Сценарий фольклорного праздника «Дагестан мой былинный» в подготовительной группе. Дагестан — Загадки самой романтической науки

В нашей стране множество официальных праздников и дней, посвященных какой-то определенной профессии.

Дибир-Али Хазамов на раскопках кентоафа

Ежегодно 15 августа археологи всего мира отмечают свой профессиональный праздник. В этот день археологи, которые находятся в поле, на раскопках, особенно любят принимать гостей, шуточно называя этот день «курбан-байрам» - «праздник кургана». Одна из таких экспедиций работает сегодня в Карабудахкентском районе, на территории будущего крупнейшего в Дагестане цементного завода.

Цементный завод

Инвестиционный проект строительства завода в окрестностях Карабудахкента по производству цемента по современной немецкой технологии был разработан несколько лет назад. Дагестан - лидер в России по объемам жилого строительства, и собственный дагестанский цемент, конечно, заменит поставки из других регионов России и стран ближнего зарубежья.

Территория завода, с одной стороны, находится не так близко от необходимых коммуникаций. Электричество, газ и воду надо еще сюда подводить за 20 км. С другой стороны, завод будет находиться практически на месторождении глины, обладающей наилучшими характеристиками для производства цемента. Место строительства - огромное поле, окруженное холмами и небольшими горами, которые тоже содержат необходимые для производства материалы. Кроме того, завод будет строиться в центральной части равнинного Дагестана, вывоз продукции - в Махачкалу, Каспийск, Избербаш, Дербент, районы Дагестана, откуда не потребуется больших расходов.

Прежде чем начинать большое строительство, согласно российским законам, необходимы экологическая и археологическая экспертизы местности. Если есть вероятность обнаружения на этой территории памятников культуры, она должна быть обследована археологами, все памятники должны быть раскопаны и исследованы. К сожалению, государственное финансирование археологических раскопок уменьшилось донельзя, и только такие крупные инвестиционные проекты как новый цементный завод могут стать основанием для археологических раскопок и новых открытий.

Именно таким образом экспедицией под руководством археолога, кандидата исторических наук Рабадана Магомедова было обнаружено городище Ортоколо в зоне затопления Гоцатлинской ГЭС. Экспедиция Рабадана Магомедова с участием доктора исторических наук Владимира Эрлиха, представляющего майкопский филиал Государственного музея Востока, начала обследование территории будущего цементного завода.

Курганы в степи

Для того чтобы догадаться, что на территории огромной степи могут находиться древние захоронения, чтобы найти предположительные места этих захоронений, безошибочно выявить древние курганы, наверное, надо быть волшебником или провидцем. Простому человеку не понять, почему именно этот участок, где земля чуть темнее или, наоборот, чуть светлее, чем земля вокруг, содержит под собой множество загадок, а небольшое возвышение, которое находится рядом, напоминающее рукотворный холм, является естественным образованием. Видимо, только специалист такого уровня и имеющий такой опыт, как Рабадан Магомедов, может по одним ему известным признакам находить места захоронений в бесконечной степи.

При обследовании территории проектируемого цементного завода был выявлен курганный могильник из нескольких курганов. Главный курган имеет высоту 3,5 метра и диаметр 30 м. Курган такого размера был возведен не за один раз. «Первоначально была установлена одна могила, затем был насыпан холм, на срезе видно ядро холма, затем более 10 погребений дополнили могильник, - рассказал Рабадан Магомедов. - Помимо этого, каменное кольцо из плотно составленных рядом крупных валунов ограничивает по сторонам могильник буквой С». Интересно, что каменное кольцо не замкнуто, оно открыто в сторону севера. С северной стороны кургана камни не уложены. Возможно, эта структура обрамления кургана имеет сакральный смысл, это может быть изображением солнца, некоторые камни изображают ответвление от основного полукруга камней, как реснички или протуберанцы на солнце.

Загадка большого кургана

Самое загадочное в этом кургане - что в найденных здесь десяти захоронениях собственно захоронений-то и нет. То есть имеются пустые каменные могилы без похороненных там людей. В каждой могиле исследователи обнаружили по два сосуда, один большой кувшин и маленький черпак. Некоторые были разграблены - археолог Дибир-Ади Хазамов сумел определить только по следам на дне могилки размеры находившихся в ней сосудов. А сами осколки этих сосудов остались в толще кургана. Видимо, сосуды разбили горе-грабители, ожидавшие найти здесь несметные богатства.

В истории Дагестана, да и всего Северного Кавказа, это первый случай такого «захоронения» - без похороненных людей. Было обнаружено только два скелета животных. Анализ показал, что это были лисы, каким-то образом забравшиеся в могильник, но не сумевшие из него выбраться.

