Программа для определения bpm и тональности трека. Гармоническое сведение


Дата публикации в СМИ: 25 января 2010
Дата создания: 25 января 2010
Читателей: 14518

«Гармоническое Сведение» - это продвинутая техника микширования, используемая ди-джеями топ-класса по всему миру. Микшируя треки в подобных или совместимых тональностях, вы получите возможность использовать одновременное звучание обеих дек, получая новые звуковые сочетания треков. Главное – избегать несовместимые между собой тональности.

Основы

Гармоническое сведение содержит два элемента: знание тональности каждой песни, что вы играете, и знание того, какие тональности совместимы между собой.

Для начала определите тональности ваших треков. Вы можете узнать это с помощью подбора на фортепиано, хорошего слуха и зачатков музыкальной теории. Чтобы ускорить процесс, можно также прибегнуть к профессиональному программному обеспечению для ди-джеев, например «Mixed in Keys» . Эта программа сканирует ваши mp3 и wav файлы и определяет тональность каждой песни.

Первый микс

Для того чтобы помочь ди-джеям постичь гармоническое сведение, Марк Дэвис (Mark Davis) создал «Круглый стол Камелота» (в оригинале «Camelot wheel», «колесо Камелота», - прим. переводчика), это визуальное представление совместимых между собой тональностей (см. изображение вверху)

В этой диаграмме, каждая тональность обозначается цифрой от одного до двенадцати, подобно часам на циферблате.

В Ваших первых миксах, рекомендуется сводить треки, которые находятся в одной тональности, например 8A и 8A. Это сразу же даст эффект профессионального студийного сведения, даже если вы будете сводить на своем dj-оборудовании для «живых» выступлений.

Профессиональное сведение

Многие профессионалы двигаются по «Круглому столу Камелота» в каждом своем миксе.

Для выбора «совместимой» песни, возьмите ближайший «час» к вашей текущей тональности. Если вы играете в 8A, вы можете в следующем треке использовать 7A, 8A или 9A. Если 12A, можно микшировать 11A, 12A или 1A. Сочетание этих тональностей будет всегда приятным на слух.

Также, можно сводить переходя с внешнего «циферблата» на внутренний и наоборот. Например, попробуйте свести 8A в 8B, почувствуйте, как мелодия из минорной станет мажорной.

Гармоническое сведение – простая в освоении техника, но, несмотря на это, она откроет вам полноценный мир творческого сведения. Вы сможете играть креативные dj-сеты, открывая интересные комбинации треков. Эта техника подходит для всех музыкальных жанров.

Дополнение переводчика

Не зря классические музыканты с предубеждением относятся к коллегам по более молодым жанрам, как правило, в их рядах очень много тех, кто не владеет основами музыкальной грамотности:) Тем не менее потребность в элементарных знаниях существует, и становится все более актуальной по мере профессионального роста, и данная статья только подтверждает это.

Предложенная диаграмма, если двигаться по «циферблату», ничто иное как классический «квинтовый круг», формула, по которой можно узнать появление знаков альтерации при ключе во всех тональностях. Заметьте, интервал между «часами» диаграммы составляет квинту. Также, в данной схеме используется понятие «параллельных тональностей», то есть, такие тональности, которые имеют разную тонику но одинаковые знаки при ключе. На основе параллельных тональностей построено взаимодействие внешнего и внутреннего «циферблата» данной диаграммы.

Поблагодарим авторов этой концепции, однозначно это пособие полезно для тех кто хочет достичь быстрого результата. Тем не менее, портал сайт в очередной раз призывает учить классическую теорию, и тогда надобность в подобных «детских пособиях» отпадет сама собой:)

Специально для сайт
http://www.harmonic-mixing.com, перевод Евгений "Daimon" Поляков

отзывы


  • 23:26, 25.01 2010
    Ворчун

Гость
  • Америка блин. Квинтово квартовый круг никто не отменял:)
    боюсь про него и некоторые местные авторы ничего не слышали..... :(

  • 23:26, 25.01 2010
    Азат Галеев
    Гость
  • чето ни одного диджея не встречал пока с абсолютным слухом.
    как они определять тональности будут??? вот в чем главный вопрос современности:)))))

  • 23:45, 25.01 2010
    Daimon
  • 2 Азат Галеев:

    >как они определять тональности будут???

