Пять интересных фактов о никколо паганини. Никколо паганини интересные факты Какой скрипач играл на одной струне

Остается только горько сожалеть, что технический прогресс, который мы привыкли называть стремительным, все же иногда опаздывает. Из-за этого мы никогда не услышим, как играл на скрипке Николо Паганини. У нас остались только воспоминания современников. Маленький инструмент в руках гения не просто играл, он пел, разговаривал, выражал самые потаенные чувства человека. Перед слушателями возникали яркие картины жизни - звуки улицы, шум моря, плач ребенка, стоны страдания и крики радости. Зрители уходили с концерта потрясенные нечеловеческой виртуозностью игры музыканта. "Паганини мягким ударом смычка то уводил нас в самые солнечные выси, то открывал перед нами полные ужаса глубины", - писал поэт Генрих Гейне.

Паганини не любил вспоминать свое детство, прошедшее в итальянском городе Генуе. Да и что он мог вспомнить? С утра до ночи отец заставлял мальчика играть на скрипке, он видел талант сына и мечтал заработать на нем. Николо играл до изнеможения, до кровавых мозолей на пальцах. На любые мольбы о пощаде отец отвечал побоями или запирал мальчика в чулане без еды и питья. От такой жизни Николо часто болел, но, едва выздоровев, снова принимался за скрипку. У него были учителя - композитор Ньекко, педагог Коста, но достичь непревзойденной виртуозности ему помогли все же талант и нечеловеческий труд.

Паганини рано начал концертировать по городам Италии, и о нем сразу же заговорили как о "чуде". В шестнадцать лет музыкант освободился от опеки отца и уехал в Пизу, где его ждал громадный успех. С тех пор слава скрипача-виртуоза разнеслась по всей Европе. Но слава эта носила налет скандальности: и простые любители музыки, и профессионалы не могли понять, как ему удается так играть. По-ползли слухи, что скрипка Паганини - заговоренная, а сам он в обмен на мастерство продал душу дьяволу.

На самом деле музыкант много работал и неустанно открывал новые технические возможности своего инструмента. Он изобрел массу эффектов, сложных пассажей, которые, кроме него, никто не мог повторить. Он играл сложные произведения на двух и даже на одной струне.

Паганини был не только великим скрипачом, но и композитором. Его "24 каприса для скрипки соло" и сейчас под силу исполнить лишь самым выдающимся музыкантам, а тогда сыграть их мог только он один. Поэтому произведения композитора при жизни были мало известны.

В 1834 году Паганини поселяется в Парме: кочевая жизнь становится ему не под силу. Через четыре года впервые дает о себе знать тяжелая болезнь. Сын Ахиллино и друзья организуют Паганини поездки на курорты Франции, но все напрасно. В конце весны 1840 года музыкант умирает в Ницце. И даже после смерти душа его долго не находит покоя: католическая церковь запрещает хоронить артиста в Италии. Тридцать пять лет сын и друзья музыканта добиваются разрешения перенести его прах на родину.

Ныне в городском музее Генуи раз в году торжественно открывается заветная витрина, в которой хранится завещанная родному городу скрипка Паганини. Инструмент работы Гварнери дель Джезу на один вечер передается молодому музыканту, победителю конкурса имени Паганини. И вновь в переполненном зале звучит волшебная скрипка, возносятся чудесные звуки и кажется, что под сводами зала витает душа великого маэстро...

Это интересно

Существует легенда, что Паганини начал играть на одной струне после того, как его недоброжелатели перед концертом подпилили все остальные струны на скрипке. На самом деле эту идею подсказала музыканту одна его поклонница. Прослушав, как Паганини виртуозно сыграл композицию "Дуэт двух влюбленных" на двух струнах, она подошла к нему и сказала:

Маэстро, вы совершенно не оставляете шанса другим музыкантам превзойти вас. Пожалуй, это сможет сделать лишь тот, кто сыграет на одной струне, но это же невозможно!

Паганини запомнил ее слова и спустя несколько недель исполнил сонату на одной струне. Весть об этом неслыханном событии быстро облетела город и дошла до самых простых его жителей. Однажды музыкант опаздывал на концерт и нанял извозчика, который, узнав знаменитость, заломил за проезд цену в десять раз выше обычной. На недоуменный вопрос седока кучер спокойно ответил:

Ведь вы сейчас возьмете с каждого из слушателей по десять франков за возможность послушать, как вы играете на одной струне.

Хорошо, - не растерялся Паганини, - я заплачу вам десять франков, но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе.

"Моему другу Константину..."
Расскажу вам одну необыкновенную историю. Хотите, верьте- хотите, нет.
Все вы, наверное, слышали о великом итальянском скрипаче Никколо Паганини. Какую он сочинял музыку – волшебную! И многие люди завидовали таланту скрипача, пытались его предать забвению, как - нибудь унизить…
Поэтому кто-то на концертах Паганини подпиливал струны, чтобы он не мог сыграть свое произведение, например на одной струне. Но, обладая смекалкой, импровизацией и музыкальным слухом, он выходил на сцену и играл это произведение на одной струне.
Так вот однажды Паганини был приглашен выступать в оперном театре Ла-Скала -
самом известном здании оперы и театра в Европе. Выступал не для кого-то там, а для короля и королевы Италии: это была высокая честь для Паганини. И как раз к этому событию он закончил концерт для скрипки с оркестром на одной струне «соль».
Итак, театр Ла-Скала был уже заполнен. Все билеты были проданы, ведь выступал маэстро Никколо Паганини. Вот уже восседали в королевское ложе король с королевой.
Скрипач, стоявший за кулисами, слушал, как кто-то в партере говорил о Паганини:
- Паганини гений!
-И в чем же он гений?! Правду все говорят, что он продал душу дьяволу. И скрипка его заколдованная. И сам он как черт: бледный, горбатый, одна рука длиннее другой…
- Да ну тебя к черту, Клаус!
- Вот-вот, к черту!
Но не только Паганини был удивлен этим разговором. На другой стороне кулисы стоял Людвиг Шпор - немецкий скрипач, друг и ученик Паганини, не менее известный чем маэстро.
Услышав этот разговор, Шпора настигла страшная зависть. Он подумал, что если Паганини уже смог переплюнуть все скрипачей, то ему нет места на сцене. «Ну уж если он такой виртуоз, что может играть на одной струне, то пусть попробует сыграть ни на одной!» - подумал Шпор, зайдя в гримерную где лежала скрипка Паганини. Он взял в руки скрипку, и, тихо прошептав: «Cannone …», он ножом распилил струну «соль» и лихорадочно удалился из комнаты.
Естественно, никто не увидел этого злодеяния.
Зал был взволнован: где же маэстро? Конферансье театра позвал скрипача:
- Господин Никколо,- сказал конферансье - вас ждут!
- Спасибо,- ответил Паганини – только вот…Где моя скрипка?
- Она в гримерной, - ответил Шмидт, помощник Паганини.
И Паганини пошел в гримерную.
Представьте себе лицо скрипача, когда он открыл двери гримерной и увидел свою скрипку без струны!..
- КТО РАСПИЛИЛ МОЮ СТРУНУ!? – кричал Паганини в руках скрипку и смычок.
-Успокойтесь, господин Никколо,- отвечал конферансье – наверное, опять кто-то вам вредит.
- Вспомните, как вам распилили струны кроме одной?
- Конечно помню, - успокоился скрипач – только вот у меня сейчас ни одной струны! Даже запасной нету!
- Боже, что же делать! – Испугался конферансье - там полный зал, сам король с королевой…
- Нам поможет только чудо – сказал Шмидт.
На самом деле такой паники не было, но как вы сами знаете во всех сказочных историях должно быть напряжение и волнение…
Паганини был в безвыходном положении. Он не знал, что делать. Ведь весь зал ждет, когда же выйдет на сцену маэстро.
В отчаянии скрипач схватился за голову и выдернул до корней пучок волос.
Когда Паганини увидел в своих руках пучок этих длинных, толстых, черных волос, то он подпрыгнул от радости. В его голове зажглась искра идеи.
- Юлиус, - позвал маэстро Шмидта – принесите мне столярный клей! Мне кажется, я нашел выход из этого положения. Бредовая идея, но все же…
Когда его помощник принес раствор клея, то Паганини взял тот пучок волос, который он вырвал из своей гениальной, а может и безумной головы. Потом он аккуратно скрутил из волос веревку и концы склеил клеем, чтобы она не развязалась. Получилась длинная, прочная как струна нить.
- Господин Никколо,- проговорил конферансье - а вы уверенны, что это поможет?
-Думаю, что получится. - Сказал Паганини, натягивая «струну» на скрипку, - скажите залу, что я немного задержусь, пока я настраиваю скрипку.
Конферансье от испуга перекрестился.
- НЕ СМЕЙТЕ! - Яростно крикнул Паганини.
Бедный конферансье взял платок и, вытирая холодный пот со своего лица, побежал на сцену.
Король, который сидел в ложе занервничал:
- Почему так долго не выходит?
Сказав это, на сцену вышел конферансье, весь бледный от крика маэстро:
- Уважаемые дамы и господа! Простите за задержку но видите ли… Произошел маленький инцидент…Который в данный момент исчерпывается…
-Друг мой, - крикнул Паганини за кулисы - перестаньте нервничать и говорить ерунду!
В руках он держал скрипку с фальшивой струной «соль».
- Дамы и господа! Ваше величество и Ваше высочество! Маэстро Никколо Паганини!
- Удачи вам, господин Никколо. - Сказал Шмидт.
- Спасибо Юлиус, - сказал Паганини - я надеюсь, что впредь мы будем брать запасные струны.
Помощник улыбнулся. Скрипач, глубоко вздохнув широкими шагами, вышел на сцену. Зазвучали громкие аплодисменты. Он низко поклонился. Когда наступила тишина в зале, скрипач дал знак дирижеру. Дирижер поднял руку и оркестр приготовился. Паганини взял скрипку мастера Гварнери дель Джезу со струной «соль», и, взмахнув смычком, заиграл…
Звук у скрипки оказался немного не таким, как хотел Паганини, и он немного импровизировал. Какая музыка звучала… Зрители наслаждались мелодией, только сам маэстро нервничал, старался играть безупречно.
- Дьявол! Ей богу, дьявол! Только безумец может играть на струне из волос! – заволновался конферансье.
- Что вы действительно ерунду говорите? – сказал Шмидт – помяните мое слово: не будет такого человека как он…
Исполнив последний пассаж, зал взорвался громкими аплодисментами. Паганини был рад этому, но еще он был рад тому, когда ему на сцену какая-то девушка вручила ему букет роз.
Но что-то я совсем забыл о том, из-за кого произошел инцидент. А наш Людвиг Шпор, услышав сам концерт и после него громкие овации, то он разрыдался от стыда и раскаяния: «Нет! Он не продал душу дьяволу, у него этот дар от Бога!»
Когда Паганини зашел за кулису с букетом роз, то к нему подбежал Шпор. Со слезами на лице он признался в своем злодеянии и раскаялся в своем проступке, упав на колени. Скрипач поднял его и обнял:
- Не расстраивайся, дружище, я на тебя зла не держу…Главное, ты мне помог осознать, что мои волосы очень полезны, если их не стричь.
Тогда они засмеялись и пожали друг другу руки. Паганини предложил Шпору отметить этот день в ресторане.
«Существует легенда, когда Паганини сидел в тюрьме, то один монах, его старый друг, принес ему в камеру его скрипку. К несчастью, в поездке у скрипки порвались струны.
- Как же ты, Никколо, будешь играть на одной струне?- Спросил его монах.
- Просто, - ответил Паганини – давно мечтал поиграть на одной струне…
- А разве можно играть на одной струне?- перебил монах.
- Играть можно и без струн. - Лукаво ответил скрипач…»
«Полный вздор! – возмутился бы Шпор – Паганини был гений! И дар был его от Бога! Великий дар…»
Даже через много лет, когда скрипача не стало, Шпор вспоминал это день, называя его историей создания концерта для скрипки с оркестром на волоске.

«Начало карьеры – дар богов; остальное – тяжёлый труд»

Никколо Паганини

Итальянский скрипач-виртуоз и композитор.

Отец начал учить его музыке с 5 лет (по другим данным - с 8 ) и жестоко наказывал в случае неудачи... Никколо начал выступать как исполнитель с 11 лет и первый из скрипачей применил в концертной практике игру не по нотам, а наизусть.

Никколо Паганини развил необычайную силу мышц кисти – вот что вспоминает современник: «Я плохо понимал, чем был более захвачен: то ли его невероятной техникой, то ли сказочной силой пальцев, необычайной хваткой его левой руки, я недоумевал, как его узкие и тонкие пальцы могут производить впечатление такой потрясающей силы. Если бы он обладал рукой атлета, как мой немецкий коллега Шпор, это можно было бы ещё понять. А Никколо только рассмеялся в ответ на моё изумление: «Мои пальцы сильнее, чем можно себе представить!» - и, говоря это, взял хрустальную тарелку от овощей, стоявшую перед ним на столе, поместил её в руке так, что средний палец оказался сверху, а два других внизу. «Он для Вас сломает тарелку», - сказал Цуккани. И действительно, раздался сильный треск и тарелка разломилась надвое. Напрасно Цуккани и я ломали себе пальцы, чтобы таким же способом продемонстрировать свою силу. Никколо над нами посмеивался, как дьявол. Очевидно, его сухожилия и нервы, так же как и его сила воли, были стальными».

Григорьев В.Ю., Никколо Паганини. Жизнь и творчество, М., «Музыка», 1987 г., с. 43.

Никколо Паганини написал и исполнял произведения на одной скрипичной струне. Не понимая «как он это делает?», сплетники утверждали, что струна изготовлена скрипачом из кишок собственноручно убитой им любовницы… Но вот оценка игры на одной струне современного профессионала-скрипача:
« - А вы, подобно Паганини, могли бы сыграть на одной струне?
- Да, убирая три струны, я играл вариации Паганини, которые написаны именно для одной струны. Такая игра ненамного отличается от игры на инструменте с обычным количеством струн. Кроме чисто визуального, циркового эффекта в этом ничего особенного нет».

Викулова О., Сергей Стадлер: «Я никогда не играю для души», еженедельник «Телевидение и Радио», 2010 г., N 14, с. 33.

Современники отмечали, что «… после концертов у Паганини появлялись признаки, близкие к картине эпилептического припадка: подёргивались мышцы, кожа охлаждалась, пульс слабо прощупывался, на вопросы он почти не мог отвечать, будучи до 20-30 минут практически полуотключённым от внешнего мира. В своих письмах к Джерми артист часто упоминает о каком-то, как он называет, «электричестве», которое рождается в нём: «болезненно терзает, но выходит из меня на концерте с божественной гармонией». Когда же артист подолгу болел, то это «электричество» накапливалось, что было ещё более болезненным».

Григорьев В.Ю., Никколо Паганини. Жизнь и творчество, М., «Музыка», 1987 г., с. 80.

Искусство скрипичного исполнения последующих веков развивалось во многом под влиянием приёмов игры Никколо Паганини.

Оценивая гений Паганини, скрипач Д.Ф. Ойстрах писал в 1940 году: «Паганини являл собой удивительный комплекс, чудесное сочетание таланта, темперамента и поразительного умения использовать свои психофизиологические качества. Его искусство - плод труда и гения, интуиции и точного расчёта. Знание своего мышечного аппарата и умение приспособляться к нему, свойственные Паганини, могут служить примером для каждого скрипача-виртуоза».

Ойстрах Д.Ф., Воспоминания. Статьи, Интервью. Письма, М., «Музыка», 1978 г., с. 151.


Сын портового грузчика не только сумел стать знаменитым на весь мир – его игра на скрипке была такой виртуозной, что это породило невероятные слухи: скрипач заключил договор с дьяволом, а вместо струн на его скрипке натянуты кишки замученной им женщины. Паганини действительно играл так, что, казалось бы, это выходит за пределы человеческих возможностей, его успех у женщин был ошеломительным, а его персона была окружена ореолом таинственности.



Путь к славе у Паганини не был беспрепятственным. С детства ему приходилось терпеть тиранию отца, который заставлял его заниматься музыкой целыми днями, не позволяя выходить на улицу. От недостатка кислорода, движения и чрезмерных нагрузок мальчик впал в каталептическую кому. Родители посчитали его умершим и едва не похоронили. После болезни он не оставил занятий, и скоро слава о талантливом скрипаче вышла далеко за пределы Генуи.



В 8-летнем возрасте Паганини написал скрипичную сонату и несколько трудных вариаций. В юном возрасте он создал большую часть своих знаменитых каприччио, которые до сих пор остаются уникальным явлением музыкальной культуры. В игре на скрипке Паганини был настоящим виртуозом. Быстро освоив традиционную технику, он начал экспериментировать: имитировал пение птиц и человеческий смех, звучание флейты, трубы, рожка, мычание коровы, применял разнообразные звуковые эффекты.



В 19 лет он пережил первую и единственную настоящую любовь к женщине, имени которой он никогда не называл. Их роман продлился недолго, но оставил отпечаток на всей его жизни. С тех пор он чувствовал постоянное одиночество, несмотря на множество любовных связей.



Однажды Паганини заключил пари о том, что сможет дирижировать оркестром с помощью скрипки, на которой будут всего две струны. Ему удалось не только выиграть пари, но и произвести впечатление на сестру Наполеона Элизу Бонапарт – впечатлительная корсиканка от восторга потеряла сознание. Так начался их роман. Игра на двух струнах не стала переделом возможностей Паганини: в день рожденья Наполеона он превзошел самого себя, сыграв на одной струне. К Элизе скрипач быстро утратил интерес и увлекся другой сестрой Бонапарта Полиной Боргезе. Их связь была такой же недолгой.



Так же легко, как женщин, Паганини покорял города и страны. Ему рукоплескали в Италии, Австрии, Германии, Франции, Англии, Ирландии. Везде, где он появлялся, тут же случались забавные истории, порождавшие слухи. Генрих Гейне об этом писал во «Флорентийских ночах»: «Да, мой друг, справедливо то, что все про него говорят, – что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, черту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом».





После концерта в Вене один из слушателей утверждал, что он видел, как за спиной музыканта стоял дьявол и водил его рукой со смычком. Журналисты подхватили эту новость и сообщали ее вполне серьезно. На многочисленных карикатурах его изображали безобразным, в газетах характеризовали как жадного, скупого и мелочного человека, завистники и враги распускали о нем нелепые слухи. Дурная слава сопровождала его везде и всегда.

кто был адресатом «Лунной сонаты», или Почему Бетховена обвиняли в том, что его музыка слишком мрачна и угрюма

Остается только горько сожалеть, что технический прогресс, который мы привыкли называть стремительным, все же иногда опаздывает. Из-за этого мы никогда не услышим, как играл на скрипке Николо Паганини. У нас остались только воспоминания современников. Маленький инструмент в руках гения не просто играл, он пел, разговаривал, выражал самые потаенные чувства человека. Перед слушателями возникали яркие картины жизни - звуки улицы, шум моря, плач ребенка, стоны страдания и крики радости. Зрители уходили с концерта потрясенные нечеловеческой виртуозностью игры музыканта. «Паганини мягким ударом смычка то уводил нас в самые солнечные выси, то открывал перед нами полные ужаса глубины», - писал поэт Генрих Гейне.

Паганини не любил вспоминать свое детство, прошедшее в итальянском городе Генуе. Да и что он мог вспомнить? С утра до ночи отец заставлял мальчика играть на скрипке, он видел талант сына и мечтал заработать на нем. Николо играл до изнеможения, до кровавых мозолей на пальцах. На любые мольбы о пощаде отец отвечал побоями или запирал мальчика в чулане без еды и питья. От такой жизни Николо часто болел, но, едва выздоровев, снова принимался за скрипку. У него были учителя - композитор Ньекко, педагог Коста, но достичь непревзойденной виртуозности ему помогли все же талант и нечеловеческий труд.

Паганини рано начал концертировать по городам Италии, и о нем сразу же заговорили как о «чуде». В шестнадцать лет музыкант освободился от опеки отца и уехал в Пизу, где его ждал громадный успех. С тех пор слава скрипача-виртуоза разнеслась по всей Европе. Но слава эта носила налет скандальности: и простые любители музыки, и профессионалы не могли понять, как ему удается так играть. По-ползли слухи, что скрипка Паганини - заговоренная, а сам он в обмен на мастерство продал душу дьяволу.

На самом деле музыкант много работал и неустанно открывал новые технические возможности своего инструмента. Он изобрел массу эффектов, сложных пассажей, которые, кроме него, никто не мог повторить. Он играл сложные произведения на двух и даже на одной струне.

Паганини был не только великим скрипачом, но и композитором. Его «24 каприса для скрипки соло» и сейчас под силу исполнить лишь самым выдающимся музыкантам, а тогда сыграть их мог только он один. Поэтому произведения композитора при жизни были мало известны.

В 1834 году Паганини поселяется в Парме: кочевая жизнь становится ему не под силу. Через четыре года впервые дает о себе знать тяжелая болезнь. Сын Ахиллино и друзья организуют Паганини поездки на курорты Франции, но все напрасно. В конце весны 1840 года музыкант умирает в Ницце. И даже после смерти душа его долго не находит покоя: католическая церковь запрещает хоронить артиста в Италии. Тридцать пять лет сын и друзья музыканта добиваются разрешения перенести его прах на родину.

Ныне в городском музее Генуи раз в году торжественно открывается заветная витрина, в которой хранится завещанная родному городу скрипка Паганини. Инструмент работы Гварнери дель Джезу на один вечер передается молодому музыканту, победителю конкурса имени Паганини. И вновь в переполненном зале звучит волшебная скрипка, возносятся чудесные звуки и кажется, что под сводами зала витает душа великого маэстро…

Это интересно

Существует легенда, что Паганини начал играть на одной струне после того, как его недоброжелатели перед концертом подпилили все остальные струны на скрипке. На самом деле эту идею подсказала музыканту одна его поклонница. Прослушав, как Паганини виртуозно сыграл композицию «Дуэт двух влюбленных» на двух струнах, она подошла к нему и сказала:

- Маэстро, вы совершенно не оставляете шанса другим музыкантам превзойти вас. Пожалуй, это сможет сделать лишь тот, кто сыграет на одной струне, но это же невозможно!

Паганини запомнил ее слова и спустя несколько недель исполнил сонату на одной струне. Весть об этом неслыханном событии быстро облетела город и дошла до самых простых его жителей. Однажды музыкант опаздывал на концерт и нанял извозчика, который, узнав знаменитость, заломил за проезд цену в десять раз выше обычной. На недоуменный вопрос седока кучер спокойно ответил:

- Ведь вы сейчас возьмете с каждого из слушателей по десять франков за возможность послушать, как вы играете на одной струне.

Хорошо, - не растерялся Паганини, - я заплачу вам десять франков, но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе.