Кремируют с гробом или без. Кремация: как это происходит

Кремация - современный экологически чистый вид погребения умерших. Мировая практика уже больше столетия широко использует высококультурную традицию прощания с покойным - кремацию как способ захоронения, являющейся современным направлением в экологии и экономике похорон.


Крематорий (от латинского "cremo" - сжигать) - представляет собой ритуальное здание, предназначенное для предания тел (останков) умерших (погибших) огню (кремации). Кремация в 100 раз уменьшает территорию для погребения, а срок минерализации останков сокращается с 50 лет до 1 часа. В современных условиях администрации городов, не имеющих крематориев, постоянно сталкиваются с проблемой расширения кладбищ. Сама по себе покупка земли для кладбищ требует значительных затрат из городских бюджетов, помимо этого значительные суммы тратятся на благоустройство кладбищ. Решить проблемы нехватки земель больших городов могла бы кремация как самый современный и экологически чистый вид погребения.


На Западе, где плотность населения гораздо выше, кремация, как средство «сохранения здоровья и земли для живых людей» (цитата из декларации Международной медицинской конференции 1869 года), стала широко использоваться со второй половины XIX века. В России первые крематории появились незадолго до революции 1917 года, а в годы советской власти распространение кремации стало государственной задачей. Так, в принятой Советом Министров СССР программе развития похоронного дела предусматривалось строительства крематориев во всех крупных городах Советского Союза.

После распада Советского Союза насущные проблемы российских городов вновь поставили в перечень самых важных государственных проблем задачу распространения кремации. В резолюции Государственной думы от ноября 2003 года Правительству РФ предложено разработать комплексную программу строительства крематориев в России. Однако в Комплексную программу развития жилищно-коммунального комплекса страны строительство крематориев в качестве отдельного раздела опять включено не было. Таким образом, на данный момент строительство и оснащение крематориев в Российской Федерации может осуществляться муниципалитетами городов с привлечением средств из своих бюджетов, а также средств кредитных и частных коммерческих организаций.


Процесс кремации

Процесс кремации представляет собой горение тела умершего за счёт подаваемых в камеру кремационных печей потоков газа, раскалённого до высоких температур (870—980 °C). Для эффективной дезинтеграции в современных печах внедрен ряд модификаций (одна из них заключается в подаче большей части пламени на торс, который составляет основную массу тела), а также подвижные горелки, создающие нужную температуру равномерно во всей печи. Основные виды топлива для печей в настоящее время - дизельное топливо, природный газ, реже электричество. До 1960-х гг. активно использовался каменный уголь или кокс.

Современные печи автоматизированы и контролируются микропроцессорными устройствами, снабжены устройствами для обеспечения безопасного использования (например, загрузочная дверь печи блокируется, пока не будет достигнута нормальная рабочая температура; гроб подаётся в печь максимально быстро во избежание потерь тепла с помощью специализированных тележек или транспортеров).

Для кремации умерший должен быть помещен в гроб из горючего материала. В некоторых крематориях допускается присутствие родственников при помещении гроба в печь.

В процессе кремации температура внутри печи достигает от 872 до 1092 градуса по Цельсию и под ее воздействием тело разрушается на мелкие фрагменты. В зависимости от модели кремационной печи для кремирования тела взрослого человека средней комплекции требуется от 80 до 120 минут. Вопреки распространенному мнению в процессе кремации не образуется "пепел". Прах представляет собой смесь сгоревших останков костей, материала гроба и металлических предметов (гвоздей, протезов). После остывания металлические предметы изымаются из праха с помощью магнита. костные останки помещаются в шаровую мельницу (кремулятор), где в течение нескольких минут прах превращается в серовато-белый порошок однородной консистенции. Органические вещества в прахе полностью отсутствуют, поэтому прах совершенно безопасен в инфекционном смысле. Объем праха после кремации взрослого человека - в среднем 4-4,5 литра.

После завершения кремации и остывания останков они помещаются во временный контейнер и хранятся там до тех пор, пока родственники не примут решение об их дальнейшей судьбе. В дальнейшем производится захоронение праха одним из разрешенных законом способов - захоронение в колумбарии, в могиле в земле, или развеивание праха на специально отведенной площадке.


История кремации

Кремация как вид погребения использовалась еще в доисторические времена. Древние люди воспринимали огонь как божество и считали, что предание огню тела умершего родственника обеспечит его защиту в загробном мире.