    Дык ПО же специальное для них есть, в статье упоминается)


  • 13:29, 26.01 2010
    Tramabud
    Гость
  • Азат Галеев
    а аккордов элементарных типа диджеи не знают и брать их на музыкальных инструментах не умеют? =)
    торрентов и гугла типа тоже нет? =)

  • 13:29, 26.01 2010
    Азат Галеев
    Гость
  • а если оне живьем будут играть? а пластинки аналоговые? а питч на них? ндааааа.... короче это уже не сведение, а математика - тетрис какой то:)

  • 14:19, 26.01 2010
    Daimon
  • 2 Азат Галеев:

    В cd есть функция сохранения тональности, что касается винила - если тональность одна и та же или совместимая и треки в одном bmp - питч на обоих деках одинаковый разумеется получается, возникает разница в тональности только при разном bmp треков.


  • 18:36, 26.01 2010
    kakash
    Гость
  • bmp:) ...возможно ты имел ввиду bpm?

  • 00:27, 27.01 2010
    Данилов
    Гость
  • прикольно,а есть ли среди обсуждающих DJ?скажи,Азат,лучшее Гусятины не было компеллятора?:)и ваще работа DJ заключена в удержании народа на танц площадке,а как он там по тональностям сводит-это интересно тока Петровичу.некоторые,например эквализацией не умеют пользоваться,я уж не грю про попадание в бас барабан:))))))

  • 00:42, 27.01 2010
    Daimon
  • 2 kakash:

    Да, "апшибси" :) конечно же bpm %)

    2 Данилов:

    Поддержу что главное завести народ, но такие вот моменты это действительно норма для профи, можно конечно и на банках все сводить, но самая красота в сочитании двух треков, это уже начало творчества

    Не то чтобы я проф. джедай, хотя опыт был небольшой, но вот представление имею - у меня дома вертушки виниловые, хобби понимаш такое:)


  • 13:31, 27.01 2010
    Азат Галеев
    Гость
  • 2 Daimon
    спасибо просветили:)я в курсе, если что.
    вот и скажите мне что у вас все треки на виниле с одним темпом?

    2Tramabud
    давайте эксперимент: вы сидите, слушаете дорожку и говорите ее тональность сходу - мы аплодируем и мчимся учиться на муз инструментах в торренты и в гугл!

    2 Данилов
    он и сейчас неплох - не зря в Краснодарском краю на губернаторских приемах играет:) ну и прочая прочая прочая


  • 14:57, 27.01 2010
    Киркуду
    Гость
  • 2 Азат Галеев: Я вот не знаю, справится ли Tramabud с поставленной задачей по определении тональности сходу, но то, что такие люди (с абсолютным слухом) существуют, это не нонсенс. Лично я знаком с парой таких товарищей:)

  • 15:10, 27.01 2010
    Tramabud
    Гость
  • Азат Галеев
    а то ворчите что-то на всех, и ворчите =)
    кстати, с ходу-то никто и не обещал
    и с музыкальным инструментом под рукой =)

  • 15:11, 27.01 2010
    Tramabud
    Гость
  • Азат Галеев
    так давайте же на айфолдер вашу дорожку! =)
    только чур не джаз =))

  • 15:16, 27.01 2010
    Daimon
  • 2 Азат Галеев:

    Не только с разным, но и одни в 33 другие в 45 rpm - тоже добавляет забот) тем не менее - количество сочитаемых достаточное)

    Не обязательно иметь абсолютных слух - сеты все норм сеты равно составляются предварительно дома, ищутся "связки" и тп. Главное чтобы он был хотя бы немного, этот слух)


  • 20:30, 27.01 2010
    Азат Галеев
    Гость
  • 2 Tramabud:

    Абсолютники да - существуют. Это не фантастика:), но вряд ли они работают диджеями.

    К чему я это - к тому что пользование квинтово квартовым кругом и параллельными тональностями - отлично, но отнюдь не является определяющим в успехе джедая по завоеванию танцпола. Вот собственно к чему были все мои комментарии.


  • 02:40, 28.01 2010
    Азат Галеев
    Гость
  • 2 Tramabud:
    да гдеж я на вса ворчу то? сразу видно что вы не диджей:)

    Абсолютники да - сущесвтуют. Это не фантастика:), но вряд ли они работают диджеями.

    К чему я это - к тому что ползование квинтово квартовым укругом и параллельными тональностями - отлично, нот отнюдь не является определяющим в успехе джедая по заваеванию танцпола. Вот собственно к чему были все мои комментарии.


