Известные композиторы 21 века. Необходимые документы для регистрации участника. Номинации и возрастные ограничения

«Композиторы XXI века – детям» Андрей Классен Бекетова Нина Александровна Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дошкольного образования детей Детская музыкальная школа Хабаровский край, г.Комсомольск на Амуре Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта "Современные методы и приемы обучения" Электронное периодическое издание НАУКОГРАД

Интернациональность в музыке - ничего нового в Германии?, в: Профессиональное музыкальное образование и интернациональность, изд. Лоренц Луйкен и Стефан Вайс. Отражение популярной культуры в минимализме геттобласта Иакова Тер Велдхьюса, в: от Перотина до Стива Райха. Идеи «минимального» в истории музыки и современности.

Музыкальные фестивали в Нижнем Рейне, в: Северный Рейн-Вестфалия. Музыкальная критика в современной Германии, в: Искусство в современном музыкальном болоте. Стефан Вайс, профессор исторической музыковеденияХохшуле для музыки, театра и средств массовой информации Ганновера, Институт музыковедения. Когда вы смотрите на список имен, связанных с Санкт-Петербургской консерваторией, учителями, профессорами, выпускниками, ректорами, покровителями и благодетелями, каждый инстинктивно испытывает чувство благоговейного восхищения.





Андрей Классен родился14 января 1955г. В маленьком шахтерском городке Сарани под Карагандой в семье ссыльных немцев.Его отец,Абрам Абрамович,был баянистом-самоучкой. Мать, Мария Генриховна, играла на семиструнной гитаре и имела великолепный голос. Две его сестры, Елена и Елизавета получили музыкальное образование, в настоящее время живут и преподают в музыкальных школах в Германии.

С этим учреждением связана невероятная концентрация величайших личностей в мировой истории музыки. Самая старая музыкальная академия в России празднует этот год. В первые годы своего существования это превратилось в место сбора высшего музыкального общества.

Ниссен-Саломан. Консерватория не была нормальным учебным заведением. С самого начала царский дом позаботился об этом. Открытие проходило под патронажем великой княгини Елены Павловны, жены Михаила Павловича. Это было названо «Русским музыкальным обществом», и на основе его собственных музыкальных классов была основана первая Консерватория России. Несмотря на то, что Консерватория не была государственным высшим учебным заведением, ее выпускники получили дипломы со статусом внештатного художника, а также возможность быть удостоенным чести как «почетных граждан».


Студенческие годы Выпуск пианистов 1974г. Темиртавское музыкальное училище. В 1979 г. окончил Новосибирскую Государственную консерваторию им.Глинки по классу фортепиано. В1984г. окончил аспирантуру на фортепианной кафедре Института Искусств в г. Владивосток.




После открытия в Санкт-Петербургской консерватории не было постоянных комнат для занятий и собственного концертного зала. Более 30 лет занятиям приходилось «путешествовать» по всему городу. Наконец, они нашли свой дом в здании бывшего Большого театра на Театральной площади. Комнаты нуждались в почти полном конверсии. Согласно планам архитектора Владимира Николова, фундаменты и стены Большого театра были сохранены и интегрированы в новое здание.

В короткой статье очень сложно объяснить, как сложились традиции состава школы и школы переводчиков Санкт-Петербургской консерватории. Безусловно, самое интересное, на что следует обратить внимание, - выдающиеся представители, а также самые известные события, которые представляют отдельные этапы музыкальной истории Консерватории. Антон Рубинштейн был не только главным инициатором создания Консерватории, но и стал первым художественным руководителем и первым профессором фортепиано. Музыканту сразу же дали звание эффективного государственного советника, и он показал своей работой, что он по праву считается высокопоставленным.














К числу наиболее крупных проектов Андрея Классена можно отнести запись оркестровой партитуры оперы композитора-романтика Густава Шмидта(,Женская верность).Удалось воссоздать оркестровое звучание партитуры и исполнить эту оперу на Оперном Фестивале в г.Вейнсберге на развалинах того замка,где проходили события в 1140г.

Рубинштейна можно сравнить только с несколькими, потому что он так много сделал для консерватории и профессиональной подготовки музыкантов. Масштабируемость персонажа Рубинштейна была признана в его жизни и до сих пор не погасла. Крамским во время восторженного создания музыки, по сей день является символом этой трудолюбивой силы и выступает в качестве стимула для музыкантов, играющих в небольшом зале консерватории. Спустя много лет после создания Консерватории Рубинштейн предпринял отличный проект: цикл исторических концертов фортепианной музыки.










К его последним сочинениям относится песня на стихи Эллы Герасименко Если сердце музыкой живет для детского хора со струнным ансамблем и фортепиано,которую посвятил Детской Школе Искусств им. Даргомыжского в г. Москвы. Это произведение впервые прозвучит в марте 2013г. в стенах школы в рамках празднования 200-летия Даргомыжского.

На этих концертах он не только почитал музыку своих предшественников, но и уделял большое внимание своим старшим современникам Шопенам, Шуману и Листу. Всего было выполнено 877 произведений из 57 композиторов, стилистически в период с начала века до второй половины. Саремба, выдающийся ученый в области теории и практики музыки. Талантливый виртуоз на виолончели, выдающийся дирижер, выдающийся композитор и великий педагог, принес в жертву много энергии и энергии консерватории, чей виолончелист, которого он был с первого года своего основания.










Использованные ресурсы Частная переписка с композитором на интернет-сайте Андрея Классен; Klassen-mussikveland.de,htt://vkontakte.ru Klassen-mussikveland.de,htt://vkontakte.ru,2012 г.; Андрей Классен «Музыкальные эскизы» I тетрадь, II тетрадь, 1996 г. ; Андрей Классен «Пьесы для детей в 2 и 4 руки», 1998 г.

Он считается основателем Петербургской школы виолончелистов. Он также представил новые классы для консерватории: оркестровая игра, квартет и оперный класс. Уже в первый год основания нового учебного заведения он был назначен не только профессором класса виолончели, но и профессором истории музыки, что, очевидно, было связано с его университетским образованием, которое он получил в Москве на факультете математики и физики. Очень широкое общее образование квалифицировало его превосходно для этой работы.

В первый год Консерватории приняли 179 студентов, после чего ежегодно было более 200 музыкантов. Не будет преувеличением сказать, что имена первых выпускников Санкт-Петербургской консерватории вошли в историю мировой культуры наравне с их выдающимися профессорами.

Приём заявок в номинациях

«Композиция - очно»,

«Академический вокал»,

«Ансамбли»

продлён до 10 сентября.

В номинации «Композиция - заочно» приём заявок закрыт

II Международный конкурс современной музыки

«КОМПОЗИТОР XXI ВЕКА»

Его имя было первым, вырезанным на мраморной доске на пороге небольшого зала. Беклемишче, которая представляет сидящего композитора с открытым счетом в руках. Известно, что Чайковский посещал Санкт-Петербургскую консерваторию только на период его ученичества, потому что интенсивный период создания, начиная с первой симфонии, был связан с переездом в Москву и назначением в Московскую консерваторию в качестве одного из первых профессоров. Первое поколение музыковедов подошло к Сарембе, которая преподавала теорию композиции.

Он также был первым учителем Чайковского, и его отношения к нему были во многом важны для судьбы знаменитого композитора. Согласно документам, хранящимся в Музее Консерватории, он был уважаемым и уважаемым человеком, 50-летие которого отмечалось в консерватории с роскошным фотоальбом, подписанным коллегами. Позже он был избран почетным членом Русского музыкального общества. Римский-Корсаков был назначен профессором инструментальной и практической композиции. У него не было специального профессионального университетского образования, поэтому молодой лектор многому научился о самообучении, который ему нужно было учить, и был не только хорошим учителем, но и очень хорошим учеником в этом отношении.

ОРГАНИЗАТОРЫ:

Министерство культуры и туризма Калужской области
- Международная академия музыкальных инноваций (г. Москва)

МИССИЯ КОНКУРСА:

Сохранение и развитие современной академической музыки

ЗАДАЧИ КОНКУРСА:

Выявление и поддержка композиторов и исполнителей современной музыки;
- знакомство с творчеством современных композиторов;
- знакомство с современными исполнителями и различными музыкальными тенденциями;
- укрепление статуса слушателя как косвенного участника музыкального события;
- приобщение слушательской аудитории Российской Федерации и стран СНГ к современным музыкальным направлениям;
- расширение репертуарного запаса исполнителей,
- творческая мотивация молодых исполнителей к изучению современной музыки;
- проведение «круглых столов» с современными композиторами и известными деятелями музыкальной культуры, педагогами, исполнителями, музыкальными аналитиками - в целях создания общественного резонанса события и привлечения внимания молодежи и старшего поколения к современному исполнительскому искусству;
- создание каталога современных композиторов и исполнителей, с возможностью их популяризации в специализированных СМИ, среди музыкальных учебных заведений России и стран СНГ;
- повышение профессионального уровня современного музыканта- исполнителя.

