Василиса прекрасная и премудрая. Василиса прекрасная (василиса премудрая)

Волшебные сказки с давних времен являются неотъемлемым элементом культуры и творчества любого народа. В каждой стране есть свои сюжеты для них, свои добрые и злые персонажи. Для нас одной из любимых героинь является Василиса Премудрая из сказки «Царевна-лягушка». Для многих поколений детей она стала символом доброты и ума, заботливости и скромности. Описание Василисы Премудрой сопровождается множеством ярких эпитетов и представляет собой воспевание красоты и величия исконно русского женского характера.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка» и ее главная героиня

Сюжет сказки «Царевна-лягушка» известен всем с малых лет. Василиса Премудрая - это волшебница, заколдованная своим отцом, за то, что превзошла его в искусстве колдовства. В сказке она становится невестой, а потом женой Ивана-царевича. По мере развития сюжета девушка проявляет свое мастерство, выполняя приказы царя: выпекает хлеб, искусно ткет шелковый ковер (или в других вариантах - рубашку). Впечатляет и описание Василисы Премудрой на пиру, где она превращается в сказочную красавицу и изумляет гостей своим волшебным искусством.

Иван, желая, чтобы его жена всегда оставалась в облике царевны, сжигает лягушачью кожу. После этого Василиса исчезает. Чтобы вновь обрести свою любовь, царевичу приходится пройти через множество опасностей и, главное, сразиться с отцом своей жены, Кощеем Бессмертным. Конец у сказки счастливый - Иван и Василиса преодолевают все трудности и оказываются вместе навсегда.

Чем же привлекательна Василиса Премудрая? Русская народная сказка - это не только плод фантазии, но и отражение реальной жизни людей. Помня об этом, можно проследить в образе Василисы наиболее ценные женские качества для русского народа.

Внешность главной героини Василисы Премудрой

Интересно, что о внешности главной героини в сказке практически ничего не говорится. дается читателю с помощью характеристики ее действий и слов. Лишь на царском балу героиня изображается писаной красавицей. Но и это описание является вполне типичным для большинства волшебных сказок.

Это лишний раз подтверждает, что образ Василисы Премудрой является собирательным, обобщающим. Более того, для сказки гораздо более важным оказывается изображение не внешних, а внутренних достоинств героини.

Черты характера Василисы Премудрой

Не из-за красоты, но из-за характера любима Василиса Премудрая. Сказка подчеркивает, что не яркая внешность (казалось бы, что может быть безобразнее лягушки) и не богатство («конкурентками» девушки во дворце были боярская и купеческая дочери) приводит героев к счастью. А понимание и желание быть вместе.

Характеристика Василисы Премудрой из сказки дается через ее поступки. То, как она утешает Ивана-царевича, с каким мастерством выполняет задания царя, как ведет себя во время пира, говорит о ней лучше любых описаний. В ее характере сочетаются одновременно глубокий ум и величественная простота русской души, гордость за себя и скромность.

Многие спрашивают, почему Василису называют Премудрой? На самом деле, этот эпитет подходит ей как нельзя лучше. Дело в том, что она в совершенстве освоила волшебные премудрости и даже превзошла в этом своего отца, могущественного колдуна. Характерно и то, что в сказке ее называют так в те минуты, когда она трудится, проявляет свое мастерство рукодельницы, хозяйки или волшебницы. К тому же героиня обладает способностью даже в самых трудных испытаниях сохранять спокойствие и принимать верное решение.

Почему Василиса превращена именно в лягушку?

Часто возникает вопрос о том, почему именно в лягушку была превращена Кощеем Бессмертным Василиса Премудрая. Сказка не дает прямого ответа на него. Однако разные исследователи предлагают свои варианты.

К примеру, можно вспомнить, что одним из ведущих художественных приемов в сказке является антитеза, противопоставление (к примеру, добро и зло, день и ночь, живая и мертвая вода, красота и безобразие). Уже имя героини - Василиса - говорит само за себя. С греческого языка его можно перевести как царственная, возвышенная. А с другой стороны, что может быть более непривлекательным и приземленным, чем лягушка, живущая на болоте.

Образ Василисы в других русских сказках

Описание Василисы Премудрой можно найти не только в сказке о царевне-лягушке. Она изображается и в других произведениях русского народа. Например, можно вспомнить сказку о Василисе и Бабе-яге. Сходный образ выступает под именами Марьи Моревны, Елены Прекрасной и Марьи-царевны. Все эти героини обладают мудростью и волшебными знаниями, в частности способностью перевоплощаться. Это позволяет отождествить их.

Сказка - ложь, да в ней намек

Максим Горький называл Василису одним из самых совершенных женских образов, сотворенных фантазией русского народа. Сколько прекрасных качеств она в себе сочетает, воспитывая и напутствуя все новые подрастающие поколения. Но вспомним, что изначально сказки писались вовсе не для детей, а для взрослых. Не исключение и те, в которых есть Василиса Премудрая. Русская народная сказка с присущей ей мудростью и поэтичностью напоминает нам о том, какова истинная роль женщины в семье - быть помощницей и поддержкой своему мужу.

Также мы узнаем, какие качества издавна ценились на Руси. Ум и скромность, заботливость и доброта, мастерство рукодельницы и хранительницы домашнего очага, объединяясь, порождают истинную мудрость и красоту. И образ Василисы Премудрой в полной мере сочетает все эти прекрасные качества.

ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ (ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ)

Героиня русских народных сказок («Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» и др.), мудрая красавица и волшебница.


В сказке «Василиса Прекрасная» героиня обладает волшебной куколкой, которая помогает ей справиться со злой мачехой и в конце сказки выйти замуж за царя .
В сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая превращена в лягушку злым волшебником Кощеем Бессмертным за то, что отказалась выйти за него замуж. Она поймала стрелу Ивана-царевича и становится его женой по велению царя. В ходе развития сказочного сюжета лягушка утешает мужа в печали и творит чудеса, помогая ему выполнять царские приказы: за одну ночь выпекает прекрасный белый хлеб , ткет шелковый ковер, появляется на царском пире в образе красавицы и волшебницы. Сжигая лягушачью кожу, Иван-царевич теряет Василису. Чтобы найти ее, ему приходится преодолеть много трудностей и, главное, убить Кощея Бессмертного.
По сказке «Царевна-лягушка» снят знаменитый детский фильм «Василиса Прекрасная» режиссера А.А. Роу. Фильм стал лидером кинопроката 1940 г. и до сих пор остается одним из лучших фильмов-сказок.
Имя Василиса в культурном сознании русских связано со сказкой, в быту встречается редко. Возможно, потому, что характерная для русского языка уменьшительная форма имени - Вася - в данном случае звучит как сокращенная форма мужского имени Василий .
В разговорной речи Василисой Премудрой с легкой иронией могут назвать молодую умную девушку, а Василисой Прекрасной - красавицу.
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Художник И.Я. Билибин. 1899 г.:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ (ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ)" в других словарях:

    Василиса Прекрасная (сказка) - У этого термина существуют и другие значения, см. Василиса Прекрасная. Василиса Прекрасная уходит с «подарком» от Бабы Яги (иллюстрация И. Я. Билибина, 1899 г.) Ва … Википедия

    ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ - (Прекрасная) персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Прекрасная дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи царевны, Марьи Моревны, Елены… … Большой Энциклопедический словарь

    Василиса Премудрая - (Прекрасная), персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Прекрасная дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи царевны, Марьи Моревны, Елены … Энциклопедический словарь

    Василиса - У слова «Василиса» есть и другие значения: см. Василиса (значения). Василиса греческое Род: жен. Другие формы: Василисса, Василина Производ. формы: Вася, Васюня, Васёна … Википедия

    Василиса Премудрая - персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них В. П. дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. М.… … Большая советская энциклопедия

    Василиса Премудрая - персонаж волшебной нар. сказки, во мн. текстах фигурирует под др. именами (чаще всего В. Прекрасная) или без имени. Дочь мор. (водяного) царя, чародея и др., волшебница; способна превращаться сама и превращать других в животных, птиц, в разные… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Народные русские сказки - Народныя Русскiя Сказки А. Н. Аөанасьева … Википедия

    Русские сказки - В Викитеке есть тексты по теме … Википедия

    Милляр Георгий Францевич - (1903 1993), актёр, народный артист РСФСР (1988). В 1927 38 в Московском театре Революции. В 1945 52 в Театре студии киноактёра. В кино с 1929. Острохарактерный актёр, мастер гротеска. Играл в фильмах сказках А. А. Роу: «По щучьему велению»,… … Энциклопедический словарь

    Чудесная невеста - Связать? … Википедия

Книги

  • Сказки старой Руси. Арт-блокнот. Богатыри и герои (Василиса Прекрасная), А 5, нелинованный , Папсуев Роман Валентинович. Уникальный арт-блокнот из цикла "Сказки Старой Руси" от известного художника-иллюстратора Романа Папсуева посвящен сказочным существам славянского фольклора. Внутри вы найдете стильный…

Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна - Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.

Вероятно, в это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.

В волшебных сказках или Прекрасная - лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, - говорит царю, - за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться» . Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса - дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно - важна лишь функция.

Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем - и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.

Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты - отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

Василиса Прекрасная и Премудрая

Речь - про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная. Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться - все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…



Василиса Премудрая - персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая - дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка - Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева.

Имя "Василиса" намекает на высокое происхождение, его можно перевести с греческого как "царственная". И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется - Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).



Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) - награда для героя.

Бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов - его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку - или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки, а Василиса будет его проверять.


У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе - жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной - и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий - непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все - за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак - от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках - белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они - ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке - чрезвычайно могущественная колдунья.

"В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона - нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона - не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь - ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае - символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…


,

Я очень люблю читать сказки. Особенно волшебные. До сих пор. Но всегда задавала вопрос – почему в сказках часто выступают две героини – Елена и Василиса ? Но при этом Елена почти всегда награждается эпитетом Прекрасная , в то время как Василиса Премудрая .

Давно, еще в советские времена была у меня книжечка, в которой ответ на этот вопрос был такой – Елена слаба, всегда ждет, что её спасут, за нее будут сражаться, поэтому она – Прекрасная, а Василиса сама решает все проблемы, поэтому она – Премудрая. Но, извините, не соглашусь. В заточении у Кощея находились обе героини, т.е. их обеих приходилось спасать! Итак, вопрос так и остался для меня открытым с тех времен.

И вот сейчас, имея опыт работы именологом, я решила вернуться к мучившей меня с детства дилемме. Сделаем сравнительный анализ двух имен, чтобы понять, почему же героини любимых волшебных сказок награждались такими разными эпитетами.

Елена

Имя трехсложное , что уже говорит о том, что героиня обладает сильным характером, волей, стремлением покорять, обладает удивительной способностью притягивать к себе критические ситуации.

В имени Елена первый слог открыт , что говорит о том, что юные Елены уязвимы, подвержены влиянию извне. И ведь действительно, ни в одной сказке не написано, что Кощей похищал дам бальзаковского возраста, именно юные девицы оказывались в его власти.

Чем же покоряли они?

Первая Е говорит о том, что Елены трудолюбивы, талантливы. Но они еще не умеют бороться за себя, их легко уговорить, убедить, а то и просто обмануть. Елены просты, милы в общении, гибки и не любят конфликтов, они обаятельны, стремятся жить со всеми в мире и гармонии. Именно в таком, юном, возрасте и происходят с Еленами все перипетии судьбы – похищает Кощей, спасает царевич для того, чтобы отдать другому, но друг-волк помогает Елене остаться с царевичем, царевича убивают злые братья, Елену забирают себе и насильно собираются выдать замуж за одного из братьев (сказки разные, но сюжет в большинстве своим схож). Вот такой «переходящий приз». А Елена при этом лишь плачет или радостно улыбается в зависимости от ситуации.

Она действительно представляется подарком, даром судьбы тому, кто её спасает.

Но не может быть все так просто! Не может героиня волшебной сказки не обладать какими-то знаниями, умениями.

Посмотрим, что даст нам дальнейший анализ имени.

С момента, как Елену спасает Иван-царевич, она переходит под вибрации второго слога, ЛЕ . Слог уже закрыт спереди – это делает Елену более самостоятельной, дает ей поддержку Высших сил в самые сложные моменты жизни. И действительно, в сказках мы это можем увидеть. Казалось бы, все плохо – спаситель убит завистливыми братьями, Елена запугана ими и принуждена говорить то, что они заставляют и даже согласиться на брак с одним из них (первая Л в слоге делает её привлекательной не только как добычу, но и как женщину). Но… Судьба в лице верного Волка спасает нашего героя, и он мчится во дворец, вновь спасая свою Елену. И – вот оно, трехсложное имя – Елена смело рассказывает всем, что же произошло на самом деле. Итак, первая Л (слог ЛЕ ) говорит о том, что таких людей часто «используют», но Е в этом слоге ударная, и дает стремление к прочным семейным узам, к упрямству, с которым Елена отстаивает теперь свои интересы (как правило, перед вмешательством братьев в судьбу пары, Елена и её спаситель обмениваются обещаниями стать одним целым, по сути обручаются).

Что же получается? Права была та давняя книжечка? Елена действительно создавала борьбу вокруг себя, покоряя сердца лишь красотой .

Сказки не позволяют нам проследить жизнь наших героев дальше, остановимся и мы.


И перейдем к анализу другого имени – Василиса .

Имя, состоящее из четырех слогов , говорит о том, что человек навсегда сохраняет верность привитым с детства понятиям, привычкам, следует правилам этикета, такие люди зависимы от окружающих людей или стремятся окружать себя людьми. Имя несет женскую энергетику, что очень благоприятно для нашей героини.

Первая буква имени – В – говорит о том, что Василиса обладает разнообразными талантами, общительна, изобретательна (ей очень пригождается это качество, когда приходится выполнять задания царя), у неё сильная воля, она – лидер. Но лидер не активный. Она умеет подчинять себе благодаря своим талантам и определенным чертам характера.

В имени «бросается в глаза» сразу две буквы С , две А и две И . Причем, С оба раза становится началом слога.

Буква эта характеризует нашу героиню непоколебимо убежденной в своей правоте, такие люди стараются избежать любого принуждения (мы помним по сказкам, что она считает Кощея злодеем и не желает подчиняться ему), сострадательны к другим (вспомните, её любили животные, она понимала их язык, готова была помочь всем, кто нуждался в помощи). Говорит эта буква о здравом смысле, стремлении к прочному положению.

Буква И , которых в имени тоже две, характеризует Василису чувствительной, доброй, стремящейся к гармонии, к идеалам.

Все слоги имени Василиса закрыты спереди , что говорит о поддержке Высших сил, но и о том, что Василиса самостоятельна в принятии решений.

Буква А , которых в имени тоже две, дополнительно придаёт характеру Василисы самостоятельность, ясность мысли, чистоту помыслов, открытость.

Подведем итоги.

Василиса – женщина сильная, добрая, умеющая сохранять гармонию в отношениях и в окружающем её мире, самостоятельная, талантливая. Конечно же, такая героиня должна награждаться эпитетом Премудрая! Она всегда точно следует своим целям, её сложно обмануть, с младых лет в её характере вырабатывается верность, честность, непреклонность, и она не сворачивает с этого пути, несмотря на трудные испытания.

Вот и подошли мы к финалу нашего анализа двух имен, двух характеров, двух эпитетов. Теперь я точно знаю, что та книжечка из детства давала верную, но просто неполную информацию. Но именно эта книжка стала началом интереса к особенностям имени, названия города, заставила внимательно и уважительно относиться к каждой букве. И именно она дала мне «путевку в жизнь», увлекая в интереснейший мир именологии.