Устное народное творчество — источник вековой мудрости. Понятие фольклора, виды и классификация Прозаические жанры фольклора

Сказки, песни, былины, уличное представление - все это разные жанры фольклора, народного устно-поэтического творчества. Их не спутаешь, они отличаются своими специфическими особенностями, различна их роль в народном быту, по-разному живут они и в современности. Вместе с тем всем жанрам словесного фольклора присущи общие признаки: все они являются произведениями искусства слова, в истоках своих связаны с архаическими формами искусства, бытуют преимущественно в устной передаче, постоянно изменяются. Этим определяется взаимодействие в них коллективного и индивидуального начал, своеобразное сочетание традиций и новаторства. Таким образом, фольклорный жанр - исторически складывающийся тип устно-поэтического произведения . Аникин В.П. дал свою характеристику фольклору. Роды: эпос, лирика, драма

Виды: песня, сказка, несказочная проза и т.д.

Жанры: былина, лирическая, историческая песня, предание и т.д.

Жанр - основная единица изучения фольклора. В фольклоре жанр - это форма освоения действительности. С течением времени в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа система жанров развивалась .

Существует несколько классификаций фольклорных жанров:

Историческая классификация Зуева Татьяна Васильевна, Кирдан Борис ПетровичКлассификация по функциональности Владимир Прокопьевич АникинРаннетрадиционный фольклор Трудовые песни, Гадания, заговоры. Классический фольклор Обряды и обрядовый фольклор: календарный, свадебный, причитания. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки. Сказки. Несказочная проза: предания, бывальщины, былички, легенды. Песенный эпос: былины, исторические песни, духовные песни и стихи, лирические песни. Фольклорный театр. Детский фольклор. Фольклор для детей. Позднетрадиционный фольклор Частушки Фольклор рабочих Фольклор периода ВОВ Бытовой обрядовый фольклор 1. Трудовые песни 2. Заговоры 3. Календарный фольклор 4. Свадебный фольклор 5. Причитания Общемировоззренческий необрядовый фольклор 1. Паремии 2. Устная проза: предания, бывальщины, былички, легенды. 3. Песенный эпос: былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи. Художественный фольклор 1. Сказки 2. Загадки 3. Баллады 4. Лирические песни 5. Детский фольклор 6. Зрелища и народный театр 7. Песни-романсы 8. Частушки 9. Анекдоты

Начиная разбирать каждый жанр фольклора начнем со сказок.

Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости .

Сказка представляет большую общественную ценность, состоящую в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Как и у других народов (у русского, возможно, ярче), сказка-это объективированное созерцание сердца народного, символ его страданий и грез, иероглифы его души. Всякое искусство порождено действительностью. Это одна из основ материалистической эстетики. Так обстоит дело, например со сказкой, сюжеты которой вызваны действительностью, т.е. эпохой, социальными и экономическими отношениями, формами мышления и художественным творчеством, психологией. В ней, как и в целом во всем фольклоре, отразились жизнь народа, его мировоззрение, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Она тесно связана с народным бытом и обрядами. Традиционные русские сказки создавались и бытовали главным образом в крестьянской среде . Их создателями и исполнителями были обычно люди с большим жизненным опытом, много ходившие по Руси, много видавшие. Чем меньше уровень образованности людей, тем в большей степени они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Может быть, поэтому мир отраженный в сказках формируется на уровне обыденного сознания, на обыденных представлениях людей о прекрасном. Каждая новая эпоха приносит сказки нового типа, нового содержания и новой формы. Сказка изменяется вместе с исторической жизнью народа, ее изменения обусловлены изменениями самой народной жизни, потому что она есть продукт истории народа; она отражает события истории и особенности народного быта . Освещение и понимание истории и жизни народа в фольклоре изменяются вместе с изменениями народных представлений, воззрений и психологии. В сказках можно обнаружить следы нескольких эпох. В эпоху феодализма все большее место занимают социальные темы, особенно в связи с крестьянским движением: в сказках выражались антикрепостнические настроения. XVI-XYII века характеризуются богатым развитием сказки, В ней отражаются и исторические мотивы (сказки об Иване Грозном), и социальные (сказки о судьях и попах) и бытовые сказки (сказки о мужике и жене). В жанре сказки значительно усиливаются сатирические мотивы.- первая половина XIX века. - Последний этап существования феодально-крепостнического общества. Это время характеризуется развитием капиталистических отношений и разложением крепостнического строя . Сказка приобретает еще более яркий социальный аспект. В нее входят новые персонажи, прежде всего умный и хитрый солдат. Во второй половине XIX - начале XX века, на которые приходятся все более быстрое и широкое развитие капитализма в России, в фольклоре происходят большие изменения. Усиливаются сатирические мотивы и критическая направленность сказки; основой этого служило обострение социальных противоречий; целью сатиры все более становится обличение власти денег и произвола властей. Большее место заняли автобиографичность, особенно в сказках об уходе в город на заработки. Русская сказка, становится более реалистическим, приобретает более тесную связь с современностью. Иными становятся также освещение действительности, идейная сущность произведений .

Познавательное значение сказки проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом. Кроме того, сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного .

Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность .

Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, сюжетный. От других прозаических жанров (преданий и легенд) сказка отличается более развитой эстетической стороной, что проявляется в установке на привлекательность. Эстетическое начало, кроме того, проявляется в идеализации положительных героев, ярком изображении "сказочного мира", удивительных существ и предметов, чудесных явлений, романтической окраски событий. М. Горький обращал внимание на выражения в сказках народных мечтаний о лучшей жизни: "Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху - об этом говорит сказка, о ковре-самолете. Мечтали об ускорении движения по земле - сказка о сапогах-скороходах..." .

В науке общепринятым считается разделение сказочных текстов на три разряда: волшебные сказки, новеллистические (бытовые) сказки и сказки о животных.

Волшебные сказки были весьма популярны в народе. Вымысел в волшебных сказках носит характер фантастики. Начало волшебное заключает в себе так называемые пережиточные моменты и, прежде всего, религиозно-мифологическое воззрение первобытного человека, одухотворение им вещей и явлений природы, приписывание этим вещам и явлениям магических свойств, различные религиозные культы, обычаи, обряды. Сказки полны мотивов, содержащих в себе веру в существование потустороннего мира и возможность возвращения оттуда, представление о смерти заключенной в какой-либо материальный предмет (яйцо, цветок), о чудесном рождении (от выпитой воды), о превращении людей в животных, птиц. Фантастическое же начало сказки вырастает на стихийно-материалистической основе, замечательно верно улавливает закономерности развития объективной действительности .

Это то, что М. Горький называл "поучительной выдумкой - изумительной способностью человеческой мысли заглядывать вперед факта". Происхождение фантастики имеет свои жизненные корни в особенностях уклада жизни и в мечте людей о господстве над природой. Все это лишь следы мифологических представлений, так как формирование классической формы волшебной сказки завершилось далеко за историческими пределами первобытнообщинного общества, в обществе гораздо более развитом. Мифологическое мировоззрение лишь дало основу поэтической форме сказки .

Важным моментом является то, что сюжеты волшебных сказок, чудеса о которых в них говорится, имеет жизненные основания. Это, во-первых, отражение особенностей труда и быта людей родового строя, их отношения к природе, часто их бессилия перед ней. Во-вторых, отражение феодального строя, прежде всего раннего феодализма (царь - противник героя, борьба за наследство) .

Персонаж волшебных сказок всегда носитель определенных моральных качеств. Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он помогает животным и птицам, которые ему за это благодарны и в свою очередь, помогают ему. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря.

Значительное место в волшебных сказках занимают героини-женщины, который воплощают народный идеал красоты, ума, доброты, смелости. В образе Василисы Премудрой отражены замечательные особенности русской женщины - красавицы, величественная простота, мягкая гордость собой, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце . Сознанию русского народа именно такой представлялась женская красота.

Серьезный смысл некоторых волшебных сказок давал основания для суждений по самым важным жизненным вопросам. Так, в некоторых сказках воплощается свободолюбивое стремление и борьба русского народа против произвола и угнетателей. Композиция волшебной сказки определяет наличие в них персонажей, враждебных положительным героям. Победа героя над враждебными силами - торжество добра и справедливости. Многие исследователи отмечали героическую сторону волшебной сказки, ее социальный оптимизм. A.M. Горький говорил: " Очень важно отметить, что фольклору совершенно чужд пессимизм, невзирая на тот факт, что творцы фольклора жили тяжело, рабский труд их был обессмыслен эксплуататорами, а личная жизнь бесправна и беззащитна. Но при всем этом коллективу как бы свойственно сознание его бессмертия и уверенность в победе над всеми враждебными ему силами" . Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия получили название социально-бытовых. В этом типе сказок хорошо развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые. В зависимости от этого и различаются в социально-бытовых сказках две разновидности. Социально-бытовые сказки возникли, по мнению исследователей в два этапа: бытовые - ранние, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя и социальные - с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма, особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Возрастающее бесправие и нищета народных масс вызывали недовольство и протест, были почвой социальной критики. Положительный герой социально-бытовых сказок - социально-активный, критически настроенный человек . Тяжелый труд, бедность, темнота, часто неравный по возрасту и имущественному положению брак вызывали осложнение семейных отношений и определили появление сюжетов о злой жене и глупом и ленивом муже. Социально бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается, прежде всего, в том, что сюжеты имеют в основном две важных общественных темы: социальная несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде. В социально - бытовых сказках гораздо яснее выражаются чаяния и ожидания народные, мечта о социально справедливой, счастливой и спокойной жизни. "В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклоненный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве" .

В сказках, так же как и в некоторых других жанрах фольклорной прозы, отражавших сильные и слабые стороны крестьянской психологии, выразилась многовековая мечта о счастливой жизни, о неком "мужицком царстве". Поиски "иного царства" в сказках являются характерными мотивами. Сказочная социальная утопия рисует народное материальное благополучие, сытое довольство; мужик вдоволь ест и пьет, заводит "пир на весь мир". Н. Г. Чернышевский отметил: " Бедность действительной жизни - источник жизни в фантазии". О "счастливой" для себя жизни крестьянин судит по образцу тех материальных благ, которыми владеют цари и помещики. У крестьян была очень сильна вера в "доброго царя", и сказочный герой становится именно таким царем во многих сказках. В то же время сказочный царь по своему поведению, быту, привычкам уподобляется простому мужику. Царский дворец рисуется подчас как богатый крестьянский двор со всеми атрибутами крестьянского хозяйства .

Сказки о животных - один из древнейших видов фольклора. Восходя к древним формам отражения действительности на ранних этапах человеческого сознания, сказки о животных выражали определенную степень познания мира .

Правда сказок в том, что хотя и говорится о зверях, а воспроизводятся похожие человеческие ситуации. Действия зверей откровеннее обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Истории зверей - это все истории, в которых есть место не только для забавы, но и для выражения серьезного смысла. В сказках о животных действуют и птицы и рыбы и животные и растения. В каждой из этих сказок заложен смысл. Например, в сказке про репку смысл оказался в том, что никакая, даже самая малая сила в деле нелишняя, а случается, что ее-то и не хватает, чтобы добиться результата. С развитием человеческих представлений о природе, с накоплением наблюдений в сказки входят сюжеты о победе человека над животными и о домашних животных, что было результатом их поручения. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь - крик, поведение -повадка) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека, животные говорят и ведут себя как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств (лиса - хитрость и др.). Так сказки приобрели иносказательный смысл . Под животными стали разуметь людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных не только осмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждается угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы. Основной смысловой аспект сказок о животных - моральный. Для сказок о животных характерен яркий оптимизм, слабые всегда выходят из сложных положений. Связь сказки с древним периодом ее жизни обнаруживается в мотивах боязни зверя, в преодолении страха к нему. У зверя есть сила, хитрость, но нет человеческого ума. Образы животных на позднем этапе жизни сказки получают значение социальных типов. В таких вариантах в образе хитрой лисы, волка и других можно усматривать человеческие характеры, возникшие в условиях классового общества. За образом животного в них можно угадывать социальные отношения людей. Например, в сказке "О Ерше Ершовиче и сыне его Щетинникове" дана полная и верная картинка древнего русского судопроизводства. В сказках каждого народа - общечеловеческие темы получают своеобразное национальное воплощение . В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум - все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее. Таким образом, мы увидели, что русская сказка представляет собой обобщенное, оценочное и целенаправленное отражение действительности, которое выражает сознание человека, и в частности сознание русского народа . Старое название сказки - баснь - указывает на повествовательный характер жанра. В наше время название "сказка" и термин "сказка", который стал входить в оборот с XVII в., употребляется в народе и в научной литературе. Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется как песня, а рассказывается. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов. Сказки на Руси известны с давних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок - старый русский обычай. В рукописях XVI - XVII вв. сохранились записи сказок "Об Иване Понамаревиче" и "О Царевне и Ивашке Белой рубашке" . В XVIII в. кроме рукописных сборников сказок стали появляться и печатные издания. Появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: "Сказка о воре Тимошке" и "Сказка о цыгане" в сборнике В.Левшина "Русские сказки" (1780-1783), "Сказка о Иване-богатыре, мужицком сыне" в сборнике П.Тимофеева "Русские сказки" (1787). В 60-е годы XIX в. А.Н.Афанасьев выпустил сборник "Заветные сказки", куда вошли сатирические сказки о барах и попах. В конце XIX - начале XX в. появляется целый ряд важных, хорошо подготовленных сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. После Октябрьской революции собирание сказок, как и вообще собирание произведений фольклора, приняло организованные формы .

Михайлова О. С. Рассматривала: cказки о животных. Исторические корни сказки о животных (анимистические, антропоморфические, тотемистические представления, народные поверья). Эволюция жанра. Герои сказок о животных. Стиль. Отсутствие отвлеченного басенного аллегоризма. Сатирическая функция иносказаний. Ирония. Парадоксальность сюжета. Диалогичность. Композиционные особенности. Кумулятивные сказки. Волшебные сказки. Чудо, волшебство как сказочно-сюжетная основа сказок. Исторические корни волшебных сказок (мифологические представления, народная демонология, народные обряды, бытовые запреты, магия и др.). Поэтическая условность волшебных сказок. Главные идеи волшебных сказок. Композиционные особенности. Особенности авторского слова. Диалогичность. Сказочные сюжеты. Герои и их функции. Сказочный хронотоп. Бытовые сказки. Близость бытовой сказки к новелле. Пути формирования жанра новеллистической сказки. Типология бытовых сказок (семейно-бытовые, о господах и слугах, о духовенстве и др.). Поэтика и стиль (бытовая "заземленность", занимательность сюжета, гиперболизация в изображении персонажей и др.) .

Нельзя не согласиться с мнением Аникина В.П., что сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказки такая власть над временем? Вдумаемся в сущность того сходства, которое есть у сказок со столь же устойчивыми, как бы "вневременными" истинами, выраженными пословицами. Сказку с пословицей сближает необычайная широта содержащегося в них художественного обобщения. Может быть, всего нагляднее это свойство вскрывается в иносказательных сказках .

Следующий жанр "былины". Слово "былина" возводится к слову "быль"; оно означает рассказ о том, что когда-то было, бывало, в реальность чего верили. Слово "былина" как термин, обозначающий народные песни с определенным содержанием и специфической художественной формой. Былина является плодом художественного вымысла и поэтического взлета фантазии. Но вымысел и фантазия не есть искажение действительности. Былины всегда содержат глубокую художественную и жизненную правду. Содержание былины чрезвычайно разнообразно. В основном - это песня "эпического", т.е. повествовательного характера . Основное ядро эпоса составляют песни героического содержания. Герои этих песен не ищут личного счастья, они совершаю подвиги во имя интересов русской земли. Главные герои русского эпоса - воины. Но тип героической былины - не единственный, хотя и наиболее характерный для русского эпоса. Наряду с героическими имеются былины сказочно-героического или чисто сказочного характера. Таковы, например, былины о Садко и его пребывании в подводном царстве. Былинное повествование может иметь и социально-бытовой или семейно-бытовой характер (новеллистические былины). Некоторые из таких былин могут быть выделены в особую группу песен-баллад. Провести границу между песнями былинного и балладного характера не всегда возможно .

В фольклорных сборниках обычно помещаются рядом былины как героического, так и сказочного, и новеллистического характера. Такое объединение дает правильное представление о широте и размахе русского былинного творчества. В совокупности весь этот материал составляет единое целое - русский народный эпос. В настоящее время мы располагаем огромным количеством былинного материала, и эпос может быть хорошо изучен. С конца ХVII в. былинные сюжеты ("Илья и Соловей-разбойник", "Михайло Потык" и др.) проникают в рукописную повесть и под названием "Гистория", "Слово" или "Повесть" излагаются как занимательный материал для чтения [ 9]. Некоторые из этих повестей очень близки к былине и могут быть разделены на стихи, другие представляют собой результат сложной литературной обработки под воздействием старинной житейской литературы, сказки, русского и западноевропейского авантюрного романа. Такие "гистории" пользовались большой популярностью, особенно в городах, где подлинная былина в XVII - XVIII вв. была мало известна. Первый сборник, содержащий былины в собственном смысле, это "Сборник Кирши Данилова", впервые опубликованный А.Ф.Якубовичем в 1804 г. Под названием "Древние русские стихотворения". Он был создан, скорее всего, в Западной Сибири. В рукописи содержится 71 песня, к каждому тексту даны ноты. Былин здесь около 25. Большинство песен было записано с голоса, записи отличаются большой точностью, сохранены многие особенности языка певцов, тексты очень большой художественной ценности. Создателем сборника по традиции считают Киршу Данилова, но кто он такой и какова его роль в составлении этого первого в России собрания былин и исторических песен, - неизвестно . Первым собирателем былин был Петр Васильевич Киреевский (1808 - 1856). Киреевский собирал песни не только сам, но побуждал к этой работе своих друзей и родных. В числе сотрудников и корреспондентов Киреевского был поэт Языков (его главный помощник), Пушкин, Гоголь, Кольцов, Даль, ученые того времени. Былины были напечатаны в составе десяти выпусков "Песен, собранных П.В.Киреевским (1860 - 1874). Первые пять выпусков содержат былины и баллады, вторая половина посвящена преимущественно историческим песням. В собрании есть записи былин, сделанные в Поволжье, в некоторых центральных губерниях России, на Севере и на Урале; записи эти особенно интересны тем, что многие из них сделаны в таких местах, где былины вскоре исчезли и больше не записывались. Одно из замечательнейших собраний былин - сборник, выпущенный Павлом Николаевичем Рыбниковым (1832 - 1885). Будучи сосланным в г.Петрозаводск, разъезжая по губернии в должности секретаря статистического комитета Рыбников стал записывать былины Олонецкого края. Им было записано около 220 текстов былин. Собрание вышло под редакцией Бессонова в четырех томах "Песни, собранные П.Н.Рыбниковым" в 1861 - 1867гг. Кроме былин, этот сборник содержит некоторое количество свадебных песен, причитаний, сказок и т.д. Появление сборника Рыбникова было большим событием в общественной и литературной жизни. Вместе с собранием Киреевского оно открывало новую область науки. Через десять лет после появления сборника Рыбникова в те же места уже специально с целью записывания былин отправился Александр Федорович Гильфердинг. Он в два месяца сумел записать более 300 текстов. Некоторые былины записывались им позже, от певцов, приезжавших в Петербург. Собранные песни под названием "Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года" вышли в одном томе. Всего здесь 318 текстов. Песни расположены по районам, селениям и исполнителям. Тексты записаны со всей возможной для собирателя тщательностью и точностью. Отныне расположение материала по исполнителям вошло в практику издания былин и сказок и держится до сих пор . Шестидесятые годы были годами особого внимания к поэзии крестьян. В эти годы выходят "Народные русские сказки" А.Н.Афанасьева (1855 - 1864), "Великорусские сказки" И.А.Худякова (1863), "Пословицы русского народа" В.И.Даля (1861). С наступлением реакции 80-х годов интерес к народной поэзии на некоторое время падает. Только в 1901 г. А.В.Марков выпустил в свет небольшое собрание "Беломорские былины". Марков двинулся на крайний север и побывал на восточном берегу Белого моря. Всего в сборнике содержится 116 былин. Сюжет, стиль и форма бытования былин оказались здесь существенно иными, чем в Онежском крае. Было найдено несколько новых сюжетов. Во всех отношениях сборник Маркова значительно расширил имевшиеся в науке представления о былине. Одной из наиболее крупных и значительных экспедиций была экспедиция А.Д.Григорьева в Архангельскую губернию, длившаяся три лета. За три лета собирательской работы им было записано 424 текста, которые впоследствии изданы в трех томах по названием "Архангельские былины и исторические песни" (1904 - 1910) . В итоге собрание Григорьева стало наиболее крупным и одним из самых интересных в русской фольклористике. Записи отличаются максимальной точностью. Впервые была широко применена запись былинных напевов на фонограф. К каждому из томов приложена нотная тетрадь. Ко всему изданию приложена подробная карта Севера с указанием мест, где были записаны былины. В 40 - 60 гг. XIX в. на Алтае записывал былины замечательный этнограф Степан Иванович Гуляев. Сибирские записи имеют большое значение, так как часто сохраняют более архаическую форму сюжетом, чем на Севере, где былины сильнее изменились. Гуляевым записано до 50-ти былин и других эпических песен. Полностью его собрание было опубликовано только в советское время. В летние месяцы 1908 - 1909 гг. братья Борис и Юрий Соколовы совершили фольклорную экспедицию в Белозерский край Новгородской губернии. Это была хорошо организованная научная экспедиция. Целью ее было охватить записями весь фольклор данного края . Преобладающими жанрами оказались сказка и песня, но неожиданно были найдены и былины. Было записано 28 текстов. Былины собирались не только на Севере, в Сибири и в Поволжье. Бытование их в XIX - XX вв. было обнаружено в местах казачьих поселений - на Дону, на Тереке, у астраханских, уральских, оренбургских казаков .

Крупнейшим собирателем донских казачьих песен был А.М.Листопадов, посвятивший этой работе пятьдесят лет жизни (начиная с 1892 - 1894 гг.). В итоге многократных поездок в казачьи станицы Листопадов записал огромное количество песен, в том числе - более 60 былин; его записи дают исчерпывающее представление о донской былине в том ее виде, в каком она сохранилась к началу ХХ в.. Ценность материалов Листопадова особенно повышается оттого, что записаны не только тексты, но и напевы.