Нет сомнения, что призвание Римского-Корсакова начало новую эру профессионального композиционного и теоретического образования. Молодой профессор преподавал на кафедре теории композиции и инструментария и был директором оркестрового класса. Он оказал чрезвычайное влияние на все сферы консерватории. Среди прочего он искал реорганизацию курсов гармонии. Результатом этих усилий стала его первая учебная программа и первый учебник по гармонии, который позже увидел несколько новых изданий. Брунот прокомментировал: «Трудно представить концепцию более простой, понятной и более естественной; И хотелось бы, чтобы этот метод преподавания был принят повсеместно».

УЧАСТНИКИ:

  • Композиторы , представившие собственные академические произведения для вокалистов или ансамблей (до 5 исполнителей включительно ) в очной форме (живое исполнение ) или заочной форме (аудио- или видеозапись ).
  • Исполнители , имеющие диплом о специальном образовании, студенты творческих вузов и ссузов России и стран мира. Возможно участие инструментальных ансамблей в любом составе, а также в смешанном составе вокалистов и инструменталистов (не более 5 человек ). Примечание: вокальные ансамбли в конкурсе не участвуют. Состав ансамбля на протяжении всего конкурса должен оставаться неизменным.

НОМИНАЦИИ и ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ:

Римский-Корсаков сказал, что каждый талантливый художник должен одновременно объединить двух человек: он должен быть техником, а также художником. Подобно тому, что невозможно создать настроения только с помощью технологий, невозможно создать целые работы только с поэтичной чувствительностью. В этом контексте великий учитель настаивал на незаменимом индивидуалистическом способе обучения талантливых учеников.

Он разработал подробную систему профессионального образования композиторов, которая была усовершенствована на протяжении многих лет и стала классом Римского-Корсакова. Этот класс стал одним из лучших и наиболее компетентных в консерватории. В течение почти 40 лет этот класс окончил много студентов различных дисциплин. Может быть, именно поэтому блестящая толпа его учеников была поражена, и тотчас после окончания своего класса считался новым профессором на консерватории. Все эти выдающиеся музыканты преподавали в консерватории около 40 или более лет.

  • «Академический вокал»: от 18 до 35 лет включительно
  • «Ансамбли» (дуэт, трио, квартет, квинтет): от 17 лет - без ограничения
  • «Композиция»: от 17- без ограничения

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ и ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

  1. «Академический вокал» :
  1. «Ансамбли» :
  1. I тур - исполняются (фрагмент или целиком) от одного до трех произведений композиторов любой страны, написанных после 2000 г. по выбору участников.Общая продолжительность звучания - до 20 мин.
  2. II тур - исполняется (фрагмент или полностью) одно, не исполненное в I туре, произведение композитора любой страны, написанное после 2000 г. Продолжительность звучания - до 12 мин.

——————————————————————————————————————————

Многие ученики Римского-Корсакова произвели теплые и восторженные воспоминания. Так же, как они были в своей собственной работе, его ученики встретили в знак признания своего учителя. Лядов, превосходный мастер лучших миниатюр пианистов и оркестровых сказок, которые ценят с расцветкой страсти «каждую ноту» своего учителя. Прокофьева, который учился в классе в прошлом году знаменитой жизни мастера.

На данный момент он критиковал иностранную музыку в основном очень резко. Однако для оперы «Легенда о невидимом городке Китеш» он вел себя с большим энтузиазмом на премьере, по его собственным словам, он так сильно хлопал, пока его руки не болели, чтобы назвать композитора на сцене. Стравинский, который был частным учеником Римского-Корсакова, отождествлял с великим музыкантом не только педагогом или учителем, но даже отцом. Сыновья Римского-Корсакова - Андрея и Владимира - были друзьями молодости Стравинского.

  1. «Композиция»: очное или заочное участие
  1. Очное участие предусматривает живое исполнение конкурсного произведения, написанного после 2000 г. Композитор самостоятельно организует их подготовку и исполнение. Произведение оценивается в номинации «Композиция». Исполнение оценивается жюри только при условии, что музыканты своевременно оформили заявки как участники исполнительских номинаций конкурса.
  2. Заочное участие предполагает работу жюри с нотным материалом и записями (аудио или видео). Прослушиваются произведения для академического вокала и произведения для ансамбля, написанные не ранее 2000 г. Каждый композитор может представить до трех произведений. Примечание: формат Midi к прослушиванию не принимается.
  3. Каждый композитор заключает Авторский договор на разрешение исполнения и использования данных произведений в рамках Международного конкурса современной музыки «КОМПОЗИТОР XXI ВЕКА». Образец договора можно скачать на сайте .

Примечание:

После смерти Римского-Корсакова Стравинский написал похоронную песню для духовых инструментов в память о своем учителе. Позднее автор сказал об этом показателе, что он был одним из лучших в ранний период и очень прогрессивен в использовании хроматической гармонии. Сам композитор оказал решающее влияние на всех, кто учился у Римского-Корсакова, или, по крайней мере, принял его совет.

Глазунова. Выдающийся русский композитор и убежденный приверженец классических традиций был связан с Консерваторией в бесконечной преданности, обеспечивая ее подъем в самых сложных исторических условиях. Трудно оценить важность Глазунова, который оставался на посту директора в течение почти трех десятилетий и который вместе с Консерваторией пережил новую культурно-историческую эпоху. Штейнберг, важный хранитель традиций школы им. Римского-Корсакова.

1) вокалисты исполняют программу наизусть;
2) ансамблевая музыка может исполняться по нотам;
3) в I и
II турах допускается к исполнению произведение, представленное на отборочном прослушивании.

——————————————————————————————————————————

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ:

До 01 сентября 2014 г. - предварительная регистрация участников. Участники предоставляют полный пакет: Записи, Нотные материалы, Документы и Заявку на участие. Заявку можно скачать на сайте конкурса . Участников из стран Евросоюза, США, Азии и Африки, для подготовки официального приглашения для получения российской визы, Оргкомитет конкурса просит предоставить документы до 01 августа 2014 г.

Шостакович, ставший символом новой музыки. Римский-Корсаков и его школа остались достоянием профессионализма следующих поколений композиторов и теоретиков и по сей день. Память великого русского композитора почтительно сохраняется во всем мире. Юбилей отмечался в Королевском фестивальном зале в Лондоне, в наши дни назывался «Открытие Римского-Корсакова». Сегодня в Санкт-Петербургской консерватории функционируют семь факультетов: композиция, фортепиано, оркестр, вокальное направление, дирижирование, музыковедение и народные инструменты.

До 15 сентября 2014 г. - отборочное прослушивание в номинации «Академический вокал». Результаты будут опубликованы на сайте и разосланы участникам по электронной почте.

17 октября 2014 г. - пресс-конференция, открытие конкурса, очная регистрация участников и гостей, жеребьевка в группах (группы формируются оргкомитетом до начала конкурса), конкурсное прослушивание вокалистов, объявление финалистов в номинации «Академический вокал».

Среди профессоров и студентов консерватории есть известные имена по всем дисциплинам: композиторы, дирижеры, оперные режиссеры, балетмейстеры, оркестровые музыканты, пианисты, певцы и музыковеды. Совет попечителей был возобновлен. Была создана ассоциация выпускников Консерватории. С одной стороны, в стенах Санкт-Петербургской консерватории проводятся международные симпозиумы и мастер-классы, с другой стороны, в разных странах с участием петербургских профессоров, докторантов и студентов.

В течение многих лет поддерживались творческие связи с крупными университетами и музыкальными школами, такими как Гамбург, Дрезден, Кельн, Врозлав, Роттердам, Бостон, Бирмингем и другие. Олеся Янцько, переведенная Екатериной Продаю. Он превосходит границы между двумя жанрами, которые он считает излишними. Фрэнк Стробель уже много лет является новатором в междисциплинарной области кино и музыки и является одним из главных героев фильма в концертном движении. Благодаря его причастности, тихий фильм нашел свой путь в ведущие опера и концертные залы.

18 октября 2014 г. - очная регистрация участников и гостей, жеребьевка в группах (группы формируются оргкомитетом до начала конкурса), конкурсное прослушивание ансамблей, объявление финалистов в номинации «Ансамбли». Мастер-класс для вокалистов.

19 октября 2014 г. - II тур конкурса в номинациях «Академический вокал», «Ансамбли», круглый стол, торжественное закрытие конкурса.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ:

  • Для участия необходимо до 1 сентября 2014 г. направить пакет документов на адрес [email protected]
  • Для дистанционного прослушивания необходимо предоставить в оргкомитет записи любого одного или двух произведений, исполненных конкурсантом.

Конкурсант может участвовать в нескольких номинациях.
- Вокалисты выступают со своим концертмейстером. В случае необходимости, по предварительной заявке участника, Оргкомитет может бесплатно предоставить своего концертмейстера. Концертмейстер также может выступать в качестве участника ансамбля (гитара, арфа, фортепиано).
- Оргкомитет оставляет за собой право на трансляцию концертов и прослушиваний конкурса по радио и телевидению. Освещение конкурса осуществляется на портале единой информационной системы «Музыка и культура» www.muzkult.ru .
- При неявке участника на регистрацию вступительный взнос не возвращается.
- Каждый участник может зарегистрироваться в системе «Музыка и культура» (muzkult.ru) и стать активным участником внутреннего Форума конкурса. Это позволит из личного кабинета в системе отправлять сообщения, как участникам конкурса, так и членам оргкомитета, быть в курсе всех новостей и событий по конкурсу. Для вступления в форум необходимо после регистрации в системе «Музыка и культура» написать письмо на электронную почту конкурса с указанием Ф.И.О. и электронной почты. В личном кабинете в разделе «Подписки» станет доступна группа «Конкурс Композитор XXI века».
- Оргкомитет обеспечивает бронирование мест в гостинице по предварительным заявкам от участников, оформление приглашений для получения визы. Транспорт, медицинская страховка, питание и все другие необходимые расходы - берет на себя участник конкурса.
- По обязательному согласованию с Оргкомитетом, участник конкурса может самостоятельно организовать любительскую запись своего конкурсного.

Для регистрации: зайдите на сайт www.muzkult.ru и с левой стороны кликните кнопку «Регистрация». После процедуры регистрации в личном кабинете нажмите пункт muzkult.ru (начало) и выберите «Москва». Найдите в списке сайтов «Композитор XXI века» и кликните кнопку «Присоединиться».
Скачать форму заявки, форму договора с автором, реквизиты для оплаты оргвзноса можно на сайте конкурса по ссылке:

НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКА:

  1. Заявка на участие (с полным указанием исполняемой программы по турам, порядком исполнения, с указанием названия, а также имени и фамилии авторов).
  2. Резюме (в свободной форме - строго до 800 знаков);
  3. Информация об участии в других исполнительских конкурсах и полученных званиях - при наличии;
  4. Фото;
  5. Ксерокопия или скан оплаченной квитанции (только для участников I тура);
  6. Ксерокопия или скан Паспорта или Удостоверения (для граждан России - включая страницу паспорта гражданина РФ с регистрацией по месту жительства);
  7. Нотный материал (только для композиторов);
  8. Аудио или видеозапись (только для не лауреатов-вокалистов и композиторов заочников).
  9. В номинации «Ансамбль» подается одна заявка с указанием всех участников, контактных данных и инструментов. Фотография может быть как общая на весь ансамбль, так и в виде отдельных фото по участникам. Резюме дается на весь ансамбль или с краткой творческой биографией (объем по количеству знаков - 300) каждого исполнителя (примеры резюме можно посмотреть на сайте конкурса или в буклете).

Заявка на участие, присланная без полного комплекта указанных документов, приниматься не будет.

ПОБЕДИТЕЛИ НАГРАЖДАЮТСЯ

дипломами лауреатов 1, 2, 3 степени, дипломантов конкурса, денежной премией и ценными призами.

«Академический вокал»

1 премия - 35 000 руб.
2 премия - 25 000 руб.
3 премия - 15 000 руб.

«Ансамбли»

1 премия - 40 000 руб.
2 премия - 30 000 руб.
3 премия - 20 000 руб.

«Композиция» (заочно)

1 премия - 35 000 руб.
2 премия - 25 000 руб.
3 премия - 15 000 руб.

«Композиция» (очно)

1 премия - 35 000 руб.
2 премия - 25 000 руб.
3 премия - 15 000 руб.