Гамма: мажорная, минорная и параллельная тональность

Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности — гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

3 ВИДА МАЖОРА: ПЕРВЫЙ — НАТУРАЛЬНЫЙ

Натуральный мажор — это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ . Подробнее можно почитать об этом здесь.

Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

3 ВИДА МАЖОРА: ВТОРОЙ — ГАРМОНИЧЕСКИЙ

Гармонический мажор — это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно — она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

В до мажоре появился ля-бемоль — признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре — ре-бемоль.

3 ВИДА МАЖОРА: ТРЕТИЙ — МЕЛОДИЧЕСКИЙ

Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки -VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы — увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные — рекомендую вам в этом разобраться.

Мелодический мажор — это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки — шестая и седьмая (VIb и VIIb).

Нотные примеры мелодического вида — тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:

Итак, существуют три вида мажора . Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз — понижать седьмую и шестую ступени).
___________________

Три вида мажорного лада

Чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют три вида: натуральный, гармонический и мелодический. Основа у всех видов одна. В гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступени (VI и VII) . В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

Натуральный мажор.

Натуральный мажор - это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора натуральный в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.
Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: 1т-1т-0,5т-1т-1т-1т-0,5т.


Вот примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный С (до мажор) , гамма G (соль мажор) в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального F (фа мажор) :




Гармонический мажор.

Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIь) . Эта шестая ступень понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. И лад приобретает восточный оттенок.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей: С (до мажор) , G (соль мажор) и F (фа мажор) .


В C (до мажоре) появился aь (ля-бемоль) – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В G (соль мажоре) появился знак eь (ми-бемоль), а в F (фа-мажоре) – dь (ре-бемоль).

Мелодический мажор.

Как и в мелодическом миноре, в мажоре изменяются сразу две ступени – VI и VII , только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются . Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем .

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.
Мелодический мажор – это мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступени – шестая и седьмая (VIb и VIIb).
Нотные примеры мелодического мажора — тональности С (до мажор), G (соль мажор) и F (фа мажор):




В мелодическом C (до мажоре) в нисходящем движении появляются два «случайных» бемоля – bь (си-бемоль) и аь (ля-бемоль). В G (соль мажоре) сначала отменяется F# (фа-диез) - понижается седьмая ступень, а затем появляется бемоль перед нотой e (ми) - понижается шестая ступень. В мелодическом F (фа мажоре) появляются два бемоля: еь (ми-бемоль) и dь (ре-бемоль).

Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).

Rating 4.81 (18 Votes)

Какие еще существуют популярные звуковые ряды, которые могут придать музыке особенный характер?

Вы изучили мажорный лад и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное - соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад. Т.е. как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и использовать вместо, например, большой секунды - малую? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно. Как у художников есть огромная палитра цветов, так и у музыкантов есть огромный набор ладов.

Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Итак, начнём:

Гармонический мажор

Мажорный лад, у которого понижена VI ступень, называют гармоническим . Заметьте, что VII ступень остаётся на своём месте, что автоматически увеличивает интервал между ступенями VI и VII (это и логично: если Вася, находящийся между Катей и Машей, идёт к Маше, он одновременно уходит от Кати).

Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!

На рисунке ниже изображён гармонический До-мажор:

Рисунок 1. Гармонический До-мажор

Прослушайте этот пример. Вы услышите, что понижения одной ступени вполне достаточно для заметного отличия от мажорного лада. Пониженные ступени мы выделили красным цветом (ля-бемоль). Тяготение VI ступени к V ступени хорошо слышно во втором такте, т.к. ноты идут друг за другом. Постарайтесь услышать это тяготение.

Вообще, статьи раздела «Теория аккордов» нужно пытаться понять на слух, обязательно изучая звуковые примеры. Если в разделе «Нотное письмо» всё-таки надо что-то запоминать, понимать головой, то сейчас уже нужно именно слышать то, что мы разбираем. Поэтому мы настоятельно рекомендуем прослушивать прилагаемые звуковые примеры. В момент написания статьи, на сайте были выложены примеры в формате mid. Для лучшего звучания мы планируем всё-таки использовать настоящие звуки, что и сделаем в ближайшее время.

