Картина марат в ванной. Смерть Марата

У меня была статья про фильм, посвященный этому сюжету:

Нда, печальная история, как революционерка убила революционера.
И, действительно, эту картину я помню с детства. Мне тогда казалась странной ситуация с убийством в ванной. Сейчас это конечно вполне нормально, что чиновник принимает незнакомую ему посетительницу в ванной. Но советскому пионеру, воспитанному в консервативных традициях, это казалось весьма странным. Только потом я узнал, что Марат страдал заболеванием кожи. Потому он почти непрерывно сидел в ванне. Но наши учителя про болезнь ничего не говорили. Оттого ситуация преобретала какой-то странный сексуальный оттенок.

Жуткая смерть. Человек в ванне, голый, чувствует себя беспомощным. Представляю: Сидишь ты в ванне. Какая-то сельская дурочка мило щебечет, рассказывая про врагов народа, которых надо непременно казнить. Милая идиллия. И тут вдруг девица достаёт из пышного бюста огромный нож. Нож устрашающе блестит в интимной полутьме. А девица говорит: "Марат, ты был неправ!" И тут ты понимаешь, что ты голый, и у тебя поблизости нет никакого оружия. Жуть.

А вообще забавно жили французы в те времена. По крайней мере, умирали они от чего угодно, но не от скуки:)

Оригинал взят у postmodernism в Смерть Марата — история и её художественные воплощения

Иногда в ванной люди умирают, и некоторые из подобных смертей становятся легендарными. Как, например, случилось с лидером группы Doors. Несмотря на то, что достоверно известно — умер Мориссон не в ванной, Оливер Стоун в своей картине «Дорз» увековечил этот миф. Показав символическое омоложение растолстевшего Моррисона, возврат того былого Диониса, который, умерев, навечно остался молодым и прекрасным, он раз и навсегда создал ещё один великолепный миф.

В некоторых случаях смерть происходит насильственно. Случается, что и такие смерти тоже становятся легендой. Причём, по прошествии времени мифом становится тандем "убийца — жертва", именно так в спайке, а не по-одиночке. О таком случае и пойдёт сегодня речь.

Наверное, самая известная (после, конечно, архимедовской) ванна в истории, и уж точно самая знаменитая в живописи — это ванна, в которой был убит Жан-Поль Марат. 13 июля 1793 года молодая 25-тилетняя девушка своей недрогнувшей рукой заколола самого жестокого теоретика-обоснователя кровавого террора Французской революции, призывавшего затопить Францию в крови 200 000 «врагов революции и народа» (в противовес этим несчастным себя он называл «Другом народа»). Звали девушку-убийцу Шарлотта Корде, она была внучкой знаменитого поэта Корнеля.

Вот как об этом пишут историки:
«История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Шарлотты Корде. Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомство. Для этого было много причин — от личности убитого и убийцы до необычного места действия: ванной комнаты».

А вот, что сказала сама Шарлотта Корде, ненадолго пережившая свою жертву (17 июля 1793 года она была публично казнена на гильотине):
«Стыдно за преступление, а не за эшафот».

А такие посмертные слова приписал (точнее, пририсовал) Марату Жак Луи Давид на своей картине «Голова Марата»:
«Они не могли меня купить, и убили».

Убийство Марата нашло отражение во многих произведениях живописного искусства, самой знаменитой из них стала картина Жака Луи Давида «Смерть Марата» (вверху), лично мне она знакома ещё из школьного учебника истории. Но не только Давид запечатлел это драматическое событие. Известны также обращения и других художников к этой теме. С совершенно других точек зрения.

Например, на картине другого француза, Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде»

А вот ещё одна картина, описывающая произошедшее — «Убийство Марата», пера Антуана Йозефа Виртца.

В 1996 году она была размещена на почтовой блок-марке.

В Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины.

Ещё одна версия - от Жюля-Шарля Авье:

Обращались к этому сюжету и наши художники, например, Андрей Гончаров.

Владимир Алёхин.

Сразу же после совершения убийства вышло множество графических рисунков, авторство которых я тоже определить не смог. Если вдруг кто-то сможет подсказать мне — не откажите в любезности.

А некоторые художники, увидели это событие так.

Эдвард Мунк показал мёртвого Марата вне ванной.

Есть несколько пуританских изображений, на которых убитый был облачён в верхнюю одежду.

Наш соотечественник Денис Жуков, вообще, поместил Марата в лесу под берёзками, а Шарлотте в руки вручил пистолет (что ж, каждый художник имеет право на своё видение).

Интересна также и следующая картина, в которой Марат отсутствует, но зато есть Шарлотта Корде (если её можно узнать в этом существе...) в ванной!

А напоследок вот такая американская интерпретация — картина Сандро Бирка «Смерть Мануэля»

Жак-Луи Давид (1748-1825) - представитель неоклассицизма во французской живописи. После периода барокко и еще более рафинированного и легкомысленного рококо новым словом стало возвращение к античной простоте в XVIII веке. Самым ярким представителем новой школы стал Давид.

Несколько слов о художественной манере живописца

Начав работать под влиянием Ф. Буше и отдав долг красивости рококо, молодой художник побывал в Риме и вернулся из него, полный новых впечатлений и идей. Он обратил свой взгляд на нравственность и героизм античной истории, на лаконизм изображения. В Риме он написал «Клятву Горациев» в 1784 году. Это произведение стало образцом для большинства художников, чувствующих веление времени. Его с восторгом приняли в Риме и Париже. Именно тогда сформировались черты техники, которой он будет пользоваться долгое время:

  • Выделяются фигуры и предметы на первом плане.
  • Задний план предназначен, чтобы оттенить их. Используются строгие темные или тусклые тона.
  • Композиция предельно лаконична.
  • Детали четкие, даны крупными мазками. Это отличает их от воздушности рококо.

Кровавая Великая французская революция

Экономические и политические причины привели к в 1789 году, суду над королем в 1792-1793 годах, после учреждения Национального Конвента. Но казнь короля не привела к достатку населения. Оно голодало. В самом Конвенте не было единства. Дворянка, жирондистка Шарлотта Корде была потрясена казнью короля и прибыла в Париж, считая, что Франция находится в руках людей, причиняющих всем зло. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. Трижды под предлогом, что хочет предупредить о готовящемся заговоре, она пыталась проникнуть к Марату.

В конце концов Марат, болевший экземой и страдавший от невыносимого зуда, принял ее в ванной, где он в последние месяцы всегда работал. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. На ванне лежала доска, которая служила ему столом. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. Ее взяли на месте преступления. Она не отпиралась на суде. Ее казнили. А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции.

Предварительная работа Давида

Как только художник узнал об убийстве, он сразу кинулся на улицу Кордильеров, на которой жил Марат. Живописец сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. При свечах живописец быстро делал наброски.

Его сильно потрясла смерть Марата. Картина даже не была никем заказана. Художник рисовал для себя. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Во время похорон Марата его забальзамированное тело обернули, как это делали с римскими воинами, в белые простыни. Так происходили похороны. "Смерть Марата", картина, история создания которой в целом уже написана, так как Давид сделал все подготовительные работы, предлагает зрителю подумать о памяти и нравственности. Само полотно живописец создал в течение трех месяцев.

«Смерть Марата»: описание картины

«Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Истинный патриот должен служить ей охотно, всеми средствами просвещая сограждан и призывая их к возвышенным подвигам и добродетели» - это высказывание Давида.

Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Картина лаконична. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. Композиция проста и смела. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Вторая рука лежит на доске. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью.

Она в нем говорит, что очень несчастна. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Ассигнация лежит тут же рядом. Вода в ванне и простыни окрашены кровью. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ - Давид». Это такая своеобразная эпитафия.

