Создание музея в школе. Цель, задачи, обязательные условия для создания школьного музея

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Когда нередки попытки «переписать», исказить историю нашей страны и общества, трудно переоценить значение патриотического воспитания молодежи, укрепления связи поколений. Мы не должны забывать горькие, но в то же время героические и славные главы нашей истории. Не должен сын забывать своего отца, а внук деда. Только памятью крепок человек. Для успешного воспитания в нашем обществе патриота и гражданина своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) школа»

Проект

создания школьного музея

2017

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне , на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Когда нередки попытки «переписать», исказить историю нашей страны и общества, трудно переоценить значение патриотического воспитания молодежи, укрепления связи поколений. Мы не должны забывать горькие, но в то же время героические и славные главы нашей истории. Не должен сын забывать своего отца, а внук деда. Только памятью крепок человек.

Для успешного воспитания в нашем обществе патриота и гражданина своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности.

Обоснование необходимости проекта .

На Земле много прекрасных уголков, но каждый человек должен любить и гордиться теми местами, откуда он родом, где прошло его детство. Он должен помнить о том, какой вклад внесла и вносит сегодня его малая родина в историю большой страны.

Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота и необходим для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность учащихся и родителей МБОУ «Открытая (сменная) школа».

Школьный музей внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего района, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену .

Таким образом, мы считаем, что в нашей школе необходимо создать собственный школьный музей.

Проект будет реализовываться в МБОУ «Открытая (сменная) школа» в 2017-2018 учебном году.

2. Цель проекта:

1. Сохранение исторической памяти и культурного наследия;

Развитие интереса обучающихся к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско-патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному городу; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.

Воспитание Гражданина-патриота.

3. Основные задачи проекта:

1.Обобщить и систематизировать накопленный поисковый материал в соответствии с выбранными направлениями;

2. Создание музея;

4. Регулярное пополнение и обновление экспозиций музея;

5. Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности;

6. Приобщение учеников к общественно-полезной работе, развитие деятельности ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного города.

7. Привлечение к проекту учителей, родителей, учащихся и других представителей общественности.

4.Описание реализации проекта.

Для реализации поставленных цели и задач необходимо приобрести и изготовить стеллажи-витрины, материал для стендов. Необходимо систематизировать материал по направлениям и разместить его. Предметы старины после регистрации в книге будут размещены витринах. Мы считаем, что музей в школе будет способствовать повышению интереса к истории своего города; активному участию в исторических и краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах, походах, экскурсиях; формированию гражданско-патриотической позиции у школьников.

5.Планируемая деятельность.

Проект рассчитан на 1 учебный год (2017 -2018 г.) и включает 3 этапа:

I этап - подготовительный (сентябрь - октябрь 2017 г .)

III этап – заключительный (январь - февраль 2018 г.)

Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2017г.)

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта.

  • Анализ состояния возможностей школы.
  • Создание нормативной базы школьного музея.
  • Актуализация проекта среди участников образовательного процесса.
  • Определение круга лиц из числа учителей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей, создание рабочей группы.
  • Знакомство с опытом работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других школах.
  • Поиск и привлечение партнеров к сотрудничеству в учреждениях культуры, ветеранских организациях, учительском сообществе.

Основной этап (ноябрь – декабрь 2017 г.)

Его основной задачей является создание школьного историко-краеведческого музея.

  • Оформить интерьер музея.
  • Создать экспозиции, разделы музея.
  • Организовать работу с учащимися, родителями, общественностью города с целью пополнения школьного музея экспонатами.
  • Подготовить экскурсоводов для проведения экскурсий в школьном музее.

Заключительный этап (январь – февраль 2018 г.)

Основной задачей этого периода является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по направлениям.

Включение ресурса музея в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

  • Торжественное открытие Школьного музея
  • Подведение итогов

6. Рабочий план реализации проекта.

2.http://ipk.68edu.ru/consult/gsed/748-cons-museum.html


Будущее России зависит от гражданской позиции ее жителей, взрослых и детей. Невозможно стать настоящим гражданином страны, не осознав себя как жителя «малой Родины» - своей улицы, города, края. Формированию исторической памяти способствует и работа школьных музеев, играющих огромную роль в патриотическом, гражданском, и подростков.

Работа школьного музея включена в образовательный процесс: через свои коллекции и формы деятельности он связан с преподаванием различных школьных предметов и с дополнительным образованием. Аналогичная связь существует школы и музеев других типов, но она никогда не будет столь же тесной и продуктивной. более чем любой другой включен в жизнь местного сообщества, а «качество жизни» его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации, близлежащих предприятий и организаций.

Таким образом, музей в современной школе представляет собой такую интегрированную образовательную среду, где возможна реализация новых форм организации познавательнои й коммуникативной деятельности учащихся.

Концептуальные основы работы школьного музея

Социальный проект «Создание и работа школьного музея» - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная проблема общества, требующая решения. Выполнение проекта будет способствовать улучшению социальной ситуации в отдельно взятой области, социуме. Это один из способов включения в общественную̆ жизнь путем практического решения существующих социальных проблем. Поэтому в первую очередь мы определили проблему.

Проблема: потеря интереса у подростков и молодежи к изучению истории Отечества, Великой Отечественной войны, традиций поколений. Сейчас эта проблема одна из самых актуальных в нашем обществе.

Актуальность: изучение истории Отечества, боевых и трудовых традиций поколений, культуры и нравственных устоев собственного народа имеет очень большое значение в жизни каждого человека. Любовь к «малой Родине» и ее изучение приводят к познанию своей Родины, всего мира. Музей существенно конкретизирует и углубляет знания о родном крае и его славных героях и тружениках.

Одной из традиций нашей школы является организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами труда. Накануне учащиеся под руководством классных руководителей посещают их дома, записывают воспоминания о военном времени, собирают документы, артефакты эпохи. Так накапливается интересный материал. А поскольку наша школа находится на улице имени Героя Советского Союза Михаила Алексеевича Гурьянова, было решено собирать материал о М.А. Гурьянове и его соратниках и все собранное представить в школьном музее.

Цель проекта: создать и организовать работу школьного Музея боевой и трудовой славы имени Героя Советского Союза М.А. Гурьянова, который будет способствовать гражданско-патриотическому, нравственному воспитанию школьников.

Задачи проекта:

  • развитие у учащихся гражданской инициативы и гражданской ответственности;
  • приобретение обучающимися практического опыта исследовательской работы;
  • проведение работы по сбору материала и экспонатов для музея, классифицирование материалов, создание экспозиции.

Методика осуществления социального проекта «Создание и работа школьного музея»

В своей работе по созданию музея мы использовали различные методы:

  • беседа,
  • анкетирование,
  • сбор информации,
  • экспедиции,
  • экскурсии,
  • работа с Советом ветеранов района.

Перед тем как начать работу, мы провели беседы по классам, желая узнать, «быть ли музею?». Результаты показали, что музей в школе нужен и интересен школьникам. Ребята поддержали предложение, и многие захотели внести свой вклад в создание экспозиции.

Мы определились с алгоритмом работы над проектом:

  1. Определение тематического поля и темы проекта. Выяснение противоречий, поиск и анализ проблемы, постановка цели.
  2. Сбор и изучение информации. Разработка алгоритма собственного варианта решения проблемы в каждом конкретном случае. Реализация плана действий.
  3. Выполнение запланированных технологических операций. Текущий поэтапный контроль качества выполненного.
  4. Подготовка к защите проекта. Презентация проекта.
  5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества.

Этапы работы над проектом «Создание и работа школьного музея»

1. Организационный этап работы по созданию школьного музея.

На этом этапе планируются только основные направления работы и мероприятия. План помогает систематизировать, направлять работу, но не делает ее формальной, не сковывает инициативу и не ставит неоправданных ограничений. Для начала мы сделали:

  • создание инициативной группы из 5-6 учащихся (лучше всего старших) под руководством взрослого (руководителя музея). Это - Совет музея, каждый член которого берет на себя одно из направлений его деятельности (поисковую работу, оформление экспозиции, лекторскую и экскурсоводческую работу, создание банка данных, создание музейной странички на сайте школы в Интернете);
  • поскольку начинать «с нуля» детям бывает трудно, нужен хотя бы небольшой задел, поэтому руководитель музея предварительно создает минибазу. В нашем случае таким заделом стали материалы, собранные на встречах с участниками войны, Советом ветеранов района «Печатники», письма-запросы в различные архивы Москвы, Московской области, Калужской области по поиску сведений о партизанском отряде Угодско-Заводского района (ныне г. Жуков), которым руководил комиссар партизанского отряда М.А. Гурьянов.

На первом этапе разумнее всего привлекать к работе старшеклассников, разбив их на небольшие группы по направлениям деятельности и работая с каждой из них отдельно.

Решающее значение для судьбы всего проекта на первом этапе работы имеет мотивация деятельности. Руководитель музея должен уделить этому вопросу особое внимание. Дети должны видеть результаты своих усилий и быть уверенными в важности выполняемой̆ работы. В нашей школе большое значение сыграли поездки к месту гибели М.А. Гурьянова в г. Жуков Калужской области. Дети посетили могилу героя, музей прославленного полководца Г.К. Жукова.

2. Поисковый этап

В поисковой работе по этой теме также необходима градация. Например, можно выделить такие разделы, как «Земляки-ветераны», «Труженики тыла», «Дети и война» и др. Для начала важно выбрать одну тему поисковой работы, постепенно добавляя новые. Мы начали с темы «Ветераны - жители нашего района в годы Великой Отечественной войны», т. к. участников и свидетелей тех событий с становится все меньше с каждым годом, растет риск безвозвратно потерять возможность узнать действительные факты тех трудных и героических времен. Был собран биографический материал, воспоминания, личные вещи, фотографии 40 участников Великой Отечественной войны; описан их боевой путь. Ценный материал о судьбах погибших на фронте земляков ребята получили на сайте «Мемориал» Министерства обороны России.

3. Этап систематизации материала и документирования экспонатов

Собранный поисковый материал необходимо систематизировать и правильно оформить. Документирование экспонатов осуществляется в трех формах:

  • комплектование фондов;
  • фондовая работа;
  • создание экспозиции музея.

Работа школьного музея: комплектование фондов

Комплектование фондов - один из самых трудоемких видов работы школьного музея. Его условно можно разделить на 4 основных действия.

Первый шаг - планирование комплектования.

