• Первый цилиндр.

Болива́р - разновидность широкополой шляпы-цилиндра, названной по имени Симона Боли́вара . Подобные шляпы появились в конце 1810-х годов, а вершины своей популярности достигли в начале 1820-х .

В литературе

Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Сам Симон Боли́вар на большинстве портретов изображён не в широкополых шляпах, а в двухугольных, по моде своего времени. Скорее всего, такие шляпы носились не самим Боливаром, а его сторонниками из числа сельского населения по борьбе с испанцами. Также стоит отметить, что ударение в имени знаменитого латиноамериканца ставится на втором слоге в соответствии с нормами его родного языка .

См. также

Напишите отзыв о статье "Боливар (шляпа)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Боливар (шляпа)

Соня перебила его.
– Я уж отказалась, – сказала она поспешно.
– Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне…
Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него.
– Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она.
– Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех…
– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.

Н а страницах романа «Евгений Онегин» Александр Пушкин упоминал «бренды», популярные в России начала XIX века. Вспоминаем фирмы, продукцией и услугами которых пользовались русские аристократы.

Шляпа боливар

Джон Джеймс Чэлон. Модная лавка в Париже. 1822

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар.

Черный цилиндр с широкими полями - так выглядел самый модный головной убор той поры. На иллюстрациях к роману персонажей обычно изображают именно в боливарах.

В XIX веке головные уборы нередко называли в честь общественных деятелей, и некоторые люди даже выражали с помощью шляп свои политические взгляды. В 1821–1823 годах, когда поэт приступал к работе над романом, популярность обрели цилиндры, названные в честь генерала Симона Боливара. Он был национальным героем Южной Америки, вождем борьбы за независимость американских колоний от Испании. В тот период генерал как раз освобождал Перу, а в 1825 году стал главой республики Боливия, названной в его честь.

Сторонники Боливара носили широкополые шляпы, которые проникли в европейскую моду в 1810-х годах. Их поля, как упоминал бытописатель Михаил Пыляев, часто оказывались настолько широкими, что невозможно было пройти в узкую дверь. Однако уже в 1825 году модный московский журнал «Московский телеграф» написал о том, что боливары теряют популярность. Так что Онегина автор одел в точности по моде начала 1820-х годов. И кроме того, намекнул на его политические симпатии.

Часы «брегет»

Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». Издание т-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1908

И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Щеголю Онегину не нужно было вынимать часы из кармана, чтобы взглянуть на циферблат, - достаточно было запустить внутрь руку, нажать на пружинку, и часы отзванивали время. Эта особенность часов с репетиром (как тогда говорили, «с репетицией»), в частности тех, что выпускала фирма Breguet, сделала их практически синонимом будильника. Пушкин упоминал их в тексте несколько раз: перед ужином «желудок - верный наш брегет» намекал героям на время трапезы; перед спектаклем «звон брегета им доносит, что новый начался балет».

Основателем фирмы Breguet был часовой мастер Абрахам-Луи Бреге. Швейцарец по рождению, свой первый магазин он открыл в 1775 году в Париже. Брегеты славились не только точностью, но и тем, что среди них не попадались одинаковые модели. Покупатель мог быть уверен, что точно таких же часов, как у него, больше ни у кого нет. Сейчас марка Breguet - одна из старейших сохранившихся до наших дней.

Русский рынок Бреге начал осваивать в 1801 году, и уже в 1808-м в Санкт-Петербурге открылось представительство модной компании. Среди поклонников марки были князья Голицыны, Гагарины, Юсуповы и даже император Александр I . Брегет «подарил» своему персонажу и Александр Пушкин.

Любопытно, что покупатели продукции Бреге - образованные аристократы - конечно, знали верное произношение французской фамилии. Однако в русский язык название фирмы вошло в буквальном прочтении - с буквой «т» на конце. К тому же так было удобнее рифмовать.

Ресторан Талона

Дмитрий Белюкин. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». Издательство «Андреевский флаг», 2002

К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.

Пушкин не просто отправляет своего героя обедать у Талона - он вдобавок ставит к его фамилии специальную сноску с текстом «известный ресторатор», чтобы читатель обязательно обратил внимание на эту фамилию. Быть может, Талон предоставил за это поэту скидку?

Ведь Пушкин мог отправить Онегина, например, в заведение господина Андрие на Малой Морской, 15, где, по свидетельству Фаддея Булгарина, «обедывали» чиновники и министры. В этом ресторане неоднократно бывал и сам Пушкин, и именно там он познакомился с Жоржем Дантесом.

Однако поэт выбрал для Онегина модный ресторан Пьера Талона на Невском проспекте. Ресторан занимал дом Косиковского у Полицейского моста. Здесь, по словам того же Булгарина, можно было «в полной мере удовлетворить ваши гастрономические потребности». И действительно, Пушкин приводит целый список популярных блюд этого ресторана - roast-beef, трюфели, Страсбургский пирог с паштетом.

В начале 1825 года Талон дал объявление в газетах, что возвращается во Францию. Правда, сразу же после его отъезда в помещении открылся очередной французский ресторан - Фелье. Пушкин наведывался и туда.

Пистолет «Лепаж»

Илья Репин. Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1899. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Примчались. Он слуге велит
Лепажа стволы роковые
Нести за ним...

И вот опять Пушкин ставит отдельное примечание к марке «Лепаж», которое гласит - «Славный ружейный мастер». Мастером Лепаж был действительно «славным». Ружейная фирма Le Page (впоследствии - Fauré Le Page) была основана в Париже еще в 1717 году и оставалась в руках одной семьи почти 200 лет - до 1913 года. Основателя фирмы звали Луи Пиньи, но он завещал дело мужу своей племянницы Пьеру Лепажу, и именно под этой фамилией марка прославилась на всю Европу. У фирмы было множество клиентов, в том числе и из самых высших слоев общества - они поставляли оружие и французскому королю Людовику XV, и знаменитому полководцу Морицу Саксонскому.

Пушкин говорит уже о своем современнике Жане Лепаже (племяннике Пьера). У него заказывали оружие несколько правителей Франции: Людовик XVI, Наполеон (сначала консул, затем император), Людовик XVIII. Даже во времена Великой французской революции без Лепажа не обошлось - во время взятия Бастилии и Июльской революции 1830 года его оружие раздавали народу.

И Ленский «выбрал» для дуэли пистолеты фирмы, которая выпускала качественное и роскошное оружие. Такие же были и у самого Александра Пушкина. Считается, что пару пистолетов изготовили для Пушкина по его заказу незадолго до дуэли с Дантесом.

2 февраля 2012, 00:54

Шляпа - головной убор, состоящий из тульи́ - покрывающей голову части - и полей - выступающей за края тульи полосы материала. Шляпы могут украшаться перьями, чучелами, лентами и т. п. Шляпа может использоваться как средство защиты головы и волос (от осадков, ветра, солнца), а также может выполнять и декоративную функцию. Видов шляп превеликое множество: Акубра Акубра (или «Хозяин равнин») – это не просто гордость австралийцев, она стала важной частью всей национальной культуры.

Галеро Галеро (лат. galerus ruber - красная шапка) - кардинальская, очень большая, плоская, красная шляпа с широкими полями, с которых по сторонам свисают по 15 кисточек.
Котелок Котелок/ Коук/ Дерби -традиционно мужская шляпа из войлока.Он имеет невысокую тулью(полусферу).Котелок заменил неудобный цилиндр,а потом и сам был вытеснен фетровыми шляпами.Сейчас котелок носят и мужчины, и женщины.
Федора Федора - классическая для джентльмена шляпа с мягкими полями, которые можно но­сить поднятыми или опущенными. "Федору" называют еще snap brim ("переломленное поле"), потому что заднюю часть поля этой шляпы принято заламывать кверху, а переднюю - опускать на глаза для пущей таинственности. На тулье "федоры" есть три вмятины.
Справа, слева, наверху - для трех пальцев, которыми приподнимают шляпу при виде особо соблазнительной дамы или сдвигают ее еще ниже на глаза, если дама прошла мимо, не удосужившись взглянуть.
Своё название "федора" получила от одноимённой пьесы Викторьен Сарду 1882 года. Он пишет для знаменитой актрисы Сары Бернар пьесу «Федора». Действие происходит в Петербурге и в Париже. Главными героями были нигилист Борис Иванов, убивший графа Горышкина, и полюбившая его вдова графа красавица Федора. Для этого спектакля шьют фасон нового головного убора. Ещё эту шляпу называют "борсалино". Джузеппе Борсалино основатель компании по производству шляп, ставил свой лейбл и на шляпах других фасонов. Канотье Шляпа Канотье - от французского слова «canotier» - гребец. Это головной убор, состоящий из низкой, цилиндрической формы тульи и прямых узких полей. Материалом для шляпы служила преимущественно солома, а отличительной чертой шляпы являлась черная лента, обвитая вокруг тульи.
Вначале Канотье носили молодые люди, увлекающиеся греблей, и только потом шляпа стремительно распространилась в массы.
Цилиндр

Шапокляк
Шапокля́к (фр. chapeau claque) - мужской головной убор, разновидность цилиндра, его особенностью является то, что его можно было складывать. Первый шапокляк был изготовлен в Париже в 1830х- годах. Расположенный внутри цилиндра механизм позволял складывать его в вертикальном направлении. В помещении шапокляк носили сложенным, под мышкой. До 1914 года эта шляпа была, в основном, принадлежностью бального туалета. После Первой мировой войны шапокляк, так же как и цилиндр, вышел из употребления. Шуте Schute- дамская и девичья шляпа, подобная чепцу, в стиле бидермейер, часто соломенная с широкими полями, обрамляющими лицо.
В дамскую моду вошла через театр, где. появляется в качестве реквизита около 1800 года, затем остается в моде до 1860 года. Боливар
Очень популярные в 1820-30-х годах шляпы носили модными и в России и в Европе. Шляпа боливар имела очень широкие поля, верх шляпы был подобен цилиндру, тулья которого расширялась к верху. Материалом для отделки боливаров служил преимущественно черный атлас. Порой, поля шляпы были настолько широкими, что даже в дверной проем, не сняв боливара, можно было и не протиснуться. Родиной шляпы боливар является Новый Свет, в частности, Латинская Америка. Названием своим они обязаны лидеру освободительного движения народов Южной Америки - Симону Боливару. Любопытно, что сам легендарный революционер подобных шляп с широкими полями не носил, но именно такой фасон был чрезвычайно популярен среди его многочисленных сторонников.Революционная подоплека привела к распространению боливаров среди неравнодушных изменениям русских дворян. Пушкин сам носил боливар и надел его на Онегина. Панама
Панама - лёгкая шляпа с упругими полями из особого сорта соломы - токилья. Панама - национальный головной убор Эквадора.Этот головной убор получил свое имя благодаря тому, что в Европу и США, где он когда-то вошёл в моду, поставлялся исключительно через Панаму Треуголка
Шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой. Двууголка Двууголки, в отличие от треуголок, замечательно складывались и занимали меньше места, чем их предшественники. Это были важные качества для светских раутов, ведь теперь головной убор стало удобнее держать.
Двууголка представляет из себя шляпу с двумя рогами, которая появилась в восемнадцатом столетии и с успехом заменила треуголку. Российские модники называли двууголку Веллингтоном Конфедератка В России конфедераткой нередко неточно называют традиционный западноевропейский академический головной убор в виде шляпы четырехугольной формы без полей, с кисточкой
На самом деле,конфедера́тка, рогатывка, рогачка (польск. Rogatywka) - это известный с XVIII века четырёхугольный головной убор в польской армии. Свиной пирог или Порк-пай Порк-пай – шляпа, похожая на миску: невысокая почти цилиндрическая тулья с ложбинкой, напоминающей защип пирога (pork pie – свиной пирог), и короткие, загнутые кверху поля. . Носилась представителями некоторых субкультур в 1960-1970.
Сомбреро
Сомбреро (от исп. sombrero, sombra - тень) - широкополая шляпа с высокой конусообразной тульёй и обычно с закруглёнными вверх краями полей. Часть мексиканского национального костюма. Крестьянские сомбреро - соломенные, а более дорогие сомбреро делают из фетра. В современной Мексике в городах сомбреро уже практически не встречаются. Трилби Классическая "трилби" - это мягкая мужская шляпа коричневого цвета с длинной складкой по всему верху и вмятиной впереди. . Название шляпы позаимствовано у романа Джорджа Дюморье "Трилби". Книга пользовалась неслыханной популярностью, так что вскоре по роману было решено поставить спектакль. Согласно сценарию, один из актеров не раз появлялся на сцене в шляпе, к которой тут же приклеилось название "трилби И хотя трилби очень похожа на федору, но в отличие от последней это мужская шляпа. Так звали прекрасную ирландскую натурщицу, которая под гипнозом демонического музыканта Свенгали стала известной певицей, а после его смерти утеряла дар
Пик популярности эти шляпы пережили в 60-е. Тогда американцы начали массово пересаживаться в кабриолеты, а наслаждаться ездой в модных прежде широкополых шляпах было куда сложнее - уборы, в отличие от практичных "трилби", постоянно срывало ветром с головы. Слауч
Слауч - фетровая шляпа с небольшими мягкими опущенными полями. Шляпа имеет военное прошлое - долгое время похожие головные уборы были частью обязательного обмундирования в армиях разных стран, скажем, Австралии, Британии, Индии и Германии. Свое обидное название (от английского "slouch" - горбатый, сутулый) головной убор получил, благодаря своим эргономическим свойствам - опущенные поля позволяли каплям воды скатываться вниз. Клош
Дамская шляпка в форме колокольчика, была в моде в 1920-е года.
Хомбург
Хомбург (нем. Homburg) - мужская шляпа из фетра с высоко загнутыми полями и лентой по тулье. Производство шляп такого фасона началось в Бад-Хомбурге на шляпной фабрике Филиппа Мёккеля. Переломным в судьбе шляпы стал визит в Хомбург наследника британского престола, будущего короля Эдуарда VII 29 августа 1882 года. Эдуард увидел шляпу местного производства у своего племянника, кайзера Вильгельма II, носившего зелёный хомбург к охотничьему костюму, и заказал себе у Мёккеля хомбург в традиционном элегантном сером цвете. Новый фасон мужской шляпы быстро вытеснил царившие повсеместно цилиндры и котелки. В Великобритании хомбург называют «Энтони Иден» по имени премьер-министра. Хомбург был неотъемлемым элементом официального мужского костюма до 1950-х годов. Бретонская кепка Особый вид фуражки из шерсти с мягким околышком. Считается, что впервые бретонские кепки появились не в Бретани, а в Швеции, где они представляли собой мягкий колпак с пришитыми к нему козырьком и наушниками. В Европе и Америке бретонские кепки воспринимаются как традиционный головной убор моряков. В России бретонская кепка была известна под названием «картуз» и использовалась как военными, так и гражданскими лицами в повседневном обиходе. Бретонская шляпа Летняя женская широкополая шляпа с полусферической тульей и загнутыми вверх полями. Часто декорируется лентой вокруг тульи и цветами. Обычно изготавливается из соломы или лёгких тканей. Как видно из названия этот головной убор пришёл к нам из Бретани, северной провинции Франции. Там шляпа подобной формы входила в повседневный костюм крестьянок, поскольку была крайне удобной. Она и от солнца защищала, и благодаря загнутым к верху полям не закрывала обзор. К началу XX века Бретонская шляпа завоевала весь мир и до сих пор является крайне популярным женским летним головным убором. Визор (visor) Визором называют либо кепки в виде козырька прикрепленного к ленте, застегивающейся на затылке либо сам козырек. Эти головные уборы предназначены для защиты ваших глаз от ярких прямых солнечных лучей и часто используются дамами, которые заботятся о своей прическе не только на изысканных светских приемах, но и на теннисном корте либо на волейбольной площадке. Эти «кепки» удобны тем, что голова не потеет даже во время активной деятельности. Дамские шляпки (millinery) Современное значение этого слова – «шляпник». Вообще же чаще всего слово используют, начиная с 17 века, для обозначения женских головных уборов и сопутствующих аксессуаров, которые можно найти в лавке шляпника. Ранее этим словом называли жителей Милана в Италии. Позже оно перекочевало к изготовителям женской одежды, а потом дошло и до изготовителей шляп, которые в огромных количествах поставляли свои изделия из Милана в Великобританию. Сейчас так в основном называют авторские шляпки. Шляпа охотника
Шляпа охотника за оленями (англ Deerstalker hat), также известная как Шляпа Шерлока Холмса - вид шляпы, которую обычно носили в сельских районах Англии, как правило, во время оленьей охоты (deerstalking), откуда и произошло её название. Из-за ассоциации этой шляпы с Холмсом её также считают традиционным головным убором для детектива. Словарь Merriam-Webster относит появление названия для шляпы к 1870г.
Главная ее особенность – наличие двух «язычков» для ушей и двух козырьков – впереди и сзади. Они закрывают от солнца и лицо, и шею владельца. «Ушки» могут быть связаны под подбородком, либо на макушке. Могу сказать,что даже проведя небольшой экскурс в историю и виды шляп,я так и не начала различать их 100%))))

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой
Блистал послушною слезой!

Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать,
Невольной ласки ожидать,
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук,
Преследовать любовь, и вдруг
Добиться тайного свиданья...
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!

Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!
Но вы, блаженные мужья,
С ним оставались вы друзья:
Его ласкал супруг лукавый,
Фобласа давний ученик,
И недоверчивый старик,
И рогоносец величавый,
Всегда довольный сам собой,
Своим обедом и женой.



Ну, собственно говоря, мы с Вами прочитали целый отрывок, который характеризовал лучше всего, чем именно занимался Евгений в своей жизни. Он не служил, не был военным, не заведовал большим хозяйством. Ему попросту было нечем особо заниматься, и поэтому часть своей молодой жизни он решил использовать в амурных приключениях. Мы же помним, что «свет решил, что он умен и очень мил». И эта позиция как никому была понятна Пушкину. У самого, кроме литературы в жизни были 2 большие страсти - карты и женщины.
Донжуанский список Евгения не совсем понятен. Ясно, что в нем присутствуют как замужние матроны, так и молодые, и возможно невинные девушки («И после ей наедине Давать уроки в тишине!» раз уроки, значит было чему учить:-)). Как бы кто чего не говорил, но время было не совсем пуританское, и невинность не ценилась слишком высоко в кругу столичной и московской молодежи.

Если Вас интересует количество, то по нынешним временам, оно не должно впечатлять. Если ориентироваться на автора, то у него есть так называемый Донжуанский список (точнее даже 2). Ну так вот, когда я его изучал, то могу сказать, что там 37 имен, а вот занимался сексом он максимум с 15 из них, да и то - в сомнениях я. И это за всю свою жизнь. Евгению же всего 26, и думаю его любовный список (коли он такой вел бы), едва-ли перевалил за десяток:-)

Встречаемая фамилия Фоблас (Фоблаз) вымышлена. Точнее, именно так звали героя французского романа «Приключения кавалера Фоблаза» Жана Батиста Луве де Кувре, написанного в конце 18 столетия. Фоблаз - это красивый и находчивый, элегантный и развращенный юноша, который находит прелесть в сексуальных приключениях. Отсюда и пошло выражение - фобласовы нравы.

Дальше, интереснее, ибо автор раскрывает можно сказать распорядок дня нашего героя:-)
Посмотрим:

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Сиречь вставал поздно (ибо ложился тоже не рано), часам к 13 ему приносили приглашения на различные мероприятия, дабы он мог выбрать. Обычно все это происходило вечером, и до вечера ему надо было чем-то себя занять. Поэтому он ездил гулять. Кстати, в отличие от Павловских времен, в Петербурге в те годы обедали в 5-6 часов дня. Так что времени погулять у него было немало. Под бульваром в данном случае подразумевается Невский проспект

Боливар - это такой головной убор, крайне и крайне популярный именно в те года. И Евгений, как человек хорошего вкуса никак не мог манкировать его отсутствием в гардеробе:-). Боливар представал собой широкополую шляпу-цилиндр, а названа по имени южноамериканского героя Симон Хосе Антонио де ла Сантисима Тринидад Боливар де ла Консепсьон-и-Понте Паласиос-и-Бланко или просто Симона Боливара, в честь которого, кстати, названа такая страна как Боливия и еще куча всего.

Ну и наконец брегет - это часы изготовленнные фирмой одного из самых великих часовщиков мира, создателя турбийона Абраам-Луи Бреге. Он основал во Франции фирму Breguet, которая процветает и по сей день. Кстати, недавно я предоставил небольшое видео об их новинках. Посмотреть можно вот тут вот: . В 1808 году в Санкт-Петербурге было открыто представительство «Русский дом Breguet», и среди русской знати, а особенно среди модной молодежи, считалось правилом хорошего тона иметь часы этой марки. А то, что ходики «звонили», говорило, что они часовым репетиром, а значит далеко не самая дешевая модель:-)

Но пойдемте дальше.

Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» — раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.

В Петербурге зимой рано темнеет, а бобровый воротник всегда пригодится. Тем более, когда гуляешь:-) Ресторан Talon - один из самых популярных и крутых место той эпохи. Дорогой. Существовал до весны 1825 года и находился на Невском проспекте дом 15.
Пробка в потолок - это наверняка настоящее шампанское. После Освободительного похода и квартирования в Париже, отечественные военные привили страсть к «Вдове Клико», так что, думаю, здесь именно этот сорт. Год кометы - 1812, поэтому можно сказать, что игристый напиток был выдержанный, и как следствие - недешевым.

Традиционно шеф-повар выписывался из Франции, но судя по блюдам, он не боялся экспериментировать. Во всяком случае британский ростбиф - жареная говядина с кровью, была последним писком кулинарной моды. В Париже этого не признавали и стояли за чистоту французской кухни, в Петербурге же старались быть в курсе модных тенденций. Трюфели (хоть черные, хоть белые) были дороги всегда, о чем Евгений чуток грустит. Он не бедный человек, но по сравнению с детскими годами, пока отец еще не промотался, должен иногда и ограничивать себя. Трюфели каждый день не есть:-)

Дальше ананас (это понятно), лимбургский сыр и некий нетленный пирог из Страсбурга. Последнее - это паштет. А нетленный он видимо потому, что из консервы. То есть не местного производства, а прибывший из самого Эльзаса. Лимбургский сыр - это бельгийский мягкий сыр с белой плесенью из коровьего молока, отчего его и называли живым. Ближайший собрат всем Вам хорошо известного Камамбера и Бри.

Вы сегодня же, прочитав этот пост, можете соорудить себе обед (ну а лучше ужин) а-ля Евгений в Talon. Можно заменить «Вдову Клико» на что-то более простое и приземлённое (разницы большинство все равно не почувствует - и это не в укор Вам, а простая констатация факта), вместо трюфелей можно использовать шампиньоны - и будет Вам счастие:-) Повторите подобное - сообщите плиз:-)

Ну и последнее на сегодня, это понять, кто такой Каверин. Это представитель известного рода, крутой кутила и повеса, которого знал весь город, а также хороший приятель Пушкина Пётр Павлович Каверин. Герой войны 1812 года, подполковник в отставке Павлоградского гусарского полка и будущий масон не мог найти себя в мирной жизни (потом опять ушел в армию) и отчаянно кутил. Да так, что потом еще и Лермонтов о нем упоминал.

На этом сегодня все.
Продолжение следует…
Приятного времени суток.

(от нем. Zylinder) – шляпа с высокой цилиндрической тульей, плоским верхом и небольшими полями, слегка загнутыми вверх. Обычно обтянута блестящим материалом. Название появилось из-за сходства с геометрической фигурой. Из-за массовости использования XIX столетие называют «веком цилиндров».

История цилиндра

Прообраз цилиндра

Прообразом цилиндра была круглая шляпа с высокой тульей и полями, появившаяся в мужской моде XV века. Особой популярностью она пользовалась в Испании. С 80-х годов XVIII века, когда на смену весткоуту пришел , цветные модели (чаще всего светло-серые) стали носить английские пуритане. В 1789 году круглую шляпу надели члены французского Национального собрания, которое пришло к власти в результате свержения монархии. В конце XVIII века российский царь Павел I издал указ, запрещающий ношение круглых шляп, с целью исключения вторжения «революционной моды».

Первый цилиндр

Впервые цилиндр надел лондонский шляпный мастер Джон Гетерингтон (John Hetherington) 25 января 1797 года. За прогулку по набережной реки Темза в таком шокирующем головном уборе ему пришлось заплатить штраф 500 фунтов.

«Джон Гетерингтон прогуливался вчера по тротуару набережной, имея на голове сделанную из шелка огромную трубу, которая странно сверкала … Многие женщины, увидев этот странный предмет, теряли сознание, дети кричали, а одного парня, который как раз возвращался от мыловара с покупками, сбили в пробке, и он сломал себе руку. Поэтому господину Гетерингтону пришлось вчера отвечать перед лордом-председателем, к которому его привел отряд вооруженной полиции. Арестованный заявил, что имеет право показывать лондонским покупателям свое новейшее изобретение. С этим мнением лорд, однако, не согласился, и присудил изобретателю блестящей трубы уплатить штраф 500 фунтов стерлингов».
Из английской газеты от 26 января 1797 года

Цилиндры в первой половине XIX века

Несмотря на первоначальную реакцию публики, начиная с 1820 года, цилиндр стал самым популярным видом шляпы. В начале XIX века этот головной убор был исключительно аристократической принадлежностью. Высота этих шляп первоначально могла достигать 30 см, но позднее тулья стала более низкой. Цилиндры изготавливались исключительно ручным способом из дорогих тканей. Изначально материалом для производства шляп этого типа был бобровый фетр. Тогда же появилось понятие «безумный шляпник» — из-за массового нарушения мозговой деятельности мастеров, вызываемого парами ртути, которую использовали при изготовлении фетра. Позднее цилиндр перешел в повседневный гардероб среднего класса Европы и Америки. Его стали носить во все времена года. Английские денди называли этот головной убор «высокой шляпой для джентльменов, имеющих высокие цели». Черный цилиндр стал классическим еще в первой половине XIX века, благодаря принцу Альберту. К 1848 году цилиндры надели легитимисты — сторонники монархической власти, чиновники и полицейские. В лондонской полиции специальные укрепленные цилиндры были элементом униформы до 1860-х годов.

Складной цилиндр шапокляк

Согласно этикету, цилиндр не принято было оставлять в прихожей. Носить высокую шляпу с собой в помещении было весьма неудобно. В 1823 году парижский шляпный мастер Жибю изобрел складной цилиндр – «шапокля́к» (фр. chapeau claque – «шляпа-хлопо́к»). Он складывался под воздействием встроенной в него пружины. Теперь в помещении шляпу снимали и убирали подмышку, прижимая рукой. В 1837 году мастер запатентовал свое изобретение. Шапокляк был элементом парадного костюма и обычно надевался к фраку. В России складной цилиндр называли по имени изобретателя – «цилиндр Жибю».

Цилиндры во второй половине XIX века

Со второй половины XIX века цилиндр стремились приобрести представители всех слоев населения. Появились относительно недорогие модели из войлока и клеенки. Тогда же в моду вошел женский цилиндр, предназначенный, в основном, для верховой езды. Из-за массового истребления бобров к середине XIX века при изготовлении цилиндров шляпникам пришлось перейти на шелковый плюш. Он наклеивался на жесткую основу из нескольких слоев марли, проклеенной шеллаком. Характерный блеск цилиндр приобрел именно в шелковом варианте — шляпы из фетра не блестели. Люди, которые не могли позволить себе дорогие материалы, заказывали цилиндры из войлока или клеенки. Каркас шляп для охоты и верховой езды изготавливали из прочного холста, который обеспечивал хорошую защиту голове. Высокий цилиндр носил Авраам Линкольн, 16-й президент США, занимавший этот пост с 1861 по 1865 год. Он помещал в тулью шляпы письма, финансовые бумаги, законопроекты и заметки.

Цилиндры в начале ХХ века

В конце XIX века цилиндры стали выходить из моды, т. к. их постепенно заменяли котелки из фетра — более удобные шляпы массового производства. Из повседневного гардероба цилиндры окончательно вышли после Первой мировой войны. В 1920-1930-х годах такие шляпы надевали в торжественных случаях: на званые вечера, общественные церемонии, похороны, свадьбы и т.п. Среди части крупной буржуазии и политиков Западной Европы цилиндр продолжал оставаться элементом туалета до конца 1930-х годов. Его носили с фраками и сюртуками. Дипломатический этикет регламентировал ношение цилиндра вплоть до 1970-х годов.

Цилиндры и буржуазия

Из-за того, что в первой трети ХХ века цилиндр стал принадлежностью буржуа, изображения капиталистов в нем регулярно использовали социалистическая сатира и карикатура. Этот штамп сохранился до 1980-х годов. В романе-сказке «Незнайка на Луне» (1965) Носов высмеивал богача-монополиста Скуперфильда за то, что тот носил цилиндр. В полусложенном мягком цилиндре ходила старуха Шапокляк, отрицательная героиня советского мультфильма «Крокодил Гена» (1969). Как символ капитализма, этот головной убор также появился в игре «Монополия» и в мультфильме «Утиные истории».

Русские поэты-имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф в 1920-е годы носили цилиндры из-за их провокационности. Также поступали поэты-футуристы. Цилиндр, купленный Есениным в 1919 году в Петрограде, фигурирует в стихотворении «Исповедь хулигана» (1920) и поэме «Черный человек» (1925).


Цилиндры в XXI веке

В настоящее время цилиндр обязателен при посещении скачек в королевские дни в английском Аскоте, его может надеть даже королева. Он является частью формы спортсменов в конном спорте – выездке. Цилиндры носят поклонники , как символ своей любви к викторианской эпохе. Эта шляпа является частью атрибутики иллюзионистов, которым высота тульи позволяет показывать множество фокусов. Также декоративные цилиндры используют на торжествах и костюмированных вечерниках. Цилиндр может являться элементом женского свадебного наряда.

XXI век возродил моду на цилиндр. Он стал сезонов осень-зима 2010-2011 (L’Wren Scott, Alice + Olivia), осень-зима 2012-2013 ( , Daks, Jean Paul Gaultier). сочетал черные модели с , клетчатыми костюмами и смокингами. предложил театральные блестящие цилиндры золотого, красного, бежевого цветов, а также черные варианты, дополнившие комплекты тотал-лук.

Боливар – разновидность цилиндра

Болива́р – шляпа с высокой жесткой тульей, расширяющейся к верху, и широкими мягкими полями. Этот головной убор был популярен в 1820-1830-е годы в России и Европе. Боливары обычно обтягивали черным атласом. В произведении М. И. Пыляева «Старое житье» (1897) о ширине полей боливара говорилось следующее:

«Невозможно было пройти в узкую дверь, не снимая с головы шляпы».

Родиной боливара является Новый Свет, в частности, Латинская Америка. Шляпа получила название в честь лидера освободительного движения народов Южной Америки — Симона Боли́вара. Сам революционер не носил такую шляпу, предпочитая модную в то время двууголку, но она была популярна среди его сторонников. К середине XIX века в Италии боливар стал своеобразным символом национально-освободительного движения против иностранного засилья.

Революционная подоплека боливаров привела к их распространению в России, среди неравнодушных к изменениям дворян. Боливар носил Александр Сергеевич Пушкин. Также этот вид шляпы появился в первой главе поэмы «Евгений Онегин». Сам писатель подписал к слову комментарий «шляпа à la Bolivar».

«Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар»

В России к 1830-м годам боливары вышли из моды, но на протяжении всего XIX века боливар считался отражением политических симпатий обладателя.

«Черные атласные шляпы, называемые Боливаровыми, выходят из моды; вместо них носят шляпы из белого гроденапля, так же с большими полями.»
«Прибавление к Московскому телеграфу», от 1825 года

Ю. М. Лотман в комментариях к роману «Евгений Онегин» отмечал, что приверженцы иных, не демократических, настроений носили шляпы с узкими полями, которые назывались «морильо» — по имени политического противника Симона Боливара.