Колорит и детали

На темном фоне стены пучком света выделено упавшее на бортик ванны светлое с кровавой раной тело революционера и белые простыни.

Тени очень резкие, поэтому лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. Под левой рукой лежат листы бумаги, показывающие, что Марат только начал, но не закончил свою работу. Журналистское перо в правой руке, которое держит Марат, показывает, что он до последнего вздоха служил революции. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен.

Картина «Смерть Марата» (1793) находится в Брюсселе.

Иногда в ванной люди умирают, и некоторые из подобных смертей становятся легендарными. Как, например, случилось с лидером группы Doors. Несмотря на то, что достоверно известно — умер Мориссон не в ванной, Оливер Стоун в своей картине «Дорз» увековечил этот миф. Показав символическое омоложение растолстевшего Моррисона, возврат того былого Диониса, который, умерев, навечно остался молодым и прекрасным, он раз и навсегда создал ещё один великолепный миф.

В некоторых случаях смерть происходит насильственно. Случается, что и такие смерти тоже становятся легендой. Причём, по прошествии времени мифом становится тандем "убийца — жертва", именно так в спайке, а не по-одиночке. О таком случае и пойдёт сегодня речь.

Наверное, самая известная (после, конечно, архимедовской) ванна в истории, и уж точно самая знаменитая в живописи — это ванна, в которой был убит Жан-Поль Марат. 13 июля 1793 года молодая 25-тилетняя девушка своей недрогнувшей рукой заколола самого жестокого теоретика-обоснователя кровавого террора Французской революции, призывавшего затопить Францию в крови 200 000 «врагов революции и народа» (в противовес этим несчастным себя он называл «Другом народа»). Звали девушку-убийцу Шарлотта Корде, она была внучкой знаменитого поэта Корнеля.

Вот как об этом пишут историки:
«История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Шарлотты Корде. Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомство. Для этого было много причин — от личности убитого и убийцы до необычного места действия: ванной комнаты».

А вот, что сказала сама Шарлотта Корде, ненадолго пережившая свою жертву (17 июля 1793 года она была публично казнена на гильотине):
«Стыдно за преступление, а не за эшафот».

А такие посмертные слова приписал (точнее, пририсовал) Марату Жак Луи Давид на своей картине «Голова Марата»:
«Они не могли меня купить, и убили».

Убийство Марата нашло отражение во многих произведениях живописного искусства, самой знаменитой из них стала картина Жака Луи Давида «Смерть Марата» (вверху), лично мне она знакома ещё из школьного учебника истории. Но не только Давид запечатлел это драматическое событие. Известны также обращения и других художников к этой теме. С совершенно других точек зрения.

Например, на картине другого француза, Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде»

А вот ещё одна картина, описывающая произошедшее — «Убийство Марата», пера Антуана Йозефа Виртца.

В 1996 году она была размещена на почтовой блок-марке.

В Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины.

Ещё одна версия - от Жюля-Шарля Авье:

Обращались к этому сюжету и наши художники, например, Андрей Гончаров.

Владимир Алёхин.

Сразу же после совершения убийства вышло множество графических рисунков, авторство которых я тоже определить не смог. Если вдруг кто-то сможет подсказать мне — не откажите в любезности.

А некоторые художники, увидели это событие так.

Эдвард Мунк показал мёртвого Марата вне ванной.

Есть несколько пуританских изображений, на которых убитый был облачён в верхнюю одежду.

Наш соотечественник Денис Жуков, вообще, поместил Марата в лесу под берёзками, а Шарлотте в руки вручил пистолет (что ж, каждый художник имеет право на своё видение).

Интересна также и следующая картина, в которой Марат отсутствует, но зато есть Шарлотта Корде (если её можно узнать в этом существе...) в ванной!

А напоследок вот такая американская интерпретация — картина Сандро Бирка «Смерть Мануэля»

Это статья о картине. Статью о фильме см. Смерть Марата

«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) - картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.

Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.

Надпись на деревянной тумбе - авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде - гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку - Корде убила его раньше. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо .

Давид поднес картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:

"Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга... Я услышал голос народа, я повиновался ему. - Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!".

Картина была крайне популярна, существует несколько повторений авторских и художников его школы («Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе, «Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне, «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).

По достоинству оценил полотно Бодлер, по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа».

В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.

На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:

На картине Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе - «Шарлотта Корде» (1860, Музей изящных искусств в Нанте).

Также смерти Марата посвящено множество гравюр и рисунков.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

13 июля 1793 г. Друг народа не вылезал из ванны. Весь последний месяц он проводил в ванной большую часть суток. Теплая вода помогала снимать невыносимый зуд от кожного лишая, особенно донимавшего в жару. Симона Эврар, верная спутница великого революционера, подливала кипяток, стараясь не испортить сочинения своего кумира.
Друг народа заметно осунулся. И верно, не одна лишь кожная болезнь была тому виною. Крупный нос, словно клюв стервятника, навис над бескровными губами. Взгляд, от которого трясло пол-Франции, потускнел, и мутная пелена время от времени заволакивала впавшие глаза.
- Да он не жилец на этом свете,- отметил бы проницательный наблюдатель, доведись ему проникнуть в квартирку на улице Кордильер, 30.
- Свиньи проклятые,- шептал Марат, уныло глядя в грязное окно. - Пока Конвент занимается преступной болтовней, жирондисты накапливают силы в провинции, а их вожди призывают штурмовать Париж. Мало крови пустили врагам Революции.
"Мало, ох, мало",- поддакнули в пустом углу.
- 200 тысяч деревьев в столице и на каждом должен висеть противник свободы, на каждом!,-крикнул Друг народа.
В углу молчали.
-Вот, простой гражданин пишет: "Что с тобой, Марат?! Проснись, страна в опасности!" Или вот, утром передали... Симона, принеси, черт возьми, миндальное молоко! И куда я девал письмо от этой девицы, как ее...
- Корде, - скривилась сожительница, подавая конверт. - Утром я не приняла ее и не позволила мешать Марату. Так потаскушка обещала зайти еще раз.
Симона по-прежнему ревновала к нему женщин. Друг народа, даже больной, оставался великим человеком.
"Гражданин, я приехала из Кана. Ваша любовь к отечеству заставляет меня предположить, что вы с интересом узнаете о несчастных событиях в этой части республики. Я приду к вам около часа. Будьте добры, примите меня и уделите мне минуту для беседы. Я предоставлю вам возможность оказать большую услугу отечеству.
______________________________Шарлотта Кордэ".
Дверной колокольчик заставил гражданку Эврар встрепенуться. На пороге, прислонясь к стенке, стояла высокая девушка, та самая, что приходила утром. Нарядное, немного провинциальное платье.. Со вкусом подобранная шляпа. Сразу видать, что дворянских кровей. На вид 22-26 лет. И миловидная.
- Что угодно?,- гаркнула Симона.
- Мне угодно... Могу я переговорить с Жаном-Полем Маратом, Другом народа?
- Боюсь, не выгорит сегодня твое дельце, милашка. Мы не принимаем посетителей.
- Но это очень важно. Речь идет о безопасности республики. Я обязана передать...
- Симона, если ко мне, впусти!- крикнул Марат, сидя в ванной.
Гражданка Эврар пожала плечами и подвинулась неохотно, равно настолько, чтобы девушка смогла протиснуться в прихожую.
- Ишь, дрянь, вырядилась. " По важному делу!" А у самой, небось, женишок в тюрьме и грозит ему эшафот. Будем мы из-за всякого дворянишки отрываться от работы.