Осуществляется выбор темы и объектов в зависимости от предполагаемого профиля и возможностей музея. Существует несколько способов комплектования:

  • Тематическое - метод, связанный с изучением какого-либо исторического процесса, события, лица, явления природы и сбором источников информации о них.
  • Систематическое - метод, используемый для создания и пополнения коллекций однотипных музейных предметов: посуды, мебели, одежды.
  • Текущее - получение отдельных музейных предметов от дарителя, закуп, случайные находки.

Второй шаг - непосредственно поиск и сбор материала.

Используются следующие методы:

  • сбор устных свидетельств (опрос населения, анкетирование, интервьюирование);
  • переписка с людьми;
  • встречи с интересными людьми;
  • получение даров из семейных коллекций;
  • работа с информацией в библиотеках, архивах;
  • экспедиции.

Одним из основных принципов любой поисково-исследовательской работы является принцип комплексности. Следуя ему, школьники стремятся исследовать тему со всех сторон, пытаются связать изучаемые события с общеисторическими процессами, выявляют их характерные черты, выясняют достоверность получаемых сведений, роль отдельных участников этих событий. Очень важно научить ребят собирать и фиксировать информацию о тех процессах, которые являются темой поисково-собирательской работы.

Третий шаг - выявление и сбор объектов для экспозиции.

Каждый участник, занятый в организации и работе музея школы должен помнить об ответственности за сохранность найденных и собранных памятников истории и культуры: важно сохранить не только сам предмет, но и собранную информацию о нем, о его происхождении. Также ребята должны соблюдать законодательные требования, связанные со сбором, обеспечением сохранности памятников истории и культуры, т. е. не нужно брать у владельцев те предметы, которые не имеет права хранить музей: драгоценности, ордена, оружие, даже если владельцы хотят передать их музею.

Четвертый шаг - включение собранного материала в музейный фонд.

Важно определить историческую ценность экспоната, его эмоциональное и воспитательное воздействие на зрителя. Для учета и научного описания собранных материалов, а также для получения разносторонней информации о них служат полевые документы описания и учета. К ним относятся:

  • «Акт приема»,
  • «Полевой дневник»,
  • «Полевая опись»,
  • «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов»,
  • книги учета музейных предметов («Инвентарная книга»).

Инвентарная книга - это основной документ учета, научного описания и хранения экспонатов школьного музея. Она может быть сделана самими школьниками из большой толстой тетради или книги в прочном переплете. Книгу графят, прошивают по корешку прочными нитками, листы нумеруют в правом верхнем углу лицевой стороны каждого угла. В конце книги делается заверительная надпись о количестве пронумерованных листов. Запись и прошивка книги скрепляются школьной печатью.

4. Этап организации работы над музейной экспозицией

Экспозиция в работе школьного музея

Экспозиция музея - это представленные на обозрение в определенной системе музейныеэкспонаты. Порядок организации работы над ней̆ разработан в 2004 г. Федеральным музеем профессионального образования. Результатом экспозиции должно стать достижение максимальной информированности в сочетании с образностью и эмоциональностью.

Если сравнить работу школьного музея с айсбергом, то экспозиция - это лишь малая видимая ее часть. Поэтому можно уверенно утверждать, что создание выставки - сложный творческий и технологический процесс, который, требует креативного подхода, эксперимента, усилий целого коллектива единомышленников.

Проектирование экспозиции и работу над отдельными этапами ее создания можно представить в следующем виде:

  1. Замысел: тематическое структурирование экспозиции, разработка расширенной тематической структуры и составление тематикоэкспозиционного плана. Нами были разработаны содержание и эскизы стендов по оформлению помещения. Экспозиции отражают основные этапы и сражения Великой Отечественной войны: «Начало войны». «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой», «Битва за Москву», «Сталинградская Битва», «Курская дуга», «Освобождение Европы. Битва за Берлин», «Партизанское движение», «Герой Советского Союза М.А. Гурьянов», «Дивизии народного ополчения», «Юность, опаленная войной», «У войны не женское лицо», «Ветераны нашего района», «Чтобы помнили...» (в память о террористическом акте в 1999 г. на улице Гурьянова).
  2. Составление художественного проекта: предварительная раскладка материалов.
  3. Выполнение технического проекта: монтаж экспозиции.

По форме представления экспозиции бывают стационарными и временными, а по принципам структурной организации демонстрируемого материала - тематическими, систематическими, монографическими и ансамблевыми.

  • Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы, раскрывающие одну тему.
  • Систематическая представляет собой экспозиционный ряд, созданный на основе однородных музейных предметов, в соответствии с конкретной научной дисциплиной.
  • Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию.
  • Ансамблевая предполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в обычном окружении: «музей под открытым небом», «крестьянская изба».

Выбор той или иной формы экспозиции, принципов систематизации экспозиционных материалов зависит от концепции музея, от состава фондов, от творческой фантазии коллектива музея.

Основой экспозиции является музейный предмет, а ее структурной единицей служит тематико-экспозиционный комплекс. Так, по теме Великой Отечественной войны основой композиции являются солдатские каски, гильзы, саперная лопатка, найденные под Москвой. Тематическая композиция - «Битва под Москвой».

Не отдельные экспонаты, различные по содержанию и тематике, не сплошные ряды однотипных материалов, а именно комплекс вещевых, документальных и иных памятников, объединенных между собой тематически, становится основным звеном экспозиции. Для более полного понимания отображаемых в экспозиции событий в нее вводятся научно-вспомогательные материалы.

Для усиления восприятия в работе школьного музея можно использовать художественные произведения, музыку, фрагменты кинохроники или фильмов, световые эффекты и цветовые решения, презентации и самостоятельно смонтированные школьниками видеоролики. У нас накоплен не только фотоматериал, но и видеофрагменты, диктофонные записи выступлений ветеранов.

Чаще всего используется принцип тематического подбора экспозиционных материалов.

  • Во-первых, это включение в экспозицию тех музейных предметов, которые связаны с определенными явлениями и характеризуют их существенные стороны.
  • Во-вторых, использование других экспозиционных материалов научно-вспомогательного характера для всестороннего отражения сущности явления.
  • В-третьих, размещение тематически связанных экспозиционных материалов.

Для осуществления принципа логической связи всех разделов экспозиции нужен ясный проработанный̆ маршрут, лаконичные заголовки и сопровождающие тексты. Раскрыть информационный потенциал отдельного объекта и содержание экспозиции в целом может не только полноценный научный комментарий.

Эту роль в музейной экспозиции выполняют объясняющие тексты заголовки, которые представляют собой целостную продуманную систему, раскрывающую содержание экспозиции. Каждый вид текстов выполняет свою функцию:

  • ведущие тексты выражают идейную направленность экспозиции, раздела, темы, зала, отражая, таким образом, основные положения научной концепции экспозиции;
  • заглавные отражают тематическую структуру экспозиции; их назначение - дать путеводную нить к ее осмотру;
  • объяснительные раскрывают содержание экспозиции, раздела, темы, отражают историю выставленных коллекций;
  • этикетка прикрепляется к отдельному экспонату, в ней указывается: название предмета, изготовитель работы, место и время изготовления, краткое описание экспоната, техническая характеристика, подлинник/копия.

Отобрать материалы для экспозиции - значит, определить состав ее экспонатов с целью наиболее оптимального раскрытия темы.

Отбор осуществляется на всем протяжении работы над экспозицией, а окончательный состав экспонатов закрепляется в тематико-экспозиционном плане. Планомерный сбор материалов дает возможность получить не разрозненные и фрагментарные предметы, а органически взаимосвязанный экспозиционный комплекс, отражающий конкретную часть всей экспозиционной темы. Отбору предшествует изучение предметов, определение их подлинности и достоверности, авторства и т. д.

Условия работы школьного музея

Отбор музейных предметов тесно связан с их группировкой. Группировать можно различные предметы в зависимости от поставленной задачи. Например, показ родственных связей между явлениями, отражение каких-либо событий, сравнение предметов. Одним из методов сопоставления является контрастный показ. Группировка материалов может происходить и по систематическому принципу.

Возможна группировка и по принципу соединения различных предметов в логические группы так, как они существовали в жизни, в присущей им среде бытования. Это может быть интерьер помещения со всеми характерными для него предметами. Подобные группировки в музейной практике называют «ансамблевой экспозицией».

1. Технические и противопожарные условия функционирования музея.

Подготовка помещения для музея - вопрос непростой. Прежде всего необходимо помещение для экспозиций и специальная комната для хранения фондов.

При выборе экспозиционной площади необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • комната или зал должны располагаться на теневой стороне здания, так чтобы прямые солнечные лучи в нее не попадали. Окна должны быть обязательно зашторены. Лампы дневного света и различные подсветки для витрин нужно располагать так, чтобы свет падал от зрителя и на определенном удалении от экспоната. Если комната расположена на солнечной стороне, следует затемнить окна с внешней стороны зелеными насаждениями;
  • в помещении должна быть постоянная комнатная температура;
  • для предотвращения запыления экспонатов необходимо помещать их в герметичные витрины, регулярно проводить влажную уборку помещения;
  • оборудование должно соответствовать помещению экспозиции по стилю,
  • габаритам и окраске;
  • экспозицию следует размещать на безопасном расстоянии от системы отопления;
  • необходимо обеспечить противопожарные условия (огнетушители, емкости с песком)

2. Эстетические условия

  • для школьных музеев можно рекомендовать горизонтальные и вертикальные витрины, закрепленные у стены. Крупные вещи располагаются ближе к центру, мелкие - ближе к зрителю. В вертикальных витринах-шкафах мелкие экспонаты располагаются на уровне глаз, а выше и ниже - крупные вещи;
  • витрины не должны занимать основное пространство и заслонять собою другие экспозиционные комплексы;
  • экспонат, установленный на пол, психологически воспринимается как инвентарь, поэтому необходимо установить его на подставку;
  • стремление школьных музеев поместить в экспозицию все имеющиеся материалы приводит к ее перенасыщению и ослаблению эмоционального воздействия. Множество предметов принижает значение каждого из них.

3. Организационно-информационные условия.

Умение правильно преподнести информацию стало таким же важным аспектом в музейной работе, как и сохранение экспонатов.

Внимание школьников неизбежно рассеивается при осмотре однообразных предметов. Необходимо учитывать и психологическую сторону восприятия. Вначале внимание детеи нужно привлечь̆. Для этого вводныи, стартовый̆ комплекс должен быть захватывающим, многообещающим, пробуждающим интерес к осмотру экспозиции. Когда внимание зрителей притупляется, они должны подойти к необычному объекту или комплексу, вновь привлекающему внимание.

Здесь-то и нужны наиболее привлекательные экспонаты, уникальные предметы, действующие модели, презентации, видеоролики. Такое переключение внимания нужно вызывать несколько раз, зависимо от возраста зрителей и учитывая, что осмотр экспозиции продолжается не более 45 мин.

Заключительная̆ итоговая часть экспозиции должна завершить всю тему так, чтобы у зрителя появилось желание посетить музей еще несколько раз, включиться в новый поиск.

Работа школьного музея: функциональное назначение

В словосочетании «работа школьного музея» главным является слово музей. Как и любой другой̆, он обладает функциями, присущими этому социальному институту. В Положении о Музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Документирующая̆ функция заключается в целенаправленном отражении в собрании музея предметов тех исторических, социальных или природных явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем.

Воспитательное влияние школьного музея на детей и подростков наиболее эффективно проявляется при осуществлении направлений музейной деятельности. Участие щкольников в поисково-исследовательской работе, изучение, описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приемами и навыками краеведческой и музейной работы, помогает почувствовать историю и проблемы родного края «изнутри», понять, как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру, защиту края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, без чего невозможно воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

Музееведы выделяют следующие музейные формы работы с посетителями:

  • лекция;
  • экскурсия;
  • консультация;
  • научные чтения;
  • кружки;
  • клубы;
  • исторические и литературные вечера;
  • встречи с интересными людьми;
  • праздники;
  • концерты;
  • конкурсы, викторины;
  • исторические игры и т. д.

Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как "храм". Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре. Беспрецендентным феноменом российской культуры можно назвать создание школьных музеев, направленных именно на юных посетителей. Об этих организациях мы и поведем речь в статье.

Школьный музей: определение понятия

Музей школы - это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Данные учреждения можно отнести к ведомственным и общественным музеям, преследующим и познавательные цели. Управляются активом педагогов и учеников, полноценно входят в систему народного образования. Нередко куратором выступает профильный государственный музей.

Школьные музеи начались с межпредметных кабинетов, где хранился богатый фонд учебно-наглядных пособий, гербариев и прочих предметов, собранных силами учеников - биографий, историй, минералов, раритетных фотографий и предметов. Феномен достаточно быстро распространился в педагогической деятельности, став эффективным подрастающего поколения.

Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке - тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития - двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев - многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.

Школьные музеи создаются по инициативе учителей, выпускников школы, учеников и их родителей, шефов. Поиском, хранением, изучением и систематизацией экспозиции заняты здесь учащиеся. Вся собранная ими коллекция становится частью музейного фонда РФ.

Сегодня в нашей стране функционирует около 4800 школьных музеев, из которых:

  • исторических - порядка 2000;
  • военно-исторических - около 1400;
  • краеведческих - 1000;
  • других профилей - 300-400.

Цели работы музея при школе

Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:

  • Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.
  • Поддержка детского творчества.
  • Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
  • Воспитание уважительного отношения к прошлому.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
  • Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
  • Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
  • Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.

Задачи деятельности

Школьные музеи, фото которых вы увидите на продолжении всей статьи, стремятся решить следующие поставленные перед ними задачи:

  • Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.
  • Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.
  • Удовлетворение потребности школьников-исследователей в самостоятельном написании истории.
  • Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.
  • Заполнение досуга детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами, участием в конференциях и творческих вечерах.
  • Помощь учащимся в постижении начал исследовательской деятельности, формировании аналитического подхода.
  • Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых ими из школьных учебников и рассказов учителей.

Принципы работы

Работа школьного музея опирается на ниже перечисленные принципы:

  • Систематическая связь со школьными уроками.
  • Использование всех видов внеурочной работы: семинары, шефство над ветеранами, конференции и т.д.
  • Занятие научной и исследовательской деятельностью.
  • Творческая инициатива школьников.
  • Связь с общественностью.
  • Строгий учет единиц музейного фонда, экспозиции.
  • Постоянная связь с государственными музеями.

Социальная миссия музеев при школах

Говоря про школьные музеи и их роль в проведении историко-краеведческой работы, коснемся социального аспекта этой деятельности - посмотрим, чему может научить ребенка эта организация как гражданина, члена семьи и общества. Итак, что дает учащемуся участие в деятельности музея при школе:

  • Знакомство с проблемами и гордостью родного края изнутри - через поисковую и исследовательскую деятельность.
  • Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию - через знакомство с делами предков.
  • Навыки самостоятельной жизни - участие в походах, экспедициях.
  • Черты исследователя - через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
  • Репетиция будущих социальных ролей - в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
  • Роль непосредственного летописца, документоведа - школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
  • Профессиональная определенность - примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.

Отличительные черты учреждения

Особенности деятельности школьных музеев вытекают из определенного рода черт, характерных только для этой организации:

  • Работа такого музея согласуется с школы.
  • Имеет коллекцию подлинных исторических артефактов и документов.
  • Демонстрирует экспозицию или несколько экспозиций, четко разделенных по тематике.
  • Располагает необходимым оборудованием, пространствами для размещения выставки.
  • Постоянно функционирует Совет музея - активные учащиеся, которые под руководством учителей ведут исследовательскую деятельность, работают с фондами, заботятся о сохранности и надлежащем
  • В деятельности организации всегда можно уловить черты социального партнерства.
  • Образовательная и воспитательная миссия реализуется через массово-просветительную и

Какие бывают школьные музеи?

У каждого музея при школе есть свой профиль - специализация деятельности, наполнения фонда, которая связывает его с определенной наукой, дисциплиной, сферой культуры, искусства, деятельности. Основные группы следующие:

  • исторические;
  • естественно-научные;
  • художественные;
  • театральные;
  • музыкальные;
  • технические;
  • литературные;
  • сельскохозяйственные и проч.

Музей может вести и комплексную работу. Идеальный пример - краеведческая направленность. Ребята изучают и природу, и культуру своего региона, города, района в целом. Важно отметить, что музеи конкретного профиля могут сфокусироваться только на определенном явлении своей сферы. Исторический музей может изучать историю только города или школы, литературный - только творчество неизвестных писателей, музыкальный - только частушки определенного этноса и т. д.

Рассказывая о том, какие есть школьные музеи, нельзя не упомянуть о монографических - посвященных конкретному объекту, лицу, событию. Сюда можно отнести музеи самовара, книги, Нового года и т. д. Школьные музеи боевой славы, фото которых вы также увидите в статье, - это тоже монографические. Они могут посвящены работникам тыла, кавалерам ордена Славы и т. д. Сюда же в полной мере относятся мемориальные и историко-биографические (посвященные жизни определенной личности) музеи.

Фонды музея при школе

Как и в музеях государственного значения, фонды школьного музея подразделяются на две составляющие:

  • Основной: музейные предметы, соответствующие профилю учреждения.
  • Вспомогательного материала: воспроизведения подлинной коллекции (копии, муляжи, фотографии, слепки и т. д.) и наглядный материал (схемы, плакаты, диаграммы, таблицы и т. д.)

В фонде могут значится:

  • орудия труда;
  • продукция, готовые изделия производства;
  • нумизматика;
  • оружие, знаки воинской славы;
  • предметы быта;
  • изобразительные источники - произведения искусства и документальные материалы;
  • письменные источники - мемуары, письма, книги, периодика;
  • медиатека - созвучные профилю учебники, фильмы, фонотека;
  • семейные раритеты и реликвии и проч.

Об экспозиции музея при школе

Наличие экспозиции - ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию.

В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов:

  • систематический;
  • тематический;
  • ансамблевый.

Школьные музеи - особенная и уникальная составляющая учебного и просветительского процесса. Она способна достичь тех целей, решить те задачи, с которыми обычное обучение в школе не может справиться в одиночку.

Рано или поздно такой вопрос встает в каждой школе, в которой директор и учительский коллектив стремятся подходить к работе не формально, а с любовью к своим ученикам. Конечно, можно сделать музей. .для галочки. в плане мероприятий для отчетности, а можно вложить в него душу и сделать. для всех учеников и родителей одним из любимых мест посещений.

Итак, не спешите приобретать оборудование для музеев , пока не определитесь с тематикой школьного музея. Хотя на первый взгляд. это очень просто, на второй. можно использовать столько вариантов и возможностей, что вы просто растеряетесь с выбором.

Ну, во-первых, традиционно. можно сделать музей истории школы. Такой вариант подойдет для школы, у которой эта самая история уже, конечно, имеется. То есть школе уже минимум лет 20. Для сбора исторического материала можно привлечь учителей истории и самих детей. Это и оценки, и заинтересованность. тем более сейчас есть интернет и найти бывших учащихся не так сложно. Это уже большое отдельное направление. Его можно дополнить или расширить этносом. То есть историей региона, в котором находится школа. В этом случае музейное оборудование может понадобиться для каких-то уникальных изделий, к примеру, народного промысла или же для выставки изделий, изготовленных учениками, скажем, на уроках творчества.

Другой вариант. это выделение помещения под временные тематические экспозиции с последующим отбором лучших экспонатов в постоянно действующий будущий музей. Это вообще очень интересное направление, поскольку дети будут сами творить историю своей школы. А темы для экспозиций. они бесконечны. Можно взять просто каждый предмет и выйти за его рамки, добавив ноту творчества. К примеру, в течение пары месяцев собирать материалы для экспозиции по истории. Это могут быть картины, фотографии, поделки. И каждый будет рассказывать о своем экспонате сам. к примеру, на открытии экспозиции: это уже будет целый праздник истории. Постепенно музейные витрины будут наполняться самыми интересными экземплярами и сохранять историю школьных событий для будущих поколений.

История. это только один предмет. А ведь есть биология, физика, химия, даже физкультура. по любому из предметов можно придумать тему и подготовить увлекательнейшую экспозицию, в которой будут принимать участие работы всех желающих учеников. Главное. начать и подойти к этому с ответственностью и любовью. И тогда ваш школьный музей может даже стать центром детского творчества.

Никто точно не знает, когда именно появилась школа в селе Чарышское. Есть лишь информация из писем, что в 1887 году она переехала в новое здание. После этого ещё два раза переезжала - в 1952 и 1978 годах. Поэтому в кабинете, где располагается школьный музей, есть три макета, скрупулёзно воспроизводящие детали трёх зданий. Ведь каждый выпускник, приходящий в музей, хочет видеть именно свою школу.

Макеты своими руками делала Людмила Анатольевна Бушуева, руководитель и основатель музея. «Знаете, я тут такой патриотизм воспитываю», - говорит Людмила Анатольевна. «Какой - такой?» - спрашиваю. «Это очень богатое, глубокое чувство», - отвечает Людмила Анатольевна и проводит неформальную экскурсию по музею.

Людмила Анатольевна Бушуева

Учитель математики, основатель и руководитель музея «История школы». Село Чарышское, Алтайский край.

Я работала учителем математики, вела классное руководство, была завучем по учебно-воспитательной работе много лет. В 1988 году мы стали готовиться к 50-летнему юбилею средней школы (наша школа стала средней только в 1939-м, первые десятиклассники выпустились в 1941 году). Стали собирать материалы по её истории, о выпускниках и учителях, у нас появилась музейная комната. У меня была задача подготовить материал об учителях-пенсионерах. Я начала ходить по их семьям, собирать фотографии, записывать биографии и оформлять альбомы. Другие заводили переписку с выпускниками разных лет, все ведь разъезжались по Советскому Союзу. Большой материал был набран, завязаны контакты, но в 1990-е всё сошло на нет.

Село Чарышское находится в 310 километрах от Барнаула, среди горных хребтов, считается труднодоступным. Население 3000 человек. (Фото А.М. Бушуева)

В 2007 году, выйдя на пенсию, я осуществила свою мечту - создала музей «История школы». Договорилась с директором, мне дали отдельный кабинет. Я осуществила своё желание, зная о безденежной ситуации, понимая, что сподвижников у меня немного. Но моё условие было такое: я ни к кому за помощью не обращаюсь, и пусть ко мне в душу никто не лезет. Ходить с протянутой рукой, ждать, что тебе кто-то чем-то поможет - я так не могу.

Деньги на развитие музея беру исключительно из «Фонда семьи Бушуевых» - то есть то, что мы с мужем сами зарабатываем. Я хоть и пенсионер, но продолжаю работать - веду математику в 10 классе. Два раза мы получали премии на уровне Алтайского края - вот и весь наш фонд.

Мой муж, Бушуев Алексей Михайлович - сам выпускник этой школы 1968 года, преподавал здесь математику. Сейчас на нём вся техническая часть по музею - сайт , оцифровка архивов, распечатка.

Но знаете, как хорошо: ни у кого не просим, ни перед кем не приходится отчитываться. И поэтому я для души всё делаю. Привлекаю, конечно, и учеников, и выпускников, и родителей, и жителей села - иначе где бы я материал набрала.

Слева: макеты школьных зданий на столах музея.

Справа вверху: Людмила Анатольевна демонстрирует пионерский горн.

Справа внизу: самый популярный стенд у выпускников посвящён директорам и завучам школы.

Как информацию собираю? Хожу по семьям, прошу старые фотографии, записываю воспоминания - об учителях, о выпускниках. В одну семью придёшь - там все фотографии по альбомам разложены, подписаны, документы в отдельных папочках собраны. В другую придёшь - фотографии как попало, с оборванными уголками, никто ничего не помнит. Но я ищу подход. Есть внучка одного старого учителя, он уже умер давно - она мне всё «спасибо» говорит, что его фотографии где-то выставляю, а сама о нём ничего рассказать не может.

Мне пишут воспоминания, дают фотографии - моя задача всё это систематизировать и оформить. У нас тут всё по папкам, в компьютере презентации, стенды по каждому разделу.

Вот это стенд, к которому все выпускники подходят в первую очередь - это наши директора и завучи. Каждый ищет «своего».

Другой раздел - это гордость наша, наши медалисты. Даже в элитных школах на таких стендах иногда пишут только фамилии. Я этого не люблю. Мне надо, чтобы было лицо. Как без лица говорить о человеке? Я всё так собираю - чтобы была фотография и аннотация к ней. Первая медаль была в 1965 году. До этого, я изучила по журналам, тоже на одни пятёрки заканчивали школу, но медали почему-то не выдавались.

Я стараюсь выяснить, кто из этих медалистов куда поступил и чем дальше занимался. Оправдали они медаль или не оправдали? Как устроились в жизни? И в основном у них всё хорошо.

У них у всех добрые, открытые лица - они действительно хорошие. Почти все потом поступают в вузы, находят в городе работу по специальности. Мальчишек среди медалистов теперь маловато, но, как я им всегда говорю, в школе не хотят учиться, а в Думе потом сидят.

Есть у нас ещё «Книга почёта» - в неё вносятся выпускники, которые на золотую медаль не вытянули, но имели всего 2-3 «четвёрки», например, и активно себя проявляли. Мы такую «Книгу» завели в честь одного нашего ученика, отличного парня - он и учился хорошо, и спортсменом был, но трагически погиб в автокатастрофе за полгода до выпуска.

Ещё один раздел музея - «Знаменитые выпускники школы». Здесь разных годов выпускники, мы разыскиваем их, общаемся. Вот Хабаров Станислав Николаевич - знаменитый академик, садовод. Это его книжка - «Почвозащитные работы», - а другая книжка уже о нём. Был у нас один артист кино, выпускник 1948 года, Лемар Бурыкин, он в «Педагогической поэме» снимался. Нина Ивановна - доцент в Череповце. Умерла вот месяц назад. Николай Алексеевич Епанчинцев - лётчик гражданской авиации. Заслуженный строитель Российской Федерации - Евгений Москвин, он проектировал и строил здание кинотеатра в Чарыше. Да, у нас был кинотеатр, здание до сих пор стоит.

Вот книги Тимура Назимкова. Это печальная история. Он сын нашей выпускницы, вон она, четвёртая в «Знаменитых выпускниках». Он мало прожил, всего 23 года. Был творческой натурой, писал стихи и прозу. У него был сложный характер и мироощущение такое, знаете… Всё видел в чёрном свете. И в конце концов наложил на себя руки. А мать все его произведения собрала и издала несколько книг. Это в 80-е годы было, как раз период, когда началась вся эта политика, когда к распаду всё шло.

А это воспоминания выпускницы 1943 года, отличницы, Клары Иосифовны Шутто. Они потом были изданы отдельной книгой к 75-летию края. В 1988 году Клара Иосифовна передала нам много экспонатов - письма одноклассников, например, которые она хранила.

Людмила Анатольевна Бушуева

Вот, любовь. Люди смеются надо мной, а мне это интересно - что люди в школе дружили и до сих пор вместе. Нахожу эти семейные пары, как их жизнь сложилась.

А бывает так, что дети, которые сейчас учатся в школе, открывают что-то о своей семье именно в музее. Ведь во многих семьях не всегда идут на разговор, всё некогда и некогда. А здесь есть возможность поговорить не спеша.

Я сама из села Сростки, это родина Василия Шукшина. Моей учительницей была его троюродная сестра, Надежда Алексеевна Ядыкина, которая после смерти писателя организовала в сельской школе первый музей в его честь. И вот как-то я приехала в родную школу и озадачилась: почему здесь только о Василии Макаровиче информация и ни слова о нас, других выпускниках? И подумала, что в Чарышской школе должно быть хоть что-то о каждом.

Я решила, что надо вывесить в коридоре фотографии всех выпусков нашей школы, чтобы все тут были. Сначала боялась - а вдруг ребятишки начнут рисовать на них, портить? Но всё оказалось нормально.

Я с открытием музея стала замечать в ребятишках гордость за свою школу, за свою семью. Они, знаете, как гордятся, что их родители здесь учились. Когда мы фотографии вывесили в коридоре, они ищут: где там мама, где папа. Здесь всё, начиная с 41 года, и до нашего времени. В этом году выпустятся дети - и тоже окажутся в нашей летописи.

Когда мы начали музей оформлять, к нам люди заходили и говорили: «Ничего себе! Сроду не думал, что у нас такая хорошая школа, такие у нас учителя!»

Когда всё обыденно - мы привыкаем к этому и ничего не замечаем. А здесь-то хотя бы в единицах я выношу тот, другой портрет, они почитают - и у них уже складывается образ. И вот эта гордость за школу - у них она сейчас очень хорошо воспитывается. Не надо слов никаких лишних.

Я потом различные беседы и классные часы провожу именно на основе местного материала. Мне не надо идти в интернет. В 2013 году мы стали инициаторами проведения акции «Бессмертный полк» в Чарышском. Это в городе каждая семья сама печатает портреты своих дедов, а у нас тут, я понимала, нужно мне всё организовать. У нас богатый материал собран по всем участникам войны из села - это отдельная часть экспозиции. И вот мы с Алексеем Михайловичем сами фотографии распечатали, сами заламинировали (ламинатор пришлось купить, вот так у нас постепенно техника появляется), раздали ученикам-потомкам. И вот уже четвёртый год «Бессмертный полк» когда проходит - на следующий день в актовом зале мы детей собираем и показываем фотографии с этого шествия. И они смотрят на себя во всём этом действии, на свою семью, гордятся.

Мне кажется, что бесполезно о величии Родины рассказывать, перечисляя исторические вехи. Надо привязывать своё: а как твоя семья через это прошла? А что в твоём селе в это время происходило?

Не надо слов. Без слов, дети видят вот эти вот все фотографии в коридоре, сюда они придут - они понимают, что это надо ценить и что надо это пополнять и самому вносить вклад.

И вносят. Участием в различных конкурсах, спортивной жизнью, хорошей учёбой. Они тоже хотят попасть в музей.

Вот интересный экспонат: это вещи выпускника 1956 года, Малахова Сергея Васильевича. Проживает в Курске. Мастер спорта - лёгкая атлетика и лыжи. Очень жизнелюбивый человек. Ему под восемьдесят, так он только год как не ведёт уроки физкультуры - до этого работал в интернате для «трудных подростков». Но с каждой пенсии откладывает помаленьку, чтобы летом сюда приехать. Друзья его, более состоятельные, поедут в Италию, в Венецию - а он сюда.

Привёз в 2012 году о себе материал - все награды, грамоты. «Зачем?» - спрашиваю. Он говорит: «Пока я живу, в Курске хоть маленько кто-то меня знает. А умру - уже никому никакого дела не будет. А здесь ты постоянно проводишь экскурсии, хоть на минуточку сюда заглянешь - и про меня вспомнишь». Оно, правда, так и получается.

Фотографии: Екатерина Толкачёва, село Чарышское, март 2017