Раиса кудашева кем работала когда сочинила. Знакомимся иль вспоминаем

Страница:

Раиса Адамовна Кудашева (3 (15) августа 1878, Москва — 4 ноября 1964, там же) — советская поэтесса, писательница.

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.

Кудашева Раиса Адамовна

Урождённая белорусско-литовская княжна Гедройц из рода литовского происхождения. Отец — чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника.

О жизни известно мало. Окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой у князя Н. А. Кудашева, позже вышла за него замуж. По отзывам близких, обладала педагогическим даром. Работала учителем, а в советское время несколько десятилетий — библиотекарем. Похоронена в Москве на Пятницком кладбище- второй квартал 11 участка.

С детства писала стихи. Первое сочинение появилось в печати в 1896 году (стихотворение «Ручейку» в журнале «Малютка»). С тех пор стихи и детские сказки Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко» под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.». «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», — впоследствии говорила она. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру.

Урождённая княжна Гидройц. Отец - чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника.

О жизни

О жизни известно мало. Окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. По отзывам близких, обладала педагогическим даром. Работала учителем, а в советское время несколько десятилетий - библиотекарем.

Литературная деятельность

С детства писала стихи. Первое сочинение появилось в печати в 1896 году (стихотворение «Ручейку» в журнале «Малютка»). С тех пор стихи и детские сказки Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко» под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.». «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», - впоследствии говорила она. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру.

Песенка про ёлочку

В декабре 1903 года в новогоднем номере журнала «Малютка» было напечатано стихотворение «Ёлка», подписанное псевдонимом «А. Э». Стихотворение, положенное два года спустя на музыку Леонидом Бекманом, обрело всенародную славу, но имя его истинного автора долгое время оставалось неизвестным. Раиса Адамовна не знала, что «Ёлочка» стала песенкой. Только в 1921 году совершенно случайно, когда она ехала в поезде, услышала, как девочка поёт её «Ёлочку». Стихотворение было вновь переиздано перед самым началом войны в 1941 году в сборнике «Ёлка» (М.-Л.: Детиздат, 1941). Составительница сборника Эсфирь Эмден специально разыскала автора стихотворения и указала фамилию Кудашевой в тексте.

Существует легенда, что авторство Кудашевой было раскрыто при вступлении в Союз писателей СССР. По одной версии, однажды в кабинет Максима Горького постучалась пожилая женщина, которая сообщила, что хотела бы вступить в его организацию. Когда Горький поинтересовался, что же она написала, женщина ответила: «Только детские тоненькие книжки». На это Горький ответил, что в его организацию принимают только серьёзных авторов, написавших романы и повести. «Нет, так нет», - ответила на это женщина и пошла к выходу, а потом обернулась, и спросила: «Может, вы слышали хоть одно моё стихотворение?» и прочла Горькому знаменитые строки: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зелёная была». Услышав эти строки, Горький тут же принял Кудашеву в Союз писателей. По другой версии, эта история произошла с Александром Фадеевым. Фадеев спросил: «Так это Вы написали?». И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочёл эти стихи и плакал, как плачут все дети, когда доходят до последних строк стихотворения. Он вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Ещё одна версия этой истории рассказана в письме вдовы поэта Николая Адуева к писателю Виктору Конецкому :

Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Стёпка-растрёпка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум»… С 1948 года после многолетнего перерыва вновь стали печататься сборники её произведений: «В лесу родилась ёлочка…», «Ёлочка», «Лесовички», «Петушок» и других.

Известность и признание пришли к писательнице лишь в конце 1950-х годов, когда ей шёл уже седьмой десяток. В то время были напечатаны два интервью с писательницей: одно - в «Огоньке», другое - в «Вечерней Москве». В «Огоньке» - единственная сохранившаяся фотография Раисы Адамовны в очень преклонном возрасте.

Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Фадеев велел ее впустить. Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в руках, и сказала:

— Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.
Фадеев, не зная как быть, сказал:
— Вы действительно стихи пишете?
— Писала, печатали когда-то.
— Ну, хорошо, — сказал он, чтобы кончить это свидание, — прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…

— Так это вы написали? — воскликнул изумленный Фадеев. По его распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь (1878-1964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. Работала учителем, а в советское время — библиотекарем. В молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.

* * *
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

* * *
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?

* * *
Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок...
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.

***
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!

Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в Рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.

В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872-1939). Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине — приемной дочери Е.Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории. Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.

Рождение песни произошло 17 октября 1905 года — в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

По воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так:

«17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем — «Оленька-певунья».

Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия "Елки" перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898)

и с немецкой студенческой песней начала XIX века "Wir hatten gebauet ein stattliches Haus".

Тем не менее, о «Елке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать все более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь звучала под каждой елкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым — в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!

После своих речей о домогательствах, депутат Государственной думы Раиса Кармазина стала звездой интернета. Фраза «Ко мне никто не домагивался. Была в триста раз красивее, чем они! И не глупее их! 50 лет работаю — 49 лет стажа будет 1 июля — с 18 лет, никто не домагивался! Никто не домагивался! Не давала повода и не давала ничего! А если бы кто домогнулся — влепила бы!», — моментально разошлась на мемы. А мы решили по этому поводу вспомнить биографию Раисы Васильевны.

К сожалению, о временах 50-летней давности фотосвидетельств не сохранилось, и посмотреть на в триста раз более красивую, чем журналистки сейчас, Раису Васильевну не получится. Кадров того нежного возраста, когда домагивавшегося до Кармазиной ждала не только «влепка», но и уголовный срок, тоже. Так что придется довольствоваться скупыми биографическими данными.

Родилась будущая народная избранница в казачьем Ростове-на-Дону 9 января 1951 года. Свое казачье происхождение Раиса Васильевна и по сей день подчеркивает при каждом удобном случае.

«Я казачка, и у нас, если девушка выходила замуж за парня, который не служил... считалось, что он негожий, неслужённый. Я считаю, должны быть ещё и общественные меры воздействия — это презрение к тому, кто не отдал свой долг», — говорила Раиса Кармазина на заседании Государственной думы.

В 1977 году Кармазина окончила Ростовский институт народного хозяйства и переехала в Норильск, где в 1978 году поступила на службу в органы финансового управления и федерального казначейства Норильска в Красноярском крае, где, не давая повод и не давая ничего, проработала до 1998 года. Кстати, судя по этим датам, трудовой стаж депутат, видимо, отсчитывает не с начала работы в финансовом ведомстве, а с каких-то других дат и работ, в официальной биографии не отраженных.

Параллельно складывалась законотворческая карьера Ларисы Васильевны. Уже через два года после начала работы финансистом она становится депутатом Норильского горсовета, где трудится до 1990 года.

Последние годы СССР стали временем нового витка карьерного роста Кармазиной. В 90-м она становится депутатом Краевого совета депутатов, а в 94-м, после вторичных выборов, избирается в депутаты только что появившегося законодательного собрания. Правда, в 95-м не фартануло, и Кармазина, шедшая в ЗС от проправительственного движения «Наш дом Россия» по Енисейскому округу, проиграла выборы суперпопулярному в то время борцу с коррупцией Нелли Жуковой. Время до 1997 года было первым и пока последним перерывом в депутатской деятельности Раисы Васильевны.

В 1997-м Кармазина возвращается в ЗС, где занимает пост председателя постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике. В 2000-м норильская казачка переходит в партию «Единство», ставшую впоследствии «Единой Россией», и уже не покидает её.

Кстати, к этому периоду относится старейшая из доступных в интернете фотография Раисы Васильевной. Размещена она в авторской статье депутата о Съезде депутатов 1998 года и содержит фото того же периода.

Депутатом Государственной думы от «Единой России» Кармазина становится в 2003 году. Теперь она будет выигрывать все думские выборы. В нынешней думе она занимает сразу несколько важных постов: первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член комитета ГД по бюджету и налогам, член комиссии ГД по вопросам депутатской этики.

Коллеги по думе характеризуют Кармазину как душу компании. «Вставить веселое и даже крепкое слово Раиса Кармазина умеет. Это ее качество це­нят многие коллеги по фракции. Владислав Третьяк, прославленный хоккеист и депутат, напрямую обращается на заседании комитета: Раиса Васильевна, спасайте патовую ситуацию — срочно расскажите анекдот!», — утверждает газета «Тувинская правда».

Нельзя сказать, что до истории про «домагивания» Раиса Васильевна вела себя незаметно, выделяясь среди сослуживцев только красотой и экстравагантной прической.

Первый раз Кармазина оскандалилась после принятия закона о запрете на усыновление российских детей гражданами США. Официально закон носит название «Законы Димы Яковлева» в честь погибшего в приемной семье мальчика из России, оппозиция же прозвала документ «Законом подлецов». После его принятия Кармазина в интервью красноярскому каналу «Прима» заявила, что поддерживает закон, хотя его не читала. Дело было в 2012-м году.

В том же 2012-м Кармазина еще раз попала в новости, на этот раз как жертва ограбления. Неизвестные вынесли из квартиры депутата деньги и украшения.

Возможно, именно нанесенный ворами ущерб заставил Кармазину в 2013-том снова привлечь всеобщее внимание, потребовав поднять зарплату депутатам, до министерского уровня.

«Когда же наконец мы будем получать зарплату такую, как у министров?» — посетовала она на заседании бюджетного комитета Госдумы. Кармазина заметила, что за девять с лишним лет ее депутатства зарплаты индексировались лишь дважды».

Так как зарплата депутата в то время составляла 150 тысяч рублей, население заявлением Кармазиной было несколько фраппировано.

В 2017-м, после выхода фильма Навального о Медведеве, Кармазина в очередной раз показала, что для того чтобы составить о каком-то явлении свое мнение, знакомиться с ним не обязательно. Я не читала этой «статьи» заявила она и добавила

«Мало ли что там пишет Навальный, он кто такой? Прокурор, [сотрудник] СК РФ? Он просто гражданин. Это его личное дело, понятное; человек, который лезет в политику, который ничего не сделал для страны, вообще ничего, ноль! И я его комментировать не собираюсь. Пусть сначала бревно в глазу вытащит».

Но уровня сегодняшней славы депутат от Красноярского края еще не достигала. Так что именно эта неделя может считаться пиковой в карьере Раисы Кармазиной.

От редакции

«Проспект Мира» присоединяется к бойкоту Госдумы и членов комитета по этике, которые оправдали действия своего коллеги в частности — представляющую в российском парламенте Красноярский край Раису Кармазину.


Псевдонимы:

Раиса Адамовна Кудашева (урождённая княжна Гедройц) – русская и советская поэтесса и писательница - родилась в семье Адама (чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника) и Софьи Гедройц (в девичестве Холмогоровой). Потом у супругов Гедройц появились на свет еще три девочки.

Первые стихи написала еще в детстве, но первое её стихотворение «Ручейку» было опубликовано в 1896 году в журнале «Малютка», когда за плечами остались годы учебы в начальной школе и в женской гимназии госпожи Пуссель. Тогда её стихи печатались в таких женских журналах, как «Подснежник», «Светлячок» , «Солнышко» и «Малютка» . В значительной части они представляли собой авторизованные поэтические переводы детских стихов европейских авторов. Также Кудашева известна как переводчица в прозе. В 1899 году была напечатана в журнале «Русская мысль» её единственная повесть для взрослых «Лери».

Но самой известной и знаменитой работой стал стишок «Ёлка», который в 1905 году был положен на музыку композитором Л. Бекманом и получил название «В лесу родилась Ёлочка». Долгое время песенка считалась народным творчеством. Собственно, скромность самой Кудашевой, подписывающей свои публикации криптонимом «Р.К.», немало тому и поспособствовала. А сам криптонимом «Р.К.» - многими воспринимался как «перевёртыш» псевдонима князя Константина Романова.

Кудашева, с юности сохранявшая инкогнито, признавалась впоследствии: «Я не хотела быть известной, но не писать не могла », да и в высших кругах во времена её юности сочинительство считалось делом несколько предосудительным. Только в 1941 году Детиздат ЦК ВЛКСМ выпустил, наконец, сборник песен «Ёлка», где были раскрыты эти таинственные буквы. Составительница сборника писатель и редактор Эсфирь Эмден , готовя сборник, выяснила, что так подписывала свои стихотворения, сказки, рассказы, печатавшиеся в дореволюционных изданиях, детская писательница Раиса Адамовна Кудашева.

Что касается личной жизни, то после смерти отца Раиса была вынуждена наняться гувернанткой «в хороший дом». Князь-вдовец Алексей Кудашев три года присматривался к благородной и воспитанной барышне, пока не сделал предложение. Мальчик обожал мачеху, кстати, и сочинила-то «Елочку» Раиса именно в подарок своему воспитаннику Алеше. Но безмятежный период продолжался недолго. Во время Первой мировой войны пасынок погиб на фронте, муж не смог перенести потери и умер, Раиса Адамовна осталась совсем одна. В советское время, лишившись состояния и скрывая своё дворянское происхождение, жила в коммуналке, работала учительницей, а затем довольно длительное время библиотекарем.

Слава детской писательницы пришла лишь в начале 1950-х годов, когда советской писательской элите стало известно, что именно она является автором слов знаменитой песенки. Её приняли в Союз Писателей СССР, поставили на довольствие литератора по высшему разряду и стали печатать произведения после многолетнего перерыва. В новогоднем номере журнала «Огонек» 1958 года вышла небольшая заметка о Кудашевой: «Раиса Адамовна сейчас находится на пенсии. С белоснежными волосами, с приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она похожа на добрую бабушку из сказки» .

И началась волна популярности. Корреспонденты просили об интервью, издательства предлагали сотрудничество. В одном из писем Раиса Адамовна с грустью признавалась: «Не по силам затеяла дело. Слишком поздно эта история подошла ко мне. Если бы хоть немного пораньше» . Кстати, о мегапопулярности своей «Елочки» Кудашева узнала совершенно случайно, лишь в начале 20-х годов, когда однажды она ехала в поезде и пожилая попутчица, гордясь своей внучкой, попросила ее спеть чудесную песенку...

В 1958 году Раиса Кудашева признавалась корреспонденту «Огонька», что задумала повесть о мальчике. Ее действие должно было происходить в годы Великой Отечественной войны. Все детали были обдуманы, но перенести идеи на бумагу, имея восемьдесят лет за плечами, нелегко, и замысел остался, по-видимому, невоплощенным.

Скончалась Р.А. Кудашева 4 ноября 1964 года в Москве, похоронена на Пятницком кладбище, на скромной могильной плите - слова из песенки про елочку.

Фантастическое в творчестве:

Писательница представлена на Фантлабе как автор волшебных сказок.

© (по материалам сети)

Примечание к биографии:

  • Интернет-журнал любителей русской словесности. Выпуск 107, часть 1: .
  • Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней». История одной ёлочки .
  • По многим сайтам «кочует» утверждение, что Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек. Возможно, оно основано на многочисленных переизданиях «Ёлочки», возможно, частично и на каких-то журнальных публикациях начала ХХ века, приписываемых Кудашевой. По крайней мере, каких-то ссылок на конкретные произведения, кроме приведённых в библиографии, обнаружить не удалось.
  • В начале 2000-х годов сын родной сестры Раисы Кудашевой - писатель Михаил Холмогоров - предпринял попытку оформить (как единственный родственник) авторские права на литературное наследие. Но попытка оказалась неудачной: когда Раиса Кудашева скончалась, срок действия авторского права был другим и он давно истек, а закон обратной силы не имеет.