Может ли еврей быть христианином? Православие и иудаизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви.

«Мы не можем позволить себе роскошь драться на всех полях сражений.
Так своей цели мы никогда не достигнем. Для этого мы слишком
малочисленны, и кровь сынов Израиля слишком драгоценна.
Наше оружие — Библия, и мир гоев должны положить к нашим ногам сами гои,
кровь и имущество которых по праву принадлежат нам».

рабби Ехиль Михль Пинес

"Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства
и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства,
не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства"
Алексий II

Само существование евреев, их невероятная живучесть и потрясающее торжество в закабалении народов уже наводит на серьезные думы. Где разгадка того, что одно-единственное племя, не имеющее собственного пристанища и рассеянное между остальными народами, несмотря на многократные гонения и высылку из всех стран, сохранило свое обличье и продолжает вынашивать свою маниакальную идею о мировом господстве?

Начать нам нужно с иудаизма — религии евреев, так как христианство — это его прямой и непосредственный продукт. И второе: хочешь понять народ — изучи его национальную религию и культуру . Мы не поймем ни христианство, ни евреев, если не поймем иудаизм. Особенностью иудаизма является то, что евреев разжигает злобная уверенность, что они — "богоизбранные", избранные своим богом для истребления других народов. За исключением тех, кого они сделают своими непосредственными рабами. Согласно библии, по договору с Иеговой, они за приношение жертвенной крови иноплеменников-язычников должны получить власть над миром.

Какие можно сделать выводы, если в библии Моисей послал Иисуса Навина и Халева Иефоннина на разведку. Вернувшись, те говорят: "Не бойтесь народа земли сей, ибо он достанется вам НА СЬЕДЕНИЕ" (Числа, 14:9 ). "Кроткий" Давид не просто убивает всех иноплеменников подряд (взрослых, младенцев, старцев), а сладостно измышляет изощренные пытки, кладет их под молотилки, под железные топоры, сжигает их в огненных печах (2 Царств, 12:31 ).

Кровожадностью, ненавистью к другим народам, стремлением их поработить пропитаны всё псалмы Давида. "...проси у меня, и Я дам народы в наследие тебе и во владение тебе пределы земли. Ты поразишь их жезлом, как сосуд горшечника, раздробишь их..." (Псалом 2:8-9 ). "...да торжествуют угодники во славе и да радуются на ложах своих, славословия богу в устах их и меч обоюдоострый в руке их. Чтобы совершить мщение над народами, наказание над племенами. Чтобы заключить царей их в узы и вельмож их в оковы железные..." (Псалом 149:5-8 ). "Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!" (Псалом 136:7-9 ).

"Вы (евреи), овладеете народами, которые больше и сильнее вас, всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; никто не устоит против вас" (Второзаконие, 11:23-25 ).

"Ведет тебя (еврейский народ — SCh.) бог твой, в ту землю, которую он клялся... дать тебе с большими и хорошими городами, которых ТЫ НЕ СТРОИЛ, и с домами, наполненными всяким добром, которых ТЫ НЕ НАПОЛНЯЛ, и с колодезями, высеченными из камня, которых ТЫ НЕ ВЫСЕКАЛ, с виноградниками и маслинами, которых ТЫ НЕ САДИЛ, и будешь есть и насыщаться" (Второзаконие, 6:10-11 ).

Величайшие и самые радостные еврейские праздники — пасха (пейсах) и пурим.
Пасха — праздник в радость о поголовном умерщвлении египетских детей (Исход, гл. 1-16 ).
Пурим — праздник в радость о вырезанных поголовно 75 тысяч персов-язычников. И казнили не только мужчин, но женщин и детей (книга Есфири ). Иегова обещал своим последователям порабощение и владычество над миром, но только за неукоснительное соблюдение его заповедей.

Содержание молитвы Шепхох, произносимой в вечер пасхи, составлено из псалмов Давида: "Полей гнев твой на язычников, которые не признают тебя, и на царства, которые имени твоего не признают... Излей на них ярость твою, и пламень гнева твоего да обымет их... Преследуй их во гневе и истреби их из-под небес господних" (Псалмы 79:6, 69;25; Плач Иеремии, 3:66 ).

Знаток истории Рима, англичанин Эдуард Гиббон свидетельствует, что в Кириенаке при императоре Траяне евреи вырезали 220 тысяч греков, на Кипре — 240 тысяч. Их жертвами стало и огромное количество египтян. Многих из этих несчастных разрезали на части, довольствуясь примером Давида.

Еврейские историки начала XX века либо умалчивают об этих событиях, либо упоминают о них вскользь. Обычно об этом восстании говорится только то, что оно было жестоко подавлено римскими войсками с жертвами "бедных", "несчастных", "униженных" евреев. И ни слова о гигантских жертвах ни в чем не виноватого коренного населения, уничтоженного иудеями по требованию своей религии. А ведь ни на Киренаику, ни на Кипр иудеев никто принудительно не переселял. Они появились там как обычные переселенцы — купцы, и ростовщики. Коренное население не чинило никаких препятствий их приходу. Они добры, когда приходят. Но не когда обосновываются и начинают жить среди приютивших их народов.

Иудаизм задаётся талмудом — "священной" книгой евреев, высшим кодексом иудаизма. Само слово "талмуд" по-еврейски значит "инструкции". Это вроде свода правил, как гражданских, так и религиозных. В талмуд входят 52 томов, а 6 из них с сокращениями и отсевом некоторых "неудобных" мест переведены на нееврейские языки. Остальные 46 томов держатся в строгой тайне и известны лишь верхушке раввинов. О знакомстве с такой книгой, как "Иббур ", мечтают многие раввины низших степеней. Ветхий завет вырос из талмуда, ветхий завет — это сглаженные и прилизанные 6 книг талмуда, откуда убраны самые гадостные моменты (но хвосты всё равно остались). Новый завет, где описываются похождения Христа и послания апостолов вырос из ветхого завета. Оба этих завета задают единое целое — Библию. Противопоставление обоих заветов друг другу — это демагогия для скудоумных. На самом деле ветхий завет служит базой новому завету. Без ветхого завета новый завет немыслим.

И в Талмуде и в Новом завете в качестве законоучителей выступают исключительно иудеи, только под разными названиями: в первом — рабби, то есть раввины, во втором — апостолы, что по-гречески значит «посланцы». Имеются в виду, понятно, посланцы всё того же иудейского бога Яхве, имя которого в Библии, которую сами иудеи впервые переводили на греческий язык, дабы не раздражать неиудеев, везде заменено словом «господь». Но от перемен мест слагаемых сумма, как известно, не меняется.

Непонимание сути Библии доходит до того, что христиане не способны ответить даже на самые простые, на самые элементарные вопросы относительно этой книги — прямого предмета своей веры. Спросите любого христианина: "Сколько религий задаёт библия? Как они называются? Чем они отличаются? Почему они находятся в одной книге?". Вы чаще всего услышите неправильные ответы. Скорее всего, на них вообще никто не ответит. А фокус заключается в следующем.

Все канонические религиозные книги обычно задают одну религию. Например, коран задает ислам и ничего кроме этого, а Авеста задает один зороастризм. В случае же с библией всё иначе: она задаетДВЕ религии. Одна (ветхий завет) — иудаизм, другая (новый завет) — христианство. В чем их разница? Разница огромная, но это чётко почти нигде не освещается, что позволяет сколько угодно морочить голову. Иудаизм и христианство практически противоположны по системе ценностей. Но почему они находятся в одной книге? Как они могут вместе уживаться, хотя они так отличаются друг от друга? Ответ весьма прост.