Внезапно она насторожилась, услыхав возбужденные голоса и треск упавшего стула.Симона вихрем ворвалась в комнату, где помещалась ванная. И застыла, пораженная увиденным. Марат корчился в красной от крови воде, безуспешно пытаясь вырвать из груди нож, загнанный по самую рукоятку. Он глухо хрипел, силы и жизнь оставляли его измученное тело.
- Шлюха!-завизжала Симона, обретя дар речи. - Держи, она убила Марата!
Шарлотте Корде не удалось выбежать на лестницу. Ее оглушили, повалили на пол и стерегли до прихода сил правопорядка.
Через три дня набальзамированный труп Друга народа выставили напоказ полуголым, укутанным национальным флагом, словно простыней. Живописец Давид, соратник покойного по борьбе, главный устроитель траурной церемонии, придал Марату фривольно-торжественный вид купальщика. Ставшая знаменитой ванна красовалась неподалеку. При желании, на ее стенках можно было разглядеть следы крови.
После торжественных похорон всенародная скорбь вылилась в появлении бесчисленных бюстов, статуэток, украшений, призванных увековечить память Марата. Были созданы оперы и переименованы улицы. Родители называли родившихся мальчиков именем национального героя. Давид, оплакивая горячо любимого друга, написал знаменитое полотно "Смерть Марата", за что скромно попросил 24 тысячи ливров. Правда, получил ровно половину.
Шарлотту Корде казнили 17 июля. Под косой нож гильотины она легла сама, при огромном стечении народа. Когда деревянный ошейник с прорезью пригвоздил ее к плахе, Шарлотта еще успела улыбнуться стоящему неподалеку Робеспьеру. А через секунду-другую, под рев возбужденной от крови толпы, палач отвесил пощечину мертвой голове.
Причудливое время расставило все по местам, возздав каждому из участников трагедии.
Вдохновитель массовых убийств Жан-Поль Марат нашел успокоение на скромном парижском кладбище. Однако, то ли могила его получилась неглубокой, то ли сказались козни неблагодарных потомков, но размыли дожди бренные останки и были выброшены они прочь. Исторгнуты землей, так сказать. Не задержалось в народной памяти его имя, ибо не любит народ террористов.
Образ мадемуазель Корде, внучки великого Корнеля, вдохновил немало художников и поэтов, воспевших подвиг борьбы против тирании, а на Всемирной выставке 1889 г. был выставлен череп Марианны-Шарлотты Корде, героини Франции.
Симона Эврар, не состоявшая в законном браке (если не считать сомнительную церемонию в присутствии Верховного Существа), получила официальный титул "вдовы Марата". На дальнейшую ее непростую жизнь это, впрочем, мало повлияло.
Знаменитая картина Давида живет своей тихой жизнью в брюссельском музее. И как упоминает энциклопедическая статья:
"Смерть Марата" считается шедевром Давида. Она была написана по непосредственному впечатлению от той обстановки, в которой художник в последний раз видел Друга народа. Голова убитого, завёрнутая в тюрбан, бессильно свесилась набок, одна рука упала на пол, другая ещё держит бумагу. Голые стены, деревянный обрубок вместо стола, примитивная чернильница - всё гармонирует с общей обстановкой убийства. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг; чурбан, на котором стоит чернильница, - надгробием с надписью: "Марату - Давид". Черты убитого носят портретный характер, хотя изменены выражением скорби и страдания. Тёмный фон, резкий свет и чёткая устойчивая светотеневая моделировка усиливают чувство отрешённости от всего случайного."
Вот и все. Хотя нельзя не упомянуть еще об одном участнике событий. Знаменитая ванна, из декорации к драме превратившаяся в полноправное действующее лицо. После похорон она отправилась на площадь Карусели, где была вмонтирована в памятник Марату. Когда памятник разрушили, следы ванны надолго затерялись. Однако в конце XIX века некий провинциальный аббат Ла Косса божился, что реликвия, доставшаяся ему от графини де Сент-Илер, и есть та самая, с улицы Кордильер. Теперь ванна покоится в музее восковых фигур Гревена. И сбегать никуда не собирается.