Кто был первым учителем шостаковича. Дмитрий шостакович краткая биография

Шостакович Дмитрий Дмитриевич – советский пианист, общественный деятель, педагог, доктор искусствоведения, народный артист СССР, один из наиболее плодовитых композиторов XX века.

Дмитрий Шостакович появился на свет в сентябре 1906 года. У мальчика было две сестры. Старшую дочь Дмитрий Болеславович и Софья Васильевна Шостаковичи назвали Марией, она родилась в октябре 1903 года. Младшая сестра Дмитрия получила при рождении имя Зоя. Любовь к музыке Шостакович унаследовал от родителей. Он и его сестры были очень музыкальны. Дети вместе с родителями с юных лет принимали участие в домашних импровизированных концертах.


Дмитрий Шостакович с 1915 года учился в коммерческой гимназии, в это же время он начал посещать уроки в знаменитой частной музыкальной школе Игнатия Альбертовича Гляссера. Учась у знаменитого музыканта, Шостакович приобрел хорошие навыки пианиста, но наставник не обучал композиции, и юноше приходилось заниматься этим самостоятельно.

Дмитрий вспоминал, что Гляссер был человеком скучным, самовлюбленным и неинтересным. Через три года юноша решил покинуть курс обучения, хотя мать всячески препятствовала этому. Шостакович даже в юном возрасте не менял своих решений и ушел из музыкальной школы.


В своих мемуарах композитор упоминал об одном событии 1917 года, которое сильно врезалось ему в память. В возрасте 11 лет Шостакович увидел, как казак, разгоняюший толпу народа, разрубил саблей мальчика. В юном возрасте Дмитрий, вспоминая об этом ребенке, написал пьесу под названием «Траурный марш памяти жертв революции».

Образование

В 1919 году Шостакович стал студентом Петроградской консерватории. Знания, приобретенные им на первом курсе учебного заведения, помогли юному композитору окончить свое первое крупное оркестровое сочинение - Скерцо fis-moll.

В 1920 году Дмитрий Дмитриевич написал «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца» для фортепиано. Этот период жизни молодого композитора связан с появлением в его окружении Бориса Владимировича Асафьева и Владимира Владимировича Щербачева. Музыканты входили в «Кружок Анны Фогт».

Шостакович учился прилежно, хотя испытывал трудности. Время было голодное и сложное. Продуктовый паёк для учащихся консерватории был очень мал, юный композитор голодал, но не оставлял занятий музыкой. Он посещал филармонию и занятия, несмотря на голод и холод. Отопления в консерватории зимой не было, многие студенты заболевали, были и случаи летального исхода.

В своих мемуарах Шостакович писал, что в тот период физическая слабость вынуждала его ходить на занятия пешком. Чтобы доехать до консерватории на трамвае, необходимо было протискиваться сквозь толпу желающих, так как транспорт ходил редко. Дмитрий был слишком слаб для этого, он выходил из дома заранее и долго шел пешком.


Шостаковичи очень нуждались в деньгах. Ситуацию усугубила смерть кормильца семьи Дмитрия Болеславовича. Чтобы заработать немного денег, сын устроился работать тапёром в кинотеатр «Светлая лента». Об этом времени Шостакович вспоминал с отвращением. Работа была низкооплачиваемая и изнурительная, но Дмитрий терпел, так как семья очень нуждалась.

Через месяц этой музыкальной каторги Шостакович пошел к владельцу кинотеатра Акиму Львовичу Волынскому, чтобы получить жалование. Ситуация оказалась очень неприятной. Владелец «Светлой ленты» стыдил Дмитрия за его желание получить заработанные гроши, убеждал в том, что люди искусства не должны заботиться о материальной стороне жизни.


Часть суммы семнадцатилетний Шостакович выторговал, остальное можно было получить только по суду. Через некоторое время, когда Дмитрий уже имел некоторую известность в музыкальных кругах, его пригласили на вечер памяти Акима Львовича. Композитор пришел и поделился своими воспоминаниями об опыте работы с Волынским. Организаторы вечера пришли в негодование.

В 1923 году Дмитрий Дмитриевич окончил Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а еще через два года – по классу композиции. Дипломной работой музыканта стала Симфония №1. Произведение было впервые исполнено в 1926 году в Ленинграде. Зарубежная премьера симфонии состоялась годом позже в Берлине.

Творчество

В тридцатые годы прошлого века Шостакович представил поклонникам своего творчества оперу «Леди Макбет Мценского уезда». В этот период он также закончил работу над пятью своими симфониями. В 1938 году музыкант сочинил «Джазовую сюиту». Наиболее известным фрагментом этого произведения стал «Вальс №2».

Появление в советской печати критики относительно музыки Шостаковича заставило его пересмотреть свой взгляд на некоторые работы. По этой причине Четвертая симфония не была представлена публике. Шостакович остановил репетиции незадолго до премьеры. Публика услышала Четвертую симфонию только в шестидесятые годы двадцатого века.

После Дмитрий Дмитриевич считал партитуру произведения утерянной и стал заниматься переработкой сохранившихся у него набросков для фортепианного ансамбля. В 1946 году в архивах документов были найдены копии партий Четвертой симфонии для всех инструментов. Через 15 лет произведение было представлено публике.

Великая Отечественная война застала Шостаковича в Ленинграде. В это время композитор начал работу над Седьмой симфонией. Покидая блокадный Ленинград, Дмитрий Дмитриевич увозил с собой наброски будущего шедевра. Седьмая симфония прославила Шостаковича. Наиболее широко она известна как «Ленинградская». Симфония была впервые исполнена в Куйбышеве в марте 1942 года.

Окончание войны Шостакович ознаменовал сочинением Девятой Симфонии. Ее премьера состоялась в Ленинграде 3 ноября 1945 года. Через три года композитор оказался в числе музыкантов, попавших в опалу. Его музыка была признана «чужой советскому народу». Шостаковича лишили звания профессора, полученного в 1939 году.


Учитывая тенденции времени, Дмитрий Дмитриевич в 1949 году представил публике кантату «Песнь о лесах». Основной задачей произведения было восхваление Советского союза и его триумфального восстановления в послевоенные годы. Кантата принесла композитору Сталинскую премию и хорошее расположение критиков и властей.

В 1950 году музыкант, вдохновленный творчеством Баха и пейзажами Лейпцига, начал сочинение 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано. Десятая симфония была написана Дмитрием Дмитриевичем в 1953 году, после восьмилетнего перерыва в работе над симфоническими произведениями.


Через год композитор создал Одиннадцатую симфонию, получившую название «1905 год». Во второй половине пятидесятых годов композитор углубился в жанр инструментального концерта. Его музыка стала более разнообразной по форме и настроению.

В последние годы своей жизни Шостакович написал еще четыре симфонии. Он также стал автором нескольких вокальных произведений и струнных квартетов. Последней работой Шостаковича была Соната для альта и фортепиано.

Личная жизнь

Близкие к композитору люди вспоминали, что его личная жизнь началась неудачно. В 1923 году Дмитрий встретил девушку по имени Татьяна Гливенко. У молодых людей были взаимные чувства, но Шостакович, обремененный нуждой, не осмелился сделать возлюбленной предложение. Девушка, которой было 18 лет, подыскала себе другую партию. Через три года, когда дела Шостаковича немного наладились, он предложил Татьяне уйти от мужа к нему, но возлюбленная отказала.


Дмитрий Шостакович с первой женой Ниной Вазар

Через некоторое время Шостакович женился. Его избранницей стала Нина Вазар. Жена отдала Дмитрию Дмитриевичу двадцать лет жизни и родила двоих детей. В 1938 году Шостакович стал отцом в первый раз. У него родился сын Максим. Младшим ребенком в семье была дочь Галина. Первая жена Шостаковича скончалась в 1954 году.


Дмитрий Шостакович с женой Ириной Супинской

Композитор был женат трижды. Второй его брак оказался скоротечным, Маргарита Кайнова и Дмитрий Шостакович не сошлись характерами и быстро оформили развод.

Третий раз композитор вступил в брак в 1962 году. Супругой музыканта стала Ирина Супинская. Третья жена преданно ухаживала за Шостаковичем в годы болезни.

Болезнь

Во второй половине шестидесятых годов Дмитрий Дмитриевич заболел. Его болезнь не поддавалась диагностике, а советские врачи только разводили руками. Супруга композитора вспоминала, что мужу назначали курсы витаминов для замедления процесса развития болезни, но недуг прогрессировал.

Шостакович страдал от болезни Шарко (боковой амиотрофический склероз). Попытки вылечить композитора предпринимали американские специалисты и советские врачи. По совету Ростроповича Шостакович отправился в Курган на прием к доктору Илизарову. Лечение, предложенное врачом, помогло на некоторое время. Болезнь продолжала прогрессировать. Шостакович боролся с недугом, делал специальную зарядку, принимал лекарства по часам. Утешением для него было регулярное посещение концертов. На фото тех лет композитор чаще всего изображен вместе с женой.


