Все о коллекционных карточках.

Коллекционные карточки « Варфейс» — прекрасная возможность получения уникальной классовой награды. Удовольствие, конечно, чисто эстетическое, но пользуется популярностью среди игроков. Подробнее — в статье.

О проекте

Warface — онлайновый шутер от третьего лица от компании Mail.ru Group. Пользуется популярностью у игроков с момента выхода игры из режима закрытого бета-тестирования 2 апреля 2012 года.

С каждым обновлением в игру привносятся новые виды оружия, спецоперации, интересные ивенты и товары.

О карточках в «Варфейс»

Коллекционные карточки в игре не добавляют каких-либо характеристик персонажу игрока: не делают оружие точнее , отдачу меньше или скорость передвижения больше. Пользы от них столько же, сколько от образа в игре — можно бегать с классическим, а можно приобрести за деньги или получить в качестве приза какой-нибудь интересный внешний вид бойца в экзоскелете.

То есть, коллекционные карточки в « Варфейс» созданы исключительно для эстетического удовольствия. Потому не несут в себе какой-то ценности в виде изменения характеристик оружия.

Где брать

Коллекционные карточки «Варфейс» добываются из коробок удачи. Собрав 5 штук, можно получить классовую награду в виде соответствующего значка, который носят в игре, как эмблему возле никнейма. Соответственно, из коробок удачи штурмовика не выпадают карточки для медика, инженера или снайпера. Каждому классу — свои и свои карточки.

За сбор классовых коллекций предусмотрены награды: « Штурмовой отряд» (Штурмовик) , « Первая помощь» (Медик) , « Фанат взрывчатки» (Инженер) и « Смертельный выстрел» (Снайпер).

Важно понимать, что коробки со знаками возвращения и холодным оружием (одинаковые для каждого класса) не выдадут коллекционных карт. В случае появления пяти одинаковых, их можно обменять на одну новую в личном кабинете.

Набор «Затмение»

Коллекционные карточки « Варфейс» условно расфасованы в специальные наборы, выдаются за выполнение заданий. До 15 января 2018 года у игроков есть возможность получить уникальное достижение « Ветеран Затмения» . Для этого следует выполнить ряд заданий, за каждое из которых выдаётся соответствующая коллекционная карточка:

  • « Простое решение» — выбрать уровень сложности « Легко» и благополучно расправиться с 1000 противников, выстрелив в голову.
  • « Ночная гимнастика» — всего лишь 500 ботов в прыжке, но уже на уровне « Сложно» .
  • « Неконтролируемое горение» — нет, огнемёт в игру не ввели, просто на « Сложно» закидать врагов гранатами, чтобы погибли ровно 200 целей. Подствольным гранатомётом также можно пользоваться.
  • « Быстрые знакомства» — тут уже сложнее. Речь идёт об уровне « Профи» и о 200 врагах, которых предстоит убить в подкате. Лишь бы случайно своих не пострелять, ибо режим friendly fire активен.
  • « Запасной вариант» — тоже на « Профи» убить 500 ботов, пользуясь только пистолетом. Актуально, когда в игре как раз появился золотой Sig Sauer.

Забрать достижение « Ветеран Затмения» можно только, собрав все коллекционные карточки « Варфейс» для « Затмения» . Как получить в итоге значок в игре? Всё очень просто. Новое достижение будет помещено в корзину в личном кабинете , откуда награду можно переправить в игру.

Остаётся только запустить клиент Warface и выставить необходимую эмблему около своего ника , после чего хвастаться другим игрокам новым достижением.

Заключение

Подобные вкусняшки в игровых проектах не новшество вовсе. Множество игроков являются цифровыми клептоманами, потому с радостью собирают подобные цветные картинки просто, чтоб они были. Таких игроков, как правило, интересует сама мысль о том, что задание выполнили, достижение взяли, можно и за следующую награду побороться.

В этом сама суть любого онлайнового проекта — чем-то занять игрока, чтобы не бездельничали и не уходили из игры. Следует отметить, что в последнее время в Warface наметилась тенденция чаще посещать спецоперации, чем обычные PVE-миссии или даже сражения в PVP-режиме . Потому разработчики изобретают всевозможные акции и задания, подразумевающие прохождение давно забытых миссий. Надо же хоть как-то мотивировать игроков ходить туда, где скучно и неинтересно .

Так и появились коллекционные карточки в « Варфейс» . Как получить их? Достаточно зайти в личный кабинет и найти соответствующий раздел с заданием. Как правило, к каждому большому ивенту привязывается новый набор коллекционных картинок.