Библия — это ОДНА книга, составленная из ДВУХ религиозных систем . Библия — это всемирный план построения рабовладельческого строя. Во всяком рабовладельческом строе есть класс рабов, которые являются вещью, и класс рабовладельцев, которые имеют рабов и делают с ними, что захотят. Иудаизм — это религия для рабовладельцев (евреев). Христианство — это религия для рабов (неевреев). Вот и вся библия. Главная суть христианства — выпестовать побольше презренных рабов. Иудаизм и Христианство формируют два противоположных психотипа . Иудаизм формирует мышление рабовладельца. Христианство формирует мышление раба. Вот и все еврейские игры в христианство.

Иудаизм поднимает самооценку еврея на высоту духа. Еврею говорят: "Ты — избран богом. Все остальные народы — это нечеловеки, служебный скот. Ты должен управлять другими людьми. Тебе надо пробиваться везде и тянуть своих. Собственность гоя — это твоя собственность, которая пока что временно находится у него. Око за око, зуб за зуб ". Поэтому евреи идут не сталь варить и не уголь в шахтах добывать и не лифты ремонтировать, а идут в банки, в СМИ, в руководители, в коммерческие структуры, где везде есть свои.

Христианство учит человека противоположному: "Ты — раб божий. Ты человек маленький, грешный. Тебе надо покаяться, смирись, гордость — это грех, интерес к женщинам — это грех, полнокровная жизнь — это грех. Мысль о грехе — тоже грех. Не заботься о дне завтрашнем, так говорил Иисус. Терпи, ибо бог терпит и нам велел. Дали в морду — подставь другую щеку. Отнимают верхнюю одежду — отдай и рубашку. Насилуют жену — предложи ещё и дочь. Раздай своё имение нищим, бери свой крест и вперед. И снизойдет на тебя благодать Его. А будешь своевольничать — загремишь в ад ".

Христианские иерархи и не стесняются открыто называть христиан агнцами (овцами), которых надо пасти. А те, кто пасет, прямо называются пастухами (пастырями). И христианин с этим соглашается. Христиан зовут рабами божьими, они и сами себя так называют. Такое обращение с собой они считают нормальным. Для них это естественно. Можно припомнить обряд венчания "раба божьего к рабе божьей". Но ещё лучше вспомнить весьма характерное изречение апостола Павла : "Рабы, повинуйтесь господам со смирением ". Главное, чтобы не просто рабом божьим был, а грешным рабом.

Церковники очень любят поговорить о возвращении стада круглосуточных баранов (овец) в загон (в лоно святой церкви). Это одна из их любимых тем. Овца — самое часто упоминаемое в библии животное.

В идеале евреи-рабовладельцы хотели бы, чтобы рабы-христиане вели себя как их учит Христос: "...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас" (Мф., 5:43-44) . То есть, идеальный христианин — это убогое и затравленное существо, который после удара с готовностью подставляет другую щеку.

Библия — это история евреев. Иисус — еврей. Апостолы — евреи. Писали эти книги — евреи. Все персонажи — евреи. Эта история предназначена для евреев и пропагандирует превосходство евреев над остальными народами.

Иудаизм и Христианство

Взаимоотношения этих двух религий с самого начала складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно скорее кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде чем говорить о них, попробуем совершить краткий экскурс в историю.

Христианская традиция указывает на колыбель Христа как на источник христианской религии. Но с точки зрения исторической науки все обстоит не так просто. Прежде всего, историческая достоверность основных моментов биографии Христа вызывает сомнения. Хотя весь мир пользуется христианским летоисчислением, согласно которому мы живем сейчас в 1996 году от рождества Христова, факты противоречат этому. На основании самих же евангельских повествований приходится сделать вывод, что младенец родился за четыре года до новой эры. Так считает и большинство ученых. Однако если мы обратимся к Талмуду, то окажется, что время жизни Христа приходится на середину II в. до н. э. Это заставляет еще больше усомниться в исторической достоверности образа, запечатленного в евангелиях. Кроме того, сравнительный анализ еврейских и христианских источников того периода выявляет целый ряд существенных расхождений. Правда, у Иосифа Флавия мы находим рассказ о рождении Христа, но современные исследователи признают его позднейшей вставкой, сделанной в восьмом или девятом веке. Мы нигде не найдем прямых свидетельств исторической точности евангелий, да и косвенных подтверждений тому немного. Более того, синоптические евангелия расходятся в освещении одних и тех же событий, и это увеличивает сомнения в их достоверности.

Еврейское имя Христа - Иешу, - отнюдь не было редким в то время. Это сокращение библейского имени Иегошуа, этимология которого связана с корнем йуд, шин, айн - йеша - "спасение". Согласно евангелиям, Иешу родился в Бейт Лехеме, вблизи Иерусалима, и его появление на свет сопровождалось чудесными предзнаменованиями. Имя его матери известно, что же касается отца. христианская версия на сей счет не нуждается в комментариях. Однако я не побоюсь утверждать, что при рождении ребенка всегда ясно, кто его мать, хотя не исключены сомнения в отношении отца. В данном случае, вероятно, имелись особые основания для подобных сомнений. Младенец рос и воспитывался в семье; у него был младший брат по имени Яаков.

Из евангельских рассказов складывается впечатление, что Иешу учился у мудрецов Израиля. Сам он никогда не достиг положения раби, не удостоился стать мудрецом, однако принадлежал к кругу образованных учеников. В то время еврейское общество было расколото глубокими внутренними противоречиями. Мудрецов, принадлежавших к лагерю книжников, софрим, евангелия именуют "фарисеями" (производное от перушим, "отделенные", сторонящиеся нечистоты). Кроме перушим в то время, как и теперь, жило множество амей а-арец - простых людей, мало сведущих в законе. Однако в отличие от наших дней, амей а-арец древности были очень богобоязненны и тщательно соблюдали заповеди Торы. Так что различия между ними и перушим не касались мировоззрения и определялись в основном уровнем знаний. Семья Иешу не отличалась ученостью, но сам он принадлежал к числу перушим и, согласно евангельским свидетельствам, вел себя в соответствии с их обычаями. В то время свидетельством глубокой богобоязненности у перушим служило постоянное ношение тфилин. И действительно, ранняя христианская иконография вплоть до 4 в.н. э. изображает Христа в головных филактериях. Характер Иешу, ученика мудрецов, отличался эксцентричностью. Его слова и поступки многие расценивали как вызывающие. Перушим, современники Иешу, не были в восторге от того, что он говорил и делал, однако они не отрицали его принадлежности к своему лагерю. Из уст в уста передавались рассказы об эксцентричных выходках Иешу, множились слухи о его целительских способностях - сегодня обладателя подобных способностей назвали бы экстрасенсом. Согласно Талмуду (это свидетельство находит своеобразное подтверждение и в еванглиях) Иешу питал слабость к женскому полу.

Действительно ли Иисус Назаретянин, Иешу а-Ноцри, провозгласил себя мессией? Это остается до конца не ясным, но по всей видимости Иешу действительно верил, что он мессия, и эту уверенность разделяла группа его восторженных приверженцев. Последователи Иешу были людьми неискушенными в законе, а потому легковерными и падкими на чудеса. Ведь с точки зрения иудаизма Мессия не обязан обладать сверхъестественными способностями. Он должен происходить из царской династии Давида и принести еврейскому народу освобождение от чужеземного ига. Вовсе не дело мессии заботиться о спасении душ своей паствы. Само слово "мессия" означает на иврите "помазанник". тот, кто помазан оливковым маслом, елеем, на царство. Помазание елеем означало возведение в высший сан - первосвященника или царя. В ту эпоху слова "царь мессия" означали просто-напросто "царь из рода Давида" - в противоположность царствовавшей династии Ирода. Ирод был ставленником Рима и открыто служил интересам поработителей. Он отличался жестокостью, проливал реки крови, и народ мечтал о царе-помазаннике из рода Давида, который избавил бы его от кровожадного тирана. Имя "Христос" является дословным переводом еврейского слова машиах "мессия", "помазанник" - на древнегреческий язык.

