Какими талантами обладал грибоедов. В какую эпоху жил А.С

Слово об Александре Сергеевиче Грибоедове.

Вы приступаете к изучению биографии А.С. Грибоедова. Приведённые ниже ресурсы помогут вам ответить на следующие вопросы:

  1. В какую эпоху жил А.С. Грибоедов?
  2. Какое образование и воспитание получил А.С. Грибоедов?
  3. В каких источеских событиях той эпохи принимал участие А.С. Грибоедов?
  4. Какие события, люди и вещи связаны с гибелью Грибоедова&

Советую вам для подготовки к контрольному тестированию выполнить следующие задания:

  • составить для себя хронологическую справку об образовании А.С. Грибоедова:
Событие Дата
  • составить справку о военной и гражданской службе А.С. Грибоедова
Событие Дата

Что вас больше всего поразило в личности и жизненном пути А.С. Грибоедова? Напишите эссе на эту тему (задание выполняйте ниже).

А.С. Грибоедов - универсальный гений.

А.С. Грибоедова называют универсальным гением. Когда вы познакомитесь с материалами, расположенными ниже, вы поймёте почему.
Ответьте на вопросы:

  • Какими ещё талантами, помимо литературных, обладал А.С. Грибоедов?
  • Чем знаменит А.С. Грибоедов как дипломат?

Можно больше узнать об А.С. Грибоедове

З агадка "Горя от ума". Особенности драматического произведения

Новое произведение, «Горе от ума» было не похоже на предшествующие драматургические произведения. Чем оно отличалось и как отреагировали на это современники писателя, вы узнаете из этого урока.

План урока

    Замысел комедии.

    Каноны классицизма и комедия «Горе от ума». Отзывы современников и критиков.

    Знаменитые режиссёры о «Горе от ума».

    Контрольное тестирование.

    О том, что послужило причиной появления на свет знаменитой комедии «Горе от ума», вы узнаете из приведённой ниже справки. Подумайте над вопросом, что подсказало А.С. Грибоедову сюжет комедии: фантазия, рассказы современников, личный опыт. Попробуйте аргументировать свою точку зрения. Возможно, вам понадобятся для этого материалы предыдущего урока.

Каноны классициззма и комедия "Горе от ума". Отзывы современников и критиков

Горе от ума» своим появлением поставило под вопрос необходимость соблюдения канонов классицизма.
Ниже расположены материалы по данной теме. Прочитайте внимательно статью И.А Гончарова «Мильон терзаний».

Именно в ней вы найдёте ответы на следующие вопросы.

  1. Для классицизма характерны следующие каноны: единство места, единство времени, единство действия (если комедия начинается с любовной интриги, то только эта линия должна развиваться и в конце найти сою развязку), единство стиля (только высокий или только низкий), чёткое деление героев на положительных и отрицательных, идеализация положительных героев, длинные монологи главного героя. Какие каноны соблюдены А.С. Грибоедовым в комедии, а какие нарушены?
  2. Какую реакцию вызвало нарушение писателем норм классицизма?
  3. Какую роль сыграло, по оценке И.А. Гончарова, нарушение писателем норм классицизма?

Знаменитые режиссёры о "Горе от ума"

«Горе от ума», запрещённое при жизни автора, обрела свою сценическую жизнь позже. Пьеса не воспринималась ни режиссёрами, ни зрителями как архаичная.

Знаменитые режиссёры В.Э. Мейерхольд и К.С. Станиславский – лидеры двух совершенно различных по своим подходам направлений в театральном искусстве. У каждого из них были свои особые соображения по поводу постановки комедии «Горе от ума». Чьё мнение вам ближе, и какие бы вы дали установки современному режиссёру для постановки комедии ?

Контрольное тестирование

Русская критика об А.С. Грибоедове. Идеи декабризма в комедии

Этой темой мы завершаем изучение творчества А.С. Грибоедова. Его комедия «Горе от ума» была интересна русской критике не только конфликтом, который вряд ли когда-нибудь утратит свою актуальность, но и как историческое произведение, отразившее эпоху декабристов.

План урока

    Эпоха А.С. Грибоедова – эпоха декабристов

: «Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист!» . Тот улыбнулся и ответил собеседнику: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего» . Грибоедов был скромен, однако это не преуменьшало его способностей в глазах современников. Его достижения в разных областях действительно впечатляли.

О них мы и расскажем в нашем материале.

Писатель

Александр Грибоедов вошел в историю как автор комедии «Горе от ума », именно это произведение имело наибольший успех и у современников, и у потомков. Однако в литературном наследии автора не одна, а целых шесть пьес, среди которых комедии «Молодые супруги» и «Притворная неверность».

Композитор

Наш герой был отличным музыкантом. Современники вспоминали, что его игра отличалась артистизмом, техническая сторона дела была для этого талантливого человека малоинтересна.

Грибоедов не только исполнял чужие произведения, но и создавал собственные. Среди наиболее крупных - фортепианная соната. К сожалению, она, как и детские песенки, сочиненные Александром Сергеевичем, до нас не дошла. Грибоедов не записывал свои музыкальные пьесы, и сегодня нам известны только два его вальса: «аs-dur» (ля-бемоль мажор) и «e-moll» (ми минор).

Полиглот

Как и любой образованный русский дворянин XIX века, Грибоедов в совершенстве знал французский, однако помимо языка Вольтера и Мольера , он владел английским, итальянским, немецким и даже греческим. Кроме того, он свободно читал на латыни. Знание иностранных языков привело к тому, что он получил место переводчика в Коллегии иностранных дел и стал секретарем посольства в Персии.

Талантливый управленец и верный друг

В период персидской кампании Грибоедов имел большое влияние в делах по управлению Кавказом. Он был сторонником мирного решения проблем в этой неспокойной стороне расширявшейся Российской империи. Надеялся, что назначение местных судей и инвестиции в регион предотвратят кровопролитие (как жаль, что к его мудрым словам не прислушались вовремя).

Писатель довольно долго оставался на Кавказе. Помимо воплощения в жизнь личных амбиций, здесь его держала и идея помощи осужденным декабристам. Александр Грибоедов использовал все возможные каналы: влияние на Паскевича и дружеские отношения со многими кавказскими военачальниками, от которых зависела судьба разжалованных в солдаты декабристов. Помогал он и деньгами, и словом участия, которое тоже значило очень много.

Дипломат

Александр Грибоедов был соавтором одного из важнейших дипломатических документов первой половины XIX века - Туркманчайского мирного договора, завершившего Русско-персидскую войну 1826–1828 годов. Согласно договору, России отошли территории Восточной Армении, Эриванское и Нахичеванское ханства. Также Персия обязалась не препятствовать переселению армян в русские земли.

1.Происхождение фамилии Грибоедов родился в Москве в обеспеченной родовитой семье. Его предок Ян Гржибовский в начале XVII века переселился из Польши в Россию . Фамилия автора Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский.

2.Владение языками Грибоедов был настоящим полиглотом и владел многими иностранными языками. Этот талант проявился у Александра еще в детстве. В 6-летнем возрасте он свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в совершенстве - английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык. Позже, будучи на Кавказе , он выучил арабский, персидский и турецкий языки.

3.«Я привез манускрипт! Комедию…» Когда Грибоедов закончил работу над комедией «Горе от ума», то первым, к кому он пошёл показать труд, был тот, кого он больше всех боялся, а именно баснописец Иван Андреевич Крылов . С трепетом направился к нему первому Грибоедов, чтобы показать свой труд.

«Я привез манускрипт! Комедию…» «Похвально. Ну что же? Оставьте». «Я буду читать вам свою комедию. Если вы с первых сцен попросите меня удалиться, я исчезну». «Извольте сразу начинать», - ворчливо согласился баснописец. Проходит час, другой - Крылов сидит на диване, свесив голову на грудь. Когда же Грибоедов отложил рукопись и из-под очков вопросительно посмотрел на старика, его поразила перемена, происшедшая в лице слушателя. «Нет, - замотал он головой. - Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила». 4.Причастность к декабристам В 1826 году автора комедии арестовали, полгода ограничивали в свободе, но доказать его причастность к декабристскому заговору не удалось.Впервые пьесу Грибоедова поставили на сцене в 1831 году в Москве, первая полная публикация состоялась лишь в 1862 году.

5.Композитор Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он - автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепьянная соната - самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

6.Опознавательный знак Грибоедов был ранен на дуэли: пуля раздробила ему кисть левой руки. И лишь это ранение стало единственным опознавательным знаком. По нему смогли определить труп писателя, обезображенный до неузнаваемости в Тегеране , где 30 января 1829 года Александр Грибоедов был растерзан взбунтовавшейся толпой исламских фанатиков. Кроме него погибло более пятидесяти человек, служивших в русском посольстве.


7. Алмаз Персидский принц Хозрев-Мирза в качестве извинения перед Россией за смерть Грибоедова передал в дар Николаю I огромный алмаз «Шах» весом в 87 карат.

8. «...для чего пережила тебя любовь моя?» Жене Грибоедова Нине Чавчавадзе было на момент свадьбы всего 16 лет. До конца своих дней она сохранила верность мужу. Грибоедова похоронили в Тифлисе на горе Святого Давида. На могильной плите - слова безутешной вдовы: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

15 января мир празднует годовщину со дня рождения этой безумно талантливой личности. Sputnik Грузия решил вспомнить самые удивительные и редкие факты из жизни и творчества Александра Грибоедова.

Бастард

Когда родился Александр Сергеевич Грибоедов? Казалось бы, конечно, 15 января. А вот какого года? Вопрос этот по-прежнему остается открытым, поскольку в разных послужных списках он указывал то 1795, то 1793-й, а в итоге и вообще остановился на 1790-м году. Дело в том, что его мать, Анастасия Федоровна Грибоедова вышла замуж в 1792 году. Получается, становится очевидным, что Грибоедов был бастардом, то есть незаконорожденным ребенком.

Photo: courtesy of Besik Pipiya

Личность отца русского поэта и дипломата доподлинно не известно по сей день. Надо сказать, что Грибоедов серьезно переживал свое "незаконное рождение", поэтому долгое время эта тема оставалась закрытой.

Грибоедов — Гржибовский

Грибоедов родился в Москве. А его предок Ян Гржибовский в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Так что фамилия Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский.

Безумно умный

Как известно, Грибоедов был очень умен и образован. Еще задолго до своего совершеннолетия будущее светило России поступило в Московский государственный университет, где он не просто учился — он окончил сразу три факультета. В планах у Александра было дойти и до докторской, однако, это не удалось из-за Наполеона.

В 1812 году семнадцатилетний Грибоедов добровольцем пошел на войну, но непосредственно в боях Александр Сергеевич участия не принимал — служил в тылу.

Полиглот

Александр Грибоедов был настоящим полиглотом — он владел многими иностранными языками. Этот талант проявился у Александра еще в детстве: в шестилетнем возрасте мальчик свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в совершенстве — английским, французским, немецким и итальянским. Кроме того, Грибоедов прекрасно понимал латынь и древнегреческий язык. А, позже, попав на Кавказ, выучил арабский, персидский и турецкий языки.

Композитор

Как пианист Грибоедов довольно часто выступал в кругу близких друзей и на музыкальных вечерах. По воспоминаниям современников, он был замечательным пианистом, а его игра отличалась истинным артистизмом. А вот, как о композиторе, о Грибоедове известно мало. К сожалению, большинство сочиненных Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу и поэтому безвозвратно потеряно. Сохранились лишь два вальса

Написанные для фортепиано, они существуют в большом количестве переложений для различных инструментов: арфы, флейты, баяна и других. Вальс ми минор Грибоедова — первый русский вальс, дошедший до наших дней. Он популярен, у многих на слуху и пользуется немаленькой любовью меломанов.

Талант от Бога

Говорят, однажды актер и драматург Петр Каратыгин сказал Грибоедову: "Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист!" Он улыбнулся, взглянул на него из-под очков и отвечал: "Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего".

Заядлый дуэлянт

Александр Грибоедов многократно участвовал в дуэлях. Но в ноябре 1817 года состоялось событие, которое навсегда изменило его жизнь — "четвертная дуэль". Событие редкое даже для того времени, потому что сразу после оппонентов должны были стреляться и секунданты.

Противниками были Шереметев и Завадовский, секундантами — Якубович и Грибоедов. Стрелялись из-за конфликта на почве ревности к балерине Истоминой, которая два года жила с Шереметевым, но незадолго до дуэли приняла приглашение Грибоедова и нанесла визит Завадовскому. В ходе дуэли Шереметев был убит, а вторую дуэль перенесли на неопределенный срок. Она состоялась в Тифлисе, осенью 1818 года.

Грибоедов, признающий свою вину за случившееся в прошлом году, был готов пойти на мировую, но Якубович был непреклонен. Это не удивительно: он был опытным бретером. По одной версии, первым стрелял Грибоедов. Нарочно мимо. По второй — первым выстрелил Якубович. Так или иначе, но итогом дуэли стала простреленная левая кисть Грибоедова. Для него, как для музыканта, это было серьезное ранение. До смерти писатель надевал на отстреленный палец специальный чехол, а после гибели Грибоедова по этому ранению он был опознан.

Литературное наследие Александра Грибоедова — это всего одно произведение, зато бессмертное. Замысел комедии "Горе от ума" родился вдали от родины, когда Грибоедов пребывал на дипломатической службе в Персии. Работа над произведением продолжилась в Грузии и была закончена уже в России. Первым ее критиком стал знаменитый баснописец Иван Крылов.

© photo: Sputnik / Михаил Озерский

Книга "Горе от ума"

Автор сам читал к тому времени уже пожилому баснописцу свое произведение. Несколько часов тот молча слушал, а после заявил: "Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила".

Архив Грибоедовского театра

Крылов был прав: при жизни Грибоедова "Горе от ума" не поставил ни один театр. Зато читали ее с упоением. Литературоведы насчитали 45 тысяч рукописных экземпляров этого произведения, передаваемых из рук в руки по всей стране.

Грибоедов и Пушкин

Грибоедов был лично знаком с Пушкиным. Александр Сергеевич отзывался о Грибоедове как об одном из умнейших людей России. Вместе с Пушкиным они состояли на службе в Коллегии иностранных дел. Как справедливо отмечал Пушкин, прекрасно знавший поэта и даже собиравшийся написать о нем роман, "жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств".

Александр Пушкин на одном из горных перевалов встретил крестьян, везущих гроб. На вопрос кого везете, они ответили: "Грибоеда". Это был гроб с телом убитого в Персии Александра Грибоедова.

Масонство

Грибоедов был масоном. Он состоял в самой большой ложе Петербурга под названием "Соединенные друзья". Примечательно, что в голове Александра Грибоедова роились мысли, чтобы об ее усовершенствовании: его не устраивала, как ему казалось, увлечение обрядностью и внешними ритуальными вещами. Свою экспериментальную ложу он даже назвал "Благо". За легитимацией Грибоедов обратился в шотландские ложи, которые были в России, а потом в Великую провинциальную ложу России. Но оба раза получил отказ.

Грибоедов также требовал, чтобы члены ложи говорили по-русски и чтобы они видели главную свою задачу в распространении русской грамоты. Но, к сожалению, этому проекту писателя не суждено было осуществиться. Масоном Грибоедов оставался до конца жизни: он не выходил из братства, но постепенно охладел к тайному обществу.

Грибоедов — декабрист?

Интересно, что Александра Грибоедова подозревали в связях с декабристами, за что подвергали аресту в 1826 году. Однако вскоре его отпустили, так как показаний, данных на него, было недостаточно. Он, действительно, не просто поддерживал знакомство с декабристами. Но, будучи дипломатом, пытался облегчить их участь.

Гибель Грибоедова

Но самая главная тайна жизни Грибоедова — тайна его гибели. После заключения Туркманчайского мирного договора в апреле 1828 года Александр Грибоедов был назначен послом России в Персии. По официальной версии, в Персии в числе других дел российский министр занимался отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с дипломатом. Реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию. 11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года во время разгрома русской миссии в Тегеране Александр Грибоедов был зверски убит.

© photo: Sputnik / Vladimir Vdovin

Тело дипломата, изуродованное до неузнаваемости, опознали по остаткам посольского мундира и старому ранению, полученному на дуэли с Якубовичем в 1818 году. Вместе с российским послом погибли все сотрудники посольства, кроме секретаря Ивана Мальцева, и казаки посольского конвоя, — всего 37 человек. По другой версии — гибель Грибоедова связывали с заговором англичан, которым была выгодна гибель русского посланника и ухудшение отношений русско-персидских отношений.

Алмаз за смерть

После кровавой резни послы шаха отправились к российскому правителю с подарком. В качестве компенсации за смерть дипломата персидский принц Хозрев-Мирза подарил императору Николаю I огромный неограненный алмаз "Шах" весом в 87 карат.

© photo: Sputnik / Владимир Вдовин

Алмаз "Шах" - бриллиант индийского происхождения весом в 88,7 карата.

Николай I принял его со словами: "Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие". Конфликт был улажен, зверское убийство подданных прощено и забыто. Этот камень хранится в Москве и поныне.

Для чего пережила тебя любовь моя?

Александр Грибоедов женился за год до своей смерти. Супругой писателя стала грузинская княжна Нина Чавчавадзе, которая была гораздо младше него. Когда они поженились, Нине было 15 лет, а ему 33. Свадьба состоялась 22 августа 1828 года в Сионском соборе в Тифлисе. Любовь их была страстной, но с самого начала предвещало трагедию. Как утверждает предание, во время венчания жених, страдавший от лихорадки, уронил обручальное кольцо, что считалось дурным предзнаменованием.

Besik Pipia

Могила Александра Грибоедова на горе святого Давида, рядом покоится его жена княжна Нино Чавчавадзе.

Грибоедова похоронили в Тифлисе, в пантеоне Мтацминда, близ церкви Святого Давида. На могильной плите — слова безутешной вдовы: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?". Известие о смерти Грибоедова привело к преждевременным родам Нины и смерти их ребенка. После трагической смерти писателя, Нина до конца своих дней сохраняла верность мужу, отвергая все ухаживания. Ее даже называли Черной розой Тифлиса. Нина пережила Грибоедова на 28 лет и умерла в 1857 году, во время разразившейся в Тифлисе эпидемии холеры.

История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы Лебедев Юрий Владимирович

Личность Грибоедова.

Личность Грибоедова.

Нередко и у любителей русской литературы, и у профессиональных знатоков ее возникает недоуменный вопрос: почему столь одаренный человек, казалось бы, великий писатель – по сути и по призванию – создал всего лишь одну комедию «Горе от ума», вошедшую в классику русской и мировой литературы, и на этом поставил точку, отдаваясь в большей мере другим, далеким от литературы занятиям на дипломатическом поприще? Исчерпались ли у него творческие силы? Или этой комедией он исчерпал все, что хотел сказать русскому человеку о времени и о себе?

На эти вопросы нет однозначного ответа, хотя напрашивается один, связанный с самим характером русской литературы и культуры первой половины XIX века. Прежде всего в русских писателях этого времени поражает всякого широта творческих интересов и какой-то человеческий универсализм. Иногда он целиком реализуется в художественном творчестве, а порой выходит и за его пределы. Лермонтов, например, был не только поэтом и прозаиком, но еще и подающим надежды художником-живописцем, о чем свидетельствуют дошедшие до нас написанные его кистью пейзажи и портреты. О том, что Пушкин был замечательным рисовальщиком, говорят его черновые рукописи. Не случайно Т. Г. Цявловская посвятила им специальную монографию «Рисунки Пушкина». Но личность Грибоедова даже на этом фоне поражает своим энциклопедизмом и редкостной широтою занятий и увлечений, далеко уводящих порой автора «Горя от ума» от интересов литературных.

Судьба одарила Грибоедова, по его собственным словам, «ненасытимостью души», «пламенной страстью к новым вымыслам, к новым познаниям, к перемене места и занятий, к людям и делам необыкновенным». По широте духовных запросов и энциклопедизму познаний это был человек, напоминающий тип людей эпохи западноевропейского Возрождения. В университете он изучает греческий и латинский языки, позднее обучится персидскому, арабскому и турецкому. В нем просыпается еще и дар музыканта: Грибоедов играет на фортепиано, органе и флейте, изучает теорию музыки и занимается сочинением ее. Многое затерялось, но сохранились два вальса, ему принадлежащие. Музыкальные способности Грибоедова восхищали многих современников, его талант высоко ценил М. И. Глинка. Наконец, он Божией милостью дипломат, искусными усилиями которого был заключен с Персией поразивший самого императора своей очевидной выгодой для России мирный договор. Глубина и широта познаний Грибоедова в разных отраслях наук поражала многих его современников. Поэтому литературное призвание всегда конкурировало в сознании Грибоедова с множеством иных. В отличие от Пушкина он так и не смог стать профессиональным литератором. Да и жизнь его, короткая и стремительная, превратилась в сплошное путешествие, отвлекавшее автора «Горя от Ума» от сосредоточенности и напряженной кабинетной работы, без которой вообще невозможен труд писателя.

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

«Симфоническая личность» (Л. П. Карсавин) Лев Платонович Карсавин (1882-1952) в своих трудах вслед за В. С. Соловьевым и многими другими русскими философами развивал идеи всеединства, выстраивая его как иерархию множества «моментов» различных порядков, пронизанную

Из книги Литературные заметки. Книга 1 ("Последние новости": 1928-1931) автора Адамович Георгий Викторович

СМЕРТЬ ГРИБОЕДОВА Мало кто знает персидский язык и немногие поймут по названию романа Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара», что в нем говорится о гибели Грибоедова. Вазир-Мухтар значит по-персидски посланник, полномочный министр. Пристрастие к экзотической красочности

Из книги Пушкин: Биография писателя. Статьи. Евгений Онегин: комментарии автора Лотман Юрий Михайлович

Личность и творчество Ю. М. Лотмана Он любил писателей, которые, как ему казалось, «строили» свою жизнь (Карамзин, Пушкин), которые противостояли любым попыткам вмешаться в их частное существование, мужественно и творчески боролись за намеченные цели. Потому любил, что

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Детство и юность Грибоедова. Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 (15) января 1795 (по другим данным – 1794) года в Москве в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Отец его, человек безвольный, в домашних делах участия не принимал, проводя свою жизнь за карточным столом, и

Из книги GA 5. Фридрих Ницше. Борец против своего времени автора Штайнер Рудольф

Гибель Грибоедова. «Горе от ума» явилось произведением, вынашиваемым автором на протяжении многих лет. После завершения работы наступил период душевной усталости. Много сил отбирало участие в русско-персидской войне, закончившейся выгодным для России подписанием

Из книги ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ автора Дмитриев Валентин Григорьевич

Из книги Письменный стол автора Каверин Вениамин Александрович

ПО СТОПАМ ГРИБОЕДОВА К произведениям, которые привлекали подражателей и продолжателей, относится и жемчужина русской драматургии - «Горе от ума».Одни из подражателей Грибоедову объявляли, будто нашли новые сцены или строки, якобы пропущенные в общепринятом тексте

Из книги Алексей Ремизов: Личность и творческие практики писателя автора Обатнина Елена Рудольфовна

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР Читая научные труды Юрия Николаевича Тыпянова, написанные скупо, сдержанно, сложно, вы невольно представляете себе человека, глубоко погруженного в историю и теорию литературы, неразговорчивого, убеждённого, что кроме науки пет решительно ничего, что

Из книги Философия и религия Ф.М. Достоевского автора (Попович) Иустин

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

Из книги Статьи о русской литературе [сборник] автора

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Пьеса Грибоедова была значительным событием в литературной жизни начала 20-х тт. XIX в. и продолжала сохранять популярность впоследствии.Письмо Грибоедова П.А. Катенину раскрывает авторский замысел пьесы и ее основную идею:

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Сочинение А.С. Грибоедова <…> Трагедия или комедия, как и всякое художественное произведение, должна представлять собою особый, замкнутый в самом себе мир, т. е. должна иметь единство действия, выходящее не из внешней формы, но из идеи, лежащей в ее основании. Она не

Из книги Статьи о русской литературе автора Белинский Виссарион Григорьевич

Горе от ума. Сочинение А.С. Грибоедова Впервые – «Отечественные записки». 1840. № 1. Отд. V. С. 1-56. Печатается вторая половина статьи по изд.: Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. III. М., 1953. С. 452–486.С. 53. Молох (миф.) – бог Солнца, огня и войны; символ неумолимой всеразрушающей силы.С. 54.

Из книги автора

Быкова Н. Г Комедия А. Г. Грибоедова «Горе от ума» Комедия, написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым. К сожалению, нет точных данных о времени возникновения замысла комедии. По некоторым данным, она была задумана в 1816 году, но существуют предположения, что первые

Из книги автора

Горе от ума. Сочинение А. С. Грибоедова* Комедия в 4-х действиях, в стихах<…> Трагедия или комедия, как и всякое художественное произведение, должна представлять собою особый, замкнутый в самом себе мир, то есть должна иметь единство действия, выходящее не из внешней