На Европейском континенте кремацию впервые стали широко применять в Древней Греции. Греки считали, что сжигание умершего очищает его душу и освобождает ее от земного тела. Затем, вместе со многими обычаями и ритуалами перенятыми римлянами у Древней Эллады, кремация как вид погребения получила широкое распространение в Древнем Риме. Именно во времена Древнего Рима появился обычай хранить кремированные останки в украшенных урнах в особых местах – колумбариях. К 400 г.н.э. с принятием большинством народов Европы христианства кремация была повсеместно заменена погребением в землю.

В Западной Европе кремирование возобновилось во второй половине XVIII века. В 1869 году Международная медицинская конференция, проходившая во Флоренции, Италия, приняла резолюцию, в которой призывала к широкому распространению кремации, как способствующей "сохранению здоровья и земли для живых людей". Призыв медиков получил поддержку общественности во многих странах Европы, Америки и в Австралии.

В 1873, профессор Бруно Брунетти разработал первую в мире кремационную печь, которая была продемонстрирована на Международной выставке в Вене. В следующем году сэр Генри Томпсон, личный врач королевы Виктории, основал Английскую ассоциацию крематоров. А в 1878 году в английском городе Уокинг и немецком городе Гота были построены первые в Европе крематории.

Хотя первая документально подтвержденная кремация в США состоялась в 1792 году, первый крематорий был построен доктором Дж.Ле Мойном в районе Вашингтона только в 1876 году. Второй американский крематорий открылся восемь лет спустя, в 1884 году в городе Ланкастер, штат Пенсильвания. В период с 1881 по1885 годы в США было создано несколько ассоциаций крематоров. Постепенно, с ростом спроса на этот вид услуг росло и количество крематориев в стране. В 1913 году в Северной Америке работали 52 крематория, которые провели более 10.000 кремаций. В этом же году доктор Х.Эриксен основал Американскую ассоциацию крематоров, которая сейчас известна как Ассоциация крематоров Северной Америки (Cremation Association of North America (CANA).

Кремация в России

Кремация по санитарно-медицинским соображениям проводилась в России и до 1917 года. Например, «чумной» Форт «Император Александр I» был оборудован крематорием для сжигания погибших от чумы лабораторных животных. Но в нём также пришлось кремировать и заразившихся в процессе исследований лёгочной чумой погибших докторов В. И. Турчинович-Выжникевича (1905) и М. И. Шрейбера (1907). Первый гражданский крематорий был построен также до 1917 года, во Владивостоке, с использованием печи японского производства, вероятно, для кремации граждан Японской империи (во Владивостоке в те годы проживало немало выходцев из Нагасаки).


Однако кремация в России не получила широкого распространения, в основном, вследствие приверженности народа к веками сложившимся православным традициям погребения, предписывающим предавать тело земле. Лишь в начале XX века, по мере роста революционных настроений и влияния атеистических идей, появились первые кружки приверженцев кремации. Во время Гражданской войны началось строительство первого крематория в Петрограде, завершённое в 1920 году. Крематорий был открыт в котельном помещении бывших бань на Васильевском острове, 14-я линия, дом 95-97. Основу его составляла регенеративная кремационная печь "Металлург" конструкции профессора Горного института В. Н. Липина. Крематорий использовался исключительно для сжигания невостребованных и неопознанных тел. Сохранился акт о первой в истории советской России кремации, подписанный председателем Постоянной комиссии по постройке 1-го Государственного крематория и морга, управляющим делами отдела управления Петрогубисполкома Б. Г. Каплуном и другими лицами, присутствовавшими при этом мероприятии. В акте, в частности, записано:


"14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го Государственного Крематория - В. О., 14 линия, д. 95/97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причём температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда…"


Печь проработала недолго, с 14 декабря 1920 по 21 февраля 1921 года, и была остановлена "за отсутствием дров". За этот промежуток времени в ней было сожжено 379 тел, большую часть из которых предали сжиганию в административном порядке, а 16 - по желанию родных или согласно завещанию.


В 1927 году был построен второй на территории России, но первый в СССР крематорий - Донской - в храме преподобного Серафима Саровского Донского монастыря. Он и был долгое время единственным активно действующим крематорием в стране. Именно в нём кремировали многих деятелей КПСС для последующего захоронения в колумбарии, построенном на территории монастыря, или в Кремлёвской стене.