В первые десятилетия первого века н. э. Иудея пользовалась внутренней автономией, однако реальная власть оставалась в руках римлян. С их точки зрения всякий, кто провозглашал себя "царем мессией", тем самым открыто заявлял о своих притязаниях на престол, то есть призывал к бунту против римской власти, присвоившей себе право назначать правителей Иудеи. В глазах этой власти "царь мессия" был в первую очередь опасным самозванцем, незаконным претендентом на престол. Именно так римский наместник воспринимал Иешу. Следуя его логике, надлежало безотлагательно схватить самозванного "царя иудейского" - пока число его приверженцев оставалось относительно немногочисленным, - предать его суду и покарать как мятежника.

Во время допроса Христа Понтием Пилатом, как это явствует из евангелий, прокуратора Иудеи интересовал прежде всего юридический аспект: признает ли обвиняемый себя виновным? Иешу, возможно, действительно был наивен, но безумцем его не назовешь. Он всеми силами стремился избежать признания вины, ибо понимал, чем это для него чревато. Однако свидетельства против него оказались неопровержимыми, и смертного приговора злосчастному "мятежнику" избежать не удалось…

Эта история, подобная множеству других, не первая и не последняя в летописи страданий и жертв еврейского народа, с годами приобрела особенное значение. Христианская теология переосмыслила ее, наполнив каждую деталь глубоким символическим значением.

Пока римский судья вершил над Иешу свое жестокое правосудие, в еврейской среде разгорелся спор о том, какого отношения заслуживает "царь мессия" со стороны единоверцев. Из евангелий нельзя однозначно заключить, кто судил Иешу - римляне или евреи. Попробуем принять утверждение, что Иешу действительно предстал перед раввинским судом, бейт-дином. Какие же обвинения могли быть ему предъявлены? Странный молодой человек, говорящий невразумительные глупости… Таким могли увидеть Иешу еврейские судьи. Единственная неприятность была связана с зависимым положением страны. Иешу, как колючка, торчал в глазах римских властей. Римляне хотят схватить его, расправиться с опасным чудаком и мечтателем? Ну что ж… На стороне захватчиков сила.

Есть, однако, все основания для уверенности в том, что к смертной казни Иешу приговорил именно римский суд. Ведь распятие - специфически римская форма смертной казни. Еврейскому судопроизводству она неведома. Даже за самое страшное преступление еврейский суд не мог приговорить виновного к медленной смерти на кресте. Римляне распинали не только еврейских бунтовщиков. Распятие на кресте можно уподобить публичному повешению в наши дни. Таким позорным способом казнили рабов и людей низших сословий; аристократов же приговаривали к более "почетным" видам казни. Неудивительно поэтому, что на протяжении первых веков христианства крест вовсе не служил символом новой религии. Напротив, ранние христиане стыдились его. Символом церкви на заре ее существования было изображение рыбы. Слово "ихсиос". "рыба" является аббревиатурой слов "Иезус Христос…" и т. д.

Римский мир в первом веке н. э. переживал острейший духовный кризис. Официальной религией оставалось язычество. Пантеону богов во главе с Юпитером воздавались подобающие почести; однако в этих богов уже мало кто верил. В Рим со всех сторон, и особенно с востока, проникали всевозможные мистические культы. Усилилось египетское влияние: вошел в моду культ Изиды, свидетельство чему можно найти в "Золотом осле" Апулея. Приобрел популярность таинственный культ иранского бога Митры. Несомненное влияние на римлян оказал и иудаизм. Греко-римская культура первого века н. э. отличалась синкретизмом. В мировоззрении ее носителей легко уживались разнородные и часто противоречивые идеи. Иудаизм привлекал многих, но не как свод законов и заповедей, которому надо следовать, а как пища для размышлений, как интересная "доктрина", достойная более близкого знакомства.

Помимо евреев, верных закону, иудаизма как мировоззрения в той или иной мере придерживались десятки тысяч язычников. Немало было и неевреев, подошедших к еврейской религии еще ближе - так называемых "богобоязненных". Эти люди не могли перешагнуть грань, отделяющую их от иудаизма из страха перед римским законом, который под угрозой смертной казни запрещал кастрацию (под это определение подводили и обрезание, которое разрешалось совершать только евреям). В среде "богобоязненных" были люди очень близкие к иудаизму, и были другие, отчасти тяготевшие к язычеству.

Окружающие воспринимали первых христиан как иудейскую секту. И действительно, на протяжении первых ста двадцати лет своего существования христианская религия постепенно отпочковывалась от иудаизма, и ее носителей все еще можно было, с некоторыми оговорками, называть евреями. Ранние христиане придерживались еврейских законов, и, хотя они верили, что Иешу был мессией, и ожидали его воскресения, этого было недостаточно, чтобы порвать с еврейством. Учение Иешу отличалось непоследовательностью, однако он не утверждал, что можно быть евреем, не соблюдая заповедей. Ранние христиане не делали ничего, что можно было бы счесть грубым нарушением закона. Можно сказать, что если бы Иешу воскрес, он скорее отправился бы в синагогу, чем в церковь, которую принял бы за языческий храм.

Христианство не получило широкого распространения в еврейской среде, однако оказалось весьма привлекательным для неофитов. Число новообращенных язычников росло, и среди христиан разгорелась полемика: обязаны ли неофиты исполнять заповеди, возложенные на евреев законом Моисея? Мнения разделились. Община иерусалимских христиан, сложившаяся вокруг одного из братьев Иешу, придерживалась той точки зрения, что христианин должен быть в первую очередь евреем, и потому соблюдение заповедей для него обязательно. Однако другие общины склонялись к мнению, что заповеди возложены законом лишь на христиан-евреев, тогда как христиане-неевреи от них свободны.

Иудаизм боролся с новым учением. Мудрецы дополнили главную молитву еврейской литургии - "Восемнадцать благословений" - проклятием, осуждающим "вероотступников и доносителей", которых надлежало исторгнуть из еврейской среды. И тогда на исторической арене появился человек, которого многие исследователи считают подлинным отцом христианства - апостол Павел. Именно ему и его последователям обязана своим происхождением христианская теология. В основу этой теологии легла проекция иудаизма на языческое сознание. Иными словами, тот способ, каким язычники прочитывали и понимали еврейские священные тексты, привел к появлению собственно-христианского вероучения и к его обособлению от иудаизма.

Еврей мог сказать, что он "сын Божий" на основании Торы. Например, в книге Шмот написано "Сын-первенец мой Израиль", а в книге пророка Гошеа. "Наречетесь сынами Бога живого". Эти слова истолковывают как выражение отеческой любви Всевышнего к сынам Израиля и их сыновней близости к Нему. Ни одному еврею никогда не приходило в голову понимать их в буквальном, "генеалогическом" или "генетическом" смысле. Но когда эти слова достигали ушей язычника, немедленно вставал вопрос: кто был отец известно, а кем была мать? При каких обстоятельствах она забеременела? Человека, воспитанного на греческой культуре, не удивишь любовными связями между простыми смертными и обитателями Олимпа. Он как должное принимал и то, что от романтических приключений божеств рождались дети, наделенные удивительными талантами. Сам вседержитель Зевс не раз являлся смертным женщинам - то обернувшись золотым дождем, то в облике прекрасного лебедя или могучего быка. От подобных связей рождались и герои, и чудовища, наподобие Минотавра. Сохранившиеся рисунки свидетельствуют, что греков весьма интересовали подробности подобных "смешанных браков".

