Манга, Манхва и Маньхуа - что это такое и с чем это едят?

Всем нам известно, что, кроме Японии, манга существует и в других странах. Именно японская манга дала начало французским (la nouvelle manga ) и американским (америманга / OEL - original English-language manga — «манга англоязычного происхождения») комиксам. Несомненно жизнь комикку подарил Осаму Тэдзуки. Ведь только с его приходом в манге появились звуковые эффекты и крупные планы, без которых нынешняя комикку кажется невыносимой. Благодаря его долгим трудам теперь мы можем наслаждаться историями, воспроизводя в голове движения и голоса героев. Но не стоит забывать, что кроме японской манги, также существуют манхва и маньхуа.


В этой статье вы сможете ближе познакомится с последними видами комиксов. Для желающих узнать больше о самой манге, предлагаю пройти по .


Хотя в Восточных языках «манга », «манхва » и «маньхуа » записываются одинаковыми иероглифами и обозначают комикку ВООБЩЕ , в Западных государствах принято разделять названия, тем самым отдавая дань уважения стране, в которой родился тот или иной комикс.


Все мы давно заметили, что манга значительно отличается от западной комикку как по графической, так и по литературной составляющей. Не смотря на то, что зап. комиксы развивались под влиянием японской манги, сценарий и расположение кадров отличается. Изначально из-за японского написания иероглифов последовательность картинок для чтения разместились справа налево сверху вниз. А главный акцент картинок пал на линии в рисунках, а не на его форме. Стоит припомнить, что западные комиксы зачастую продаются раскрашенными, когда Япония, не смотря на уже прошедшие века, все еще рисует ч/б мангу, тем самым повышая производительность мангак.

Манхва

В отличие от манги, манхва и маньхуа развиты на более низком уровне. Так как большое количество японской комикку на рынке, просто не давало возможности пробиться иным комиксам.


С появлением манги, аниме и различных карикатур в Корее всю разновидность «рисованного искусства» начали называть «манхва». Хотя за пределами страны слово стало известно как «корейские комиксы».


Этот «вид» манги имеет множество общих черт с японскими комиксами, особенно связанных с графической составляющей.


Часто корейская комикку читается по горизонтали слева направо, так как одна из видов письменности Кореи - хангыль. (Хотя изредка все же можно найти манхву с расположением текста как в классической яп. манге.)


Во времена развития, на манхву сильно повлияла новейшая история Кореи. Это подарило комиксам нынешнее разнообразие жанров и сюжетных линий, которые со временем дошли и до Японии.


Но, не смотря на то, что в Японии манга стала литературной отраслью, в Корее манхва считается лишь детскими комиксами, и до массового развития в культуру ей еще далеко. И не только потому, что разнообразие манхвы на полках магазинов не так велико как манги. Корейскую манхву редко экранизируют или распространяют в других странах. Хотя за последние годы манхва-сериалы стали чаще появляться на экранах телевизоров и интернет-порталах.


Маньхуа

Китайская манга, а точнее маньхуа вбирает в себя все комиксы написанные в Китае (включая Тайвань и Гонконг, которые до недавних времен не входили в состав страны) и переведенную комикку с японского языка. И хотя за последние годы развития страны повысилось производство маньхуа (синглов и сериалов), все еще лидирующими по большинству комиксов остаются Гонконг и Тайвань. Но не секрет, что китайцы приписывают к маньхуа карикатуры и ляньхуаньту.


Ляньхуаньту - традиционные китайские иллюстрированные книги рассказов с картинками. От комиксов ляньхуаньту отличается тем, что картинки в них занимают всю страницу и сопровождаются простыми подписями без «облачек».


С древних времен рисунки, напоминающие нынешние комиксы и карикатуры, рисовались на каменных барельефах и гончарных изделиях, которые смогли сохраниться с эпохи Мин (1368 - 1644 н.э.) и Цин (1643 - 1911 н.э.).


Веками развитие маньхуа не прекращалось, хотя «культурная революция» (1966-1976) все же смогла прервать на 10 лет выпуск традиционных комиксов (в это 10тилетие активно развивалась маньхуа в Гонконге и Тайване. По большей части под влиянием японской манги)


В 80е годы искусство традиционной маньхуа в Китае стало возрождаться с новыми силами, но рынки КНР резко завоевали комиксы Гонконга, Тайвани и Японии, практически не оставив шанса для развития маньхуа.