Ирина Супинская ухаживала за мужем до последних его дней

В 1975 году Дмитрий Дмитриевич с супругой отправились в Ленинград. Там должен был состояться концерт, на котором исполняли романс Шостаковича. Исполнитель забыл начало, чем очень взволновал автора. По возвращению домой супруга вызвала для мужа “скорую помощь”. У Шостаковича диагностировали инфаркт и отвезли композитора в больницу.


Жизнь Дмитрия Дмитриевича оборвалась 9 августа 1975 года. В этот день он собирался смотреть с женой футбол в больничной палате. Дмитрий отослал Ирину за почтой, а когда она вернулась, супруг был уже мертв.

Похоронен композитор на Новодевичьем кладбище.

Весной 1926 года оркестр Ленинградской филармонии под управлением Николая Малько впервые сыграл Первую симфонию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906 – 1975). В письме к киевской пианистке Л. Изаровой Н. Малько писал: "Только что вернулся с концерта. Дирижировал в первый раз симфонией молодого ленинградца Мити Шостаковича. У меня такое ощущение, будто я открыл новую страницу в истории русской музыки".

Прием симфонии публикой, оркестром, прессой нельзя назвать просто успехом, это был триумф. Таким же стало шествие ее по самым прославленным симфоническим эстрадам мира. Над партитурой симфонии склонились Отто Клемперер, Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герман Абендрот, Леопольд Стоковский. Им, дирижерам-мыслителям, казалось неправдоподобным соотношение уровня мастерства и возраста автора. Поражала полная свобода, с которой девятнадцатилетний композитор распоряжался всеми ресурсами оркестра для воплощения своих идей, и сами идеи поражали весенней свежестью.

Симфония Шостаковича была по-настоящему первой симфонией из нового мира, над которым пронеслась октябрьская гроза. Поразительным был контраст между музыкой, полной жизнерадостности, буйного расцвета молодых сил, тонкой, застенчивой лирики и мрачным экспрессионистским искусством многих зарубежных современников Шостаковича.

Минуя обычный юношеский этап, Шостакович уверенно шагнул в зрелость. Эту уверенность дала ему великолепная школа. Уроженец Ленинграда, он получил образование в стенах Ленинградской консерватории в классах пианиста Л. Николаева и композитора М. Штейнберга. Леонид Владимирович Николаев, вырастивший одну из самых плодоносных ветвей советской пианистической школы, как композитор был учеником Танеева, в свою очередь бывшего учеником Чайковского. Максимилиан Осеевич Штейнберг - ученик Римского-Корсакова и последователь его педагогических принципов и методов. От своих учителей Николаев и Штейнберг унаследовали совершенную ненависть к дилетантизму. В их классах царил дух глубокого уважения к труду, к тому, что Равель любил обозначать словом metier - ремесло. Потому-то так высока была культура мастерства уже в первом крупном произведении композитора-юноши.

С тех пор прошло много лет. К Первой симфонии прибавилось еще четырнадцать. Возникло пятнадцать квартетов, два трио, две оперы, три балета, два фортепианных, два скрипичных и два виолончельных концерта, романсные циклы, сборники фортепианных прелюдий и фуг, кантаты, оратории, музыка к множеству фильмов и драматических спектаклей.

Ранний период творчества Шостаковича совпадает с концом двадцатых годов, временем бурных дискуссий по кардинальным вопросам советской художественной культуры, когда выкристаллизовывались основы метода и стиля советского искусства - социалистического реализма. Как и многие представители молодого, и не только молодого поколения советской художественной интеллигенции, Шостакович отдает дань увлечению экспериментальными работами режиссера В. Э. Мейерхольда, операми Альбана Берга ("Воццек"), Эрнста Кшенека ("Прыжок через тень", "Джонни"), балетными постановками Федора Лопухова.

Сочетание острой гротесковости с глубоким трагизмом, типичное для многих явлений пришедшего из-за рубежа экспрессионистского искусства, тоже привлекает внимание молодого композитора. Вместе с тем в нем всегда живет преклонение перед Бахом, Бетховеном, Чайковским, Глинкой, Берлиозом. Одно время его волнует грандиозная симфоническая эпопея Малера: глубина заключенных в ней этических проблем: художник и общество, художник и современность. Но ни один из композиторов ушедших эпох не потрясает его так, как Мусоргский.

В самом начале творческого пути Шостаковича, в пору исканий, увлечений, споров, рождается его опера "Нос" (1928) - одно из наиболее дискуссионных произведений его творческой юности. В этой опере на гоголевский сюжет, сквозь ощутимые влияния мейерхольдовского "Ревизора", музыкальной эксцентрики, проглядывали яркие черты, роднящие "Нос" с оперой Мусоргского "Женитьба". В творческой эволюции Шостаковича "Нос" сыграл значительную роль.

Начало 30-х годов отмечено в биографии композитора потоком произведений разных жанров. Здесь - балеты "Золотой век" и "Болт", музыка к постановке Мейерхольда пьесы Маяковского "Клоп", музыка к нескольким спектаклям ленинградского Театра рабочей молодежи (ТРАМ), наконец, первый приход Шостаковича в кинематографию, создание музыки к фильмам "Одна", "Златые горы", "Встречный"; музыка к эстрадно-цирковому представлению ленинградского Мюзик-холла "Условно убитый"; творческое общение со смежными искусствами: балетом, драматическим театром, кино; возникновение первого романсного цикла (на стихи японских поэтов) - свидетельство потребности композитора конкретизировать образный строй музыки.

Центральное место среди сочинений Шостаковича первой половины 30-х годов занимает опера "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова"). Основу ее драматургии составляет произведение Н. Лескова, жанр которого автор обозначил словом "очерк", как бы подчеркивая этим подлинность, достоверность событий, портретность действующих лиц. Музыка "Леди Макбет" - трагедийное повествование о страшной эпохе произвола и бесправия, когда в человеке убивали все человеческое, его достоинство, мысли, стремления, чувства; когда облагались и правили поступками первобытные инстинкты и сама жизнь, закованная в кандалы, шла по нескончаемым трактам России. На одном из них Шостакович и увидел свою героиню - бывшую купчиху, каторжницу, полной ценой расплатившуюся за преступное свое счастье. Увидел - и взволнованно рассказал судьбе ее в своей опере.

Ненависть к старому миру, миру насилия, лжи и бесчеловечности проявляется во многих произведениях Шостаковича, в разных жанрах. Она - сильнейшая антитеза положительных образов, идей, определяющих художническое, общественное credo Шостаковича. Вера в неодолимую силу Человека, восхищение богатством душевного мира, сочувствие его страданиям, страстная жажда участвовать в борьбе за его светлые идеалы - вот важнейшие черты этого credo. Оно сказывается особенно полно в его узловых, этапных произведениях. Среди них - одно из важнейших, возникшая в 1936 году Пятая симфония, начавшая собой новый этап творческой биографии композитора, новую главу истории советской культуры. В этой симфонии, которую можно назвать "оптимистической трагедией", автор приходит к глубокой философской проблеме становления личности своего современника.

Судя по музыке Шостаковича, жанр симфонии всегда был для него трибуной, с которой должно произносить только самые важные, самые пламенные речи, направленные к достижению наиболее высоких этических целей. Симфоническая трибуна воздвигнута не для красноречия. Это плацдарм воинствующей философской мысли, борющейся за идеалы гуманизма, обличающей зло и низость, как бы еще раз утверждающей знаменитое гётевское положение:

Лишь тот достоин счастья и свободы, то каждый день за них идет на бой! Показательно, что ни одна из пятнадцати написанных Шостаковичем симфоний не уходит от современности. О Первой говорилось выше, Вторая - симфоническое посвящение Октябрю, Третья - "Первомайская". В них композитор обращается к поэзии А. Безыменского и С. Кирсанова, чтобы ярче раскрыть пламенеющую в них радость и торжественность революционных празднеств.

Но уже с Четвертой симфонии, написанной в 1936 году, в мир радостного постижения жизни, добра и приветливости входит какая-то чужая, злобная сила. Она принимает разные обличья. Где-то она грубо ступает по земле, покрытой весенней зеленью, циничной ухмылкой оскверняет чистоту и искренность, злобствует, грозит, предвещает гибель. Она внутренне близка мрачным темам, грозящим человеческому счастью со страниц партитур последних трех симфоний Чайковского.

И в Пятой и во II части Шестой симфонии Шостаковича она, эта грозная сила, дает о себе знать. Но только в Седьмой, Ленинградской симфонии она подымается во весь свой рост. Внезапно в мир философских раздумий, чистых мечтаний, спортивной бодрости, по-левитановски поэтичных пейзажей вторгается жестокая и страшная сила. Она пришла за тем, чтобы смести этот чистый мир и утвердить мрак, кровь, смерть. Вкрадчиво, издалека доносится еле слышный шорох маленького барабана, и на его четком ритме выступает жесткая, угловатая тема. С тупой механистичностью повторяясь одиннадцать раз и набирая силы, она обрастает хриплыми, рычащими, какими-то косматыми звучаниями. И вот во всей своей устрашающей наготе по земле ступает человекозверь.

В противовес "теме нашествия", в музыке зарождается и крепнет "тема мужества". Предельно насыщен горечью утрат монолог фагота, заставляющий вспомнить некрасовские строки: "То слезы бедных матерей, им не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве". Но сколь бы скорбны ни были утраты, жизнь заявляет о себе поминутно. Эта идея пронизывает Скерцо - II часть. И отсюда, через размышления (III часть), ведет к победно звучащему финалу.

Свою легендарную Ленинградскую симфонию композитор писал в доме, поминутно сотрясаемом взрывами. В одном из своих выступлении Шостакович говорил: "С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка".

Страстно ненавидя зло и насилие, композитор-гражданин обличает врага, того, кто сеет войны, ввергающие народы в пучины бедствий. Вот почему тема войны надолго приковывает к себе помыслы композитора. Она звучит в грандиозной по масштабам, по глубине трагедийных конфликтов Восьмой, сочиненной в 1943 году, в Десятой и Тринадцатой симфониях, в фортепианном трио, написанном в память И. И. Соллертинского. Эта тема проникает и в Восьмой квартет, в музыку к фильмам "Падение Берлина", "Встреча на Эльбе", "Молодая гвардия", В статье, посвященной первой годовщине Дня победы, Шостакович писал: "Победа обязывает не в меньшей степени, чем война, которая велась во имя победы. Разгром фашизма - только этап в неудержимом наступательном движении человека, в осуществлении прогрессивной миссии советского народа".

Девятая симфония, первое послевоенное произведение Шостаковича. Она была исполнена впервые осенью 1945 года, в какой-то мере эта симфония не оправдала ожиданий. В ней нет монументальной торжественности, которая могла бы воплотить в музыке образы победного завершения войны. Но в ней другое: непосредственная радость, шутка, смех, будто огромная тяжесть упала с плеч, и в первый раз за столько лет можно было без штор, без затемнений зажечь свет, и все окна домов засветились радостью. И только в предпоследней части возникает как бы суровое напоминание о пережитом. Но ненадолго воцаряется сумрак - музыка снова возвращается в мир света веселья.

Восемь лет отделяют Десятую симфонию от Девятой. Такого перерыва в симфонической летописи Шостаковича никогда еще не было. И снова перед нами произведение, полное трагедийных коллизий, глубоких мировоззренческих проблем, захватывающее своим пафосом повествования об эпохе великих потрясений, эпохе великих надежд человечества.

Особое место в списке симфоний Шостаковича занимают Одиннадцатая и Двенадцатая.

Прежде чем обратиться к Одиннадцатой симфонии, написаннной в 1957 году, необходимо вспомнить о Десяти поэмах для смешанного хора (1951) на слова революционных поэтов XIX - начала XX столетия. Стихи поэтов-революционеров: Л. Радина, А. Гмырева, А. Коца, В. Тана-Богораза вдохновили Шостаковича на создание музыки, каждый такт которой сочинен им, и вместе с тем родствен песням революционного подполья, студенческих сходок, звучавших и в казематах Бутырок, и в Шушенском, и в Люнжюмо, на Капри, песням, которые были и семейной традицией в доме родителей композитора. Его дед - Болеслав Болеславович Шостакович - за участие в Польском восстании 1863 года был сослан. Сын его, Дмитрий Болеславович, отец композитора, в студенческие годы и после окончания Петербургского университета близко связан с семьей Лукашевичей, один из членов которой вместе с Александром Ильичей Ульяновым готовил покушение на Александра III. 18 лет провел Лукашевич в Шлиссельбургской крепости.

Одно из самых сильных впечатлений всей жизни Шостаковича датировано 3 апреля 1917 года, днем приезда В. И. Ленина в Петроград. Вот как рассказывает об этом композитор. "Я был свидетелем событий Октябрьской революции, был среди тех, кто слушал Владимира Ильича на площади перед Финляндским вокзалом в день его приезда в Петроград. И, хотя я был тогда очень молод, это навсегда запечатлелось в моей памяти".

Тема революции вошла в плоть и кровь композитора еще в детские годы и мужала в нем вместе с ростом сознания, становясь одной из его основ. Эта тема откристаллизовалась в Одиннадцатой симфонии (1957), носящей наименование "1905 год". Каждая ее часть имеет свое название. По ним можно ясно представить себе идею и драматургию произведения: "Дворцовая площадь", "9 января", "Вечная память", "Набат". Симфония пронизана интонациями песен революционного подполья: "Слушай", "Арестант", "Вы жертвою пали", "Беснуйтесь, тираны", "Варшавянка". Они придают насыщенному музыкальному повествованию особенную взволнованность и достоверность исторического документа.

Посвященная памяти Владимира Ильича Ленина, Двенадцатая симфония (1961)- произведение эпической мощи - продолжает инструментальный сказ о революции. Как и в Одиннадцатой, программные наименования частей дают совершенно отчетливое представление о ее содержании: "Революционный Петроград", "Разлив", "Аврора", "Заря человечества".

Тринадцатая симфония Шостаковича (1962) по жанру близка оратории. Она написана для необычного состава: симфонического оркестра, хора басов и солиста баса. Текстовую основу пяти частей симфонии составляют стихи Евг. Евтушенко: "Бабий Яр", "Юмор", "В магазине", "Страхи" и "Карьера". Идея симфонии, ее пафос - обличение зла во имя борьбы за правду, за человека. И в этой симфонии сказывается присущий Шостаковичу активный, наступательный гуманизм.

После семилетнего перерыва, в 1969 году, создана Четырнадцатая симфония, написанная для камерного оркестра: струнных, небольшого количества ударных и двух голосов - сопрано и баса. В симфонии звучат стихи Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, М. Рильке и Вильгельма Кюхельбекера, Посвященная Бенджамину Бриттену симфония написана, по словам ее автора, под впечатлением "Песен и плясок смерти" М. П. Мусоргского. В великолепной статье "Из глубины глубин", посвященной Четырнадцатой симфонии, Мариэтта Шагинян писала: "...Четырнадцатая симфония Шостаковича, кульминация его творчества. Четырнадцатая симфония,- мне бы хотелось назвать ее первыми "Страстями Человеческими" новой эпохи,- убедительно говорит, насколько нужны нашему времени и углубленная трактовка нравственных противоречий, и трагедийное осмысление душевных испытаний ("страстей"), сквозь искус которых проходит человечество".

Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича сочинена летом 1971 года. После многолетнего перерыва композитор возвращается к чисто инструментальной партитуре симфонии. Светлый колорит "игрушечного скерцо" I части ассоциируется с образами детства. В музыку органично "вписывается" тема из увертюры Россини "Вильгельм Телль". Траурная музыка начала II части в мрачном звучании медной группы рождает мысли об утрате, о первом страшном горе. Зловещей фантастикой наполнена музыка II части, какими-то чертами напоминающая сказочный мир "Щелкунчика". В начале IV части Шостакович снова прибегает к цитате. На этот раз это - тема судьбы из "Валькирии", предопределяющая трагическую кульминацию дальнейшего развития.

Пятнадцать симфоний Шостаковича - пятнадцать глав летописи-эпопеи нашего времени. Шостакович стал в ряды тех, кто активно и непосредственно преобразует мир. Его оружие - музыка, ставшая философией, философия - ставшая музыкой.

Творческие устремления Шостаковича охватывают все существующие жанры музыки - от массовой песни из "Встречного" до монументальной оратории "Песнь о лесах", опер, симфоний, инструментальных концертов. Значительный раздел его творчества посвящен камерной музыке, один из опусов которой - "24 прелюдии и фуги" для фортепиано занимает особое место. После Иоганна Себастьяна Баха к полифоническому циклу такого рода и масштаба мало кто отваживался прикоснуться. И дело не в наличии или отсутствии соответствующей техники, особого рода мастерства. "24 прелюдии и фуги" Шостаковича не только свод полифонической мудрости XX века, они ярчайший показатель силы и напряжения мышления, проникающего в глубь сложнейших явлений. Этот тип мышления сродни интеллектуальной мощи Курчатова, Ландау, Ферми, и потому прелюдии и фуги Шостаковича поражают не только высоким академизмом раскрытия тайн баховского многоголосия, а прежде всего философичностью мышления, проникающего действительно в "глубины глубин" своего современника, движущих сил, противоречий и пафоса эпохи великих преобразований.