Владимир Эрлих и Рабадан Магомедов выдвигают несколько версий причин появления такого «могильника». Возможно, это не собственно курган, а своеобразная поминальная площадка по людям, погибшим на чужбине, или где-то пропавшим без вести. Вторая версия: курган использовался для каких-то ритуальных или календарных праздников - дня весеннего равноденствия, например, а кувшины и черпаки - для ритуальных возлияний. Третья версия: настоящее захоронение находится где-то поблизости, а этот курган насыпан для отвода глаз вероятных грабителей.

Действительно, грабителей могил издревле было немало. На боковом срезе кургана по плотности и цвету земли явно видно, что когда-то в его центре была выкопана яма к центральному могильнику. И сама плита, покрывающая основную, центральную «могилу» кургана, разломана на несколько крупных осколков. В большом кенотафе - центральном «захоронении» - все было покрыто массивным плитами и замазано глиной, даже воздух туда не проникал. Грабители четко определили центр и знали, где находится центральная могила, и проникли в нее, разломав верхнюю плиту. Они вытащили сосуды, находившиеся в «могиле», археологи обнаружили и эти черепки в толще земли. Не все осколки сосуда найдены, но по тому, что удалось реконструировать, уже понятны размеры и вид сосудов.

Средняя бронза

По предположениям археологов, возраст кургана - 3,5-4,2 тысячи лет. Он относится к так называемой эпохе средней бронзы. Об этом археологи судят на основании собранных артефактов - глиняных кувшинов и черепков, которые характерны для того времени. Более точно возраст кургана поможет установить радиоуглеродный анализ останков лис, обнаруженных в толще кургана.

«Время средней бронзы - время язычества, до появления всех монотеистических религий - не было ни ислама, ни христианства, ни иудаизма, в те годы не было и зороастризма, - рассказал Владимир Эрлих. - Это было время пирамид. Время, когда создавались мегалитические конструкции. Из больших камней строились воистину циклопические сооружения. Конечно, то, что мы видим, это далеко не Стоунхендж, но, чтобы возвести такой большой курган, нужны большие усилия и большое количество людей».

Действительно, вокруг кургана простирается степь, где нет скал, нет камней, которые были использованы для укладки кромки кургана. Тут вообще нет ни больших, ни маленьких камней. Значит, местные жители привозили камни на своих арбах издалека.

Сама процедура раскопок - вскрытия кургана - достаточно сложна и требует большой методичной, кропотливой работы. Привлекается техника для вскрышных работ, затем первичную обработку делают привлеченные местные рабочие, и, наконец, самую тонкую работу делают археологи. Отметим, что всю работу, каждый ее этап, археологи фиксируют видеозаписями, фотографиями, каждый срез фиксируется художником, и расположение каждого найденного артефакта фиксируется при помощи нивелира. Все найденное наносится на план. Отчеты об экспедиции поступают не только заказчикам - строителям завода, но и в Академию наук России и в министерство культуры.

После очередной фиксации состояния могильника раскопки продолжаются. Камни, которыми усыпан могильник, разбираются, остаются только камни ограждения, и документальная фиксация сделанных раскопок повторяется.

На дне кургана археологи обнаружили овражек, заполненный гумусной землей, это, по сути, след древнего ручейка. Нижний слой земли называют погребенной землей. И если этот слой нарушен, изменен его цвет, фактура, значит, на этом месте есть что искать.

Кроме того, в центральной части кургана обнаружено кострище - видны следы золы. По углю можно определить при помощи радиоуглеродного анализа возраст могильника. Радиоуглеродный анализ может показать с точностью до 60 лет, когда было срублено сгоревшее в этом костре дерево.

Как рассказал Рабадан Магомедов, «в толще кургана были обнаружены фрагменты керамики, которые моложе самого кургана на 2 000 лет. Это черепки очень красивых красноангобированных кувшинов. К сожалению, этот способ ангобирования, покрытия глиняного сосуда тонким слоем чистейшей глины другого цвета, утерян. Эта керамика начала нашей эры очень напоминает античную чернолаковую и краснолаковую керамику».

Другие курганы

Второй курган находится почти в километре от первого, и к настоящему времени от него сохранились только несколько камней на поверхности земли и почти невидимое глазу возвышение. В небольшом кургане археологи обнаружили могилу ребенка. По остаткам скелета видно, что ребенок 10 лет был похоронен в позе эмбриона на боку, а в его изголовье находился небольшой кувшин, который был в свое время раздавлен толщей земли. Третий курган не принес археологам ничего. И такое тоже, к сожалению, бывает…

Согласно выводам экспедиции Дагестанской археологической службы во главе с Рабаданом Магомедовым, в этой степи жили кочевники. Результаты проверок грунта, вынутого из нескольких шурфов, прорытых на территории поиска, говорят о небольшом культурном слое. Кочевники весной пригоняли сюда скот, устанавливали свои передвижные кибитки, останавливались у берега реки, которая в древности протекала по этой степи. Постоянного города или городища не было, о чем говорит небольшое количество черепков и других следов человека эпохи средней бронзы.