Так появилось на свет "святое семейство" - отец, мать и младенец. Аналогичным путем возникла и христианская троица. Языческое сознание, усваивая еврейские тесты, перетолковывало их на свой лад. В случае проекции геометрических тел под другим углом, сохраняется корреляция между источником и отображением, однако форма источника искажается до неузнаваемости. Так произошло и с христианством. Питательной средой, на которой взошла новая религия, послужили многочисленные группы "богобоязненных", о которых говорилось выше. Восприятие еврейских источников накладывалось у них на греческую культуру. На фоне кризиса, переживаемого языческим сознанием, идеям монотеизма, обернутым в привычную мифологическую оболочку, был обеспечен успех.

Иллюстрацией подобного успеха служит рассказ Иосифа Флавия о жене императора Нерона. Кесарь, как известно, не отличался праведностью. Подруга его также не блистала супружеской верностью. Тем не менее, летописец величает августейшую любительницу приключений "Поппея Альбина". "праведница". Иосиф Флавий был лично знаком с императрицей, которая испытывала симпатию к иудаизму. Этот интерес и был ей поставлен летописцем в заслугу. Христианство убрало с пути неевреев, желавших приобщиться к вере Моисея, такое важное "препятствие", как необходимость соблюдать заповеди, в том числе заповедь обрезания.

С апостола Павла началось развитие христианской теологии. Синкретическая в своей основе, эта теология питалась как из еврейских источников, так и из мифологических представлений, сохранившихся в сознании народов восточного средиземноморья. Культурная атмосфера крупнейших эллинистических городов той эпохи - Александрии, Антиохии, Ашкелона - весьма содействовала распространению нового вероучения.

Догматы христианства с самого начала служили предметом ожесточенных споров, которые подчас сопровождались кровопролитными столкновениями. Особенно жаркие споры велись о природе "единосущной троицы". Возникло несколько христианских церквей. "Священным языком" несторианской церкви, чье влияние распространялось на весь восток, стал арамейский. Пережив междоусобицы и гонения, эта церковь и поныне сохранила немногочисленных сторонников. несториане не едят свинину и не звонят в колокола. Пожалуй, они сохранили христианство в его наиболее первозданном виде. Пока на востоке утверждалась несторианская церковь, на западе, в Европе, ключевые позиции заняло арианство. Ариане отрицали единосущие троицы, тем самым приближаясь к политеизму. Коптская, эфиопская и армянская церкви образовали монофизитскую ветвь христианства, существующую и поныне. Но наиболее известен в истории христианства раскол католической и греко-православной церквей. Причины его трудно понять человеку, воспитанному в еврейской традиции. Различные версии "тринадцати основ веры" Рамбама отличаются друг от друга гораздо больше, чем католический и православный символы веры. Однако в иудаизме на подобные расхождения попросту никто не обращает внимания - не говоря уже о том, чтобы вести из-за них войну.

Не раз предпринимались попытки прийти к объединению церквей, однако в результате этих попыток раскол лишь углублялся и появлялись новые церкви. Тут можно вспомнить униатов, маронитов, греко-католиков, коптов, коптов-католиков. Причины раскола не всегда крылись в богословских расхождениях. Например, англиканскую церковь создал король Генрих Восьмой, пожелавший развестись со своей супругой. По этой причине он порвал с католицизмом. Король потребовал от евреев, чтобы они обосновали монаршее право на развод с помощью своего вероучения; и действительно, существует такая книга, написанная одним итальянским раввином. В 16 в. возник протестантизм, на первый взгляд, оппозиционный папству и католицизму. Однако не все протестанты - лютеране. Некоторые из них верят в то же, во что и католики. Внутри протестантизма также существуют различные течения. например, баптисты и унитарии. Последние отрицают идею троичности Бога. Среди унитариев особенно интересны адвентисты седьмого дня, напоминающие русских субботников. Мой канадский знакомый как-то нанял слугу-японца, рассчитывая, что тот будет исполнять обязанности шабес-гоя. Однако в первую же субботу выяснилось, что слуга соблюдает святость седьмого дня не менее тщательно, чем хозяин. Японец оказался адвентистом.

Совершив краткий экскурс в историю возникновения христианства, попробуем теперь разобраться в различиях между ним и иудаизмом. Эта тема особенно важна здесь, в России. Ибо теперь уже ясно, что многолетняя атеистическая пропаганда не добилась ни малейшего успеха в искоренении религиозных верований. В чем она действительно преуспела - так это в насаждении религиозного невежества. И больше других от этого пострадал иудаизм и евреи.

Еврейское вероучение различает ряд ступеней приближения к святости. Есть люди, которых мы называем цадиками и хасидами - это праведники. Есть другие. грешники, преступники и злодеи. Однако все они евреи. Но существует преступление, которому нет равных - совершивших его называют "мешумадим", "уничтоженные". Это те, кто изменил вере отцов. Гораздо лучше быть законченным негодяем, последним подлецом, чем креститься. Я говорю сейчас не о психологии вероотступника, а о его социальном статусе в еврейской среде. Вероотступник стоит на самой нижней ступеньке, он предатель. Не просто дезертир, а настоящий перебежчик, переметнувшийся в лагерь злейших врагов своего народа.

Мне неизвестно, что ныне думают в России об армии генерала Власова. Но сражаться в рядах власовцев означало служить Гитлеру. Еврей, принимающий крещение, совершает еще более страшное преступление, ибо его измена усугубляется полутора тысячелетиями гонений. Полторы тысячи лет христиане унижали и преследовали еврейский народ! Приведу только один пример: в тринадцатом и четырнадцатом столетиях на юге Франции, в городах Монпелье, Каркассон, и других, существовал обычай: накануне христианской Пасхи главу еврейской общины приводили на городскую площадь, и епископ публично давал ему пощечину. Факты такого рода выходят за рамки теологических различий. Пощечина, данная христианской церковью еврейскому народу, до сих пор горит на его щеке. Христианские богословы обсуждают теологический вопрос: пришла или не пришла пора простить евреям распятие Христа. Ведь в основе христианской религии, по крайней мере в теории, лежит милосердие. Но для нас, евреев, примирение с христианством - не схоластический богословский вопрос. Это обнаженная рана, это человеческая боль. Мы хотим знать, чем христиане готовы загладить свою вину перед нами. Ведь если от теории обратиться к фактам, это нам, а не им есть за что прощать. И не так уж легко нам сделать это после долгих веков издевательств, наветов и гонений.

Но попробуем отрешиться от эмоций и рассмотреть вопрос с теологической точки зрения. О чем мы спорим с христианством, в чем с ним несогласны? Центральным пунктом наших расхождений является догмат о троице. В тот момент, когда христиане упоминают троицу, мы не можем продолжать разговор. Ведь даже если мы позволим убедить себя тонким богословским рассуждениям о том, что при определенных обстоятельствах христианин, верующий в троицу, не является политеистом, то уж еврей, верующий в триединство Бога, несомненно таковым является. Причина подобного различия в том, что иудаизм не требует от нееврея той четкости понятий, той чистоты монотеизма, которая обязательна для еврея. Чему это можно уподобить? Бывает, зрелый, умудренный опытом человек не принимает того, во что верит ребенок. Однако он не видит ничего страшного в том, что ребенок верит в это. Мы, евреи, занимаемся теологическими вопросами и трактуем единство Бога уже три с половиной тысячелетия, в то время как русский народ впервые прослышал о подобных материях лишь семь с половиной столетий назад. Мы вправе воспринимать христианские рассуждения о троице с позиций старшего, ведь наш "стаж" в пять раз больше. Но по той же самой причине мы не вправе требовать от христиан того, чего требуем от себя - точно также, как не требуем от ребенка различать тонкости отвлеченных понятий. Поэтому то, что не является идолопоклонством для христиан, остается идолопоклонством для евреев. Когда речь идет о единстве Бога, мы требуем от себя предельной чистоты и четкости понятий и малейшую неясность истолковываем как "чуждое служение", запретное для еврея.

Теологические различия между христианством и иудаизмом затрагивают еще целый ряд вопросов, как, например, понятия греха и милосердия. Иудаизм отрицает первородный грех. Мы не принимаем того утверждения, что человек рождается грешником. Это, разумеется, не означает, что младенец является в мир совершенным. Разумеется, существуют прирожденные склонности как к добру, так и ко злу, и человек наделен теми и другими. Однако это не значит, что он грешен от рождения. Ребенок рождается невинным точно также, как рождается не умея говорить, ходить, не имея знаний. Но ведь никому не придет в голову усмотреть в этом порок! Даже самые дурные наклонности - еще не грех, как не являются грехом врожденные физические недостатки.

Я почти убежден, что дуалистическая концепция первородного греха косвенно заимствована апостолом Павлом из манихейства. Манихеи рассматривают материальное начало в человеке - плотскую, чувственную - сторону человеческого естества - как источник абсолютного зла, как нечто нечистое, порочное по самой своей природе. Прямой противоположностью плоти является душа. Она изначально наделена чистотой, святостью, и по природе праведна. Поэтому человеческая жизнь в отображении манихейской религии предстает непрестанной борьбой - поединком добра и зла, души и тела. Дуалистическое мировоззрение сказывается на всей системе ценностей и влияет на повседневную жизнь. Например, у христиан тот, кто воздерживается от супружества, считается стоящим ближе к святости. Хотя, в отличие от католиков, православная церковь разрешает священникам жениться, епископом и другим высшим иерархом может стать только тот, кто принял монашеский постриг. У евреев же, напротив, семья и семейная жизнь, супружеские отношения и воспитание детей, занимают центральное место в жизни, способствуют духовному росту и становлению личности. Грешит тот, кто уклоняется от брака. Ни одно из проявлений телесной жизни человека не считается грехом - ни еда и питье, ни чувственное влечение к противоположному полу. Ибо по своей природе тело не является "сосудом греха". Зло не заложено в нем изначально. Ясно, что подобная концепция находится в противоречии с христианством, которое боится плоти, видит в чувственном начале врага человеческой души. Не случайно некоторые из ранних отцов церкви - причем не только монахи - оскопляли себя, чтобы побороть плотские соблазны. Евнухом был, например, величайший христианский богослов Ориген, и многие другие. Группы добровольных скопцов существовали среди богомилов в Болгарии и Франции, и среди русских сектантов в совсем еще недавнем прошлом.

Из разного отношения к материальной стороне жизни следует не только различное отношение к греху. Отличаются друг от друга также представления иудеев и христиан о конечном спасении. Христиане полагают, что залогом спасения души является принадлежность к "истинной церкви", ибо душа для своего спасения нуждается в христианском искуплении. Поэтому праведники-нехристиане не удостоятся избавления, тогда как грешные христиане спасутся. Напротив, иудаизм полагает, что человек судится не по вере, а по поступкам. Пока он не совершил преступления - не только в уголовном, но и в моральном смысле слова - он невиновен. Поэтому заслужить спасение может человек любого вероисповедания, в том числе христианин или мусульманин.

Взаимоотношения иудаизма и христианства насчитывают свыше полутора тысячелетий. У обеих религий действительно много общего. Но внешнее сходство, как мы теперь видим, скрывает глубокие внутренние противоречия. Мир иудаизма и христианства - совершенно разные миры. В прошлом евреи хорошо понимали, к каким интеллектуальным и духовным последствиям приведет их отказ от своей веры. И потому наши предки противились принятию христианства даже под страхом смерти. Очевидно, они не придавали ценности жизни, из которой вместе с еврейством исчезал смысл.

Из книги О боге. Непротиворечивая теория бога автора Горяинов Евгений Владимирович

Иудаизм и христианство Религиозная тематика характеризуется тем, что даже в простых вопросах далеко не всегда есть полная ясность в головах не только у «слегка верующих», но часто и у тех, кто называет себя верующими. Спросите у рядового христианина, не

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги Православие автора Иванов Юрий Николаевич (2)

Из книги Иисус, не знавший Христа автора Черный Вадим

Иудаизм и христианство Систематизация и запись талмудической традиции начались в 1- 2в. Но Мишна – устная традиция – сложилась явно раньше. Трудно предположить, что она формировалась менее двухсот лет. Тогда основы ее были заложены никак не позднее (скорее, гораздо

Из книги Религии мира автора Хардинг Дуглас

5. ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО, РЕЛИГИИ ЗАПАДА Возвращение домой Религия Ветхого и Нового Заветов - наконец-то мы дома! Одно из достоинств отпуска, проведенного в осмотре достопримечательностей в незнакомых и дальних странах, - радость оттого что мы наконец вернулись домой,

Из книги Взгляд автора Штайнзальц Адин

Иудаизм и христианство Взаимоотношения этих двух религий с самого начала, то есть с возникновения второй из них, складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде

Из книги Сборник статей автора Штайнзальц Адин

Иудаизм и Христианство Взаимоотношения этих двух религий с самого начала, то есть с возникновения второй из них, складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде

Из книги Статьи раввина на темы иудаизма автора Штейнзальц Адин

Иудаизм и Христианство Взаимоотношения этих двух религий с самого начала складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно скорее кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде чем говорить о них, попробуем

Из книги Научный атеизм. Введение автора Куликов Андрей

4.1. Христианство и иудаизм Если бы Иисус Христос явился сегодня, никто бы не стал его распинать. Его бы пригласили к обеду, выслушали и от души

Из книги Вегетарианство в мировых религиях автора Роузен Стивен

4.1.11. Христианство и иудаизм - братья навек Завершим эту главу тем же, чем и начинали. Давайте посмотрим на христианство (и православие в т. ч.) под другим углом. Если рассматривать христианство и иудаизм как две конкурирующие религии, то получается, что христианство

Из книги В защиту имени отца Александра Меня (сборник статей) автора Василенко Леонид Иванович

ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО «Господь добр и милосерден ко всем Своим созданиям».Псалтирь 145:9«Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко».Притчи 12:10«Плоды деревьев будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание».Иезекиилъ 47:12«…Я пресыщен

Из книги Крест Гитлера автора Люцер Эрвин

Из книги Иудаизм автора Курганова У.

ХРИСТИАНСТВО И ИУДАИЗМ Давайте вместе посетим немецкий город Виттенберг, который стал знаменитым благодаря реформатору Мартину Лютеру. При входе в город мы видим внушительную замковую церковь, к дверям которой Лютер пригвоздил свои девяносто пять тезисов. Внутри этой

Из книги Возникновение православия автора Мельников Илья

ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма: сам Иисус и его непосредственные последователи (апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями. Многие евреи воспринимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект.

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Тройственное единство – иудаизм, христианство и мусульманство Во всех монотеистических, политеистических и деистических религиях очень много общих черт, что является доказательством их единства. Мы коснулись лишь некоторых общих положений, дабы продемонстрировать

Из книги автора

Зороастризм - иудаизм - кумранизм - «христианство» Для убедительности, приведём интересную фактологию из работ Б.С. Романова.В 1995 году Б.С.Романов написал книгу «Астро-Библос», посвящённую разработке хронологии евангельских событий и установлению действительной

Изначально иудаизм и христианство являлись одним и тем же учением, но со временем разделились на два направления: то есть две религии, которые во многом противоречат одна другой. Хотя они и обладают общими истоками, сейчас между ними больше различий, чем схожести. Иудеи и христиане в чём разница? Давайте узнаем ответ на этот вопрос в данной статье.

Иудаизм выступает религией евреев, далёких потомков, давших обет Аврааму. Основная отличительная черта иудаизма – в нём рассказывается про избранность нации евреев относительно других народов.

Христианство – представляет собой религию, которая не зависит от национальности. Стать христианином может каждый человек, который относит себя к последователям Иисуса Христа.

Отличие иудаизма от христианства

Чем же эти две религии отличаются друг от дружки? Есть ли у них что-то общее? Об этом мы сейчас и поговорим более детально.

Особенности ранних взаимоотношений иудеев и христиан

Нужно заметить, что иудеи относились к христианам не очень хорошо ещё с момента самостоятельного становления церкви. Евреи часто занимались провокацией римских властей с целью начать гонения на христиан.

А в более поздние времена в Новом Завете мы находим упоминание о том, что именно евреи были ответственны за страдания Спасителя, а также за последующие преследования его учеников.

Это в свою очередь обусловило негативное отношение приверженцев новой религии к евреям. Позднее вследствие такого отношения оправдывались многие антисемитские действия в ряде государств мира.

Со второго столетия нашей эры наблюдается увеличение негативистских настроений касаемо иудеев со стороны христиан.

Современные отношения между евреями и христианами

Некоторое налаживание отношений между двумя религиями начинается с шестидесятых годов двадцатого столетия. В то время происходит официальное изменение восприятия католической церковью иудеев, а большая часть молитв освобождается от антисемитских элементов.

В 1965-м году в Ватикане была принята декларация «Про отношение Церкви к нехристианским религиозным учениям». Согласно ей, евреев перестают обвинять в гибели Христа, плюс осуждается любая антисемитская деятельность.

Папе Павлу шестому пришлось официально попросить прощения у нехристианских народностей (в частности у иудеев) за длительные гонения. Что же касается самих евреев, то для них характерно достаточно лояльное отношение к христианам. Хотя они и находят часть христианских религиозных обычаев непонятными для себя, но, несмотря на это проявляют благосклонное отношение к тому, что базовые элементы иудаизма используются в других религиях (в частности в христианстве).

Один ли бог у евреев и христиан?

Не секрет, что христианскую Библию составляют две части: Ветхий и Новый Заветы. Ветхий Завет представляет собой основу иудаизма, а Новый Завет – выступает учением Христа и его учеников.

Получается, что и христиане, и иудеи имеют одну основу религии и почитают одно и то же Божество, разница заключается лишь в обрядах служения ему.

Остаётся одинаковым даже имя Божества – Яхве, что в переводе на русский язык обозначает «Сущий».

Отличия в постулатах

Отдельно нужно остановиться на основных различиях в мировоззрении.

Христиане верят в наличие трёх главных догм, а именно:

  • первородного греха всего человечества;
  • второго пришествия Христа;
  • искупления всех грехов за счёт смерти Спасителя.

Приверженцы христианства считают, что главные человеческие проблемы могут быть решены с помощью указанных догм. Что же касается евреев, то они не признают данные принципы.

Различающееся восприятие грехов

Ещё одно важное отличие иудеев от христиан заключено в разном отношении к греху. К примеру, у христиан считается, что все люди уже появились на свет грешными (вследствие первородного греха) и могут избавиться от него, только прожив достойную жизнь.

Что же касается евреев, то они, напротив, полагают, что все люди рождаются невинными, а в течение жизни самостоятельно выбирают – совершать грехи или нет.

Методы очищения от греха

Из предыдущей разницы в отношении к грехам вытекает разница и в их искуплении.

У христиан считается, что все человеческие прегрешения уже были искуплены Христом за счёт своей жертвы. Но за все деяния, совершаемые человеком при жизни, он после смерти ответит перед Создателем. При этом отпущение грехов можно получить у священника, наделённого в христианстве такой властью.

В иудаизме считается, что человек способен получить прощение исключительно за счёт своих благих дел и поступков.

А все грехи разделаются на две разновидности:

  • совершённые против Божьей воли;
  • совершённые против других людей.

Еврей получает прощение первой категории при условии искреннего раскаяния и сожаления о содеянном. При этом ему нет нужды идти на исповедь в церковь – достаточно от души молиться Всевышнему.

Восприятие прочих мировых религиозных течений

Практически во всех религиозных учениях мира существует единая доктрина – на Небесах (или в Раю) могут оказаться исключительно люди, верующие в настоящего Бога. Для всех пренебрегающих данным правилом вечная жизнь на Небе становится недоступной.

В христианстве тоже в некоторой степени соблюдается указанная доктрина. А вот для иудаизма характерно более терпимое восприятие других религий.

В частности у евреев считается, что в Раю может оказаться любой праведник, который в течение своей жизни придерживался семи главных заповедей, дарованных людям Моисеем и полученных им от самого Всевышнего.

Эти заповеди являются универсальными, поэтому необязательно, чтобы человек верил в Тору.

Давайте ознакомимся с этими 7 основными заповедями:

  • нужно верить в то, что Вселенная была сотворена единым Создателем;
  • нельзя богохульничать;
  • следует придерживаться законов;
  • запрет на поклонение истуканам;
  • запрет на кражи;
  • запрет на прелюбодеяние;
  • запрет на употребление от живого.

Считается, что даже если человек и не еврей по крови, но будет соблюдать все эти заповеди – сможет после смерти оказаться в Эдемском саду.

Также говоря обобщённо следует упомянуть о достаточно лояльном восприятии иудеями монотеистических религий (например, ислама в христианстве), однако, категорически не приемлется язычество (по причине многобожия и поклонения идолам).

Разное восприятие добра и зла

Ещё одно очень большое отличие заключается в отношении к добру и злу у иудеев и христиан. В чём же заключается это отличие?

У христиан большой акцент сделан на концепции Сатаны (Дьявола). Именно его олицетворяют огромной, мощной силой, представляющей собой первопричину зла и всех бедствий на земле. Христиане сделали Сатану антиподом Создателю.

Именно здесь и спряталось различие, ведь основным убеждением евреев является вера в единственного (!) и всемогущего Создателя. Иудеи свято убеждены в том, что не может существовать никакая другая Высшая сила, помимо Создателя. А, исходя из этого, еврей никогда не делит добро на волю Бога, а зло не относит к проискам нечистых сил. В иудаизме Бог выступает справедливым судьёй, воздающим за хорошие проступки и способным наказать за плохие.

Восприятие первородного греха

Вам уже известно о понятии первородного греха у христиан. и не соблюли Божью волю, за что их изгнали из Райского сада. Именно по этой причине всех новорожденных уже считают греховными.

Иудеи отрицают подобный подход и говорят о том, что все малыши изначально невинные и могут достичь любых мирских благ. И лишь на ответственности самого человека находится то, какой жизнью – праведной или греховной он будет жить.

Восприятие мирской жизни и мирских утешений

И последнее отличие заключается в восприятии мирской жизни и утешений у иудеев и христиан. В чём оно проявляется? Христиане основной целью жизни всех людей считают последующую жизнь после смерти. Евреи, безусловно, также верят в существование загробного мира, но у них главная жизненная задача – улучшать свою настоящую жизнь.

Указанные концепции можно хорошо наблюдать в восприятии обоими религиями мирских желаний и желаний тела:

  • Христиане считают, что все человеческие желания нечестивые и призваны искусить праведника к совершению грехов. Они убеждены в том, что честь жить после смерти получают только чистые души, которые при жизни не были подвержены искушениям. А исходя из этого, каждому православному положено больше внимания уделять своему духовному развитию, нежели мирским желаниям. Именно вследствие этого Папе римскому и священникам положено придерживаться обета безбрачия, ограничивая для себя мирские утехи, чтобы обрести большую святость.
  • В иудаизме также считается, что душа является более важной, чем тело, но не считается, что нужно полностью ограничивать все свои плотские желания. Евреи делают процесс их исполнения благим делом. Поэтому к христианскому обету безбрачия они относятся с непониманием, ведь для них семья и продолжение рода – сугубо святое деяние.

Точно также две эти религии по-разному воспринимают богатство и материальные блага. Христиане принимают обет бедности, так как для них он представляет собой идеал святости. А иудеи со своей позиции находят накопление финансовых благ положительным качеством. Надеемся, что мы помогли вам разобраться в отличиях между религией христиан и иудеев.

В первое столетие от Рождества Христова иудаизм и христианство представляли собой своеобразный общий континуум. Но впоследствии из него развилось два направления – иудаизм и христианство, которые впоследствии стали двумя религиями, во многом противоречащими друг другу. Имея общие корни, ветки этого дерева кардинально разошлись.

Что такое иудаизм и христианство

Иудаизм – религия евреев, наследников тех, кто дал обетование Аврааму. Главная особенность ее – в учении об избранности еврейского народа.

Христианство – религия, находящаяся вне национальности, она для всех, кто считает себя последователями Христа.

Иудаизм и христианство. Сходства и различия Хорошей иллюстрацией к сказанному является вот этот фильм.

«Ушпизин» (в переводе с арамейского «гости») – первый фильм, созданный представителями религиозной части еврейской общины в сотрудничестве с нерелигиозными специалистами киноиндустрии. Шули Ранд – известный в Израиле и за его пределами актер театра и кино. Несколько лет назад он начал соблюдать законы Торы и отказался от карьеры артиста. Однако спустя некоторое время он пересмотрел свое решение и в содружестве с режиссером Гиди Даром написал сценарий для фильма «Ушпизин», в котором сам и сыграл главную роль. Супруга Шули Ранда, Михаль Бат-Шева Ранд, – талантливая актриса, сценарист и режиссер. Вернувшись к еврейской традиции, она также оставила профессию, но в «Ушпизин» сыграла роль жены главного героя. Некоторые роли второго плана исполнили члены религиозной общины. Религиозным представителям съемочной группы удалось настоять на том, чтобы фильм не демонстрировался по шабатам….

Отцы Церкви учили нас, что Сократ и другие мудрецы античности были христианами до Христа, что все истинное и прекрасное, что есть в христианстве, и тогда уже незаметно, диффузным образом, проникало в сознание людей и уже жило в мире. Все это была подготовка человечества к Евангелию.

Как Вы относитесь к другим религиям?

Широко, терпимо, с глубочайшим уважением и интересом. Все религии - это попытки человека познать истину Бога. А христианство не является религией - оно есть ответ Бога на наш вопрос.

Является ли правильным противопоставление мусульманства и христианства? Не есть ли мусульманство ветвь между иудаизмом и христианством?

Я отвечу таким образом: в основе всего лежала огромная часть Священного Писания - Ветхий Завет. На Ветхом Завете было построено христианство, явление Христа…

Спасибо и плюс автору за хороший вопрос, а вот ответы, по моему мнению, весьма поверхностны. Особенно удивил меня Грустный Роджер, ответы которого обычно очень грамотны и бьют прямо в цель. Однако, на этот раз, Вы уж меня простите, Вы попали не в десятку, а в лучшем случае, в единицу.

Отличие в признании или не признании Иисуса мессией далеко не главное. Главное отличие в отношении к миру и место человека в нем.

Христианство опирается на роль Иисуса и возлагает ответственность за мир не него. Он — Спаситель, он спасает тех, кто в него уверовал. А сам человек для своего спасения может ничего и не делать. Он может быть всю жизнь быть первостатейным злодеем, но достаточно ему хотя бы в последнюю минуту жизни обратиться к Иисусу — и он спасен. Пример — «добрый разбойник», распятый вместе с Иисусом.

Согласно иудаизму, человек — каждый человек! — несет ответственность за весь мир. Каждый человек может увеличить количество добра в мире, или количество зла. И судьба…

Материал из ЕЖЕВИКИ — EJWiki.org — Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Статья излагает историю взаимодействия двух религий, а также воззрения их авторитетных деятелей друг на друга

Соотношение иудаизма и христианства

Происхождение христианства из иудаизма

Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма: сам Иисус и его непосредственные последователи (Апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями; последователи Иисуса первое время представляли собой одну из многочисленных иудейских сект того периода. Иисус подчеркивал необходимость соблюдения всех заповедей иудаизма и вообще, судя по текстам Евангелия, не стремился создать новую религию. Апостол Павел, заложивший основы христианского мировоззрения, заявлял, что он от рождения был воспитан в иудаизме фарисеев и всю жизнь продолжает им быть (Деян.23:6).

Однако в процессе того, как христианство отделялось от иудаизма, оно начала вести…

Беседы с раввином Адином Штейнзальцем

Иудаизм и христианство

Взаимоотношения этих двух религий с самого начала, то есть с возникновения второй из них, складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде чем говорить о них, попробуем совершить краткий экскурс в историю.

Христианская традиция считает колыбель Иисуса колыбелью христианской религии. Но с точки зрения исторической науки все обстоит не так просто. Прежде всего, историческая достоверность основных моментов биографии Иисуса вызывает сомнения. Хотя почти весь мир пользуется христианским летоисчислением, согласно которому мы живем сейчас в 1996 году от рождества Христова, факты противоречат этому. На основании самих же евангельских повествований приходится сделать вывод, что младенец Йешу родился за четыре года до новой эры. Так считают и большинство ученых….

Иудаизм и христианство. Сходства и различия.

Последовали извинения от католической церкви за многовековые…

с одной стороны, и нравственных людей, не связанных с иудаизмом - с другой?» href=»/library/jewish-education/jews/preiger-telushkin-8/preiger-telushkin-8_373.html»>

Чем иудаизм отличается от христианства, марксизма и гуманизма

У этих трех движений есть три общие черты: каждое было основано евреем, каждое протекает из еврейского мессианского и утопического стремления «переделать мир «. Но каждое движение изменило ПУТЬ и МЕТОД, с помощью ‘которых евреи стремились достичь этого.

ХРИСТИАНСТВО

ВЕРА ВАЖНЕЕ ДЕЛА

Вопрос о том, был ли Иисус Мессией - не самый главный вопрос, разделяющий иудаизм и христианство. Главное различие между этими двумя религиями заключается в том, какое значение они придают вере и поступкам людей. (Вопрос, был ли Иисус Мессией, предсказанным Библией, то есть проблема, на которой обычно сосредоточиваются при сравнении иудаизма и христианства, обсуждается ниже.) В иудаизме утверждается, что Бог придает большее значение поступкам…

Христиане – правильные иудеи, те, кто узнал в Иисусе Христа, а не продолжает ждать Мессию.

Есть два главных отличия иудаизма от христианства. Первое: христианство стоит на том, что Бог открылся через Иисуса Христа, что было и остается единственным и уникальным спасительным актом соприкосновения между Небом и землей. Для иудаизма Иисус Христос был в лучшем случае великим учителем морали и веры, последним из библейских пророков.

Второе отличие: иудаизм, родившись из ветхозаветной религии, почти уже универсальной, превратился в религию национальную, то есть был отброшен в одну из древних фаз религиозного развития. В древности, до времен Александра Македонского, все религиозные традиции были тождественны национальным. То есть если человек был греком, он исповедовал греческую религию, потому что он не мог почерпнуть информацию нигде, кроме своей семьи, города, своей общины. Национальные религии являются пережитком тех древних времен. Для иудаизма это имело значение чисто…

Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною), обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем.

Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека - это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры.

Третье различие. Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял…

Сравнительный анализ христианства и иудаизма.

Начиная сравнительный анализ христианства и иудаизма, зададимся вопросом, что такое религия. Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). В толковом словаре русского языка дается следующее определение: Религия — одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. В словаре Брокгауза и Ефрона отмечается, что религия — это организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам. Несмотря на различие определений, все они сводятся к тому,…

Здравствуйте.

Недавно я разговаривал на тему «иудаизм и христианство» с одним ревностным христианином (вернее, меня заставили). К сожалению, из-за отсутствия достаточного количества знаний, я не смог ответить на некоторые вопросы (я только начинаю идти к Торе, но моим родственникам это не нравится). Могли бы вы ответить на эти вопросы? Приблизительная формулировка принадлежит моему оппоненту.

1. ”Почему иудаизм регулирует человеческую скромность, ведь скромность это черта характера. Какая богу разница длинный у меня рукав или нет?” Мне говорили, что это для того, чтобы защитится от солнца в Израиле

2. ”Почему у соблюдающих евреев не принято иметь дома телевизор?”

3. ”Зачем нужно обрезание и откуда оно взялось?” Здесь я сказал, что это знак завета, но оппонент настаивал на том, что это началось из гигиенических соображений.

4. Мне говорили, что православие это единственная религия, в которой не было «поправок», в отличие от иудаизма, в котором…

Иудаизм - монотеистическая религия. Она не только проповедует самосовершенствование, но и призывает помогать ближнему.

Большинство ученых перечисляют пять основных мировых религий: иудаизм, индуизм, буддизм, ислам и христианство.

Все религии утверждают, что они способствуют росту духовности и внутренней гармонии человека. Хотя всегда ли это так, - можно спорить. Большинство религий базируется на священных текстах, говорит о вере, устанавливает институт молитвы. В чем же уникальность иудаизма?

Очевидно, что иудаизм это единственная религия, которую еврейский народ исповедовал на протяжении всей своей истории, что позволило ему пережить бесчисленные опасности. Другие религии восприняли принципы и обряды иудаизма - первой монотеистической религии.

Иудаизм отличается от остальных религий следующими основными принципами:

а) Индуизм (или Брахманизм) - древняя восточная религия, историческим центром которой является Индия. Индуизм…

Причину трагической натянутости между христианством и иудаизмом нельзя объяснить просто различиями в религиозных убеждениях и догмах, которые существуют также в отношении всех прочих религий. Если посмотреть со стороны евреев, то можно предположить, что причина состоит в долгой истории христианских гонений. Однако это не первопричина, так как гонения - это следствие уже существующего конфликта между христианством и иудаизмом. Эта проблема как никогда актуальна в наше время.

Время, когда необходимо задуматься о будущем отношений между евреями и христианами. Ведь только сейчас представители христианских церквей в открытую признали, что причина преступлений против евреев - в первую очередь в религиозной нетерпимости. В XX веке антисемитизм обрел форму, опасную для самого христианства. Тогда определенные круги христианского мира начали пересматривать свои позиции.

Последовали извинения от католической церкви за многовековые преследования евреев. Протестантские…

Оригинал взят у alanol09 в Главные отличия христианства от иудаизма

Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною), обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем.

Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека — это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры.

Третье различие. Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял человеческий образ. Б-г говорит Моисею, что человек не может увидеть Б-га и остаться живым.


В христианстве самой целью существования является жизнь ради последующего мира. Хотя иудаизм тоже верит в Мир Грядущий, это не является единственной целью жизни. Молитва «Алейну» говорит, что главная задача жизни в улучшении этого мира.

Иудаизм верит в то, что каждый человек состоит в личных отношениях с Б-гом и что каждый человек может ежедневно общаться с Б-гом напрямую. В католицизме священники и Папа выполняют функцию посредников между Б-гом и человеком. В отличие от христианства, где духовенство наделено возвышенной святостью и особыми отношениями с Б-гом, в иудаизме нет абсолютно никаких религиозных действий, которые мог бы совершить раввин, но не мог бы совершить любой отдельный еврей. Так, вопреки представлениям многих людей, раввину не обязательно присутствовать на еврейских похоронах, еврейской свадьбе (обряд можно провести и без раввина), или при совершении других религиозных действий. Слово «раввин» означает «учитель». Несмотря на то, что раввины имеют право выносить официальные решения по поводу еврейского закона, еврей, который достаточно обучен, также может принимать решения по поводу еврейского закона, не получая предписаний. Так, нет ничего уникального (с религиозной точки зрения) в том, чтобы быть раввином как представителем еврейского духовенства.

В христианстве чудеса играют центральную роль, являясь основой веры. В иудаизме же, однако, чудеса никогда не могут быть основанием веры в Б-га. Тора говорит, что если человек предстанет перед народом и заявит, что Б-г являлся ему, что он — пророк, явит сверхъестественные чудеса, а затем станет наставлять людей нарушить что-либо из Торы, то этого человека следует убить, как ложного пророка (Дварим, 13:2-6).

Иудаизм верит в то, что человек начинает жизнь с «чистого листа» и что он может получить благо в этом мире. Христианство верит в то, что человек изначально нечестив, отягощен Первородным Грехом. Это препятствует ему на пути достижения добродетели, и поэтому он должен обратиться к Иисусу как к спасителю.

Христианство основывается на предпосылке, что Мессия в образе Иисуса уже приходил. Иудаизм верит, что Мессия еще придет. Одной из причин, по которой иудаизм не может верить в то, что Мессия уже приходил, является то, что в еврейском представлении мессианские времена будут ознаменованы значительными переменами в мире. Даже если эти перемены произойдут естественным способом, а не сверхъестественным, то в мире воцарятся всеобщее согласие и признание Б-га. Поскольку с появлением Иисуса, по мнению иудаизма, в мире не произошло никаких изменений, то, согласно еврейскому определению Мессии, он еще не приходил.

Поскольку христианство нацелено исключительно на последующий мир, христианское отношение к человеческому телу и его желаниям подобно отношению к нечестивым искушениям. Поскольку последующий мир является миром душ, и именно душа отличает человека от других созданий, христианство верит, что человек обязан питать свою душу, и как можно больше пренебрегать своим телом. И это является путем достижения святости. Иудаизм признает, что душа более важна, но нельзя и пренебрегать желаниями своего тела. Поэтому вместо того, что бы попытаться отвергнуть тело и полностью подавить физические желания, иудаизм превращает исполнение этих желаний в святое действие. Святейшие христиане-священники и Папа дают обет безбрачия, тогда как для еврея создание семьи и продолжение рода святое действие. Тогда как в христианстве идеалом святости является принесение обета бедности, в иудаизме богатство наоборот является положительным качеством.