  • 12:50, 28.01 2010
    Данилов
    Гость
  • в свое время,играя музыку на CD мы с Поповым Александром dj Shurup,прикалывались,разгоняя, плано темп сета с 82 BPM до 145.эт было прикольно.т.е.грамотные сведения,не просто в тональность,а еще и в настроение-эт ваще искусство,и найти такой микс-дело не одного дня.посему делать это на библиотеке в 10 винилов просто невозможно:))в Jazzbare переслушал много отечественных dj,могу сказать,что самый R&B dj-ФИЛЛ,а ровнее всех,по данным параметрам статьи-Кореец.из дам Полина неплохо вкатила с фанком.Компас Врубель-играл мое любимое направление в хаусе:)))))сколько людей-столько мнений,но мое субЪективное мнение:если уж взялся за койнить дело,то над доводить его до проф уровня,потом можно и оставить,и заниматься другим,а засорять эфир словами-любой может.

  • 15:00, 28.01 2010
    Морализатор
    Гость
  • Бедные-бедные Time is money...
  • Бывало ли у вас, дорогие мои диджеи так, что сводите вы треки, сводите, а в итоге все равно получается корявенько, слышен какой то диссонанс?
    Дело в том, что для хорошего сведения микса нужно учитывать не только BPM, квадраты, такты и биты, но и очень важно знать тональность трека и грамотно подбирать к нему другой трек по тональности. Музыканты и композиторы очень хорошо знают, что такое квинтовый круг тональностей и как он важен для написания музыки.

    Тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда.


    Но, черт подери, мы ж диджеи, консерваториев не заканчивали и знать такие премудрости вроде как и не должны. Поэтому, разработчики программы Mixed In Key взяли вышеупомянутый квинтовый круг тональностей и максимально его упростили, добавив простые обозначения тональностей и назвав это Колесом Камелота.

    Фишка в том, что зная простое обозначение тональности трека, мы сможем подобрать из своего материала подходящий следующий трек, который максимально гармонично ляжет в наш диджейский микс. Сводить будет проще, легче и приятнее.


    При первом взгляде на этот рисунок у неподготовленного человека заболит голова, какие -то миноры, мажоры, числа, буквы. Ничего не понятно, как с этим работать и как сводить микс. Но давайте не будем спешить, попробуем разобраться.

    Для начала нам надо узнать, какая тональность у нашего трека. Музыканты легко подбирают тональность на слух, но в нынешнее время, когда у каждого диджея на ноутбуке музыка скапливается терабайтами это сделать уже довольно проблематично и по времени очень долго.

    Поэтому нам на помощь приходят различные программы по определению тональности трека. Из самых популярных можно назвать платную Mixed In Key и бесплатную KeyFinder. Кстати, если вы играете на VirtualDJ 8, то он сам определяет тональность и переводит в условные обозначения Колеса Камелота.

    Само колесо(см.рисунок выше) состоит из двух колец, одно над другим. Внутреннее кольцо — минорное, внешнее мажорное. Внутренняя и внешняя часть вместе составляют параллельную гармоничную пару минорной и мажорной тональностей. Как в часах разбиты на двенадцать секторов и пронумерованы от единицы до двенадцати. Внутреннее минорное кольцо обозначается буквой А , внешнее мажорное кольцо буквой В .

    Теперь мысленно отбрасываем все эти мажоры и миноры, обращаем внимание только на цветные сектора с буквенным обозначением А (число) и В (число). Вышеупомянутые программы будут помечать нам наши треки именно так, буква и число. Зная тональность трека мы определяем его местоположение на колесе камелота. Далее начинаем переходить на соседние сектора, где каждый ход это песня в данной тональности.

    К примеру, играет трек с тональностью А8 . Находим его на колесе, смотрим, что находиться у нас рядом, по диагонали смотреть нельзя. Именно такие треки с тональностью А7,А8,А9,В8 нужно ставить далее в нашем миксе.

    В идеале, мы должны менять постепенно тональность, двигаться по колесу в одну или другую сторону, «крутить» его. Каждый шаг, это новый трек. Начинаем с трека с тональностью А5 , потом 6А, 6В, 7В и далее как на картинке.


    Именно так сочетая треки с нужной тональностью, должен получиться красивый, техничный и плавный диджейский сет.

    Еще раз более простым языком. У вас есть папка с музыкой, каждая песня имеет свой код обозначающий ее тональность. Никаких миноров, мажоров, просто буква и число от одного до двенадцати. Вы зная ее код, находите ее на Колесе Камелота, далее смотрите соседние сектора(по диагонали ходить нельзя) и зная код соседнего сектора ищите песню с таким же кодом. Их сводить будет гораздо проще и легче, они гармоничны по квинтовому кругу тональностей. Двигаться можно в одну или другую сторону, переходить с внутреннего на внешний круг. Главное подбирать треки из соседнего сектора. Вот так и работает Колесо Камелота.

    Саму картинку можно распечатать или просто запомнить, ничего сложного в этом нет. Остается лишь каждому вашему треку присвоить по тональности номер из Колеса Камелота. Сделать это можно несколькими программами.

    Отличная программа , именно ее создатели и разработали Колесо Камелота, максимально упростив существование диджеев без высшего музыкального образования. Программа умеет определять тональность записывать ее с присвоением кода в тэги трека, а также записывать данные сразу в базу Traktor, Serato, Pioneer CDJs, Ableton Live .

    Огромным плюсом так же можно считать возможность программы отмечать тональности разных участков трека, ведь они могут отличаться. Создатель трека взял и использовал в середине песни модуляцию, изменил тональность трека, все это данная программа зафиксирует и покажет, проставит точки CUE.


    Но, к моему глубокому сожалению, данная программа платная. Себе я ее покупать не стал, возможно вы решитесь это сделать.

    Данная программа бесплатная, но менее функциональная, чем Mixed In Key. Она легко экспортирует условные обозначения тональности трека в базу Traktor, что позволяет пользователям данного софта легко начать работать с колесом камелота. полностью на русском языке, единственное что нужно будет сделать, это в настройках ввести условные обозначения тональности принятые в системе камелота.


    При старте программы выскочит уведомление, что доступна новая версия, скачивать или нет, решать вам, лично меня вполне устраивает данная версия.

    Virtual DJ 8

    Лично я предпочитаю VirtualDJ 8. Не знаю, с чем это связанно, просто нравиться ее простота и легкость работы. Еще в ней уже встроена возможность расчета тональности трека для более точного и красивого сведения. Ну и естественно, VirtualDJ 8 может сразу показывать тональность треков в системе Колеса Камелота.


    Для этого надо включить в браузере программы отображение вкладки Гармоники . Наводим курсор на строку с названием вкладок и щелкаем правой кнопкой мыши, затем ставим галочку как на картинке и получаем нужную нам вкладку, где показаны тональности треков на колесе камелота.

    Traktor Pro

    Аналогично, можно воспользоваться встроенной возможностью определения тональности, ну или использовать

    Есть в диджеинге такая вещь, до которой новички своим умом не всегда доходят. Это гармоническое сведение.

    Для чего это нужно?

    Это нужно, чтобы сделать микс лучше. Я считаю, что лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать. Для начала пример:

    Нравится? Сомневаюсь:) Еще один пример:

    Теперь понятно? :)

    Как этого добиться?

    Чтобы добиться эффекта и создать по-настоящему красивый и благозвучный переход между треками, нужно знать key этого трека (то есть его тональность), и каким образом стоит эти тональности чередовать.

    Вообще говоря, все уже придумано и сделано за нас, нужно только пойти и взять.

    Mixed In Key и Ко.

    На сайте Mixed In Key можно купить (а где-нибудь в гугле найти бесплатно — вопрос религии) одноименную программу, которая сканирует музыкальную коллекцию и выдает на-гора список песен, которые можно свести красиво.

    К слову, такую же функцию предоставляет MixMeister Studio и MixMeister Fusion (mixmeister.com), сохраняя полученное значение прямо в библиотеке (что гораздо удобнее, я считаю).

    Traktor DJ Studio начиная со второй ветки тоже умеет запоминать (но не определять!) key в своей Track Collection. Может ли такое Ableton Live! — точно не помню, надеюсь на вашу подсказку:)

    Гармонический круг и нотация Camelot

    Некий Марк Дэвис (которому всем нам стоит сказать большое спасибо) придумал и записал нотацию Camelot, сгруппировав наиболее часто встречающиеся в европейской культуре тональности в своеобразные «часы»:

    Для начала было бы неплохо попробовать просто свести треки, тональности у которых полностью совпадают.

    Затем можно попробовать делать переходы на «час» вперед или назад. То есть, если исходный трек у нас D-flat Minor (12A), то следующим можно поставить A-Flat Minor (1A) или F-Sharp Minor (11A).

    Еще один эксперимент — переходы из внутреннего круга во внешний в пределах одного и того же «часа», то есть из минор в мажор и наоборот. Тут нужно быть внимательным с настроением трека: посреди развеселого клаб-хауса не всегда можно влепить какой-нибудь дарк-электро:)

    Объяснять на словах можно долго, но самый короткий путь — это непосредственно практика. Если медведь на ухо не наступил — то сразу станет понятно, что хорошо, а что плохо.

    О чем следует помнить

    На одном зарубежном форуме я наткнулся на пост, где говорилось о том, что продукты MixMeister распознают тональность с точностью до 70%, в частности, очень редко делают различие между мажорными и минорными. Тут уж пеняй на себя — уши никто не отменял, если «не звучит», надо брать дело в свои руки. На сайте той же Mixed In Key многие диджеи и продюсеры признались, что до этого пользовались фортепианной клавиатурой или синтезатором (что, кстати, способ гораздо более точный, хоть требует слуха и времени).