Раскопки трех курганов завершатся к концу этого жаркого лета. Результатом этих раскопок станут, по словам Рабадана Магомедова, 3d-модели найденных курганов. Еще несколько курганов находятся за пределами будущей стройки. Кто знает, какие еще находки и открытия ждут исследователей... Ведь часто бывает у археологов, что самое интересное и неожиданное обнаруживается в последний час.

Рабочий стол доктора исторических наук, профессора, зам. Председателя Дагестанского научного центра РАН, зав. отделом археологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Муртазали Гаджиева прямо-таки музей археологических артефактов. За каждой вещицей кроется целая эпоха, история. Я разглядываю монету, найденную в «домике» Петра I, а он достает из сейфа уникальную находку – рукоять ножа из слоновой кости с персидской надписью, аж XI-XII вв. И как тут не залюбуешься? После изучения эти ценности пополнят коллекцию Дербентского музея-заповедника. Интересуюсь, каким выдался уходящий год для дагестанских археологов?

— Напряженным. Экспедиционные исследования велись почти целый год. На днях завершились работы в Дербенте, начатые в марте. С февраля были продолжены раскопки на территории будущего водохранилища Гоцатлинской ГЭС, которые ведутся уже около двух лет. Работали экспедиции в Акушинском районе на памятниках раннего каменного века, в бассейне реки Рубас на Паласа-сыртском курганном могильнике эпохи Великого переселения народов. Наиболее масштабные работы в этом году велись в Дербенте, на нескольких объектах. За 45 лет стационарных исследований впервые в городе были проведены охранно-спасательные археологические раскопки, и они превзошли по своим результатам все наши ожидания, показали чрезвычайную научную и общественную важность таких работ. Негативная ситуация в условиях, когда город особенно бурно стал застраиваться и архитектурно изменяться в последние два десятилетия, в том числе в охранной зоне, сложилась из-за ненадлежащего отношения администрации города к памятникам Дербента и бездействия Дагестанского комитета Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, который возглавляет руководство города.

Работали экспедиции в Акушинском районе на памятниках раннего каменного века, в бассейне реки Рубас на Паласа-сыртском курганном могильнике эпохи Великого переселения народов.

В марте-мае, а затем в августе-декабре Дербентская экспедиция Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН провела раскопки в нижней, приморской части города, которая в позднем средневековье именовалась дербентцами перс. Шехер-Юнан («Греческий город»), а в XVIII-XX вв. – перс. Дубара («Две стены»). Эта территория города была заселена в IX — нач. XIII в. и после монгольского нашествия почти не обживалась вплоть XIX в., т.е. на протяжении 500 лет. В ходе проведенных раскопок были выявлены мощные культурные напластования IX — нач. XIII в., связанные с ними архитектурные и хозяйственные остатки — мечети и площадки для омовения, жилых и бытовых помещений, виноградные давильни, установленные в грунт крупные хозяйственные сосуды, хлебные печи-тендиры, многочисленные находки. Это, прежде всего, великолепные образцы местной глазурованной и неполивной керамической посуды, фрагменты импортной иранской керамики, стеклянные браслеты, медные монеты… В июне-августе во исполнение поручения Президента РФ В.В. Путина, данного Правительству РФ, Правительству РД и РАН, велись крупные работы на культовом мусульманском памятнике X- начала XIII в., выявленном на ул. Мамедбекова в Дербенте.

— Есть ли артефакт, который вызвал у Вас наибольший интерес?

— Да! Среди находок этого года особо выделю уникальный, не имеющий аналогов нож из слоновой кости с изящной орнаментальной резьбой и 4-строчной персидской надписью XI-XII вв., представляющей неизвестное любовное рубаи. Часть текста уже переведена нашим иранистом Патимат Алибековой. Там есть и такая строка: «Пусть я буду объят пламенем из-за разлуки [с тобой]».

— Муртазали Серажутдинович, в нижней части города была обнаружена землянка Петра I, какова ее дальнейшая судьба?

— Вернее, сказать, то, что осталось от землянки. Раскопки велись в сентябре-ноябре на территории колонного павильона, который в XIX веке был возведен над землянкой Петра I. В период Гражданской войны она была разрушена, в советский период само колонное здание использовалось под хозяйственные нужды, затем было превращено в жилой дом. В результате работ мы обнаружили впечатляющие остатки полуземлянки с двумя комнатами и серию интересных находок. Среди них выделю две медные монеты –полушки или четверть копейки, которые чеканили в 1718-1722 годах в период правления Петра I. И эти находки документируют ее существование в период Персидского похода 1722 г., когда Петр I в течение нескольких дней пребывал в Дербенте. Раcкопки и работы по созданию музея Петра I в Дербенте финансирует группа «Сумма» и Благотворительный фонд «Пери». Выявленная землянка займет центральное место в экспозиции, будет накрыта стеклянным перекрытием. Кстати при раскопках в нижней части города, были выявлены и погребения солдат Дербентского гарнизона, датируемые 1722-1735 гг. Костные остатки их уже изучены антропологами и скоро они будут торжественно перезахоронены на территории военной части ФПС ФСБ РФ.