Отвлеклись немного, возвращаемся к гармоническому мажору. Рассмотрим используемые интервалы: все интервалы представляют собой секунды. Порядок следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, м.2 , ув.2 , м2. Изменившиеся интервалы мы выделили жирным шрифтом.

Мелодический мажор

При движении вверх эта разновидность звучит, как натуральный мажор, а вот при движении вниз понижены две ступени: VI и VII. Звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор , как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.

Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже.

Так выглядит мелодический До-мажор:

Рисунок 2. Мелодический До-мажор

Пониженные ступени мы выделили красным цветом. Послушайте, постарайтесь уловить минорный оттенок в звучании звукового фрагмента. Обратите внимание на уверенное движение мелодии вниз к тонике.

Итоги

Вы познакомились с двумя видами мажорного лада: гармонический мажор и мелодический мажор . Если на слух не уловили нюансы звучания, не расстраивайтесь - это придёт со временем.

В музыке не редко можно встретить применение мажора с пониженной VI ступенью. Такой вид мажорного лада называется гармоническим мажором.

Гармонический мажор применялся довольно широко в русской классической музыке. Его можно встретить и в классической музыке зарубежных композиторов.

От понижения VI ступени на полутон становится острее ее тяготение в V ступень. Наличие мелодических оборотов с пониженной VI ступенью придает мажорному ладу своеобразный характер минорной окраски.

Кроме того, пониженная VI ступень изменяет строение аккордов, в которых она может быть применена, что также влияет на характер гармонического сопровождения мелодии. Отсюда и название лада – гармонический мажор.

Знак понижения VI ступени пишется перед нотой в тексте, по мере необходимости, и называется случайным знаком.

Порядок последовательности секунд в гамме гармонического мажора следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, м.2, ув.2, м.2.

Характерной особенностью гаммы гармонического мажора является увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Значительно реже встречается в музыке мелодический мажор. В этом виде мажора понижены VI и VII ступени. Он применяется главным образов при движении мелодии в нисходящем направлении и по характеру звучание напоминает натуральный минор.

Минорный лад. Гаммы натурального минора. Ступени минорного лада и их свойства

Минорным (минор, в буквальном смысле слова означает меньший) называется лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие. Устойчивые звуки минорного трезвучия расположены по терциям: малая терция – между I и III ступенями, и большая терция – между III и V ступенями. Крайние звуки минорного трезвучия образуют интервал чистой квинты.

По сравнению с мажорным трезвучием в минорном трезвучии терции расположены наоборот.

Минорный лад, так же как и мажорный, состоит из семи ступеней. Гамма минорного лада отличается от мажорной гаммы последовательностью секунд.

Порядок последовательности секунд в гамме натурального минора следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2.

Ступени гаммы натурального минора имеют такие же цифровые обозначения и названия, как и в мажоре.

Расположение неустойчивых звуков в натуральном миноре отличается от расположения их в мажоре. Тяготение на полутон в миноре свойственно ступеням II к III, VI к V. Вводные звуки тяготеют к тонике на целый тон.

Гармонический и мелодический минор

В процессе развития музыки минорный лад видоизменялся. Это видоизменение минорного лада проявлялось в альтерации некоторых его основных ступеней, что, в свою очередь, влияло на степень тяготения неустойчивых звуков.

Широкое применение, кроме натурального вида, получили гармонический и мелодический виды минора.

Гармонический минор отличается от натурального минора повышенной VII ступенью. Повышение VII ступени было вызвано потребностью обострить тяготение восходящего вводного звука.

Порядок последовательности секунд в гамме гармонического минорка следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, ув.2, м.2.

Характерной особенностью гаммы гармонического минора является увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными VI и VII ступенями. Повышенная VI ступень способствует равномерному распределению ступеней в верхней части гаммы, при сохранении восходящего вводного звука, тяготеющего к первой ступени на полутон. В нисходящем движении гаммы мелодического минора повышенные ступени не сохраняются. Движение вниз следует по ступеням натурального минора. Объясняется это потребностью восстановить при нисходящем движении особенность VI ступени натурального минора - тяготение ее к V ступени. Кроме того, в нисходящем движении отпадает необходимость в повышении VII ступени.

Но в то же время следует указать, что в музыке встречаются случаи нисходящего движения по ступеням мелодической минорной гаммы.

Порядок последовательности секунд гаммы мелодического минора в восходящем движении следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, б.2, м.2.

Сравнительная таблица гамм натурального, гармонического и

Мелодического минора

Натуральный – 1, ½, 1, 1, ½, 1, 1

Гармонический – 1, ½, 1, 1, ½, 1½, ½

Мелодический – 1, ½, 1, 1, 1, 1, ½

В образовании минорных тональностей входят те же основные и производные ступени музыкального звукоряда, что и в образование мажорных тональностей.

Тональности минорного лада находятся в такой же родственной связи между собой, как и мажорные тональности. Из этого следует, что расположение их в порядке постепенного прибавления знаков альтерации такое же, как и мажорных тональностей, то есть по чистым квинтам вверх – диезных и по чистым квинтам вниз – бемольных.

Мажорные и минорные тональности с одинаковым звуковым составом их натуральных видов, или, иначе, тональности мажора и минора, у которых одинаковые ключевые обозначения, называются параллельными тональностями.

Тоника параллельного минора находится ниже на малую терцию тоники мажора. Другими словами, тоника параллельного минора является шестой ступенью параллельного ему мажора. Таким образом, зная твердо тональности мажора, легко найти минорную тональность с любым количеством знаков.

Диезы, последовательно возникающие в минорных гаммах приходятся на II ступень каждой гаммы. Бемоли – на VI ступень.

Знаки альтерации минорных тональностей пишутся при ключе. Случайные знаки альтерации, связанные с хроматическим изменением VI и VII ступеней, пишутся перед нотами.

Количество минорных тональностей соответствует количеству мажорных тональностей, то есть 15. Их названия образуются также, как и названия мажорных тональностей. Минорный лад обозначается по буквенной системе словом moll.

Так как родственные тональности минора расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты, то все тональности минорного лада образуют самостоятельный квинтовый круг.

В общем числе минорных тональностей, так же как и в мажорных, имеются шесть тональностей, из которых три диезные энгармонически равны трем бемольным тональностям, и наоборот. К ним относятся:

соль-диез минор, равна ля-бемоль минору

ре-диез минор, равная ми-бемоль минору

ля-диез минор, равная си-бемоль минору.

Одноименные тональности

Тональности мажора и минора, имеющие одинаковую тонику называются одноименными.

Натуральные гаммы одноименных мажора и минора отличаются друг от друга тремя ступенями: III, VI, VII. В миноре каждая из этих ступеней ниже на хроматический полутон тех же ступеней мажора.

Гармонические виды одноименных мажора и минора отличаются друг от друга по звучанию только III ступенью. Их сходной чертой является увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Мелодический минор отличается по звучанию от одноименного натурального мажора III ступенью.

Как уже было сказано, выразительные возможности музыки складываются из взаимодействия различных средств, которыми она располагает. Среди них большое значение в передачи музыкой определенного содержания и характера имеет лад.

Один и тот же лад, при определенных сочетаниях с другими элементами, может придавать музыке различные оттенки выражения.

Музыке, выражающей торжественное, радостное, победное содержание, свойствен мажорный лад. Музыке, выражающей печальное, суровое, драматическое содержание, свойствен минорный лад.

Вопросы:

1. Какие звуки называются устойчивыми?

2. Как называется главный устойчивый звук?

3. Как называется переход неустойчивого звука в устойчивый?

4. Что такое лад?

5. Из скольких звуков состоит мажорный лад?

6. Что такое гамма?

7. Какие ступени называются главными?

8. Что такое тональность?

9. Перечислить все диезные мажорные тональности.

10. Перечислить все бемольные мажорные тональности.

11. Какие тональности называются родственными?

12. На какую ступень в диезных мажорных гаммах приходится очередной диез? Бемоль – в бемольных мажорных гаммах.

13. Перечислить ключевые знаки диезных и бемольных тональностей по порядку их появления.

14. Назвать энгармонически равные мажорные тональности.

15.Что представляет собой гармонический мажор?

16. Какой лад называется минорным?

17. Какой вид минора называется гармоническим? Перечислить последовательность секунд в гамме гармонического минора.

18. Какой вид минора называется мелодическим? Перечислить последовательность секунд в гамме мелодического минора.

19. Какие тональности называются параллельными?

20. Какой ступенью мажора является тоника параллельного минора?

21. Перечислить все диезные минорные гаммы. Перечислить все бемольные минорные гаммы.

22. Какие тональности называются одноименными?

23. На сколько ключевых знаков отличаются друг от друга одноименные тональности?

Тема 6. Интервалы в тональностях мажора и минора. Характерные интервалы.

Пока мы рассматривали только натуральные мажор и минор, именно их структуры (в полутонах) были приведены выше. Однако если говорить о миноре, то гораздо более широко распространен его гармонический вид с повышенной позицией VII ступени. Это вызывает появление характерных интервалов.

Более изыскан, но тоже нередко встречается гармонический вид мажора – с относительно низкой позицией VI ступени, с которой образуются такие же интервалы, как в гармоническом миноре, но уже на иных ступенях, с другими «адресами».

Таким образом, мажор и минор как бы сближаются, у них совпадают верхние тетрахорды со структурой 131 (полутон-полуторатон-полутон). В Первой сонате Л. Бетховена побочная партия первой части начинается в As - dur со звука fes , а третья часть – в f -то ll со звука е. С баховских времен появился и начал активно использоваться мелодический вид минора и мажора, который предполагает альтерацию VI и VII ступеней – их повышение в минореи понижение в мажоре.

Здесь сближение мажора и минора выражается в том, что лады словно бы обмениваются верхними тетрахордами, а единственным признаком ладового наклонения в них остается только терцовый тон.

Гораздо реже встречается музыка в дважды гармоническом мажоре или миноре – в ладу с двумя увеличенными секундами. К уже известной нам секунде, образованной шестой и седьмой ступенями добавляется в мажоре секунда на низкой II, а в миноре – с вершиной на высокойIV.

В дважды гармонических ладах возникают свои характерные интервалы – уменьшенная терция, опевающая I ступень мажора или V минора, а также и ее обращение, увеличенная секста (соответственно на II низкой ступени мажора или на VI ступени минора).

Диатонические лады Уточнение понятия диатоники

Диатоническими считают лады, которые соответствуют нескольким требованиям:

2) семиступенность, т. е. наличие в пределах октавы семи различных ступеней;

3) расстояние между смежными ступенями равно только тону или полутону, лад включает в себя 5 целых тонов и 2 полутона;

4) расстояние между основаниями полутонов не менее кварты и не более квинты.

Если лад соответствует этим четырем условиям, то его звуки с помощью перегруппировки и октавных переносов можно развернуть в ряд чистых квинт (см. пример 85).

Античная диатоника

Одним из важнейших понятий древнегреческой теории музыки было понятие тетрахорда – последовательности четырех звуков в пределах чистой кварты. Называли тетрахорды по именам провинций Древней Греции. В каждом диатоническом тетрахорде (были еще и хроматический, и даже энгармонический, но мы рассматривать их не будем) два целых тона и один полутон, который может занять место между двумя нижними звуками, в середине тетрахорда и между двумя верхними.

Из двух непременно одинаковых тетрахордов греки составляли октавный лад, который назывался у них гармонией. Основные гармонии получались, если между тетрахордами был разделительный тон.

Но можно было соединять тетрахорды «встык», а недостающий тон присоединять либо снизу – и тогда получались гылолады,

Формально получалось 9 ладов. Однако поскольку гиперфригийская гармония повторяет гиподорийскую, а гиперлидийская – гипофригийскую, постольку реально различающихся, структурно несовпадающих гармоний было только 7.