Образовательный портал. Значение сказок в жизни ребенка

Заявка на участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Отличник просвещения»

Сведения об участнике нужно впечатать в приведенную ниже таблицу. Необходимые пояснения по этим пунктам приведены под таблицей (пункты под таблицей заполнять не нужно).

Номинация

Фамилия, имя и отчество участника

Наименование образовательного учреждения (с указанием населенного пункта)

Тема (название) работы)

Регион

Электронный адрес

(Да или Нет)

Исследовательская работа

Иванова Мария Александровна

МБДОУ детский сад № 394

г. Самара

Роль народной сказки в развитии и воспитании детей

Самарская область

[email protected]

Роль народной сказки в развитии и воспитании детей

    Введение. Сказка как жанр русского фольклора.

    Роль народной сказки в развитии и воспитании детей.

1. Фольклор – универсальная педагогическая система

развития и воспитания детей.

2. Сказки – художественный способ познания мира

ребёнком.

3. Познавательное и воспитательное значение сказок

о животных.

4. Волшебные сказки – уроки торжества добра.

5. Бытовые сказки – школа подготовки детей к взрослой

    Заключение. Народная сказка и художественная

литература.

ВВЕДЕНИЕ.

Сказка как жанр русского фольклора.

Что такое сказка? На первый взгляд может показаться, что вопрос этот совершенно праздный, что это всякому известно. Такие взгляды высказывались даже в науке. Финский учёный Х.Хонти пишет: «Одностороннее определение всем известного понятия является, собственно говоря, излишним: каждый знает, что такое сказка, и может чутьём отграничить её от так называемых родственных жанров – народного предания, легенды и анекдотов». Можно отметить, что и А.Н.Веселовский, труды которого о сказке составляют целый том, ни разу не дал своего определения сказки. По утверждению В.Я.Проппа: «1)сказка признаётся повествовательным жанром (баять – сказывать, рассказывать); 2) сказка считается вымыслом».

А.С.Пушкин писал в 1824 году из Михайловской ссылки: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Но великий поэт не просто слушал по вечерам сказки Арины Родионовны; он был одним из первых, кто стал записывать их, а позднее создал свои знаменитые сказки-поэмы.

В моей жизни сказки занимают большое и важное место. Именно с ними связаны первые воспоминания о детстве; именно они до сих пор помогают верить в чудеса и, значит, надеяться на лучшее. Сказки в мир нашей семьи вносят добро, понимание, тепло. Больше всего любила я вечера, когда мама – учитель литературы – читала, готовясь к урокам, сказки вслух. Тогда затихал даже мой старший брат, мы с ним усаживались под бочок мамы и забывали обо всём на свете.

Я уверена, что в воспитании людей добрыми, милосердными, честными сказка играет самую важную роль. Тот, кто «вырос на сказках», никогда не совершит подлость, сохранит оптимизм в самые тяжёлые минуты жизни, потому что народная сказка – лучший учитель. А это значит, что изучение сказок остаётся актуальным, необходимым направлением работы в современной школе. Цель моей работы – показать роль народной сказки не только в воспитании, но и в развитии детей.

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРНОЙ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

1. Фольклор – универсальная педагогическая система развития и воспитания детей.

Устная народная литература потому и называется устной, что веками, из поколения в поколение передавалась из уст в уста , хранилась лишь в памяти народа. Мировая литература не знала бы ни «Илиады», ни «Одиссеи» Гомера, ни исландских саг, ни русских сказок и былин, если бы они не были записаны, собраны. В России такими первопроходцами-собирателями фольклора были А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Н.М.Языков, В.И.Даль, А.Н.Кольцов. Первый свод народных русских сказок собрал и издал в 1855 – 1863 годы А.Н.Афанасьев. Точно так же впервые были собраны и изданы в XIX веке образцы детского народного творчества, загадки, исторические песни, причитания и другие жанры фольклора. Этот век по праву называют золотым , имея в виду высочайшие достижения литературы. Он был золотым и для собирания, изучения, издания русского фольклора.

Само слово «фольклор» в более точном переводе с английского означает народоведение, народознание . Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а значит – самого себя. Недаром тех, кто отрывается от своих корней, сам народ называет «Иванами, не помнящими родства».

Но фольклор – это не только одна из форм литературы (устной, безымянной). Фольклор – основа основ воспитания и развития детей. Это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. И не просто отобрали как сумму неких методических приёмов, а облекли их в художественную форму.

Фольклор – это художественная педагогика! Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства (слова, музыки, танца), которую ещё только пытаются осуществить некоторые экспериментальные студии и школы искусств. В фольклоре всё это заложено изначально. Народная педагогика попросту не знает иных методов и форм, кроме эстетического, художественного воспитания.

В фольклоре первые месяцы и годы имеют значение едва ли не больше, чем вся последующая жизнь. Ни одна система воспитания, кроме фольклорного, не берёт за основу тот самый «критический период развития» ребёнка, в котором, как утверждают специалисты, и «происходит решающая закладка звуковой информации». Решающая – на всю жизнь!

Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек, потешек. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.

А, баю,баю,баю,

Сидит ворон на краю

И играет во трубу.

Звонко трубушка играет,

Сон и Дрёму нагоняет.

Спи, доченька, усни,

Угомон тебя возьми.

С первых же минут своего земного бытия ребёнок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде.

О магическом значении детского фольклора многие даже не подозревают. А ведь «Ладушки, ладушки, где были – у бабушки», «Сорока-сорока, где была? – Далёко» - это наилучший способ координации движения, детской гимнастики (древнейшая аэробика), как скороговорки – развития речи, устранения её природных недостатков (древнейшая логопедия), где всё основано на ритме, на поэтическом слове.

«Идёт коза рогатая», детские игры – это уже следующая ступень народного художественного многоуровнего воспитания. А в результате – незаметно и ненавязчиво – уже к двум-трём годам ребёнок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошёл необходимую поэтическую и музыкальную школу, получил представление о ритме и рифме.

Фольклор – это ещё и постижение языковых богатств живой народной речи. Мы не должны забывать, что фольклор – устная, а не письменная литература. Известный фольклорист А.И.Никифоров писал по этому поводу в 1927 году: «Произведения народной словесности – не литература, которая пишется писателем молча за столом. Наоборот, сказка, песня, былина и т.п. прежде всего произносятся. Текст сказки без учёта его исполнения – труп. И изучение этого текста даст понимание анатомии сказки, но не жизни сказочного организма».

2. Сказки – художественный способ познания мира ребёнком.

Фольклор закладывал основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Почти все детские сказки основаны на нравоучении. Сказочный дидактизм начинается с первых же незамысловатых сюжетов о животных, он есть и в бытовых, и в сатирических, и в волшебных, и в богатырских сказках. При этом воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. Сказки – художественный способ познания окружающего мира. Не случайно их называют народной педагогической энциклопедией. Но эта энциклопедия – художественная, воплощённая в образах, сюжетах. Любое нравоучение достигается здесь ненавязчиво, как бы само собой. Такая скрытая назидательность заключена почти во всех детских сказках, смысл которых порой предельно прост: нельзя без спроса выходить на улицу, нельзя пить из лужицы, нельзя быть жадным... Но ребёнок даже не подозревает, что в «Гуси-лебеди», в «Сестрице Алёнушке и братце Иванушке» ему внушаются все эти педагогические табу.

Психология детей, основные законы детской логики и восприятия – всё это учтено в фольклоре, обобщающем педагогический опыт народа. Даже чувство страха использовано в сказках-страшилках как одна из форм воспитания чувств. Детские «страшилки» - древнейший фольклорный жанр. Слушая такие сказки-страшилки «о мертвецах, о подвигах Бовы», засыпал юный Пушкин, ими заслушивались мальчишки в тургеневском «Бежином луге». Не говоря уже о том, что «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть» Н.В.Гоголя, «Русалка», «Жених» А.С.Пушкина, «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова, как и многие другие произведения так называемой «неистовой» школы русского и европейского романтизма (литература «ужасов» своего времени), основывались на подобных же народных страшилках-сказках. Преодоление чувства страха, по мнению психологов, тоже входит в систему педагогического воспитания.

Ко всем перечисленным особенностям фольклора необходимо добавить ещё одну. Фольклор – не только самая национальная, но и самая интернациональная форма искусства. Почти все сказочные сюжеты относятся к числу «бродячих», совпадающих в фольклоре многих стран и народов. В узбекских, татарских, сербских, скандинавских сказках есть свой «Колобок», как и в литовских, шведских, испанских – своя «Репка», в португальских, турецких, индийских, арабских – своя «Царевна-лягушка». И Емеля, и Алёнушка с братцем Иванушкой, и Снегурочка, и Крошечка-Хаврошечка – все эти сказочные образы тоже совпадают. Причём совпадения бывают подчас настолько разительны, что не оставляют, казалось бы, никаких сомнений в заимствованиях. Так, например, в русской сказке Иванушка взывает у пруда:

Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

А сестрица Алёнушка отвечает ему:

Иванушка-братец!

Тяжёл камень ко дну тянет,

Люта змея сердце высосала!

В итальянской сказке этот диалог братца и сестры выглядит так: «Сестрица моя! Ножик наточен, котёл готов, меня хотят зарезать». – «Братец мой! Я в глубине колодца, не могу тебя защитить». В немецкой: «Ах, сестрица, спаси меня! Собаки хозяина гонятся за мною». – «Ах, братец, потерпи! Я лежу на глубоком дне. Земля – моё ложе, вода меня покрывает. Ах, братец, потерпи! Я лежу на глубоком дне».

Подобных примеров можно привести немало, но они свидетельствуют не о заимствованиях, а о совпадениях жизненных и исторических ситуаций: все матери мира убаюкивают и пестуют своих детей одинаково, все богатырские поединки, встречи с «неузнанными» детьми, братьями, сёстрами совпадают, как совпадают решения одинаковых арифметических задач вне зависимости от того, где эта задача (дважды два – четыре) решается: в Африке, Китае, России, Америке или Индии.

Эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание – всё это заключено в фольклорной сказке, в педагогическом и творческом гении народа.

3. Познавательное и воспитательное значение сказок о животных.

В современной школьной программе народные сказки делятся на три вида: о животных, волшебные и бытовые. Следует остановиться на огромной воспитательной и развивающей роли каждой из этих групп.

Сказки о животных возникли на очень ранней стадии развития человеческого общества и сначала имели чисто практическое, жизненно важное значение для человека. Они представляли собой рассказы древних охотников, звероловов, рыбаков о действительных событиях, происшедших с ними, и были незамысловатыми повествованиями о наиболее примечательных повадках зверей, птиц и рыб. Наряду с реальными чертами эти рассказы несли на себе отпечаток связи с древними формами сознания людей далёкого прошлого – одушевлением природы (анимизмом), убеждённостью в происхождении того или иного человеческого рода от какого-нибудь животного или даже растения (тотемизмом) и, наконец, верой в возможность волшебного (магического) воздействия на различные явления окружающего мира. На первых порах эти рассказы не были иносказательными. Постепенно знания людей об окружающем их мире расширялись, вера в сверхъестественные силы терялась, а власть над природой росла.

С утратой наивного отношения к природе, преклонения перед животными в этой жанровой группе всё чаще проявляется новый, иронический подход к персонажам данных повествований. Образы многих животных изображаются не только страшными, но и смешными. С той поры образы зверей, рыб, птиц используют как иносказания для обличения изъянов и слабостей человека. Рассказы о животных становятся настоящими сказками.

Каждый из персонажей сказок о животных воспроизводили какие-то строго определённые свойства, присущие отдельным людям. Так, например, самый сильный лесной зверь центральной части России – медведь – был воплощением хищного, не ограниченного властью человека; волк символизировал ханжество и жестокость в сочетании с умственной ограниченностью; лиса олицетворяла обман, изворотливость и вероломство; заяц и мышь – слабость и боязливость; петух – доверчивость и храбрость; сокол – смелость и нравственное величие; коршун – жадность и свирепость; ёрш – находчивость и изворотливость и т.д. Обнажая отношения людей, сказки о животных осуждали человеческие пороки.

В наше время сказки о животных по-прежнему имеют большое познавательное и воспитательное значение, так как не только не только знакомят детей с особенностями поведения и характерными повадками различных зверей, птиц и рыб, но и несут большую воспитательную нагрузку. Популярная сказка о репке, например, говорит о роли коллектива; сказка о коте, петухе и лисе – о силе дружбы; сказки «Мужик, медведь и лиса», «Лиса-повитуха» и др. осмеивают излишнюю словоохотливость, несообразительность, абсурдность поведения некоторых персонажей.

Русские сказки о животных довольно несложны по строению, часто невелики по объёму. Удачное сочетание их стилевого своеобразия со специфическими приёмами их исполнения (звукоподражание, использование жестов, мимики, песен) позволяет ненавязчиво учить ребёнка различать хорошее и плохое, добро и зло, правду и ложь, развивать умение узнавать животных по звукам, которые они издают, по внешним признакам и повадкам.

4. Волшебные сказки – уроки торжества добра.

Волшебные сказки своим появлением обязаны трудовой деятельности человека далёкого прошлого. Преодолевая силы природы, люди не просто хотели познать окружающий их мир, они мечтали об облегчении своего труда, о превращении безлесных пространств в цветущие сады, о чудесных помощниках из числа известных им и воображаемых животных и растений. О фантастических скоростях передвижения и о многом другом. Эти добрые мечты стали первоэлементом значительного числа волшебных сказок. Сообщаемые факты и персонажи волшебных сказок малоисторичны и с полным основанием считаются вымышленными.

Главные персонажи волшебных сказок: Иван-крестьянский или солдатский сын, царевич или королевич, Андрей-стрелец, Ясен Сокол, Емеля-дурак и другие – как правило, наделяются прекрасной внешностью, замечательными внутренними качествами, незаурядными способностями. Нередко для большей рельефности образа сказочники в начале повествования стремятся не только не показать всего этого, но и представить своего героя существом глупым, беззащитным, с отталкивающей внешностью, нелестными поступками. За это его не любят родные братья и незнакомые люди. Но наступает момент, когда главный персонаж, на удивление всем, коренным образом меняется: он легко решает самые сложные задачи, без труда побеждает многих врагов, справляется с любым делом и, как вознаграждение за всё доброе, получает несметные богатства да ещё девицу-красавицу в жёны. По справедливому замечанию М.Горького, сказочный герой, «презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда – победитель всех жизненных невзгод...»

Важное место в волшебных сказках занимают близкие к главному персонажу женские образы: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Лебедь Захарьевна, Марья Моревна, Синеглазка, Настасья-золотая коса. Каждой из них, наряду с характерной для представителей слабого пола женственностью, присущи неиссякаемая активность, творческая энергия, жизнелюбие, незаурядная смекалка и невиданная сила. Рядом с ними представлены и нежные образы терпеливых, скромных, необоснованно преследуемых, но позднее по заслугам вознаграждаемых женщин типа падчерицы, сестрицы Алёнушки, Снегурочки, Золушки и других. Чем-то близкие по своей судьбе к образу гонимого всеми Ивана, эти героини вызывают глубокое сочувствие слушателей.

Героям волшебных сказок в успешном решении задач большую помощь оказывают реальные и фантастические животные (Сивка-бурка, свинка-золотая щетинка, кот-баюн, серый волк, утка, орёл, щука и др.), а также существа и предметы, наделённые сверхъестественными качествами («дядьки», «старушки задворенки», Объедало, Слухач, печка, речка-молочные берега, яблоня и т.п.). Большое значение в сказках имеют чудесные предметы и диковинки, которые нередко выполняют очень ответственные задачи: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, меч-самосек. Примечательны и различные «неисчерпаемые» предметы: скатерть-самобранка, шапка-платилка, сумочка-котомочка, а также волшебные шапка-невидимка, молодильные яблоки, живая и мёртвая вода.

Чудесными вещами и диковинками в сказках бывает очень трудно завладеть, и на своём пути к ним герой вступает в конфликт с теми, кто олицетворяет в волшебных сказках тёмные, враждебные силы. Среди них – завистливые и хитрые братья и сёстры, несправедливые и жадные цари и купцы, Баба-яга, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Змей Горыныч, Чудо морское, Горе. Все они являются воплощением бесчеловечности, вероломства, свирепости, силы, уничтожающей всё хорошее и светлое в жизни.

Но враги героя, несмотря на их чудовищную силу и фантастическую живучесть, в конце концов оказываются побеждёнными, в финале сказки добро торжествует над злом.

Воспитательное и развивающее значение волшебных сказок в том и состоит, что они учат преодолевать любые препятствия в достижении поставленной цели, оставаться жизнелюбивыми даже в самых тяжёлых ситуациях, верить во всепобеждающую силу добра.

5. Бытовые сказки – школа подготовки детей к взрослой жизни.

Бытовые сказки появились значительно позже волшебных и сказок о животных и были прочно связаны с повседневной жизнью народа. В них почти не встречается ни фантастических условий, в которых действуют персонажи, ни чудесных дел героев, ни сверхъестественных помощников. В этих сказках всё происходит в обыденной, нередко деревенской, обстановке, главными персонажами обычно являются землепашцы, плотники, сапожники, солдаты, просто мужики.

Среди бытовых сказок можно выделить темы, связанные с показом личных и семейных отношений, с рассказом о делах мудрых и находчивых людей и некоторые другие. В сказках о семейно-личных отношениях речь идёт о женитьбе или выходе замуж основных героев повествования, о супружеских взаимоотношениях, о перевоспитании мужьями нерадивых и непокорных жён, о неумении и нежелании жён вести домашнее хозяйство. В этих сказках высмеиваются супружеская неверность, измена, обман.

В группе сказок о мудрых и находчивых людях особое место занимают многочисленные варианты произведений о поражающих своим умом девочке или девушке, о не теряющихся в любой обстановке солдате или крестьянине. Эти сказки очень ярко раскрывают внутреннее благородство, умственное превосходство простого человека над господами. Главные герои таких сказок могут выйти из любого затруднительного положения, способны выполнить такие задания и ответить на такие вопросы, которые оказываются не под силу богачу. И вместе с тем эти герои готовы от души посмеяться над глупым хозяином, плутоватой старушкой, весьма недалёким генералом. Изображая в сказках всё то положительное, что присуще обычным труженикам, сказочники с нескрываемым удовлетворением показывают их превосходство над господами. Оно неизменно проявляется в торжестве разума, справедливости, умелом преодолении героем любых враждебных сил.

Повествуя о взаимоотношениях простого народа с классом имущих, сказочники нередко выдают желаемое за действительное. Забитый, бесправный крестьянин в этих сказках неизменно выходит победителем. Он прекрасно видит и умело использует каждый из недостатков своего барина. Мужик не просто смеётся над пороками господ («Барин и мужик», «Солдат и барин», «Барыня и цыплятки»), но и различными способами карает своих противников («Сердитая барыня», «Барин и плотник», «Про нужду»). Причём крестьянин действует против барина не с помощью чудесных «сонных капель», а самым реальным способом – трижды избивает барина, угоняет его тройку лошадей, забирает у барыни деньги да ещё свинью с поросятами.

Характерной особенностью бытовых сказок является то, что в них народ, бичуя пороки, присущие отдельным людям: лень, упрямство, неряшливость, жадность и глупость, - вместе с тем показывает то лучшее, что характерно для людей труда: блестящий практический ум, незаурядную смекалку, умение хорошо выполнять любую работу. Понятно, что бытовые сказки готовили детей к взрослой жизни, показывали её сложности и трудности и в то же время убеждали в силе ума, смекалки, смелости и хитрости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Фольклорная сказка и художественная литература.

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны, не замечаешь и того, как с их помощью многому учишься. Велико значение русских народных сказок в воспитании и развитии детей. Впитав в себя многовековой опыт человека, отразив его мысли и надежды, сказки учат и наставляют людей, будят их сознание, заставляют серьёзно задуматься над важными проблемами современности. Решительно высмеивая человеческие пороки, русская сказка всегда славила доброе и светлое, что было на земле. Всё сказанное выше подтверждают и результаты опроса, проведённого среди воспитанников нашей группы в детсаде, лишь 1 из которых утверждает, что не любит сказки. Ребята считают, что народные сказки учат добру, смелости, справедливости, трудолюбию, честности, мудрости (именно в такой последовательности сложилось процентное соотношение). Они уверены, что в сказках самые добрые герои те, кто слабее, кого обижают. Не нравятся им герои злые, жадные, бездушные, завистливые, коварные, несправедливые, хвастливые, нечестные (Кощей – 68%, баба Яга – 29%). И все опрошенные (даже тот, который не любит

Не случайно к произведениям сказочного фольклора, к его героям часто

обращалась художественная литература. Силу фольклорного слова чувствовал А.С.Пушкин. Отсюда особое внимание поэта к форме и стилю народной сказки, которое проявило себя уже в образах его ранней поэмы «Руслан и Людмила». Позже в сказках о царе Салтане, о золотой рыбке, о попе и работнике его Балде Пушкин, по утверждению Т.Ф.Курдюмовой, «вступит в прямое поэтическое «соперничество» с фольклорными оригиналами».

Линию творческого взаимодействия фольклора и литературы продолжают М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой. Особую красоту и одушевлённость повседневной жизни видит в народных сказках Н.В.Гоголь. Взаимодействие литературы XIX века и фольклора развивается по направлению от использования отдельных элементов к изображению развёрнутых картин крестьянской жизни и народных духовных идеалов. Важным рубежом в этом движении становится творчество Н.А.Некрасова, в стихотворениях и поэмах которого разрабатывается тема «народного счастья».

Устное народное слово тонко чувствовал Н.С.Лесков, вслед за которым сказовую обработку используют А.Ремизов, Б.Пильняк, А.Платонов. Обращение всех названных авторов к стилевым канонам фольклорной сказки связано со стремлением передать глубинные смыслы, искони присущие национальной культуре, использовать её великую воспитательную и развивающую силу.

Список литературы.

    Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. – М., 1977.

    Восточнославянские волшебные сказки. Составитель Т.В.Зуева. – М., 1992.

    Литература народов России. – М.: Дрофа, 2002.

    Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. М., 1977.

    Нугайбекова М.А. Пословицы и поговорки как средство формирования компетенций. Самара, 2005.

    Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Составитель Ю.Г.Круглов. – М., 1990.

    Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1 – М.: Дрофа, 2002.

Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из глубины веков. Многие образы волшебной сказки сложились в относительно недалеком прошлом. В каждую новую эпоху волшебная сказка располагала определенным фантастическим материалом, который поколения передавали от старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции.

Русским народом создано около ста пятидесяти оригинальных волшебных сказок, но еще нет их строгой классификации.

Волшебные сказки -- конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.

Сказки как отдельные явления искусства можно сравнивать лишь по существенным историко-фольклорным, идейно-образным признакам.

Народ понимал, что не чудесами добиваются справедливости, что необходимо реальное действие, но вот вопрос -- какое? Сказки не дают ответа на этот вопрос. Сказочники волшебным повествованием хотели поддержать само стремление народа к справедливости. Благополучный исход сказок несомненно носит утопический характер. Он свидетельствовал о том времени, когда народ мучительно искал выхода из трагических социальных условий.

В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.

В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них -- характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Русская красота и нарядность отличают язык волшебной сказки. Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. В сказке идет речь о темной ночи, о белом свете, о красном солнышке, о синем море, о белых лебедях, о черном вороне, о зеленых лугах. Вещи в сказках пахнут, имеют вкус, яркий цвет, отчетливые формы, известен ма-териал, из которого они сделаны. Доспехи на герое словно жар горят, вынул, говорится в сказке, он свой острый меч, натянул тугой лук.

Волшебная сказка -- образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.

Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отразились жизнь народа, его характер. Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история.

Сказочная фантастика имела реальное основание. Всякое изменение в жизни народа неизбежно приводило к изменению содержания фантастических образов и их форм. Однажды возникнув, сказочный вымысел развивался в связи со всей совокупностью существующих народных представлений и понятий, подвергаясь новой переработке. Генезис и изменения на протяжении веков объясняют особенности и свойства вымысла в народной сказке.

Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна, и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет сказка в народной жизни.

МОУ «Краснощековская средняя (полная)

общеобразовательная школа №1»

Отражение национального сознания через образы народных сказок

Исследовательская работа

Леонова Екатерина 9 «А» класс

Научный руководитель:

Давыдова Г.М., учитель

русского языка

Краснощеково

Глава I. Роль сказки в жизни людей……………………………………………………………...5


  1. О соборности русского народа…………….………………………………………………….…5

  1. Соборность в русской народной сказке «Теремок»……………………....6

  2. Соборность в русской народной сказке «Репка»…………………………….7

  1. Индивидуализм русского народа………………………………………………………………8

  1. Индивидуализм в русской народной сказке «Волк и семеро козлят»………………………………………………………………………………………… ……8
Глава II. Опрос среди учащихся КСШ №1…………………………………………………..10

Глава III. Сопоставление русских сказок с зарубежными……………………………11


    1. Сравнение русской народной сказки «Колобок» и японской сказки «Как заяц море переплыл»………….………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………………………..13

Список использованных источников и литературы…………………………………….14

Приложение………………………………………………………………………………………………….15

Введение

Социологические исследования, проведенные в России в последние несколько лет, показали, что новые экономические и политические условия влияют на национальное сознание, изменяют менталитет русского народа: от традиционной соборности мы отходим в сторону западного индивидуализма. Некоторые московские социологи утверждают, что этот процесс идет в России повсеместно, особенно активно участвуют в нем молодое поколение и что о прежних национальных духовных ценностях, таких как: народное единство, долг перед родиной - скоро придется забыть.

В своей работе я выдвигаю гипотезу, что данное утверждение может быть и то только частично верным для населения столичных городов-мегаполисов, в то время как на большей части территории нашей страны, в так называемой глубинке, подобное заявление преждевременно и ошибочно.

Цель моей работы доказать, используя отношение учащихся нашей школы к русским народным сказкам, ошибочность этого утверждения. Я думаю, что, неосознанно отдавая предпочтение сказкам, где главные герои объединяются, чтобы совместными усилиями добиться успеха, школьники следуют традициям, идее русской соборности, общинности, единства, когда правила «за общее дело стой смело», когда выражение «всем миром» исключает не только возможность, но и саму мысль отказаться от личного участия в деле для пользы родины, без корыстного расчета.

Объектом исследования являются русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят».

Предметом исследования являются главные действующие лица перечисленных сказок и субъективное отношение к ним молодых россиян, проживающих в селе Краснощеково, Алтайского края, которые находятся далеко на периферии от любого крупного города нашей страны.

Национальное сознание формировалось столетиями и имеет тысячелетнюю историю. Его изменение, безусловно, отразится на государственном устройстве в целом и на жизни каждого гражданина в отдельности. Поэтому задуматься о том, что с нами происходит: сохраняем ли мы в своем сознании то, чем всегда был силен русский народ, или заменяем традиционные ценности напрежде чуждые русским людям, сейчас особенно актуально.

Задача исследования: определить, ушла ли соборность русского народа.

Поставленная задача решалась с помощью:


  • Анализа научно-популярной литературы;

  • Социологического опроса школьников;

  • Сравнительного анализа русских народных сказок;

  • Сопоставительного анализа русских народных сказок с зарубежными.

Глава I

Роль сказки в жизни людей.

Сказка – это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир не только детской души, но и взрослого человека.

Все люди делятся на людей, живущих сказкой, и людей, живущих без сказки. И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье по-младенчески вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и по-младенчески внимать ответам его первозданной доисторической философии. Такие люди живут в «ладу» со своей национальной сказкой. Согласно чудесному и мудрому совету Лескова: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого ее не будет под старость!»

Великий психолог Карл Юнг говорил: «Сказка – это кодовый язык, шифр нации. И если она глупит, то нарочно. Потому что должна быть общедоступной».

Сказок было бесчисленное множество. Но до нас дошли лишь те, которые прошли тщательную проверку временем. Если сказка тысячелетиями передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и почти в первозданном виде дошла да нас, людей XXI века, значит, она несет в себе некое глубокое знание.


    1. О соборности русского народа
Соборность - одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия.

Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения народов вынужден был использовать, прежде всего, насилие. Католические страны, обладали единством без свободы, а протестантские - свободой без единства.

Россия сумела создать органичное сочетание единства и свободы, в условиях которого почти каждый русский был строителем великой державы не за страх, а за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись русские люди - Бог, Царь, Родина, или, как это звучало в массе, за Бога, Царя и Отечество.

Соборность, одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском учении о Церкви, которое присутствует в Никейском Символе веры: “Верую во святую, соборную и апостольскую церковь”. Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни.

Таким образом, известная формула “Православие, Самодержавие, Народность” возникла не на пустом месте, а отражала соборные ценности русского народа, возникшие еще в глубокой древности.


  1. Соборность в сказке «Теремок»
По мнению ученых, сказки о животных – наиболее ранний жанр. Каждое животное вызывало у людей свой ряд впечатлений, и это разрабатывалось в вариантах сказки ее разными исполнителями. Каждый зверь получал какую-то особую характеристику. Например: «лягушка-квакушка», «зайчик-побегайчик», «лиса Патрикеевна» или «лисичка-сестричка».

В русских сказках стоит задача выживания не личного, а «кустового». И поэтому герой помогает всем. А затем ему помогают справиться с серьезной проблемой то медведь, то лисица, то лягушка. Это можно проследить и на примере русской народной сказки «Теремок». Нашла мышка домик, поселилась в нем, прискакала к ней лягушка, вместе жить стали и т. д. Вместе жить тесно, а врозь скучно. Всем помогли, только домик не выдержал этой гостепреимчивости и рухнул. Но потом герои всем миром построили новый, лучше прежнего, где всем хватило места.

Как здесь не вспомнить образование Руси, которое относится к 882 году, когда новгородцы завевали Киев, и произошло объединение северной и южной территорий. Киевская Русь объединила полтора десятка племенных союзов (полян, северян, деревлян, вятичей, кривичей, словян и др.), их стали называть русами (а также русичами, росами). Они не были едиными по происхождению, но, сохраняя память о своем «роде-племени», сумели создать сильное государство, способное противостоять набегам кочевников.


  1. Соборность в сказке «Репка»
По мере исторического развития стали появляться сказки с прирученными домашними животными и птицей. Животные, которые повседневно окружали славян, сделались персонажами их сказок: собака, кот, петух, лошадь и т.д. Вскоре в сказки вошел и сам человек, как полноправный участник событий.

Давайте попробуем разобраться в русской народной сказке «Репка». О чем она?

Посадил дед репку. Если вспомнить выражение «сеять разумное, доброе, вечное», то можно сказать, что речь идет о какой-то идее, важной полезной, необходимой многим. Но реализовать задуманное одному не возможно. Требуется помощь всех без исключения, поистине «всем миром». И если про бабку, внучку, Жучку и кошку все понятно: подчиняются главе семьи деду, то о мышке стоит сказать подробнее.

В мифологическом сознании народов существует связь между мышью и музой. Есть созвучие даже в словах «мусса» и «мюс» - мышь. В Древней Элладе существовал культ Аполлона Мышиного, повелителя мышей. Сравним с Аполлоном Мусагетом – предводителем муз.

Не только у греков, но и у других народов с мышами связано множество верований и примет. Давно заметили, как оживляются мыши перед грозой: они «пляшут» и водят «хороводы». Это дало основание связать их с богом-громовержцем (греков с Зевсом). По поведению мышей предсказывали будущее, ворожили.

С другой стороны мыши живут в подполье, в норках. Следовательно, они дети матери-Земли. «Гора мышь родила»- это выражение когда-то имело буквальный смысл. Но есть и более глубокая связь – с преисподней, с подземным царством. Отсюда мотив оборотничества, который присутствует в народных сказках.

Вот ведь какие удивительные эти мыши. И вещие и зловещие.

Теперь ясно, почему не справились без вмешательства мышки, казалось бы, более сильны персонажи. Как здесь не прийти к выводу, что в любом великом, полезном для народа деле нельзя отказываться от помощи, откуда бы она ни пришла, а ведь иногда эту помощь не иначе как чудом и не назовешь.

Значит, в русском национальном самосознании общее дело получает помощь могучих покровителей, в каком бы образе они ни явились. Соборность народа подтверждается в такой знакомой нам сказке «Репка», о которой можно сказать: «Всем миром помогли».


    1. Индивидуализм русского народа
Русскому народу несвойственен индивидуализм. Еще со времен славянских племен жили общинами, соблюдая строгую иерархию, поэтому каждый мог чувствовать себя в безопасности: друг за друга стояли горой, любую опасность встречали плечом к плечу, любое дело делали всем миром. Поистине, «Один за всех, и все за одного». Поэтому так велико у русского народа значение семьи, дома. Отторжение, враждебность вызывает тот, кто является угрозой жизни, покою и благополучию любого, кто живет честно и правильно, согласно народным традициям.

  1. Индивидуализм в сказке «Волк и семеро козлят»
Врагом домашнего покоя в русских сказках выступает одинокий волк, то есть индивидуалист. Ради собственной выгода он готов пойти на все: подслушать песенку мамы Козы и, надеясь на удачу, пропеть ее своим толстым голосом. Когда не получилось обмануть, готов был пожертвовать своим голосом, перековав его в кузне на тоненький. Опять не получилось. Но Волк любит себя и, если он не достигнет своей цели, значит, он не уважает себя. Поэтому теперь он учит наизусть песенку Козы, поет ее тоненьким голосом и добивается успеха. У других народов на этом месте должен быть конец, но у русских зло в образе волка, не может победить добро в образе «семьи», пусть даже и козы. Вот и уцелел один козленок, чтобы рассказать маме о несчастье, чтобы назвать имя злодея. Что могла сделать коза в этой ситуации? Только плакать и проклинать того, кто погубил ее детей. И что делает волк, услышав эти проклятья? Он всякими способами оправдывается, завлекая козу прогуляться в лес. Мы не знаем, откуда взялась в лесу яма с огнем, не понимаем, почему коза согласилась на эту прогулку, но они пришли к этой яме, и Коза предложила прыгать через нее. Зато мы хорошо понимаем, почему Волк согласился прыгать. Всякий, кто думает только о себе, думает, что он самый-самый умный, сильный, хитрый, ловкий и т.д. вот волк и не сомневался в себе и поплатился за это. А семья воссоединилась и стала жить по-прежнему. Получается, что тот, кто противостоит добру в образе устоявшихся ценностей: семья, общество, традиции - всегда в одиночестве, всегда порицаем людьми. А зло будет наказано. Этому учит русская народная сказка.

Глава II

Опрос среди учащихся КСШ №1.

Для того чтобы выяснить преобладает ли среди молодых россиян, проживающих в провинции, идея соборности или уже преобладает индивидуализм, был проведен опрос. 1 В ходе опроса учащиеся 5 – 8 классов КСШ №1 отвечали на вопросы. В опросе приняли участие 73 человека

Все участники опроса знакомы с предложенными русскими народными сказками. Одна из них, «Колобок», представляет собой в лице главного героя образец мышления и поведения индивидуалиста, то есть чуждого русскому менталитету. Другая, «Теремок», является примером русской соборности.

Участникам было предложено выбрать без объяснения, понравившуюся им сказку. Исходя, из сделанного выбора можно сделать вывод, какой идее отдает предпочтение респондент.

Также участники отвечали на вопрос: «Какие виды спортивных соревнований Вы предпочитаете смотреть: Командные или индивидуальные?»

Результаты получились следующие.



Таким образом, можно сделать вывод, что среди детей, возраст которых 11 – 15 лет преобладает идея соборности, единения, общности.

Глава III

Сопоставление русских сказок с зарубежными.

Русские сказки отличаются от зарубежных.

Иностранный сказочный персонаж отправляется в путь за тем, чтобы состояться в этой жизни: получить профессию или найти клад. Это целеустремленный герой с четким вектором движения. Если кто-то попадается ему на пути, он быстро его побеждает и идет дальше к цели. Западный герой хронометрирован: все его время рассчитано так, чтобы он оказался на вершине славы и богатства. В этих сказках заложен механизм выживания западной нации. Идея личного преуспевания.

Наш же герой отправляется в путь со странными задачами, вроде пойти туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что. Либо найти человека глупее себя. Импульс его движения - самосознание. Наш герой всегда отвлекается по пути: то яблоне поможет сбросить плоды, то печи – освободиться от пирогов. Отсутствие целеустремленности при максимальной жалостливости – наша культурная установка. Но как только этот герой начинает думать только о себе, гордиться тем, что он ради себя обидел кого-нибудь, симпатия исчезает и приходит уверенность в бесславном конце пути данного героя.


    1. Сравнение русской народной сказки «Колобок»
и японской народной сказки «Как заяц море переплыл».

В русской народной сказке «Колобок» главному герою – Колобку присуща черта западного индивидуализма. Он сам решает свою судьбу: уйти от бабки и деда, самостоятельно выбирает дорожку, по которой ему катиться, с кем разговаривать, то есть он сам себе хозяин. Он возомнил себя умнее, хитрее и сильнее других, каждому встречному напевал песенку, хвастался, что от дедушки и от бабушки ушел, а от других и подавно уйдет. А сам катился, не зная куда. Поэтому совершенно понятно, что в русской сказке самовлюбленный, эгоистичный индивидуалист должен был встретить подобного себе, только более хитрого и изворотливого. Потому что подобное поведение не свойственно русскому человеку, а значит должно быть наказано. В конце сказки « самостоятельного» Колобка съедают, из-за его большого самомнения. В современном обществе можно проследить ту же ситуацию: тот, кто нарушает традиции ради сиюминутной собственной выгоды, тот, в конце концов, теряет большее.

Для сравнения возьмем японскую народную сказку «Как заяц море переплыл» 2 Ради исполнения своего желания, заяц также как и Колобок готов был на обман, притом гордился своей хитростью и ловкостью. Но его высокое самомнение подвело к беде. Огорченному эгоисту был дан шанс на исправление, который в русских сказках не предусмотрен.

Заключение

Выходит, русские народные сказки пропагандируют идею соборности и порицают идею индивидуализма. Глубинный смысл наших сказок такой: только соединившись, можно решить проблему. Это механизм русской соборности: русский обретает свое «я» в чужой судьбе.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая мной, получила подтверждение в ходе исследования сказок и опроса учащихся, проведенных мною исходя из цели моей работы.

Работая над исследованием, я многое открыла для себя, казалось бы, в таких понятных народных сказках. Я узнала, каким образом сказки отражаются на национальном характере общества. Поняла, почему нашему народу присуща идея соборности.

Список используемых источников и литературы


  • Афанасьев А.Н., «Народные русские сказки», изд-во «Художественная литература», 1957 г.

  • Афанасьев А.Н., «Поэтические воззрения славян на природу», изд-во «Индрик», 1994 г.

  • Бидерман Г., «Энциклопедия символов», изд-во «Республика», 1996 г.

  • Грачева И., ««Курочка Ряба», или Родом из сказки», изд-во «Просвещение», 2000 г.

  • Зуева Т., «Русь – Россия – русские сказки», изд-во «Просвещение», 1993 г.

  • Ильин И., «Духовный смысл сказки», изд-во «Просвещение», 1992 г.

  • Кузина С., «Дуракам везет. Это не сказки!», Комсомольская правда, с.12, 14 июля, 2010 г.

  • «Мифологический словарь», под редакцией Мелетинского Е.М., изд-во «Советская энциклопедия», 1991 г.

  • Серия «Любимые книги детства», Сказки, изд-во «Самовар», 2010 г.

  • www.hrono.info/organ/ukazatel/sobornost.php

Приложения

Приложение 1.


  1. Какие русские народные сказки вам нравятся больше всего: «Колобок» или «Теремок» («Репка»)?

  1. Когда вы смотрите спортивные соревнования, вы предпочитаете индивидуальные соревнования или командные виды спорота?
_____________________________________

Приложение 2.

Японская народная сказка «Как заяц море переплыл»

Жил на свете заяц, и было у него заветное желание - море переплыть, на далеком морском острове побывать. Но плавать зайчишка не умел, и лодки у него не было.

Думал-думал заяц и придумал. Гулял он как-то раз по берегу моря, увидел акулу и спрашивает:

Как думаешь, акула, у кого больше друзей - у тебя или у меня?

Тут и думать нечего, у меня, конечно, - сказала акула. - Все акулы в морях и океанах - мои друзья.

И сколько же у тебя друзей?

Не знаю, - задумалась акула, - много, очень много, но, сколько именно - откуда мне знать! Я их не считала.

А давай посчитаем, - предложил заяц.

Да как же мы их посчитаем? - удивилась акула.

А ты подзови акул к нашему берегу, - предложил заяц. - Раз они твои друзья, обязательно приплыть должны. Лягут акулы на волны бок о бок друг к другу, как раз до того вон острова вытянутся. Вот я их и пересчитаю.

"Ай да заяц!"- удивилась акула.

Позвала она на следующее утро всех своих друзей, легли акулы бок о бок в одну линию от берега до самого острова.

Взобрался заяц на спину акуле, постоял, подумал, а потом с одной акульей спины на другую стал перескакивать и громко считать:

Одна, две, три, четыре...

Так и считал, пока не добрался до заветного острова. А там спрыгнул на землю да как закричит:

Здорово я вас одурачил, глупые акулы! Очень мне нужно знать, сколько у акулы друзей! Я на остров попасть хотел! А вы-то и поверили!

Рассердились акулы, ринулись к острову, да заяц давно уж на земле стоит, попробуй достать его. Правда, одной акуле все же удалось схватить зайца за хвост и вырвать клок шерсти.

Уплыли акулы. Сидит заяц на камне, лапой оборванный хвост поглаживает. "Вот так дела! - думает. - Как же я теперь домой попаду? Как через море переберусь?"

А уж темнеет, страшно зайцу на незнакомом острове.

Услышал дух, хозяин острова, как горько плачет заяц, и подошел к нему:

Что ты, заяц, слезы льешь? Акул обмануть надумал? А что же вышло? Разве можно так! Попросил бы акулу, она бы тебя и так по морю прокатила! Ложись-ка спать, завтра утром что-нибудь придумаем.

Наутро дух и говорит:

Обещаешь мне никого больше не обманывать? Перед акулой повинишься?

Да, - молвил заяц.

Бери мою лодку, - сказал дух, хозяин острова, - и возвращайся домой.

Вернулся заяц домой, перед акулой повинился и с тех пор никого больше не обманывал.

1 См. приложение 2

Автор: Кусакина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ имени Карла Маркса"" г.Почепа Брянской области

Цель работы: необходимость использования сказок для формирования личности ребенка.
Задачи: - показать, как благодаря сказке формируются нравственные устои будущей личности;
- проанализировать на примере конкретной народной сказки, какие именно задатки и качества характера можно сформировать;
- предостеречь от опасности игнорирования сказок и сказочных сюжетов в деле воспитания ребенка.

Работа предназначена не только для педагогов, работающих с детьми, и воспитателей детских дошкольных учреждений, но и для родителей, которым небезразлично, какими вырастут их дети.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением со стороны школы и родителей.
В работе анализируется педагогическое воздействие сказки на ребенка: как сказка знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного, кроме того, воспитывается интерес к жизни и культуре русского народа, т.е. создаются условия для формирования основ патриотического сознания ребенка.

«О роли сказок в воспитании детей»

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…» Эти слова поэта и великого сказочника А.С.Пушкина как нельзя лучше характеризуют особенности этого самого популярного из фольклорных жанров. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек входит не только в мир чудес и волшебства, но и погружается в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления, выражают глубокие моральные идеи. Другой добрый сказочник, Корней Иванович Чуковский, писал: «Цель сказки – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
С древнейших времен люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага для того, чтобы каждый член племени (особенно юный) мог успешно выжить. Рассказывание сказок было древнейшей практической психологией. Сказка появилась не случайно. Она – результат слияния фантазии и жизненного опыта миллионов людей. Возможно, многие сказки были написаны после того, как человек разрешил свои проблемы, личные или общественные.
Благодаря сказке ребенок (да и взрослый тоже) может найти ответ на интересующий его вопрос, сформировать свои взгляды на жизнь, понять основные ошибки своего поведения и сделать из этого выводы. В процессе выслушивания и понимания сказки человек формирует жизненные принципы, от которых зависит сценарий его жизни. В сознании ребенка остаются важнейшие эпизоды сказки, которые помогают формировать жизненные ценности, способ мышления, различение важнейших нравственных категорий: добра и зла, справедливости и несправедливости, красоты и безобразия. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру . Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!». Для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Например, в 2,5 – 3 года сказки типа «Репка», «Теремок». Они коротенькие и построены на повторах фраз, что важно для маленького ребенка, которому сложно в таком возрасте освоить большой объем информации. К 3 годам прибавятся сказки о животных (« Волк и лиса», «Три поросенка»). В таком возрасте ребенку проще ассоциировать себя с героем-животным, чем с человеком. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более просты и доступны его пониманию. С 3 до 5 лет – период самоидентификации, потому сказочный герой должен соответствовать полу ребенка. В 5-6 лет можно предложить сказки литературные. Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные - совершать хорошие поступки (пусть и неосознанно). Но не нужно торопиться: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы. И любую сказку стоит выбирать с осторожностью: во многих случаях ребенок повторяет жизненный сценарий любимой сказки. Очень полезно, чтобы маленькие дети, еще не умеющие читать, слушали сказки в пересказе родителей. Конечно, Корнея Чуковского или неувядаемого «Конька- Горбунка» лучше все-таки читать, чтобы не потерять изящество и своеобразие этих сказок, но остальные сказки стоит пересказывать. И чтобы это была не киносказка, не аудиозапись, а живой голос мамы или бабушки. Когда героиня ходит перед тобой на киноэкране, ребенок теряет возможность применить фантазию, воображение. А ведь именно из счастья воображения рождается творческая сила, которая обогатит потом жизнь ребенка, кем бы он ни стал.
Не стоит думать, что сказка очень проста и доступна. Сложные жизненные и даже философские категории здесь рассматриваются на простых примерах.
Предположим, взрослому человеку говорят, что работа в команде весьма способствует эффективности труда по сравнению с работой отдельного человека. Взрослый это поймет с точки зрения науки, а вот маленькому человечку проще объяснить смысл коллективизма на примере сказки «Репка»: тянут герои репку, потянут, а вытянуть не могут, пока не присоединилась к ним еще и мышка. Так благодаря сказке у ребенка можно развить умение работать в команде и осознание необходимости совместной работы, что ему пригодится потом, во взрослой жизни.
Или всем известная сказка «Царевна-лягушка». Основной смысл ее достаточно сложен: не суди человека по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по их внутренним достоинствам. Как умело к этой мысли подводит сказка! Вот Иван-царевич видит свою суженую, а она – лягушка. Внешний облик пугает царевича, он боится, что его «люди засмеют». Но лягушка оказывается необыкновенной, говорит человеческим голосом, замечает печаль Ивана-царевича, пытается его успокоить. За уродливой внешностью кроется внимание, доброта, заботливость, скромность. И мастерица она искусная. А апофеозом мудрости и красоты царевны оказывается ее появление на царском пиру. Но мы понимаем, что истинная красота царевны - в ее душе. И поведение Ивана-царевича тоже многому учит маленького человека. Например, тому, что никогда не стоит торопиться с решением, не оценив всех вероятностей. Оказывается, все события в мире взаимосвязаны и имеют свою причину. Сжег лягушечью кожу, поторопился - и наказан за это. Дальнейший нелегкий путь героя учит тому, что в жизни нужно преодолеть много трудностей, чтобы достичь своей цели. Но самое ценное дается человеку через испытания. То, что дается просто так, без усилий, не ценится и легко теряется. И не только объективные трудности встречаются герою, но и борьба с самим собой. Герой добр, справедлив, потому ему помогают все: и птицы, и звери. Этим сказка учит, что нужно быть внимательным и добрым к окружающим, не соблюдать лишь свои эгоистические интересы: помоги другому, пожалей другого – и настанет день, когда он поможет тебе в трудную минуту. Вокруг нас много помощников, но они придут на помощь, если мы не сможем справиться с сами. Так формируется как самостоятельность, так и доверие к окружающему миру. Вот над такими непростыми жизненными выводами заставляет задуматься такое, казалось бы, простенькое и незамысловатое произведение - сказка.
Сказка исподволь учит нас реалиям мира и человеческого общества.
Например, превращения, трансформация героев (внешняя или внутренняя) дают понятие о многоплановости жизни, множестве ролей, которые придется сыграть. Шекспир сказал: «Вся жизнь – театр, и люди в нем – актеры, и каждый не одну играет роль», а в сказках серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную. Так приходит понимание социальных ролей, которые придется в жизни сыграть: сын, ученик, друг, муж, отец, работник и т.д. Сказки дают ребёнку понимание о многоролевом принципе жизни. Другая метаморфоза – герой становится лучше, добрее – позволяет ребенку понять, что можно измениться к лучшему, что лишь от самого человека это зависит.
То, что ребенок идентифицирует себя со сказочным персонажем, развивает умение понять другого, поставить себя на его место. То, что в сказке добро всегда побеждает зло, дает ребенку чувство психологической защищенности, ощущение безопасности. Ребёнок видит, что испытания закаляют героя, делают его сильнее и мудрее, что каждому воздаётся по заслугам, по справедливости.
Наши предки верили в духов природы, почтительно относились к законам взаимоотношений с природой. Природа что-то дарит человеку, а что-то отнимает, если законы взаимодействия с ней нарушены. Ребёнку нужно осмыслить бережное отношение к окружающей его природе как живому существу, и такое отношение строится на основе любви ко всему живому. Так происходит экологическое воспитание ребёнка.
В сказке герой всегда преодолевает трудности, взрослеет по ходу повествования сказки. Преодоление препятствий – необходимый элемент сказки – формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт психологическую основу для понимания того, что не всегда всё получается легко и сразу по твоему желанию, но это ему под силу, этого можно добиться.

Не случайно в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного - зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
С торжеством цивилизации истинная роль сказок была забыта, и сказка стала отодвигаться на дальний план. Среди родителей появилась мода на раннее развитие, а значит, и на раннее взросление детей: «Мой ребенок в 6 месяцев пошел, мой уже в 5 лет перечитал все энциклопедии и сам пишет стихи (поет, танцует, музыку сочиняет» и т.д.) Конечно, родителей можно понять. Одни открыто планируют своим отпрыскам социальное преуспевание в жизни по своему образу и подобию либо из желания, чтобы дети компенсировали неудачи родителей. При раннем включении маленького человечка во взрослую жизнь рядом с ним не может быть сказки. Мы стремимся дать детям возможность не потеряться в будущей многотрудной жизни, в условиях реальной конкуренции дел и должностей, денег и званий, вне которой не существует ни одно общество. Но не существует нормальной личности без гармонии сердца и ума. Не бывает великих художников – дураков или знаменитых ученых- «сухарей». Только сбалансированность ума и сердца помогает достичь очень многого. Не бойтесь, что если вы будете рассказывать своему ребенку сказки, то из него вырастет нелепый мечтатель, не приспособленный к жизни. Не нужно лишать детей детства и обманывать их кажущейся взрослостью.
Сказка дает уверенность в том, что жизнь справедлива, что добро должно обязательно победить зло, как бы могущественно и коварно зло ни было. Маленькие дети усваивают это как факт. Они пока еще ни в чем не сомневаются. А такая уверенность нужна, потому что без нее очень трудно жить. Общение с доброй и гуманистичной сказкой сделает это незаметно.

Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни.

В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни, трудолюбивый герой награждается, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага.

Действие народной сказки развертывается на фоне родной природы. Ребенок видит и чистое поле, и дремучий лес, и быструю речку. Природа как бы сочувствует положительному герою: яблонька, речка укрывают девочку от погони гусей-лебедей, звери и птицы помогают преодолеть препятствия. Картины природы помогают усилить эмоциональное воздействие произведения. Сказка способствует воспитанию любви к родной природе, к Родине.

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Кроме сказок, народом создано большое количество песенок, прибауток,потешек, считалок. Разнообразные по содержанию, они уточняют представления ребенка об окружающем, незаметно направляют его поведение. Так, в песенке «Сорока-ворона» каши не получает тот, кто не работал: дров не пилил, воду не носил.

Песенки забавляют ребёнка, сопровождают его игры, развивают чувство юмора, учат его мыслить. С первых месяцев жизни ребенок прислушивается к звукам мелодичной колыбельной, которую напевает ему мать, вкладывая в нее много теплоты и ласки. Веселые песенки, потешки связаны с движением и отличаются бодрым ритмом. Очень близки детям песенки о животных.

В народных песенках имеется большое разнообразие ритмов в зависимости от содержания – это или речитативная считалка, или плясовая потешка, или спокойная колыбельная песня. Первые музыкальные восприятия ребенок получает именно от напевов своих песенок.

Сказка создает благоприятные условия для возникновения у детей сопереживания герою, у некоторых из них одно прослушивание художественного текста еще не вызывает соответствующих эмоциональных переживаний. Чтобы лучше понять и более глубоко прочувствовать смысл сказки, детям необходимо воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в развернутой внешней форме. Хорошей почвой в данном случае является насыщенность сказки диалогами, динамизм действия, характерные роли-маски.

Таким образом, сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпровождение, как приятное, доступное ребенку занятие. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.

Пугливому и робкому ребёнку полезно почитать сказку "О трусливом зайце", жадному, эгоистичному - "О рыбаке и рыбке", "Три жадных медвежонка", капризной девочке - "Принцесса на горошине" и т.д. Если у вашего ребёнка эмоциональные проблемы (он тревожен, агрессивен или капризен), попробуйте сами сочинить для него сказку, где герои и их приключения будут помогать решать ребёнку его проблему (страх, неуверенность, одиночество, грубость и т.д.). Можно придумать такое существо, которое немного внешне (глазами, волосами, ушами) и характером (драчун, робкий, капризный) похоже на вашего ребёнка и у которого по сюжету придуманной сказки появляется много возможностей и выборов для того, чтобы преодолеть препятствия. Ребёнок сам найдёт выход из травмирующей его ситуации. Но рассказывая сказку ребёнку, обязательно закончите её сразу. И говорите обычным голосом, к которому ребёнок привык в реальной жизни.

Сказки детям необходимы, особенно народные. Маленькие дети это интуитивно чувствуют, только родителям надо помнить, что сказка должна соответствовать возрасту.

Произведения устного народного творчества – большое искусство слова. Четкая, стройная композиция, увлекательная фантазия волшебной сказки, яркие образы героев, выразительный и предельно лаконичный язык, ритмичность, законченность сюжета короткой песенки делают эти произведения высокохудожественными по форме. Они всегда будут пользоваться большой любовью детей.

Сказки. Они возникли в незапамятные времена. Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка все­гда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни по­вествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и пти­цы.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в ска­зочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать ее с ре­альностью, с окружением, в котором существуют он сам, его се­мья, близкие ему люди. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, живот­ное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - кра­сив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к пси­хологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает ка­кое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказ­ке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного копытца и стал козликом, - пришлось его выру­чать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы... Так возникает цепь действий и удивительных сказочных событий. Сказка строится по принципу цепной композиции, включаю­щей в себя, как правило, троекратные повторы. Иногда по­втор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они иг­рают в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую оче­редь именно их.

Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразитель­ный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантасти­ческий мир. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколь­ко групп, но обычно исследователи выделяют три большие груп­пы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатири­ческие).

Лекция