Строение минорной гаммы тон полутон. Гаммы, виды гамм

Вот наконец-то добрались мы до важнейшей темы Гамм. Гаммами мы будем называть закономерную последовательность звуков, которая обладает своей гармонией, мелодией, настроением и так далее. Гаммы имеют большое количество разновидностей: бывают мажорными, минорными, гармоническими, мелодическими, натуральными. И если вы уже прошли раздел посвященный аккордам, то в теме гамм, вам будет намного легче разобраться. Ведь по сути построение аккордов велось по ступеням определенных гамм.

На основании этих закономерностей расположения звуков и "подбираются" ноты для произведений. Вам будет легче выбрать в какой тональности писать и придет полное понимание какой звук за каким поставить. Но это уже талант композиторства и этому учатся более 10-лет, поэтому просто будем это знать. Потому что лучше придадим предпочтение практике и будем становится "практичными" гитаристами, которые умеют играть, чем теоретиками, хотя теорию осветим.

Очень важные понятия в этой теме, это понимание "квинтового круга ", а так же "транспонирования ". Расскажим пока что о двух гаммах - мажорной и минорной. Их строение будем производить по полутонам (да да, точно так же как мы делали в аккордах):

Виды гамм:

Важно заметить, что ТОН и ПОЛУТОН - показывают расстояние между ступенями, то есть на самом деле примерно следующая картина: I ступень - Тон - II ступень - Тон - III ступень - Полутон - IV ступень - Тон - V ступень - Тон - VI ступень - Тон VII ступень - Полутон.

Мажорная строится по принципу: Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон

Приведем пример:

Здесь видно что расстояние между нотами как раз описывается такой схемой - Между До и Ре Тон, между Ре и Ми Тон, между Ми и Фа полутон и так далее.

Сравните аппликатуры с расположением нот на грифе:


Здесь видно, что красные кружочки это камма До мажор на "толстых струнах", а синии кружочки - на "тонких". Перемещая пальцы левой руки влево или вправо и играя по данному "рисунку" можно сыграть абсолютно любую мажорную гамму. Такая же картина обстоит и с минорной аппликатурой. К примеру, чтобы сыграть Соль мажор, нужно сместить аппликатуру на два лада правее, то есть начинать играть с 10-ого лада (Как раз там находится нота Ре).

Аппликатура Мажорной гаммы:


Минорная строится по принципу: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Приведем пример:

Аппликатура Минорной гаммы:


Как вы заметили в данных гаммах (До мажор и Ля минор) не встречаются знаки бемолей и диезов. Потому что построение гамм по соответствующим схемам "тон-тон.... и так далее" соответствует "начальному расположению нот по тонам и полутонам" , помните ведь что между Ми и Фа, а так же Си и До - полутон.

Гаммы построенные от других звуков, будут уже содержать диезы (или бемоли), причем их количество будет отличаться (согласно квинтовому кругу). И если мы захоти построить гамму Соль мажор,то согласно правилу Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон у вас должен получиться следующий ряд:

Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа#. Что полностью объясняется квинтовым кругом - тональность Соль мажор приобретает один дополнительный диез к ноте Фа.

Гамма - последовательный ряд звуков (начиная от тоники и до тоники следующей октавы).

Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей. Ступени обозначаются римскмми цифрами I, II, III, IV, V, VI, VII. Восьмая ступень гаммы отстоит от первой ровно на октаву и является одновременно первой ступенью следующей гаммы.

Мажорная гамма

Существуют 3 основных мажорных гаммы: натуральный, гармонический и мелодический мажор.

Натуральная мажорная гамма строится по следующим интервалам:

  • I - тон - II
  • II - тон - III
  • III - полутон - IV
  • IV - тон - V
  • V - тон - VI
  • VI - тон - VII
  • VII - полутон - VIII

1 1 1/2 1 1 1 1/2

Тон - тон - полутон - три тона - полутон

Например, мажорная гамма, построенная от ноты "до" (C), содержит следующие звуки:

C D E F G A B

Само собой мажорный лад можно построить от любого звука, если соблюдать вышеописанные правила соотношения интервалов. Однако в некоторых случаях, чтобы соблюсти это правило тонов и полутонов потребуются знаки альтерации. Например, мажорная гамма построенна от ноты "ми" (E) потребует трех диезов:

E F# G# A B C# D#

Если вы посчитаете расстояние между этим звуками, вы обнаружите, что правило тон-тон-полутон-три тона-полутон в точности соблюдено.

Разумеется, мажорная гамма, не единственная, используемая в музыке, но основная, от которой строятся многие другие гаммы.

Гамму принято записывать так называемой формулой , в которой указывается, какие ступени мажорной гаммы присутствуют в новой гамме и как они изменены знаками альтерации.

Вполне естественно, что формула мажорной гамммы записывается так: I, II, III, IV, V, VI, VII.

Гармонический мажор. Что бы построить гармоническую мажорную гамму следует понизить VI ступень. Соответственно общая формула меняется и имеет следующий вид:

Тон - тон - полутон - тон - полутон - тон - полутон

Гармонический "до" мажор:

C D E F G Ab B

Мелодический мажор имеет пониженную VI и VII ступень. Формула:

Тон - тон - полутон - тон - полутон - тон - тон

Мелодический "до" мажор:

C D E F G Ab Bb

Минорная гамма

Структура натуральной минорной гаммы такова:

  • I - тон - II
  • II - полутон - III
  • III - тон - IV
  • IV - тон - V
  • V - полутон - VI
  • VI - тон - VII
  • VII - тон - VIII(I)

Ещё её можно записать так:

1 1/2 1 1 1/2 1 1

Тон - полутон - два тона - полутон - два тона

Например, минорная гамма, построенная от ноты "ля" (A), содержит звуки:

A B C D E F G

Гармонический минор имеет повышенную VII ступень:

Т - П - Т - Т - П - 1.5Т - П A B C D E F G♯

Мелодический минор имеет повышенную VI и VII ступень, но при движении вниз играется натуральный минор:

Т - Т - П - Т - Т - П - Т - П A B C D E F♯ G♯ и в при движении вниз: A G F E D C B A

Другие виды гамм

Существует множество других видов гамм и звукорядов. В них может быть больше или меньше 7 ступеней, и строиться они могут по различным правилам.

Формула, например, блюзовой гаммы записывается так: I ♭III IV ♭V V ♭VII, что в переводе на человеческий язык означает: тоника, пониженная третья ступень, пониженная четвертая, пониженная пятая, пятая и пониженная седьмая. С помощью этой формулы можно построить блюзовую гамму от любой ноты.

Пентатоника - звукоряд, содержащий 5 ступеней в пределах октавы. Распространена бесполутоновая пентатоника, в строении которой отсутствуют переходы в пол тона.

Одна из формул бесполутоновой пентатоники.

Гамма - это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы.

В одной октаве есть 12 ступеней. Выбрав последовательность из возрастающих 7 - мы получим Гамму из 7-ми нот.

Самих гамм существует несколько десятков. Построить гамму можно с абсолютно любой ноты. Самое главное - это название. К примеру, Ми минор - это минорная гамма, которая строиться от любой ноты Ми на грифе. Если будет Фа минор - это также гамма, но первая нота сдвинута на один лад ближе к деке. Гамма не обязательно должна содержать 7 нот. Может и меньше, но больше - никак.

МАЖОРНАЯ ГАММА
Мажорная гамма состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим большую секунду "б.2", а малую "м.2". Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад - натуральным мажором.

Мажорная гамма состоит из восьми нот, причём последняя нота дублирует первую, но расположена на октаву выше. При записи гамм, ни одна из линий, равно как и ни одно междустрочие нотоносца не могут быть пропущены. С этим связана одна из особенностей обычных мажорных гамм: они содержат либо диезы, либо бемоли, но никогда в их составе не встречаются оба знака одновременно.

В гамме различают семь ступеней (а нот, как уже говорилось, восемь: последняя нота гаммы это опять первая ступень). Ступени гаммы нумеруются римскими цифрами и у каждой есть своё название:
I: тоника
II: нисходящий/верхний вводный тон
III: верхняя медианта
IV: субдоминанта
V: доминанта
VI: нижняя медианта, субмедианта
VII: восходящий/нижний вводный тон

Мажорная гамма имеет следующее строение: тон тон полутон тон тон тон полутон . Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять за основу (тонику) любую ноту и поднять её на тон выше - это будет вторая ступень гаммы. Затем, согласно шаблону, поднять вторую ноту на тон - это будет третья ступень, третью ноту поднять на полтона - это будет четвёртая ступень гаммы и так далее.

Рассмотрим на примере строение Гаммы Ре-мажор:

Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми - это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа ... стоп! "Черненькой" клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками - полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост - повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез ). Повторим: Ре - Ми - Фа-диез . То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша - а сама ступень "переселяется" на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре - Ми - Фа-диез - Соль . Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму , звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО :


Так как в октаве есть 12 полутонов, можно играть гамму начиная с каждого из них, соблюдая строение: тон тон полутон тон тон тон полутон.
В итоге получится 12 Гамм:

До мажор

Ре мажор

Ми мажор

Фа мажор

Соль мажор

Ля мажор

Си мажор

Ре-бемоль мажор