустим, что они (ТВ, радио, местные газеты, поп журналы, пр.) «белые и пушистые», но то, что для них питательно (как и яичница), не обязательно также является питательной пищей (полезными мыслями) и для вас.

Легко сказать, да трудно сделать? Почему? Потому: человек привыкший питаться чужой кухней, не сможет себе сам ничего приготовить.

Чтоб себе готовить (независимо мыслить) первое: отказаться от общественных столовок, второе — научиться готовить дома.

2. Конфронтация опыта. Стать «адвокатом дьявола»

Однозначно, существуют вещи за которые мы — «за» и за которые — «против». Почему так?

Попытайтесь стать адвокатом дьявола. Защитите мысль, которая вам абсолютна не по нраву. Оправдайте ее.

Часто, инертность в мышлении заставляет нас взять взгляды по умолчанию, которые нам не принадлежат. Затем их же ассоциируем с собой. Например, взгляды о национальности, территориальной принадлежности и пр.

В достижении успеха тот же феномен: само понятие успех для многих – много денег. Вы с этим согласны? Не так ли?

Чтоб освободиться от оков «по умолчанию» доставшихся в наследство или от предыдущей власти …. – искать опыт, который не созвучен с таким «родным» понятием.

Например, успех для верующего, что это? Для буддиста? Для восьмилетнего мальчика? Для президента компании? И пр.

Оправдать может и не оправдаете – но мозги начнут шевелиться, чего и требуется.

3. Сменить ракурс, точку воззрения

Вы меняете само собой ракурс, точку зрения на все, что окружает вас когда: возвращаетесь с отпуска, едите в другую страну, становить ново покаянным – религиозным адептом, когда меняете место жительство, когда выгоняют с работы …

Не всегда плохие с первого взгляда события несут плохие перемены. Но однозначно, перемена – это сменяя точки зрения. Начинаете смотреть по-другому, думать по-другому, становитесь – другим.

Можно обойтись менее кардинальными, но специальными способами, чтоб «смотреть по-другому», тем самым учась мыслить независимо.

Например, когда решите выбрать: дорогу домой по иному маршруту, эксперименты с рационами питания, просмотр или чтения других книг, сменить имидж …

4. Дистанцироваться, наблюдать

Излюбленная техника медитирующих и созерцающих людей востока. Не понятно почему работает, но работает. Когда замолкает в процессе созерцания внутренний вечно говорящий мешающий «я — говорун», приходит второе (иное) понимание вещей.

Что делать: занять физическое место в пространстве и смотреть, или слушать, или нюхать… Но не комментировать, не сравнивать со своим предыдущим опытом, не включать эмоции и чувство. Просто: смотреть, или слушать, или нюхать, щупать …

(Любая техника медитации – в помощь)

Нет, все-таки объясню: почему это работает. Проблема в том, что как у собачки Павлова у нас всегда заученна реакция на одни и те же стимулы, вещи. А вот когда становишься наблюдателем, не комментатором – дистанцируешься от таких заученных условных рефлексий, заново смотришь на вещь или события.

5. «Не верю …»

Простейшая практика – все, что не попадает на размышление, постарайтесь не верить, пока это не доказано. Лучше организовать в форме интеллектуальной игры с самим собой.

Всех благ и независимости в мышлении!