    Еще одна тонкость — это зависимость «tempo-key». Надо знать, что если мы разгоняем или тормозим трек, то через каждые 6% скорости тональность будет меняться соответственно направлению. Если трек был исходно 140BPM и в тональности 12A, то затормозив его на 6% получим уже 11A.

    Есть простое правило: если разность в скоростях меньше трех процентов, то тональность второго трека можно брать ту же самую. Если больше трех — на одну больше/меньше.

    И помните, гармоническое сведение — не панацея для создания качественного микса, это всего лишь одна из составляющих. Творческую составляющую, а так же хороший вкус при выборе музыки для сета нельзя забывать ни в коем случае.

    Визуальный гид по сведению с помощью колеса Камелот

    Как только ты знаешь тональности своей музыки, ты можешь начинать использовать эту информацию, чтобы сводить гармонично. Колесо Камелот, изобретенное Марком Дэвисом будучи частью Mixed In Key, представляет собой цветную систему, которая помогает выяснить, какие тональности являются совместимыми. Каждой тональности назначается номер от одного до двенадцати, по аналогии с часовым циферблатом. Колесо спроектировано так, чтобы легко помогать визуальному освоению гармоничного сведения.

    Выглядит оно следующим образом:

    Ты заметишь, что колесо состоит из двух окружностей с общим центром. Мажорные тональности находятся на внешнем круге, а минорные на внутреннем.

    Ты можешь начать экспериментировать, как только заранее пометишь свой первый десяток треков ключами с колеса Камелот. Самый основной фокус в том, чтобы попытаться смешать две копии одного и того же трека. Если ты, к примеру, загрузишь две копии Kaskade & deadmau5 «Move For Me», а затем сведешь их, они будут отлично стыковаться будучи в одной тональности, с полным согласием в нотах и гармонии.

    Ты отметишь то же самое, когда используя гармоничное сведение сведешь два различных трека в одинаковой тональности (скажем, 5А). Загрузи два трека, сведи первый со вторым, потом второй с первым. Это гармоничное сведение в действии, с тональностью и аккордами в находящимися в гармонии.

    После того как ты попробовал свести два трека, в одинаковой тональности, попробуй неподходящее сочетание. Если ты играешь трек в 5А — сведи его с треком, например, в 10A. Ты сразу заметишь разницу. Столкновение тональностей между двумя треками создает не комфортный диссонанс.

    Наконец, попытайся свести два трека в разных, но гармонично совместимых тональностях. Это легко определить, так как любая тональность на колесе Камелот совместима с тремя соседними тональностями. Предположим, что ты начал с Kaskade «Angel On My Shoulder». Этот трек в тональности ля минор, с ключом 8А на колесе Камелот. Это означает, что ты можешь свести его с любым другим треком в 7А, 8А, 9А или 8B будучи уверенным, что результатом будет гладкий гармоничный переход.


    Возможно ли смешивать гармонически, не осознавая этого?

    Скорее всего ты, вероятно, уже сводил гармонично прежде чем узнал о колесе Камелот. Существуют 24 возможных тональности, так что шанс того, что ты выберешь два случайных трека и они будут в одинаковой тональности равняется 1 к 24. Вобщем низкие шансы, но рано или поздно это произойдет. Из любопытства мы провели исследование, запустив моделирование ситуации из 17000 треков, чтобы увидеть, какие шансы есть у двух треков быть исполненными в одинаковой тональности, если они выбираются наугад. Результаты подтвердили то, что мы и ожидали: 1 к 24, или 4,16% случаев, когда тональность обоих треков совпадала.

    Вместо лишь шансов быть гармоничным на протяжении твоего микса, система Камелот обеспечивает получение плавного перехода каждый раз.

    Выводы о гармоничном сведении

    Подводя итог, опишем как ты можешь использовать колесо Камелот с гарантией гармонически правильного микса:



    Мы рекомендуем тебе попробовать различные комбинации с колесом Камелот, для ознакомления с тем, как оно работает. Мы слышали от многих ди-джеев с которыми мы сотрудничаем, что эта концепция изменила всю отрасль, поскольку делает звучание их миксов невероятно музыкальным. Полагаем, что ты придёшь к такому же выводу.

    Дополнительный совет : Поскольку колесо Камелот имеет свою цветовую маркировку, мы находим полезным помнить что если, например, последний трек Axwell в ключе 10А, то его цветовой код будет синим. Если вы помните цветовой код, будет легче запомнить, какие треки хорошо сводятся.