В начале 1942 года в блокадном Ленинграде в связи с резким возрастанием смертности городского населения похоронные службы оказались физически не в состоянии справиться с ежедневным захоронением на кладбищах города тысяч умерших. Положение дел было существенно облегчено организацией крематория. Первая, экспериментальная установка была запущена в г. Колпино 10 февраля 1942 года на термическом участке цеха № 3 Ижорского завода. Было кремировано семь трупов, после чего специальная комиссия, «с гигиенической точки зрения», сочла «необходимым рекомендовать и развивать сжигание как средство реальное и необходимое в данной обстановке». 27 февраля 1942 года Ленгорисполком решением № 140-с постановил: «Разрешить исполкому Колпинского райсовета депутатов трудящихся и дирекции ордена Ленина Ижорского завода производить сжигание трупов в термических печах завода». Крематорий в Колпине действовал 4 месяца (с февраля по май), и за это время в нём были кремированы останки 5524 человек. Большинством из них были бойцы Красной Армии, павшие на колпинских рубежах. Их прах был захоронен в братской могиле у цеха № 2.


Опыт колпинцев через короткое время был использован и в масштабах всего Ленинграда. В марте 1942 года по решению городских властей был переоборудован в крематорий 1-й кирпично-пемзовый завод, находившийся на территории современного Московского парка Победы. 16 марта 1942 года состоялась первая кремация 150 трупов. После того как крематорий стал работать на двух печах и в три смены, его пропускная способность увеличилась. Так, например, 18 апреля было подвергнуто сжиганию 1425 останков, а всего к 1 января 1943 года кремировано 109 925 трупов. Благодаря работе крематория в Ленинграде значительно улучшилась эпидемиологическая ситуация, а с 1 июня 1942 года на городских кладбищах была прекращена практика массовых захоронений. Блокадный крематорий функционировал на протяжении почти трёх лет (по другим данным, уже 15 ноября 1943 года кирпичный завод приступил к выпуску своей обычной продукции). За это время в его печах, только по предварительным подсчётам, были сожжены тела более чем 100 тысяч жителей города и воинов. Их пепел был погребён в расположенных поблизости карьерах, где в наши дни располагаются парковые пруды.


В настоящее время в России имеется 15 крематориев в 12 городах: Москва (Митинский, Николо-Архангельский, Носовихинский, Хованский), Санкт-Петербург, Артём, Владивосток, Екатеринбург, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Норильск, Ростов-на-Дону, Сургут (самый недавний из введённых в строй крематориев, открылся в 2008 году), Челябинск. В большинстве своём их услуги не особо популярны у населения (кремацию в этих городах выбирают родственники в среднем не более 15-20 % умерших). Наибольший процент - в Санкт-Петербурге, Норильске и Москве (50-70 % всех умерших). Самый большой крематорий - Николо-Архангельский в Москве - оборудован 7 двойными кремационными печами. Его строительство было завершено в марте 1972 года. Он занимает площадь 210 га, и в нём имеется 6 нерелигиозных траурных залов, которые используются при атеистических похоронах.

Как православная церковь относится к кремации?

Православная церковь понимает, что растущие города России не в состоянии эффективно содержать имеющиеся и постоянно выделять новые участки земли под кладбища. Эта проблема усугубляется тем, что каждое кладбище в современном виде по сути дела является экологической бомбой, активно загрязняющей в первую очередь источники питьевой воды городского населения. Исходя из этих причин, Православная церковь в лице Патриарха всея Руси Алексия II заявила, что кремация как способ погребения, не противоречит православным канонам, хотя и не приветствуется церковными иерархами. Подтверждением такой позиции РПЦ может служить тот факт, что в крематориях российских городов православным священникам официально разрешено проводить службы по отпеванию умерших.


Мало кто задумывается об обратной стороне кремации людей. Порой последняя воля покойного может привести к плохим последствиям для его души и для близких родственников.

Сжечь тело и развеять прах по ветру – такой метод захоронения считают едва ли не самым романтическим в мире. Однако, согласно христианским канонам, кремация отождествляется с вечными мучениями в аду.

Сегодня существует множество видов сохранения праха – кто-то делает из них картины, кто-то карандаши, а некоторые продолжают относиться к нему как к живому, везде нося урну с собой.

Вечный ад или способ очищения?


Традиция сжигать тела умерших появилась у славян еще в XV веке до нашей эры. Они верили, что именно огонь помогает освободиться душе от мертвого тела, а значит, она быстрее попадет в мир Нави, то есть в тонкий мир. Старую сказку на новый лад объяснить не сложно. Каждый человек имеет не только физическое тело, а еще и, по крайней мере, 7 астральных. Поэтому, если хоронить покойника в землю, то процессы разрушения всех тел будут длиться, по меньшей мере, год. Огонь этот срок сокращает до нескольких часов. В зороастризме и в язычестве считалось, что душа должна сразу отлететь на небо, поэтому процесс гниения был неприятным моментом, которого хотели избежать.

И не смотря на определенные преимущества в кремации людей, путем экспериментов и наблюдений, были выявлены и значительные минусы процесса сжигания тела. В первую очередь, это касается самого огня. Огонь в кремационных печах искусственный, поэтому он разрушает не просто физическое тело, но и повреждает тонкие астральные тела человека. Существует мнение, что если у вас есть необоснованная боязнь огня и даже зажечь спичкой конфорку для вас истинное мучение, это может свидетельствовать о том, что в прошлой жизни ваше тело подверглось кремации.

Последствия для живых после кремации мертвых


После потери родного человека близкие никак не хотят “отпустить” умершего. Собрав пепел в урну, они относят ее в дом, где отводят едва ли не центральное место, которое украшают фотографиями, свечками и цветами. Они верят в то, что таким образом создают вечную память покойнику. Они и не знают, что после этого их жизнь может превратиться в ад.

То, что прах лучше все же похоронить, экстрасенсы утверждают едва ли не хором. Объяснение этому более чем убедительное. После смерти душа имеет привычку иногда наведываться к останкам своего тела. Во-первых , душа остается на Земле и родственники не дают ей уйти. Во-вторых , в доме постоянно присутствует энергетика смерти, а подобное притягивает подобное.

Что же касается романтических “фишек” с развеиванием праха, здесь нужно быть особенно осторожным. Известны случаи, когда выполняя последнюю волю покойников, люди становились жертвами подселения нечистой силы. От подселения может произойти все что угодно, вплоть до того, что человек станет бесноватым.

Какой бы способ захоронения близких людей вы бы не избрали, неизменно одно правило – поменьше мертвой энергетики возле живых. Так и им спокойнее, и у вас не будет проблем.

С точки зрения экологичности, этичности и просто личных предпочтений, кремация представляет оптимальный способ утилизации бренных останков человека. Когда тело уже мертво, его можно захоронить под землей, но именно огню отводится то сакральное, очищающее воздействие, которое помогает душе найти свое пристанище в обители вечной скорби.

Кремация от древности до наших дней

Кремация происходит от латинского cremare – «сжигать» или «жечь». В древние времена она была распространена даже среди первобытных . Согласно одной – это давало защиту в загробном мире, а по другой - огонь был сакральным явлением.

Европейские традиции кремации применялись в Древней Греции. В те времена считалось, что сжигание помогает ушедшему в потустороннем мире. После этого и римляне переняли эту традицию. А пепел, оставшийся после обряда хранили в специальных местах – колумбариях.

На Руси в времена кремация не слишком поощрялась, поскольку она относилась к языческим традициям. Больше применялся способ – в земле. В Западной Европе одно время кремация была под запретом. Наложил его в 785 году Карл Великий. Продлилось вето примерно тысячу лет. И только в восемнадцатом веке традиция была возрождена, поскольку кладбища не справлялись с желающими совершить на них захоронение. Близость захоронений к жилым домам вызывала эпидемии и прочие неприятности.

В 1869 году на международной медицинской конференции официально была подписана резолюция, где призвали к широкому распространению кремации. Кремация сегодня – это целая индустрия, когда недостаточно кладбищ, а земли не хватает. Кроме того, это гигиенично, не требует много расходов и в целом очень оперативно.

Кремация в настоящее время

Сегодня с религиозной точки зрения кремация широко используется у индуистов. Существует целый город Варанаси, где принято сжигать усопших на кострах. Не всегда на это хватает дров, поэтому частенько можно наблюдать картину, как недогоревшие трупы плывут по Гангу.

С практичной точки зрения это оправданная процедура во всех развитых странах мира. Так, для кремационных печей используется природный газ. В редких случаях электричество. Интересно, но до середины двадцатого века применялся уголь и кокс.

Для того, чтобы тело сгорело полностью потребуется около полутора часов. При этом, зубы не сгорают, как и различные титановые протезы, вставки и другие хирургические имплантаты.

Безусловно, потеря близких людей становится для нас настоящим психологическим потрясением и тяжелейшим стрессом. Когда умирает человек, его родственникам приходится решать вопрос о том, какой тип захоронения выбрать, чтобы душа усопшего «нашла вечный покой».

В настоящее время в нашей стране все большую популярность приобретает такая процедура, как кремирование человека. Агентства, специализирующиеся на оказании ритуальных услуг, вынуждены решать огромное количество вопросов, непосредственно связанных с кремацией. При этом многие люди, которые в силу различных причин вынуждены заниматься организацией похорон, не имеют ни малейшего представления о том, кремирование человека. Нижеизложенная информация об этом будет им весьма полезна.

Итак, что же такое и насколько дорогостоящий данный ритуал?

Кремация представляет собой одну из вариаций захоронения, которое предполагает сжигание тела человека в специальной печи до тех пор, пока не образуется пепел. После этого прах покойного кладут в специальный контейнер, который отдают родным и близким покойника для того, чтобы они завершили процедуру захоронения одним из следующих методов: либо поместили пепел в могилу, либо поместили урну в колумбарий.

Какова цена вышеуказанной процедуры

Необходимо отметить, что стоимость кремации не так уж и высока - она составляет порядка 4 тысяч рублей.

Рассматривая такой ритуал, как кремирование человека, цена которого зависит от того или иного набора необходимых услуг и принадлежностей, следует подчеркнуть, что даже покупка гроба для кремации - родственников усопшего. Так или иначе, смета расходов на кремацию составляется на основе их финансовых возможностей.

В настоящее время проблем с выбором гроба для покойника не существует. Единственное требование заключается в том, чтобы он был сделан из материалов, которые отлично поддаются горению.

В чем причина того, что кремирование человека как вид погребения становится все более предпочтительным? Их несколько. И они индивидуальны.

Некоторые эксперты заявляют о том, что со временем кремация «вытеснит» земельное захоронение, поскольку это менее затратная с финансовой точки зрения процедура.

Огромный интерес у многих вызывает не только вопрос о том, человека, но и то, нужно ли перед сжиганием тела его кремировать. Если пункт кремации расположен на удаленном расстоянии и к нему следует добираться длительное время или когда процедура прощания намечена непосредственно перед кремированием покойника, то рекомендуется тело бальзамировать.

Весьма индифферентно к вышеуказанной процедуре относится церковь. Существует позиция, в соответствии с которой само по себе сжигание тела не противоречит церковным канонам. Однако определенная часть духовенства крайне негативно относится к кремации. Прошло совсем немного времени с того момента, как священнослужители начали отпевать покойников непосредственно в здании крематория.

- Батюшка, часто в суете, по незнанию, а еще чаще из-за проблем с финансами или оформлением документов на захоронение, люди кремируют тела своих близких, а потом хоронят их в урнах. Вам, вероятно, известна эта проблема….

Да, конечно. Часто современные люди, теряющие своих близких, сталкиваются с вопросом как похоронить этих дорогих людей. До революции такая проблема не стояла. Не было перенаселенности мегаполисов, не было настолько огромных городов, а основная часть населения жила в селах и деревнях. Там христиане, как и сотни лет назад, хоронили своих близких на деревенских кладбищах (погостах). И городским жителям хватало место для упокоения. Никому в голову не приходило устроить бизнес на продаже земли для последнего пристанища. Даже самым нищим находился последний покой под крестом в земле предков. Но времена изменились. Урбанизация, семьдесят лет безбожной власти, цинизм и отрыв от традиций привели к тому, что старые православные традиции захоронения в землю были сильно потеснены новыми, непонятными для русских, идущими вразрез с нашей культурой и обрядами.

- А когда началось это разрушение традиций?

Многие сотни лет хоронили умерших на Руси только в земле. А первый крематорий в России появился при большевиках в 1920 г. Дикостью считали воспитанные на русской культуре люди сжигание в печи людей. С удивлением и страхом воспринимали многие русские устройство на Красной площади мавзолея, которое тоже расходилось с нашими традициями. Устройство кладбища прямо у Кремлевской стены, а также организация в самой стене колумбария, в которой прямо в стену вмуровывали урны с прахом, было еще одним нелепым и диким нововведением Советской власти. Люди, которые не имели русской культуры, связи с народом, достаточного понимания сути традиций, устроили эту вакханалию и насилие над здравым смыслом. Но суть человеческая такова, что люди ко всему привыкают. Привыкли на протяжении 70 лет советской власти и к этому. Колумбарии и крематории в течение нескольких поколений вписались в нашу жизнь.

- Но, несмотря на то, что советское время бесславно закончилось, эта чужеродная традиция все же осталась! И до сих пор крематории работают на полную мощность, сжигая тела православных… Как это объяснить? Почему же не ушла эта чужеродная традиция вместе с советским наследием?

К сожалению и сейчас, когда храмы возрождаются, христиан продолжают сжигать в печи огненной. А происходит это во многом потому, что все равно нет настоящей Православной веры, верности традициям, понимания Православного учения, необходимых знаний. Но не только в этом дело. Еще одной большой причиной является то, что пришел на кладбища бизнес, земля для захоронений стала дорогой, ее стало не хватать. Кроме того, появилось много бедных людей, которые просто не могут себе позволить купить эту землю в удобном месте. А в некоторых случаях не только бедные лишены возможности быть похороненными по христиански, но даже вполне состоятельные люди. Чтобы похоронить человека в землю, в наше время во многих случаях нужно быть просто богачом. Зачастую в Москве эти клочки земли для последнего приюта стоят тысячи долларов. И это в нашей бескрайней стране, богатой землей как никакая другая!

- Батюшка, а вообще что изменится от того, что человека сожгут? Ведь разлагается любое белковое соединение, в том числе и тело любого из нас. Какая разница как оно будет разложено?

Разница принципиальная в данном случае. Конечно, и православные гибли в пожарах, например. Православные и тонули, и тогда их местом погребения становилось озеро, океан или море. То есть во все времена в некоторых случаях получалось, что православного нельзя похоронить в земле. И, конечно, тело разлагалось разными путями во всех случаях (но в некоторых, редких случаях тело не разлагается – когда Господь оставляет в нетлении останки святых угодников, которые именуются святыми мощами как источники Божией благодати).

Но ведь в данном случае важно не то, как тело оканчивает свою жизнь, а важно то, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ у нас к этому телу. И если буддизм, индуизм и прочие восточные религии, откуда и пришла традиция сжигать тела, относятся к телу как к тюрьме души, которую надо после выхода души побыстрее сжечь и выбросить как старую ненужную тряпку, то для христиан тело человеческое – это храм души, который будет в свое время восстановлен при воскресении. Это же совершенно разное отношение к телу, хотя с виду кажется, что способ погребения не важен - все равно все обратится в прах.

- То есть человек может не воскреснуть, если тело его было кремировано?

Полным и замечательным ответом на этот вопрос могут служить слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх сказал:

«Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого».

- То есть Бог в любом случае может воссоздать тело при воскресении?

Конечно, Господу возможно все. Он сотворил из ничего весь мир. Он же сможет и воскресить человека, воссоздать из мельчайших атомов ему его тело. У Господа нет невозможного. И конечно не стоит беспокоиться о том, что у Господа может что-то из-за кремирования не получиться. Это нелепость. Если будет Его воля воскресить, то воскрешение непременно состоится. Только здесь дело не в том, что с воскрешением могут быть сложности (это совершенно невозможно предполагать), а в том, что мы Господа печалим своим отношением к тому телу, которое Он нам дал.

Профессор Московской Духовной Академии протодиакон Андрей Кураев об этом писал: «Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель…»

Конечно, это относится к случаям, когда эти действия по сожжению продиктованы искаженными желаниями, презрительными отношениями к традициям и вере. В тех же случаях, когда родственники не имели возможности похоронить по-христиански, в силу различных обстоятельств, я думаю, мы Бога не расстроим. Он видит наши проблемы, метания, желания.

- Батюшка, а что с Вашей точки зрения можно считать такими обстоятельствами?

Разные эти обстоятельства… Как я уже сказал – отсутствие денег купить место на кладбище. Это в наше время часто случается по бедности. Нет либо денег на покупку могилы, либо можно купить землю только на таком кладбище, куда и не добраться никак. Но если как бы по бедности кремируют, а потом на месте захоронения ставят огромный и дорогой памятник, вместо которого можно было купить даже несколько могил. Тут уж о бедности речь не идет, лукавство это.

Еще часто встречается случаи, когда по санитарным правилам невозможно подзахоронить тело в могилу к близкому покойному человеку (дочь к матери, бабушку к дедушке и.т.п.). Чтобы похоронить тело в ту же могилу должно по санитарным правилам должно пройти много времени. А вот урну подзахоронить можно. И многие кремируют своих родственников, чтобы люди, дорогие друг другу при жизни, лежали вместе в могиле. Тоже как бы друг с другом. Но тут важно понимать, что умершие не живут на кладбище. На кладбище лежат только тела (или прах), а души находятся в других обителях. По этому вместе, или на разных кладбищах похоронены близкие люди, принципиального значения для их душ не имеет. Если люди при жизни любили друг друга, шли к Богу, жили по совести, то они будут вместе в любом случае, даже если будут похоронены в разных странах. А вот если один из супругов вел благочестивую жизнь, а второй, например, был богоборцем, то хоть их тела можно похоронить рядом, но их души все равно будут далеко друг от друга.

Так что кремирование и подзахоронение в родственную могилу по человечески понять можно, но все же лучше учитывать при выборе способа погребения эти моменты.

- А если надо кремировать и похоронить в одну могилу просто для удобства? Часто бывает, что просто удобно похоронить в одной могиле. Проще приезжать, убираться, просить служить панихиды. Все в одном месте…

И это можно понять. Действительно, как пожилой женщине, живущей в Москве, ездить на одно подмосковное кладбище на могилу матери, на другое на могилу мужа, а на третье на могилу к дяде? Конечно, ей тяжело, затратно по деньгам. И если сил нет ездить по всем далеко стоящим друг от друга кладбищам, то можно понять в таких случаях этих людей. Но все же надо бы попытаться найти любую возможность для христианского погребения

- Бывает, что умерший человек сам завещал или говорил о своем желании, чтобы тело его после смерти было кремировано. Как в этом случае быть родственникам, которые и хотят проводить человека по-христиански, но понимают, что воля умершего священна. Перед ними встает тяжкий выбор. Как им в таком случае лучше поступить?

В случае если сам усопший хотел кремации , и руководствовался при этом не желанием помочь своим родным избежать материальных или иных затруднений, связанных с погребением, а руководствовался желанием просто исчезнуть, чтобы от него не осталось ничего, это страшно. А если человек, который выбирал чужую традицию, исходил при этом не из каких то условий, которые вынуждали его к этому решению, а сознательно делал выбор вразрез с христианскими традициями, это плохо совсем. Это просто ужасно.

- А если такой человек оставил желание быть кремированным, завещал именно так похоронить его. Что делать в таком случае?

Предсмертную волю, конечно, нарушать не хорошо, но в данном случае ее лучше нарушить. Нарушая такую дерзкую волю, мы спасаем душу усопшего от греха. И Господь нам вменит в правду такое нарушение.

- А как относится к желанию усопшего развеять (рассеять) прах над лесом, морем, дачей, работой и.т.п.?

Относиться к этому следует как к чужеродной для нас, православных, дикости. Я считаю, что ничего в этом плохого для индуиста нет, это его традиция, его понимание. Но мы не индуисты! И для нас, кроме как «дикость», слова не подобрать.

- А можно ли отпевать человека, который будет кремирован, или заочно отпеть того, чье тело уже кремировано?

Безусловно, можно. Есть некое околоправославное суеверие, что якобы нельзя отпевать тех, кого кремировали. Это еще одна нелепость, которую придумали и разносят люди, которые не понимают существа Православного учения. Церковь не лишает души усопших своих поминальных молитв из-за того или иного способа погребения! Это же очевидно! Отпевание – это молитва о душе, и отношение отпевание имеет только к душе умершего человека. Способ погребения в данном случае практически не имеет никакого значения.

Но когда есть возможность и средства похоронить человека должным образом в земле, а родственники ради собственного удобства выбирают кремацию, то грех не на усопшем, грех – на родственниках.

- Часто возникают вопросы другого рода, связанные с кремацией. Что сделать с иконой, находящейся в руках у усопшего, которого кремируют? Как поступить с благословлённой землёй? Что делать с венчиком и разрешительной молитвой в руке умершего перед кремацией?

Если усопшего отпевали до кремации, то перед самой кремацией надо убрать икону из гроба. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. Землю же необходимо перед кремацией рассыпать по гробу (если это не было сделано в храме).

Если же отпевали заочно, уже после кремации, то во время подхоранивания урны в могилу необходимо рассыпать погребальную освященную землю крестообразно прямо по ней. При этом надо читать Трисвятое.Если урну помещают в колумбарий, то землю рассыпать нужно по любой могиле, где похоронен христианин (но не помещать благословлённую землю в колумбарий!)

- Ну, а если уже так получилось, что кремировали. Или выбора другого не было, или раньше сами не верили в загробную жизнь, или не знали, что так нельзя. А теперь близкие мучаются вопросом о том, как это может сказаться на посмертной жизни души дорогого человека. Этот страх за душу близкого очень сильный. Как же может сказаться на состоянии души близкого человека кремация? Насколько это страшный грех?

Приведу слова древнехристианского писателя Минуция Феликса, который сказал: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». То есть, если уж случилось тело человека кремировать, то не надо из этого делать великую трагедию, которая приводит к тому, что мы не только оплакиваем близкого, но еще и оплакиваем тот способ погребения, которым мы его похоронили.

В каждом действии человека заложен определенный символ. Не исключение и такие ключевые моменты, как рождение, крещение, отпевание, смерть и захоронение. Что такое кремация? Это процесс, во время которого тело человека отправляется в огнь, в пещь огненную, прямой образ в Евангелии – «будут брошены в пещь огненную, где будет плач и скрежет зубовный». Но это, конечно, не значит, что он попадет в ад. Как не значит, что человек, похороненный по-христиански, попадет в Рай. Это было бы слишком просто. Нам бы не надо было ничего делать, стремиться исправлять жизнь, а надо было бы только создать условия для правильного захоронения. Но мы, конечно, понимаем, что Господь будет судить душу усопшего не по способу погребения, а по делам при жизни. Просто этот поступок, кремирование, иногда обнажает то, что для нас Евангельские слова не дороги (это относится только к тем случаям, когда человек сознательно идет на то, чтобы кремировать близкого, а не под воздействием обстоятельств)

Но даже если мы это сделали, то теперь ничего вернуть не можем. И слезами, нервами тоже ничего в прошлом не изменим. Мы не сможем из кремированного праха вновь воссоздать тело, чтобы его похоронить по-христиански. И мы не должны казнить себя за то, что так похоронили дорогого нам человека. Но мы должны покаяться, попросить прощения у Господа Бога за наши неправильные действия. Да и у усопшего тоже хорошо попросить прощения: «Матушка, прости, что так получилось». И через это прощение смиряться, а через смирение приближаться к Богу, в том числе в молитве об усопших. То есть, говоря проще, не надо рвать на себе волосы из-за того, что уже сделано. Но очень необходимо исправить прошлую ошибку собственным покаянием, смирением. Ведь Богу важнее всего духовное состояние, наша помощь ближнему и молитва об усопшем. И когда мы покаемся на исповеди за это, то Господь нас простит. И не надо будет слезы лить из-за ошибки нашей. И надо понимать, что если мы за совершенный грех идем по пути молитвы, покаяния и смирения, то даже наши греховные поступки по Промыслу Божию обращаются во благое.

- А насколько тяжел этот грех? Нарушил ли человек, который прибегнул к кремации близкого, вероучение и уставы Церкви? Может ли он себя считать после этого членом Церкви?

Конечно, может считать, за это никто не отлучает от Церкви. Церковь не запрещает кремацию категорически. У Церкви есть твердое мнение, но оно снисходительно. А к самому вероучению это отношения имеет еще меньше. Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов так говорит об этом:

«С точки зрения православного вероучения, не имеет никакого значения, был ли человек предан земле или был кремирован. Традиционный способ погребения имеет значение лишь в плане благочестивой традиции, поскольку сопряжен с определенными церковными действиями и более глубоким восприятием человеческого тела. Одно дело урна, и другое – это покойный, которого мы опускаем в землю, в эту реку забвения земного. Мы как бы сохраняем этого человека, не искажая его тело. Здесь присутствуют некие моменты, которые, несомненно, более правильные по сравнению с кремацией, но они не касаются существа веры».