Шостакович краткая биография для детей. Биография шостаковича

Физико-математического факультета Петербургского университета, был сыном сосланного в Сибирь революционера, впоследствии занявшего пост управляющего иркутским отделением Сибирского торгового банка. Мать, урожденная Софья Кокоулина, дочь управляющего золотыми приисками, занималась по классу фортепиано в Петербургской консерватории.

Первоначальное музыкальное образование Дмитрий Шостакович получил дома (уроки фортепиано у матери) и в музыкальной школе в классе Глиссера (1916-1918). К этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки. Среди ранних произведений Шостаковича — "Фантастические танцы" и другие пьесы для фортепиано, скерцо для оркестра, "Две басни Крылова" для голоса с оркестром.

В 1919 году 13-летний Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова), где занимался по двум специальностям: фортепиано — у Леонида Николаева (окончил в 1923 году) и композиции — у Максимилиана Штейнберга (окончил в 1925 году).

Дипломная работа Шостаковича — Первая симфония, премьера которой состоялась в мае 1926 года в Большом зале Ленинградской филармонии, принесла композитору мировую известность.

Во второй половине 1920-х годов Шостакович концертировал как пианист. В 1927 году на первом Международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена (Варшава) он был награжден Почетным дипломом. С начала 1930-х годов выступал в концертах реже, главным образом, участвуя в исполнении собственных произведений.

В годы учебы Шостакович также работал пианистом-иллюстратором в ленинградских кинотеатрах. В 1928 году работал в театре Всеволода Мейерхольда как заведующий музыкальной частью и пианист, тогда же написал музыку к спектаклю "Клоп", поставленному Мейерхольдом. В 1930-1933 годах был заведующим музыкальной частью в Ленинградском Театре рабочей молодежи.

В январе 1930 года в ленинградском Малом оперном театре состоялась премьера первой оперы Шостаковича "Нос" (1928) по одноименной повести Николая Гоголя, которая вызвала противоречивые отклики критики и слушателей.

Важнейшим этапом творческой эволюции композитора стало создание оперы "Леди Макбет Мценского уезда" по Николаю Лескову (1932), воспринятой современниками как произведение, по драматизму, эмоциональной силе и виртуозности музыкального языка сравнимое с операми Модеста Мусоргского и "Пиковой дамой" Петра Чайковского. В 1935-1937 годах опера исполнялась в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Цюрихе, Кливленде, Филадельфии, Любляне, Братиславе, Стокгольме, Копенгагене, Загребе.

После появления в газете "Правда" статьи "Сумбур вместо музыки" (28 января 1936 года), обвинившей композитора в чрезмерном натурализме, формализме и "левацком уродстве", опера была запрещена и снята с репертуара. Под названием "Катерина Измайлова" во второй редакции опера вернулась на сцену лишь в январе 1963 года, премьера состоялась в Академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Запрет этого произведения стал причиной психологического кризиса и отказа Шостаковича от работы в оперном жанре. Его опера "Игроки" по Николаю Гоголю (1941-1942) осталась незавершенной.

С этого времени Шостакович сосредоточился на создании произведений инструментальных жанров. Им были написаны 15 симфоний (1925-1971), 15 струнных квартетов (1938-1974), фортепианный квинтет (1940), два фортепианных трио (1923; 1944), инструментальные концерты и другие произведения. Центральное место среди них заняли симфонии, большинство из которых воплощают в себе антитезу сложного личного бытия героя и механистической работы "машины истории".

Широкую известность получила его 7-я симфония, посвященная Ленинграду, над которой композитор работал в первые месяцы блокады в городе. Впервые симфония была исполнена 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде в Большом зале филармонии оркестром радио.

Среди наиболее значительных произведений композитора других жанров — цикл 24 прелюдий и фуг для фортепиано (1951), вокальные циклы "Испанские песни" (1956), пять сатир на слова Саши Черного (1960), шесть стихотворений Марины Цветаевой (1973), сюита "Сонеты Микеланджело Буонарроти" (1974).

Шостакович также написал балеты "Золотой век" (1930), "Болт" (1931), Светлый ручей" (1935), оперетту "Москва, Черемушки" (1959).

Дмитрий Шостакович вел преподавательскую деятельность. В 1937-1941 годах и в 1945-1948 годах он преподавал инструментовку и композицию в Ленинградской консерватории, где с 1939 года занимал должность профессора. Среди его учеников был, в частности, композитор Георгий Свиридов.

С июня 1943 года по приглашению директора Московской консерватории и своего друга Виссариона Шебалина Шостакович переехал в Москву и стал преподавателем композиции и инструментовки Московской консерватории. Из его класса вышли композиторы Герман Галынин, Кара Караев, Карэн Хачатурян, Борис Чайковский. Учеником Шостаковича по классу инструментовки был известный виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович.

Осенью 1948 года Шостакович был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий. Поводом к этому послужило Постановление ЦК ВКП(б) об опере Вано Мурадели "Великая дружба", в котором музыка крупнейших советских композиторов, в том числе Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатуряна, объявлялась "формалистической" и "чуждой советскому народу".

В 1961 году композитор вернулся к педагогической работе в Ленинградской консерватории, где до 1968 года руководил несколькими аспирантами, в числе которых были композиторы Вадим Биберган, Геннадий Белов, Борис Тищенко, Владислав Успенский.
Шостакович создавал музыку для кино. Один из его маленьких шедевров — мелодия "Песни о встречном" для кинофильма "Встречный" ("Нас утро встречает прохладой", на стихи ленинградского поэта Бориса Корнилова). Композитор написал музыку к 35 кинофильмам, среди них "Броненосец "Потемкин" (1925), "Юность Максима" (1934), "Человек с ружьем" (1938), "Молодая гвардия" (1948), "Встреча на Эльбе" (1949), "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1970).

9 августа 1975 года Дмитрий Шостакович скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Композитор был почетным членом Шведской Королевской академии музыки (1954), Итальянской академии "Санта-Чечилия" (1956), Королевской академии музыки Великобритании (1958), Сербской академии наук и искусств (1965). Являлся членом Национальной академии наук США (1959), членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств (1968). Он был почетным доктором Оксфордского университета (1958), Французской академии изящных искусств (1975).

Творчество Дмитрия Шостаковича было отмечено различными наградами. В 1966 году он был удостоен звания Героя социалистического труда. Лауреат Ленинской премии (1958), Государственной премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственной премии РСФСР (1974). Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени. Командор Ордена искусств и литературы (Франция, 1958). В 1954 году удостоен Международной премии Мира.

В декабре 1975 года имя композитора было присвоено Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) филармонии.

В 1977 году именем Шостаковича в Ленинграде (Санкт-Петербурге) названа улица на Выборгской стороне.

В 1997 году в Петербурге во дворе дома на Кронверкской улице, где жил Шостакович, открыт его бюст.

Трехметровый монумент композитора установлен на углу улицы Шостаковича и проспекта Энгельса в Петербурге.

В 2015 году в Москве перед зданием Московского международного Дома музыки был открыт памятник Дмитрию Шостаковичу.

Композитор был трижды женат . Первой его супругой была Нина Варзар, которая скончалась после 20 лет брака. Она родила Шостаковичу сына Максима и дочь Галину.

Непродолжительное время его женой была Маргарита Кайонова. С третьей супругой, редактором издательства "Советский композитор" Ириной Супинской, Шостакович прожил до конца своих дней.

В 1993 году вдова Шостаковича основала издательство DSCH (монограмма), главная цель которого — выпуск полного собрания сочинений Шостаковича в 150 томах.

Сын композитора Максим Шостакович (1938 года рождения) — пианист и дирижер, ученик Александра Гаука и Геннадия Рождественского.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Этот поразительный человек, вопреки заблуждениям, был самым настоящим перфекционистом. По словам его дочери, он был буквально «одержим чистотой и порядком». Он мог держать в голове целые симфонии, до того, как записать их на бумаге, а еще отправлял письма самому себе, чтобы проверить, насколько ответственно трудятся сотрудники почты. Большая часть жизни композитора Шостаковича Дмитрия Дмитриевича прошла в непростое время правления Сталина, когда его то возвышали до небес, то объявляли фактически врагом народ. Давайте вместе разберемся, как сложилась его судьба и чем завершился непростой жизненный путь.

Дмитрий Шостакович: биография человека, способного держать удар

Кто такой Шостакович сегодня знает не каждый, но стоит исправить это недоразумение, ведь его вклад в развитие музыки двадцатого века неоценим и признан выдающимся. Его творчество оказало огромное влияние на его современников, а также многочисленных последователей. Будучи чрезвычайно эмоциональным, внутренне раскрепощенным человеком, настолько работоспособным, что мог спать по три-четыре часа в сутки, он создал такие музыкальные шедевры, которые, по мнению экспертов, да и простых слушателей, обладают высокой художественной ценностью.

Разнообразие жанров, в которых писал свои музыкальные произведения Дмитрий Дмитриевич Шостакович действительно колоссально. Он умел невероятно красиво сочетать ладовую музыку с тональной и атональной. В его работах «большой стиль» умело переплетен с традиционализмом, экспрессивными нотами и модернизмом.

Любимые композиторы Шостаковича оказали на его творчество огромное влияние. Он обожал слушать и разбирать творения великого австрийца Густава Малера, непонятные и запутанные произведения Модеста Мусоргского, новаторские эксперименты Сергея Прокофьева и даже последователя неоклассицизма Игоря Стравинского. Вникая в классические и авангардные течения, он умудрился скомпилировать нечто свое, абсолютно самобытное, яркое, а главное, доступное для каждого слушателя.

Все, что написал Шостакович за свою жизнь подчинено гармонии, что и стало отличительной чертой его музыки в общем. Используя в качестве основы для своих произведений мажорно-минорную тональность, он умел качественно применить особенные звукоряды-модализмы, придавал своей музыке вполне узнаваемую характерность, которую более поздние исследователи его произведений называли «ладами Шостаковича».

Рождение будущего музыканта: из Сибири с любовью

Можно было бы предположить, что предки великого музыканта тоже занимались музыкой, тогда было бы понятно, откуда сам Шостакович получил свой уникальный дар. Но на самом деле он происходил из семейства врачей. Его прадед Петр причислял себя к крестьянам, однако служил ветеринарным врачом. Дед будущего композитора Болеслав принимал участие в революционном движении, за что и был сослан, но стал почетным гражданином Иркутска. Когда он получил право передвигаться по стране, решил остаться в Сибири, подальше от досужливых глаз.

Отец музыканта, Дмитрий Болеславович, решил в середине девяностых годов девятнадцатого века отправиться в Петербург, чтобы поступить на обучение в Петербургский университет, по окончании которого стал трудится в Палате мер и весов. В смутные времена пятого года он сам вышагивал к Зимнему, а в его шестом в его квартире печатали листовки и прокламации. Революционная деятельность становилась традицией в семействе Шостаковичей.

Но и по материнской линии все было в точности так же. Дед по матери тоже был родом из Сибири, в свое время переселился поближе к золотым приискам в Бодайбо, где вместе с супругой занимались улучшением положения рабочих. Мать композитора звали Софья Васильевна, в девичестве Кокоулина, училась музыке в Петербурге, где брат и познакомил ее с Шостаковичем Дмитрием Болеславовичем.

Лютой питерской зимой, в феврале 1903 года Софья Васильевна и Дмитрий Болеславович обвенчались и стали жить вместе. В октябре на свет появилась старшая сестра Мария. Проживало семейство во втором доме по Подольской улице, который лично Менделеев снимал для сотрудников Палаты. Именно там 12 сентября 1906 года, в семействе Шостаковичей появился на свет мальчик, которого решено было назвать Дмитрием в честь отца. Имеется у него еще и младшая сестрица Зоинька.

Детство и юность, вдохновленного Эвтерпой

В пятнадцатом году прошлого века девятилетний Дима поступает в Коммерческую гимназию Марии Шидловской. Именно в это же время он впервые услышал случайно был отведен с классом на «Сказку о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова, что произвела на него просто шокирующее впечатление. После этого юный Шостакович окончательно решает, что в жизни он будет заниматься музыкой и ничем иным.

Летом 1919 года его слушал Александр Глазунов, который хвалил композиторские способности парня, однако Александр Зилоти, ученик самого Листа, послушав сочинения мальца, сказал, что таланта у него, конечно, нет, но пусть играет, если имеется охота. В том же девятнадцатом году Дмитрий в тринадцать лет поступил в Петроградскую консерваторию. Димочка Шостакович был ответственным, прилежным и трудолюбивым учеником, она уже на первом году обучения написал «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца».

Разруха, голод, Гражданская война и революция, смена власти и все остальное, что происходило вокруг композитора, отходило на второй план, когда он творил. В 22-м году умер отец, оставив семейство на грани гибели, все голодали, Диме сделали сложную операцию и ему пришлось устроиться тапером в кинотеатр, где публика некрасиво кричала «Долой пианиста!», и пьяные бросали в него яблоками. Помог снова Глазунов, он добился дополнительного пайка и государственной стипендии для юного дарования.

В двадцать третьем консерватория была закончена по классу фортепиано, а в двадцать пятом по классу композиции. В 1927 году он принял участие в престижном конкурсе в Варшаве, после чего получил даже почетный диплом. Там его и заметил немецкий прославленный дирижер Бруно Вальтер, который попросил прислать партитуру ему в Берлин. Написанную уже к тому времени первую симфонию исполняли в Германии, затем во Франции и Соединенных Штатах, это было признание и успех.

Музыкальное творчество композитора

С конца двадцатых, начала тридцатых годов двадцатого века в жизни Дмитрия Шостаковича происходили кардинальные перемены. Он буквально горел своей музыкой, к примеру, сильно впечатлившись хоровым пением он пишет «Симфоническое посвящение Октябрю», а также «Первомайскую симфонию». В двадцать восьмом году он даже некоторое время работает пианистом в театре Всеволода Мейерхольда, по его личному приглашению.

Наследие композитора Шостаковича

Симфонии

  • Симфония No 1 f-moll, соч. 10 (1924-1925).
  • Симфония No 2 H-dur «Октябрю», соч. 14, с финальным хором на слова А. Безыменского (1927).
  • Симфония No 3 Es-dur «Первомайская», соч. 20, с финальным хором на слова С. Кирсанова (1929).
  • Симфония No 4 c-moll, соч. 43 (1935-1936).
  • Симфония No 5 d-moll, соч. 47 (1937).
  • Симфония No 6 h-moll, соч. 54 (1939) в трёх частях.
  • Симфония No 7 C-dur «Ленинградская», соч. 60 (1941).
  • Симфония No 8 c-moll, соч. 65 (1943), посвящена Е. Мравинскому.
  • Симфония No 9 Es-dur, соч. 70 (1945) в пяти частях.
  • Симфония No 10 e-moll, соч. 93 (1953).
  • Симфония No 11 g-moll «1905 год», соч. 103 (1956-1957).
  • Симфония No 12 d-moll «1917 год», соч. 112 (1959-1961),
  • Симфония No 13 b-moll, соч. 113 (1962) в пяти частях, для баса, хора басов и оркестра на стихи Е. Евтушенко.
  • Симфония No 14, соч. 135 (1969) в одиннадцати частях, для сопрано, баса, струнных и ударных на стихи Ф. Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера и Р. М. Рильке.
  • Симфония No 15 A-dur, соч. 141 (1971).

Оперы и оперетты

  • Нос. Опера в 3 действиях на либретто Шостаковича, Прейса, Ионина и Замятина по одноимённой повести Н. В. Гоголя, соч. 15 (1928).
  • Леди Макбет Мценского уезда. Опера в 4 действиях на либретто Шостаковича и Прейса по одноимённому роману Н. С. Лескова, соч. 29 (1932).
  • Москва, Черёмушки. Оперетта в 3 действиях на либретто В. Масса и М. Червинского, соч. 105 (1958).

Для фортепиано

  • Соната No 1 D-dur, соч. 12 (1926).
  • Пять прелюдий (1921).
  • Три фантастических танца, соч. 5 (1922).
  • «Афоризмы», десять пьес, соч. 13 (1927).
  • Двадцать четыре прелюдии, соч. 34 (1933).
  • «Детская тетрадь», семь пьес, соч. 69 (1945).
  • «Семь танцев кукол» (1952).
  • Сюита fis-moll для двух фортепиано, соч. 6 (1922).
  • «Весёлый марш» для двух фортепиано (1949).
  • Тарантелла для двух фортепиано (1954).

Балеты

  • Золотой век. Балет в 3 действиях на либретто А. Ивановского, соч. 22 (1930).
  • Болт. Хореографический спектакль в 3 действиях на либретто В. Смирнова, соч. 27 (1931).
  • Светлый ручей. Комический балет в трёх действиях с прологом на либретто Ф. Лопухова и А. Пиотровского, соч. 39 (1935).

Это только верхушка огромного айсберга музыкального наследия, которое было оставлено потомкам от великого композитора двадцатого века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Годы жизни Шостаковича прошли преимущественно в тяжелые и смутные времена для страны и самого композитора. Ему непросто было пройти этот путь, но он сделал это, несмотря ни на что. В тридцатых годах его опера «Леди Макбет Мценского уезда» буквально подняла сильную «волну». Сперва приняли ее довольно благосклонно, но потом разразился скандал. На премьеру в Ленинграде приехал сам Сталин, который высказался однозначно – сумбур какой-то, а не музыка. На следующий день, в газете «Правда» была напечатана разгромная статья, после чего Шостакович приостановил репетиции своей первой серьезной и зрелой работы Четвертой симфонии. Впоследствии исполнят ее только в шестьдесят первом, почти через тридцать лет после вышеозначенных событий.

  • В тридцать седьмом Шостакович вел классы в Ленинградской консерватории, а в тридцать девятом уже получил почетное звание профессора.
  • В ноябре того же года была представлена публике Шестая симфония Шостаковича, которая была признана линией партии правильной и патриотичной, отвечающей всем веяниям времени.
  • На пороге Великой Отечественной в сороковом году Шостаковича эвакуируют. Он начинает писать свою Седьмую симфонию «Ленинградскую», которая впервые была исполнена в Куйбышеве весной сорок второго.
  • Спустя год, в 1943-м Шостакович завершает еще одну свою большую работу — Восьмую симфонию, посвященную Мравинскому.
  • В том же году Шостакович вернулся из эвакуации, переехал в Москву и вплоть до сорок восьмого года занимался преподаванием композиции в консерватории.

В том же сорок восьмом году, неожиданно для всех выходит пресловутое постановление Политбюро, в котором «громились» разные советские композиторы, а вкупе с ними и сам Дмитрий Дмитриевич. Их обвиняли в декадентстве, заигрывании с Западом, формализме и пресмыкательстве перед капитализмом. Композитора уволили с работы, перестали играть. Однако работать он таки не прекратил, хотя находился фактически под постоянным прессом номенклатуры.

Широкое общественное признание в СССР и за рубежом

Несмотря на все перипетии, в 1949 году Дмитрий Шостакович отправляется впервые за границу, а именно на конференцию в защиту мира в Нью-Йорк. Спустя год, он получил и Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах», чтобы написана в «большом стиле». В пятидесятых он побывал в Лейпциге на родине Баха, чем невероятно впечатлился, да так, что по возвращении сразу же стал писать 24 Прелюдий и Фуг, а в 52-м были впервые сыграны «Танцы кукол» для фортепиано без оркестра.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1966).
  • Три ордена Ленина (1946; 1956; 1966).
  • Орден Октябрьской Революции (1971).
  • Орден Трудового Красного Знамени (1940).
  • Орден Дружбы народов (1972).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
  • Народный артист РСФСР (1947).
  • Народный артист СССР (1954).
  • Народный артист БАССР (1964).
  • Сталинская премия 1 степени (1941).
  • Сталинская премия 1 степени (1942).
  • Сталинская премия 2 степени (1946).
  • Сталинская премия 1 степени (1950).
  • Сталинская премия 2 степени (1952).
  • Ленинская премия (1958).
  • Государственная премия СССР (1968).
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974).
  • Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1976 - посмертно).
  • Международная премия Мира (1954).
  • Премия им. Я. Сибелиуса (1958).
  • Премия Леони Соннинг (1973).
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1958).
  • Серебряный командорский крест ордена Почёта за Заслуги перед Австрийской Республикой (1967).
  • Почётный диплом на I Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (1927).
  • Приз I Всесоюзного кинофестиваля за лучшую музыку к фильму «Гамлет» (Ленинград, 1964).

Организации

  • Член КПСС с 1960 года
  • Доктор искусствоведения (1965)
  • Член Советского комитета защиты мира (с 1949 года), Славянского комитета СССР (с 1942 года), Всемирного комитета защиты мира (с 1968 года)
  • Почётный член Американского института искусств и литературы (1943), Шведской королевской музыкальной академии (1954), Итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965)
  • Почётный доктор музыки Оксфордского университета (1958)
  • Почётный доктор Северо-Западного университета в Эванстоне (США, 1973)
  • Член Французской академии изящных искусств (1975)
  • Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член британской Королевской академии музыки (1958).
  • Почётный профессор Мексиканской консерватории.
  • Президент общества «СССР-Австрия» (1958)
  • Депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов.
  • Депутат Верховного Совета РСФСР 2-5-го созывов.

В пятьдесят третьем и четвертом годах он продолжил плодотворно трудиться и даже написал музыку к открытию ВСХВ, за что и получил звание Народного артиста СССР. Вплоть до начала шестидесятых, когда Шостакович вступил в КПСС, все его творчество наполнено оптимизмом. Вместе с другими музыкантами в 1962 году Дмитрий Дмитриевич побывал на Эдинбургском фестивале, большинство произведений на котором принадлежало его персональному авторству, это был успех и фурор. После смерти Хрущева оптимизм в музыке мэтра поутих, стали снова появляться трагические и депрессивные нотки. Последним сочинением Шостаковича в 72-году стала Соната для альта и фортепиано.

Личная жизнь и смерть музыкального гения: запомнить в нотах

Как считали близкие Дмитрия, а также члены его семьи, он был «довольно робким юношей, в отношении противоположного пола, хотя к мальчишечьим шалостям никогда не испытывал отвращения». То есть он был горазд подложить кнопки на учительский стул, исправить плохие оценки в дневнике, но вот с девочками становился стеснительным, мямлил и опускал глаза. В тринадцать лет он влюбился в девчушку Наташку Кубе, которой посвятил целую музыкальную прелюдию. Правда, в десять лет оценить подарок Наташа так и не смогла, чем разочаровала юного гения.

Жены и дети

В 1923 году молодой Дмитрий Шостакович неожиданно познакомился со своей одногодкой Танечкой Гливенко и влюбился. Однако пожениться им было не судьба, робкий юноша упустил момент и Таню позвал замуж однокурсник, а она согласилась, так и не дождавшись предложения от «милого очкарика». Спустя три года, Дмитрий встретил девушку стал просить ее уйти от мужа, но она уже была беременна и просила не тревожить и никогда не вспоминать о ней.

Уяснив, что возлюбленная утрачено безнадежно, Дима решает жениться на своей знакомой Нине Васильевне, урожденной Вазар, студентке самого Абрама Иоффе, по профессии астрофизик. Она забросила науку, которой горела и полностью отдалась мужу и детям.

  • Галина (1936 года рождения), ставшая пианисткой и пожившая восемьдесят два года.
  • Максим (1938 года рождения), в будущем пошел по стопам отца и стал композитором и дирижером, проживший восемьдесят лет.

Этот брак продлился более двух десятков лет, пока Нина не скончалась от болезни на руках рыдающего мужа. После этого он женился на сотруднице ЦК ВЛКСМ Маргарите Кайновой, однако долго прожить с заядлой номенклатурщицей так и не смог и брак распался. Третий раз Дмитрий женился только в шестьдесят втором году, на Ирине Антоновне, в девичестве Супинской. Она была главным редактором журнала «Советский композитор», а заодно и дочкой репрессированного Сталиным ученого. Вместе с композитором она прошла весь тяжкий путь взлетов и падений, вплоть до самой его кончины.

В Память о Дмитрии Дмитриевиче

Огромный вклад в музыкальное искусство был внесен Шостаковичем, потому забыть о нем потомки просто не могли. Он сам всегда считал, что музыку пишет «не для чего-то, а почему», то есть он не работал ради славы, денег, благосостояния или даже безопасности, а потому, что она из него льется, исходит изнутри. После его смерти Питерская филармония стала называться его именем. В честь него названо множество улиц, площадей, а также ему открыты памятники в разных городах нашей страны.

В восемьдесят восьмом году на широкие экраны вышел британский фильм, под названием «Свидетельство» (Testimony) по мотивам книги знаменитого писателя, блогера, журналиста и музыковеда Соломона Волкова. Роль Дмитрия в нем исполнил Бен Кингсли. С 1996 года присуждается даже премия имени Шостаковича с легкой руки альтиста, педагога и дирижера, Юрия Башмета.

Кончина великого человека

Шостакович никогда не прекращал работать, но в последние годы своей жизни он стал довольно часто и сильно болеть. От постоянного курения и стресса, а может и по иным причинам, у него развился рак легких, который не давал дышать, мучил, изводил. Композитор сильно похудел, выглядел изможденным, постоянно испытывал сильные боли. Усугубляла ситуацию неопознанная болезнь мышц ног, которую он неизменно связывал со своим раком.

Жарким деньком девятого августа 1975 года, когда солнце особо сильно разогревало стены и крыши столицы, тяжелая болезнь свела в могилу великого композитора, настоящего русского гения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. На следующий день он был похоронен на втором участке Новодевичьего кладбища, где покоится множество великих и достойных личностей.

Интересные факты из жизни Шостаковича

Многие, судя по судьбе и музыке Шостаковича, думают, будто он был сухарем и педантом, но это не совсем верно. Это был жизнерадостный и веселый человек, у которого, как и у каждого, бывают трудные периоды в жизни. Стоит рассказать несколько интересных фактов из жизни, чтобы максимально «очеловечить» композитора в глазах потомков.

  • Дмитрий Дмитриевич был большим поклонником, или лучше сказать, настоящим фанатом футбола. Он даже собирался ехать в шестьдесят шестом на матч, но помешал инфаркт. Даже за день до своей кончины он вымолил у докторов разрешение посмотреть матч по телевизору.
  • Считается, что кабинетный рояль Шостаковича, из-за пагубного пристрастия к игре в карты, был проигран им, благодаря чему впоследствии проявился и был продан за баснословную сумму. Сперва, чтобы выкупить обязательства, ему пришлось продать его Клавдии Ивановне Шульженко. От этих картишек композитор страдал часто, ему постоянно указывало на этот порок советское правительство и партия, но остановится он никак не мог, а может, и не желал.
  • Во время генеральной репетиции Четырнадцатой симфонии Шостаковича, а именно во время проигрывания то части, где звучали слова Рильке «Всесильна смерть…», из зала вывалился, пошатываясь, пожилой джентльмен. Им оказался безжалостный критик композитора Апостолов. Потому весь культурный бомонд страны обсуждал не премьеру новой симфонии, а именно иронию судьбы и смерть недоброжелателя.

В принципе, Шостакович прожил длинную и счастливую жизнь. В то время как многие его приятели и друзья сидели в лагерях, он писал музыку. Музыка провела его сквозь огонь и медные трубы и не дала погибнуть, хотя и неоднократно тащила его на самое дно. Справиться Дмитрию Дмитриевичу удалось, он умер в глубокой старости, взрастив детей и учеников, а память о нем не померкнет никогда.

ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ: «ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!»

Истинный масштаб композитора Дмитрия Шостаковича , широко известного не только в России, но и за ее пределами, можно только определить словами “великий, талантливый”. Чем талантливее человек, тем меньше за всеми его достижениями мы замечаем именно самого человека. Критики и музыковеды пишут большие статьи о том, что хотел показать композитор в том или ином своем произведении. Какие эмоции или переживания бурлили в нем во время написания произведения. Но, по большому счету, это всего лишь догадки. За сухими фразами: талантливый композитор, пианист, дирижер и общественный деятель мы теряем образ человека, а видим только его наружную, затрепанную внешнюю оболочку. не исключение из правил…

Цветочки

Личная жизнь композитора вызывает интерес у многих биографов, музыкантов, искусствоведов и многочисленных поклонников. Любопытно, что, обладая удивительным музыкальным талантом, даром виртуозного пианиста, – добившись славы и признания, Дмитрий Дмитриевич Шостакович был очень не уверен и робок с женщинами.

Шостакович родился в Петербурге 1906 года в семье химика и пианистки и уже с ранних лет увлекся игрой на фортепиано. Дмитрий был худеньким бессловесным мальчиком, но за за роялем перерождался в дерзкого музыканта.

В 13 лет юный композитор влюбился в 10-летнюю Наталью Кубе. Воздыхатель посвятил ей небольшую прелюдию. Тогда Дмитрию казалось, что это чувство останется с ним на всю жизнь. Однако первая любовь постепенно угасла, но желание сочинять и посвящать свои произведения любимым женщинам у композитора осталось на всю жизнь.

Ягодки

Отучившись в частной школе, молодой человек поступил в Петроградскую консерваторию и успешно ее окончил в 1923 году. В то же время в жизни начинающего композитора появилась девушка, в которую он влюбился с новой, уже юношеской страстью. Татьяна Гливенко была ровесницей Шостаковича , хороша собой, прекрасно образована и отличалась живым и веселым нравом. Завязалось романтичное и долговременное знакомство. В год встречи с Татьяной впечатлительный Дмитрий принялся за создание Первой симфонии.

Через три года в Петербурге состоялась премьера этого музыкального произведения, облетевшего спустя много лет весь мир. Глубина чувств, которые выразил молодой композитор в симфонии, была вызвана и начавшейся болезнью Дмитрия , которая появилась вследствие бессонных ночей, любовных переживаний и развивающейся на этом фоне тяжелейшей депрессии. Испытывая самые нежные чувства к любимой, Шостакович не думал о предстоящем браке даже через несколько лет знакомства.

Скрытые страсти Дмитрия Шостаковича

Татьяне хотелось детей и законного мужа. И однажды она открыто заявила Дмитрию, что уходит от него, приняв предложение руки и сердца от другого поклонника, за которого вскоре и вышла замуж.

Композитор даже не попытался остановить девушку от столь решительного шага, и тогда Татьяна предпочла больше не поддерживать с ним никаких отношений. Но забыть Татьяну не получилось: композитор продолжал встречать ее на улице, писать пылкие письма, говорить о любви уже супруге другого мужчины. Через три года, все-таки набравшись смелости, он попросил Гливенко уйти от мужа и стать его женой, но та не восприняла предложение Шостаковича серьезно. К тому же она в то время уже ждала ребенка. В апреле 1932 года Татьяна родила сына и попросила Шостаковича навсегда вычеркнуть ее из своей жизни.

Окончательно убедившись, что любимая к нему никогда не вернется, в мае того же года композитор женился на молодой студентке Нине Варзар. Этой женщине предстояло провести с Дмитрием Дмитриевичем более двадцати лет, родить композитору дочь и сына, пережить измены мужа и его увлечения другими женщинами и умереть раньше обожаемого супруга.

После смерти Нины Шостакович женился еще два раза: на Маргарите Кайоновой, с которой прожил непродолжительное время, и на Ирине Супинской, окружившей уже стареющего мужа теплотой и заботой, которые сохранились в их семье до конца жизни великого русского композитора.

Шостакович-музыкант

Дела сердечные не мешали, а наоборот всегда помогали композитору творить. Тем не менее очень сложно переплести две ветви жизни, потому что в каждой из них он одновременно очень разный и одинаковый. Одинаков в достижении поставленной цели, а отличие заключается в том, что все-таки в отношениях с музыкой Шостакович был решительнее.

Итак, окончив консерваторию по классам фортепиано и композиция, Шостакович в качестве дипломной работы сдал уже известную Первую симфония. Дмитрий собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени в Варшаве он получил почетный диплом (композитор играл сонату собственного сочинения). К счастью необычный талант музыканта заметил один из членов жюри конкурса, австро-американский дирижер и композитор Бруно Вальтер, который предложил Шостаковичу сыграть ему на рояле еще что-нибудь. Услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин, и затем исполнил Симфонию в текущем сезоне, тем самым сделав русского композитора знаменитым.

В 1927 году произошли еще два значительных события в жизни Шостаковича . Знакомство с австрийским композитором Альбаном Бергом вдохновило Дмитрия Дмитриевича приняться за написание по Гоголю. Еще после одного знакомства Шостакович создал знаменитый в наши дни свой Первый фортепианный концерт.

Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х, написаны следующие две симфонии Дмитрия Шостаковича .

Гонения Дмитрия Шостаковича

Опера «Леди Макбет Мценского уезда» поставлена в Ленинграде в 1934. Первоначально ее приняли с восторгом, но через полтора сезона неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати и была снята с репертуара.

В 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии – произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича . Однако композитор благоразумно приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой, понимая, что в атмосфере начавшегося в стране государственного террора, когда ежедневно арестовывались представители творческих профессий, исполнение ее могло быть воспринято властью как вызов. 4-я Симфония впервые была исполнена в 1961.

А в 1937 году Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию. «Правда» прокомментировала произведение фразой: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». Отношения с властью на время наладились, но с этого момента жизнь Шостаковича приобрела двойственный характер.

А дальше была война…

Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде, Шостакович начинает работать над 7-й симфонией – «Ленинградской». Она впервые была исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года.

в каске пожарного на обложке журнала Time за 1942 год

В 1943-м композитор переезжает в Москву и до 1948 года преподает в Московской консерватории. После завершения войны композитор пишет 9-ю Симфонию. В советской прессе появились статьи недоуменных рецензентов, ожидавших от главного музыкального «соцреалиста» страны громоподобного гимна победе, а вместо этого получивших малогабаритную симфонию «сомнительного» содержания.

После грома, прогремевшего сначала в 1946-м над целым рядом известных писателей, в 1948-м сталинские власти принялись «наводить порядок» и в Союзе Композиторов, обвинив многих мастеров в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинен в профнепригодности и изгнан из Московской консерватории. Снова «не вовремя» создан вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», и вновь композитор оказался под ударом – как «потворник безродных космополитов и врагов народа». Первый скрипичный концерт в связи с этими событиями был скрыт композитором, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955-м.

Как и прежде положение вновь спасает вовремя выпущенное в свет «правильное» музыкальное произведение.

Нет конца

Вот на таких волнах прошла практически вся творческая жизнь Шостаковича . Дальше было вынужденное вступление в партию и множество других переживаний и падений, но больше было все-таки взлетов (в плане успеха произведений композитора в родной стране и за рубежом).

В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака легких. умер в Москве 1975 года и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Сегодня Шостакович – один из самых исполняемых в мире композиторов вообще, и первый среди композиторов XX века в частности. Его творения – это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи ужасных страданий, выпавших на XX век, где глубоко личное переплетается с трагедией человечества.

Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича – симфонии и струнные квартеты – в каждом из них он написал по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний – Пятая и Восьмая, среди квартетов – Восьмой и Пятнадцатый.

сын Максим

В одном из писем маме писал: «Любовь действительно свободна. Обет, данный перед алтарем, это самая страшная сторона религии. Любовь не может продолжаться долго… моей целью не будет связать себя браком».

«Я хочу, чтобы после исполнения симфонии слушатели уходили с мыслью: жизнь прекрасна!» – .

Обновлено: Ноябрь 26, 2017 автором: Елена

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября (12 сентября по старому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге. Отец – Дмитрий Болеславович Шостакович (1875-1922) – работал в Палате мер и весов. Мать – Софья Васильевна (Кокоулина, 1878-1955) – окончила Петербургскую консерваторию и с раннего детства привила любовь к музыке своему сыну.
Первые уроки музыки Дмитрию давала мама, а уже в 1915 году начинается его серьезное музыкальное обучение с начала в Коммерческой гимназии Марии Шидловской и с 1916 года в частной школе И.А. Гляссера. К этому времени относятся его первые опыты сочинения музыки. В 1919 году поступает в Петроградскую консерваторию. После смерти отца в 1922 году Дмитрию приходится искать работу. Он подрабатывает пианистом в кинотеатре и продолжает обучение. В этот период большую помощь ему оказал директор консерватории А.К. Глазунов. В 1923 году оканчивает консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 году по классу композиции, но продолжает обучение в аспирантуре, совмещая с преподаванием. Дипломной работой стала Первая симфония, которая приносит Шостаковичу мировую известность. Первое исполнение симфонии за рубежом состоялось в 1927 году в Германии. В этом же году на Международном конкурсе пианистом имени Шопена получает почетную грамоту.
В 1936 году Сталин посещает оперу «Леди Макбет Мценского уезда», после чего в газете «Правда» выходит критическая статья «Сумбур вместо музыки». Ряд произведений композитора попадают под запрет, который будет отменен только в шестидесятых годах. Это подталкивает Шостаковича отказаться от оперного жанра. Выход Пятой симфонии композитора в 1937 году комментирует Сталин словами: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». С 1939 года Шостакович – профессор Ленинградской консерватории. Война застает Дмитрия Дмитриевича в Ленинграде, где он начинает писать Седьмую («Ленинградскую») симфонию. Первое исполнение состоялось в Куйбышеве в 1942 году, а в августе того же года и в Ленинграде. За эту симфонию Шостакович получает Сталинскую премию. С 1943 году преподает в Москве.
В 1948 году выходит постановление Политбюро, в котором резкой критике подвергаются видные советские композиторы: Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и другие. И как последствие, обвинение в профнепригодности и лишения званий профессора Ленинградской и Московской консерваторий. В этот период Шостакович “пишет в стол” музыкальную пьесу «Антиформалистический раек», в которой высмеивает Сталина и Жданова и постановление Политбюро. Пьеса впервые исполняется только в 1989 году в Вашингтоне. Тем не менее Шостакович демонстрирует покорность власти и этим избегает более тяжких последствий. Пишет музыку к фильму «Молодая гвардия». И уже в 1949 году его даже выпускают в США в составе делегации в защиту мира, а в 1950 получает Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах». Но вот к преподавательской деятельности он возвращает только в 1961 году, занимаясь с несколькими аспирантами в Ленинградской консерватории.
Шостакович был трижды женат. С первой женой Ниной Васильевной (Варзар, 1909-1954) он прожил до ее смерти в 1954 году. У них было двое детей Максим и Галина. Второй брак с Маргаритой Кайновой быстро распался. С третьей женой Ириной Антоновной (Суспинская, родилась в 1934) Дмитрий Дмитриев прожил до своей смерти. Дети у него были только от первого брака.
Во многих европейских академиях и в США Шостакович был почетным членом (Королевская академия музыки Великобритании, Французская академия изящных искусств, Национальная академия США и другие).
Последние годы жизни Шостакович боролся с раком легких. Умер Дмитрий Дмитриевич Шостакович 9 августа 1975 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сообщение о Дмитрии Шостаковиче кратко расскажет Вам о биографии и творчестве великого русского советского композитора, пианиста и преподавателя.

Дмитрий Шостакович краткая биография

Дмитрий Шостакович появился на свет 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Часто по вечерам в их доме устраивались концерты, которые сыграли свою роль в развитии и становлении Шостаковича, как настоящего музыканта и личности. Первую работу – фортепианную пьесу, написал в 9 лет. В возрасте 13 лет поступает в Петроградскую консерваторию на класс фортепиано и композиции. Через 2 года, желая улучшить финансовое положение семьи, начинает работать музыкальным иллюстратором. Юноша прекрасно импровизировал, сочинял музыкальные картины прямо на ходу. В 18 лет Дмитрий сочинил первую симфонию, которую в 1926 году исполнили на ленинградской большой сцене. Уже спустя несколько лет она звучала в залах Германии и Америки. Так к Шостаковичу пришел успех.

После окончания консерватории он не мог определиться, кем он хочет быть – исполнителем или автором. Одно время старался совмещать, но до 30-х годов ХХ века выступал сольно. Шостакович исполнял Листа, Баха, Шопена, Прокофьева, Чайковского. В 1927 году в Варшаве на Международном конкурсе им. Шопена ему вручили почетный диплом.

Через некоторое время он отказался от славы пианиста и начал искать свой стиль путем множества экспериментов. Дмитрий Шостакович пробовал себя в песнях, опере, музыке для театра и кино, балетах и фортепианных пьесах, а также симфониях.

В 1937 году он стал вести в Ленинградской консерватории класс композиции. Спустя 2 года Шостакович стал профессором. В годы Великой отечественной войны композитор остался в блокадном Ленинграде и работал над своей 7-й симфонией. Ее исполнили 29 марта 1942 года в Доме Союзов в Колонном зале. За симфонию ему вручили Сталинскую премию.

Композитор в 1943 году переезжает в Москву и вплоть до 1948 года занимается преподаванием в Московской консерватории. Отношения с советской властью у Шостаковича были непростые. Его то ставили под цензуру, то награждали своей благосклонностью. Вследствие этого у него развились признаки постоянной неуверенности и затравленности. В 1957 году Шостаковича взяли на пост секретаря Союза композиторов СССР и Союза композиторов РСФСР.

  • Хобби композитора Шостаковича – футбол. Он не только увлекался этим видом спорта, но и окончил школу футбольных судей.
  • Каждый раз, когда он собирался жениться, вмешивалась его мать. Она не позволила Дмитрию связать себя узами брака с Таней Гливенко – дочкой известного лингвиста. Ей не понравилась и вторая избранница сына — Нина Вазар. Но, спустя несколько лет Нина и Шостакович все-таки поженились. В браке родилось 2 детей, сын Максим и Дочь Галина.
  • Он был карточным азартным игроком. Композитор в молодости выиграл большую сумму денег, на которую Дмитрий купил себе кооперативную квартиру.
  • Великий пианист много болел. Но врачи не смогли поставить ему точный диагноз. Только спустя годы Дмитрию диагностировали опухоль, которую уже было поздно лечить.
  • Был соавтором гимна Советского Союза. Интересно, что композитор не любил политический строй Советского Союза и когда получил партийный билет, то плакал.

Шостакович интересные факты из жизни Вы можете дополнить через форму комментариев.