Уже были или считаются неактивными :

  • « Чемпионский Характер» — эксклюзивный набор, который может получить самый верный и преданный фанат проекта, ведь карточки для такового выдаются только зрителям турнира Warface Open Cup. Неплохая награда и способ привлекать зрителей на мероприятие.
  • « Человек против машины» — периодически запускается мини-игра « Вулкан: сопротивление» , в которой можно получить уникальные призы и карточки для данной коллекции.
  • Набор « Возмездие» — можно было получить в рамках одноимённого сезона. Подразумевалось выполнение ряда заданий, в том числе прохождение спецоперации « Анубис » .

Следует отметить, что разработчики делают всё возможное, чтобы игра стала интереснее. Очень даже вероятно , что от карточек в будущем будет куда более ощутимая польза.

Всем удачной игры!

— это прекрасная возможность собрать личную коллекцию и получить за это уникальные награды. Например, чтобы стать обладателем специальных классовых достижений, достаточно просто открывать коробки удачи за кредиты или варбаксы. Подробней об этом рассказано ниже.

Как получить эти карточки?

Все, что нужно для получения призов, — собирать карточки. Ничего сложного! Карточки можно получить в подарок при открытии коробок удачи. Итак:

  1. Вы открываете коробки удачи в Warface. Подойдут коробки как за кредиты, так и за варбаксы.
  2. Если вам повезет, вам достанутся коллекционные карточки. Они не отображаются в виде предметов в Warface, а засчитываются на странице .
  3. Собрали коллекцию? Отлично! Скоро вы сможете забрать свой приз!

У каждой карточки свой шанс выпадения, и некоторые из них довольно редкие! Информация на сайте о полученных карточках обновляется около получаса.

Классовые коллекции

Представляем вам особые достижения для каждого игрового класса за сбор коллекций "Штурмовой отряд" , "Первая помощь" , "Фанат взрывчатки" и "Смертельный выстрел" .

Чтобы получить их, собирайте карточки выбранной коллекции из соответствующих коробок удачи. Т. е. вы можете получить карточку того класса, коробку которого откроете.

Пример. Карточки для медика находятся в коробках удачи для медика и отсутствуют в коробках удачи для штурмовика. При открытии коробки для штурмовика вы можете получить карточку для штурмовика.

Важно! В коробках удачи с оружейными наборами, знаками возвращения, дополнительным или холодным оружием классовых карточек нет.

Набор "Чемпионский характер"

Эксклюзивное достижение для зрителей турниров Warface Open Cup!


Значок "Хлеба и зрелищ"

Карты коллекции периодически раздаются во время финалов Warface Open Cup. Хотите собрать такую коллекцию? Продолжайте следить за турнирными активностями!

С маленьким шансом вы можете получить такие карты в .

Набор "Человек против машины"

Карты коллекции выдавались ранее за сражения в мини-игре " ". Собрав карты этой серии, можно получить уникальный значок!


Значок "Человек против машины"

Набор "Весенние сборы"

Коллекция разыгрывается ежегодно. Собрав карты этой серии, можно получить особый значок.


Значок "Миру — мир"

Сейчас вы можете с маленьким шансом получить такие карты в .

Набор "Череп"

Данный набор карт можно было собрать, принимая участие в . Собрав карты этой серии, можно получить особый знак отличия за поимку спецагентов Blackwood.

Значок "Скрытый удар"

Сейчас вы можете с маленьким шансом получить такие карты в .

Набор "Возмездие"

Данный набор карт можно было собрать, участвуя в сезоне " ". Собрав карты этой серии, можно получить уникальный жетон.

Жетон «Участник сезона "Возмездие"»

Сейчас вы можете с маленьким шансом получить такие карты в .

Набор "Осада"

Набор карт можно было собрать, участвуя в сезоне " ". Собрав карты этой серии, можно получить уникальное достижение.

Жетон «Участник сезона "Осада"»

Сейчас вы можете с маленьким шансом получить такие карты в .

Набор "Мозговая активность"

Этот набор карт можно было собрать, участвуя в . Собрав карты этой серии, можно получить особый значок.


Значок "Мозговой штурм"

Сейчас вы можете с маленьким шансом получить такие карты в .

Набор "Ледокол"

Данный набор карт можно было собрать, выполняя задания . Собрав карты этой серии, можно получить уникальное достижение.


Жетон «Ветеран "Ледокола"»

» представляет собой резиденцию Оберона Уайта, расположенную в лесу. В одном из помещений резиденции установлена взрывчатка. К главной точке есть несколько проходов, по которым враг попробует добраться до взрывчатки. Это отличное место для засады! Особое внимание уделите ключевым позициям - постарайтесь занять их раньше врага, это поможет повернуть исход боя в вашу сторону.

Вилла

Карта «Вилла » для режима «Блиц » представляет собой загородную виллу противника, на которой хранится передатчик и ящики с новым оружием. Территория боевых действий достаточно велика: множество проходов, спуски в подвалы и подъемы на верхние этажи, узкие обходные пути и открытые пространства. Особое внимание обратите на подходы к объекту - враг может пойти на штурм с разных сторон, будьте готовы отразить атаку!

Платформа

Карта «Платформа» для режима «Блиц » представляет собой нефтедобывающую двухэтажную нефтедобывающую платформу, расположенную в Атлантическом океане у южных берегов Аргентины. При разработке "Платформы" был учтен весь прошлый опыт создания PvP-карт. Уровень выполнен в контрастных красно-черных индустриальных тонах - так проще различить противников. Дизайн карты сделан предельно простым, чтобы игроки могли привыкнуть к ней уже за 2–3 матча.

Задача атакующей команды - предотвратить взрыв заряда, уже заложенного на територии комплекса. Задача обороняющихся - защитить взрывчатку от посягательств ликвидировав команду противника.

События на карте «» для режима «Выживание » представляет собой базу противника, которая находится в Сибири. В зоне предполагаемых боевых действий окажутся лес, замерзшее озеро и здания базы с радаром.

Ландшафт благоприятствует использованию самых разных тактических схем. Открытые пространства позволят снайперам контролировать территорию, а в лесной зоне придется поработать на короткой дистанции. На схеме от разведки можно прикинуть варианты перемещения и выбора снаряжения по ситуации.

Помимо новых построек радарной станции, на территории находятся руины старой крепости. Часть из них занята противником. В зоне высадки также обнаружена стоянка бронетехники. Можно использовать грузовики в качестве укрытия.

Положиться не на кого - вокруг только враги, которые так и жаждут сорвать с вас жетон в качестве трофея. Основная задача - выжить.

Африка

События на карте «Африка » для режима «Выживание » разворачиваются, как не трудно догадаться, в африканском регионе. Здесь, под палящим солнцем, раскидано множество интересных локаций и объектов, например, рыбацкая деревушка, руины храма в скалах, колонна бронетранспортеров, остов ПБМ "Гром", склад контейнеров и пр. Все они доступны для исследования.

Как только вы прибудете на место боя, будет задействована авиация. Она доставит на уровень РПГ, которые вы сможете использовать. Не теряйте времени даром, непрошеные гости тоже попробуют завладеть этим мощным оружием.

Положиться не на кого - вокруг только враги, которые так и жаждут сорвать с вас жетон в качестве трофея. Если вам встретятся противники, нейтрализуйте их и по возможности сами заберите их личные жетоны.

Пустыня

Карта «Пустыня » для режима «Выживание » представляет собой территорию военной базы, построенной не так давно рядом с заброшенным мотелем в пустыне Мохаве . Особенностью этой карты является то, что бойцам придётся сражаться в тёмное время суток. На этой карте вас ждут ночной полумрак, окутывающий покинутый город, зловещие звуки и ощущение постоянной опасности, так как из-за любого угла может появиться враг.

Здесь тьма и тишина сохранят жизнь, а свет и громкие звуки могут погубить. Положиться не на кого - вокруг только враги, которые так и жаждут сорвать с вас жетон в качестве трофея.

Все действия нужно делать тихо, иначе вас могут заметить. Нужно держаться подальше от вертолёта, регулярно летающего над территорией военной базы. Игроки, попавшие под свет прожектора вертолёта, сразу же показываются на радарах соперников. Также не стоит надеяться на то, что глушитель, установленный на ствол вашего оружия, поможет остаться вам незамеченным. Любой выстрел из вашего оружия сразу же выдаст ваше местоположение на радаре.

Особый интерес представляют разбросанные по всей карте ПЗРК, с помощью которых можно уничтожить целые группы противников!

Запуск

События разворачиваются на территории Африки. Сам бой пройдет в инженерном комплексе сил Blackwood. Предстоящее сражение обещает быть жарким: раскаленный африканский воздух и незнакомый комплекс не дадут расслабиться, а сопровождающие запуск ракеты подготовительные процессы, особенно движение транспортировочных платформ, заставят менять тактику прямо во время боя.

Форпост

События разворачиваются на территории Сибири. Сам бой пройдет в суровых зимних условиях. Передвигаться между объектами можно как по открытой местности, так и по специальным траншеям, если не хотите, чтобы противник вас увидел. В качестве укрытий при перестрелках используйте брошенные военные автомобили и технические сооружения.

Шахта

События разворачиваются на территории расположенного в Неваде горнодобывающего комплекса. Бой пройдет среди строительных машин, хозяйственных построек и трубопроводов - как в зоне подземных выработок, так и на поверхности.

Задача обеих команд - захват и оборона нескольких ключевых позиций на игровой карте. Здесь важно умело распределить свои силы, чтобы одновременно справляться с обороной имеющихся точек и успевать захватывать новые.

Пирамида

Карта «Пирамида» для режима «Подрыв» представляет собой древний архитектурный комплекс. На территории комплекса находятся могущественные статуи древних богов, колонные залы и т.д. Центральный зал, расположенный в самом центре комплекса, дает большое преимущество для быстрого распределения тактических точек как в захвате, так и в защите. Наличие на уровне небольших строительных вагончиков свидетельствует о реконструкции отдельных областей комплекса.

Задача атакующей команды - уничтожить стратегически важные объекты на территории комплекса, проникнув на неё с южной стороны и заложив взрывчатку в одной из ключевых точек. Задача обороняющихся - подготовиться к вторжению и воспрепятствовать уничтожению этого комплекса, ликвидировав команду противника или разминировав бомбу.

Трейлерный парк

Карта "Трейлерный парк" для режима "Подрыв" представляет собой место, сражение на котором разворачивается неподалеку от аэропорта, расположенного в Неваде, посреди жилых домов и фургонов.

Дворец

Карта "Дворец" для режима "Подрыв" представляет собой дворец одного из влиятельных местных шейхов. На территории дворца находятся строительные леса, фонтаны, торговые лавки, гараж шейха, где припаркован его личный транспорт. В главном зале расположен склад оружия и боеприпасов, а у входа стоит бронетехника. Бой придется вести в узких коридорах.

Задача атакующей команды - уничтожить стратегически важные объекты на территории, проникнув на объект с южной стороны и заложив взрывчатку в одной из ключевых точек. Задача обороняющихся - подготовиться к вторжению и воспрепятствовать уничтожению точек, ликвидировав команду противника или разминировав бомбу.

Пункт назначения

Карта "Пункт назначения" для режима "Подрыв" представляет собой крышу небоскреба. На крыше находится множество некрупных объектов вроде цветочных оранжерей, воздуховодов, вентиляционных шахт и тому подобных. Так же между радиовышками расположена вертолетная площадка.

Задача атакующей команды - уничтожить стратегически важные объекты на территории, проникнув на объект с восточной стороны и заложив взрывчатку в одной из ключевых точек. Задача обороняющихся - подготовиться к вторжению и воспрепятствовать уничтожению радиопередатчиков, ликвидировав команду противника или разминировав бомбу.

Объект Д17

Карта "Объект Д17" для режима "Подрыв" представляет собой маленькую площадку нефтеперерабатывающего комплекса, с резервуарами для нефти и техническими постройками. Территория комплекса заставлена всевозможными контейнерами, превратившими этот пятачок земли в смертельный лабиринт для бойцов обеих команд.

Задача атакующей команды - уничтожить стратегически важные объекты на территории комплекса, проникнув на объект с южной стороны и заложив взрывчатку в одной из ключевых точек. Задача обороняющихся - подготовиться к вторжению и воспрепятствовать уничтожению этого комплекса, ликвидировав команду противника или разминировав бомбу.

Мосты

Карта для игры в режиме "Подрыв", который знаком всем любителям онлайн-FPS. Цель одной из команд - заложить бомбу в определенном месте, а другая команда должна этому помешать. Карта "Мосты" небольшая, изобилующая тесными переулками, но на ней имеются и длинные участки, которые простреливаются снайперами. Сами же мосты, в честь которых и названа карта, становятся "узкими" местами, где лицом к лицу сталкиваются бойцы в жестокой борьбе за победу.

Мосты 2.0

В игре появилась обновленная карта "Мосты", переработанная благодаря усилиям игроков "Атласа войны". Внешний вид карты значительно улучшен, окружение выглядит более современно, при этом главные объекты остались на прежних местах, и участники матча по-прежнему смогут легко ориентироваться на местности.

При создании карты были учтены пожелания опытных кибер спортсменов, направленные на тактическую составляющую. Например, путем добавления нового объекта был убран "прострел" на лестнице, который, по мнению игроков, давал значительное преимущество одной из команд.

Переулки

Карта "Переулки" предоставляет бойцам широкий простор для манёвра и тактики. Широкие, но при этом извилистые улицы, большое количеством обходных путей, крыш и мест для засад дают игрокам множество тактических возможностей. Отличное место, чтобы проверить себя.

Переулки 2.0

Встречайте обновленную версию хорошо знакомой вам карты "Переулки" для режима "Подрыв". Уровень был воссоздан заново, с учетом исправления основных геймплейных проблем.

Внешний вид зоны значительно улучшен, но ключевые объекты остались на прежних местах, поэтому вы по-прежнему сможете легко ориентироваться на местности. Кроме того, обновленная карта использует улучшенное освещение и цветокоррекцию для более насыщенного контраста.

Фабрика

На карте "Фабрика" бойцам придётся сражаться в сложных условиях промышленной зоны. Чтобы одержать победу на этой карте, атакующей команде предстоит пробиться через мост, перекинувшийся через фабричный водосброс, и заминировать одну из двух ключевых точек. При этом атакующая команда может напасть на одну из точек полным составом, а защитникам придётся распылять свои силы на оборону обеих точек, располагающихся в разных концах карты. Для победы нужно либо взорвать/разминировать бомбу, либо полностью ликвидировать команду противника.

Фабрика 2.0

Обновленная версия хорошо знакомой вам карты "Фабрика" для режима "Подрыв". Уровень был воссоздан заново, с учетом исправления основных геймплейных проблем. Внешний вид зоны значительно улучшен, но ключевые объекты остались на прежних местах, поэтому вы по-прежнему сможете легко ориентироваться на местности. Кроме того, обновленная карта использует улучшенное освещение и цветокоррекцию для более насыщенного контраста.Напомним, что "Фабрика" представляет собой промышленную зону. Карта изобилует длинными участками, которые простреливаются снайперами, но на ней имеются и тесные переулки. После обновления цели команд остались без изменений. Задача обороняющихся - подготовиться к вторжению и воспрепятствовать уничтожению точек, ликвидировав команду противника или разминировав бомбу.

Окраина

На карте "Окраина" бойцам придётся сражаться в сложных условиях промышленного района города. Основным местом боев станут двор и переулки между зданиями. В них много мусора, припаркован автотранспорт и стоят грузовые контейнеры. Укрыться и подкараулить врага здесь достаточно легко, поэтому передвигайтесь осторожно. Позиции на крышах домов могут занять снайперы, а проходы между постройками хорошо простреливаются. Для победы нужно либо взорвать/разминировать бомбу, либо полностью ликвидировать команду противника.

Эстакада

"Эстакада" - интересная карта для любителей городского боя. Сражение происходит под эстакадой среди потрепаных временем построек. Для игрока любого класса здесь найдется место - и выгодные позиции с хорошим обзором, и извилистые переулки для ближнего боя.

Обновленная карта .

Это старый добрый , однако переработали его в соответствии с новыми стандартами графики и в целом постарались сделать еще лучше!

Авиабаза

Карта "Авиабаза" для режима "Командный бой" представляет собой сражение на территории базы гражданской авиации.

Командное сражение пройдет на территории базы гражданской авиации - как вокруг ангара, так и в нем самом. Обилие точек входа в здание весьма удобно для атакующих групп - всегда будет возможность обойти соперника и внезапно его атаковать.

Если же вы предпочитаете сразу сокращать дистанцию с врагом, найдется место и для такого маневра - например, можно будет пострелять внутри находящегося в ангаре лайнера!

А особо рисковые "горячие головы" даже могут попробовать завести двигатели самолета!

Квартал

Карта "Квартал" для режима "Командный бой" представляет собой сражение на территории жилого сектора одного провинциального городка Невады.

Командный бой пройдет на улицах квартала, в основном застроенного одноэтажными домами. Используйте задворки, чтобы обойти врагов с тыла, и не забудьте заминировать подходы к своей позиции, если придется обороняться. На дороге осталось много брошенных машин, которые могут послужить хорошим укрытием для тех, кто готов пойти напролом.

Район №4

Карта «Район №4» для режима «Командный бой», действие которой разворачивается в одном из самых атмосферных заброшенных городов на планете. Столкновение между силами Blackwood и Warface будет происходить в одном из районов заброшенного города Припять. Бойцов, решивших дезертировать с поля боя, ждет неминуемая гибель от радиации.

Рынок

Карта "Рынок" для режима "Командный бой" представляет собой сражение в центральном рынке.

Судя по карте, на площади есть несколько ключевых мест, заняв которые можно получить выгодные позиции для стрельбы. Также есть хорошие точки для снайперов, но в целом рынок состоит из множества ходов и идеально подходит для засады или установки мин. Будьте предельно внимательны, опасность может поджидать за каждым углом!

Стоянка

Карта "Стоянка" для режима "Командный бой" представляет собой сражение в условиях типичной американской пригородной застройки. На территории вы встретите жилые одноэтажные дома, трейлеры, ангары, технические сооружения, скудную пустынную растительность.

Особый интерес представляют две вещи.

Первое - с расположенного рядом аэродрома иногда взлетают самолеты. Они поднимают в городке настоящую пылевую бурю, из-за которой видимость снижается практически до нуля. Скорее всего, вам придется искать укрытие на время, пока песок не осядет.

Второе - в центре населенного пункта располагается гигантский внедорожник, на который можно запрыгнуть и иногда подбирать там гранатомет.

Объект Д18

Карта "Объект Д18" для режима "Командный бой" представляет собой нефтеперерабатывающий комплекс, с резервуарами для нефти и техническими постройками. Особенностью этой карты является то, что бойцам придётся сражаться в темное время суток.

Территория комплекса заставлена всевозможными контейнерами и специализированной техникой, превратившими этот пятачок земли в смертельный лабиринт для бойцов обеих команд. Карта среднего размера, изобилующая тесными переулками. Здесь имеются и длинные участки, которые простреливаются снайперами. Карта двухуровневая.

Терминал

Карта "Терминал" для режима "Командный бой" представляет собой современный терминал крупного аэропорта. Особо важной позицией будут точки на втором этаже зала, в котором развернется битва.

Карта маленькая и компактная, изобилующая тесными местами, на которой имеются и длинные участки, которые простреливаются снайперами. Обстановка располагает к жарким и ожесточенным схваткам на коротких дистанциях, когда нападения врага можно ожидать с любой стороны. Широкие, но при этом извилистые залы ожидания, большое количеством обходных путей, мест для засад и второй этаж дают игрокам множество тактических возможностей. Карта многоуровневая.

Главной задачей двух команд становится полная ликвидация врага. И смотрите под ноги - за каждым углом вас может ждать заботливо установленная мина.

Поселок

Карта "Посёлок" для игры в режиме "Командный бой" придётся по вкусу многим бойцам. Вас встретят раскаленный воздух и узкие извилистые улочки безымянного ближневосточного городка. Обстановка располагает к жарким и ожесточенным сражениям на коротких дистанциях, когда нападения врага можно ожидать с любой стороны.

"Ферма" представляет собой просторную карту, в центре которой расположено большое поле. На ней прекрасно сочетаются широкие открытые участки и тесные проходы, помещения и обходные тропы. Карта дает прекрасную возможность снайперам показать весь свой профессионализм, а мастера незаметных проходов в тыл будут чувствовать себя здесь как дома.

Каждый игрок сможет найти здесь тактический приём по вкусу.

Док

На карте "Док" бойцам противоборствующих команд предстоит выяснять отношения на небольшом и практически открытом пятачке среди контейнеров, ящиков и маленьких построек. Небольшой размер и открытость способствует ураганным перестрелкам между командами и сражениям в ближнем бою. Бдительность - вот главный залог успеха. Увернуться от пуль и победить смогут только лучшие.

Заброшенный промышленный ангар - отличное место для выяснения отношений между бойцами Warface и Blackwood. "Ангар" - не очень большая, но многоярусная карта с тремя уровнями. Так что здесь можно не только заблудиться в проходах между грузовыми контейнерами, но и получить пулю откуда угодно. И смотрите под ноги - за каждым углом вас может ждать заботливо установленная мина.

Переправа

"Переправа" - карта для режима "Командный бой". Карта открытая, что делает её очень интересным местом для сражений. Снайперы вражеской команды наверняка будут контролировать окрестности с возвышенностей. Мост и река прекрасно простреливаются. На карте есть также несколько полуразрушенных строений, которые могут послужить укрытием как вам, так и бойцам противника. Чтобы выжить, будьте внимательны и избегайте открытых пространств.

Площадь

"Площадь" - представляет собой разрушенный войной городской квартал. Карта даёт возможность ощутить все "прелести" настоящего городского боя, когда пуля, выпущенная врагом из руин здания, может настичь неосторожного бойца в любой момент, а попытка пересечь ту самую площадь часто заканчивается гибелью от снайперского огня.

Карта "Нефтебаза" для игры в режиме "Командный бой" придётся по вкусу многим бойцам. Бойцам противоборствующих команд предстоит выяснять отношения на небольшой территории среди контейнеров и ящиков. Карта представляет собой маленькую площадку нефтехранящего комплекса, с резервуарами для нефти и техническими постройками. Территория хранилища заставлена контейнерами и ящиками, превратившими нефтебазу в смертельный лабиринт для бойцов обеих команд. Так что здесь можно не только заблудиться в проходах между контейнерами, но и получить пулю откуда угодно. Смотрите под ноги - за каждым углом вас может ждать заботливо установленная мина. Бдительность - вот главный залог успеха.

Бункер

Бункер - игровая карта PvP-режима «Мясорубка» . События происходят на территории ракетного комплекса, расположенного в Африке. Здесь есть длинные коридоры и узкие проходы, маленькие комнаты и открытые залы. Более того, это многоэтажная карта, что гарантирует многообразие возможных тактических решений. Рекомендуем вам почаще смотреть по сторонам и прислушиваться к подозрительным звукам неподалеку. Ну и, разумеется, попробуйте запустить ракету!

Депо

"Депо" - небольших размеров карта, которая даёт возможность окунуться в безжалостный бой всех со всеми. Сейте смерть среди множества ржавых железнодорожных вагонов и маленьких построек. Но не забывайте, что простота этой карты обманчива, ко многим позициям есть незаметные подходы, поэтому старайтесь почаще оглядываться.

Пригород

Некогда живописный "Пригород" в одночасье превращается в место жестокого боя в режиме «Мясорубка», где у вас не будет ни союзников, ни друзей. Приготовьтесь к коротким, но яростным перестрелкам, которые начнут вспыхивать то на одном, то на другом конце карты. В центре карты расположено высокое здание, на втором этаже которого можно занять удобную позицию для ведения огня. Только не рассчитывайте, что враги позволят вам спокойно там отсиживаться.

Лес

Говорят, "один в поле не воин". Но в лесу один стоит армии! Карта "Лес" даёт возможность доказать это не только себе, но и другим. Это открытая местность со множеством объектов: постройки, контейнеры, мост, подбитая техника. Настоящий воин сумеет продемонстрировать своё мастерство даже в таких непростых условиях.

Башни

Карта "Башни" для режима "Уничтожение" представляет собой городок в виде крепости в ближневосточном регионе. На его территории находятся вышки, строительные леса, баррикады, контейнеры, ящики и тому подобное. У карты имеется два уровня - нижний и верхний, при этом наверх можно забраться только с помощью совместных действий. Бой придется вести под шквальным огнем противника в суровых условиях. Карта симметрична, шансы равны, так что победит лучший.

Маяк

Карта "Маяк" для режима "Уничтожение" представляет собой порт с маяком. С маяка, наивысшей точки карты и любимого места всех снайперов, открывается прекрасный вид на точку радиопередачи, но и им следует быть настороже, в пылу боя легко не заметить противника, подкрадывающегося к вам сзади. Бой придется вести под шквальным огнем противника в суровых условиях. Карта практически симметрична и шансы у сражающихся сторон равны.

Для победы в этом режиме необходимо три раза нанести удар с воздуха по позициям противника. Чтобы вызвать авиаудар, следует удерживать контроль над радиоточкой, расположенной в центре карты.

Карьер

Карта «Карьер» для режима «Захват» представляет собой карьер каменоломни. На территории карьера все говорит о специфике места действия: бетонные блоки, строительная техника, стоительные цеха. Подходы к зданию заставлены массивными бетоными блоками. Обилие позиций для снайперов и внезапных атак позволят разработать и использовать десятки тактик и стратегий. Задача атакующей команды - захватить кейс с секретными кодами запуска ракет. Задача обороняющихся - подготовиться к вторжению и воспрепятствовать захвату кейса, ликвидировав команду противника.

Комплекс

Бой на карте "Комплекс" происходит на инженерном предприятии. Вам придется сражаться на территории комплекса, расположенного в сибирских горах. Битва будет идти как на свежем воздухе, так и внутри помещений, в том числе в главном производственном зале, где находится недостроенный ракетный двигатель. Задача атакующей команды - захватить кейс с секретными кодами. Задача обороняющихся - предотвратить нападение, ликвидировав команду противника.

Стройка

Карта "Стройка" для режима "Захват" представляет собой строящийся завод. На территории завода все говорит об остановившемся строительстве: трубы, бетонные блоки, разрытый грунт. Подходы к зданию заставлены контейнерами и поврежденными остовами старых автобусов. Обилие позиций для снайперов и внезапных атак позволят разработать и использовать десятки тактик и стратегий. Задача атакующей команды - захватить кейс с секретными кодами. Задача обороняющихся - предотвратить нападение, ликвидировав команду противника. Небольшая карта, центром которой является разрушенный мост с колонной автомобилей. Особенность карты в том, что чемоданчик с кодами запуска находится не на "базе" с какой-нибудь стороны, а прямо в центре карты. Бойцы должны захватить эти коды, и доставить их к себе на базу, а команда противника должна этого не допустить.

Крепость

Старинная крепость за свою историю побывала в центре многих войн и выдержала не одну осаду. Теперь она снова в центре противостояния. "Крепость" позволяет использовать бойцам все приёмы военного дела, тактики и командного взаимодействия. Схватите кейс с кодами запуска и растворитесь среди извилистых проходов крепости.Чёрная мамба

Карта "Чёрная мамба" для режима "Штурм" представляет собой ракетный комплекс, расположенный в Африке.

Ракетный комплект представляет собой центр управления, с помощью которого можно отключить связь радиолокационной станции и открыть ворота в главный бункер, и диспетчерский пункт, с его помощью можно получить прямой доступ в ракетную шахту и к пульту управления запуском ракеты. Особое внимание обратите на строительный кран, которым можно будет использовать для внезапной атаки, и вентиляционные шахты: по ним можно зайти в тыл противника и застать врасплох.

Третья ключевая точка комплекса - пункт управления воротами шахты и пуском ракеты. Ориентируйтесь на местности, умело используйте укрытия и боковые проходы, это может стать серьезным преимуществом. Но будьте осторожны: на стадии прогрева двигатели ракеты испепелят все, что будет находиться в опасной близости.

Вторжение

Карта "Вторжение" для режима "Штурм" представляет собой окраину ничем не примечательного городка в азиатском регионе.

Там расположена секретная лаборатория по разработке новейшего ядерного оружия ограниченного действия. Объект находится под землей. Если враг прорвется ко входу, под угрозой окажутся не только прототипы боеголовок и документация, но и все население города - в лаборатории находится много радиоактивного материала.

В случае вооруженной атаки на объект угроза утечки возрастает в тысячи раз. Схватка предстоит тяжелая: район плотно застроен, современные здания перемешаны со старыми. Вторжение, вероятнее всего, начнется у старого храма.

Чёрное золото

Карта "Чёрное золото" для режима "Штурм" представляет собой богатый нефтедобывающий комплекс в ближневосточном регионе. На территории базы находятся здания, ржавые автомобили, вышки, трубы, штанговые глубинные насосы, контейнеры, ящики и тому подобное. Бой придется вести под шквальным огнем противника в суровых условиях.

Задача атакующей команды - захватить командные пункты противника и продвинуть фронт боевых действий вперед. Задача обороняющихся - не дать захватить их. Время покажет, чей флаг поднимется над этими мрачными руинами.

Верфь

Карта "Верфь" для режима "Штурм" представляет собой старинный и некогда величественный город судостроения. На территории городка находятся разрушенные здания, ржавые автомобили, контейнеры, ящики и тому подобное. В конце улицы расположен сам верфь, в котором находится судно. Бой придется вести под шквальным огнем противника в суровых городских условиях, прорываясь по извилистой улице.

Задача атакующей команды - захватить командные пункты противника и продвинуть фронт боевых действий вперед. Задача обороняющихся - не дать захватить их. Время покажет, чей флаг поднимется над этими мрачными руинами.

Холмы

Карта "Холмы" для режима "Штурм" представляет собой старинный город, который расположен в холмах. На территории городка находятся разрушенные здания, ржавые автомобили и тому подобное. Бой придется вести под шквальным огнем противника в суровых городских условиях, прорываясь по улице.

Задача атакующей команды - захватить командные пункты противника и продвинуть фронт боевых действий вперед. Задача обороняющихся - не дать захватить их. Время покажет, чей флаг поднимется над этими мрачными руинами.