Синявская Тамара: подробности личной жизни легендарной исполнительницы. Тамара ильинична синявская Оперная певица тамара

6 июля знаменитой певице Большого театра Тамаре Синявской исполнилось 67 лет. Придя в Большой театр в 20 лет, она практически сразу стала его примой, в творческой копилке певицы - множество наград самых престижных музыкальных конкурсов. А в народе Тамару Ильиничну обожали за душевное исполнение романсов и песен, с которыми она исколесила всю страну, Ну, а самым преданным поклонником Тамары Ильиничны был, конечно, ее муж - великий певец Муслим Магомаев.

Тамару Синявскую поздравил ее коллега по сцене, солист Большого театра Эльчин Азизов: "Дорогая Тамара Ильинична, от всей души поздравляю Вас с днем рождения. Желаю Вам всего самого наилучшего. Вы - прекрасная женщина. Вы вписали свое имя в сокровищницу мирового оперного искусства как блистательная певица, как блистательная артистка. Я желаю Вам обязательно творческого долголетия, вокального долголетия. Потому что мы ждем не дождемся от Вас вновь исполнения великих арий в Вашем замечательном исполнении. С днем рождения!"

Ее меццо-сопрано звучало роскошно и когда она пела "У любви, как у пташки, крылья", и когда исполняла "Чернобровую казачку"... По жизни партию Тамаре составил легендарный певец Муслим Магомаев. А детство ее прошло в скромной семье, в обыкновенном старомосковском дворе. Об этом она рассказала корреспонденту "Труда" (из интервью 2008 года, в преддверии смерти Муслима Магомаева).

- Как-то мало пишут о ваших родителях - кто они?
- Рассказать могу только про маму, так как отца я не знала. У мамы был красивый голос, в молодости она даже пела в церковном хоре. Но образования не получила: была старшей среди детей, после нее в семье родилось еще четверо ребят. Мама зарабатывала как могла, ни от какой работы не отказывалась - надо было меня кормить. И, как видите, неплохо кормила - девушка выросла упитанная. (Смеется.)
Конечно, маме помогали - ее родная сестра, моя тетя. Да и просто добрые люди поддерживали. Тогда уклад жизни был другой - можно сказать, меня растили всем двором. Мы жили у Сретенки, в самом центре старой Москвы. Для меня мир кончался Колхозной площадью, нынешней Сухаревской, кинотеатром "Форум". Но обычно меня туда не пускали - это казалось запредельно далеко от дома.
- В школе за вами, наверное, мальчики табуном ходили: красавица, певунья...
- Да какая красавица... Мальчишки со мной дружили, это правда. Именно дружили, рассказывали о своих сердечных тайнах, о чувствах к другим девочкам. Уж не знаю, чем я так привлекала к себе. Наверное, тем, что умела хорошо слушать. А может, нравилось, как я пою.
- Известно, какую высокую оценку дала вам Мария Каллас на конкурсе имени Чайковского в 1970 году. Вы с ней общались?
- Совсем немножко. Мы после конкурса пришли проводить ее, фотографировались на память. Но до этого, еще на гала-концерте победителей, я почувствовала, что она мне симпатизирует. Когда я пела "Сегидилью" из "Кармен", то своими глазами видела, как она, сидя в зале, вместе со мной беззвучно артикулировала. Никогда не забуду.
- А свой первый спектакль в Большом театре помните?
- Еще бы! Это было в 64-м, еще до всяких конкурсов, я только-только окончила училище при консерватории. Дали мне маленькую партию крестьянки в "Свадьбе Фигаро", я там пела в дуэте с Кларой Кадинской. Позвала на свой дебют маму. Потом спрашиваю ее: ну как? Думала, она сейчас скажет: как хорошо у тебя звучал голос, как славно ты выглядела... А она вместо этого говорит: знаешь, я тебя не узнала...
- Вы так много путешествовали... А в какой стране мира хотели бы жить, если не в России?
- Так даже вопрос не ставится. Только в России. Недавно побывала в Париже, мысленно попрощалась как певица с моими местами: театром "Гранд-опера", залом "Плейель", где когда-то пела, гостиницей, где жила во время гастролей... И подумала: как же я обожаю этот город. Но вернулась в Москву и в который раз почувствовала: дом - только здесь.
- Конечно, здесь же ваш любимый супруг Муслим Магомаев... Когда вы выходили за него замуж, понимали, на что идете? Ведь в Муслима Магомаева была влюблена как минимум половина женского населения СССР.
- В тот момент, когда влюбилась, не понимала. Очень удивилась словам певицы Ирины Ивановны Масленниковой, сказанным, когда она и ее супруг режиссер Борис Александрович Покровский пришли к нам с Муслимом в гости: "Тамарочка, вас ждет тяжелая жизнь - серная кислота в лицо и все такое..." Конечно, это было сказано отчасти в шутку. И серной кислотой в меня, слава богу, не плескали, зато прочих проявлений ревности со стороны по-клонниц довелось повидать. Не хочу сейчас об этом говорить. Я понимаю, что у такого артиста должны быть поклонницы, и я их никогда не разгоняла. Может, поэтому все-таки обошлось без кислоты. (Смеется.) Когда раздавались нежданные звонки в дверь, я открывала, забирала у восторженных дам огромные букеты и извинялась за то, что Муслим не может их принять лично. Все обходилось мирно.
- Как вас приняла азербайджанская родня Муслима Магометовича?
- Какая родня? Его отец погиб в самый День Победы, 9 мая 1945 года. У мамы уже была другая семья... Родней для нас стал Гейдар Алиевич Алиев, глава Азербайджанской Республики, уникальный, мощный, гениальный человек. Он и его потрясающая супруга Зарифа Азизовна, их дети Севиль и Ильхам, нынешний президент Азербайджана, приняли меня как родную. До сих пор меня там так и называют - "наша гяллин", то есть невестка всего Азербайджана.
- Чему вы за долгие годы брака научились у Муслима Магометовича?
- Упорству, терпению, сдержанности.
- Муслим Магомаев - и сдержанность? Говорят, он сущий огонь.
- Я имею в виду упорство в работе, серьезный подход к музыке, ко всему, что он делает... А по жизни - конечно, горяч. Какие там у нас ураганы самые знаменитые - Катрин, Рита, Эндрю? Вот все их соедините - и получите Муслима в гневе. Шучу, конечно - это всегда ненадолго, минуты на две, и без пострадавших.
- А он у вас чему научился?
- Трудно сказать. Ну, помягче стал, помягче.
- Говорят, он потрясающе разбирается в технике.
- В отличие от меня. Мгновенно освоил компьютер, создал свой сайт.
- Да, когда в интернете запрашиваешь информацию об Элвисе Пресли, то одной из первых появляется ссылка на сайт Муслима Магомаева - там большой раздел посвящен его любимому певцу.
- И не только ему. Там много о Фрэнке Синатре, Тито Гоби, Джузеппе ди Стефано, Карузо, Каллас... Он же и книги о них писал. Готовя книгу о Марио Ланца, за свои деньги ездил на месяц в Америку, подружился с дочерью Ланца Элисой и ее мужем. Когда он там запел, они были поражены, насколько его манера исполнения похожа на манеру Ланца. Хотя у того был тенор, а у Муслима - баритон, но очень богатый, в нем и теноровые, и басовые краски.
- Ваши таланты столь же разнообразны, как таланты Муслима? Как, например, обстоит дело с кулинарными способностями?
- Практически отсутствуют. Хотя сейчас я иногда занимаюсь этим, так сказать, совершенствую мастерство. Муслим мне говорит: что ж ты столько лет молчала, да у тебя, оказывается, способности... Но он и в этой сфере куда талантливее меня, у него смелое кулинарное воображение. Причем ему совершенно не нужны какие-то изысканные продукты. Вы, например, слыхали о таком блюде - котлеты из сосисок? А он взял их, прокрутил, чего-то добавил - и вышло очень вкусно. Или изобрел мороженое из фанты...

В Муслима Магомаева были влюблены все женщины СССР (www.rian.ru). Без него не обходился ни один правительственный концерт, ни один новогодний "Голубой огонек". Его популярность была похожа на массовую истерию - в одном из городов импульсивные поклонницы пронесли на руках автомобиль, в котором сидел их кумир. А певец, по его собственному признанию, даже представить себе не мог, что женится не на Тамаре Синявской, а на ком-то другом.

Настоящая любовь

Муслим Магомаев и народная артистка СССР, оперная певица Тамара Синявская прожили вместе 34 года. До этого в жизни певца было много разных встреч. "Я никогда не говорил, что я монах. На моем пути было достаточно прекрасных женщин... Но все это только до Тамары Ильиничны!" - говорил певец в одном из интервью.

Тамара Синявская стала самой большой любовью в жизни Магомаева. Правда, не единственной женой: когда в юности артист поступил в музыкальное училище, он женился на своей однокурснице Офелии. У молодой пары родилась дочь Марина. Но впоследствии семья распалась.

"О времени моей свободной жизни появилось множество сплетен и слухов", - вспоминал позже Муслим Магомаев. Поклонники и журналисты даже приписывали ему роман с Эдитой Пьехой. Говорили, что Муслим Магометович послал к певице послов с предложением руки и сердца. По другой "легенде", когда Пьеха была в Париже, к ней неожиданно в номер влетел ее муж, Броневицкий, и стал искать Магомаева под кроватью.

После встречи Магомаева с Тамарой Синявской - молодой артисткой Большого театра - любимец публики перестал обращать внимание на других женщин. Позже он признавался, что не смог бы жениться на другой женщине - у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и одно дело...

"Ты моя мелодия"

Они познакомились в Бакинской филармонии, которая носит имя деда Муслима Магомаева, в 1972 году. О том времени Тамара Синявская вспоминает: "Когда мне было 29 лет, начался мой роман с Муслимом. Я тогда стажировалась в Италии. Муслим ежедневно звонил мне, давал послушать новые записи. Мы много и подолгу общались. В какую копеечку влетели ему эти звонки, можно лишь себе представить".

Именно тогда Александра Пахмутова и Николай Добронравов для Муслима Магомаева написали песню "Ты моя мелодия". Она сразу понравилась певцу, и уже через несколько дней была записана. Тамара Синявская услышала песню одной из первых - по телефону в далекой Италии.

Через два года после знакомства Тамара Синявская и Муслим Магомаев поженились. Известно, что сама певица не торопилась оформлять эти отношения. Так продолжалось до тех пор, пока их общий знакомый не выдержал, взял их паспорта и отнес в загс.

23 ноября 1974 года они расписались. В тот же день в одном из столичных ресторанов состоялась свадьба на сто персон. Еще человек триста, узнав об этом событии, собрались возле ресторана и дружно скандировали, чтобы Магомаев исполнил их любимые песни. В такой день певец не смог отказать своим поклонникам и в течение получаса пел на бис у раскрытого окна ресторана.

После шумного гуляния в Москве молодые отправились в свадебное путешествие на родину жениха - в Баку. Синявскую приняли там как "гялин" - невестку всего Азербайджана. Сам первый секретарь ЦК КП республики Гейдар Алиев устроил молодоженам по этому случаю торжественный прием на своей даче.

"Царская невеста"

Поначалу столичная богема с удовольствием сплетничала о размолвках между знаменитостями - первые годы совместной жизни дались супругам довольно тяжело.

Оба сильные творческие личности, оба яркие незаурядные певцы, оба известны и любимы публикой - они никак не могли поделить между собой пьедестал. Во время ссор Муслим Магомаев в сердцах уходил из дома и сбегал в родной Баку. А потом, по-восточному пышно и торжественно, делал первый шаг к примирению - дарил любимой огромные букеты цветов, устраивал в ее честь представления.

"Был случай, когда Муслим Магомаев, возвращаясь из какой-то поездки, завернул ко мне на гастроли в Казань, - вспоминает Тамара Синявская. - Я пела Любашу в "Царской невесте", и в антракте, когда я вышла на поклон, мне поднесли от него огромный букет - меня за ним не было видно. Там было сто пятьдесят четыре гвоздики! Весь зал ахнул. И, конечно, когда он появился в ложе, зрителям было не до оперы".

В итоге их союз оказался одним из самых крепких звездных дуэтов. Когда у Тамары Синявской спросили, благодаря чему их союз такой прочный, она ответила: "Может быть, самое главное - любовь?.. Да и интересов общих много. Особенно когда речь идет о музыке, о пении. Стоит Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывает эмоции, он тут же ко мне: "Ты слышала "это"?!" И начинается вечер "вопросов и ответов", восторгов или негодования. Муслим - ну очень эмоциональный человек. Но должна сказать, что вкусы и оценки у нас почти всегда совпадают".

"Помимо любви, привязанности есть еще одно чувство. Глубокое уважение. Вот хоть мы там и цепляемся друг к другу - это все бывает очень эмоционально, громко, - но на три минуты. <...> Мы разбегаемся в разные комнаты... и потом выходим: о чем речь то была, дождь что ли прошел? И все", - поделилась рецептом счастья Тамара Синявская в одном из совместных интервью. - "Я очень уважаю Муслима за мужское начало. Он мудрый".

Тамара Синявская была рядом с мужем до последней минуты. Лишь ей одной известно, что стоит за сухой формулировкой "продолжительная болезнь". В шесть утра 25 октября Тамара Синявская вызвала мужу скорую помощь. Врачи примчались буквально через пять минут. Муслим Магомаев был без сознания. Но все усилия врачей были тщетны. В 6:49 утра сердце певца остановилось.

Тамара Синявская после смерти Магомаева хранит обет молчания. Их давний союз с Магомаевым держался не только благодаря любви: "Общих интересов у нас было много. Особенно когда речь шла о музыке, пении. Стоило Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывало у него взрыв эмоций, он тут же ко мне: "Ты слышала это?!" И начинается вечер "вопросов и ответов", восторгов или негодования. Муслим был очень эмоциональным человеком, хотя вкусы и оценки у нас почти всегда совпадали. Теперь этот увлекательный диалог вести мне не с кем..."

От редакции Trend Life :

C днем рождения, Тамара Ильинична!

Здоровья вам и низкий поклон от всех истинных ценителей Музыки, поклонников вашего уникального таланта, преданных вам друзей, одновременно являющихся и друзьями нашего великого соотечественника Муслима Магомаева, с чьим именем неразрывно и навечно связано и ваше имя.

Тамара Синявская для меня всегда была как бы во втором эшелоне за спиной её мужа - великого певца Муслима Магомаева . Хотя я видел её на концертах и восхищался голосом. Её контральтовое меццо-сопрано привёл в восторг Марию Каллас и Тито Гоби. На IV Международном конкурсе им.Чайковского она взяла золотую медаль. А песню "Черноглазая казачка" пела вся страна. Семь лет после смерти Муслима Магомаева Тамара Синявская не выходила на сцену и не общалась со своими поклонниками. И вот в Центральном Доме Литераторов на проекте Владимира Глазунова "Один на один" состоялось долгожданная встреча Тамары Ильиничны с поклонниками. Очень душевная, надо сказать, получилась эта встреча

01.


Тамара Синявская: "Прошло уже семь лет и несколько месяцев когда у меня, практически, оборвалась жизнь. Я сейчас смотрела в кулисах эти кадры, я тоже их давно не видела и не слышала. и поймала себя на мысле о том, что я могу уже это видеть и слышать. Потому что первое время видеть на экране Муслима, слышать его голос, для меня было мучительно. Поэтому я вам очень благодарна за то, что вы меня пригласили, и за то, что пришли, и за то, что вместе с вами я увидела, практически, начало наших взаимоотношений".

02.

Владимир Глазунов: "О чём угодно мечтала в детстве Тамара, но только не о том, чтобы стать певицей. Это правда?"

03. Владимир Глазунов

Тамара Синявская: "Правда. Пение и танцы были у меня связаны, но они не представлялись мне, как профессия. С самого начала пребывания на этой земле я пела и танцевала, поэтому для меня это не считалось профессией. Мама неочень была за то, чтобы я выбрала профессию певицы потому, что она как нормальный адекватный человек говорила о ты, что ты простудишься и нет у тебя профессии. Она была абсолютно права. Поэтому мы все заложники своего голоса, своей профессии. Надо за собой здорово следить, чтобы не простужаться, беречь голос, беречь внешний вид, чтобы режиссёр приглашал тебя в свой спектакль. Когда распределялись роли у нас в Большом театре внимание очень сильно обращали. Это было трудно, потому что Большой театр всегда славился своими певицами, которые не были худенькие. Поэтому я всегда вспоминаю установку Бориса Александровича Покровского, которую он дал на всю жизнь. Когда я пришла в Большой театр, а я никогда не была худенькая, но всё было нормально. И потом я услышала такую фразу, что: "Артистки всегда должны быть в форме". А Борис Александрович требовал от артисток. Одна из его любимых артисток Галина Вишневская. Она всегда держала себя в форме. Например, если она поправлялась, то садилась на три дня на лимоны и сбрасывала ненужные килограммы. И он, практически, всегда приводил её в пример".

04.

Тамара Синявская: "Ну я конечно же это учла и в первый же отпуск в Большом театре летом я поехала на море. Я закрыла себе рот и пила только кефир. И я за месяц похудела на шесть килограммов. Борис Александрович это заметил. Я прошла по коридору. Он говорит: "Вот, посмотрите, идёт Артистка Большого театра! Всё на месте и стройна." Я окрылилась и пошла на урок. И у меня тело не выдержало такого напора и у меня стал покачиваться голос. И я сильно испугалась. Я забыла про диету. Я стала сильно-сильно кушать. Но набрала всего два килограмма. И я успокоилась, когда голос нашёл своё место в моём новом теле. И с тех пор я сижу почти всю жизнь на этих диетах".

05.

Тамара Синявская: "У мамы был альт. Очень красивый тембр. Но мама никогда не пела. Единственное, что она пела - в церкви на клиросе. Это было давно, когда она ещё была очень молода и меня в её жизни ещё не было. Поэтому все её концертные выступления закончились ровно в тот момент, когда появилась я. Она была очень строгий человек и жила очень трудно. Она меня одна воспитывала".

06.

Тамара Синявская: "Понимаете какая мистика, мы вот сейчас говорим о нём (о Муслиме) а он ведь здесь. Я первый раз ощутила это, это касалось не Муслима, после конкурса Чайковского меня пригласили спеть сольный концерт в городе Клин в его доме. Я спела в его доме, а потом нас пригласили в концертный зал. Я вышла на сцену, как всегда пообщалась с публикой, задавались какие-то вопросы, а потом я говорю: "А вы знаете, что Пётр Ильич сейчас здесь". В зале такая тишина. Ну что это такое экстрасенс какой-то. Нет. На самом деле это происходит оттого, когда человека вспоминают, он тут же является. Так что он, Муслим, сейчас здесь".

07.

Тамара Синявская: "На конкурсе имени Чайковского была не только Мария Каллас, но и певец Тито Гоби - любимый певец Муслима Магомаева. Он был для него не то, что как эталон. Он не поклонялся, а восхищался. Были такие артисты которые обладали не только артистическим, но и человеческим обаянием".

08.

Владимир Глазунов: "Мария Каллас произнесла слова, которые, быть может, определили жизненное кредо Тамары Ильиничны Синявской: "Чудесная девочка, прекрасная. Но реализовала бы при этом в своём выступлении, сегодня, показала бы, выступила блестяще. Но это не всё. Лишь на одну треть. Могла бы больше. Вот тогда вообще было бы - ах!"

09.

Тамара Синявская: "Эти слова были сказаны в несколько другом контексте. Она сказала не на данное выступление, она сказала: "У неё на данный момент реализована одна треть её дарования. Будем ждать".

10.

Тамара Синявская: "Я не знаю таких людей, которые полностью бы реализовались. Потому что это надо закрыть книжечку и уйти. Так нельзя. Мне кажется, что поводить итоги это можно знаете когда? Когда уже вы говорить не сможете, а будут говорить над вами".

11. Юные певцы исполнили "Эхо" и получили ценные советы от Тамары Синявской

Тамара Синявская: "Муслим был очень трудоспособный и трудолюбивый, и очень требовательный. Так как он к себе относился, он относился ко всем окружающим. Он был очень пунктуальным человеком и, если, например, к кому то нужно было прийти в два часа, он без двух минут два стоял возле двери, чтобы позвонить ровно в два часа в дверь. Если к нему не приходили также, когда он просил, он этого не понимал и иногда вспыхивал. Когда его хвалили, он всегда говорил: "О чём вы говорите? Мне до этого ещё очень далеко". От курения он не знал как избавиться, но пытался".

12.

Тамара Синявская: "То, что Большой театр - арена, я согласна. Я бы сказала ещё сочнее - это коррида, на которой происходит бой. Это коррида на которой действительно выживает сильнейший. Но в силу того, что я пришла очень юная девочка, у меня не было амбиций кого-то подвинуть, выбраться на первое положение и держать его вот в таком состоянии. Я была счастлива тогда стопроцентно, потому что у меня не было ощущения. что я должна что-то раздвигать локтями. У меня, конечно есть актёрское честолюбие, актёрское самолюбие, но это не идёт впереди планеты всей. Это идёт внутри и если касается моей профессии, это пробуждается. Если это касается человеческих качеств, я это оберегаю и не хочу ничего в душу закладывать, потому что это очень портит нутро".

13.

Тамара Синявская: "Я хотела, чтобы меня пригласила Галя Волчек в свой спектакль, мы об этом беседовали. Я почему-то свои мозги на это и настроила. Но меня никто не пригласил. И когда Александр Анатольевич Ширвиндт пришёл ко мне в институт и где-то минут 59 он мучил меня своим приглашением в спектакль "Реквием по Радомесу" он почти сразу понял, что это я не выдержу физически. Это была единственная причина".

14.

Тамара Синявская: "Я пою. Пою в классе. Показываю студентам иногда. Иногда мне это удаётся, а иногда противно слушать самой. Но они делают вид, что всё в порядке. Я отношусь по-серьёзному к своей профессии, поэтому я понимаю, надо показываться тогда, когда ты доставляешь удовольствие не только слушателям, но и себе. И как говорил мой любимый супруг: "Ты лучше уйди на полчаса раньше, чем на пять минут позже". С большим шумом он вошёл в нашу жизнь и также достойно, по-английски он вышел. Не стал устраивать из этого шоу".

15.

Тамара Синявская: "Когда Галина Вишневская проходила по театру, с неё можно было брать пример: как она была причёсана, как одета, какие духи шлейфом за ней шли. Её конечно побаивались. Поэтому когда я увидела её в домашней обстановке, совсем другую. И ещё я увидела такую же Галину Павловну уже в 1985 году, уже десять лет спустя, как они уехали из страны. И она жила в Париже. Когда я прилетела туда на очередные гастроли, я ей позвонила. Я села в такси. "К дому не подъезжай". Я говорю: "Почему?" "А вдруг, кто-то следит за тобой". Ну тогда такое время было. Мы посидели с ней часов шесть на кухне у неё в Париже".

16.

Тамара Синявская: "В Большом театре надо либо родиться, либо приезжать на гастроли. Но придти туда после периода своей жизни, когда ты получил такое большое признание как Магомаев. Большой театр такой ревнивый товарищ был всегда. Если кто-то приходил туда, надо было очень долго бороться за своё место под солнцем. У нас была очень сильная баритоновая группа. И никого бы они так просто к спектаклю не допустили. А Муслим сказал чётко: "В очередь я вставать не буду". А мы все, в основном, стояли в очереди, потому что у нас была сильная и меццо-сопрановая группа. Там была Елена Архипова, там была Елена Образцова"

17. Зрители задают вопоросы

Тамара Синявская: "Когда нас Роберт Рождественский познакомил с Муслимом, тот представился очень скромно: "Муслим". Это было в филармонии имени Муслима Магомаева. Это его дедушка. Я этого не знала. Я думала, что в Баку так чтут Муслима, что при его жизни дали имя филармонии. Мне было так стыдно, что я этого не знала. Я не могла знать, что его дед полный его тёзка - знаменитый композитор, один из основоположников азербайджанской музыки. Он был главным дирижёром Оперного театра...В октябре мы познакомились, в октябре мы и простились".

«Оперная царица Тамара» - такой эпитет придумал в своё время Святослав Бэлза. И во многом он прав: исключительный артистизм и великолепный голос, редкий по своей красоте и насыщенности, да и по типажу как таковому (редчайшее контральто!), - вот главные составляющие успеха Тамары Синявской на оперной сцене.

Её творческий и жизненный союз с Муслимом Магомаевым был плодотворен и принёс артистке большие дивиденды: её слава была очень громкой на просторах бывшего Советского Союза благодаря тому, что она постоянно появлялась в правительственных и эстрадных концертах по Центральному телевидению, много гастролировала по стране.

Гораздо скромнее была международная карьера Синявской, чего немного жаль: при таком редком по красоте, великолепном голосе и яркой внешности, эта карьера должна была быть более значимой и громкой. Трудно сказать, что не позволило этому состояться, но сцены и партии, в которых выступала Синявская в Европе и в мире, были явно не того масштаба, что заслуживал талант Синявской.

Тем не менее, вклад Тамары Ильиничны в копилку Большого, конечно, неоценим: не так уж много было на его прославленной сцене столь ярких как она исполнительниц меццового и контральтового репертуара, столь ярких артистических личностей.

Сегодня Синявская - педагог, пестующий молодых, организатор вокальных конкурсов, человек искусства, делающий немало для развития классической музыки в нашей стране.

"Хочется напоследок сказать о незаменимом качестве характера Тамары. Это общительность, умение улыбкой встретить неудачу, а потом со всей серьезностью, как-то незаметно для всех бороться с ней. Несколько лет подряд Тамара Синявская избиралась секретарем комсомольской организации оперной труппы Большого театра, была делегатом XV съезда ВЛКСМ. Вообще Тамара Синявская очень живой, интересный человек, любит пошутить, поспорить. А как смешно она относится к суевериям, которым подсознательно, полушутя-полусерьезно подвержены актеры. Так, в Бельгии, на конкурсе ей вдруг достается тринадцатый номер. Известно, что этот номер «несчастливый». И вряд ли кто обрадовался бы ему. А Тамара смеется. «Ничего, - говорит она, - этот номер будет счастливым для меня». И что вы думаете? Певица оказалась права. Гран-При и золотую медаль принес ей ее тринадцатый номер. Первый ее сольный концерт был в понедельник! Тоже по приметам тяжелый день. Вот уж не везет! И живет-то она в квартире на тринадцатом этаже... Но не верит в приметы Тамара. Она верит в свою счастливую звезду, верит в свой талант, верит в свои силы. Постоянным трудом и упорством завоевывает свое место в искусстве. "

ТАМАРА СИНЯВСКАЯ – ОПЕРНАЯ ЦАРИЦА

Когда-то призналась, что всегда любила сложные задачи, и судьба щедро одаривала ее ими на протяжении всей творческой жизни – каждая новая оперная партия как новая вершина, требующая покорения. И таких вершин хватает не на одну горную гряду.

Тамаре Ильиничне удалось сделать головокружительную карьеру оперной певицы, заслужить признание ценителей вокального мастерства во всем мире, навсегда вписать свое имя в историю искусства, став великой солисткой второй половины XX века.

Концерты в подъездах

Коренная москвичка появилась на свет 1943 года. Можно только представить, как сложно было ее матери прокормить ребенка в голодные военные годы. Ни в одном интервью Тамары Ильиничны не удалось отыскать сведений об ее отце, известно только, что росла она без него. Зато она любит рассказывать о маме, которая посвятила дочери всю свою жизнь, одарила вокальным талантом и вовремя привела в Дом пионеров, чтобы дочь там демонстрировала свои способности в Ансамбле песни и пляски под руководством Владимира Локтева.

В детстве Тамара любила заходить в подъезды старых московских домов, где была великолепная акустика, и устраивать настоящие концерты, прислушиваясь к звучанию своего голоса. Особенно ей нравилось подражать знаменитой аргентинской певице Лолите Торрес, слава которой гремела тогда на весь мир.

Руководитель ансамбля по достоинству оценил дарование ученицы Синявской и посоветовал ей после школы поступать в музыкальное училище при Московской консерватории. Параллельно она пела в хоре Малого театра, где постигала азы драматического искусства. Тамара старательно училась, впитывала в себя по крупицам оперное мастерство и не просто заслужила похвалы педагогов, а получила на выпускном экзамене оценку 5+, что случалось в училище крайне редко.

Смущенная дебютантка

После училища судьба привела 20-летнюю девушку в группу стажеров Большого театра. Вокальные данные молодой певицы так поразили приемную комиссию, что ее взяли даже без консерваторского образования. Юная стажерка всем доказала свое право выступать на сцене выдающегося театра и уже через год была зачислена в основной состав. Тогда все именитые певцы, при виде которых у Тамары перехватывало дух, в одночасье стали ее коллегами по сцене – , Ирина Архипова, Зураб Анджапаридзе, Александр Огнивцев.

Первое время ей даже было неловко вместе с ними репетировать, испытывала перед мастерами смущение. Тамара с упоением наблюдала за работой великих артистов, запоминала жесты, движения, мимику, каждый звук и изменение интонации, а дома повторяла и повторяла услышанное, чтобы найти свое звучание. Преодолеть себя и раскрыться ей помог знаменитый оперный режиссер и наставник Борис Покровский.

Однажды, в то время, когда основная труппа театра гастролировала в Милане, в Москве срочно нужно было найти исполнительницу партии Ольги из оперы . Это был настоящий серьезный дебют Тамары, который прошел превосходно. Это принесло ей признание коллег и даже более – ее назвали лучшей исполнительницей этой партии. После одного из выступлений выдающийся Сергей Лемешев сказал, что наконец-то встретил настоящую Ольгу.

Блистательная Тамара Синявская

Достигнув первого успеха не стала спокойно почивать на лаврах. Ежедневно она совершенствовала свое мастерство, расширяла голосовой диапазон и тем самым преумножала репертуарные возможности. За несколько первых лет работы в Большом театре она исполнила не один десяток партий, которые стали лучшими в истории оперного искусства (Кончаковна в «Князе Игоре» и Оберон в опере «Сон в летнюю ночь»). Эти партии принесли ей и зарубежную славу во время гастрольных поездок Большого театра в Канаду, Францию и Японию.

За три следующих года она получила три первых награды престижнейших международных конкурсов и фестивалей – в Софии, Вервье и Москве. Кстати, на IV Международном конкурсе имени в Москве мнения жюри разделились поровну – советские члены жюри отдали свои голоса Елене Образцовой, а иностранные (в том числе и великая ) столь же категорично выступили за Тамару Синявскую , поэтому первую премию пришлось разделить между двумя певицами.

Любовь с восточным акцентом

После такого триумфа восходящую оперную диву заприметил один известный импресарио, который завалил театр телеграммами с просьбой отпустить Синявскую на гастроли в Америку. Как известно, у КГБ на это счет всегда имелось свое мнение, и ответ был тоже стандартным: «Певица занята в репертуарных постановках». А значит, что ни о каких приглашениях ей и слышать не положено.

Кто знает, чем бы могли обернуться для нее зарубежные гастроли, а вот поездка в Баку на Декаду русской культуры стала для певицы знаковой. Там она познакомилась с . Естественно, «всесоюзного Орфея» она знала, но заочно. Между двумя несвободными людьми вспыхнули чувства, но роман прервала поездка Тамары на стажировку в итальянский «Ла Скала». В то время Синявская была замужем. Своего супруга – артиста балета – она очень уважала и была благодарна за то, что помог пережить ей потерю мамы.

Магомаев был настойчив, звонил возлюбленной каждый день, рассказывал о творчестве, обсуждал новую музыку. И, как говорится, надежный брак, не прошел проверку на прочность. После возвращения Тамары Синявской они решили соединить свои судьбы навсегда.

К сожалению, детей у пары не было, но осталось богатейшее творческое наследие – кроме сольных выступлений Муслима и работы в опере Тамары они часто пели совместно, организовывали концерты и творческие вечера.

40 лет жизни в Большом

За многие годы своего служения искусству и 40 лет работы в Большом театре Тамара Ильинична исполнила почти все значимые партии для меццо-сопрано. Ее заслуженно называют выдающейся русской представительницей итальянской вокальной школы с уникальным диапазоном. Ее бархатный тембр и обволакивающее звучание голоса, чувственность и обаяние на сцене сделали дивой не только в странах бывшего Советского Союза, но и во многих зарубежных государствах.

С Зурабом Соткилавой (Хозе) в «Кармен»

Русскую душу и женский характер народная артистка СССР воплощала во множестве оперных постановок родного театра, но самой любимой считает партию Любаши в опере «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова. Эту же ее партию признают наиболее выдающейся и критики, и любители оперы.

Для роли в одноименной опере Синявская полгода занималась хореографией со знаменитой балериной Мариной Семеновой. Зрители оценили созданный на сцене яркий образ и выразительную пластику певицы. Тамара первая в Советском Союзе исполнила партию мадемуазель Бланш в опере «Игрок» . В ее репертуаре – как русская, так и зарубежная классика, а гастрольная география насчитывает не один десяток стран.

Горькая утрата

В 2002 году Тамара Ильинична закончила выступления на сцене Большого театра и признается, что нисколько об этом не жалеет. Она считает, что лучше уйти со сцены на полгода раньше, чем на пять минут позже. Через 5 лет Муслим Магомаев и закончили и совместную концертную деятельность. В то время Муслима Магометовича стали преследовать серьезные проблемы со здоровьем, он перенес операцию на сосудах, а через год певца не стало. Тамара Ильинична очень тяжело пережила этот период. Она на три года «закрылась» от общества, почти не появлялась на публике и не давала ни одного интервью.

Время не вылечило, но принесло новые идеи – конкурс молодых исполнителей имени Муслима Магомаева. Также Тамара Ильинична нашла себя в преподавательской деятельности и возглавила кафедру вокального искусства РАТИ-ГИТИС. Она всегда считала, что на двух стульях сидеть не приемлемо, поэтому во время выступлений в Большом театре о педагогической работе не думала. Теперь же самое время передать молодым поколениям весь колоссальный опыт, накопленный за годы творчества.

Безутешная Тамара Синявская

Чтобы держать себя в форме перед студентами, она каждое утро дома распевается, радуя соседей шедеврами мирового оперного искусства. Тамаре Ильиничне до сих пор поступают предложения возобновить выступления, но она не чувствует в себе сил так же искренне любить, страдать, жить и творить на сцене, как это было когда-то. Она пела только на высочайшем уровне и не может сейчас себе позволить опуститься хотя бы на ступеньку.

Наверное, с уходом Муслима Магомаева творческая рана Тамары Синявской уже не заживет. Тамара Ильинична почти каждый месяц приезжает на родину мужа в Азербайджан, где он похоронен на Аллее почетного захоронения в Баку. Она с грустью признается, что раньше по будням занималась любимой работой, а выходные посвящала обожаемому мужу, а теперь у нее остались только рабочие будни в институте. Кроме этого, она организовала Фонд культурно-музыкального наследия Магомаева.

ФАКТЫ

Самой первой ролью Тамары в Большом театре был Паж в опере «Риголетто» . Так принято, что пажа исполняет певица, у которой амплуа «травести». Постановщик оперы, услышав Синявскую, решил, что с такой певицей за мужские роли теперь можно не переживать. Сложность этих партий состоит в том, что зритель не должен догадываться о том, кто на самом деле поет. Это был конек Тамары Синявской . «Мужские» роли у нее получались великолепно.

Всегда стремилась повысить свое актерское мастерство. Для этого она поступила в ГИТИС на факультет музыкальной комедии. Там у нее появилась возможность учиться у профессора Доры Белявской, которая единственная из всех преподавателей не захваливала Тамару , а сказала, что ей есть над чем работать. Это как раз и мечтала услышать Синявская .

Обновлено: Апрель 9, 2019 автором: Елена

Тамара Ильинична Синявская (род. 6 июля 1943, Москва, СССР) - советская и российская оперная певица (драматическое меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1982). Лауреат премии Ленинского комсомола (1980). Вдова народного артиста СССР Муслима Магомаева.

Биография

Заниматься пением начала в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров под руководством В. Локтева.

В 1964 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в 1970 году - ГИТИС по классу пения у Д. Б. Белявской.

С 1964 по 2003 год - солистка Большого театра. Впервые на сцену вышла в роли Пажа в опере «Риголетто» Д.Верди.

В 1973-1974 гг. стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан).

С 2005 года - заведующая вокальной кафедры в ГИТИСе, профессор.

Депутат ВС СССР 11 созыва с 1984 года.

Личная жизнь

Вдова народного артиста СССР Муслима Магомаева, с которым познакомилась 2 октября 1972 года в Баку, поженились 23 ноября 1974 года в Москве.

Творчество

В 1972 году принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского «Не только любовь» Р. К. Щедрина (партия Варвары Васильевны). Много выступает за рубежом. Участница музыкального фестиваля «Варненское лето» (Болгария).

Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен - в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Ведет обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Консертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Интересно выступала в жанре вокального дуэта (с мужем Муслимом Магомаевым). Плодотворно сотрудничала с Е. Ф. Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижёрами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.

Признание

  • Именем Синявской - 4981 Sinyavskaya - названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.

Репертуар

В её репертуар в Большом театре вошли следующие партии:

  • Паж («Риголетто» Дж. Верди)
  • Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
  • Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского)
  • Флора («Травиата» Дж. Верди)
  • Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели)
  • Цыганка Матреша, Мавра Кузьминична, Соня, Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева)
  • Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки)
  • Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
  • Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
  • Полина («Пиковая дама» П. Чайковского)
  • Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
  • Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини)
  • Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки)
  • Жена комиссара («Неизвестный солдат» К. Молчанова)
  • Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова)
  • Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева)
  • Надежда («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова)
  • Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)
  • Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Мадемуазель Бланш («Игрок» С. Прокофьева) - первая исполнительница в России
  • Женя Комелькова («Зори здесь тихие» К. Молчанова)
  • Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
  • Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского)
  • Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
  • Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
  • Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
  • Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
  • Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)
  • Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова)