Музыкальный слух и пение. Теория музыки: как развить музыкальный слух

Теперь вы знаете, от каких болезней может помочь чеснок, полезные свойства этого овоща и противопоказания, связанные с ним. Так же помочь разобраться в вопросе вреда или пользы чеснока может помочь ваш лечащий доктор.

Орган слуха очень чувствительный и удивительный по строению. Все звуки, которыми наполнен окружающий мир, каждый человек может воспринимать по-своему. Кто-то обладает острым слухом, различая шепот за спиной. А кому-то подвластны только музыкальные звуки, а к посторонним они не восприимчивы. Как развить слух? Как научиться различать звуки разного рода?

Музыкальный слух

По наличию такого слуха определяют, будет человек музыкантом или нет. Но, настойчивые любители музыки, неспособные точно повторить услышанный музыкальный тон, не сдаются. Они упорно работают над фальшивым пением с помощью упражнений. Посмотрим, как развить музыкальный слух?

Не каждый человек от рождения обладает хорошим музыкальным слухом и сразу безукоризненно поет. Выявить наличие музыкального слуха несложно. Обычно просят человека определить на слух количество звуков, взятых на фортепиано, или допеть песню до конца.

В музыкальных учреждениях развитием слуха занимается «сольфеджио». На этом предмете изучают музыкальную грамоту, распознают на слух отдельные звуки, аккорды, интервалы. Записывают по памяти музыкальные фрагменты и напевают мелодии вслух с названием нот.

Итак, если вы хотите быть профессиональным музыкантом и певцом, как бы хорошо вы ни пели, обязательно займитесь сольфеджио для развития музыкального слуха.

Упражнения для развития слуха

Есть слух: абсолютный, относительный, острый, фонетический. Независимо от того, какой у вас слух, его надо развивать дальше. А на вопрос, как развить слух, один психолог ответил: надо развивать внимание и интерес к звукам. Ведь чаще всего, когда мы слышим какие-то звуки, в этот момент наш разум занят, и мы не получаем нужного эффекта. Поэтому, слуху надо уделять больше времени и развивать его с помощью упражнений.

  • Встаньте на такое место, где вы не видите говорящих, но хорошо различаете их голоса. Сопоставьте их голоса с лицами. Потом повернитесь и проверьте себя. Это упражнение, в игровой форме, полюбилось многим семьям. Иногда близкие люди не могут узнать голоса своих родных.
  • Прослушайте несложную мелодию, а потом пропойте ее или просвистите. Это упражнение не только развивает слух, но и заостряет внимание к звукам.

Не пренебрегайте упражнениями для развития слуха!

Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов населения планеты могут похвастаться этим даром.

Загадочный феномен

Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.

Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого - нет?

Статистика

За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того - именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.

Определение

Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:

  • Пассивный - способность сопоставлять высоту слышимого звука.
  • Активный - способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).

Также существует понятие относительного слуха - не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).

Развитие абсолютного слуха: за и против

Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.

В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.

Моральный аспект

И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.

Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов. Кроме того, при выполнении той или иной операции, связанной с определением высоты звуков, «абсолютники» демонстрируют безоговорочное превосходство, что не может не действовать на самооценку обладателей относительного слуха.

Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.

Научный подход

Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).

Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух - это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

Как развить абсолютный слух

Можно ли развить 100%-й слух тренировками - вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора - это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

Модели развития абсолютного слуха

В России практикуют несколько моделей развития. В их основе - два принципа управления интонацией и слухом:

  • устный (по тексту);
  • ассоциативный (по нотам).

Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.

Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.

Уроки истории

На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).

Физическая глухота не помешала другому оперному композитору - Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом. С утерей физического не пропадает внутренний слух. Личность, обладающая абсолютным слухом, сможет синтонировать достаточно точно, отобразить, отбить ритм наиболее близко к услышанному.

Вывод

Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку - это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле - это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.

Ко мне часто приходят люди, пребывающие во власти распространённых мифов о том, что:

Я не смогу петь так, чтобы меня услышали, потому что у меня очень тихий голос.

Я не смогу петь красиво, потому, что мне это не дано.

У меня не получится, потому, что у меня нет голоса.

У меня не получится, потому, что у меня нет слуха.

И мне ежедневно приходится выступать в роли разрушителя этих мифов. В каком-то смысле педагогу по вокалу приходится быть и психологом, освобождать от комплексов, убеждать, успокаивать, вселять веру в себя.

О том, что научиться петь красиво может любой человек, я писала в статье «Как научиться петь быстро, красиво, легко?» ( ). Но самым большим камнем преткновения на пути к вокальным достижениям был и остаётся миф об отсутствии музыкального слуха, о пресловутом медведе, наступившем на ухо. Разберёмся - так ли это? Действительно ли невозможно научиться петь тем, кто «не попадает в ноту»?

Ответ на поверхности, он в самом вопросе: «Я смогу научиться петь, если я пою фальшиво?» Ну, это же очевидно: если человек слышит, что он поёт мимо нот - значит, у него есть музыкальный слух! Я не встречала ни одного человека, который бы уверял, что он чисто поёт, не попадая при этом в ноты. Как правило, в 100 случаях из 100 мнение об отсутствии слуха подкрепляется собственными слуховыми ощущениями: «Я вру!» И это, как ни странно, как раз и является прямым доказательством наличия музыкального слуха.

А в чём же тогда причина фальшивого пения, что мешает человеку петь чисто, если он всё прекрасно слышит? Есть такой термин в вокальной педагогике: «Отсутствие координации между слухом и голосом». Мы все знаем, что такое координация. Термин «координация» происходит от латинского coordination - взаимоупорядочение. Взаимная согласованность наших мышц направлена на осуществление двигательных задач. Есть люди подвижные, а есть неуклюжие. Наиболее совершенной координацией движений обладают спортсмены и люди, ведущие активный образ жизни. Это говорит о том, что даже координацию движений, которая даётся нам от природы, развивается по мере роста, не требует никаких специальных физических импульсов и является естественной и жизненноважной физиологической особенностью нашего организма - можно развить до совершенства.

Но музыкальный слух и вокальный голос абсолютно не являются естественной и необходимой потребностью нашего голосообразующего аппарата, так как он предназанчен для того, чтобы говорить, а не петь! Иначе нам было бы естественнее петь, а не говорить. Но мы, люди, существа такие, что нам свойственно к чему-то стремиться, что-то в себе открывать и развивать. Гимнасты развивают гибкость, тяжелоатлеты - силу, легкоатлеты - выносливость, певцы - голос.

Итак, нет ничего странного и удивительного в остутствии координации между слухом и голосом. Кому-то она даётся при рождении, как гибкость или другая способность, а кто-то должен её развивать. Только и всего. Поэтому глупо чувствовать себя обделённым и потерянным для пения - надо просто наладить координацию между слухом и голосом.

Но факты - вещь упрямая, и как бы красиво вы не выглядели, и каким бы не обладали чудесным тембром голоса - если вы фальшивите, то одними уговорами тут не обойтись, тут надо принимать более действенные меры.

Что для этого надо делать? Во-первых, осознать, что вы не инвалид с "отдавленными" ушами, как вы всегда считали, а самый что ни на есть обычный человек, успокоиться и перейти к упражнениям для развития музыкального слуха, а точнее - для развития координации между слухом и голосом.

Возьмите синтезатор или планшет, наметьте себе диапазон, который вы хотите распеть. Пока хватит одной октавы. Для женских голосов - от "до" первой октавы до "до" второй. Для мужских - от "до" малой до "до" первой. Будем учиться интонировать (точно попадать в ноты) в рамках одной октавы.

1. Поём гамму с названием нот вверх: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. И вниз: до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до. Упражнение выполнять не менее 30 раз, пока слух не запомнит звучание каждой ноты, а голос не почувствует как поются низкие, средние и высокие ноты.

2. Поём хроматическую гамму, т.е. нажимаем все клавиши подряд, одну за другой, начиная с "до". Это - полутона, самые близко расположенные друг к другу звуки. Интонирование (точное, чистое пропевание) их требует концентрации внимания и сосредоточенности. Поём на слог "ла".

3. Поём арпеджио. Нажимаем клавиши "до, ми, соль, до (верхнее)" вверх и вниз: "до(верхнее), соль, ми, до". Можно петь на слог "ла", но лучше с названием нот.

4. Строим тон от каждой клавиши. Тон состоит из двух полутонов, то есть полутон + полутон = тон. Строим тон от каждой клавиши (включая чёрные) и поём на слог "ла" вверх и вниз. Например, от "до" это будет так: "до-ре-до". Далее от чёрной клавиши рядом с "до" (от "до диез") также строим тон, не забывая, что в одном тоне два полутона, значит будет "до диез - ре диез- до диез". Поём на слог "ла".

5. Строим два тона от каждой клавиши вверх и вниз: "до-ре-ми-ре-до". Как звучит это упражнение можно послушать здесь: (упражнение №1). Поём на " ми-и-и-и-и-я".

6. Опевание каждой клавиши. Что это значит? Это значит, что одна клавиша - основная, центральная, как бы "база", а остальные опевают её (как бы ходят вокруг неё) следующим образом: тон вверх - вернуться на основную - полутон вниз - вернуться на основную. Например, опеваем ноту "до". Строим от "до" тон вверх (это будет "ре"), возвращаемся на "до" и строим от неё полутон вниз (это будет нота "си"), и целиком упражнение будет выглядеть так: "до-ре-до-си-до". Продолжаем опевать каждый звук, далее строим тон вверх от чёрной клавиши (до диез): "до диез - ре диез - до диез - до - до диез"). Итак, опеваем: вверх от основного звука - тон, вниз от основного звука - полутон. На слог "ла".

7. Строим от "до" интервалы. Общепризнанное значение слова "интервал" - это промежуток. Интервал в музыке - это промежуток между нотами. Строим от "до" интервалы (промежутки) вверх и возвращаемся в "до" каждый раз. Вот так: "до-ре-до", "до-ми-до", "до-фа-до", " до-соль-до", "до-ля-до", "до-си-до", "до-до (верхнее) - до". Каждый раз промежуток между "до" и другой нотой будет увеличиваться, образуя мелодический скачок. Надо стараться перестроить голос с низкого звука на высокий и обратно.

Пока всё. А дальше начинается процесс, который переводит обретённые знания и умения - в автоматические навыки. Всего можно добиться упорством и тренировкой. Когда вы почувствуете, что уже уверенно интонируете в рамках одной октавы, можете понемногу расширять свои "горизонты" по две клавиши в каждую сторону (вниз от нижнего "до" и вверх от верхнего),

Самое главное, не идите на поводу у своей дурной привычки петь там, где удобно (а я считаю это именно сформировавшейся дурной привычкой). Чутко прислушивайтесь к себе (вы же всегда слышите, когда фальшивите), останавливайтесь и начинайте упражнение заново. Терпение и труд творят чудеса, а петь красиво и чисто - это действительно настоящее чудо и для достижения его стоит потрудиться. Успехов вам! И терпения)...

Все любят музыку, но далеко не каждый человек является музыкальным от рождения. Бывает, наступает момент, когда в эмоциональном порыве хочется исполнить пару строчек из свежего хита Майли Сайрус. Однако после перформанса приходится ловить на себе сочувствующие взгляды и слушать неодобрительные комментарии. Чтобы этого не допустить, нужно разобраться, что такое музыкальный слух и что делать, если у вас его нет.

Кому-то абсолютный слух дан от природы, кто-то воспитал его
со временем

Музыкальный слух - довольно широкое понятие, вмещающее в себя целый список способностей, позволяющих полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать её достоинства и недостатки. Хорошо развитый музыкальный слух является жизненно важной способностью музыкантов, продюсеров, звукорежиссеров. Кому-то он дан от природы, кто-то воспитал его со временем. Любому творческому человеку, даже и несвязанному с музыкой, не помешает добавить в свою копилку скиллов и этот. Недавно специалисты доказали , что музыкальный слух даже помогает осваивать иностранные языки.

Научно установлено, что в мозгу есть определённый участок, отвечающий за музыкальный слух. Этот пучок расположен в слуховой зоне: чем он объёмнее и чем больше нервных волокон содержит, тем лучше развит у человека слух. Как же определить, есть ли у вас слух и как обстоит дело с вашими нейронами в той самой области мозга? Для этого не обязательно идти и делать магнитную томографию, достаточно попытаться точно повторить услышанную мелодию, например, из припева песни Reflektor группы Arcade Fire, при этом стараясь удержать ритм. Не получилось с первого раза - не расстраивайтесь. Вероятно, у вас нарушена координация в работе слухового или голосового аппаратов, и вам нужно больше тренироваться.

Мне кажется, точно определить, есть ли у вас слух или нет, помогут профессионалы. Но, в любом случае, нет смысла отчаиваться, потому что это всё можно развить. Главное, чтобы было желание.

Существуют несколько разновидностей
музыкального слуха:

Абсолютный слух

Это способность точно определять высоту тона (музыкальную ноту) любого звука, не прибегая к сопоставлению его с каким-либо эталоном. Считается, что этот талант - врождённый и присутствует у 1 из 10000, и даже большинство из величайших музыкантов в мире не имеют абсолютного слуха.

Относительный (или интервальный)

Слух, способный определять и воспроизводить музыкальные интервалы в мелодиях, аккордах и т. д. При этом высота звука определяется путём его сравнения с эталоном.

Внутренний слух

Способность к ясному мысленному представлению (чаще всего - по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических построений.

Интонационный слух

Вид восприятия музыки, позволяющий понимать её характер, экспрессию.

Ладовый слух

Умение слышать, разделять и определять различия в аккордах, созвучиях и отрезках мелодии, например, их устойчивость и неустойчивость.

Ритмический слух

Способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

Также мастера вокала и музыковеды выделяют гармонический, полифонический, ритмический, фактурный, тембральный и архитектонический слух

Поставив себе серьёзную задачу - во что бы то ни стало натренировать свои уши, конечно, нужно обратиться к специалисту и найти преподавателя по сольфеджио (есть такая специальная дисциплина, предназначенная для развития слуха и музыкальной памяти).

Лучше всего пойти к опытному частному преподавателю и хорошо бы начать осваивать нотную грамоту вместе с желаемым инструментом. Вас научат различать ноты и интервалы, а далее и аккорды целиком, тональности и как с этим всем можно обращаться. Я пошёл на сольфеджио, когда у меня самого возник интерес. Каждое занятие мозг вспухает от новой информации и начинает её болезненно обрабатывать. Самое полезное в сольфеджио для музыканта - это практические занятия, когда тебя на слух натаскивают определять ноты и их соотношения - интервалы, аккорды и т. п.

Самое элементарное упражнение - это, наверное, просто пропевать гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си) в унисон под фортепиано. Также я бы посоветовал на слух подбирать на инструменте мелодии из любимых треков, пока не будет получаться один к одному. Вдвойне полезно заниматься под метроном и уделять отдельное время упражнениям на чувство ритма.

Позанимавшись некоторое время, начинаешь слышать структуру композиций на гораздо более тонком уровне. Просто слушаешь музыку и адски во всё врубаешься! Отмечаешь крутые ходы или, наоборот, простые, элементарные. В общем, воспринимаешь всё более проницательно.

7 программ и приложений

Если на преподавателя нет времени, можно попробовать натренировать музыкальный слух с помощью специальных веб-сервисов, программ и приложений, которых в последнее время появилось масса. Мы подобрали некоторые из них.

Чтобы натренировать слух и научиться различать и определять интервалы, аккорды, тембры, ритмы и другие базовые элементы музыки, необходимо много практиковаться. Для таких практических занятий просто необходимо иметь партнёра-аккомпаниатора, который играл бы на инструменте те самые интервалы и аккорды для угадывания. Сервис Ear Teach позволяет тренироваться самостоятельно, чётко отслеживая свой прогресс. Программа существует как в веб-версии, так и в виде отдельной программы (правда, пока только для Windows).


Theta Music Trainer - ресурс, включающий в себя несколько десятков флеш-игр для развития слуха, большинство из которых интуитивно понятны. В некоторые игры можно играть бесплатно без всякой регистрации, для доступа к другим придётся ввести свои данные. Для полноценного прохождения всего курса и доступа ко всем материалам сайта нужно завести платный аккаунт (за $7.95 в месяц или $49 в год).


EarMaster 6 - это последняя версия обучающей программы датских разработчиков. В ней вы найдёте 2000 уроков и упражнений, как для самых начинающих, так и для опытных музыкантов. Подключив к своему компьютеру микрофон, вы можете напевать мелодии по нотам, отображающимся на экране. Программа в свою очередь оценит ваш слух, выдав подробный отчёт о попаданиях в тона. Стоимость: €47.95


Auralia 4 - серьёзная программа, которая содержит 41 тему, охватывающую основы сольфеджио: интервалы и гаммы, аккорды и их последовательности, ритмы, гармонии и мелодии. Auralia позволяет устраивать самому себе мелодические диктанты, подключать MIDI-клавиатуру и микрофон. $99.00


Pitch Improver

Простой сборник базовых упражнений, предлагающих воспроизвести мелодии по слуху. Нажмите кнопку Play и попытайтесь повторить услышанное на виртуальных клавишах. Первая нота отмечена буквой, а остальные подсвечены зелёным. Чтобы пройти на следующий уровень, нужно безошибочно сыграть все ноты. Pitch Improver можно попробовать в сетевой версии, а также загрузить на смартфон

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

1. Earteach

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.