— По словам моей знакомой, в с. Джаба, где никогда не проводились археологические исследования, буквально на поверхности можно обнаружить битую керамику, кости… По какому принципу выбирается объект для археологического исследования?

— На территории практически каждого селения в Дагестане или рядом с ним находятся археологически памятники. Дагестан очень богат объектами археологического наследия. Сейчас зарегистрировано свыше 2 тысяч памятников археологии и каждый год их число увеличивается. В этом деле археологами института проводится большая работа вместе с Управлением по охране памятников культурного наследия Министерства культуры РД. Выявлены далеко не все памятники. Можно представить, сколько их может быть, если хронологический диапазон, охватывающий историю Дагестана, насчитывает почти 2 млн. лет. Здесь стоит вопрос о сохранении объектов археологического наследия. И археологические раскопки ведутся в двух направлениях. Это работы по грантам Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований на нескольких базовых, первостепенных памятниках. И второе направление – это охранно-спасательные работы на новостройках, в местах, где планируются строительство, земельные работы, которые могут повредить или уничтожить памятники. Эти работы порой носят масштабный характер. Так для исследования памятников в Дербенте и в зоне Гоцатлинской ГЭС мы пригласили археологов, антропологов, почвоведов и других специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Владикавказа.

— Работы, запланированные на 2014 год, выполнены в полном объеме. Касательно полевых работ, в следующем году дагестанские археологи продолжат исследования по грантам в Акушинском районе, Дербенте и на Паласа-сыртском курганном могильнике. Очевидно, будут проведены охранно-спасательные работы на ряде объектов. Кроме этого, каждым археологом проводится кабинетная аналитическая работа, выполняются плановые научно-исследовательские темы, пишутся статьи, книги. В итоге – реконструируемая буквально по крупицам история «Страны гор».

С Кавказом связано много легенд, сказаний и удивительных находок, над которым ломают голову самые маститые археологи и историки.

Ноев ковчег

Наверное, это самая старая загадка Кавказа, ведь по Библии Ной причалил к горе Арарат, когда вода Всемирного потопа начала спадать. И получается, что все люди ведут происхождение от первых жителей Арарата. Много археологов мечтали исследовать гору, но власти Турции еще в 1974 году запретили обследовать склон, на котором лежит древний корабль. По свидетельству армянина Георгия Хагопяна ковчег, сделанный из крепкого дерева гофер, до сих пор находится на горе. Якобы в 1905 году Георгий, будучи восьмилетним ребенком, вместе дедушкой нашел ковчег и даже побывал внутри него. В 1939 году американский журнал «Новый Эдем» опубликовал воспоминания русского летчика Владимира Росковицкого, который видел ковчег с самолета в 1916 году. Более того, якобы русский царь даже снарядил на Арарат экспедицию, которая побывала в ковчеге, но все ее результаты и фотографии сгорели в огне революции. Последними видели ковчег Ноя китайцы: якобы в 2009 году они поднялись на гору, нашли ковчег во льдах, побывали в нем и даже взяли пробы, которые показали, что древесине 4800 лет.

Ученые считают видео- и фотосъмеки китайцев фальшивкой. Но даже если это и так, то ковчег все равно должен находится где-то там, на вершине запретного Арарата.

Колхида

На западе Кавказских гор, на территории Абхазии, Грузии и Турции находилось прекрасное царство Колхида, населенное колхами. В этих краях стоял легендарный полис Диоскуриада и был огромный город варваров, в котором родилась мифическая Медея. Именно сюда приезжал глава аргонавтов Ясон за золотым руном. Это греческие мифы приковали цепями титана Прометея к великому Казбеку в «горах Скифии» и это его «кровь сочится на скалы Кавказа». Абхазская легенда гласит: «На самой на вершине Эльбруса открыта ужасная пропасть, из которой доносятся стенания - там прикован великан. Борода у великана до ног, все тело поросло седыми волосами, на руках и ногах тяжелая цепь».

Великая абхазская стена

На Кавказе стоит грандиозная Келасурская стена. Ее длина составляет 160 километров. Стена древняя, частично лежит в руинах, но ее все еще можно увидеть на территории Абхазии. На стене находится около трехсот башен высотой до 12 метров. От кого или от чего защищались построившие стену народы, неясно. Одни считают, что стену построил в XVII веке князь Мегрелии Леван II Дадиани для защиты от абхазов, другие - что ее в древности воздвигли греки, защищаясь от местных народов, третьи считают, что стену возвели византийцы для защиты от мингрельцев (грузин).

Дольмены

Кавказские дольмены, наверное, самая мистическая загадка Кавказских гор. Ни одни другие артефакты не вызывают такого шквала догадок и предположений, как эти мегалиты. Официально это гробницы. Например, недалеко от поселка Шепси был найден дольмен, в котором находился круглый шар и останки человека, похороненного за тысячу лет до того, как жил фараон Хеопс.

Обычно дольмены датируют 3-2 веками до н.э. Встретить их можно в горных районах Краснодарского края, в Адыгее, возле Очамчира в Абхазии и в долине реки Лабы. Найдено больше 3 000 дольменов, но изучено не больше 6% сооружений. Считается, что культура доменов пришла с территории древней Испании или даже северной Африки. Дольмены на Кавказе разные - одни сделаны из огромных каменных плит, другие – выдолблены в скале. Некоторые даже имеют свои имена: Хан, Нежность, Тор.

Источник молодости

Эта легенда появилась на Кавказе неслучайно, ведь именно здесь так много исцеляющих источников. Легенда повествует о том, что где-то там, далеко в горах есть источник вечной юности. Многие герои искали ее, но если и не нашли, то не сказали. А многие просто не вернулись - ведь с водой, дарующей молодость, так легко переборщить. Выпил лишнего - и стал младенцем, который уже ничего никому не расскажет.

Загадка Эль-Тюбю

«Город мертвых» – так называют кладбище у села Эль-Тюбю в Чегемском ущелье Кабардино-Балкарии. А еще это место называют «Гнездо вечной молодости». Наземные склепы похожи на маленькие дома. Принято считать, что строить их стали примерно в XIII веке. С кладбищем связано много преданий. Одно гласит, что во время раскопок здесь были найдены останки двух великанов, охранявших долину (рост мужчин составлял чуть больше двух метров, что в древние времена было редкостью). Остается вопрос - кого же они охраняли?

Легенды гласят, что само село славится долгожителями, и якобы связано это с тем, что стоит она на вершине огромной скрытой пирамиды.

Башни Сванетии

Еще одна загадка Кавказа - это башни Сванетии (Грузия). Башни можно видеть во многих селах. Непонятно одно - какую роль они выполняли. Известно, что строились они с VIII по XIII век, потом их прекратили возводить. Сванские башни имеют три этажа: первый монолитен, второй имеет вход, к которому ведет деревянная лестница. Стены вертикальны, а крыша украшена зубцами. Каждая башня имеет только одно узкое окно, и обращено оно на юг. Очаг либо печь отсутствуют. Назначение их неясно до сих пор: обороняться в них затруднительно, от лавин они не защищают. Нынешнее население часто использует их как хранилища.

Юлия Александрова
Сценарий фольклорного праздника «Дагестан мой былинный» в подготовительной группе

Цели : развивать познавательную активность детей, закреплять представление детей о декоративно-прикладном искусстве народов Дагестана .

Участники : дети старшего дошкольного возраста.

Оформление : панно с изображением села на фоне горного ландшафта. В центре сцены реконструкция горной сакли с использованием предметов быта горцев : посуда, ковры, мебель и т. д. На стенах вывешены рисунки с изображением героев из дагестанских народных сказок .

Предварительная работа : Рассматривание карты Дагестана-страны гор . Беседы о людях разных национальностях, населяющих Дагестан , о декоративно-прикладном искусстве, разучивание малых форм фольклора народов Дагестана . Экскурсии в Дагестанский музей изобразительных искусствДагестанский государственный краеведческий музей. Чтение произведений дагестанских поэтов Н . Юсупова, Р. Гамзатова, Р. Рашидова и др. Рисование, лепка по замыслу детей по мотивам дагестанских сказок , по впечатлениям об увиденном во время экскурсий в музеях.

Ход праздника:

Ведущая : Добрый день, дорогие ребята! Недавно мы с вами посетили Дагестанский музей изобразительных искусств и Дагестанский государственный музей истории и архитектуры. Мы побывали в гостях у мастера по декоративной обработке металла. Мы узнали много нового и интересного о Дагестане , о бытовой культуре разных народов, о предметах быта, национальных костюмах, различных украшениях, которыми пользовались и носили наши предки. Мы любовались работами лучших мастеров декоративно - прикладного искусства. Мы познакомились с работами художников, в которых нашли отражение исторические события, происходившие в Дагестане в далеком прошлом . Все, что мы увидели, о чем нам рассказали экскурсоводы - это наше материальное наследие, оставленное нам нашими предками. Сегодня мы продолжим наше знакомство с традициями Дагестана , но уже с его духовным наследием.

Наш народный поэт Расул Гамзатов назвал Дагестан былинным . Поэтому сегодняшнее праздничное мероприятие мы так и нашали - «Дагестан наш былинный » .

Сказки, сказания, присказки, потешки, загадки, пословицы и поговорки слагали народы Дагестана веками . В них людская мудрость, в них любовь к детям, к своему краю, к его людям.

Ребята, давайте вспомним потешки, колыбельные песни, заклички, прибаутки, которые читали и пели вам ваши мамы и бабушки

Первый ребенок.

Первый дождь весенний,

Заячий, олений!

Солнце светит,

Ливень льет,

Лис в лесу Лису зовет. Кукареку! (табас.) .

Второй ребенок :

Лейся, дождик по лесу-

Подарю тебе овцу!

Если хлынешь, как река,

Подарю тебе быка! (авар.) .

Третий ребенок :

Кисонька- умница,

Смотрит в окно :

Сонная улица, Сыро, темно.

Кисонька - умница Дай нам ответ :

Солнце сегодня Проглянет иль нет? (лезг.) .

Четвертый ребенок :

(Девочка исполняет колыбельную песню, качая люльку) ;

Месяц по небу плывет Песню соколу поет,

Илай-лай, лай-лай, лай-лай,

Спи, мой сокол, засыпай!

Снитесь, сладостные сны,

Ждать недолго до весны,

Илай-лай, лай-лай, лай-лай,

Спи, мой сокол, засыпай!

Вырастает мой сынок,

Расцветает, как цветок,

Илай-лай, лай-лай, лай-лай,

Спи, мой сокол, засыпай! (дарг.) .

Ведущая : Ребята, а сейчас я хочу удивить вас хитроумными загадками. Ими славятся народы горного Дагестана . Попробуйте отгадать их.

Загадки :

Не игла, да уколю,

Не огонь, да опалю! (авар.) (Крапива)

До утра глядели в потолок,

Утром уходили за порог (лаке.) (Обувь)

Плавал и плескался А сухой остался (кум.) (Гусь)

Что за чудище ползет, Солнце светлое крадет? (лезг.) (Туча)

Живая плеть

Блестит как медь (лезг.) (Змея)

Посмотрите, синий пруд.

Гуси белые плывут (таб.) (Облака)

Белый камушек катается,

А уронишь - разбивается (кум. (Яйцо)

Длинная-предлинная была,

А достать до крыши не могла. (Дорога)

К реке спустился налегке,

А стал тяжел- Домой пошел (авар.) .(Кувшин)

Мост построит в высоту,

Сам же ходит по мосту (лак.) (Паук)

Ведущая : Наступило время спеть и поиграть. Я предлагаю вам принять участие в игре - попевке «Зулейха» .

(Исполняется игра-попевка «Зулейха» на слова кумыкские народные, обработка 3. Кабыдовой).

Ведущая : У каждого дагестанского народа свои самобытные игры, переходящие из поколения в поколения. И сегодня мы с вами сыграем в некоторые из них.

«Подними платок» .

Игроки становятся в круг, в центр которого кладут головной платок. Звучит национальная мелодия и все танцуют дагестанскую лезгинку . С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок,

Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратит играть музыка.

Следующая игра называется «Надень папаху»

Мальчик-джигит сидит на стуле. На восемь - десять шагов от него отводят водящего и поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза поворачивают кругом, дают в руку папаху, Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на голову джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.

Правила игры : Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему и подсказывать.

Ведущая : Какие молодцы, ребята! Как много вы знаете интересных игр! А сейчас я вам напомню мудрые народные изречения, а вы объясните их значение.

Схватился за рули на двух лодках - упадешь в воду. (дарг.)

Хорошее дело не имеет поражения,

А дрянному - нет победы, (авар.)

Кто с оленем дружит, тот,

Как олень благородным будет, (лезг.)

У лжи хвост короткий, (лезг., авар., дарг.)

Ведущая : Дагестанцы , очень дружный, гостеприимный народ. Дружба дагестанцев скрепляется добром , заботой, умением жить с соседом.

Инсценировка о дружбе и гостеприимстве

1 ребенок - Ассалам - аллейкум, сосед!

2 ребенок - Ассалам - аллейкум!

1 ребенок - Печка топится сосед?

2 ребенок - Топится, сосед!

1 ребенок - Видно, варится обед?

2 ребенок - Варится обед!

1 ребенок - Чую, каша варится?

2 ребенок - Как же, каша варится!

1 ребенок - Каша чем заправится?

2 ребенок - Маслицем заправится! Заходи, сосед, садись, Кашей нашей угостись!

В заключение инсценировки дети танцуют «Лезгинку»

Ведущая : Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. В нем необыкновенные письма и телеграммы - загадки. Эти письма и телеграммы - загадки прислали дети из горных районов Дагестана . Вам предстоит отгадать из каких произведений данные отрывки. Кто начнет первым? Выберем первого с помощью считатки :

На льду барашек танцевал

Барашек рожки потерял

Шел мимо старый хитрый волк

Барашка он зубами щелк. (авар.) .

Выходит ребенок, достает конверт, протягивает его ведущему.

Ведущая : Это письмо пришло из горного селения Акуша от девочки по имени Патимат.

Патимат спрашивает :

Рано утром серый волк

Повстречал козленка

И козленка серый волк

Спрашивает громко :

Отвечай мне, козлик серенький,

Отвечай мне, козлик маленький.

Что у тебя на ножках?

Носочки пухов-в-в-вые.

Из какого это произведения?

Ответ : Н. Юсупов «Серый волк и три сереньких козленка»

(следующий ребенок выбирается с помощью считалки)

Считалка :

Я с тобою - двое нас,

Телка под горою -трое,

Вот осел бредет устало-

Раз, два, три -четыре стало.

Вон корова-пять иль шесть?

Надо снова перечесть! (авар.)

Ведущая : Это письмо пришло из Ахтынского района. Пишет нам девочка по имени Фатима. Послушайте ее задание :

Рано утром голубок прилетел на бугорок.

Видит, чудо целое- маленькое, белое.

Из земли глядит росток- просит он воды глоток;

Голубь, голубь, без воды

Пропадут твои труды.

Ответ : Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно» .

Следующий ребенок выбирается с помощью новой считалки.

Считалка :

Ой-pa, ой-pa,

Не догнать нас никогда,

Мы быстрее козлика,

Верблюжонка, ослика, (лезг.)

Ребенок достает конверт из «волшебного сундучка» , протягивает его ведущему.

Ведущая : (читает телеграмму) «Всем! Всем! Всем! Продается хвост удивительной красоты. Прилетайте! Плывите! Бегите! Выбирайте какие хотите!».

Ответ : Н. Юсупов «Почему у лягушки нет хвоста» .

Следующий ребенок выбирается с помощью табасаранской считалки.

Считалка :

Размотала я клубок,

Завязала узелок,

Завязала два узла,

Три ковра я соткала.

Красный, синий, голубой - Выбирай себе любой!

Ребенок достает следующий конверт из «Волшебного сундучка» , протягивает его ведущему.

Ведущий (читает письмо) : А это письмо пришло к нам из селения Гуниб. Пишет нам мальчик по имени Магомедгаджи. Слушайте внимательно и постарайтесь угадать.

Однажды балхарец - гончар.

Повез на продажу товар

Ходил он с товаром повсюду,

Но люди не брали посуду.

Богатым - подай серебро-

К чему им из глины добро?

Купили бы бедные люди,

Но, что им держать в той посуде..

Ответ : Р. Рашидов «Умный Балхарец» ,

Ведущая : И последнее письмо пришло к нам из селения Хучни табасаранского района от мальчика по имени Рамазан. Выбирается ребенок с помощью следующей считалки :

Эбел-бебел, Чина,зара,

Мы ходили по базару,

Две дубинки покупали.

Без заминки испытали.

Почему в глазу рябит?

Эбел,бебел,

Глаз подбит, (с цахур.)

Ведущий зачитывает письмо :

Жила-была в одном ауле женщина по имени Хала - Ава. Злая- презлая. Никого она не любила, всех только обижала и бранила. Соседи даже во двор к ней заходить боялись. Собирала однажды она у себя в саду орехи.». Ответ : «Хала - Ава и петушок» .

Ведущий : Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете произведения

дагестанских писателей и устного народного творчества народов Дагестана .

Дагестан - это страна гор . На склонах гор лепятся аулы. В каждом из них мерилом человеческого достоинства считались мужество и честь. Каждый аул Дагестана чем-нибудь да славен!

Например, аул Балхар славится гончарным ремеслом.

Первый ребенок :

Самые прекрасные кувшины Делают из обычной глины,

Так же как прекрасный стих Создают из слов простых.

Ребенок демонстрирует произведения мастеров селения Балхар.

Ведущий : Аул Кубачи славится искусной гравировкой по золоту и серебру.

Второй ребенок :

Тайну кубачинского искусства

Не ищите в нитках серебра,

Носят тайну этого искусства В сердце кубачинцы - мастера.

Ребенок демонстрирует изделия кубачинских мастеров.

Ведущий : Аул Унцукуль известен мастерством насечки и резьбы по дереву.

Третий ребенок :

Хоть и веселый на ней узор,

У тех, кто с нею - печален взор.

(Ребенок демонстрирует изделия унцукульских мастеров) .

Ведущий : Аул Цумада славен выделкой бурок из белой и черной овечьей шерсти. Четвертый ребенок :

Она хоть черна, не дает тепла тем людям,

Чья душа черна, а не бела.

Ведущий : Дагестанцы очень веселый народ . Любят меткое слово, смех, юмор, но больше всего ценят дружбу. Дружба между народами - самое дорогое и великое богатство Дагестана . Она построена и веками держится на прочной основе. И мы должны дорожить этим богатством, если мы хотим мира и процветания нашего края.

Звучит песня «Приезжайте в Дагестан » . Музыка и слова К. Касумова.

Ребенок (обращаясь ко всем присутствующим в зале) :

Давайте будем дружить друг с другом!

Как птица с небом, как ветер с лугом,

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит небо со всеми нами!

Звучит композиция «Дагестан » в исполнении Д. Гамзатовой. Дети и взрослые запускают воздушные шары.

Ведущий :

Пусть тропинки и дорожки не заканчиваются,

Пусть улыбки, смех и юмор продолжаются!

Потому что радость и веселье с нами не прощаются. Люди добрые пусть на пути встречаются!

До новых встреч!

1. К этой еде у многих любовь,
Рис, много мяса, лук, морковь.
Кушать его каждый день я готов.
Называется блюдо «Узбекский …….» (Плов)

2. У пророка на лице росла,
Примером внешности была.
Мужчину украшает,
От женщин отличает. (Борода)

3. С неба капает вода
Освежает города,
Повышает урожай,
Стал зеленым, ярким край! (Дождик)

4. Пророк их любил,
С другими делил.
На пальмах растут,
На ифтар их жуют. (Финики)

5. В них должен верить каждый из нас,
Они выполняют Аллаха приказ!
Их не можем видеть мы,
Из света созданы они. (Ангелы)

6. «Ночным светилом» его называют,
Он путникам дорогу освещает,
Определить начало Рамадана помогает,
И просто наше небо украшает! (Луна, полумесяц)

7. Сердцем суры «Бакара» является,
После каждой молитвы читается. (Аят аль-Курси)

8. Это животное как грузовик,
Людей и поклажу таскать он привык.
Летний зной и жару совсем не боится,
Без воды он может долго обходиться. (Верблюд)

9. Пушистый, рыжий хвостик
По веткам прыг да скок,
Кедровые орешки собирает впрок! (Белка)

10. В синем море великан
Волны сильные гонял.
Приказ Аллаха получил
И Юнуса проглотил. (Кит, большая рыба)

11. Этот пророк не умер, он жив.
На землю он спустится снова.
И христианам всю правду открыв,
Даджаля убьёт он сурово! (Иса ибн Марьям)

12. Он был дядя пророка,
Отважный и храбрый!
На защиту ислама встал он однажды.
Он часто ездил на верблюде.
Погиб же в битве при Ухуде. (Хамза)

13. Его называли «Меч Аллаха»
Он не знал поражений
И не чувствовал страха! (Халид ибн Валид)

14. Этот овощ очень любим в России,
Его жарят, парят и варят в мундире! (Картофель)

15. Дочка Пророка,
Жена Али.
Имя скорее её назови! (Фатыма)

16. В море волны гоняет,
В небе тучи сдвигает,
А в лесу он деревья качает. (Ветер)

17. Этот намаз по счету третий,
В Судный день за него мы все ответим. (Аср намаз)

18. Этот намаз перед сном мы читаем,
Потом со спокойной душой засыпаем. (Иша - Ночной намаз)

19. Без него наш намаз недействителен,
И эффект у него освежительный! (Тахарат)

20. На том языке наш пророк общался,
Его изучать мы должны стараться.
На нём говорят много стран,
А также ниспослан Кур’ан! (Арабский язык)

21. Внешне муслим,
Внутри неверный.
Как называют таких? …….. (Лицемеры)

22. Этот продукт в Коране встречается,
Вкусный суп из него получается.
Мусы народ её очень любил,
И забывать совсем не спешил. (Чечевица)

23. Когда слова эти читаются
Шайтаны сразу разбегаются.
Слышим мы их в день пять раз,
Они зовут нас на намаз. (Азан)

24. Этот напиток всемирно известный,
Вкусный, душистый и очень полезный.
В общем в любую страну поезжай,
Встретишь повсюду горяченький ……. (Чай)

25. Для религии спасенье —
Великое переселенье!
Пророк Мухаммад совершил,
Из Мекки в Ясриб поспешил. (Хиджра)

26. Это пятый столп в Исламе,
Его совершить я мечтаю давно.
Отправиться в путь к Священной Каабе
Лишь у Аллаха прошу Одного! (Хадж)

27. У меня есть конь железный,
Он большой и очень резвый!
Скорости на нем меняю,
И отлично управляю! (Спортивный велосипед, мотоцикл)

28. Пользовался им пророк,
Преподнёс и нам урок:
Чем нам зубы очищать,
От болезней защищать! (Мисвак)

29. Время, когда солнце появляется
И вокруг всё сразу оживляется! (Утро, восход)

30. Ползет по земле, миллионами в ряд,
Отряд насекомых — рабочих ребят. (Муравьи)