В итоге собирательской работы стало возможным определить особенности содержания и формы казачьей былины, ее сюжетный состав, манеру исполнения, представить судьбу русского эпоса в казачьих районах . Заслуга русских ученых в области собирания былин чрезвычайна велика. Их трудами спасено от забвения одно из лучших достояний русской национальной культуры. Работа по собиранию былин целиком выполнялась отдельными энтузиастами, которые, иногда преодолевая разнообразные и очень трудные препятствия, самоотверженно трудились над записью и изданием памятников народной поэзии.

После Октябрьской революции работа по собиранию былин приняла иной характер. Теперь она начинает проводиться систематически и планомерно силами научно-исследовательских учреждений. В 1926-1928 гг. Государственная Академия художественных наук в Москве снарядила экспедицию под лозунгом "По следам Рыбникова и Гильфердинга". Былины Онежского края принадлежат к лучшим, а Онежский край - к наиболее богатым былинной традицией. В результате планомерной и систематической работы было записано 376 текстов, многие из них - прекрасной сохранности .

Длительная и систематическая работа велась ленинградскими научными учреждениями. В 1926 -1929 гг. Государственный институт истории искусства снаряжал на Север комплексные искусствоведческие экспедиции, в состав которых входили и фольклористы. В 1931 - 1933 гг. работа по созданию фольклора велась фольклорной комиссией Института этнографии Академии наук в Петрозаводске. Всего в сборнике опубликовано 224 текста. Издание отличается высоким научным уровнем. К каждой из былин даны солки на все известные в науке варианты. В последующие годы были также организованы экспедиции для изучения былинного жанра. Интенсивная и плодотворная была собирательская работа русских ученых как в дореволюционное, так и в советское время. Многое хранится в архивах и ждет еще своего опубликования. Количество опубликованных былин может быть определено приблизительно в 2500 песенных единиц .

Так же понятие былин рассматривал Шуклин В. В.

Былины и мифы, древний эпический жанр былин (северорусские люди называли их старинами) складывался в Х в. Слово былина, т.е. "быль". "деяние". Встречается в "Слове о полку Игореве". Его автор начинает свою песнь "по былинамъ сего времени, а не по размышлению Бояню". Появление былин при князе Владимире не случайно. Его воины совершали свои подвиги не в далеких походах, а в борьбе с кочевниками, т.е. у всех на виду, поэтому они стали доступны для эпического воспевания .

Ещё Аникин В.П. говорил о том, что среди устных произведений есть такие, по которым в первую очередь судят о значении фольклора в народной жизни. У русского народна - это былины. С ними стоят рядом только сказки и песни, но если вспомнить, что баллады одновременно и сказывались и пелись, то их преобладание над другими видами фольклора станет понятным . От песен былины отличаются торжественностью, а от сказок грандиозностью сюжетного действия. Былина - это и рассказ, и величавая песенная речь. Соединение таких свойств стало возможным потому, что былины возникли в древние времена, когда рассказывание и пение еще не разделялось так решительно, как это произошло позднее. Пение придало рассказыванию торжественность, а рассказывание пению - сходство с интонациями человеческой речи. Торжественность тона соответствовала прославлению в былинах героического деяния, а пение укладывало рассказ в мерные строки, чтобы ни одна подробность не исчезла из людской памяти. Таков эпос, песенный рассказ .

Так же стоит отметить один из жанров фольклора " легенды" о которых говорили Зуева Т. В. и Кирдант Б. П.

Легенды- это прозаические произведения, в которых фантастические осмысления события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (планета, народ, отдельные личности); со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основные функции легенд - объяснительная и нравоучительная. Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы

Легенды бытовали как в устной, так и в письменной форме. Сам термин "легенда" пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает "то, что должно быть прочитано" .

Следующие жанры можно объединить в одно целое. Так как у них много общего это пословицы и поговорки. Кравцов Н. И. и Лазутин С. Г. говорили о том, что пословица- малый нелирический жанр устного творчества; вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизованное и подкреплено рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота .

Поговорки тесно примыкают к пословицам. Как и пословицы, поговорки относятся к малым жанрам фольклора. В большинстве случаев они даже ещё более кратки, чем пословицы. Как и пословицы, поговорки не специально исполняются (не поются и не рассказываются), а употребляются в живой разговорной речи. Вместе с тем поговорки существенно отличаются от пословиц и по характеру содержания, и по форме, и по выполняемым в речи функциям.

Собирание и изучение поговорок шло одновременно с собиранием и изучением пословиц. Н. П. Колпакова, М. Я. Мельц и Г. Г. Шаповалова считали, что термин "пословица" стал употребляться для обозначения вида народной поэзии лишь с конца XVII в. Ранее пословицы назывались "притчами". Однако существование пословиц как особых речений, выражающих в образной форме народные суждения, может быть отмечено в очень отдаленные времена. фольклор сказка былина загадка

В пословицах нашли отзвуки многие конкретные исторические события древней Руси. Однако историческая ценность пословицы не только в этом, а главным образом в том, что она сохранила многие исторически складывавшиеся воззрения народа, например представления о единстве войска и народа: "Мир стоит до рати, а рать до мира"; о силе общины: "Мир за себя постоит", "Мир не перетянешь" и др. . Нельзя не подчеркнуть мнение Ашукина Н. С. И Ашукиной М. Г. Пословица запечатлела высокие этические идеалы трудового народа, его любовь к родине: "Родная сторона-мать, чужая- мачеха"; глубокое уважение к труду, мастерству, умению, уму, смелости, правде, честности. На эти темы создано много пословиц: "Без труда не выловишь рыбку из пруда", "По пашне и брашно", "У ремесла не без промысла", "Делу- время, потехе- час", "Непригож лицом да хорош умом", "Ученье лучше богатства", "Правда дороже золота", "Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд". И, напротив, пословица обличает лень, лживость, пьянство и другие пороки: "Лень добра не делает, без соли обедает", "Ему дай яичко да облупленное", "Листом стелется, да укусить целится" (о двуличности), "Упился медами, опохмелялся слезами" и др. .

В.И. Даль тоже дал свое определение поговорки. Поговорка- окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы .

Еще одним крупным жанром фольклора является "загадка". Объектом народной загадки является многообразный мир окружающих человека предметов и явлений.

Образы народная загадка черпает так же из мира повседневно окружающих человека предметов и явлений, с которыми труженик сталкивался в процессе своей деятельности.

Обычная форма загадки- это краткое описание или сжатый рассказ. Каждая загадка включает в себя скрытый вопрос: кто это? что это? и т. д. В ряде случаев загадка бывает выражена в диалогической форме: "Криво-лукаво, куда побежало?- Зелено, кудряво,- тебя стерегчи" (изгородь).

Загадка отличается двучленностью построения, она всегда предполагает отгадку .

Многие из загадок имеют рифмованные окончания; в некоторых рифмованна первая часть, а во второй сохраняется размер. Некоторые загадки строятся на одной только рифмовке слов; рифмуется загадка с отгадкой: "Что в избе за сват?" (ухват); "Что в избе за Самсон?" (заслон).

Загадка до сих пор сохраняется в народе не только как средство развлечения, но и как средство воспитания, развития детской сообразительности, находчивости. Загадка отвечает ребенку на вопросы: что откуда? что из чего делается? что чем делают? что для чего годится?

Систематическое собирание русской народной загадки началось только во второй половин XIX в. К XVII в. относятся лишь записи, сделанные собирателями-любителями .

Тема устного народного творчества в русской литературе необычайно многообразна, существуют многочисленные жанры и виды фольклора. Все они сформировались постепенно, в результате жизни и творческой активности народа, проявляемой на протяжении нескольких сотен лет. В настоящее время существуют специфические виды фольклора в литературе. Устное народное творчество является тем уникальным пластом знаний, на основе которого были построены тысячи классических произведений.

Трактовка термина

Фольклор - это устное народное творчество, наделенное идейной глубиной, высокохудожественными качествами, к нему относят все поэтические, прозаические жанры, обычаи и традиции, сопровождаемые словесным художественным творчеством. Фольклорные жанры классифицируют по-разному, но в основном выделяют несколько жанровых групп:

  1. Трудовые песни - сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки.
  2. Календарный фольклор - заговоры, приметы.
  3. Свадебный фольклор.
  4. Похоронные причитания, рекрутские причеты.
  5. Необрядовый фольклор - это малые фольклорные жанры, пословицы, побасенки, приметы и поговорки.
  6. Устная проза - предания, легенды, былички и бывальщины.
  7. Детский фольклор - пестушки, потешки, колыбельные.
  8. Песенный эпос (героический) - былины, стихи, песни (исторические, военные, духовные).
  9. Художественное творчество - волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки.
  10. Фольклорный театр - раек, вертеп, ряжения, представления с куклами.

Рассмотрим самые распространенные виды народного фольклора более детально.

Трудовые песни

Это песенный жанр, отличительная черта которого - обязательное сопровождение трудового процесса. Трудовые песни - способ организации коллективной, общественной работы, задающий ритм при помощи простой мелодии и текста. Например: «Ух, потянем-ка дружнее, чтобы стало веселее». Такие песни помогали начать и закончить работу, сплочали рабочую дружину и были духовными помощниками в тяжелом физическом труде народа.

Календарный фольклор

Этот вид устного народного творчества относится к обрядовым традициям календарного цикла. Жизнь крестьянина, работающего на земле, неразрывно связана с погодными условиями. Именно поэтому появилось огромное количество обрядов, которые совершались для привлечения удачи, благополучия, большого приплода скота, удачного земледелия и пр. Самыми почитаемыми праздниками календаря считались Рождество, Масленица, Пасха, Крещение и Троица. Каждое празднование сопровождалось песнями, закличками, заговорами и обрядовыми действиями. Вспомним знаменитый обычай петь песни Коляде в ночь перед рождеством: «Стужа - это не беда, в дом стучится Коляда. Рождество в дом вот идет, много радости несет».

Свадебный фольклор

В каждом отдельном месте существовали свои виды народного фольклора, но в основном это были причитания, приговоры и песни. Свадебный фольклор включает в себя песенные жанры, которые сопровождали три основных обряда: сватовство, прощание родителей с невестой и свадебное торжество. Например: «Ваш товар, наш купец, просто чудо молодец!» Ритуал передачи невесты жениху был очень красочным и всегда сопровождался как протяжными, так и короткими веселыми песнями. На самой свадьбе песни не прекращались, в них оплакивали холостую жизнь, желали любви и семейного благополучия.

Необрядовый фольклор (малые жанры)

К этой группе устного народного творчества относят все виды малых жанров фольклора. Однако такая классификация неоднозначна. Например, многие из видов относятся к детскому фольклору, такие как пестушки, колыбельные, загадки, потешки, дразнилки и пр. При этом, некоторые исследователи разделяют все фольклорные жанры на две группы: календарно-обрядовые и необрядовые.

Рассмотрим самые популярные виды малых жанров фольклора.

Пословица - ритмизированное выражение, мудрое изречение, которое несет обобщенную мысль и имеет вывод.

Приметы - краткий стих или выражение, рассказывающее о тех признаках, которые помогут предсказать природные явления, погоду.

Поговорка - словосочетание, часто с юмористическим уклоном, освещающее явление жизни, ситуацию.

Приговорка - небольшой стих-обращение к явлениям природы, живым существам, окружающим предметам.

Скороговорка - небольшая фраза, часто рифмованная, со сложными для произношения словами, предназначена для улучшения дикции.

Устная проза

К устной прозе относятся следующие виды русского фольклора.

Предания - рассказ об исторических событиях в народном пересказе. Героями преданий выступают воины, цари, князи и пр.

Легенды - мифы, эпические повествования о героических подвигах, людях, овеянных почестями и славой, как правило, этот жанр наделен пафосом.

Былички - небольшие рассказы, в которых повествуется о встрече героя с какой-либо «нечистью», реальные случаи из жизни рассказчика или его знакомых.

Бывальщины - краткое изложение реально случившегося когда-то и с кем-то, при этом рассказчик не является свидетелем

Детский фольклор

Данный жанр представлен самыми разными формами - стихотворными, песенными. Виды детского фольклора - то, что сопровождало ребенка с самого рождения до его взросления.

Пестушки -короткие стишки или песенки, сопровождающие самые первые дни новорожденного. При помощи них нянчили, пестовали детей, например: «Поет, поет соловушка, хорошенький, да пригоженький».

Потешки - небольшие напевные стихи, предназначенные для игры с малышами.

Потягушки, порастушки,

Роток - говорок,

Ручки - хватушки,

Ножки-ходушки.

Заклички - стихотворные, песенные обращения к природе, животным. Например: «Лето красное, приди, денечки теплы принеси».

Прибаутка - небольшое стихотворение-сказка, напеваемое ребенку, короткое повествование об окружающем мире.

Колыбельные - короткие песенки, которые напевают родители на ночь ребенку для убаюкивания.

Загадка - стихотворные или прозаические предложения, требующие разгадки.

Другие виды детского фольклора - это считалки, дразнилки и небылицы. Они необычайно популярны и в наше время.

Песенный эпос

Героический эпос демонстрирует древнейшие виды фольклора, он рассказывает о когда-то произошедших событиях в песенной форме.

Былина - старинная песня, рассказываемая в торжественном, но неторопливом стиле. Прославляет богатырей и повествует об их героических подвигах во благо государства, отечества русского. о Добрыне Никитыче, Вольге Буслаиваиче и др.

Исторические песни - некая трансформация былинного жанра, где стиль изложения менее красноречив, но сохранена стихотворная форма повествования. Например, «Песнь о вещем Олеге».

Художественное творчество

В данную группу вошли эпические и песенные жанры, созданные в духе народного, художественного творчества.

Сказка - краткое или длинное эпическое повествование, один из самых распространенных жанров устного народного творчества о вымышленных событиях, героях. Все это фольклор, виды сказок в нем встречаются следующие: волшебные, бытовые и отражают те представления о мире, добре, зле, жизни, смерти, природе, которые бытовали в народной среде. Например, добро всегда побеждает зло, а в мире существуют чудесные мифические создания.

Баллады - поэтические песни, жанр песенно-музыкального творчества.

Анекдоты - особый вид эпического повествования о комических ситуациях из жизни людей. Первоначально существовали не в том виде, в каком мы их знаем. Это были рассказы, законченные по смыслу.

Небылицы - краткое повествование о невозможных, невероятных событиях, то, что было выдумкой от начала до конца.

Частушка - небольшая песенка, обычно четверостишие с юмористическим содержанием, рассказывающее о событиях, казусных ситуациях.

Фольклорный театр

Уличные представления были очень распространены среди народа, сюжетами для них выступали различные жанры, но чаще всего драматического характера.

Вертеп - разновидность драматического произведения, предназначенная для уличного кукольного театра.

Раёк - разновидность картинного театра, приспособления в виде ящика со сменяющимися рисунками, рассказываемые истории при этом отражали устные виды фольклора.

Представленная классификация наиболее распространена среди исследователей. Однако стоит понимать, что виды русского фольклора взаимно дополняют друг друга, а порой не вписываются в общепринятую классификацию. Поэтому при изучении вопроса чаще всего используют упрощенный вариант, где выделяют всего 2 группы жанров - обрядовый и необрядовый фольклор.

Фольклор — система систем. Как и литература, он де-лится на поэтические роды: эпос, лирику, драму. Роды делятся на виды (песня, сказка, несказочная проза и др.), а виды — на жанры. Некоторые жанры обладают комбинацией признаков разных родов (лироэпические песни). Если в основу классифи-кации положить способ бытования произведений, то фольклор будет разделен на обрядовый и внеобрядовый. По признаку объе-ма выделяются малые жанры.

Жанр — основная единица изучения фольклора. Каждый жанр — это типовая структурная модель, обладающая способностью реализовывать определенную жизненную установку. В устной народной поэтической тради-ции жанры взаимосвязаны и взаимодействуют.

Многие жанры универсальны (например: пословицы, загад-ки, сказки, предания, эпические песни). Будучи совершенными формами художественного освоения действительности, они жили на протяжении веков в фольклоре разных народов.

Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании. Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой художественной системой.

Русский фольклор имеет свою историю. Его корни уходят в древнеславянский период, а затем — во времена единой древне-русской народности. Феодальная эпоха привела к расцвету клас-сического фольклора. Позже появился городской фольклор, фольклор промышленных рабочих и проч.

Раннетрадиционный фольклор, классический фольклор, позднетрадиционный фольклор — художественные системы, ис-торически сменявшие одна другую.

Фольклорные жанры:

I. Раннетрадиционный фольклор (трудовые песни, гадания, заговоры).

II. Классический фольклор :

1. Обрядовое.

2. Необрядовое:

а) Прозаические жанры (сказка, предание, легенда, быличка);

б) Стихотворные жанры (былина, историческая песня, баллада);

в) Детский фольклор (прибаутка, дразнилка, пестушка, потешка, поддевка, считалка и т.д.);

г) Малые жанры (пословица, поговорка, примета, проклятье, скороговорка и т.д.).

III. Позднетрадиционный фольклор : (частушки, поэзия ВОВ, рабочий фольклор).

Основы художественной образности устного народного твор-чества сложились в доисторический период, когда одновремен-но с языком (человеческой речью) появился раннетрадиционный фольклор.

Раннетрадиционный фольклор — это совокупность древних родов и видов фольклора, архаичная система, предшествовав-шая образованию собственно художественного творчества народа.

Вопрос о ранних стадиях развития фольклора не может рас-сматриваться на материале только одного народа. Необходимо учитывать древнее родство близких народов (например, славян), а также универсальные, типологические законы развития обще-ства и культуры, которые действовали повсеместно.


Исследователи раннетрадиционного фольклора обращаются к данным истории и языка. Они проводят наблюдения над жизнью и культурой этносов, задержавшихся в своем развитии, а также над пережитками первобытной культуры в фольклоре цивили-зованных народов. Такой подход называется ретроспективным.

Трудовые песни.

В происхождении и развитии фольклора огромную роль иг-рала трудовая деятельность.

Во время трудовых процессов, требовавших постоянных рит-мических усилий, уже в глубокой древности зародились трудо-вые песни. Они известны у всех народов и исполнялись при подымании тяжестей, забивании свай, вспахивании поля, водочерпании, ручном помоле зерна, выделке льна, во время гребли и проч. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной. Песни содержали команды к одновременному действию. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда.

В русском фольклоре сохранились и дошли до нашего време-ни отголоски древних трудовых песен, не утратившие своих про-изводственных функций. Это так называемые "дубинушки" — припевы в бурлацких песнях, исполнявшихся на Каме, Дону и в особенности на Волге. Их пели бурлаки, носильщики, лодочни-ки, грузчики. В зависимости от вида труда, его ритма, создавал-ся ритмический рисунок припева.

Гадания. Заговоры.

Приметы, гадания, колдовство, заговоры известны у всех на-родов. В их основе лежит мифическое восприятие мира, прида-вавшее окружающему особый, сокровенный смысл. В древнос-ти они были основаны на образном, метафорическом мышле-нии, уподоблении по аналогиям. Поразительна живучесть этих явлений: суеверия и колдовство, особенно в модернизирован-ном обличье, существуют и в наши дни.

Гадание — средство распознания будущего. Гадающий не пытается влиять на естественный ход событий, а лишь стремит-ся проникнуть в скрытые тайны. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе,поэтому гадание осозна-валось как грешное и опасное занятие (к примеру, гадающие снимали с себя кресты).

Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обита-телями "иного мира" (перекресток, баня, кладбище и проч.), а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятен (вечер, полночь, до первых петухов). Тем не менее в гадания проникли и христианские образы.

Гадая, люди стремились получить ответ на тот или иной важ-ный для них вопрос: о здоровье, об урожае и приплоде скота, о судьбе ушедшего на войну... Наиболее многочисленны были га-дания девушек о предстоящем замужестве.

Наиболее развитыми в художественном отношении были свя-точные подблюдные гадания — коллективные гадания о буду-щем. В них первостепенную роль играла символика специаль-ных подблюдных песен.

Название "подблюдные" произошло от типа гаданий. Собрав-шись в какой-либо избе, участники (чаще всего девушки) брали блюдо (чашу), клали в него, снимая с себя, кольца или другие мелкие предметы, наливали в блюдо воду и покрывали платком. (Известна также разновидность этого обряда без воды.)

Хором исполнялись песни — поэтические предсказания, а кто-либо, не глядя, вынимал из блюда положенные туда предметы. Снача-ла воздавали честь хлебу и лишь затем пели другие песни. Они могли предвещать богатство, свадьбу, продолжение девичества, несчастье, смерть. Чью вещь вынимали, к тому и относилось предсказание. Число песен зависело от числа гадающих.

Русские святочные гадания на курах. 1858. Лубок

Заговор (или заклинание) — произведение магического харак-тера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. За-говоры — составная часть колдовства. Произнесение заговора часто сопровождалось действиями с водой, огнем, различными пред-метами и проч., а также крестным знамением. Произнося лечебные заговоры (например, в бане), больному давали настои целебных трав, сплевывали, применяли массаж, элементы гипноза.

Заговоры передавались от старшего к младшему, чаще по род-ственникам. Существовало убеждение в том, что колдуны долж-ны перед смертью обязательно избавиться от своих знаний и что они могли это сделать обманом (для этого им достаточно было притронуться к другому человеку).

Верили также, что текст заговора изменять нельзя, иначе ос-лабнет его сила. Поэтому, не надеясь на память, заговоры зано-сили в тетрадки. Сложилась даже письменная форма их бытова-ния. Однако, несмотря на это, заговоры, как всякое фольклор-ное явление, были подвержены вариативности.

Классический фольклор — богатая система развитых, художе-ственно полноценных жанров. Она продуктивно функционировала в течение веков, была тесно связана с феодальным бытом и патри-архальным сознанием народа.

Произведения классического фольклора принято делить на об-рядовые и необрядовые.

Обрядовый фольклорсоставляли словесно-музыкальные, дра-матические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов.

Необрядовый фольклор.

В устной прозе выделяются два больших раздела: сказки и несказочная проза . В основе их разграничения лежит разное от-ношение самого народа к сказкам как выдумке и "событиям" как правде. С точки зрения народа, сказки не имеют иной цели, как действовать на фантазию. Они поражают, удивляют, раду-ют, бывают интересны своими необычными юмористическими ситуациями.

Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдален-ном. Предание изображает действительность в обыденных фор-мах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным ис-точником для летописцев. В большом количестве предания бы-туют в устной традиции и в наши дни.

Предания — это "устная летопись", жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Само слово "пре-дание" означает "передавать, сохранять". Для преданий харак-терны ссылки на старых людей, предков. События преданий кон-центрируются вокруг исторических деятелей, которые незави-симо от своего социального положения (будь то царь или пред-водитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в иде-альном свете.

Любое предание исторично в своей основе, потому что толч-ком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строи-тельство, венчание на царство и проч. Вместе с тем предание не тождественно реальности. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на ос-нове исторического факта (например, после пребывания в дан-ном пункте героя предания). Вымысел не противоречит истори-ческой правде, а, напротив, способствует ее выявлению.

Легенды — это прозаические произведения, в которых фан-тастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (племена, пароды, отдельные личности); со сверхъестествен-ными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основные функции легенд — объяснительная и нравоучительная. Ле-генды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.

Народные демонологические рассказы — это суеверные по-вествования, связанные с персонажами из разряда низшей мифологии.

Языческое мироощущение крестьян середины XIX в. запечатлел И. А. Гончаров. Он писал: "В Обломовке верили всему: и оборотням, и мерт-вецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида — ведь-ма, они будут бояться и барана и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, — таксильна вера в чудесное в Обломовке!"

В науке демонологические рассказы впервые были названы былинками - т.е. неболь-шими рассказами о леших, домовых, чертях и чертовках, полуверицах, колдунах, — одним словом, о представителях темной, нечистой силы.

Демонологические рассказы обращены к настоящему, слу-чившееся в них — невероятно, рассказчик испытывает чувство страха. Главная цель, преследуемая быличкой или бывальщи-ной, — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоци-онально воздействовать на них, внушить страх перед демони-ческим существом. Сюжеты быличек и бывалыцин обычно не-большого размера, одномотивные. Персонажи — человек и де-моническое существо. Большой популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую "нечи-стую силу". Разные персонажи быличек могли именоваться чер-тями.

Характерны время, место события, образ демонического существа (его портрет и поведение). Демоны появляются в "нечистое", пограничное время года и суток: на святки, в купальскую ночь, в полдень, в полночь, перед рассветом, после заката солнца. Все происходит в сумерках, бес-просветной ночью, в тумане, при свете месяца...

Человек встречается с ними там, где они пребывают: как правило, в пустынных и опасных мес-тах. Это пустоши, лесные дебри, болота; перекрестки и росстани безлюд-ных дорог; пещеры, ямы, водоемы, особенно омуты (например, у мель-ниц), водовороты; колодцы, даже сосуды с водой. Демоны обитают на деревьях (березах и вербах, в орешнике); в подпольях и на чердаках, в заброшенных домах, в банях, овинах, хлевах; и даже в избе — под печью или за нею.

Былины — это эпические песни, в которых воспеты герои-ческие события или отдельные эпизоды древней русской исто-рии. В своем первоначальном виде былины оформились и раз-вились в период ранней русской государственности (в Киевской Руси), выразив национальное сознание восточных славян. (о Владимире Святославовиче, Владимире Мономахе, Добрыне, Садко, Александре Поповиче, Илье Муромце и т.д.)

Исторические песни — это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возни-кали по поводу важных явлений в истории народа — таких, ко-торые производили глубокое впечатление на участников и сохранялись в памяти последующих поколений. (Песни об Иване Грозном, о «Смутном времени», о Степане Разине, о Петровском времени, о Пугачёвском восстании, об Отечественной войне 1812 г.)

Народные баллады — это лироэпические песни о трагичес-ком событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика. Идейная направленность баллад связана с народной гуманистической моралью. В центре баллад находятся нравствен-ные проблемы: любовь и ненависть, верность и измена, преступление и раскаяние.

Позднетрадиционный фольклор — это совокупность произ-ведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста го-родов, распада феодальной деревни.

Для позднетрадиционного фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий художествен-ный уровень по сравнению с фольклором классическим — куль-турой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодаль-ным бытом и патриархальным мировоззрением.

Позднетрадииионный фольклор отличает сложное перепле-тение нового со старым. В деревенском репертуаре происходила трансформация классических жанров, которые начинали испы-тывать влияние литературной поэтики. Свою жизнеспособность показали пословицы и поговорки, анекдотические сказки, на-родные песни литературного происхождения, детский фольк-лор .

Старинная протяжная песня была сильно потеснена город-скими "жестокими романсами ", а также быстро и широко рас-пространившейся частушкой . Вместе с тем постепенно забыва-лись былины, старые исторические песни, старые баллады и духовные стихи, волшебные сказки. Народные обряды и сопро-вождавшая их поэзия со временем утратили свое утилитарно-магическое значение, особенно в городских условиях.

С конца XVIII в. в России появились первые государствен-ные заводы и крепостные мануфактуры, на которых трудились вольнонаемные рабочие из обнищавших крестьян, каторжан, беспаспортных бродяг и т. п. В этой пестрой среде возникли произведения, положившие начало новому явлению — фольк-лору рабочих . По мере развития капитализма и роста пролета-риата расширялась тематика, увеличивалось количество произ-ведений устного творчества рабочих, для которого было харак-терно влияние книжной поэзии.

Зарождение рабочего класса, слоя мастеровых людей обусловило формирование новой ветви в фольклорном творчестве, которая с течением времени становится заметным и специфическим явлением.

От крестьянского фольклора это творчество унаследовало наиболее демократические, ценные в социально-нравственном и эстетическом отношениях, отвечающие духу времени и потребностям "своего" класса традиции, опыт, формы, репертуар.

Происходило их критическое переосмысление с учетом запросов рабочего класса, его положения, как это видно на примере русских народных песен, бытовавших в России во второй половине XIX — начале XX в.

На первом этапе зарождающиеся песни рабочих питались традициями крестьянских фольклорных песен социального протеста, песен литературного происхождения, декабристских, народнических песен. Крестьянская песня нередко служила сюжетно-образной основой для создания остросоциальных песен рабочих.

Рабочая песня, городской романс, сформировавшиеся к тому времени в самостоятельную ветвь творчества, стали активно распространяться и среди крестьян, в свою очередь влияя на развитие новых форм крестьянского фольклора.

Обретение рабочим фольклором своих самобытных очертаний, заимствование из других сфер творчества различных элементов и их переработка представляют собой полный драматизма процесс. Он сопряжен и с отрицанием крестьянского фольклора, и в известном смысле с его жанровой переработкой, обновлением, упрощением.

Разрушение патриархального уклада жизни, особенно бурно начавшееся со второй половины XIX в. — со времени отмены крепостного права и капитализации России, принципиально изменило ситуацию в традиционном творчестве. Фольклор постепенно переходил на иные позиции в культурной среде. Фольклор XX столетия — это лишь одна парадигма культурного развития со всеми вытекающими отсюда кардинальными изменениями основ его бытования.

Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание».впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: устное народное творчество.

Фольклор–эо искусство, формируещееся в течение многих веков и изменяющееся от времени

Только все 3 этих фактора, наличествующие ОДНОВРЕМЕННО являются признаком фольклора и отличают его от литературы.

Синкретизм – слитность, нерасчленённость различных видов искусства, свойственные ранним стадиям его развития. Художественное творчество не отделено от других видов деятельности и вместе с ними непосредственно включено в практическую жизнь. Синкретизм – неразвитое состояние ранне традиционного фольклора. Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

Русский ученый А.Н.Веселовский считал, что истоки поэзии – в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства – важнейший шаг в предыстории фольклора.

Роды фольклора:Эпос (легенды, сказки, предания, былины – жанры) Лиро-эпический жанр (переходной) – романс

Лирика (песни, частушки);Драма (фольклорный театр)

Типы фольклора: Архаический – фольклор складывается у народов на первобытной ступени развития. Письменности ещё нет, культура является устной. Фольклор людей с мифологическим мышлением, охватывает всю культуру этноса. Классический – фольклор складывается в эпоху, когда образуются государства, возникает письменность и литература. Здесь формируется художественный вымысел, складывается жанровая система. Современный – постфольклор, который сложился в России после отмены крепостного права. Его стихия – город. На смену эпосу, волшебным сказкам и традиционным лирическим песням приходят песни новой формации, частушки, анекдоты.

Фольклор (по В.Е. Гусеву) – словесно – музыкально – хореографически – драматическая часть народного творчества (духовная составляющая народной культуры) – не материального искусства. Материально выраженное (ДПИ) – народное творчество.

Фольклор – синкретическое и синтетическое искусство, т.к. объединяет в себе различные виды искусств.

Признаки фольклора: Устность (не только форма распространения, а та форма, в которой пр-е оказывает наибольшее эстетическое воздействие); Безличность (автор у произведения есть, но не обозначен); Коллективность (как эстетическая категория. Качество пр-я, принимаемого коллективом, соответствует народной традиции. Коллективность = традиция + импровизация); Традиционность (произведения вкладываются на основе традиций); Вариативность (разные варианты на разных территориях); Импровизация;Народность (эстетическая категория, выражение идеалов, интересов, стремлений народа).

Традиция – устойчивые схемы, художественные приёмы и средства, используемые общностью людей на протяжении многих поколений, и передающиеся от поколения к поколению. Под традицией понимаются самые общие принципы творчества, а в фольклоре – набор устойчивых сюжетных форм, типов, героев, поэтических форм.

Жанры фольклора:

Фольклорный жанр – это совокупность произведений, объединённых общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя. (В.Я. Пропп)Жанр является единицей классификации фольклора

Ф-р делится на роды (эпос, лирика, драма), роды – на виды (н-р, песни, сказки и т.д.), а виды на жанры. Если в основу классификации положить способ бытования произведений, то ф-р будет разделён на обрядовый и внеобрядовый.

Эпос воспроизводит действительность в повествовательной форме в виде объективных картин. Подразделяется на: Песенные (стихотворные)

Былины; исторические песни; баллады; духовные стихи; Прозаические; Сказочная проза; Сказки о животных; Волшебные сказки; Анекдоты

Новеллы; Несказочная проза; Предания; Легенды; Былички (демонологические рассказы).

В эпических фольклорных жанрах основной художественный признак – сюжет. Он строится на конфликте, в основе которого лежит столкновение героя со сверхъестественными или реальными противниками. Сюжет может быть как простым, так и сложным, события могут восприниматься как реальными, так и вымышленными, а содержание относиться в прошлому, настоящему и будущему.

Лирика – лирика поэтически изображает внутреннее, душевное состояние человека, его субъективные переживания

Песни Частушки; Причитания; Драматургические жанры фольклора имеют зрелищно-игровую природу, и передают отношение к действительности в игровом действии; Обрядовые игрища; Драматические игры; Поздние театральные жанры; Театр живых актёров; Кукольный театр; Раёк;

По способу бытования произведений фольклор подразделяется на: Обрядовый; Обрядовый календарный; Обрядовый семейный; Внеобрядовый.

Кроме этого различают малые жанры фольклора: паремии; Пословицы и поговорки; Загадки

А также такие виды как детский фольклор.(колыбельные, дразнилки, страшилки, заклички и т.д., фольклор рабочих (песни, частушки, проза),фольклор ВОВ (частушки, ф-р фронта, тыла, угнанных в оккупацию, Победы и.т.д.)

Каждый фольклорный жанр имеет свой круг героев, свои сюжеты и стилевые приёмы, однако, все вместе фольклорные жанры в их естественном бытовании взаимосвязаны, образуют систему. В этой системе разрушаются устаревшиеф.ж. и на их основе рождаются новые.

Исследователи фольклора: В.Н. Татищев (18 в), славянофилы П.В. Кириевский, Н.М. Языков, В.И. Даль и др. ; 1850-60-е годы: Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер; начало советской эпохи: Б.М. и Ю.М. Соколовы, Д.К. Зеленин, М.К. Азадовский, Н.П. Андреев. Вторая пол. 20 в: В.И. Чичеров, В.Я. Пропп, Н.Н. Велецкая, В.К. Соколова, Л.Н. Виноградова, И.Е. Карпухин, В.П. Аникин, Э.В. Померанцева, Е.М. Мелетинский, В.А. Бахтина, В.Е. Гусев, А.Ф. Некрылова, Б.Н. Путилов, и др.

Фольклор по своему характеру, содержанию и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным искусством. Его отличает не только идейная глубина, но высокие художественные качества. Народнопоэтическое творчество отличается своеобразной художественной системой изобразительных средств и жанров.

Каковы же жанры русского фольклора ?

Одним из видов древнейшего творчества являлись трудовые песни с их простейшими командами, выкриками, сигналами, подаваемыми по ходу работы.

Календарный фольклор исконно шел от насущных практических целей людей. Он был связан с представлениями о годовом сельскохозяйственном цикле и с изменемыми природными условиями. Люди стремились узнать будущее, поэтому прибегали к помощи гаданий, толковали о грядущем по приметам.

Этим же объяснялся и свадебный фольклор . Он пронизан мыслью о безопасности семьи и рода, рассчитан на благорасположение высших покровителей.

Сохранились с древности и отдельные элементы детского фольклора , который изменялся позднее под влиянием эстетических и педагогических функций.

Среди древнейших жанров - похоронные причитания . С появлением всеобщей воинской обязанности возникло оплакивание забираемых на службу - рекрутские причеты.

Жанры необрядового фольклора тоже складывались под влиянием синкретизма. К нему относятся малые фольклорные жанры (паремии ): пословицы, побасенки, приметы и поговорки . Они содержали суждения человека об укладе жизни, о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека. "Это обширная область нравственных оценок и суждений, как жить, как воспитывать детей, как чтить предков, мысли о необходимости следовать заветам и примерам, это житейские правила поведения… Словом, функциональность паремий охватывает едва ли не все мировоззренческие области". 9

К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды . Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии - колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах - об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка.

Жанры песенного эпоса: былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи .

Постепенно фольклор отходит от бытовых функций и приобретает элементы художественности. В нем возрастает роль художественного начала. В итоге исторической эволюции фольклор стал поэтическим по главным и основополагающим качествам, переработав в себе традиции всех предшествующих состояний фольклора. 10

Художественное творчество воплотилось во всех видах сказок: сказках о животных, волшебных, бытовых .

Такой вид творчества представлен и в загадках .

К ранним видам художественного творчества относятся и баллады.

Лирические песни тоже несут художественную функцию. Они исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей.

К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки .

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.

Художественную зрелищную театральную основу содержит фольклор зрелищ и фольклорного театра . Он представлен во всем разнообразии жанров и видов (игры, ряжения, вертеп, раек, кукольные представления и пр. ).

Отдельный род художественных представлений образует так называемый ярмарочный фольклор . Он возник из ярмарочных представлений, выкриков торговцев, балаганных зазывал, балагурной речи, шуток и прибауток народных.

На стыке соединения давних традиций фольклора и веяний новой культуры развился жанр анекдота .

Подробный рассказ об отдельных фольклорных жанрах будет предпринят в последующих разделах пособия.