Тема подвига и самопожертвования в русской литературе.

Перед каждым человеком рано или поздно жизнь ставит проблему выбора: сохранить себя, свою физическую жизнь, свое удобное и мягкое гнездышко, где ты пребываешь в полной безопасности, или разорвать путы страха .

Совершить неординарный Поступок (это слово может звучать только с большой буквы): спасти человеческую жизнь, помочь вдове, пойти наперекор более сильному, отстаивая справедливость . Предлагаем небольшое сочинение «Смелость и трусость», посвященное данной теме.

Вконтакте

Значение понятий

Цитата из «Песни о соколе» Максима Горького как нельзя лучше характеризует отношение к смелым людям. Ими восхищаются, их поступки воспевают . Наверняка все мы, слушая рассказ о чьем-то подвиге, мысленно примериваем ситуацию на себя: «А я смог бы так же? А мне хватило бы мужества?» Для начала давайте разберемся, что это значит быть смелым .

Какого человека можно назвать смелым? По Ожегову – это «не знающий страха, решительный». «Отважный, неустрашимый» — таково определение другого великого знатока В.И. Даля.

Немного рассуждений

Получается, что такое смелость? Из многих можно сделать вывод, что это особое качество , позволяющее человеку не бояться ничего, из того что угрожает жизни, здоровью, положению в обществе, личной безопасности.

Что значит быть храбрым и смелым? Идти навстречу враждебным обстоятельствам, не обращая внимания на любые риски?

Отчасти так, но это понятие все-таки стоит рассмотреть более широко и полно. Попробуем написать сочинение –рассуждение на эту тему, чтобы «отделить зерна от плевел».

Сочинение «Смелость и трусость» начнем со вступления , где попробуем дать определение этим двум понятиям.

Можно ли назвать смелостью отсутствие страха, желание бросаться «очертя голову» навстречу опасностям? Конечно нельзя. А вот уметь преодолевать собственные страхи , сомнения и поступать всегда так, как диктует совесть, вне зависимости от того, как поступок повлияет на дальнейшую жизнь — это значит быть смелым .

Синонимы

Когда вы начнете писать о том, что такое смелость, сочинение будет неполным, если не предпринять попытку подобрать к данному понятию , точно отражающие суть разбираемого понятия:

  • храбрость,
  • мужество ,
  • бесстрашие.

В чем проявляются такие качества, как смелость и храбрость? Прежде всего – в умении дать отпор не врагу и обстоятельствам, а самому себе : собственным колебаниям, неуверенности, желанию избежать опасности и трудностей.

Поэтому повесть о смелом поступке не всегда повествует о широкомасштабном подвиге. Иногда это скромное произведение о том, как герою удалось помочь испуганному предстоящим полетом на самолете малышу. При этом он сам боялся летать настолько, что при взлете сердце «уходило в пятки» от ужаса. А сам летать не боишься – это уже не смелость , а просто проявление доброты к ребенку.

Внимание! Хотите стать смелым человеком – преодолевайте свой страх, помогая другим.

Сущность антитезы

Два противоположных понятия неотделимы друг от друга. Наиболее ярко храбрый поступок одного человека иллюстрирует трусость, проявленная другим. При этом трус приводит разные аргументы, позволяющие ему оправдать себя в собственных глазах и перед окружающими. Почему не помог первокласснику, у которого двое старших ребят отобрали планшет? Да разве мог я это сделать, ответит испугавшийся, когда:

  • их было двое, а я один;
  • они все равно сильнее;
  • следом шел учитель физкультуры – вот он и должен был вмешаться, потому что он взрослый.

Личное мужество проявляется по-разному. Что значит быть настоящим героем:

  • броситься в драку и защитить слабого, хотя сам никогда не занимался борьбой;
  • вывести старушку из горящего дома;
  • возразить начальнику, который несправедливо лишил премии грамотного специалиста из-за личной неприязни.

Итоговое сочинение про храбрость не должно быть о таких поступках , как прыжок из окна с третьего этажа или перебегание дороги на красный свет. То будет рассказ не про мужество, а про глупость и безрассудство .

Такая псевдохрабрость никому не интересна: не приносит пользы людям , от нее только хуже как самому «герою», так и его близким.

О чем мы говорим, когда рассуждаем о смелости? Не только о преодолении собственных страхов , но и о том, что наш поступок обязательно должен принести пользу тому, кто, действительно, нуждается в помощи.

Точка зрения классиков

Примеры смелости часто встречаются в художественных произведениях. Незабвенные классики и более современные авторы рассказывают о смелых поступках . Истории эти запоминаются надолго, ведь эта тема затрагивает каждого, вне зависимости от конкретных обстоятельств.

Самые известные примеры смелых поступков в литературе:

  • героизм девушек из повести «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева;
  • стойкость неизвестного солдата из книги того же автора «В списках не значился», защищавшего Брестскую крепость почти в буквальном смысле слова до последней капли крови;
  • мужество «слабака» Пьера Безухова из « » Льва Толстого, бросившегося спасать девочку из горящего дома и защитившего от мародеров-французов юную армянку;
  • смелые действия учительницы из «Уроков французского» Распутина, не побоявшейся увольнения в трудные, голодные времена из-за попытки помочь маленькому мальчику.

Очень много существует книг, герои которых по-настоящему храбрые люди. А как в жизни, что значит быть бесстрашным смелым человеком в реальных условиях ?

План-кластер для написания сочинения по теме «Смелость и трусость».

Жизненные примеры

Чаще всего приходится сталкиваться с необходимостью рисковать собой ради спасения других представителям таких профессий, как:

  • пожарный,
  • летчик,
  • военный,
  • спасатель.

Но какого человека мы назовем мужественным? Только ли спасателя или борца с огнем? В жизни все гораздо сложнее.

К примерам смелости, которые мы можем наблюдать в жизни, относится дуэль 1837 года Александра Сергеевича Пушкина и его мужественное поведение в последние дни перед смертью. Он бросил вызов обществу , не только врагам, но и друзьям, не понимавшим его, защищая себя и свою ни в чем не повинную супругу. Только после его смерти близкие поэта осознали, что ему пришлось пережить . Многие до конца дней обвиняли себя в бездействии, что оставили его одного бороться с целым светом.

По-настоящему смелые люди – Евгения Гинзбург и ее супруг, встреченный ею в сталинских лагерях конца 30-х гг. прошлого века. Он помогал другим , отдавая себя целиком и не думая о необходимости выжить самому . В страшных условиях он остался Человеком с большой буквы.

Из последнего – история жизни Елизаветы Петровны Глинки, которую все с любовью звали доктор Лиза. Основавшая благотворительный фонд, эта женщина всегда шла на помощь туда, где это было необходимо, свистели пули и лилась кровь. Она думала не о себе , а только о тех, кому ее поддержка могла сохранить жизнь или сделать ее последние дни и часы хоть немного более счастливыми.

Смелость и трусость. Направление итогового сочинения

Как подготовиться к итоговому сочинению

Заключение

У каждого находятся свои аргументы, подкрепляющие понятия «смелость и трусость. Готовя итоговое сочинение на эту тему, любой школьник волен привести собственную точку зрения .

Но, каким бы ни были слова, главный судья в данном случае – совесть . Именно она подсказывает, какой поступок следует назвать смелым, а какого стыдиться, как проявления малодушия . Давайте будем прислушиваться к ней и собственному сердцу.

Тема : «Смелость и трусость»

Введение : Тема смелости и трусости воистину неисчерпаема. Эти качества становятся особенно заметны и важны в наиболее трудные времена для того или иного государства и общества. Это может быть, скажем, засуха. Согласно древнеегипетским мифам, именно в такой трудный момент предательски убивают бога Сета.

Людей спасает только его воскресение. Это с некоторыми оговорками можно считать первой литературной обработкой означенной темы. Впрочем, было ещё шумерское сказание о Гильгамеше. Но более подробно вспомним бессмертную «Илиаду» Гомера. Существует много интерпретаций произведения слепого сказителя. В одной из них троянцы - безрассудные храбрецы, а вот греки таковы только с большими оговорками. Ведь, если подумать, что такое их придумка с деревянным конём?

Можно это назвать военной хитростью, а можно и просто подлостью, необходимость которой вызвана боязнью воинов осаждённого города. Но это дела давно минувших дней. Вспомним о веке XIX, взяв для примера творчество Н.В. Гоголя. Речь пойдёт, конечно, о «Тарасе Бульбе». В противопоставлении двух сыновей старого казака имеется в виду не только предпочтение Андреем любви, а Остапом - верности товарищам.

Брат, ставший предателем, не просто дал волю чувствам. Он захотел комфорта и почёта в более цивилизованном по тем временам обществе. Жизнь в казацком стане не сравнить, конечно, с той, которую он познал в польском замке. Любовь стала в данном случае оправданием трусости. Может быть, и спорная точка зрения, но имеющая право на существование. Ведь Николай Васильевич не был романтиком, чтобы ограничиться описанием любовной истории. Он отражал в зеркале своего творчества реальность, которая сплетена из очень разных сторон жизни.

Аргумент : Трусость и предательство можно считать разными сторонами одной медали. Одно влечёт за собой другое. Сколько угодно примеров даёт совсем недавняя, трагическая и героическая история. Имеется в виду Великая Отечественная война. У тех, кто добровольно сдавался в плен немцам, не было выбора. Их просто вынуждали вступать в полицейские части, а то и в армию генерала Власова, воевавшую на стороне гитлеровцев. Впрочем, выбор был.

Тут можно вспомнить эпизод из романа Константина Симонова «Живые и мёртвые». Это совершенно незаслуженно забытое сейчас произведение было во многом переломным для своего времени. Трилогия охватывает три года войны, но главное там - описание трагического 1941 года. Наверное, только Симонов, учитывая его авторитет, мог осмелиться написать правду об этом времени.

Отступление, неразбериха первых месяцев, глупые приказы генералов. И в то же время - такие люди, как Серпилин. Незаслуженно осуждённый в 1937 году, он не затаил злобу, а стал одним из лучших военачальников, благодаря которым не сбылись мечты немцев о молниеносной победе. В небольшом эпизоде Серпилин противопоставляется другому герою, Баранову. Это именно тот, кто в своё время написал на него донос. Он не трус в традиционном понимании слова. Но приспособленчество и готовность на любую подлость для собственной безопасности и карьеры довели его и до трусости.

А Серпилин даже мстить не стал, просто разжаловал бывшего друга. И он, не выдержав, застрелился. Даже не из-за пострадавшей гордости, а именно струсив. В романе, таким образом, свёл счёты с жизнью ещё один человек. Это Козырев, возглавивший военно-воздушные силы СССР незадолго до войны. Недавний лейтенант наделал на высоком посту столько ошибок, что, осознав это, он не нашёл другого выхода кроме пули в висок. Выбор, казалось бы, одинаковый, а вот причины, которые к этому привели, совершенно разные.

Наиболее очевидно смелость и трусость противопоставляет Василь Быков. Хотя его Сотников в одноимённой повести не выглядит героем. Наоборот, на первых страницах кандидатом в герои кажется его антипод, Рыбак. Он силён, приспособлен к непростой жизни, находчив. Да и товарища своего не бросает, хотя тот может выдать их своим кашлем в любую минуту. Но проза Быкова тем и отличается, что он доводит своих героев до предела. Их суть обнажается тогда, когда остаётся возможность последнего выбора: смерть, или подлость, предательство.

Сотников - командир батареи, сын героя гражданской войны. Но в повести он рядовой боец партизанского отряда. Слабый, больной интеллигент, он только среди партизан перестал бояться смерти. Потому, что уже «перебоялся». А до этого, на фронте, ему приходилось «прятать в себе тихое удовлетворение, что пуля минула его». Ему было стыдно такого, вполне понятного чувства. Также он боялся «тихо и незаметно погибнуть в бою». Ещё один страх вызван нежеланием стать обузой для своих. Потому ему и неловко, когда Рыбак тащит его, нездорового и раненого, к лесу. А вот простого, животного страха смерти он никогда не испытывал.

Причиной предательства Рыбака стал именно такой страх. Стремление во что бы то ни стало сохранить жизнь. Он всё понимал. Когда бежал к кустам, бросая прикрывавшего его Сотникова, стало вдруг не по себе. Но подумал не о долге, а о том, что он скажет в отряде, когда доберётся до лагеря. Однако даже это не помешало бросить товарища. Случайно тот остался жив, и они вновь встретились. Но плена избежать не удалось. Сотников тоже осознаёт его, как самое страшное, что могло случиться. Но он, раненый, даже смешной, совсем непохожий на солдата, несгибаем. Даже осмеливается смеяться в глаза избивающим его полицейским.

Со скорой смертью он уж смирился. Все мысли сосредоточены на том, что умереть надо так, чтобы это было показательно для селян, которых обычно заставляли смотреть на казни. Истинная суть Рыбака выявляется постепенно. Он приспособленец. Возможно, воюя на фронте, в регулярной части, он, если бы не попал в критическую ситуацию, даже был бы на хорошем счету. Но сейчас он, уже пробираясь к своим с раненым Сотниковым, начинает думать о том, удастся «вывернуться», или нет.

Судьба поставила его перед ещё более сложным выбором. После допросов и пыток его товарищ пытается спасти жизнь другого. Он говорит, что Рыбак не виновен, стрелял он. Да и в дом, где прятались, они залезли без ведома хозяев. Крестьян это не спасёт. Рыбака бы, наверное, не спасло тоже. Но когда приходит время выбирать, он сдаётся сразу, без раздумий. Его согласие на предложение стать полицейским уже не вызывает удивления у читателя. Это естественно, учитывая поведение этого человека ранее.

К виселице он ведёт Сотникова, ещё как будто не веря, что придётся это сделать. Но выбивает подставку из-под его ног. Когда тело недавнего друга повисло в петле, он растерян, но вскоре с облегчением слышит приказ встать в строй. «Шагом марш», - и Рыбак бездумно шагнул в такт с другими. «Можно было подумать, что он в отряде, среди своих». Этому человеку неважно, чьи команды выполнять, лишь бы это не заставляло думать его самого.

Василь Быков знал, о чём писал. Он прошёл войну от первых до последних дней. Был трижды ранен. Среди имён захороненных в одной из братских могил значится и его имя. К счастью, это оказалось ошибкой. В любом случае, он понимал переживания и чувства героев своих книг. Наверняка не раз видел проявления и мужества, и трусости. Персонажи его романов и повестей всегда невзрачны, не похожи на былинных богатырей. Преодолеть свою слабость и вполне понятный испуг, остаться до конца человеком, это и есть подвиг для Быкова, а вовсе не пафосность ситуации. В этом на них похож и Сенцов, главный герой «Живых и мёртвых». Он случайный человек на фронте, военный корреспондент, по собственной воле оставшийся в окружённом полку Серпилина.

Заключение : Смелость… Разве можно назвать таким Сотникова? Он, вроде бы, не бросается с гранатой под танк. Но именно люди, способные при всех слабостях в конце концов выполнить свой долг, заслуживают право на положительность у Василя Быкова. Его смерть с мыслями о том, что она обязательно должна что-то означать, выглядит агитационной. Но изображена она сдержанно и реалистично, без всякой героизации. Таких подвигов, на самом деле, совершались тысячи, для той войны они были обыденностью. Иначе бы не было мая 1945 года.

Рассуждения о смелости и трусости могут завести очень далеко. Это понятно, ведь произведений на их тему за всю историю развития литературы написано множество. Можно вспомнить даже забитого и униженного Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели». И этот человек нашёл в себе мужество возмутиться, когда его лишили самого ценного, что у него было. Но такая смелость стоит недорого. Гораздо правильнее вспомнить в заключение ещё раз об Остапе из «Тараса Бульбы».

Его крик к отцу перед смертью разносится, кажется, по многим русским и советским книгам. Но смог бы сын казака умереть, как Сотников? Без зрителей, не напоказ, обречённым на полное забвение, зная только, что иначе невозможно? В этом и величие подвига людей, подобных партизану из повести Василя Быкова. Погиб и Серпилин в трилогии Симонова. Случайно, от осколка снаряда, незаметно. Он сделал своё дело. Как и всякий человек, чьё мужество помогает другим осознать своё предназначение.

Поскольку темой сочинения выбрана проблема героизма, аргументы из литературы нужно обратить внимание на произведения, знакомых большинству наших сограждан, воспитанных на подвигах советских солдат, спасших мир от коричневой чумы. В истории были и другие примеры мужества, героизма и беззаветной любви к Родине. Например, война середины 20 века стала самой страшной и кровавой.

Одним из произведений, воспевающих героизм не только на войне, но и в мирной жизни, является рассказ «Судьба человека» Александра Шолохова, в котором автор знакомит читателя с Андреем Соколовым. Он прошел всю войну, показав себя храбрым солдатом. Каждый день мужественно смотрел в лицо смерти, которая уносила его боевых товарищей одного за другим. Самое страшное, что случилось с Андреем – это потеря семьи. Жена, сын и дочка погибли в тылу от рук фашистов.

Не каждый человек сумеет достойно пережить такое горе. Однако Соколов смог, собрав всю волю в кулак, он удержался на плаву. Не озлобился, не возненавидел весь мир, а стал более чутким и отзывчивым к чужой беде. Эти качества и толкнули его на героический поступок уже в мирной жизни.

Встретив на пыльных послевоенных дорогах осиротевшего мальчишку, Андрей берет его под свое «крыло». Решение усыновить паренька – это настоящий подвиг. Ведь таким образом, герой спас ребенка от детдомовской жизни, от одиночества, от мытарств, сыграв в судьбе этого человечка определяющую роль.

Еще одно произведение имеет похожее название. Это «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого.

Прототипом главного героя стал легендарный летчик Алексей Мересьев, навсегда вошедший в историю благодаря мужеству, несгибаемой воле к победе над собой и над врагом.

Читатель, затаив дыхание, следит за событиями, описанными автором. Обостряет переживания осознание того, что все это имело место в реальной жизни. Самолет Мересьева был сбит над оккупированной территорией. Летчику удалось выжить, хоть он и получил страшные ранения.

Истекая кровью, Алексей пытается пробиться к своим. Он из последних сил ползет по лесистой местности, преодолевая пядь за пядью. Мересьеву повезло – спустя три недели он попал к партизанам и жизнь его была спасена.

Потеряв обе ноги, Алексей не записал себя в инвалиды и не остался в плену. Он научился не только ходить, но даже и танцевать на протезах и продолжил летать. Он успел до конца войны совершить еще множество подвигов, существенно пополнив «копилку» сбитых им вражеских самолетов.

Благодаря Борису Полевому, читатели получили бесценную возможность познакомиться поближе с незаурядной личностью. Героизм Мересьева будет жить в веках, а память о нем – передаваться из поколения в поколения. Такие люди не умирают никогда.

Проблема героизма на войне аргументы из литературы имеет многочисленные. В данной статье было рассмотрено всего два произведения. Однако не менее пронзительные – «А зори здесь тихие», «В списках не значился» Б. Васильева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Сотников» В. Быкова и другие культовые книги. На них росли и воспитывались многие поколения.


Смелость и трусость - это два разных, противоположных качества, черт характера, которые, между тем, тесно связаны между собой. В одном и том же человеке может жить как трус, так и смельчак. В литературе эта проблема поднималась часто.

Так, настоящий героизм и мужество проявили герои произведения Бориса Васильева "А зори здесь тихие...". Все действующие лица повести - пять хрупких девушек: Женя Комелькова, Рита Осянина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Лиза Бричкина и старшина Васков - изображены в борьбе, отдающие все силы во имя спасения Родины.

Именно такие люди приблизили победу нашей страны в этой страшной войне.

Ещё литературный пример, рассказ Максима Горького "Старуха Изергиль", а именно третья его часть - легенда о Данко. Он был смелым и бесстрашным юношей, пожертвовавшим собой ради народа. Он решил помочь своему народу и взял главенство над ними, для того, чтобы вывести из непроходимого леса. Путь был нелёгким, и когда люди, потеряв силу духа обрушились на Данко, он вырывает из груди свое сердце, чтобы осветить путь и подарить людям теплоту и добро, которые исходили от пылающего сердца. А когда цель была достигнута, никто даже и не заметил его смерти и что "пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце".

В помощи людям Данко видел смысл жизни.

И второе, это проблема трусости. В романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" Понтий Пилат из-за страха, боязни осуждения совершает ужасный поступок, он отправил на казнь невинного человека - философа Иешуа Га-Ноцри. Прокуратор не послушал свой внутренний голос. И трусость в принятии нужного решения стала наказанием для Пилата. Он будет искать оправдание в своем поступке, но не найдёт его.

Также не лучшее качество показал и герой повести Николая Гоголя "Тарас Бульба" - Андрий. Ради любви к женщине он оказался способен отречься от всех. Не простив сыну предательства и трусости Тарас Бульба сам убивает его. Расплата для Андрия оказалась слишком дорогой - собственная жизнь.

Обновлено: 2017-09-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Можно ли утверждать, что смелость и трусость - две стороны одной медали? Смелость и трусость. Сочинение ЕГЭ Аргументы, примеры из литературы

Как отважные и нерешительные персонажи помогут получить «зачет»?

Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
Фото: кадр из мультфильма «Премудрый пескарь», 1979

До итогового сочинения остаются считаные дни, а мы продолжаем разбирать основные направления, на этот раз поговорим о «Смелости и трусости». Легко ли быть смелым в повседневной жизни? Как связаны страх и предательство? Может ли трус быть счастливым? Найти ответы на эти непростые вопросы выпускникам предстоит в литературных произведениях.

Комментарий ФИПИ:

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Словарная работа

По толковому словарю Д. Н. Ушакова:
СМЕЛОСТЬ – отвага, решимость, смелое поведение.
ТРУСОСТЬ – свойственная трусу боязливость, робость.

Синонимы
Смелость – отвага, бесстрашие, мужество, доблесть, неустрашимость, решимость, храбрость.
Трусость – малодушие, нерешительность.

В каких ситуациях человек проявляет смелость или трусость?

  • В экстремальных ситуациях (на войне, во время стихийных бедствий и катастроф)
  • В мирной жизни (в отношениях с другими людьми, в отстаивании взглядов, идеалов, в любви)

Довольно часто мы сталкиваемся с примерами смелости, проявляемой в экстремальных ситуациях: на войне, во время катастроф, стихийных бедствий, в критической ситуации, когда кому-то нужна помощь и защита. Тогда человек, не задумываясь о собственной жизни, бросается спасать того, кто попал в беду.

Однако быть смелым или струсить можно не только в такие моменты, в повседневной жизни тоже есть место таким понятиям, как смелость и трусость.

В чем же будет проявляться смелость в повседневной жизни? Нужно ли быть смелым изо дня в день? На что толкает человека страх? Как связаны страх и предательство? Можно ли списать на «время» то, что человек совершает трусливый и подлый поступок? Над этими вопросами заставляет задуматься своего читателя Ю. Трифонов в повести «Дом на набережной» .

Глебов, главный герой повести, вырос в небогатой семье, всю жизнь он стремился выбиться в люди, изжить комплекс неполноценности, сформировавшийся еще в детстве, проведенном по соседству со знаменитым «Домом на набережной», рядом с детьми советской элиты: партийных работников и профессоров. Главный герой превыше всего ставит свое благополучие, поэтому, когда судьба его ставит перед выбором: на собрании выступить в защиту будущего тестя, профессора Ганчука, или же оговорить, поддержав кампанию, развернутую против него, Глебов не знает, что ему делать. С одной стороны, его держат родственные связи и совестливость: он будущий зять Ганчука и видел только хорошее от этой семьи, сам профессор неоднократно оказывал помощь Глебову, и предать своего научного руководителя герой не может. С другой же - на кону стоит обещанная ему стипендия Грибоедова, открывающая все двери, дающая перспективы карьерного роста.

Отец Глебова был осторожным, пуганым человеком, видевшим какие-то скрытые опасности даже в безобидной дружбе сына с детьми из партийных семей. Осторожность сама по себе не является трусостью, но принцип, внушаемый с детства в виде шутки: «Дети мои, следуйте трамвайному правилу - не высовывайтесь!» - дает свои плоды во взрослой жизни Глебова. В критический момент, когда Ганчуку требуется помощь, Глебов уходит в тень. Одни от него требуют поддержать профессора, другие - обличить его. Друзья Ганчука взывают к совести, благородству Глебова, говорят, что честный человек поступить иначе просто не может, не имеет права, в учебной части же герою сулят стипендию Грибоедова и продвижение по карьерной лестнице.

От Глебова требуется только одно - решение, с кем он, и как раз решить он не может: «Глебов относился к особой породе богатырей: готов был топтаться на распутье до последней возможности, до той конечной секундочки, когда падают замертво от изнеможения. Богатырь-выжидатель, богатырь - тянульщик резины. Из тех, кто сам ни на что не решается, а предоставляет решать коню».

Почему же герой не может принять, казалось бы, очевидное для честного человека решение? Дело не столько в нежелании упускать потенциальные возможности, считает Ю. Трифонов, сколько в страхе: «Чего было бояться в ту пору глупоглазой юности? Невозможно понять, нельзя объяснить. Через тридцать лет ни до чего не дорыться. Но проступает скелет… Они катили бочку на Ганчука. И ничего больше. Абсолютно ничего! И был страх - совершенно ничтожный, слепой, бесформенный, как существо, рожденное в темном подполье, - страх неизвестно чего, поступить вопреки, встать наперекор» . Глебов безотчетно следует все тому же отцовскому принципу «не высовываться». Он хочет «прийти и отмолчаться», чтобы по возможности сохранить отношения с Ганчуками и не перекрыть себе путь «вперед и вверх».

«Почему вы молчите, Дима?» — главный вопрос, задаваемый Глебову.

«Богатырь-выжидатель» всеми силами хочет оттянуть момент принятия решения, он ждет, что ситуация как-то сама собой разрешится, мечтает о сердечном приступе или потере сознания, которые бы избавили его от необходимости выступать, принимать решение и нести ответственность за свой выбор. От необходимости присутствовать на собрании Глебова избавляет смерть бабушки, однако, несмотря на то, что он не выступил с обличением Ганчука, его малодушие и трусливое молчание - предательство и соучастие в преступлении. «Да если на ваших глазах <…> нападают на человека и грабят посреди улицы, а у вас, прохожего, просят платочек, чтоб заткнуть жертве рот… <…> Кто вы такой, спрашивается? Случайный свидетель или соучастник?» - обличает Глебова накануне собрания Куно Иванович, друг семьи Ганчуков.

Трусость и малодушие толкают Глебова на предательство. «Иногда и молчание собственное казнит», - говорит Куно Иванович перед собранием. Глебову предстоит мучиться воспоминаниями о своем трусливом поступке, предательстве учителя, на протяжении всей жизни. Напоминанием о нем станет повторяющийся сон о крестах, медалях и орденах, «тридцать сребреников» Глебова, которые он, стараясь не греметь, перебирает в коробочке из-под монпансье.

Глебов хочет снять с себя ответственность за то, что не нашел в себе сил встать перед всеми и сказать правду, за то, что струсил, поэтому успокаивает себя фразой: «Не Глебов виноват и не люди, а времена». Однако, по мнению автора, ответственность полностью лежит на человеке. Ведь, оказавшись в точно такой же ситуации, как Глебов, профессор Ганчук ведет себя иначе: защищает коллегу, своего ученика Астурга, хоть в профессиональном отношении во многом с ним не согласен. «Когда людей незаслуженно унижают, он не может стоять в сторонке и молчать», - пишет о профессоре Ганчуке автор. «За других будет сражаться, как лев, куда угодно пойдет, с кем угодно схватится. Так бился за этого ничтожного Астурга» , - говорит о нем Куно Иванович. Важно и то, что именно активной защитой ученика профессор Ганчук и навлек на себя беду. Значит, делает вывод Ю. Трифонов, дело все-таки не во «временах», а выборе, который каждый делает сам.

Нельзя сказать, что Глебов совершает предательство только потому, что он холодный прагматик, расчетливый и беспринципный человек, как о нем говорит Юлия Михайловна, жена Ганчука («…умный человек, но ум его ледяной, никому не нужный, бесчеловечный, это ум для себя»), ведь предательство ему дается нелегко, он мучается от осознания содеянного еще долгие годы. Глебов - трус и конформист, не нашедший в себе сил «поступить вопреки, встать наперекор».

Даже в повседневной жизни порой человек сталкивается с ситуациями, в которых от него требуется бесстрашие, например, смелость подать голос, пойти против всех, защитить слабого. Это бытовое, повседневное мужество не менее важно, чем отвага на поле боя. Именно оно позволяет человеку оставаться человеком, уважать самого себя и вызывать уважение других.


Афоризмы и высказывания известных людей

  • Когда боишься - действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)
  • В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена. (Саллюстий)
  • Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)
  • Испуган - наполовину побежден. (А. В. Суворов)
  • Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
  • Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)
  • Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)
  • Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)
  • Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)
  • Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)
  • Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)
  • Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)
  • Бояться любви - значит бояться жизни, а бояться жизни - значит быть на две трети мертвым. (Б. Рассел)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • Что значит быть смелым в повседневной жизни?
  • На что толкает человека трусость?
  • Как страх связан с бесчестием?
  • Какие поступки можно назвать смелыми?
  • В чем разница между наглостью и смелостью?
  • Кого можно назвать трусом?
  • Можно ли воспитать в себе смелость?
  • Каковы причины возникновения страха?
  • Может ли смелый человек бояться чего-либо?
  • Чем отличается страх от трусости?
  • Почему важно иметь смелость при принятии решений?
  • Почему люди боятся высказать свое мнение?
  • Почему творчество требует смелости?
  • Нужна ли смелость в любви?
  • Может ли трус быть счастливым?