Рядом с симфониями большое место в творческой биографии Шостаковича занимают его пятнадцать квартетов. В этом скромном по количеству исполнителей ансамбле композитор обращается к тематическому кругу, близкому тому, о котором он повествует в симфониях. Не случайно некоторые квартеты возникают почти одновременно с симфониями, являясь их своеобразными "спутниками".

В симфониях композитор обращается к миллионам, продолжая в этом смысле линию бетховенского симфонизма, квартеты же адресованы более узкому, камерному кругу. С ним он делится тем, что волнует, радует, гнетет, о чем мечтается.

Ни один из квартетов не имеет специального названия, помогающего понять его содержание. Ничего, кроме порядкового номера. И тем не менее смысл их понятен каждому, кто любит и умеет слушать камерную музыку. Первый квартет - ровесник Пятой симфонии. В его жизнерадостном строе, близком неоклассицизму, с задумчивой сарабандой I части, по-гайдновски искрящимся финалом, порхающим вальсом и задушевным русским запевом альта, протяжным и ясным, чувствуется исцеление от тяжких дум, одолевавших героя Пятой симфонии.

Мы помним, как в годы войны важна была лирика в стихах, песнях, письмах, как умножало душевные силы лирическое тепло нескольких задушевных фраз. Им проникнуты вальс и романс Второго квартета, написанного в 1944 году.

Как непохожи друг на друга образы Третьего квартета. В нем и беззаботность юности, и мучительные видения "сил зла", и полевое напряжение отпора, и лирика, соседствующая с философским раздумьем. Пятый квартет (1952), предваряющий Десятую симфонию, а в еще большей степени Восьмой квартет (I960) наполнены трагическими видениями - воспоминаниями военных лет. В музыке этих квартетов, как и в Седьмой, Десятой симфониях, резко противостоят силы света и силы тьмы. На титульном листе Восьмого квартета значится: "Памяти жертв фашизма и войны". Этот квартет написан в течение трех дней в Дрездене, куда Шостакович выехал для работы над музыкой к кинофильму "Пять дней, пять ночей".

Наряду с квартетами, в которых отражен "большой мир" с его конфликтами, событиями, жизненными коллизиями, у Шостаковича есть квартеты, которые звучат как страницы дневника. В Первом они жизнерадостны; в Четвертом говорят о самоуглублении, созерцании, покое; в Шестом - раскрываются картины единения с природой, глубокой умиротворенности; в Седьмом и Одиннадцатом - посвященным памяти близких людей, музыка достигает почти речевой выразительности, особенно в трагедийных кульминациях.

В Четырнадцатом квартете особенно ощутимы характерные черты русского мелоса. В І части музыкальные образы захватывают романтической манерой высказывания широкой амплитуды чувствований: от проникновенного восхищения перед красотами природы до порывов душевного смятения, возвращающегося к покою и умиротворенности пейзажа. Адажио Четырнадцатого квартета заставляет вспомнить русский по духу запев альта в Первом квартете. В III - финальной части - музыка очерчена танцевальными ритмами, звучащими то более, то менее отчетливо. Оценивая Четырнадцатый квартет Шостаковича, Д. Б. Кабалевский говорит о "бетховенском начале" его высокого совершенства.

Пятнадцатый квартет впервые прозвучал осенью 1974 года. Структура его необычна, он состоит из шести частей, следующих без перерыва одна за другой. Все части идут в медленном темпе: Элегия, Серенада, Интермеццо, Ноктюрн, Траурный марш и Эпилог. Пятнадцатый квартет поражает глубиной философской мысли, столь свойственной Шостаковичу во многих произведениях и этого жанра.

Квартетное творчество Шостаковича являет собой одну из вершин развития жанра в послебетховенский период. Так же, как в симфониях, здесь царит мир высоких идей, раздумий, философских обобщений. Но, в отличие от симфоний, в квартетах есть та интонация доверительности, которая мгновенно будит эмоциональный отклик аудитории. Это свойство квартетов Шостаковича роднит их с квартетами Чайковского.

Рядом с квартетами, по праву одно из высших мест в камерном жанре занимает Фортепианный квинтет, написанный в 1940 году, произведение, сочетающее глубокий интеллектуализм, особенно сказывающийся в Прелюдии и Фуге, и тонкую эмоциональность, где-то заставляющую вспомнить левитановские пейзажи.

К камерной вокальной музыке композитор обращается все чаще в послевоенные годы. Возникают Шесть романсов на слова У. Ралея, Р. Бёрнса, В. Шекспира; вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии"; Два романса на стихи М. Лермонтова, Четыре монолога на стихи А. Пушкина, песни и романсы на стихи М. Светлова, Е. Долматовского, цикл "Испанские песни", Пять сатир на слова Саши Черного, Пять юморесок на слова из журнала "Крокодил", Сюита на стихи М. Цветаевой.

Такое обилие вокальной музыки на тексты классиков поэзии и советских поэтов свидетельствует о широком круге литературных интересов композитора. В вокальной музыке Шостаковича поражает не только тонкость ощущения стиля, почерка поэта, но и умение воссоздать национальные особенности музыки. Это особенно ярко в "Испанских песнях", в цикле "Из еврейской народной поэзии", в романсах на стихи английских поэтов. Традиции русской романсной лирики, идущие от Чайковского, Танеева, слышатся в Пяти романсах, "пяти днях" на стихи Е. Долматовского: "День встречи", "День признаний", "День обид", "День радости", "День воспоминаний".

Особое место занимают "Сатиры" на слова Саши Черного и "Юморески" из "Крокодила". В них отражена любовь Шостаковича к Мусоргскому. Она возникла в юные годы и проявилась сначала в его цикле "Басен Крылова", затем - в опере "Нос", затем - в "Катерине Измайловой" (особенно в IV акте оперы). Трижды обращается Шостакович непосредственно к Мусоргскому, наново оркеструя и редактируя "Бориса Годунова" и "Хованщину" и впервые оркеструя "Песни и пляски смерти". И снова преклонение перед Мусоргским сказывается в поэме для солиста, хора и оркестра - "Казнь Степана Разина" на стихи Евг. Евтушенко.

Какой же сильной и глубокой должна быть привязанность к Мусоргскому, если, обладая такой яркой индивидуальностью, узнать которую можно безошибочно по двум-трем фразам, Шостакович так смиренно, с такой любовью - не подражает, нет, а перенимает и по-своему трактует манеру письма великого музыканта-реалиста.

Когда-то, восхищаясь гением Шопена, только что появившегося на европейском музыкальном небосклоне, Роберт Шуман писал: "Если бы жив был Моцарт, он написал бы концерт Шопена". Перефразируя Шумана, можно сказать: если б жил Мусоргский, он написал бы "Казнь Степана Разина" Шостаковича. Дмитрий Шостакович - выдающийся мастер театральной музыки. Ему близки разные жанры: опера, балет, музыкальная комедия, эстрадные представления (Мюзик-холл), драматический театр. К ним же примыкает музыка к кинофильмам. Назовем только несколько работ в этих жанрах из более чем тридцати кинофильмов: "Златые горы", "Встречный", "Трилогия о Максиме", "Молодая гвардия", "Встреча на Эльбе", "Падение Берлина", "Овод", "Пять дней - пять ночей", "Гамлет", "Король Лир". Из музыки к драматическим спектаклям: "Клоп" В. Маяковского, "Выстрел" А. Безыменского, "Гамлет" и "Король Лир" В. Шекспира, "Салют, Испания" А. Афиногенова, "Человеческая комедия" О. Бальзака.

Как ни различны по жанрам и масштабам работы Шостаковича в кино и театре, их объединяет одна общая черта - музыка создает свой, как бы "симфонический ряд" воплощения идей и характеров, оказывающий влияние на атмосферу фильма или спектакля.

Несчастливо сложилась судьба балетов. Здесь вина целиком падает на неполноценную сценарную драматургию. Но музыка, наделенная яркой образностью, юмором, блестяще звучащая в оркестре, сохранилась в виде сюит и занимает заметное место в репертуаре симфонических концертов. С большим успехом на многих сценах советских музыкальных театров идет балет "Барышня и хулиган" на музыку Д. Шостаковича по либретто А.Белинского, взявшего в основу киносценарий В. Маяковского.

Дмитрий Шостакович внес большой вклад в жанр инструментального концерта. Первым написан фортепианный концерт до минор с солирующей трубой (1933). Своей молодостью, озорством, юношеской обаятельной угловатостью концерт напоминает Первую симфонию. Через четырнадцать лет появляется глубокий по мысли, великолепный по размаху, по виртуозному блеску, скрипичный концерт; за ним, в 1957 году, Второй фортепианный концерт, посвященный сыну, Максиму, рассчитанный на детское исполнение. Список концертной литературы, вышедшей из-под пера Шостаковича, завершают виолончельные концерты (1959, 1967) и Второй скрипичный концерт (1967). Концерты эти - менее всего рассчитаны на "упоение техническим блеском". По глубине мысли и напряженной драматургии они занимают место рядом с симфониями.

Перечень сочинений, приведенный в данном очерке, включает только наиболее типичные произведения в основных жанрах. За пределами списка остались десятки названий в разных разделах творчества.

Путь его к мировой славе,- путь одного из величайших музыкантов ХХ столетия, смело устанавливающего новые вехи мировой музыкальной культуры. Путь его к мировой славе, путь одного из тех людей, для которых жить - значит быть в самой гуще событий каждого для своего времени, глубоко вникать в смысл происходящего, занимать справедливую позицию в спорах, столкновениях мнений, в борьбе и откликаться всеми силами своего гигантского дарования на все то, что выражено одним великим словом - Жизнь.

Дмитрий Шостакович (1906 – 1975) – выдающийся русский композитор, классик ХХ века. Творческое наследие огромно по объему и универсально по охвату различных жанров. Шостакович – крупнейший симфонист ХХ века (15 симфоний). Многообразие и оригинальность его симфонических концепций, их высокое философско-этическое содержание (4, 5, 7, 8, 13, 14, 15 симфонии). Опора на традиции классики (Бах, Бетховен, Чайковский, Малер) и смелые новаторские прозрения.

Произведения для музыкального театра (оперы «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда», балеты «Золотой век», «Светлый ручей», оперетта «Москва – Черемушки»). Музыка к кинофильмам («Златые горы», «Встречный», трилогия «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», «Встреча на Эльбе», «Овод», «Король Лир» и др.).

Камерно-инструментальная и вокальная музыка, в т.ч. «Двадцать четыре прелюдии и фуги», сонаты для фортепиано, скрипки и фортепиано, альта и фортепиано, два фортепианных трио, 15 квартетов. Концерты для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром.

Периодизация творчества Шостаковича: ранний (до 1925 года), средний (до 1960-х годов), поздний (последние 10 -15 лет) периоды. Особенности эволюции и индивидуальное своеобразие стиля композитора: множественность составляющих элементов при высочайшей интенсивности их синтеза (звукообразы музыки современного быта, русская народная песенность, речевые, ораторские и ариозно-романсовые интонации, элементы, заимствованные из музыкальной классики, и самобытный ладоинтонационный строй авторской музыкальной речи). Культурно-историческое значение творчества Д. Шостаковича.

Сегодня мы узнаем о советском и русском композиторе и пианисте Дмитрии Шостаковиче. Кроме названых профессий, он также был музыкально-общественным деятелем, педагогом и профессором. Шостакович, биография которого будет рассмотрена в статье, имеет множество наград. Его творческий путь был тернистым, как путь всякого гения. Не зря его считают одним из крупнейших композиторов прошлого века. Дмитрий Шостакович написал 15 симфоний, 3 оперы, 6 концертов, 3 балета и множество произведений камерной музыки для кино и театра.

Происхождение

Интересный заголовок, не правда ли? Шостакович, биография которого является темой этой статьи, имеет весомую родословную. Прадед композитора был ветеринаром. В исторических документах сохранились сведения о том, что сам Петр Михайлович причислял себя к стану крестьян. При этом он был вольнослушающим студентом Виленской медико-хирургической академии.

В 1830-х годах был участником польского восстания. После того как оно было подвалено властями, Петр Михайлович со своей спутницей Марией был отправлен на Урал. В 40-вые годы семейство проживало в Екатеринбурге, где у пары в январе 1845 года родился сын, которого назвали Болеслав-Артур. Болеслав был почетным жителем Иркутска и имел право повсеместного проживания. Сын Дмитрий Болеславович родился в то время, когда молодая семья проживала в Нарыме.

Детство, молодость

Шостакович, краткая биография которого представлена в статье, родился в 1906 году, в доме, где позже Д. И. Менделеев арендовал территорию для Городской поверочной палатки. Мысли о музыке сформировались у Дмитрия примерно к 1915 году, в то время он стал студентом Коммерческой гимназии М. Шидловской. Если быть конкретнее, то мальчик заявил о том, что хочет связать свою жизнь с музыкой, после просмотра оперы Н. А. Римского-Корсакова под названием «Сказка о царе Салтане». Самые первые уроки фортепиано мальчику преподавала его мать. Благодаря её упорству и желанию Дмитрия через полгода он смог сдать вступительные экзамены в популярную на то время музыкальную школу И. А. Гляссера.

За время обучения мальчик достиг определенных успехов. Но в 1918 году парень покинул школу И. Гляссера по собственному желанию. Причиной этому послужило то, что преподаватель и ученик имели разную точку зрения на композицию. Через год о парне хорошо отозвался А. К. Глазунов, у которого Шостакович проходил слушание. Вскоре парень поступает в Петроградскую консерваторию. Там он обучается гармонии и оркестровке под руководством М. О. Штейнберга, контрапункту и фуге - у Н. Соколова. Помимо этого, парень также изучал дирижирование. Уже к концу 1919 года Шостакович создал первое оркестровое сочинение. Затем Шостакович (краткая биография - в статье) поступает в класс фортепиано, где обучается совместно Марией Юдиной и Владимиром Софроницким.

Приблизительно в это же время свою деятельность разворачивает «Кружок Анны Фогт», который ориентируется на новейшие западные веяния. Одним из активистом организации становится молодой Дмитрий. Здесь он знакомится с такими композиторами, как Б. Афанасьев, В. Щербачев.

В консерватории молодой человек учился очень прилежно. У него было истинное рвение и жажда знаний. И всё это при том, что время было очень напряженное: Первая мировая война, революционные события, гражданская война, голод и беспредел. Конечно же, все эти внешние события не могли обойти стороной консерваторию: в ней было очень холодно, а добраться туда можно было через раз. Обучение зимой было испытанием. Из-за этого многие студенты пропускали занятия, но только не Дмитрий Шостакович. Биография его демонстрирует упорство и твердую веру в себя на протяжении всей жизни. Невероятно, но почти каждый вечер он посещал концерты Петроградской филармонии.

Время было очень тяжелое. В 1922 году умирает отец Дмитрия, и вся семья оказывается без денег. Дмитрий не растерялся и начал искать работу, но вскоре ему пришлось перенести сложную операцию, которая чуть не стоила ему жизни. Несмотря на это, он быстро восстановился и устроился работать пианистом-тапёром. В это трудное время большую помощь оказал ему Глазунов, который позаботился о том, чтобы Шостакович получал персональную стипендию и имел дополнительный паек.

Жизнь после консерватории

Что же делает дальше Д. Шостакович? Биография его явно показывает, что жизнь его особо не жалела. Не убыл ли от этого его дух? Вовсе нет. В 1923 году молодой человек заканчивает консерваторию. В аспирантуре парень преподавал чтение партитур. По старой традиции известнейших композиторов он планировал стать гастролирующим пианистом и композитором. В 1927 парень получает почетный диплом на конкурсе имени Шопена, который проходил в Варшаве. Там он исполнил сонату, которую сам написал для дипломной работы. Но первым это сонату заметил дирижер Бруно Вальтер, который попросил Шостаковича немедленно прислать ему партитуру в Берлин. После этого Симфонию исполняли Отто Клемперер, Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини.

Также в 1927 году композитор пишет оперу «Нос» (Н. Гоголь). Вскоре он знакомится с И. Соллертинским, который обогащает молодого человека полезными знакомствами, историями и мудрыми советами. Эта дружба проходит через жизнь Дмитрия красной лентой. В 1928 году, после знакомства с В. Мейерхольдом, работает пианистом в одноименном театре.

Написание трех симфоний

А тем временем жизнь идет вперед. Композитор Шостакович, биография которого напоминает американские горки, пишет оперу «Леди Макбет Мценского уезда», которая полтора сезона вызывает у публики восторг. Но вскоре «горка» идет вниз - советская власть просто уничтожает эту оперу руками журналистов.

В 1936 году композитор заканчивает писать Четвертую симфонию, которая является пиком его творчества. К сожалению, впервые услышать её получилось только в 1961 году. Это произведение имело поистине монументальный размах. Оно сочетало в себе пафос и гротеск, лирику и интим. Считается, что именно эта симфония обозначила начало зрелого периода в творчестве композитора. В 1937 году мужчина пишет Пятую Симфонию, которую товарищ Сталин воспринял положительно и даже прокомментировал её в газете «Правда».

Эта симфония отличалась от предыдущих ярко выраженным драматическим характером, который был умело замаскирован Дмитрием в обычную симфоническую форму. Также с этого года он преподавал класс композиции в Ленинградской консерватории и вскоре стал профессором. И вот в ноябре 1939 года он презентует свою Шестую симфонию.

Время войны

Первые месяцы войны Шостакович проводит в Ленинграде, где начинает работать над следующей симфонией. Седьмая симфония была исполнена в 1942 году в Куйбышевском театре оперы и балета. В этом же году симфония звучит в блокадном Ленинграде. Организовал все это Карл Элиасберг. Это стало важным событием для сражающегося города. Всего через год Дмитрий Шостакович, краткая биография которого не перестает удивлять своими поворотами, пишет Восьмую симфонию, посвященную Мравинскому.

Вскоре жизнь композитора приобретает иное направление, так как он переезжает в Москву, где преподает инструментовку и композицию в столичной консерватории. Занимательно, что за все время преподавательской деятельности у него обучались такие видные люди, как Б. Тищенко, Б. Чайковский, Г. Галынин, К. Караев и другие.

Для того чтобы правильно выразить все то, что накопилось в душе, Шостакович прибегает к камерной музыке. В 1940-е годы он создает такие шедевры, как Фортепианное трио, Фортепианный квинтет, Струнные квартеты. А после окончания войны, в 1945 году, композитор пишет свою Девятую симфонию, которая выражает сожаление, грусть и обиду за все события войны, которые неизгладимым образом отразились на сердце Шостаковича.

1948 начался с обвинений в в «формализме» и «буржуазном декадентстве». Кроме того, композитора нагло обвинили в профнепригодности. Для того чтобы полностью уничтожить его веру в себя, власть лишила его звания профессора и поспособствовала скорейшему изгнанию из Ленинградской и Московской консерваторий. Более всего на Шостаковича нападал А. Жданов.

В 1948 году Дмитрий Дмитриевич пишет вокальный цикл под названием «Из еврейской народной поэзии». Но публичного представления не состоялось, так как Шостакович писал «в стол». Это было вызвано тем, что в стране активно развернулась политика «борьбы с космополитизмом». Первый скрипичный концерт, написанный композитором в 1948 году, был опубликован лишь в 1955-м по той же причине.

Шостакович, биография которого пестрит белыми и черными пятнами, смог вернуться к педагогической деятельности только после долгих 13 лет. Его приняли на работу в Ленинградскую консерваторию, где он управлял аспирантами, среди которых были Б. Тищенко, В. Биберган и Г. Белов.

В 1949 году Дмитрий создает кантату под названием «Песнь о лесах», которые является образцом патетического «большого стиля» в официальном искусстве на то время. Кантата была написана на стихи Е. Долматовского, которые рассказывали о восстановлении Советского Союза после войны. Естественно, премьера кантаты прошла просто замечательно, так как это устраивало власть. И вскоре Шостакович получил Сталинскую премию.

В 1950 году композитор принимает участие в Конкурсе имени Баха, который проходит в Лейпциге. Волшебная атмосфера города и музыка Баха очень вдохновляет Дмитрия. Шостакович, биография которого не перестает удивлять, пишет 24 Прелюдии и Фуги для фортепиано по приезде в Москву.

В течение следующих двух лет он сочиняет цикл пьес под названием «Танцы кукол». В 1953 году он создает свою Десятую симфонию. В 1954 композитор становится Народным артистом СССР, после такого как пишет «Праздничную увертюру» ко дню открытия ВСХВ. Творения этого периода полны жизнерадостности и оптимизма. Что случилось с вами, Шостакович Дмитрий Дмитриевич? Биография композитора не дает нам ответа, но факт остается фактом: все творения автора полны игривости. Также эти годы характерны тем, что Дмитрий начинает все больше сближаться с властью, благодаря чему занимает хорошие должностные посты.

1950-1970 годы

После того как Н. Хрущев был отстранён от власти, произведения Шостаковича снова стали приобретать более грустные нотки. Он пишет поэму «Бабий яр», а потом добавляет еще 4 части. Таким образом получается кантатная Тринадцатая симфония, которая публично прозвучала в 1962 году.

Последние годы композитора были тяжелыми. Биография Шостаковича, краткое содержание которой приведено выше, заканчивается печально: он много болеет, и вскоре у него обнаруживают рак легких. Также у него проявляется тяжелое заболевание ног.

В 1970 году Шостакович три раза приезжал в город Курган для лечения в лаборатории Г. Илизарова. Всего он провел здесь 169 дней. Умер этот великий человек в 1975 году, его могила находится на Новодевичьем кладбище.

Семья

Имел ли семью и детей Д. Д. Шостакович? Краткая биография этого талантливого человека показывает, что личная жизнь всегда отражалась на его творчестве. Всего у композитора было три жены. Первая супруга Нина была профессором астрофизики. Интересно, что она училась у известнейшего физика Абрама Иоффе. При этом женщина отказалась от науки, чтобы полностью посвятить себя семье. В этом союзе появились двое детей: сын Максим и дочь Галина. Максим Шостакович стал дирижером и пианистом. Был учеником Г. Рождественского и А. Гаука.

Кого выбрал после этого Шостакович? Интересные факты биографии не перестают удивлять: его избранницей стала Маргарита Кайнова. Этот брак был лишь увлечением, которое быстро прошло. Пара пробыла вместе совсем недолго. Третьей спутницей композитора стала Ирина Супинская, которая работала редактором «Советского композитора». С этой женщиной Дмитрий Дмитриевич был до самой смерти, с 1962 по 1975 год.

Творчество

Что же отличает творчество Шостаковича? Он владел высоким уровнем техники, умел создавать яркие мелодии, отлично владел полифонией, оркестровкой, жил сильными эмоциями и отражал их в музыке, а также очень много работал. Благодаря всему вышеперечисленному он создавал музыкальные произведения, которые имеют самобытный, насыщенный характер, а также обладают большой художественной ценностью.

Его вклад в музыку прошлого столетия просто неоценим. Он до сих пор в значительной степени влияет на всех, кто хоть немного разбирается в музыке. Шостакович, биография и творчество которого были одинаково ярки, мог похвастаться большим эстетическим и жанровым разнообразием. Он сочетал тональные, ладовые, атональные элементы и создавал настоящие шедевры, которые сделали его всемирно известным. В его творчестве переплетались такие стили, как модернизм, традиционализм и экспрессионизм.

Музыка

Шостакович, биография которого полна взлетов и падений, учился отражать свои эмоции посредством музыки. На его творчество значительное влияние оказали такие деятели, как И. Стравинский, А. Берг, Г. Малер и т. д. Сам композитор все свободное время посвящал изучению авангардных и классических традиций, благодаря чему сумел создать собственный неповторимый стиль. Его стиль очень эмоционален, он трогает сердца и побуждает к мысли.

Наиболее яркими в его творчестве считаются струнные квартеты и симфонии. Последние писались автором на протяжении всей жизни, а вот струнные квартеты он сочинял только в последние годы жизни. В каждом из жанров Дмитрий написал по 15 произведений. Считается, что Пятая и Десятая симфонии - самые популярные.

В его творчестве можно заметить влияние композиторов, которых Шостакович уважал и любил. Сюда относятся такие личности, как Л. Бетховен, И. Бах, П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Берг. Если брать во внимание творцов из России, то наибольшую преданность Дмитрий питал к Мусоргскому. Специально для его опер («Хованщина» и «Борис Годунов») Шостакович написал оркестровки. Влияние этого композитора на Дмитрия особенно ярко проявляется в некоторых отрывках оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и в разных сатирических произведениях.

В 1988 на экране вышел художественный фильм под названием «Свидетельство» (Британия). Он был снят по мотивам книги Соломона Волкова. Как утверждает автор, книга написана на основе личных воспоминаний Шостаковича.

Дмитрий Шостакович (биография и творчество кратко изложены в статье) - это человек необычайно судьбы и большого таланта. Он проделал долгий путь, но слава никогда не была его первостепенной целью. Он творил только из-за того, что эмоции переполняли его и молчать было невозможно. Дмитрий Шостакович, биография которого дает много поучительных уроков, - настоящий пример преданности своему таланту и жизненной стойкости. Не только начинающие музыканты, а все люди должны знать о таком великом и удивительном человеке!

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Д. Д. ШОСТАКОВИЧА

1906 , 12 (по новому стилю 25) сентября - В Петербурге родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

1916–1918 - Учился в музыкальной школе у И. Гляссера. К этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки.

1919 - Поступил в Петроградскую консерваторию, где занимался по двум специальностям: фортепиано - у Л. Николаева и композиции - у М. Соколова и М. Штейнберга.

1925 - По окончании консерватории в качестве дипломной работы Шостакович представил Первую симфонию.

1927 - Шостакович участвовал в I Международном конкурсе им. Шопена в Варшаве, где был удостоен Почетного диплома.

1927–1930 - Шостакович - аспирант класса композиции М. Штейнберга. Пишет Вторую симфонию «Октябрю», Третью - «Первомайскую», оперу «Нос».

1930–1931 - Премьера балетов «Золотой век», «Болт».

1932 - Брак с Ниной Варзар.

1933 - Написан Концерт для фортепиано с орк. № 1 (c-moll), впервые исполненный самим Д. Д. Шостаковичем.

1934 , 22 января - Постановка оперы «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. Лескова. Премьера состоялась на сцене Ленинградского государственного академического Малого оперного театра (МАЛЕГОТа), дирижер - С. Самосуд.

1935 - Написан балет «Светлый ручей». Шостакович в составе группы советских артистов выехал в турне по Турции.

1936 - Рождение дочери Шостаковича - Галины.

1936–1937 - Написаны Четвертая и Пятая симфонии.

1937–1948 - Шостакович - педагог (с 1939 г. - профессор) Ленинградской консерватории, а с 1943 г. одновременно являлся преподавателем композиции и в Московской консерватории.

1938 - Родился Максим Шостакович - сын композитора.

1939 , 5 ноября - Состоялась премьера Шестой симфонии в исполнении оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Е. Мравинского.

1941 , 16 марта - Было опубликовано постановление Совета народных комиссаров СССР о присуждении Шостаковичу Сталинской премии за Фортепианный квинтет (в последующие годы неоднократно получал эту премию, позже переименованную в Государственную).

1941–1942 - Шостакович был зачислен заведующим музыкальной частью в театре народного ополчения в Ленинграде. Написаны следующие произведения: Седьмая симфония (посвящена городу Ленинграду), опера «Игроки» по пьесе Н. Гоголя (неоконч.), 6 романсов на слова английских поэтов.

1943–1945 - Написаны Восьмая и Девятая симфонии.

1946 - Шостакович переехал в Москву.

1948 - Проходил I Всесоюзный съезд композиторов СССР, на котором состоялся «суд» над Шостаковичем: он был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий, а из концертной жизни исчезли почти все его произведения. Закончен Концерт для скрипки с орк. № 1 (а-moll), посвященный Д. Ф. Ойстраху.

1949 - Шостакович в составе делегации поехал в США на конгресс деятелей науки и культуры. Были написаны оратория «Песнь о лесах» и музыка к кинофильму «Падение Берлина».

1950–1952 - Поездка в ГДР на фестиваль, посвященный двухсотой годовщине смерти И. С. Баха. Сочинены 24 прелюдии и фуги, Десять поэм на сл. революционных поэтов конца XIX - начала XX столетия, Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет».

1953 - Всемирный совет мира присудил ему Международную премию мира. Написана Десятая симфония.

1954 - Смерть Нины Васильевны Шостакович - первой жены композитора.

1955 - Шостакович стал членом-корреспондентом Германской академии искусств в Западном Берлине, почетным членом Шведской музыкальной академии.

1957 - Второй брак композитора с Маргаритой Андреевной Кайновой. Написана Одиннадцатая симфония, Концерт для фортепиано с орк. № 2 (F-dur), посвященный Максиму Шостаковичу, им же и впервые исполненный.

1958 - Стал почетным членом академии «Санта-Чечилия» в Риме; получил звание доктора honoris causa Оксфордского университета; стал лауреатом премии имени Сибелиуса; ему было присвоено звание командора французского Ордена искусства и литературы. Написана оперетта «Москва, Черемушки».

1959–1960 - Написан Концерт для виолончели с орк. № I (Es-dur), посвященный М. Л. Ростроповичу. Поездка в Польшу в качестве почетного гостя III фестиваля «Варшавская осень», далее в составе советской делегации отправился в Соединенные Штаты, затем поездка в ГДР.

1961 - Премьера Двенадцатой симфонии (посвященной памяти В. И. Ленина).

1962 - Брак с Ириной Антоновной Супинской. Написана Тринадцатая симфония.

1963 , 8 января - Премьера новой редакции оперы «Леди Макбет Мценского уезда» под названием «Катерина Измайлова» на сцене Государственного музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (дирижер - Г. Проваторов).

1963–1966 - Шостакович руководил аспирантурой на композиторском факультете Ленинградской консерватории.

1966–1967 - Написаны Концерт для виолончели с орк. № 2 (G-dur), посвященный М. Л. Ростроповичу, и Концерт для скрипки с орк. № 2 (cis-moll), посвященный Д. Ф. Ойстраху.

1968–1969 - Написаны симфоническая поэма «Октябрь», Четырнадцатая симфония.

1972 , 8 января - Состоялась премьера Пятнадцатой симфонии, которой дирижировал М. Шостакович.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Достоевский автора Селезнев Юрий Иванович

Основные даты жизни и творчества Ф. М. Достоевского 1821, 30 октября (11 ноября нового стиля) - Рождение Ф. М. Достоевского.1831 - Покупка М. А. Достоевским, отцом писателя, сельца Дарового и деревеньки Чермашни в Тульской губернии.1831, август - Эпизод с мужиком Мареем.1833 -

Из книги Шекспир автора Аникст Александр Абрамович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА 1564, 23 апреля. Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне. В этом городе он прожил детство и юность.1582. 28 ноября. Шекспир получает разрешение на венчание с Энн Хетеуэй.1583. 26 мая. Крещениа дочери Шекспира Сьюзен.1585, 2 февраля.

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Брюсов автора Ашукин Николай Сергеевич

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Чехов. Жизнь «отдельного человека» автора Кузичева Алевтина Павловна

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. П. ЧЕХОВА 1860, 17(29) января - у Павла Егоровича и Евгении Яковлевны Чеховых родился третий сын.27 января - младенец крещен в Успенском соборе Таганрога и наречен Антонием.1867 - Антон и его брат Николай обучаются в греческой приходской

Из книги Аксенов автора Петров Дмитрий Павлович

Основные даты жизни и творчества В. П. Аксенова 1932, 20 августа - родился в Казани.1937 - арест родителей.Отправка в приемник для детей «врагов народа» в Кострому и возвращение в Казань - в семью Матильды и Евгения Котельниковых.1948 - отъезд в Магадан к матери - Евгении

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

В его судьбе было все – международное признание и отечественные ордена, голод и травля властей. Его творческое наследие беспрецедентно по жанровому охвату: симфонии и оперы, струнные квартеты и концерты, балеты и музыка к фильмам. Новатор и классик, творчески эмоциональный и человечески скромный – Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Композитор – классик 20 века, великий маэстро и яркий художник, на себе испытавший суровые времена, в которые ему пришлось жить и творить. Он близко к сердцу воспринимал беды своего народа, в его произведениях отчётливо слышится голос борца со злом и защитника против социальной несправедливости.

Краткую биографию Дмитрия Шостаковича и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шостаковича

В доме, где 12 сентября 1906 года пришел в этот мир Дмитрий Шостакович, сейчас находится школа. А тогда – Городская проверочная палатка, которой заведовал его отец. Из биографии Шостаковича мы узнаём, что в 10 лет, будучи гимназистом, Митя принимает категорическое решение писать музыку и всего 3 годами спустя становится студентом консерватории.


Начало 20-х было сложным – голодное время усугубила его тяжелая болезнь и внезапная смерть отца. Большое участие в судьбе талантливого студента проявил директор консерватории А.К. Глазунов , назначивший ему повышенную стипендию и организовавший послеоперационную реабилитацию в Крыму. Шостакович вспоминал, что ходил пешком на учебу только лишь из-за того, что был не в силах влезть в трамвай. Несмотря на сложности со здоровьем, в 1923 он выпускается как пианист, а в 1925 – как композитор. Всего лишь два года спустя его Первую симфонию играют лучшие мировые оркестры под руководством Б. Вальтера и А. Тосканини.

Обладая невероятной работоспособностью и самоорганизацией, Шостакович стремительно пишет свои следующие произведения. В личной жизни композитор был не склонен принимать поспешных решений. До такой степени, что позволил женщине, с которой его 10 лет связывали близкие отношения, Татьяне Гливенко, выйти замуж за другого из-за своей неготовности решиться на брак. Предложение он сделал астрофизику Нине Варзар, и неоднократно переносившееся бракосочетание наконец состоялось в 1932 году. Через 4 года появилась дочь Галина, еще через 2 – сын Максим. Согласно биографии Шостаковича с 1937 года он становится преподавателем, а затем и профессором консерватории.