В это же время, из-за борьбы с пиратами, закрывается первый в КНР журнал, посвященный маньхуа «Король Комиксов». Но для защиты рынка правительство запускает «Проект развития детских маньхуа в Китае», благодаря которому вскоре появляются новые художники и открываются новые журналы.


На сегодняшний день маньхуа стала одной из отраслью китайского традиционного искусства. Но мало кто помнит историю происхождения классической маньхуа, приписывая к происхождению комикку 1867-1927 годы, когда карикатуры и мелкие комиксы только начинали называть «маньхуа».


Откуда бы не была родом манга и сколько веков бы ей не приписывали, за это время она смогла хорошо развиться и продолжает улучшаться и в сегодняшние дни. Во многих странах приняли манхву, мангу и маньхуа, хотя даже в 21м веке остаются государства, наотрез отказывающиеся от японской культуры. К таким государствам можно отнести и Россию с Украиной, которые смогли принять японскую волну не так давно, но все еще не дающие полного развития и распространения по странам манги и аниме…

Классификация комиксов по читательской аудитории

Часто мангу разделяют на возрастные категории, которые в будущем облегчают поиск нужной манги. Существуют комиксы для мальчиков . В основном ее читают мальчишки и юноши до 18ти лет, хотя изредка можно встретить среди читателей молодых девушек и взрослых, устроенных людей. Обычно мальчишки предпочитают яркие истории про научно-фантастические приключения героев или же быт людей во времена кровавых войн.


Вторым в списке является манга для девочек , которую, на удивление, частенько читают мальчишки, юноши и взрослые люди. А ведь девчачья манга ценна своей рисовкой, тонкими и четкими линиями в кадрах и легким романтическим сюжетом о любовных историях и школьных приключениях.


Не стоит забывать о манге с яркими приключениями героев и завораживающими историями про любовь. Молодежь предпочитает именно такую комикку! В таких комиксах часто отражены вопросы взросления, а изредка можно увидеть сексуальные сцены (какой бы человек отказался от такой манги?) Основная аудитория таких комиксов - девушки и парни 18 - 25 лет .


Бизнес-леди, домохозяйки и дамы со средней заработной платой предпочитают мангу, где чаще всего встречаются повседневные проблемы взрослой жизни, главные герои которой являются девушки и мужчины в годах. Среди бизнес-леди также встречаются женщины, увлекающиеся любовными историями о мужчинах, точнее «яоем».


В манге для взрослых людей в основном затрагиваются политические и экономические вопросы. В таких комиксах часто встречаются сцены насилия. Данные комикку ориентированы на людей старше 18 лет. Также взрослые люди предпочитают сюжет, в основу которого вложены эротические сцены, лоликон, сётакон и/или хентай. Такую мангу читают далеко не только мужчины, среди женщин очень полюбились хентай манга и эротика.


Не смотря на то, что в наши дни аниме-студии выпускают множество интересных аниме сериалов, не стоит забывать, что оригинальный сюжет всегда таится в манге. Надеюсь, что каждый анимешник хоть разок, но читал японские комиксы.


В этой статье вы смогли познакомится с двумя отраслями манги, и надеюсь, что прочтя ее, у вас появится желание самостоятельно поближе познакомиться с манхвой или маньхуа, а может, это перерастет в новое увлечение!

Provence

CAT - Confidential Assassination Troop

Show Me the Money

Net Love

The One

Divine Melody

1/2 Prince


Автор статьи: ShiroLiro

Редактор: guamolato

сайт

Использование материалов без указания копирайта и разрешения администрации сайта строго запрещено.

В западных языках принято разделять мангу (японские комиксы), манхва (корейские комиксы) и маньхуа. Однако в языках самих этих стран все эти слова записываются одинаковыми иероглифами и обозначают комиксы вообще. Если, например, китаец хочет подчеркнуть, что он говорит имеено о манге, а не маньхуа, то он скажет «комиксы (маньхуа) в японском стиле» (日式漫画). Слово впервые появилось в Японии в начале XIX века и дословно означает «гротески», «странные (или весёлые) картинки».

Итак, чем же отличаются манхва, манга и маньхуа друг от друга? Разбираемся!

Что такое манга - мы все прекрасно знаем, но кратко напомню:

Ма́нга (яп. 漫画 , マンガ, ˈmɑŋgə ) ж., скл. — японские комиксы, иногда называемые комикку (コミック ). Манга в той форме, в которой она существует в настоящее время, начинает развиваться после окончания Второй мировой войны,испытав сильное влияние западной традиции, однако, имеет глубокие корни в более раннем японском искусстве. В Японии мангу читают люди всех возрастов, она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика, бизнес и другие. С 1950-х годов манга превратилась в крупную отрасль японского книгоиздательства, с оборотами в 500 млн долларов в 2006 году. Она стала популярной и в остальном мире, особенно в США, где продажи по данным на 2006 год находились в районе 175—200 млн долларов. Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой, хотя существует и цветная, например, «Colorful», название которой переводится с английского как «красочный». По популярной манге, чаще всего длинным манга-сериалам (иногда неоконченным) снимается аниме. Сценарий экранизаций может претерпевать некоторые изменения: смягчаются, если есть, сцены схваток и боёв, убираются чересчур откровенные сцены. Художник, рисующий мангу, называется мангака, часто он же является и автором сценария. Если написание сценария берёт на себя отдельный человек, тогда такой сценарист называется гэнсакуся (или, точнее, манга-гэнсакуся ).

Манхва (кор. 만화 ) — корейские комиксы. Термин в Корее означает и анимационные мультфильмы, и комиксы, и карикатуру, а за её пределами обычно употребляется для обозначения исключительно корейских комиксов.

Корейская манхва очень похожа на японскую мангу и китайскую маньхуа. Они имеют много общих черт, но каждая обладает собственными особенностями — текст и графика согласуются с культурой и историей соответствующих стран. Манхва находилась под влиянием тяжелой новейшей истории Кореи, это повлияло на многообразие форм и жанров. Отталкиваясь от мэйнстрима, копирующего особенности манги, манхва развилась до авторских мини-историй, графически ориентированных работ и манхва-сериалов, распространяемых через интернет. На данный момент длинные сериалы интернет-манхвы на специальных порталах (например Media Daum) и личных страничках являются популярным ресурсом среди молодого поколения Кореи.

Манхва читается в том же направлении, что и книги на русском языке — горизонтально слева направо, потому что текст на хангыле обычно так и пишется, хотя иногда он может быть записан так же как японский и китайский — вертикально справа налево. Оба варианта читаются сверху вниз.

В отличие от Японии, анимация, основанная на манхве, в Корее всё ещё редка (несколько заметных хитов в конце 80-х и начале 90-х — Dooly the Little Dinosaur и Fly! Superboard ). Однако, манхва в последние годы часто экранизируется в телесериалы и фильмы. Full House , 2004, и Goong , 2006 — примеры лучших телесериалов такого рода за последнее время.

Маньхуа́ (кит. трад. 漫畫 , упр. 漫画 , пиньинь Mànhuà ) — китайские комиксы. Под этим понятием объединяют все комиксы, выпущенные в Китае (включая Тайвань и Гонконг), а также переводы японской манги на китайский язык. Несмотря на значительный рост производства маньхуа в материковом Китае, большинство комиксов по-прежнему выпускаются на Тайване и в Гонконге. Считается, что первым автором маньхуа был Томасу Чу (Tomasu Chew).

В своей книге Комиксы Гонконга: история маньхуа Вэньди Сюи Вонг пишет, что китайские комиксы «включают в себя карикатуры, комиксы и ляньхуаньту (традиционная китайская иллюстрированная книга рассказов с картинками) различных форм и стилей». Ляньхуаньту (连环图 — дословно «цепочка картинок», «связанные картинки») отличается от традиционных комиксов тем, что картинки в них занимают всю страницу и сопровождаются простыми подписями без «облачков».

Рисунки, напоминающие современные комиксы и карикатуры, существовали в Китае с древних времён и на протяжении всей его истории. Наиболее древние образцы подобных изображений сохранились в виде каменных барельефов и рисунков на гончарных изделиях, а также в виде сатирических рисунков эпохи Мин (1368—1644 н. э.) и Цин (1643—1911 н. э.). В качестве времени зарождения традиционных китайских маньхуа обычно полагают пространный период с 1867 по 1927 гг. Традиционные маньхуа активно развивались вплоть до «культурной революции» (1966—1976 гг.), фактически прервавшей естественное культурное развитие Китая на 10 лет. В это же время активно начали развиваться современные маньхуа в Гонконге и на Тайване — во многом под влиянием японской манги.

В 1980-е гг. искусство традиционных маньхуа стало понемногу возрождаться, однако в начале 1990-х гг. в материковый Китай стали проникать современные маньхуа из Гонконга и Тайваня и японская манга. Они стремительно завоевали рынок КНР, практически не оставив шансов традиционным китайским маньхуа. Сейчас многие в Китае, особенно, молодёжь, ассоциируют слово «маньхуа» только с современными комиксами. В 90-х гг. в КНР было крайне неразвито законодательство в отношении прав на интеллектуальную собственность, что привело к расцвету пиратских маньхуа. Китайское правительство отреагировало большой кампанией по упорядочиванию рынка маньхуа, в пылу борьбы с пиратством закрыв первый в КНР посвящённый манге и маньхуа журнал «Король комиксов» (《画书大王》). В то же время для защиты рынка правительство КНР запустило «Проект развития детских маньхуа в Китае» (сокращённо «Проект 5155»), благодаря которому в Китае появилось множество журналов комиксов и художников маньхуа. При этом в большинстве своём китайские материковые маньхуа до сих пор уступают в качестве и количестве маньхуа Гонконга и Тайваня, которые няряду с переводной японской мангой пользуются наибольшей популярностью у читателей КНР.

Классификация маньхуа довольно расплывчата и во многом пересекается с классификацией японской манги. В китайской Википедии маньхуа делится на следующие категории:

  • По читательской аудитории :
    • Маньхуа для мальчиков — отличаются военной, приключенческой или научно-фантастической тематикой. Основной аудиторией являются мальчики и юноши до 18 лет, однако среди читателей есть немало девочек и взрослых людей.
    • Маньхуа для девочек — отличаются тонкой и чёткой отрисовкой и тематикой школьных или любовных отношений. Основной аудиторией являются девочки до 18 лет, однако среди читателей есть немало мальчиков и взрослых людей.
    • Молодёжные маньхуа — ориентированы на молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. В содержании отражены вопросы взросления и любовных (в том числе сексуальных) отношений.
    • Женские маньхуа — ориентированы на домохозяек либо бизнес-леди. В содержании отражены проблемы более взрослой жизни, главными героями, как правило, являются взрослые мужчины и женщины.
    • Маньхуа для взрослых — ориентированы на людей старше 18 лет. В содержании затрагиваются различные вопросы, такие как политика, экономика, история, культура и др. Они также могут содержать изображения секса и насилия.
      • Эротические маньхуа
        • Лоликун (лоликон)
        • Чжэнтайкун (сётакон)
      • Порно-маньхуа (хентай)
При этом в маньхуа для девочек также могут быть войны, фантастика и приключения. В маньхуа для мальчиков также могут затрагиваться темы школьных отношений и любви с позиции мальчика. В детских маньхуа могут также появляться темы, характерные для взрослых маньхуа (за исключением секса).
  • По количеству изображений :
    • Одиночные маньхуа — состоят из одного рисунка, как правило, цветные с изображением человека либо пейзажа, очень редко содержат сюжет.
    • Короткие маньхуа — как правило, состоят всего из нескольких страниц, в журналах обычно целиком публикуются в одном номере.
    • Длинные маньхуа — длина практически неограничена, в журналах могут публиковаться частями в течение нескольких лет или даже нескольких десятков лет.
  • По теме :
    • Научно-фантаскические маньхуа .
    • Школьные маньхуа — маньхуа об отношениях школьников или студентов.
    • Фэнтези-маньхуа — действия происходят в абсолютно отличном от нашего мире.
    • Даньмэй-маньхуа (яой) — основной целевой аудиторией являются девушки и женщины, а также часть мужчин. Основная тематика — гомосексуальные отношения мужчин, какими они могут предстать в воображении женщины. Изначально появились в Японии, но затем распространились на китаеязычные регионы (включая Тайвань и КНР), где сейчас активно развивается движение додзиндзё (cм. додзинси).
  • По месту производства :
    • Тайваньские маньхуа отличительной особенностью является добавление элементов традиционной китайской графики гунбихуа , а также чёрно-белым исполнением. Основные представители: Цай Чжичжун и Чжэн Вэнь.
    • Гонконгские маньхуа — тематика гонконгских маньхуа это, как правило, войны, драки, мафия — то есть, всё то что в кинематографе объединяется под понятием боевик. В Гонконге также призводится немало комических маньхуа. Основные представители: Ван Цзэ, Чэнь Моу, Хуан Юйлан и др.
Материковые маньхуа пока ещё не сформировали собственного стиля, в КНР наибольшей популярностью пользуются маньхуа из Гонконга и Тайваня, а также переводная японская манга.
  • По рейтингу возрастных ограничений
    • Маньхуа с рейтингом 1 — подходят для любого возраста, крайне ограниченное содержание насилия и отношений полов. На их издание, импорт и экспорт не накладываются ограничения (за исключением маньхуа, запрещённых для детей младше 18 лет; для подобной продукции необходимо составлять особую декларацию, а также взять обязательство не продавать её детям младше 18 лет).
    • Маньхуа с рейтингом 2 — не подходят для читателей моложе 21 года. В них содержится определённый контент секса и насилия, однако не превышающий границы, установленные международными правилами.
    • Маньхуа с рейтингом 3 — содержание секса и насилия превышает рамки международных правил, считаются неподходящими для читателй любого возраста. Во многих странах запрещено издание и распространение подобной продукции.

Согласно классификации Вэньди Сюи Вонг гонконгские маньхуа делятся на:

  • Сатирические и политические маньхуа
  • Комические маньхуа
  • Маньхуа-боевики
  • Детские маньхуа (маньхуа по мотивам древних китайских легенд)

Которые вносят неоценимую пользу в развитие человечества. Некоторые пока только появляются и постепенно развиваются, приходя в массы. Другие уже пользуются огромной популярностью и приносят баснословные доходы своим создателям. Одним из интересных и быстро развивающихся направлений является манхва, которая берет свое начало в Японии.

Что это такое?

Манхва - это японские комиксы. Однако можно встретить и другое название - манга. Стоит различать его от аниме - японской анимации. Бытует мнение, что японцы заимствовали идею у западных культур, однако японскими жителями были нарисованы карикатуры и изображения животных с помощью чернил еще тысячи лет назад. Эти рисунки использовались для обучения и развлечения.

Аудитория манхвы

Мангой увлекаются люди всех возрастов, будь то маленькие дети или немолодые женщины. Она помогает забыть о повседневных заботах и окунуться в мир фантазий. Давайте рассмотрим это направление подробнее.

Персонажи манхвы

Манхве и аниме свойственно показывать студентов и служащих офиса, их повседневную жизнь. Все персонажи из прошлого и будущего несовершенны, имеют свои привычки и недостатки. Если американским героям приписывают борьбу со злом, то японские - это обычные люди, которые посещают школу, выполняют домашнюю работу, скандалят с родителями. Особенность персонажей заключается в их психических способностях или экзотических друзьях. Существует стереотип, согласно которому японские герои имеют большие глаза и густые волосы. В манге это не совсем так.

Основа - это мечты и надежды героев. Корейская манхва, кроме того, является достаточно поучительным произведением, в котором действия персонажей всегда имеют последствия. При совершении ошибки они получают урок на будущее. Все герои живые, они растут, развиваются, приобретают новый опыт и знания. Отрицательные персонажи меняются и становятся положительными.

Тематика японской манги

Что касается тематики, то манхва - это далекие произведения от американских комиксов, тут нет реальных явлений типа смерти. абсолютного зла, даже имеют положительные черты и возможность измениться. Еще одной особенностью этого направления является "технологизация" - совмещение науки и техники с миром фантазий и вымыслов.

Согласно манхве, жизнь имеет смысл, за который нужно бороться, возникающие трудности могут быть преодолены, а кропотливый труд всегда приносит свои плоды. Благодаря таким простым и всеобъемлющим темам в сочетании с добрым сюжетом возникает мир манхвы.

Чем обусловлена популярность манхвы?

Чтобы понимать, что представляет собой то или иное направление, обязательно нужно проследить его историю. Как известно, уже давно существуют произведения манхва. Их история берет начало в Японии. И до настоящего времени находят в древних гробницах изображения, которые крайне схожи с комиксами.

Главной причиной популярности японских комиксов является сложность местной письменности, поскольку даже в настоящее время дети в состоянии овладеть словарным запасом, достаточным для чтения книг, лишь после 12 лет. По этой причине была создана не только но и ее аналог - пересказы в картинках с небольшими текстами, где весь смысл можно было понять по иллюстрациям.


Становлению манхвы как одного из основных направлений культуры Японии способствовал Тэдзука Осаму. А массовое распространение началось во второй половине 20 столетия наряду с американскими комиксами.

Манхва печатается по традициям Японии справа налево и рисуется в черно-белом варианте. Почти всегда это сериалы, которые издаются по 15-20 страниц в журналах и газетах. Также можно найти манхву в отдельных томах, которые называются танкобонами. Человека, который рисует манхву, называют "мангака". В основном пишутся тексты и создаются иллюстрации одним человеком, но в некоторых случаях в работу включаются группы авторов.

Существует также и любительская манхва - это "додзинси". Мангаки сами создают иллюстрации к текстам и даже издают их на свои личные средства. В Японии существуют рынки, где можно купить любительские произведения. Некоторые известные мангаки именно так и начинали, ведь в таких местах можно найти и своего издателя.

Манхва - это направление будущего, которое становится все более популярным и за пределами Японии - в США, Германии, Польше и даже выходит на рынки России.

Прошлое манхвы

Порядка 30 лет назад считалось, что комиксы оказывают плохое влияние на школьников, а магазины, где они продавались, воспринимались как места, которые посещают недостойные люди. Сегодня манхва стала эффективным инструментом в культуре, математике, истории и прочих отраслях.


В 60-70-е годы практически не котировалась, а комиксы были сопряжены с Сегодня все стало совсем иначе. Комиксы набирают все большую популярность, печатается огромное множество иллюстрированных пособий. Некоторые из них даже экранизированы.

Экранизации произведений манги

Самой популярной книгой с комиксами у детей и родителей стала "Тысяча волшебных китайских иероглифов", благодаря которой можно изучить иероглифику, хотя это и непростое занятие.

Когда всем стали очевидны достоинства манги, и отношение к этому бизнесу сменилось с предвзятого на восторженное, появился сериал по комиксам "Полный дом". Экранизация стала хитом за рубежом и завоевала несметную популярность у людей всех возрастов.


Представители кинематографа рассматривают перенесение комиксов на экраны, как хороший способ продвижения манхвы в массы. В 80-е годы на экранах появилась книга Ли Хен Се "Команда бейсбольных монстров". Далее миру явился экранизация комиксов Хо Ен Мана "Тхачча" о картежниках и "Сиккэк" о поварах. В современное время становятся востребованными интернет-комиксы, как, например, "Икки", который Юн Тхэ Хо экранизировал и привлек к этому процессу известных кинозвезд Кореи.

Манхва в изобразительном искусстве

Манхва перенеслась и в изобразительное искусство, о чем свидетельствует организованная Ли Чхоль Чжу выставка в Сеуле 33+Collections. Целью организатора было приближение жанра к искусству. Открытие арт-маркета предоставило новые возможности и в сфере подобного бизнеса, поскольку теперь у потребителя есть возможность приобретать удивительные творения. Манхва отныне никогда не вернется к тем временам, когда она считалась низкопробной культурой.

Арт-маркет манхвы представляет собой выставку подлинных работ в комиксном жанре, которые можно приобрести как полноценные картины. Название выставки было подобрано не случайно. 33+Collections означает 33 известных мастера плюс несколько малоизвестных перспективных художников. Тут можно найти не только новые работы, но и произведения прошлых лет. Книги с комиксами, рисунки, эскизы - все это можно найти на выставке, которая, к слову, стала первым подобным мероприятием в истории. Лучшие манхвы украсят любой интерьер.


Во французском городе Ангулем с 73 года организовываются международные фестивали комиксов с аукционами. Самая большая коллекция работ находится там же в Музее комиксов и насчитывает порядка 8 тысяч произведений.

Итак, манхва - это корейские комиксы, история развития которых берет свое начало еще в далеком прошлом, но уже пускает свои корни в будущее.

Почему-то захотелось зарегистрироваться, хоть мангу, манхву и маньхуа читаю очень давно. Не было, скорее всего, того, о чем хотелось бы сказать.Но спасибо разработчикам за этот сайт. Не приходится теперь искать и выуживать по кусочкам отовсюду.О чем хотелось бы сказать, скорее всего о некоторых посетителях сайта.. Хм, наверное все с такими сталкивались. Я не любитель комментариев, особенно чужих, но когда какое-то произведеие очень нравится, по неволе просматриваешь...или когда долго грузится страничка (бывает), а иногда просто хочется посмотреть совпадают ли с кем-то мысли... Так вот,порой, не знаю, плакать или смеяться, но когда уже на 20-х - и далее главах спрашивают с какой стороны читать, так подмывает спросить "А вы как до этого читали?" и еще один вопрос "А по смыслу непонятно", но это бывает, понятно, если давно продолжения не было, и новая глава, то пропустим..Еще поражают комментарии особенно в сёдзе-ай, юри, что-то из серии "Жаль что это не парень" (на одну из главных героинь) или, что еще *убийственнее*, "было бы два парня", причем до последних страниц упорно пишут, возникают так же вопросы, о том, зачем люди продолжают читать, если им не нравится, а если нравится, то для чего оставлять подобные комментарии, если вы видите в жанре определеннуу категорию, тут уж "ой, не знал (а)" как-то не спишешь.Что еще...это даже не бесит, не раздражает, а вызывает непонимание, когда скулят, по поводу рисовки, по поводу того, что не интересно, и ладно, когда эти комментарии на 1-2-3, ну допустим, до 10 главы, но когда на какой-нибудь за 90 глав...Ребят, кто заставляет читать, смотреть, воспринимать, найдите, тчо по душе. а раз уж "ТАК ВСЕ НЕ НРАВИТСЯ", но вот добить так прям хочется, то тогда почему бы не придержать мнение, и уж явно не вступать в конфликты с тем, кому нравится, раз уж вы сами дочитали до конца почти, но все равно упорно пишут, что и рисовка "полное ничто", и "ситуация банальщина" и...и вообще не нравятся работы этого автора... Как-то вот даже не смешно порой такое читать.Простите, если сейчас кого-то задела, понимаю, всем нравится высказывать свое мнение, по поводу, хотя и без повода, порой очень многие любят набить себе цену, это интернет, конечно, но не кажется, что стоит порой включить голову, она же нужна...Вот рядом бутылочка Бейлиса, просматриваю рисовку неподражаемой мангаки, и на душе тепло и хорошо, какие же все-таки люди талантливые, их фантазия, она где-то за гранью, некоторые авторы даже могут и твою границу раздвинуть...Когда "Черное" уже не "черное", а "белое" это не совсем "белое", другими словами не все плохое-плохо, и не всегда добро приносит добро.Очень нравится, что много "жанров", и можно найти все себе по душе, правда надо очень много перекопать, что бы найти СВОЕ, на это у меня ушло очень много лет, сейчас могу похвастаться. что есть три автора, которые для меня самые лучшие, это не значит, что кроме них, я никого не читаю, я по-прежнему в режиме "поиска", но уже опираясь на то, что мне нравится и планка выше, а это сложнее.Еще, кстати, хочется сказать "люди, старайтесь быть более терпимыми", если вам не нравится какой-то жанр, не надо, пожалуйста (вот положа лапу на сердце), пожалуйста не надо пытаться из кожи вон лезть обьясняя, какой этот жанр отстой, и что читающие его люди лохи.P.S. Хорошо, для тех кто не любит читать)))) просто проехали))) Прошу прощения, если вдруг кого-то обидела, не хотела ни в коем разе никого задеть.И простите за ошибки, которые встретятся. А еще за все эти мысли, надеюсь, что смогла все правильно передать, порой мысли бегут быстрее, чем их можно записать и облачить в форму красивых слов.
Да и вообще, что не в тему темы, хотя то что написала - это к любому жанру любой манги, манхвы и маньхуа.