Василь быков сотников основная тема. Курсовая работа Сравнительный анализ духовной проблематики в произведении Сотников В

Год издания книги: 1925

Роман Булгакова «Белая гвардия» впервые увидел свет еще в 1925 году и стал первым крупным произведением автора. Хотя некоторые главы книги выходили в различных периодических изданиях еще за несколько лет до публикации окончательного варианта. Сюжет романа Булгакова «Белая гвардия» лег в основу нескольких театральных постановок и художественных фильмов. Последним стал одноименный российский сериал, который вышел на экраны в 2012 году.

Романа «Белая гвардия» краткое содержание

В самом начале произведения Михаила Булгакова «Белая гвардия» описывается некий город, отдаленно напоминающий Киев. На дворе зима 1918 года, и все население, как в , переживает неспокойные времена из-за политической ситуации. И это не спроста – уже на протяжении нескольких лет город был оккупирован немцами. Во главе его тогда стоял гетман со своими подчиненными. Однако, уже в нескольких километрах от него находились войска Петлюры, яро желающие заполучить власть. В то время город был переполнен не только местными жителями, но и приезжими москвичами, которые укрывались от власти большевиков.

Далее в романе Булгакова «Белая гвардия» читать можем о семье Турбиных, которая переживает тяжелые времена. Дело в том, что двое братьев Алексей и Николка и их сестра Елена недавно потеряли свою горячо любимую матушку. Им тяжело смириться с ее смертью, поэтому уже несколько недель в их квартире на Александровском спуске царит траурная атмосфера. Перед смертью мать сказала своим детям, что, что бы ни случилось, все они должны жить в дружбе и согласии.

Старшим сыном покойной женщины был двадцативосьмилетний доктор Алексей. Став теперь главой семьи, ему тяжело смириться с потерей матери. Поэтому он решает отправиться в церковь и побеседовать с отцом Александром. Священник говорит ему, что жить в печали так долго нет смысла, поэтому нужно включаться в водоворот событий. Тем более, что грядут очень сложные для страны времена.

Однажды, когда братья сидели подле печи и напевали знакомые с юношества мотивы песен, в комнату вошла их сестра – двадцатичетырехлетняя Елена. Она была сильно встревожена тем, что ее супруг Сергей Тальберг все еще не вернулся с работы, хотя сам обещал быть дома еще семь часов назад. Девушка не находит себе места и совершенно не знает, что ей делать. Вдруг раздается неожиданный стук в двери. Все были уверенны в том, что это пришел Сергей, однако гостем оказался давнишний друг семьи поручик Виктор Мышлаевский. Он рассказывает о том, что его отряд отправили в оцепление на шесть часов. Но по прошествии этого времени никто не отдал приказ завершить операцию, и солдаты сутки провели на морозе без продовольственных запасов и в легком обмундировании. Двое из них скончались от холода, еще двое получили сильное обморожение. Да и сам поручик на протяжении всего этого времени трясся от холода.

Читая «Белая гвардия» роман дальше, узнаем, что наконец-то в дом входит Сергей. Он рассказывает, что слухи, которые гуляют по городу уже довольно долго, подтвердились – немцы отступают из-за приближения войск Петлюры. Поэтому Тальберг также должен срочно покинуть Киев вместе с ними. Но взять с собой свою жену он не может, поскольку не уверен в том, что именно его самого ожидает дальше после побега. Елена собирает вещи мужа, и Турбины прощаются с ним. Проходит пару часов, и к Алексею приходят гости – его друзья еще со времен учебы в гимназии. Они приносят с собой алкоголь и весело проводят время до тех пор, пока Мышлаевскому не становится не по себе. Алексей решает помочь товарищу. Он отводит его в другую комнату и предлагает лекарства. По дороге он замечает, что Елена плачет в своей комнате. Девушка понимает, что возможно она больше никогда не увидит своего супруга.

Далее в романе «Белая гвардия» Булгакова содержание кратко рассказывает о соседе главных героев Василии Лисовиче, который проживает этажом ниже. В ночь, когда с главными героями происходили выше упомянутые события, мужчина прятал ценные вещи в тайник. Кроме этого, у Василия было еще несколько тайников, которые находились на чердаке и в сарае. Мужчина так хотел спрятать хоть немного ценностей, что упустил одну важную вещь – на протяжении всего этого времени за окном за ним наблюдал незнакомец.

На следующее утро Николка и один из гостей Леонид Шевринский выходят из квартиры. Все они хотят записаться на службу. Это особенно необходимо именно сейчас, когда в городе происходят ужасные вещи – взрывы на складах, убийства и отступление немецкой армии угнетают жителей. Все понимают, что приближается что-то страшное. Немного позже проснулись остальные – Алексей, его друг, которого в кругу товарищей именовали Карась, и Мышлаевский. Они решают отправиться в гимназию, в которой когда-то учились. В данный момент там располагается штаб добровольцев-артиллерийцев. Их командир Малышев внимательно рассмотрел новоприбывших и отправил их под руководство капитана Студзинского. Карась и Мышлаевский стали офицерами, в то время как Алексей получил должность военного врача. Однако той же ночью выясняется, что большинство добровольцев не знает, как обращаться с оружием. Поскольку заниматься обучением солдат нет времени, Малышев решает распустить дивизион, о чем сообщает следующим утром. Более того, поступает новость о том, что гетман сбежал из города. Теперь в нем нет законной власти, а потому и защищать солдатам некого.

Далее в романе Булгакова «Белая гвардия» краткое содержание рассказывает о полковнике Най-Турсе, который формирует несколько дружин для защиты города от петлюровцев. Однако он понимает, что солдаты без теплого обмундирования и достаточного количества продовольственных запасов не смогут выполнять свою работу в полную мощь. А потому Най-Турс старается получить для юнкеров хотя бы теплую одежду. Он даже прихватил с собой несколько солдат с винтовками, чтобы немного припугнуть интенданта. Такой ход подействовал, и через какое-то время служба снабжения дает ему все необходимое.

Штаб отдает распоряжение полковнику держать оборону Политехнического шоссе и открыть огонь в случае появления врага. Най-Турс отправляет нескольких солдат на разведку. Они должны были выяснить, находятся ли где-то поблизости гетманские части. Через какое-то время юнкера возвращаются с неприятными новостями – все они находятся в западне, никаких частей поблизости не наблюдается. Более того, поступили новости, что войска Петлюры уже вошли в город.

Примерно в то же время Николка, который к тому времени уже стал ефрейтором, получает приказ вести несколько солдат по указанному маршруту. Уже на полпути он видит Най-Турса, который приказывает юнкерам немедленно срывать погоны, бежать отсюда и сжигать все свои документы. Начинается стрельба, и полковник старается прикрыть своих солдат. Николка вызывается помочь и начинает отстреливаться, однако через несколько минут Най-Турса смертельно ранят. Перед смертью он приказывает ефрейтору немедленно отступать, чтобы сохранить себе жизнь. Николка выполняет приказ командира и добирается до дома, сталкиваясь по дороге с недругами.

Тем временем в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» рассказывается о том, что Алексей не знал, что дивизион добровольцев был распущен. Как ему и приказывали, к двум часам дня мужчина прибывает в штаб возле гимназии. Однако никого там не застает – более того, в штабе не наблюдается никакого оружия и бумаг. Через какое-то время ему удается отыскать Малышева, который сжигает оставшиеся документы. Тот рассказывает врачу о войске Петлюры, которое уже проникло в город. Командир говорит, чтобы Турбин срывал погоны и покинул здание через черных ход. Алексей слушается его и уходит. Он забегает в незнакомый и пустой двор. Турбин должен был срочно отправляться домой, но решает посмотреть, что же сейчас происходит в центре города. По дороге он встречает войско Петлюры, которое понимает, что перед ними стоит солдат. Все дело в том, что, сняв погоны, Алексей совершенно забыл о кокарде. Таким образом враги поняли, что перед ними солдат, и открыли огонь по нему. Спустя несколько минут молодой человек получил ранение в плечо. Он старался скрыться, но случайно забежал в непроходной двор. Еще несколько минут, и петлюровцы нашли бы его. Алексей уже и не надеялся на спасение, как внезапно незнакомая женщина открыла калитку своего дома и впустила его внутрь. Позже она представилась Юлией и начала ухаживать за раненым солдатом. Женщина перевязала его рану и спрятала окровавленную одежду. На следующее утро, переодев Турбина, она отправила его извозчиком домой.

Если роман Булгакова «Белая гвардия» скачать, то узнаем, что вместе с Алексеем, в квартиру Турбиных прибывает их далекий родственник Ларион Суржанский. Молодой человек пребывает в расстроенных чувствах после измены жены. Поэтому его матушка решает отправить его к киевской родне отдохнуть. Лариосик (как все его называют) быстро понравился всем членам семьи. Он оказался добрым, хоть и немного странным человеком. Единственные вещи, которые приносят ему искреннее удовольствие – это канарейки и чтение книг. Сам по себе Ларион был довольно неуклюжим человеком. Уже в первый день своего пребывания в Киеве он успел разбить сервиз и нанести небольшую травму Николке. Однако его искренность подкупала родственников, и те были не против того, чтобы он жил здесь сколько пожелает.

После того, как все узнали о ранении Алексея, было принято решение вызвать домой доктора. Тот внимательно осмотрел и обработал рану. Однако ранение, которое получил Трубин, было усложнено одной деталью – вместе с пулей в плечо проникли куски шинели, которые могут спровоцировать болезнь мужчины. Через несколько часов у Алексея сильно поднялась температура. Врач сделал ему укол морфия, после которого мужчина почувствовал облегчение и заснул.

Семья принимает решение никому не говорить о раненом Турбине и рассказывает соседям, что мужчина, как глава семейства в , подхватил тиф. Через какое-то время выясняется, что Алексей на самом деле подцепил эту ужасную болезнь. Ему становиться хуже, и он не может подняться с постели.

Тем временем Николка, следуя приказу покойного Най-Турса, пытается уничтожить любые доказательства того, что в доме проживают солдаты. Он надежно прячет погоны, оружие и документы. Вдруг в дверь стучит сосед Василий. Он находится в полуобморочном состоянии и рассказывает, что произошло с ним несколько часов назад. Во время ужина с женой к нему ворвались незнакомцы. Они протягивали какую-то бумажку с печатью и утверждали, что имеют право провести обыск квартиры. Через несколько минут они нашли тайник с ценными вещами, спрятанными на «черный день». Пригрозив хозяевам дома пистолетами, незваные гости отобрали все, что им удалось отыскать. Перед тем, как уйти, они потребовали, чтобы Василий подписал документ добровольной передачи ценных вещей.

Николка и Мышлаевский идут и осматривают квартиру Лисовича. Они говорят мужчине, чтобы тот не обращался с жалобой в органы и радовался, что остался жив. Позже Николка понимает, что оружие, с которым пришли грабители, принадлежало ему. Он обнаруживает, что коробка с его погонами и документами, которая висела за окном, исчезла.

Если читать произведение «Белая гвардия» Булгакова кратко, то узнаем, что Николка собирается с силами для того, чтобы отправиться к родственникам Най-Турса и сообщить им о его смерти. Он приходит по указанному адресу и знакомится с сестрой полковника Ириной. Ефрейтор вызывается помочь женщине отыскать тело ее брата. Они находят Най-Турса и устраивают похороны, за что Ирина очень благодарна Николке. Тем временем Алексею становится все хуже. В дом прибывают несколько врачей. После длительного осмотра все они приходят к выводу, что мужчина не пойдет на поправку. В отчаянии Елена отправляется к себе в комнату, где за закрытой дверью начинает молиться. После того, как скончалась ее матушка и ушел муж, девушка не желает терять еще и старшего брата. Через несколько дней Алексею становится значительно лучше.

Далее в романе «Белая гвардия» краткое содержание рассказывает о том, что после бурного января 1919 года, в феврале проходит новость о том, что войска Петлюры покидают город. За это время Алексей практически поправился и мог уже передвигаться по квартире, правда, опираясь на трость. Он приходит в гости к Юлии, желая отблагодарить свою спасительницу. Турбин приносит женщине подарок – драгоценный браслет, когда-то принадлежавший его покойной матушке. По дороге назад он встречает Николку, который возвращался от сестры Най-Турса.

Несмотря на то, что почта на тот момент работала с перебоями, Турбиным приходит письмо из Варшавы. В нем подруга Елены рассказывает о том, что Тальберг снова женится. Она очень удивлена, поскольку не слышала о разводе супругов. Елена не может сдержать слез и не хочет верить в предательство мужа. Тем временем, прогнав петлюровцев, в город вступают большевики.

Роман «Белая гвардия» на сайте Топ книг

Белая гвардия

(По повести "Сотников" Василя Быкова)

Версия для печати

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. Но и сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и события тех героических дней. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остаётся в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели. В своих произведениях они воспевают мужество и героизм советского народа, нашей доблестной армии, миллионов и миллионов людей, вынесших на своих плечах все тяготы войны и совершивших подвиг во имя мира на Земле.

Борис Полевой часто вспоминал слова Петра Николаевича Поспелова, который в военные годы был главным редактором газеты «Правда». Он обращался к своим корреспондентам: «Записывайте, самым подробным образом записывайте все выдающиеся события, свидетелями которых вы становитесь. Записывайте имена, адреса, даты. Сейчас это, может быть, даже и не пригодится, но потом, после войны, приобретёт огромную ценность. Это ваш долг, если хотите, ваша обязанность. Как важно, чтобы среди катаклизмов этой нечеловечески трудной войны ничего бы не затерялось, чтобы не только мы, но дети, внуки, правнуки наши знали, как мы защищали Родину». И они писали, писали для того, чтобы не прервалась связь времён, чтобы живой и горячий интерес будущих поколений к тем, теперь уже давним, событиям не ослабевал, а, наоборот, постоянно возрастал. Современным же литераторам, пишущим о войне, необходимо показать нам, читателям, значимость той борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, преданность Родине, донести до нас чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ их поступков в самые критические периоды жизни.

Великая Отечественная война потребовала от каждого человека напряжения всех его душевных и физических сил. Она не только не отменила, но сделала ещё более острыми нравственные проблемы. Ведь ясность целей и задач на войне не должна была служить оправданием какой-либо моральной неразборчивости. Она не освобождала человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки. Жизнь на войне – это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами и трудностями. Сложнее всего в ту пору приходилось писателям, для которых война была настоящим потрясением. Они были переполнены увиденным и пережитым, поэтому стремились правдиво показать, какой высокой ценой досталась нам победа над врагом. Те писатели, которые пришли в литературу после войны, а в годы испытаний сами воевали на передовой, отстаивали своё право на так называемую «окопную правду». Их творчество получило наименование «прозы лейтенантов». Эти писатели, о которых Твардовский хорошо сказал, что они «выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастёрке», составили целую плеяду хорошо известных нынешнему читателю имён: Бакланов, Богомолов, Бондарев, Воробьёв, Быков, Астафьев. Хотелось бы отметить одну общую особенность их произведений о войне – мемуарность. Излюбленный жанр этих писателей – лирическая повесть, написанная от первого лица, пусть не всегда строго автобиографичная, но насквозь пропитанная авторскими переживаниями и воспоминаниями о фронтовой юности. В их книгах на смену общим планам, обобщённым картинам, панорамным рассуждениям, героической патетике пришёл новый опыт. Он заключался в том, что войну выиграли не только штабы и армии, в их собирательном значении, но и простой солдат в серой шинели, отец, брат, муж, сын. Эти произведения высветили крупные планы человека на войне, его душу, жившую болью по оставленным в тылу родным сердцам, его веру в себя и своих товарищей. Конечно, у каждого писателя была своя война, но обыденный фронтовой опыт почти не имел отличий. Они смогли донести его до читателя так, что артиллерийская канонада и автоматные очереди не заглушают стонов и шёпота, а в пороховом дыму и пыли от взорвавшихся снарядов и мин можно разглядеть в глазах людей решимость и страх, муку и ярость. И ещё одно общее есть у этих писателей - это «память сердца», страстное желание поведать правду о той войне.

Своеобразно раскрывает военную тему В. Быков, белорусский писатель, чьё творчество стало неотъемлемой частью и русской литературы. В своих произведениях он рассматривает поведение личности в трагических коллизиях войны. Основой его сюжетов становится ситуация нравственного выбора. Писатель пытается выяснить, что происходит с человеком в нечеловеческих условиях. Он стремится докопаться до причин нравственной подоплёки тех или иных поступков: верности и предательства, злодейства и человечности, мужества и слабодушия. Локальность места действия, краткая временная протяжённость, не многочисленность персонажей - таковы структурные особенности произведений Быкова. Сюжеты его повестей раскручиваются стремительно и непредсказуемо, как в реальной партизанской жизни, где человек не ведает в какой крутой переплёт, в какой капкан может попасть на ближайшей опушке леса или за поворотом ведущей к глухому хутору дороги. Столкновение взглядов, позиций, принципов поведения персонажей отличается крайней остротой и драматизмом, потому что его героям приходится действовать на свой страх и риск, без команды и приказа, когда никто не может разделить с ними ответственность за их действия. Писатель проникает в скрытую при обычном течении жизни и обнажённую жестокими испытаниями глубинную суть характеров своих героев.

Особенно показательна в этом плане повесть «Сотников». Перед нами разворачивается картина зимы тысяча девятьсот сорок второго года. Партизанский отряд, обременённый женщинами, детьми, ранеными, окружён врагами. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое – Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, а Рыбак ценою предательства остаётся жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства – вот главные проблемы, которые раскрывает автор на примере этих образов.

Анализируя характер Рыбака, Быков приходит к выводу, что причины его предательства надо искать в детстве, тогда он «ухитрялся найти какой-нибудь выход», идя на мелкие жизненные уловки. Рыбак – смелый боец, когда за его спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он идёт сначала на компромисс, а потом – на предательство и убийство. Автор пытается высветить для нас, читателей, эту тёмную душу, в которой не было света и в которой жила только тяга к жизни во что бы то ни стало. Проследим, как рисует Быков попытку борьбы Рыбака с самим собой. «Неприятный холодок виновности коснулся его сознания». «Радость спасения чем-то омрачилась, но ещё не мог толком понять, чем…» «Прости, брат!» - в отчаянии шепчет он Сотникову, выбивая из-под его ног чурку. Опустошённый, он хочет повеситься, но автор лишает Рыбака последней возможности спасти душу. И теперь он, как Иуда, должен ходить среди людей и мучиться своей неискупимой виной.

Другой главный герой повести, Сотников, полностью противоположен образу Рыбака. Это скромный, незаметный человек, без всяких признаков необыкновенной личности. Но его глубокая убеждённость в справедливости той борьбы, которую ведёт народ, воспитавший и вскормивший его, помогает ему остаться не сломленным, проявить мужество и героизм. Что вспоминает Сотников в предсмертные минуты? Как в детстве он удержал телегу с детьми, когда понесли кони, как отец, командир эскадрона, учил его правде и ответственности перед другими людьми. Именно эти воспоминания должны были «услышать сердцем» мы с вами, ибо в них – начало того поведения Сотникова перед лицом фашистских палачей, которое не дано понять Рыбаку. Человек высокой души, он до конца не верит в предательство друга-партизана, хотя предательство это уже не вызывает сомнений. И в последние мгновения жизни Сотников понимает, что не может требовать от других наравне с собой. Здесь Быков показывает нам, как неодинаковы люди, как много надо работать над собой, чтобы быть героем не по принуждению, а по совести, по естественной необходимости оставаться человеком до конца. Сотников понимает слабость Рыбака, его страх перед смертью. Он знает, что не всем по силам это сверхчеловеческое решение принять смерть. Когда кричит женщина, Сотников заставляет себя не закричать, не рвануться. Когда он видит глаза мальчика, встречает его испуганный взгляд, то улыбается ему, словно улыбается нашему будущему. О чём думает Сотников в последнюю минуту? Он думает о том, что смерть должна что-то утвердить, что-то отринуть и, возможно, завершить то, что не успела осуществить жизнь. Смерть Сотникова – итог его жизни, его веры. Образ этот прекрасен и поступком, венчающим судьбу героя, и той глубиной, с которой Быков раскрывает движущие силы его души.

Повести Василя Быкова трагичны. Им всегда сопутствует чувство горечи, словно дым пожарища едко ест глаза читателя, а сердце сжимается от боли за людей, принимающих на себя тяжёлый крест мученичества во имя человечности. Самопожертвование – ведущий мотив многих героев Быкова, знающих цену человеческой жизни. Один из них говорит так: «На сколько же фронтов надо бороться – и с врагами, и с разной сволочью рядом, наконец, с собой». И Быков пытается показать нам не саму войну, а возможности человеческого духа, проявляющиеся на ней. Мужество на каждый день, преданность правде, чистота помыслов – вот особые качества его главных героев. Читая книги Быкова, мы испытываем благодарность к художнику за его правдивое, честное, талантливое слово, за его суровую, нелёгкую правду о нас с вами.

Невозможно даже перечислить все произведения, воспевшие героизм нашего народа в Великой Отечественной войне. Перебирая всё то, что было создано писателями о тех огненных годах, хочется вспомнить строки Якуба Коласа, полные чувства великой благодарности воинам-победителям:

Какую песню о победе,
Какой сложить о вас рассказ?
Богатыри, язык мой беден,
Чтобы воспеть, прославить вас!
Лишь вы, лишь только ваши плечи
Груз выдержать смогли такой.
Он свыше силы человечьей.
Не по плечу стране другой.

На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любить Родину, быть стойкими в трудных испытаниях. Значение этих книг всё более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. И вклад писателей в общее дело борьбы за мир – это их произведения, которые смело можно считать оружием в руках художников.

Текст сочинения перенесён на наш новый сайт - Особенности проблематики повести "Сотников" В. Быкова .

Версия для печати

Создание и продвижение сайтов

Современную жизнь трудно представить без гаджетов, имеющих подключение к сети Интернет. Компании создают сайты-визитки, руководители, менеджеры заводят странички в социальных сетях, зачастую пользуюсь услугами профессионалов. Студия создания сайтов обеспечивает заказчика качественным сайтом, помогает с продвижением.
Компания Медиасфера - крупнейшее в России агентство по рекламе и маркетингу в интернете, работающее с 1997 года в области создания сайтов и с 2003 года - в продвижении сайтов. Услуги компании: создание и поддержка сайтов, поисковое продвижение, контекстная и медийная реклама, продвижение в социальных сетях, аналитика и консалтинг интернет-проектов. Создание сайтов - одно из профилирующих направлений Медиасферы.

Произведение основано на событиях реальной действительности, происходящих в период Великой Отечественной войны, поэтому по жанровой направленности относится к стилю философского реализма.

Основными персонажами повести представляются два товарища, Сотников и Рыбак, воюющие в партизанском отряде, и в соответствии с сюжетной линией оказываются плененными немецкими захватчиками.

Композиционная структура произведения состоит из двух частей, в которых действие повести разделяется на события, предшествующие плену героев, и непосредственное нахождение в плену, где персонажи оказываются поставленными перед необходимостью сделать самый страшный выбор в своей жизни.

Противопоставление персонажей повести в образах Сотникова и Рыбака является основой композиции произведения, выраженной в их внутренних монологах, диалогах, воспоминаниях из прошлой жизни, в повествовательном содержании раскрывающихся в разном нравственном мировоззрении героев.

Сюжетная линия повести по авторскому замыслу имеет стремительное развитие, при этом писатель ставит своих героев в обстоятельства, усложняющие их жизнь в прогрессирующем порядке (военное время, наступление болезней, ощущение постоянного голода, получение ранений, фашистский плен), с целью создания ситуации, в которой необходимо принять единственное верное жизненное решение либо в виде предательства, либо смерти.

Рыбак представляется в повести в образе человека с выраженным инстинктом самосохранения, отличающимся моральной незрелостью и жаждой жизни, заставляющих его сломаться от вражеского насилия и сделать свой выбор в пользу предательства собственной родины. При этом писатель в определенных обстоятельствах подчеркивает положительные качества данного героя в виде его помощи раненному товарищу, проявления доброты и заботы, но, оказавшись перед лицом смерти, ставшим малодушным и трусливым.

Сотников характеризуется писателем в качестве полной противоположности своему товарищу, человека, сумевшего выдержать с честью и достоинством неимоверные издевательства и пытки, оставшегося настоящим патриотом отчизны. Герой, поставленный в нечеловеческую ситуацию, будучи глубоко нравственным человеком, делает свой жизненный выбор в пользу смертельного исхода, стойко и выдержанно принимая собственную кончину.

Для раскрытия характеров героев писатель тонко и точно используется сложные психологические зарисовки, отличающиеся многогранностью, разноплановостью и правдивостью, позволяющие воспринимать повествование в мельчайших деталях, при этом не делая акцента на авторском отношении к поступкам персонажей повести.

Эпизоды из детства героев, представленные в виде их воспоминаний, позволяют подчеркнуть влияние воспитания детей на формирование их дальнейших личностных качеств.

Повесть затрагивает насущные проблемы человеческого общества в виде справедливости, совести, гуманизма, чести.

Анализ 2

Известно, что многие творения писателя Быкова были про Великую Отечественную Войну. И это совершенно закономерно, поскольку сам писатель был участником войны. Такое явление как война, рассматривается Василием Быковым в первую очередь с позиций нравственности. Писатель описывает нам жизнь людей в плохих условиях, призывает читателя подумать об истоках внутренней силы, которая характерна для лучших из его персонажей. В произведении "Сотников" Быков хочет показать нам что внутренняя сила не находится в зависимости от физических способностей индивидуума, она полностью связана с областью духа.

В главных героях повести воплощаются черты двух противоположных типов человека. Если подобные люди окажутся перед важным нравственным выбором, то поведут себя по разному: кто-то предаст и продолжит влачить жалкое существование; кто-то окажется мужественным и стойким человеком и предпочтут погибнуть со спокойствием на душе. В произведении "Сотников" противопоставляются два человека - Сотников и Рыбак.

Изначально Рыбак предстает перед читателем вполне доброй личностью: он оказывает помощь болеющему другу, отдаёт ему последнее зерно, не выказывает злости насчет нечаянной обузы. Рыбак по-своему добр. Он так и не решился на убийство старосты, хотя думал что это непременно нужно сделать.

В первый раз страх за собственную жизнь у Рыбака просыпается когда полицаями совершается погоня: изначально он хотел предать Сотникова, придумывая себе оправдания, что ему всё равно не спастись.

Когда был устроен допрос, Рыбак пугается и выдаёт свой отряд. Когда ему предлагают переход на сторону Германии, он соглашается. И в подтверждение своей готовности служить Германии, Рыбак помогает повесить Сотникова. Рыбак думает о собственном освобождении, глубоко в душе надеется на побег, но после казни ясно понимает, что ничего не выйдет.

Размышляя обо всём случившимся, Рыбак не может понять, каким образом это вышло и кто же виноват во всём. Ему не хочется признавать собственную вину. Он опускается до оправданий, что сражался за жизнь, и во всём виноват сам Сотников. Он не осознаёт того факта, что его глупые попытки оправдать себя крайне нелогичны и плохи. Сам Быков в конце произведения говорит читателю о том, что всё что произошло с Рыбаком - коварная судьба заплутавшего на войне человека. В книге поднимаются проблемы справедливости и гуманизма, она отвечает на такие не простые вопросы о том, как сохранить в себе человеческое, каким человеком нужно быть и т.д.

Повести Быкова о войне считаются самыми правдивыми и психологичными во всей литературе 20 века. Именно он сумел показать её лицо так, как никто другой, немалую роль сыграло то, что сам писатель был участником войны. Повесть про двух друзей-партизанов, которую изучают в 11 классе, сложна и разнопланова тематически и композиционно. В повести “Сотников” анализ стоит начинать с истории создания, которая затрагивает биографию автора. Полный анализ произведения будет полезен для подготовки к тестированию и написания творческих работ.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год. В 1970 году повесть опубликована в редакции “Нового мира”.

История создания – повесть написана на основе встречи Быкова с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. Двадцать лет прошло с момента встречи до воплощения сюжета в творчестве автора.

Тема – цена выбора, жизнь и смерть, проблема нравственного выбора и его последствия.

Композиция – двухчастная композиция, построенная на сопоставлении двух главных героев.

Жанр – повесть.

Направление – реализм. Быков описывает прошедшую войну, судьбы людей, основанные на реальных событиях.

История создания

Сюжет повести Быкова “Сотников” взят из реальной жизни: после встречи писателя в 1944 году с однополчанином, считавшимся погибшим. Оказывается его боевой товарищ попал в плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество.

Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, “посмертно” его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб. И вот в конце войны он оказался в плену, как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетённый. Товарищ честно рассказал Быкову, что поначалу думал, что удастся сбежать, не стрелял в людей, не проявлял жестокости, пытался выжить. Цена такого выбора слишком страшна, чтобы до конца жизни быть предателем.

Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с боевого друга и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.

Писатель, прошедший войну, знает её в лицо и пишет правдиво и остро о том, что ему близко: героизм и трусость, опасность и предательство, сила характера и нравственный выбор. Первоначально повесть была названа “Ликвидация”. Однако позже автор акцентировал смысл названия на главном герое. Критика приняла повесть положительно, Быков был известен, как мастер слова, опытный и талантливый писатель.

Тема

История о двух товарищах-партизанах, которые отправляются за провизией для отряда, развивается стремительно. Обстоятельства, которые окружают героев усложняются с каждым шагом: болезнь, голод, ранение. Именно “в беде” познаются товарищи. Поэтому автор выбрал ситуацию, в которой не может быть третьего решения: быть живым предателем или мёртвым героем.

В ситуации, которая касается жизни, “каждый за себя”, именно так решает Рыбак, пытаясь оправдать свою позицию. Инстинкт самосохранения, моральная незрелость, жажда жизни – что-то не даёт герою сделать последний шаг, тот, который мог бы спасти его от совести. Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берётся осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.

Осуждать и оценивать – это не то, чему учит нас повесть; сделать выбор и нести ответственность за его последствия, перешагнуть грань, за которой человек теряет себя или погибнуть – вот суть и идея произведения . Быков показывает двух молодых людей, которые воспитаны в одинаковых условиях, они росли и формировали свои характеры, зрели и учились жизни.

Однако в плену Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, а его товарищ сломался, предал своих, стал палачом своим товарищам. Страшная правда войны, ставящая человека в нечеловеческие условия – это то, что всегда интересовало писателя. Таким образом, тематика повести: нравственный выбор человека, война и её роль в судьбах людей, цена человеческой жизни.

Композиция

Композиция повести двухчастная: действие разделено на “до” и “после” того, как герои попадают в плен. На этом же строится и проблематика произведения: каков человек перед самым страшным выбором в своей жизни? Вся композиция построена на противопоставлении двух героев Сотникова и Рыбака.

Их диалоги, внутренние монологи, воспоминания из прошлого – призваны раскрыть два, с виду похожих, мировоззрения, но абсолютно не совпадающих нравственных позиций. Повествование, вмещающее всего двое суток, кажется объёмнее и насыщеннее благодаря авторским приёмам: сны, отрывки сознания, разговор героев с совестью, сцены из прошлого.

Писатель раскрывает персонажей многогранно и правдиво, то приближая, то отдаляя каждого из них, чтобы глубже понять их характер, поступки, жизненную философию. Нет ни оценки автора, ни намёка на его отношение к героям, только события в плену показывают сущность героев. Картины, которые открываются читателю тонкие и психологически точные, у писателя есть замечательный дар – делать героев родными, близкими и пронзительно несчастными. Эта особенность свойственна всем произведениям военной тематики В. Быкова.

Главные герои

Жанр

Для воплощения своей творческой идеи Быков выбрал именно повесть. Она больше всего подходит для реалистичного сюжета, небольшого по объёмы описываемого отрезка времени. События, описываемые автором достойны романа, они монументальны в плане раскрытия характеров и судеб людей. Но своеобразное ограничение по жанру было вполне оправдано. Это излюбленный жанр Быкова, его привычная форма, она традиционна и универсальна для писателя. Повествовать о войне так, как это делает Быков, масштабно и правдиво, в рамках далеко не простого жанра повести – особое искусство.

Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников»

Задачи урока:

Личностные

    Совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;

    Совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

    Развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;

    Развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;

    Развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

    Развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

    Развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

    Развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;

    Развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

I. Слово о В. Быкове

Василю Быкову было 19 лет, когда он отправился на фронт.

Это писатель, неизменно верный одной теме - теме войны. В его повестях нет широких военных панорам и количество действующих лиц, как правило, невелико. Писатель утверждает, что его задача - «исследовать не самое войну, а возможности человеческого духа, проявляющегося на войне».

Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в художественном училище. Когда началась война, обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом свидетельствует следующий факт: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был дважды ранен.

В середине 50-х годов обращается к теме войны.

Повести «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников» составляют своеобразную трилогию, посвященную проблеме нравственного выбора человека в трагических событиях войны.

I I . Жизненная основа повести.

В августе 1944 года, в разгар знаменитой Ясско-Кишинёвской операции, советские войска прорвали оборону, окружили большую группировку гитлеровцев. Среди сдавшихся в плен немцев будущий писатель увидел лицо человека, которое показалось ему знакомым. Быков узнал бывшего однополчанина, который давно считался погибшим. Он не погиб, а попал в плен. В ужасающих условиях плена не нашёл в себе сил для сопротивления и борьбы и, желая выжить во что бы то ни стало, сознательно пошёл на временную, как он думал, сделку с совестью, на предательство.

Вывод: этот эпизод лёг в основу повести.

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

Действие повести происходит в течение двух суток. Писатель ведёт повествование таким образом, что мы видим происходящее попеременно, то глазами Рыбака, то глазами Сотникова.

III . Чтение финальных сцен повести. Формулировка темы урока.

Итак, каждый из героев сделал свой выбор.

Проблема: почему в одних и тех же сокрушающе бесчеловечных обстоятельствах фашистского плена Сотников погибает как герой и остается в благодарной памяти людей, а Рыбак соглашается стать полицаем?

IV. Анализ произведения

    Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака по 1-4 главе

Индивидуальное опережающее задание: внимательно перечитывая первые четыре главы повести, проследите за проявлением нравственных качеств Рыбака и Сотникова.

С какой целью идут партизаны в деревню?

Почему Сотников вызвался идти, ведь он мог отказаться, так как был болен? («Потому и не отказался, что другие отказались»).

Каким предстает Сотников?

(Физически слабее Рыбака, но высокие нравственные принципы.)

Рыбак в начале повести. Кто он?

(С самого начала вызывает симпатию: 1-практичностью, 2-умением быстро ориентироваться, 3-подбадривает больного товарища, дает ему полотенце обмотать шею, первым прокладывает дорогу по снежной целине).

В чем главное различие героев? (главное различие на духовном уровне).

- Какие нравственные качества Рыбака и Сотникова проявились в первых четырех главах?

(С самого начала Рыбак вызывает симпатию практичностью, умением быстро ориентироваться, готовностью непременно выполнить задание – достать продукты для голодающих партизан, «которые мерзли теперь на болоте». Он весь в действии: узнавал эти места, взошел на пригорок, наткнулся на изгородь, прошел по двору и т.д. и ведет себя Рыбак в полном соответствии с простыми нормами доброго фронтового товарищества: подбадривает больного Сотникова, дает ему полотенце обмотать шею, чтобы стало теплее, первым прокладывает дорогу по снежной целине. И хоть рассуждает он простовато, но верно: «… чем больше фашистам вреда, тем лучше». Словом, в Рыбаке узнается та порода очень даже неплохих в обыденности и вызывающих симпатию людей, о которых говорят: «Ну и что же, что в высоких материях не силен? Зато в разведке с таким не пропадешь!»

Сотников физически безгранично слабее Рыбака. Но над физической слабостью, над горькими чувствами Сотникова главенствует упорная, неотступающая МЫСЛЬ. Все, что происходит вокруг, даже самые частные подробности быта, он воспринимает в широком масштабе всей войны.)

В чем же главное различие героев по первым четырем главам?

(главное различие – в их ДУХОВНОМ уровне)

Дает ли это различие основание заподозрить в Рыбаке будущего предателя? (нет)

Как же случилось, что Сотников и Рыбак попали в плен?

2) Анализ 5-19 глав (работа в парах)

Давайте посмотрим, как ведут себя герои по мере усиления опасности.

Для этого рассмотрим заполненные вами дома таблицы:

Эпизоды

Рыбак

Сотников

(5,6 гл.)

«Как всегда в минуту наибольшей опасности каждый заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки»

«... так просто он им не дастся»

2 Преследование

(7,8 гл.)

«... всё чаще стала напоминать о себе... тревога за собственную жизнь»

«Он чувствовал себя почти виноватым, оттого, что страдая сам, подвергал риску товарища»

3 В избе у Дёмчихи

(9 гл.)

«гибель как будто откладывалась, это было главное, а остальное для него уже не имело значения»

«И он в отчаянии думал, что напрасно они отзывались, пусть бы полицаи стреляли - погибли бы, но только вдвоём»

4 По дороге в полицию

(10 гл.)

«Теперь уже Сотников не имел для него большого значения»

«... только бы выгородить Дёмчиху»

5 В фашистском плену

(11,12,13, 16 гл.)

«Появилась возможность жить - это главное. Всё остальное - потом»

«Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы»

6 В последний час

(18-19 гл.)

«... удирать некуда. После этой ликвидации - некуда. Из этого строя дороги к побегу уже не было», «теперь он всем и повсюду враг»

«... уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством»

Перестрелка с полицаями (5-6 гл.)

Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

В хате у Дёмчихи (гл.9)

Как ведет себя Дёмчиха во время ареста партизан?

Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что ее дети останутся круглыми сиротами).

Что тревожит каждого из героев?

В плену (11-16 гл.)

Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернешь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота).

Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Рыбак: это же самое будет с ним).

Какую позицию избрал Рыбак во время допроса?

(Подстраиваться, хитрить).

Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность)

Почему Рыбака не пытали?

В чем видит Сотников причину падения Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают).

Вывод по таблице.

Какой выбор сделал каждый из героев?

(Рыбак одержим всепоглощающей идеей выжить. Для Сотникова главное умереть достойно, взяв всю вину на себя.)

Зачем Быков вводит в повесть эпизоды детства? Давайте вспомним эти эпизоды. (гл.15, 16)

(Он показывает прямую связь прошлого с настоящим. Рыбак совершает свой детский подвиг не задумываясь, полагаясь на физическую силу. Ложь Сотникова отцу стала для него уроком на всю жизнь. Он строго судит себя и держит ответ перед своей совестью. А Рыбак снова, как в детстве, оказался над пропастью. Только тогда он удержался на краю, а сейчас...)

Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю думает:»Одна на двоих»?

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасен от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя).

Как вы думаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака?

(Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один с собой, со своей совестью. По Быкову: «после предательства не может быть и речи о моральном возрождении».)

Как вы думаете, проблемы, поднятые Быковым в повести, злободневные сегодня?

(Это своеобразный урок всем, кто намеревается достичь корыстной цели любым способом. И при этом не задумывается над тем, как его выбор отразится на окружающих.)

Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься повесть В.Быкова «Сотников»?

Эпизоды

Рыбак

Сотников

1 Встреча с полицаями на дороге. Как ведут себя Рыбак и Сотников

2 Преследование

3 В избе у Дёмчихи

4 По дороге в полицию

5 В фашистском плену

6 В последний час