Война принесла не только печали и горести, но и новое трагическое вдохновение. Наравне со своими студентами, Дмитрий Дмитриевич хотел идти на фронт. Когда не пустили – хотел остаться в любимом окруженном фашистами Ленинграде. Но его с семьей почти насильно вывезли в Куйбышев (Самару). В родной город композитор уже не вернулся, после эвакуации поселившись в Москве, где продолжил преподавательскую деятельность. Изданное в 1948 году постановление «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» объявило Шостаковича «формалистом», а его творчество – антинародным. В 1936 его уже пытались поименовать «врагом народа» после критических статей в «Правде» о «Леди Макбет Мценского уезда» и «Светлом пути». Та ситуация фактически поставила крест на дальнейших изысканиях композитора в жанрах оперы и балета. Но теперь на него обрушилась не только общественность, но сама государственная машина: его уволили из консерватории, лишили профессорского статуса, перестали публиковать и исполнять сочинения. Однако долго не замечать творца подобного уровня было невозможно. В 1949 Сталин лично попросил его поехать в США с другими деятелями культуры, вернув за согласие все отобранные привилегии, в 1950 он получает Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах», а в 1954 – становится Народным артистом СССР.


В конце того же года внезапно скончалась Нина Владимировна. Шостакович тяжело переживал эту утрату. Он был силен своей музыкой, но слаб и беспомощен в повседневных вопросах, бремя которых всегда несла его жена. Вероятно, именно желанием вновь упорядочить быт объясняется его новый брак всего полтора года спустя. Маргарита Кайнова не разделяла интересы мужа, не поддерживала его круг общения. Брак был недолгим. В это же время композитор познакомился с Ириной Супинской, которая через 6 лет стала его третьей и последней женой. Она была без малого на 30 лет моложе, но об этом союзе почти не злословили за спиной - ближнее окружение четы понимало, что 57-летний гений постепенно теряет здоровье. Прямо на концерте у него начала отниматься правая рука, а затем в США был поставлен окончательный диагноз – болезнь неизлечима. Даже когда Шостаковичу с трудом давался каждый шаг, это не остановило его музыку. Последним днем его жизни стало 9 августа 1975 года.



Интересные факты о Шостаковиче

  • Шостакович был страстным болельщиком футбольного клуба «Зенит» и даже вел тетрадь учета всех игр и голов. Другими его увлечениям были карты – он все время раскладывал пасьянсы и с удовольствием играл в «кинга», притом исключительно на деньги, и пристрастие к курению.
  • Любимым блюдом композитора были домашние пельмени из трех сортов мяса.
  • Дмитрий Дмитриевич работал без фортепиано, он садился за стол и записывал ноты на бумагу сразу в полной оркестровке. Он обладал такой уникальной работоспособностью, что мог за короткое время полностью переписать свое сочинение.
  • Шостакович длительно добивался возвращения на сцену «Леди Макбет Мценского уезда». В середине 50-х он сделал новую редакцию оперы, назвав ее «Катерина Измайлова». Несмотря на прямое обращение к В. Молотову, постановка была вновь запрещена. Только в 1962 году опера увидела сцену. В 1966 году вышел одноименный фильм с Галиной Вишневской в заглавной роли.

  • Для того чтобы выразить в музыке «Леди Макбет Мценского уезда» все бессловесные страсти, Шостакович использовал новые приемы, когда инструменты пищали, спотыкались, шумели. Он создал символические звуковые формы, наделяющие персонажей уникальной аурой: альтовая флейта для Зиновия Борисовича, контрабас для Бориса Тимофеевича, виолончель для Сергея, гобой и кларнет – для Катерины.
  • Катерина Измайлова - одна из самых популярных партий оперного репертуара.
  • Шостакович входит в число 40 самых исполняемых оперных композиторов мира. Ежегодно дается более 300 представлений его опер.
  • Шостакович – единственный из «формалистов», который покаялся и фактически отрекся от своего предыдущего творчества. Это вызвало разное отношение к нему со стороны коллег, а композитор пояснил свою позицию тем, что иначе бы ему больше не дали работать.
  • Первую любовь композитора, Татьяну Гливенко, тепло принимали мать и сестры Дмитрия Дмитриевича. Когда она вышла замуж, Шостакович вызвал ее письмом из Москвы. Она приехала в Ленинград и остановилась в доме Шостаковичей, но он так и не смог решиться на то, чтобы уговорить ее расстаться с мужем. Он оставил попытки возобновить отношения только после известия о беременности Татьяны.
  • Одна из самых известных песен, написанных Дмитрием Дмитриевичем, прозвучала в фильме 1932 года «Встречный». Она так и называется – «Песня о встречном».
  • В течение многих лет композитор был депутатом Верховного Совета СССР, вел прием «избирателей» и, как мог, пытался решить их проблемы.


  • Нина Васильевна Шостакович очень любила играть на фортепиано, но после замужества – перестала, объясняя это тем, что супруг не любит дилетантства.
  • Максим Шостакович вспоминает, что плачущим он видел отца дважды – когда умерла его мать и когда того заставили вступить в партию.
  • В опубликованных воспоминаниях детей, Галины и Максима, композитор предстает чутким, заботливым и любящим отцом. Несмотря на свою постоянную занятость, он проводил с ними время, водил к врачу и даже играл на пианино популярные танцевальные мелодии во время домашних детских праздников. Видя, что дочери не нравятся занятия на инструменте, он позволил ей больше не учиться игре на фортепиано.
  • Ирина Антоновна Шостакович вспоминала, что во время эвакуации в Куйбышев они с Шостаковичем жили на одной улице. Он писал там Седьмую симфонию, а ей было всего 8 лет.
  • Биография Шостаковича гласит, что в 1942 году композитор участвовал в конкурсе на сочинение гимна Советского Союза. Также в конкурсе участвовал и А. Хачатурян . Выслушав все произведения, Сталин попросил двух композиторов сочинить гимн совместно. Они это сделали, и их произведение вошло в финал, наряду с гимнами каждого из них, вариантов А. Александрова и грузинского композитора И. Туския. В конце 1943 года был сделан окончательный выбор, им стала музыка А. Александрова, ранее известная как «Гимн партии большевиков».
  • Шостакович обладал уникальным слухом. Присутствуя на оркестровых репетициях своих произведений, он слышал неточности в исполнении даже одной ноты.


  • В 30-е композитор каждую ночь ожидал ареста, поэтому ставил у кровати чемоданчик с вещами первой необходимости. В те годы были расстреляны многие люди из его окружения, включая ближайшее - режиссер Мейерхольд, маршал Тухачевский. Тесть и муж старшей сестры были сосланы в лагерь, а сама Мария Дмитриевна - в Ташкент.
  • Восьмой квартет, написанный в 1960 году, композитор посвятил своей памяти. Он открывается нотной анаграммой Шостаковича (D-Es-C-H) и содержит в себе темы многих его произведений. «Неприличное» посвящение пришлось изменить на «Памяти жертв фашизма». Эту музыку он сочинял в слезах после вступления в партию.

Творчество Дмитрия Шостаковича


Самое раннее из сохранившихся сочинений композитора - Скерцо fis-moll датировано годом поступления в консерваторию. Во время учебы, будучи еще и пианистом, Шостакович много писал для этого инструмента. Выпускной работой стала Первая симфония . Это произведение ждал невероятный успех, а о юном советском композиторе узнал весь мир. Воодушевление от собственного триумфа вылилось в следующие симфонии – Вторую и Третью. Их объединяет необычность формы – в обоих есть хоровые части на стихи актуальных поэтов того времени. Однако сам автор позже признал эти работы неудачными. С конца 20-х Шостакович пишет музыку для кино и драматического театра – ради заработка, а не повинуясь творческому порыву. Всего им оформлено более 50 фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров – Г. Козинцева, С. Герасимова, А. Довженко, Вс. Мейерхольда.

В 1930 году состоялись премьеры его первых оперы и балета. И «Нос » по повести Гоголя, и «Золотой век » на тему приключений советской футбольной команды на враждебном западе получили плохие отзывы критики и после чуть более десятка представлений на долгие годы покинули сцену. Неудачным оказался и следующий балет, «Болт ». В 1933 композитор исполнил партию фортепиано на премьере своего дебютного Концерта для фортепиано с оркестром, в котором вторая солирующая партия была отдана трубе.


В течение двух лет создавалась опера «Леди Макбет Мценского уезда », которая была исполнена в 1934 году почти одновременно в Ленинграде и Москве. Постановщиком столичного спектакля был В.И. Немирович-Данченко. Спустя год "Леди Макбет..." перешагнула границы СССР, покоряя подмостки Европы и Америки. От первой советской классической оперы публика была в восторге. Как и от нового балета композитора «Светлый ручей», имеющего плакатное либретто, но наполненного великолепной танцевальной музыкой. Конец успешной сценической жизни этих спектаклей был положен в 1936 году после посещения оперы Сталиным и последовавшими статьями в газете «Правда» «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь».