Смотреть что такое "Шварц, Евгений Львович" в других словарях. Литературно-исторические заметки юного техника Сообщение о е л шварце

Евгений Львович Шварц; г. Казань; 09.10.1896 – 15.01. 1958

Книги Евгения Шварца приобрели популярность еще при жизни автора, писал преимущественно произведения для детей. В своих рассказах он разоблачает невежество и глупость, пытается показать, что добро и честность всегда выходят победителями. Многие сказки Шварца, читать которые мы можем сегодня в рамках школьной программы, автор написал по мотивам . Многие произведения, которые написал Шварц (сказки, пьесы, рассказы), были экранизированы в виде мультипликационных и художественных фильмов.

Биография Евгения Шварца

Евгений Шварц, биография которого насыщена разными событиями родился в 1896 году в семье врача и акушерки. С самого детства мальчика его семья вынуждена была несколько раз менять место проживания, пока наконец не обстроилась в городе Майкоп Республики Адыгея. Именно здесь прошли детство и юность будущего писателя.

В восемнадцать лет Евгений окончил местное училище и решил поступать на юридический факультет в Москву. Но проучившись там два года, он понял, что не хочет всю жизнь заниматься юриспруденцией. С самого детства Шварц увлекался театральным искусством и литературой, но воплотить мечты об обучении на любимую специальность у Евгения не вышло – в двадцать лет его призвали в армию.

Чуть меньше года он числился рядовым запаса в нынешнем Волгограде. А осенью 1917 года его зачислили юнкером в Московское военное училище. Через год он поступил на службу в Екатеринодар (Краснодар). При штурме города во время Гражданской войны получил травму (тремор в руках), последствия которой ощущал на протяжении многих лет. Из-за полученной контузии Евгений Шварц был демобилизован. Он поступил в Ростовский университет и записался актером в «Театральную мастерскую».

Многие критики положительно отзывались об игре Евгения. Его считали талантливым актером с великим будущем на театральном поприще. В период работы в «Театральной мастерской» Шварц женился на актрисе Гаяне Холодовой. В 1921 году Евгений переезжает в Санкт-Петербург, где, продолжая работу в местном театре, начинает подрабатывать секретарем у Корнея Чуковского и продавцом в книжном магазине.

Примерно в это время Шварц начинает писать первые фейлетоны и рассказы. В 1923 году ему представляется возможность попробовать себя в роли журналиста в Донецкой области. Тогда произведения Евгения Шварца читать стало возможно в местной газете. Проработав там целое лето, Шварц вернулся в Петербург, где в ближайшее время опубликовал свою первую сказку для детей – «Рассказ старой балалайки».

С 1925 года на постоянной основе писатель начинает сотрудничать с журналами «Ёж» и «Чиж» и продолжает выдавать отдельными книгами некоторые свои рассказы. Большинство своих произведений, которые мы сегодня можем читать, Шварц написал после 1929 года. Именно с этого момента начинается период активной творческой деятельности писателя. Он пишет пьесы («Голый король», «Красная шапочка»), сценарии («Разбудите Леночку», «Доктор Айболит»), стихи, повести, сатирические рассказы.

Пьесы Евгения Шварца ставили Московский и Ленинградский театры юного зрителя, театр «Современник», драмтеатр им. Станиславского. В 1947 году пьеса «Тень» была представлена зрителям Берлинского театра. Многие произведения автора были экранизированы. Последние фильмы, снятые по мотивам рассказов Шварца – фильм «Тень, или Может быть, все обойдется» (1991) и мультфильм «Новогоднее приключение двух братьев» (2004).

Личная жизнь писателя также была насыщена событиями. После девяти лет брака Евгений и Гаянэ, у которых родилась дочь Наталья, приняли решение о разводе. Позже Шварц знакомится с женой своего товарища Екатериной Зильбер. После нескольких лет тайного романа пара решает пожениться. Евгений и Екатерина прожили вместе более двадцати лет, пока в 1958 писатель не умер от инфаркта на шестьдесят первом году жизни.

Книги Евгения Шварца на сайте Топ книг

Детские книги Евгения Шварца уже многие поколения вызывают самый живой интерес. Поэтому вполне закономерно, что они попали в наш , а так же в . И учитывая стабильность интереса к творчеству писателя мы еще не раз увидим их на страницах нашего сайта .

Евгений Шварц список книг

Брат и сестра

Голый король

Красная шапочка

Кукольный город

Наше гостеприимство

Новые приключения кота в сапогах

Обыкновенное чудо

Одна ночь

Повесть о молодых супругах

Под липами Берлина

Русский советский писатель-драматург Е.Л. Шварц родился 9 (21) октября 1896 года в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в Майкопе, где он окончил гимназию. В 1914-1916 годах он учился на юридическом факультете Московского университета. Однако творческая натура будущего писателя жаждала иного вида деятельности. Молодой человек увлекся театром, оставил университет и начал играть в театрах-студиях - в 1917-1921 годах в Ростове-на-Дону, а с 1921 по 1923 год - в Петрограде, в "Театральной мастерской".

В рецензиях критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актерское будущее. Несмотря на это, он расстался со сценой в начале 1920-х годов, сблизился с литературной группой "Серапионовы братья". Так и не став членом "братства", он часто посещал их собрания в качестве гостя. Может быть, общение с этими энтузиастами пера подвигло Шварца на создание собственных произведений, которые сегодня по популярности могут соперничать с произведениями самих "серапионов". В эти годы Шварц работал литературным секретарем К.И. Чуковского, в 1923-1924 годах - журналистом различных изданий Донецка, в том числе журнала "Забой" и известной за пределами Донбасса газеты "Кочегарка", для которой сочинял стихотворные фельетоны под псевдонимом "Дед Сарай".

В 1924 году Е.Л. Шварц вернулся в Ленинград, сблизился с группой ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), работал в детской редакции Госиздата под руководством С.Я. Маршака, сотрудничал с журналом "Ленинград", писал детские рассказы и стихи для журналов "Чиж" и "Еж". Лишь в 1925 году появилась первая отдельная книга Шварца - сборник стихов "Рассказ старой балалайки". Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра "Ундервуд" (1928), пьесу "Клад" (1933) о "юных разведчиках народного хозяйства".

Жанр театральной сказки стал определяющим в драматургическом творчестве Е.Л. Шварца. В пьесах для детей и взрослых он свободно использовал известные сюжеты народных сказок, сказок Г.-Х. Андерсена для создания собственного, неповторимо достоверного художественного мира и живых оригинальных характеров: пьесы "Голый король" (1934, опубл. 1960), "Красная шапочка" (1937), "Снежная королева" (1938), "Тень" (1940) имеют богатую сценическую историю. Большое значение для утверждения Е.Л. Шварца-драматурга имело многолетнее творческое содружество с Ленинградским театром Комедии и его руководителем Н.П. Акимовым.

В 1934 году Акимов уговорил Шварца попробовать свои силы в комедийной драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса "Похождения Гогенштауфена" - сатирическое произведение со сказочными элементами, в котором борьба добрых и злых сил происходила в реалистически описанном советском учреждении.

Пьеса "Тень" (1940), написанная по мотивам сказок Андерсена, была снята с репертуара сразу после премьеры, т.к. в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире. Возможно, этим объясняется обращение Е.Л. Шварца к современной теме с "идеологически выдержанных позиций" и без сказочных элементов. Незадолго до Великой Отечественной войны он написал пьесы "Брат и сестра" (о спасении детей со льдины) и "Наше гостеприимство" (о бдительности советских людей накануне войны). В годы войны написал пьесу о блокаде Ленинграда "Одна ночь" (1942), в которой также не было элементов сказки.

В годы Великой Отечественной войны Е.Л. Шварц пережил наиболее тяжелые месяцы ленинградской блокады. В 1942 году он был эвакуирован в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Работал над пьесой "Дракон" (1943), которая была поставлена уже после войны. Спектакль (реж. Н.П. Акимов) был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962 года. Неизвестно, послужил ли приход фашизма к власти стимулом к созданию Шварцем замечательной трилогии ("Голый король", "Тень", "Дракон") или она стала просто продолжением пересказов Андерсена. Несомненно то, что они занимают место в ряду лучших антифашистских, антидиктаторских произведений.

В 1944 году начинается работа над самым личным, исповедальным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз: "Медведь", "Веселый волшебник", "Послушный волшебник", "Безумный бородач"… Пока, наконец, не получилось изящно и просто - "Обыкновенное чудо". Пьесу ставили во многих театрах страны - и каждый раз с неизменным успехом.

В послевоенные годы в драматургии Е.Л. Шварца усилилось внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека - пьесы "Обыкновенное чудо" (1956), "Повесть о молодых супругах" (1958). По его сценариям сняты фильмы "Золушка" (1947), "Первоклассница" (1948), "Дон Кихот" (1957), "Сказка о потерянном времени" (1964) и др. После войны общественное положение драматурга было нелегким. Об этом свидетельствует его "Автобиография", написанная в 1949 году и изданная в 1982-м в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила в 1954 году , назвав Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 году был издан первый сборник его пьес, по ним снова начали ставить спектакли - и в СССР, и за рубежом.

В последние годы писатель жил в Комарово под Ленинградом. Незадолго до смерти переехал в Ленинград, где и умер 15 января 1958 года. Похоронен на Богословском кладбище, рядом в 1963 году была похоронена его жена - Е.И. Шварц (1903-1963). Могилу драматурга отыскать непросто, особенно не зная, как выглядит надгробие. В дальнем конце Богословского кладбища, прямо на узенькой Невской дорожке, находятся два одинаковых белых креста - могилы Е.Л. Шварца и его жены.


Н а долю Евгения Шварца выпало много лишений - такая уж досталась этому талантливому человеку эпоха. Его произведения имеют удивительное свойство оставаться актуальными при любом политическом строе, но не каждый строй этому рад. При жизни драматурга его пьесы перелицовывались, запрещались, спектакли снимались перед премьерой… Полегче стало, когда пришла оттепель. А в предперестроечные годы сказки-притчи Шварца оказались особенно востребованными.

В 1917-м Евгению Шварцу был 21 год. К тому времени он уже успел поучиться на юридическом факультете Московского университета , послужить в царской армии (и даже получить звание прапорщика). В составе Добровольческой армии Шварц дошел до Екатеринодара, где в ходе штурма получил тяжелую контузию. Демобилизовавшись, снова поступил в университет - на сей раз ростовский. Там началась театральная деятельность будущего драматурга. Он играл в спектаклях «Театральной мастерской», с нею же перебрался в Петроград, где постепенно начал писать репортажи для газет, рассказы для детских журналов «Чиж» и «Ёж». Какое-то время Шварц работал секретарем у писателя Корнея Чуковского. Первая пьеса Шварца - «Ундервуд» - была поставлена в 1929 году в ленинградском ТЮЗе.

Главным театром в судьбе Евгения Шварца стал ленинградский Театр комедии, который возглавлял режиссер и художник Николай Акимов. В 1940 году здесь впервые поставили «Тень», написанную Шварцем по заказу Акимова. В годы войны труппа Театра комедии довольно долго оставалась в Ленинграде и играла спектакли. Шварц активно участвовал в жизни театра, хотя от голода еле держался на ногах. Когда же коллектив оказался в эвакуации в Душанбе, туда немедленно вызвали и Шварца. Драматург был зачислен в театр заведующим литературной частью, но порой даже исполнял обязанности художественного руководителя - когда Акимову нужно было уехать по делам в Москву. «Должность директора театра, которую ему фактически приходилось выполнять, была, пожалуй, самая неподходящая из всего, что ему случалось делать в жизни, - писал Акимов в своей книге «Не только о театре». - Доброта, деликатность и душевная нежность этого замечательного человека не мешали ему в своих произведениях энергично бороться со злом в больших масштабах, но сделать замечание отдельному человеку он был не в состоянии». В Душанбе Шварц написал пьесу «Дракон». Премьеру сыграли в 1944 году в Москве, куда Театр комедии приехал из эвакуации. Дело ограничилось одним спектаклем, так как бдительные чиновники, по словам Акимова, «увидели в пьесе то, чего в ней вовсе не было…» В следующий раз на сцене ленинградского Театра комедии «Дракон» был поставлен через 18 лет.

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978)

Кадр из фильма «Марья-искусница» (1959)

Кадр из фильма «Тень» (1971)

В год окончания Великой Отечественной войны Шварц написал сценарий киносказки «Золушка», и через пару лет по нему был снят фильм с Яниной Жеймо в главной роли, с Фаиной Раневской в роли вздорной мачехи и Эрастом Гариным в роли короля. В 1948-м на советские экраны вышла картина «Первоклассница» по сценарию Евгения Шварца. Это были годы, когда Театр комедии осиротел - Акимов был отстранен от руководства. Но справедливость восторжествовала, режиссер вернулся, и первое, что он поставил на сцене родного театра, - спектакль по новой пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». А сотрудничество драматурга с кинематографистами продолжалось. Для режиссера Григория Козинцева он написал сценарий по роману Сервантеса «Дон Кихот» - фильм вышел в 1957-м. Знаменитый режиссер-сказочник Александр Роу снял по сценарию Шварца картину «Марья-искусница» . В 1963-м выходит фильм Надежды Кошеверовой «Каин XVIII», в 1966-м - «Снежная королева» режиссера Геннадия Казанского, обе картины сделаны по сценариям Шварца, но, увы, уже тогда, когда его не было на свете.

Евгения Шварца не стало в 1958 году. А его пьесы шли в театрах, сценарии превращались в фильмы… «Много пьес пишется специально для взрослых, и, даже если взрослые не заполняют зрительного зала, дети не очень рвутся на свободные места. - писал Николай Акимов. - А вот у пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста». Со спектакля по пьесе Шварца «Голый король» началась слава молодого театра «Современник». Экранизации пьес Шварца «Обыкновенное чудо» и «Дракон» - важные этапы в творческой биографии режиссера Марка Захарова. В спектакле московского ТЮЗа «Два клена» по пьесе Шварца начинали Инна Чурикова и Лия Ахеджакова. Драматургия Шварца оказалась созвучна не только двадцатому веку, но и двадцать первому. В чем секрет? На этот вопрос ответил его соратник, режиссер Николай Акимов: «Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье. Наши взгляды на добро и зло».

Сегодня актуальна проблема выбора молодыми людьми своей будущей профессии. Зачастую из-за отсутствия планов на будущее, талантов, увлечений или из-за незнания предрасположенности, выпускники школ поступают в ближайший вуз, вуз, в который отправляют родители, или в тот же вуз, в который идут их друзья. Чтобы после 5 лет просиживания штанов на парах пойти работать не по специальности.

Но так ли это плохо на самом деле? Ведь есть же в мировой истории примеры, когда отучившись по одной специальности, человек добивался значительных результатов на другом поприще. Взять, к примеру, Евгения Шварца…

Детство и юность

Родился будущий советский писатель и драматург 9 октября 1896 года. Произошло это в Казани. Родители маленького Жени были медиками: отец Лев Борисович – хирургом, а мать Мария Федоровна – акушеркой. По отцовской линии у мальчика были еврейские корни, от которых он отрекся в возрасте семи лет, после крещения в православной церкви.


Евгений Шварц с родителями и братом

После ареста Льва Борисовича в 1898 году по подозрению в тайной революционной деятельности семью подвергали гонениям, из-за чего Шварцам пришлось переезжать с одного места на другое.

Побывав в Дмитрове, Армавире, в Рязани (у родителей Марии Федоровны) и Ахтыри, семейство остановилось в Майкопе (ныне – столица Республики Адыгея), где прошли детство и юность Жени. Там же в 1902 году у него родился младший брат Валентин.


После школы мальчик поступает в местное училище. Окончив его в 1913 году, Евгений едет поступать в Московский народный университет имени Альфонса Леоновича Шанялавского (ныне – Российский государственный гуманитарный университет).

По наставлению родителей поступает на юридический факультет, позже переводится на юрфак Московского государственного университета имени . В это время его семья перебирается в Екатеринодар (ныне – Краснодар).


Осенним призывом 1916 года попадает на службу в армию, а весной следующего года был направлен из Царицыно (ныне – Волгоград) обратно в Москву, чтобы отучиться в военном училище. В том же году получает сначала звание юнкера, а после – прапорщика.

В 1918 году приехал к родным в Екатеринодар, где позже подался в Добровольческую армию. В ее составе участвовал в первом Кубанском походе под руководством генерал-лейтенанта Виктора Леонидовича Покровского, а также держал оборону Екатеринодара в марте того же года. Был контужен, что в качестве напоминания о себе оставило легкий тремор рук, усилившийся в последние годы из-за сильных волнений.


После восстановления в военном госпитале Евгений был демобилизован. Устраиваться работать по специальности Шварц не хочет, поэтому поступает в Ростовский университет, параллельно работая с «Театральной мастерской», на актрисе которого женится в 1920 году.

Так и недоучившись, в 1921 году Шварц вместе с женой и театральной труппой перебирается в Петроград (Санкт-Петербург). Там Евгений продолжает играть эпизодические роли в постановках. Чтобы было на что жить, устраивается работать сначала в книжный магазин, а после – личным литературным секретарем .

Литература

Писать самостоятельно Шварц начинает только через два года. Под псевдонимом Дед Сарай публикует фельетоны во «Всероссийской кочегарке». Летом того же года издательство отправляет его в Бахмут, чтобы пройти стажировку в издательстве литературного приложения к «Кочегарке» - газеты «Забой».

Вернувшись в Петроград, Евгений пишет и издает свое первое детское произведение «Рассказ старой балалайки» (июльский номер альманаха «Воробей» за 1924 год). Этот рассказ замечает и в 1924 году приглашает писателя на работу в детское отделение «Госиздата» в качестве редактора. Писатели, которым довелось сотрудничать со Шварцем в это время, лестно отзывались об этом опыте, утверждая, что Евгений Львович делал важные замечания и давал ценные советы.


Тогда же кто-то из молодых писателей предлагает Шварцу вступить в литературную общину ОБЭРИУ, сотрудничающую с детскими журналами вроде «Чиж» и «Еж». В них Евгений Львович публикует свои рассказы, сказки, а также некоторые стихи.

В 1928 году он пишет свою первую пьесу, которую называет «Ундервуд». Через год она уже ставится ленинградским Театром юного зрителя. В этом же году у писателя рождается его единственный ребенок - дочь Наташа. Когда девочке исполняется два месяца, Евгений уходит из семьи, чтобы жениться вновь.


С 1930 и до начала Великой Отечественной войны Шварц работает очень плодотворно. В 1931 году пишет сценарий к фильму «Товарный 717». В следующем году издает пьесу «Пустяки». В 1934 году одна за другой пишутся пьесы «Принцесса и свинопас», «Голый король» и «Клад», а также сценарий к фильму «Разбудите Леночку». Помимо этого в 1934 Шварц становится членом Союза писателей СССР. 1936 год – пьеса «Красная Шапочка» и сценарии «Леночка и виноград» и «На отдыхе».

В следующем году в журнале появляется сказка «Новые приключения Кота в сапогах». В 1939 году Шварц пишет пьесы «Снежная королева», по которой в 1966 году поставят фильм, и «Кукольный город». На следующий год Евгений Львович дописывает пьесу «Тень», ставшую второй частью трилогии пьес-памфлетов, в которую также входят «Голый король» (1934) и «Дракон» (1942-1943). В 1971 и 1991 году выходят одноименные экранизации «Тени». В 1940 году умирает отец писателя.


Евгений Шварц на репетиции спектакля "Тень"

Последними довоенными произведениями Шварца становятся «Сказка о потерянном времени», «Два брата» и антифашистская пьеса-памфлет «Под липами Берлина». Во время войны автор остается в блокадном Ленинграде, работая в радиоцентре. В 1941 году его эвакуируют в Киров, где он устраивается работать в местный театр. В 1942 году вслед за эвакуированным ленинградским ТЮЗом перебирается в Сталинабад (ныне – Душанбе, столица Таджикистана). ;

Там Евгений Львович пишет пьесы «Далекий край» и «Одна ночь», посвященные эвакуированным детям и защитникам Ленинграда соответственно. В том же 1942-ом умирает его мать. Спустя два года писатель перебирается в Москву, где издает пьесу «Дракон» и возобновляет сотрудничество с режиссерами театра и кино. В 1945 году выходит мультфильм «Зимняя сказка», снятый по его сценарию, и печатается сказка «Рассеянный волшебник».


В 1947-ом выходит культовый фильм «Золушка», снятый по одноименной пьесе Шварца. Главные роли в этом фильме исполняют , и . Кинопостановка возымела успех и на родине, и за рубежом. В 1948 выходит повесть Шварца «Первоклассница», ставшая основой для одноименного фильма.


В 1953 году умирает , который в тридцатых годах запретил публиковать произведения Шварца. Благодаря стараниям этот запрет снимается. В тираж поступают первые авторские сборники.

В 1956 году писатель получает звание кавалера ордена Трудового Красного Знамени (до этого Шварца награждали медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в ВОВ»). Тогда же он заканчивает работу над самым известным своим произведением «Обыкновенное чудо». Годом позже выходит экранизация пьесы «Дон Кихот».


Постановки на основе произведений Евгения Шварца можно было увидеть в московском и ленинградском Театрах юного зрителя, в петербургском Театре комедий, в московском академическом молодежном театре, в московском государственном Театре киноактера, в театрах «Современник» и «Свободный театр», в питерском театре «Дождь» и московском драматическом театре имени . Экранизации произведений автора выходили как при жизни, так и после смерти Шварца. В 1989 году были опубликованы «Дневники» писателя.

Личная жизнь

Евгений Львович был дважды женат. Первой женой стала актриса Гаянэ Холодова (1898-1983). С ней Шварц познакомился во время работы в ростовской «Театральной мастерской». Поженились они в 1920 году.


Евгений Шварц и его первая жена Гаянэ Холодова

Через год пара переехала в Петроград, где в 1929 году у них рождается дочь Наталья. В том же году Шварц бросает семью, чтобы жениться на другой женщине. Для Гаянэ это становится настоящей неожиданностью.


Второй женой Евгения Шварца становится Екатерина Ивановна Обух (1902-1988). С ней писатель знакомится на одном из творческих вечеров 1927 года, устроенном в доме друга по ОБЭРИУ. Для того чтобы выйти замуж за Шварца, Екатерина тоже уходит из семьи.


С Екатериной Ивановной Евгений Львович живет до самой смерти, но назвать этот брак счастливым сложно – Шварц по поводу и без ревновал свою жену, что негативно отразилось на его здоровье.

Смерть

Умер писатель и драматург 15 января 1958 года. Официальная причина – инфаркт, ставший следствием сердечной недостаточности, которая мучила Шварца в последние годы жизни.


Похоронен был в Ленинграде на Богославском кладбище.

Библиография

  • 1924 год – «Рассказ старой балалайки»
  • 1928 год – «Ундервуд»
  • 1931 год – «Товарный 717»
  • 1932 год – «Пустяки»
  • 1934 год – «Принцесса и свинопас»
  • 1934 год – «Голый король»
  • 1936 год – «На отдыхе»
  • 1938 год – «Доктор Айболит»
  • 1940 год – «Тень»
  • 1940 год – «Сказка о потерянном времени»
  • 1943 год – «Дракон»
  • 1947 год – «Золушка»
  • 1956 год – «Обыкновенное чудо»
  • 1957 год – «Дон Кихот»