Постоянные эпитеты в былинах о русских богатырях. Особенности былин: композиция и средства художественной выразительности

Наличие всевозможного рода повторений , буквальные или почти буквальные повт-я часто значит. по размеру целых эпизодов. Н-р, приказание князя послу с букв. точностью повт-ся при изложении послом этого приказания иноземному царю. Особенно излюблены троекратн. Повт-я эпизодов,мб с некоторой тенденцией «наращения

Простые повторения слов («Чудным, чудным, чудно», «дивным дивно», «из лесу было лесу темного»), повторения предлогов, повторения одного и того же слова в двух или нескольких следующих друг за другом стихах. Сюда же относится и повышение числа в каждом новом стихе: «Там повыправь дани, выходы, За двенадцать год да за тринадцать лет, За тринадцать лет да с половиною». -постоянные эпитеты , прилагаемые к различным предметам: белый (березка, грудь, день, кречет, лебедь, горностай, рука, свет, снег, шатер, гридня, стол, светлица, ворота и др.), красный (солнце, золото), серый (волк, гусь, селезень), широкий (двор, степь, дорога, доля, раздолье), богатырский (голос, конь, лошадь, сила, сон, добыча). Многие из этих эпитетов дают представл-е об эстетич. вкусах и пристрастиях русских былин. Больш-во постоянн.эпитетов примен-ся лишь к одному-двум словам: поле чистое, море синее, мелкий жемчуг, облако ходячее. - сравнения , напр.: «Опять день за днем будто дождь дождит, неделя за неделей, как трава растет, А год за годом, как река бежит»;

-уподобления (Владимир - красно солнышко, брови - черна соболя ).

- параллелизмы , особенно отрицательные (напр. «Не ясен сокол тут вылетывал, Не черной ворон тут выпархивал, Выезжает тут злой татарченок» ). - «окаменелые» эпитеты , т. е. такие эпитеты, какие, употребляясь по привычке, иногда оказываются в былинах не к месту (напр. кн. Владимир называется ласковым даже тогда, когда по действию былины он наоборот весьма неласков). - гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания.

-эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие).

- суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым.

- ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха. Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза ). Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

Прием, характ-й для поэтики былин - способ их исполнения. В древности сказители подыгр. себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом, характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использ-и при исполнении былин всего неск-ко мелодий, они обогащали пение разнообр-м интонаций, а также меняли тембр голоса.

типические традиционные формулы, описывающие излюбленные для Б. сюжетов положения Б. героев или Б. обстановку (таковы напр. типические описательные формулы поклонов богатыря при входе в терем, просьбы благословения у матери, седлания богатырского коня, сватовства богатырей, посольства и т. п.).

16 Эти Б оформились и развились в период ранней русской государственности в Киевской Руси.

1)действие происходит в Киеве или около 2) в центре события князь Владимир. 3) основная тема – защита рус. земель от кочевников. 4) исторические занятия и быт характерны для Киевской руси. 5) события и враги русской земли до монгольского периода.

Киев воспет как центр русских земель. Из Мурома, Ростова, Рязани едут богатыри на службу в Киев. Формир-е Киевского цикла былин опред. историческими обстоятельствами в 9-11вв., когда Киев достиг высокого могущ-ва. Они воспели служение богатырей князю и русской земле. Они отразили и более позднее время, борьбу русских с татаро-монгольским игом. Пропп выделяет еще более ранний слой былин. К таким былинам он отнес былину «О Волхе». Пропп ясно сказал о том, как складывается жизнь и получается, что догосударственному времени отнесен не только сюжет, но и сама былина, ее создание, затем древний сюжет захвата женщин и территорий в былине обрастал чертами эпоса позднего 12вв. Волх получает задание идти в поход. Образ пира, как совета.

«Былина о великом богатыре Святогоре». Пропп: в ней отразилась смена представл-й об огромном мире, как идеале, о разуме земледельца. Идеал землевладельчества, а не охотника, как было раньше. Из всех князей выдвинут князь Владимир – он положит. образ, т. к. он объединил русские земли. При нем было принято христианство. Он привлекал в дружину из разных слоев общества.

Одна из поздний былин «Бунт Ильи против князя Владимира» . Полчища татар надвигаются, а князь Владимир перед этим обидел Илью на пиру. В поздних былинах Владимир наделен уже более жесткими, строгими чертами, но способен оценивать свои ошибки.

Формируется круг богатырей: Илья Муромец, Алеша Попович и т.д. Впервые эти былины были опубликованы в сборнике « Древние русские ст-я» Даниловым.

Героические – включают в себя былины, возникшие до татаро-монгольского нашествия, и былины, связанные с нашествием (о камском побоище, о гибели богатырей, о Василии Игнатьевиче и Батыге);

былины соц.-быт. - социальные конфликты стоят на первом месте (Вольга и Микула, Илья в ссоре с Владимиром, Дюк, Чурила),

былины о сватовстве (Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин).

Одной из важных и характ-х особ-й киевского цикла служат образы трёх богатырей , действия и судьба которых тесно связаны (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

В былинах киевс. цикла отразилась глав.образом деят-ть княжеско-дружинн.класса Киевс. Руси в военное и мирное время. Главные сюжеты: 1) военные подвиги богатырей : а) в походах против врагов, для очищения дорог, за данями, для освобождения русских пленных, б) в борьбе с погаными, осаждающими Киев, с насильниками, засевшими в Киеве и в) на заставе богатырской; 2) сватовство невест для Владимира и богатырей, причем сватовство нередко заканчивается насилием над родиной невест и увозом последних в Киев, с их согласия или против их воли; 3) удальство богатырей при дворе Владимира, проявляющиеся в разного рода состязаниях.

Эпич. Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской земли. Здесь, пр дворе князя Владимира, происходят события многих былин. Воинскую мощь Руси олицетворяют богатыри. Среди богатырских былин на первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники русской земли – выходцы их трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами. Илья – крестьянский сын, родом из села Карачарова возле города Мурома. До тридцати лет он был болен – не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники излечили Илью и одарили небывалой силой. Огромная сила Ильи должна принести пользу всей Руси, поэтому он устремился в Киев. По пути он совершил свои первые подвиги: разбил вражеские войска под Черниговом, освободил дорогу от соловья-разбойника. После Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Это богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Главное дело его жизни – воинское служение Руси. Богатырский подвиг Добрыни изображает былина «Добрыня и змей» - рассказ о том, как на Пучай-реке Добрыня одной шляпой отбился от змеи, отшиб у нее три хобота. Змея взмолилась и предложила заключить мир. Добрыня отпустил змея, но потом увидел, как тот схватил княжескую дочь и отправился ее выручать. В этот раз бой был долгим, но Добрыня одержал победу.

18 Историч. песни – это эпические или лирико-эпические произведения, изображ-е события или эпизоды из жизни историч. лиц. Историч. песни – сюжетн. жанр, сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду, действие развив-ся быстро, нет стремл-я к замедл-ю повеств-я,не использ-ся приемы, способств. ретардации. Факты истории присутствуют в них в поэтич.преображенном виде, хотя историч.песни стремятся к воспроизвед-ю конкр. событий. Историч. песни имеют черты, сходные с былинами, но они являются качеств. новой ступенью в развитии нар. поэзии. События перед-ся в них с большей историч. точностью, чем в былинах. Первые записи относятся к 17веку, они вошли в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». В дальнейшем продолжались записи и публикации произведений этого жанра, в наст.время иссл-ли полностью представляют, как создавались и исполнялись исторические песни. В фольклористике их относили к былинному эпосу, считая московским или казанским циклом. Но надо учитывать, что между былинами и историческими песнями есть принципиальное отличие в способе отражения действительности.

Как жанр истор. песни сформир-сь в эпоху Моск. Руси, но первые проявились хронологич. раньше, в XIII веке. Можно говорить о появлении небольш.группы песен, связ. своим содерж-м с героич.подвигом жителей Рязани, пытавшихся остановить полчища Батыя (рязанский цикл ). Эти песни характ-ся поисками новых путей историч. песенного повеств-я – отраж-м в произвед-х историч. конкр-ти или использ-я историч.темы для создания обобщ. Патриотич. образа, как в «Авдотье Рязаночке». Исторические песни складывались обычно вскоре после описываемых событий. В историч. песнях может присутс-ть вымысел, но он не играет определяющей роли; возможно преувелич-е, но почти нет гиперболиз-и. В историч. песнях достоверно раскрыв-тся психология, переживания, мотивы поступков персонажей, их внутр. мир.

Циклы ист.песен: 13 век. Рязанский цикл. (об Авдотье Рязаночке, о «татарском полоне») по поэтике сближа-ся с былинами, можно встретить зачин и запев, характ-й для былевого эпоса замедл-ть действия, создаваемую троекратными повторами и т.д. 16 век. Цикл песен об Иване Грозном (о взятии Казани, о женитьбе Грозного на Марии Темрюковне и о гневе царя на своего сына.) + циклпесен о Ермаке Тимофеевиче («Ермак в казачьем кругу», «Взятие Ермаком Казани», «Ермак взял Сибирь», «Ермак у Ивана Грозного», «Поход на Волгу», «Ермак в казачьем кругу»). уменьшение роли гиперболы, теперь гипербола используется не для обозначения действий одного человека, а для обозначения действий коллектива. В песне заметна тенденция к реалистической детали, к высвобождению содержания от фантастического вымысла. 17 век. Исторические песни откликнулись на «смутное время», на смерть сына Ивана Грозного Дмитрия, появление Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу против них Минина и Пожарского, походы казаков на Азов, на восстание под предводительством Степана Разина. Песни о Степане Разине являются самым крупным циклом 2й пол. XVII века. В песнях этого цикла поэтич. сторона изображ-я заметно преоблад- над конкретностью политич. проблематики. Как предполагает исследователь исторических песен Б.Н.Путилов, «разинский цикл» способст-л тому, что в русс. историч. песне лирич.начало получило значит. развитие и стало равнодействующим с повествоват-м. Построянн. эпитеты, рисующие образ Разина, тождеств.эпитетам, применямым и к обрисовке безымянных разбойников, они подчерк-т нар.любовь к «ясным соколам». В этом цикле песен активно использ-ся прием олицетв-я, природа – активн.участник событий: «помутился славный тихий Дон». Песни 17 века находятся под б. влиянием лирич. песенной поэзии, в них рассказ-ся об одном эпизоде, но повествуется эмоционально. 18 век. Цикл песен о петровском времени . В песнях нач.18 века появл-ся новый герой – солдат, а жанр пополн-ся солдатской историч. песней . Суворов , его жизнь и деят-ть дали фактич. материал для создания образа нар.героя. Песни об Емельяне Пугачеве. Песни этого цикла близки к разинск. циклу, хотя нек. сюжеты перераб-ся, приспособляясь к новым событиям и личности Пугачева, нар.поэтич. сознание почти не отделяет этих борцов друг от друга.

19 век. Цикл персен об отечественной войне 1812года . О Платове, о Кутузове. Характ-й особ-ю более поздн. песен, в т.ч. песен о войне 1812 года, является использ-е отдельн. формул, строк, целых эпизодов и даже готовых военно-историч.песен о прошлых войнах. Солдатские историч. песни по размеру стан-ся короче, их напев приближ-ся к походному, маршевому, использ-ся военная лексика, они приоб-т музык.-ритмич. формы. Можно отметить в песнях XIX века и влияние лит. поэзии, что подтверждает мысль о том, что нар.поэзия в эту эпоху искала новых форм поэтич.выражения.

Во 2й пол.XIX века окончат-но прекращается создание новых циклов устных историч. песен.

Изучение историч. песен началось сравнительно поздно, что связано с тем, что жанр не отгранич-ся от былин. Первым отделил историч. песни от былин Белинский, в статьях о нар. поэзии он употр. термин «историч. песни». Белинский дал оценку известных ему песен, гл.образом из сб.Кирши Данилова. Особенно плодотв. было изуч-е историч.песен в конце XIX – начале ХХ в., когда они привлекли внимание таких иссл-й, как Веселовский, Миллер, Буслаев и др. В ХХ веке продолж-ся публикация и изуч-е историч.песен, осн.внимание – историч.песням, в к-х отразилась борьба нар.масс за свое освобождение.

19 Слияние песни и игры имеет начало из глуб. древности – из первых форм синкретичного фольклора. Тогда одной из форм К деят-ти первоб.людей было игрище – изнач. название нар. языч. обрядов, имевших магические ф-ии, связанные с солнечн . циклом, аграрными праздниками. Позднее это обрядовый комплекс, в котором Гусев выделяет карнавальные и хороводн. игрища. Карнавальные - публичные, яркие (и в фольклорных текстах, и в костюмах – ряженые), в которых участвовали все желающие (Масленица). Хороводные – лирико-драм. тональности, на окраине села, без посторонних зрителей (молодёжь) им свойств. однотонность худож.-изобразит.средств (хореографич. форма, а-капел. хоровое пение, праздничная, но бытовая одежда). В синкретич. единстве со словом, напевом, музыкой, игрой изначально выступал и хореографич. фольклор . Ранние формы хореографич. ф-ра были неотделимы от трудовой деят-ти людей и закреплялись в календ-х обрядах. Архаичным песенно-хореограф-м действом был когда-то хоровод – обряд в честь солнца. В хореограф.действах прис-ли сюжетные моменты, которые придавали изначальной хореографии театральность, (присутств-ю и сегодня и в народном танце), а в посл-и образовали отдельный род ф-ра – драму . Народная игра, песня и хореография были слиты воедино и выполняли ряд функций: Коммуникативная

Компенсаторная (отдых от труда)

Воспитание и обучение

Социализирующая (возможность заявить о себе)

Игровые песни имели древнее обрядовое происх-е Когда-то они были эл-ми обрядовых действ, а позже приобрели самостоят. статус. Игровые и хоров-е песни исполн-сь во время различ. молодёжн. игр и в хороводах; в них описывались и сопровожд-сь имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство), их отличит. признаком является игровое действие . Среди игровых выделяется особая разновидность – «поцелуйные песни». По месту в общей композиции хороводного или посиделочного развлечения игровые песни разделяются на наборные (с них начинали), проходочные и разборные (ими заканчивали). Каждая песня представляла собой самостоят. игру, законченное худож. произведение. Связь с древними заклинат. обрядами обусловила образный строй этих песен и тематич.направленность песенно-игрового фольклора – мотивы аграрного или промыслового хар-ра и любовно-брачные мотивы. Нередко они объединялись, н-р, в песне «А мы просо сеяли, сеяли». Кол-во эпизодов песни может быть от трех до двадцати. Игра предпол-т общение, поэтому игровые песни часто диалогичны, хотя возможны и небольшие монологи-обращения. Диалоги перемежаются монологами. Драматургия песни предпол-т вопросы и ответы различных групп играющих, изображ-х не т-ко антропоморф. персонажи, но и животных, птиц. Действенность, динамичность этих песен приводит к особому образн. строю, в к-м отсутствует описат-ть, но моделир-ся движ-я, часто связанные с трудовыми проц-ми. Например, с обрядами весеннее-летнего периода связаны молодёжные игровые песни, которые дополнялись пластическим изображением полевых работ (« а мы просо сеяли», «вейся ты вейся капустка»). Подраж-е повадкам животных прослеж-ся в песне «Заинька», имитация трудовых проц-в в их последоват-ти в песне «а мы сеяли, сеяли ленок». Для игровых песен более хар-ны короткие, в мелодич. отнош-и повелит-восклицат интонации. Эмоц. фон игры всегда веселый, радостный, именно он доминирует и в мелодике этих песен. Рассказ о трудовых проц-х и иных действиях в оптимистич.ключе также имеет заклинат. значение, предвосхищая оптимистич. результаты – хороший урожай, приплод домашних животных, удачную охоту и т.д. Игровые песни предпол-т синкретизм исполнения . Они зрелищны благодаря игровым движениям и передаче содержания самого игрового процесса. Древнейш.песни-действия со временем эволюц-ли в игровые, рекреативные системы, в которых участв-т преимущ-но молодое поколение. Позднее смыслом испол-я этих песен становятся не магич. составл-е, а забава и развлеч-я. Более поздние образцы игровых песен вообще отвлек-ся от магич. мотивов, в них исчезают образы прир. происх-я (представители растит. и животн. мира), и на первый план выходят соц-бытовые проблемы, связанные с трудом и семейными традициями человека. Также к игровому песен.фольклору можно отнести и др. обрядовые песни – ритуальные, величальные, корильные, т.к. они присутст-ли на свадебн. обряде, к-й сам по себе был игрой, отработанной до мелочей. Песенно-игров. форма также имела проявл-е в детском фольклоре. Так, первые песенно-игровые формы ф-ра ребёнок получал от матери ещё на первом году жизни. Это пестушки и потешки.

2 осн. группы . 1 – производств.-бытовые мотивы , поэтич. реминисценции из повседн. трудовой деят-ности ("Пашенка"; "Просо"; "Белый ленок" - эти песни прослеж-т судьбу льна от сеяния до одаривания молодца холстом; "Посею конопельку"; "Мы капустоньку пололи..." и др.). 2 группа Х. П. посвящ. молодым людям - надеждам на счастл.брак, возможности выбора по любви ("Вдоль да по речке, речке по Казанке..."; "Во лузях, во лузях"; "Я по сенюшкам хожу"); Хороводн.песни исполнители отчетл. разд-т на весенний, летний и осенне-зимний циклы . Содержание хоровода мб по типу: вопрос-ответ). Если того требовало содерж-е песни, то внутри круга разыгр-ся какой-либо традиц. сюжет.

Хороводными называются в весенние игры-пляски с песнями. +аналогичные обрядности иного названия представляют собой остатки первоб. синкретизма поэзии, предш-го ее дифференц-и. В Х. элементы песни, драматического действия и пляски соединены еще неразрывно. Содержанием игры бывает как символизация явлений природы (напр. перелет птиц), так и подражание явлениям обыденной жизни (земледельческие работы, сватанье, брак). Х. водится во всякое время года даже зимой (в избах), но более всего весной и летом. Сходные игры приуроч. к весне и более всего к пасхальной неделе. Два представления - весны и любви-брака - являются основными в весенних хоровых играх обрядового характера, равно как и в хороводных. Детские игры часто являются результатом обветшания хоровой обрядности.

Лирика- поэтич. род устного художе. творчества. В нар.лирике слово и мелодия неразделимы. Глав.назнач-е лирич. песен- раскрывать мироощ-е народа путем непоср.выраж-я чувств, мыслей, впечатлений, настроений.

Голос: – частые (частый ритм, в унисон, 2 полухория) – частушка – романс (конец XVIII – нач. XIX вв.) – из городских письменных лит. традиций. Простой музыкальный состав, 4 стиха, рефрен (поэтическая структура). – протяжные – сложные многоголосные, слова почти невозможно услышать. Песни, сопровождающие движение: – трудовые (синхронизируют общее действие в артелях и др.): бойные, гребные и тягловые,

– игровые – организуют игру, напр., “Ручеек”. Есть определенный сюжет. – хороводные (танки/ корогодные от слова “город”) – на Пасху и Троицу, по престольным праздникам, поются девушками на выданье, в медленном ритме – плясовые – быстрые, с переменой мест, короткие тексты.

Необрядовая лирика не привязана к обряду.У нар. лирики нет авторов: это обобщ.подача чувств и эмоций. Она применима к чувствам любого человека. В Л.П. запечатл.отклики народа на события общ.-полит. жизни, выражение соц. эмоций , связанных с взаимоотнош-ми крестьян и их хозяев, принципы семейного и бытового уклада в старой деревне и, наконец,правила неписаннойнародной морали . Вы-деляют 2 основных типа русск. нар. Л.П.: частые и протяжные.

Частые : наиболее характерная черта этих песен – чёткость ритма в стихе и напеве. Это обусл. тем, что Ч.П. в первоистоках была связана с чётким ритмом пляски, лишь потом она отошла от своей моторной функции, став «весёлой» лирич. песней, к-я могла исполн.я и без движения. Кроме функции весёлой плясовой и шуточной песни, Ч.П. имели ещё один внутренний раздел – песни сатирические , кот. имели свою специфику, свою идейную направленность.

Протяжные : составляют осн. раздел традиц. Крестьянск. лирики; он не только богаче всех других народопесенн.разновидн-й по объёму, но и значит-е их по содерж-ю. В этих песнях глубже, чем в других, отразились осн. соц. проблемы русс.нар. жизни. Мелодия и текст протяжной песни находятся между собой в очень тесной связи. Внутри протяжн. песен намечаются 2 различных способа изображ-я быта и переж-й лирич. героев. В одном случае содерж-е песни связывается с теми или иными событиями обществ. или личн.характера и изла-гается в виде рассказа . Так постр. очень многие любовные и семейные, а также песни с тематикой отдельных соц. групп (рекрутские, ямщицкие). В другом случае Л.П. имеют хар-р интимных высказ-й, раздумий, жалоб, воспомин-й, возник. под влиянием эмоц. порыва и обычно не имеющих конкр-х сюжетных контуров. В песнях любовных , основной мотив, чаще всего – любовная тоска, встречи, разлуки, родительский гнев и запреты, часты темы измены, насильств. замужества. В песнях семейного цикла девушка, выданная замуж за нелюбимого, тоскует и жалуется, упрекая родителей; родители жалеют дочь и сокрушаются её судьбе и т.п. В песнях рекрутских осн. сюжетн.мотивами являются жеребьёвка, забирание в солдаты, горе рекрута, его родных и невесты, прощание с ним. В песнях солдатских – жестокость командиров, бесправное полож-е рядовых, чувство обречённости, охватывающее новобранца, смерть солдата на чужбине. Песни разбойничьи содержат мотивы глубокого соц. протеста и полны реалистич. картин, связанных с тюремным бытом, попытками к бегству, описывается позор публичных наказаний, ссылка солдата на каторгу

Можно разделять по функциям:

Лирические (исповедальные, песни для роздыха (игровые, плясовые и кадрильные), поцелуйные.

Существуют «мертвые песни», они хранятся в памяти, но как их исполнять, неизвестно.

тематическое деление по социальной принадлежности предложил Соболевский

1.Есть девичья- юношеская(любовная)

2.мужская- женская(семейно- бытовая)

3. рекрутские и солдатские

4.разбойничье

5. антикрепостнические

Колпакова предложила жанровое деление:

Песни заклинания, песни игровые, песни величальные и песни лирические.

Композиция лирических песен.

Диалог(но чистого диалога очень мало)

Повествовательные или описательные(вводная часть, а дальше диалог или монолог)

Особенности поэтики:

Аналогия между природным миром и внутренним миром человека(для всех типов) об этом писал Веселовский - «психологический параллелизм» еще одна разновидность параллелизма- отрицательный (чужая жена- лебедушка… своя- полынь…)

Цепочки - ступенчатая композиция, Антитеза, Зачин- он задает тон, вводит в курс дела, Концовки, Анафора, Тавтология, повторы. Значимы для смысла песни. (например невеста отказывает нескольким женихам) также повторы отдельных слов- лексические повторы. Усиливали худ. Воздействие песни.

Сравнения,

Метафоры. особо значим прием развернутой метафоры.

Гиперболы,

Эпитеты. Постоянные эпитеты. Они поэтически типизировали природу, быт, образ человека.

Уменьшит- ласкат суффиксы, Преобладание глагольных форм.

Логические нарушения привычны для лирических песен:

1.Временная несвязность эпизодов текста(разлучает нас неволя…. Много писем посылала….) временные показатели перепутаны.

2.пространственные нарушения(сад посреди леса)

Связь лирического текста на уровне переживаний, поэтому не очень важно.

Разные лирич. субъекты дают разную оценку ситуации в лирич песне, но т.к объекты едины, они сливаются. (что чужая жена- лебедушка белая, а своя-то жена- полынь горька трава… и тут же: никто травку не сорвет, никто девицу не любит, никто замуж не берет)

В Л.п. используется 2 худож. системы: 1. Описание; 2. Иносказание, постр. на символике. В песнях есть свой условн. язык, к-й сост-т из традиц. формул. Без их знания трудно понять содерж-е Л.п. В песнях внутр. состояние перед-я через внешн.(сидение – формула грусти, задумчивости.). Чувства человека раскр-ся в сопост-ие с природой. Природа одушевлена и поэтому часто становится главным героем . В л.п. богато представл. символика.Символы устойчивы,песенная символика восходит к архаич.представл-м. Символичны песенные персонажи, растения, животные. В песнях присутств-т богатая цветовая гамма.

Конец 20 века. Мальцев, анализируя тексты, пришел к выводу, что природа лир песен представляет собой набор поэтических формул.

Признаки формул: стереотипность, устойчивость и повторяемость. Формула- стабилизирующий фактор. Большую роль играют не внешние, а внутренние связи. Цепочное соединение относится к внешнему.

21 Фолькл. театр - традиц. Драматич. творчество народа. Типы народно- зрелищной культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д. В истории фольклора принято рассм-ть дотеатральный и театральный этапы нар.драм. тв-ва К дотеатр-м относятся театрализ-е элементы в календарных и семейных обрядах. 1. В календарных : символические фигуры масленицы, Купалы, ярилы, Костромы и проч., разыгр-е с ними сценок, ряженье. Видную роль играла аграрная магия, магические д-я и песни. (на зимние святки по деревне тянули плуг, посевали в доме зерном и т.д) с потерей магич. знач-я обряд - забава. 2. свадебный обряд тоже представлял собой театрализ. игру:распределение «ролей», последоват-ть сцен. Однако свадебный обряд не восприн-ся народом как театр-е действо. 3. в календарных и семейных обрядах участниками многих сцен были ряженые. На святки, масленицу, пасху они исполняли юмористические и сатирические сценки. Некоторые из них позже влились в народные драмы. 4. помимо обрядов, театр элементы сопровождали исполнение многих фольк жанров: сказок, шуточных песен и т.д. например, сказочник не просто рассказывал сказку, а жестикулировал, изменял голос, брал в руки какие-то предметы и т.д. фактически это была игра одного актера.

В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом Напевная речь в вокально-музыкальном произведении. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова «ета коса, коса, …из далече-далече, дивным дивно» (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов Жданова, «К литературной истории русской былевой поэзии» (Киев, 1881);: биться-ратиться, дани-пошлины, (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой («А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град…»). Нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня «Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии». К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию. Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием - эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы повторение гласных звуков и аллитерация повторение согласных звуков, дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

>> Учимся быть читателями. О былине

Былины - песни, но песни особые. Их ещё называют эпическими песнями, то есть песнями, которые рассказывают, повествуют о каких-либо событиях, объединённых одними и теми же персонажами (от греч. - слово, повествование, рассказ).

Былины имеют сюжет: изображение событий в развитии, персонажей - и действии. Былинное действие разворачивается всегда медленно и спокойно. Нередко былины начинаются с запева, прямо не связанного с содержанием, но настраивающего слушателей на определённый лад:

Высота ль, высота поднебесная,
Глубота, глубота - окиян-море,
Широко раздолье по всей земле,
Глубоки омуты днепровские...

После запева, если он есть, идёт зачин - начало рассказа:
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец...

Далее идёт основная часть - повествование о событиях и поступках героев. Певцы часто повторяют отдельные слова, словосочетания, стихи и значительные по объёму эпизоды. Так, четыре раза в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» говорится о страшном свисте Соловья, и этим привлекается внимание слушателей к грозной силе разбойника. Былину, как правило, венчает концовка, например: «Тут Илье и славу ноют» или «На том былинка и кончилась».

Богат, живописен, выразителен язык былин. Б былинах изображаются могучие герои, жестокие поединки, необычные происшествия. Этим можно объяснить довольно частое употребление в них такого художественного приёма, как гипербола (преувеличение). Богатырей отличает огромная физическая сила, они даже едят и пьют как существа необыкновенные: выпивают единым духом чару в полтора ведра. Богатыри бьются-рубятся с недругами по двенадцать дней «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжёлые палицы в поднебесье; их шлемы весят по нескольку пудов, мечи у них такие, что никому из простых смертных не поднять. Эти гиперболы - средство прославления героя, а также стремление ярко запечатлеть персонажей и их действия, выявить у слушателей удивление и восхищение.

Эпитеты создают н былинах особый - былинный, героический мир. Богатырь определяется как святорусский, могучий, сильный; князь Владимир - как ласковый, славный, красно солнышко, светлое солнце. Враг называется поганым, злым, проклятым, неверным, безбожным. Определяемое слово часто употребляется с одним и тем же эпитетом. Такие эпитеты называют постоянными. Например: добрый молодец, поле чистое, дорожка прямоезжая, голова буйна, плечи могучи, ноги резвые и т. п.

Большую роль в выражении исполнителями своего отношения к персонажам былин играют суффиксы. Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждались любимые герои (Ильюшенька, Добрынюшка, Алешенька), уничижительными и увеличительными - их противники (Идолище, Змеище и т. д.).

Итак, былины. - это народные героические песни эпического характера. Они рассказываются нараспев и строятся по определённому плану.

Язык былин отличается художественным богатством и выразительностью: повторами, гиперболами, постоянными эпитетами, сравнениями и др.

Закрепим новые знания
1. Объясните, почему былина - это народная героическая песня эпического характера.
2. Что общего между сказкой и былиной? Чем они различаются?
3. Проанализируйте построение былин, выделите в каждой былине значимые части: зачин, основную часть и концовку (если она есть).
4. Приведите примеры имеющихся в былинах гипербол, постоянных эпитетов, повторений и определите их роль.
5. Найдите в былинах слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и объясните, с какой целью они употребляются.
6. Что является характерным для исполнения былин?

Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. - К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. - Мова російська .

Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Былины строятся по определённому плану. Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник») . События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова. Например: Прямоезжая дорожка заколодела, Заколодела дорожка, замуравела. Или: Во стольном во городе во Киеве, У ласкового у князя у Владимира Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр. Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках) , называются общими местами. Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины: То старина, то и дёянье, т. е. так было в старину, это - быль. Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения) . Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней) . Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя» . Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку...дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь» . В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. Часто в былинах применяются сравнения: Нагнано-то силушки черным-черно, Черным-черно, как черна ворона. Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях, Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки, Употребляются отрицательные сравнения: Не сырой дуб к земле клонится, Не бумажные листочки расстилаются, Поклоняется сын перед батюшкой.. . Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть» ; «А орать да пахать да крестьяновати,» ; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось... » Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. стрелочки калёные» , «седёлышко» , «уздечки» , «войлочки» , «потнички» и т. д.

Большое значение для понимания древнерусской литературы имеет вопрос о том, каковы были особенности былин. Данный вид жанра был весьма популярен среди наших далеких предков, поэтому рассмотрение поставленной проблемы актуально до сих пор. Школьные занятия по литературе следует предварить небольшим объяснением учителя на поставленную тему, так как это поможет понять их содержание, черты стиля, смысл и идейную нагрузку.

Литературные приемы

Особенности былин можно легко проследить на основе наиболее известных произведений данного жанра. При прочтении хотя бы нескольких текстов сразу бросается в глаза такой прием, как повторения. С их помощью безымянные авторы добивались усиления главной идеи и основного смысла. Кроме того, таким образом древние сказители добивались особого звучания и певучести произведений.

Здесь следует отметить, что эти старинные эпические песни исполнялись в особенно торжественных случаях, поэтому очень важно было настроить слушателей на определенный лад. Исходя из вышесказанного, можно прибавить, что особенности былин отразили дух своего времени, когда военные предприятия княжеской дружины становились объектом уважения и прославления.

Роль эпитетов

Данное выразительности играет едва ли не самую важную роль в передаче словами визуальной картины происходящего. Неизвестные авторы не жалели красок, воспевая силу и мощь древних витязей и воинов. Особенности былин легко объясняются той целью, с которой они создавались: желание восхвалить и увековечить подвиги богатырей.

Чтобы подчеркнуть их славу и величие, певцы использовали одни и те же эпитеты, которые при постоянном повторении создавали в воображении слушателя выразительную и красочную картину боя. Как правило, эпитеты применялись к характеристике внешнего облика воина, его коня, а также противника. Необыкновенно красивы описания древнерусских городов: княжеских палат, дворцов, дружины.

Гиперболы

Художественные особенности былин отражают мышление средневекового русского человека, который был склонен возвеличивать подвиги своих любимых героев. С этой целью авторы использовали гиперболы, которые должны были поразить воображение слушателя. В самом деле, подвиги витязей преподносятся в необыкновенно эпических тонах. Например, в древних сказаниях богатырь одним взмахом и ударом разит противника, от удара копытом его коня земля дрожит и опадает листва с деревьев. Те же приемы применяются и к описанию отрицательных персонажей. Например, Соловей-разбойник так свистит, что всё живое вокруг разбегается, поднимается сильный ветер.

Ударения

Художественные особенности былин раскрывают и некоторые черты музыкального искусства наших предков. Эти старинные эпичные песни строились по особым правилам, которые придавали им певучесть, размеренность и определенный ритм звучания. В строчках этих произведений используется несколько ударений, как правило, три. Они ставились на третьих слогах от начала и от конца.

Данный принцип не был обязательным, однако применялся довольно часто. Такое исполнение придавало былине особую звуковую выразительность и эпичность. Впрочем, иногда для усиления певучести текста слоги пропевались как одно слово, без разделений и пауз.

Композиция

Не менее важен вопрос о том, какие особенности построения былины применялись наиболее часто. Все произведения рассматриваемого жанра начинались с зачина - вступительного слова, которое раскрывало время и место действия. Здесь следует обратить внимание школьников на высокую степень исторической достоверности: сказания всегда указывают реальный город, говорят о князе, правившем в то время, когда происходили описываемые события, иногда автор упоминал конкретные места, что придавало повествованию убедительность и правдивость.

Далее следуют завязка и кульминация, которые раскрываются буквально на одном дыхании, без пауз, промедлений или отступлений. Таким образом, сказители рисовали одну картину события, не давая слушателю отвлечься ни на одну минуту. Развязка наступала, как правило, довольно быстро: в ней говорится о тех почестях, которые принимал герой в награду за свой подвиг.

Тематика

Особенности русских былин раскрывают внутренний мир древнерусского человека. Благодаря этим удивительным сказаниям мы можем понять, что именно интересовало наших далеких предков. Разумеется, наиболее любимым сюжетом были истории о подвигах и ратных сражениях богатырей. Однако, помимо этого, существовали также темы, посвященные прославлению простых тружеников-земледельцев. Существовали былины о необыкновенных приключениях героев, например, большой популярностью пользовались сказки про купца Садко. В этих былинах прославляются не ратные доблести витязей, а такие черты персонажей, как хитрость, удальство, житейская мудрость, позволявшая им находить выход из самых трудных ситуаций.