Какие знаки в гамме ля минор. Какие знаки в фа миноре

В волшебном и удивительном мире музыки каждый шаг приносит новые впечатления, неповторимые эмоции. Несмотря на кажущуюся незначительность расстояния до соседней клавиши фортепиано (полутон) - именно таков самый маленький шаг музыки, интервал этот весьма значителен, если говорить о гармонической составляющей.

Музыкальные ракурсы

Можно провести параллель с фотографией: один шаг в сторону несёт за собой изменение ракурса, а предмет предстаёт порою в совершенно ином, доселе невиданном свете.

А поскольку звуковые волны и свет - движущая сила фотосъемки, с точки зрения физики (а с точными науками, как известно, спорить бесполезно), это явления одного порядка и нередко подчиняются одним и тем же законам, значит и изменение показателей может вызывать схожий эффект.

Мудрость классиков

Данным обстоятельством, как правило, пренебрегают эстрадные композиторы-песенники, чьи творения по желанию исполнителя могут быть транспонированы в любую тональность. Пользуясь нашей системой образов, можно уподобить такого композитора фотографу, которому безразлично, если недосвечен или пересвечен кадр - ведь он же снимает один и тот же пейзаж.


Классические же композиторы, а вслед за ними и вся академическая школа, были прекрасно осведомлены об изложенном выше обстоятельстве, тем более что среди них встречались ученые в области физики, химии. Классики очень щепетильно подходили к вопросу о выборе тональности своих произведений. Тональность часто включалась ими в само название, а значит, никак не могла быть изменена по прихоти того или иного капризного исполнителя.

Разноцветная музыка

А такие выдающиеся деятели музыкального искусства, как Скрябин, Римский-Корсаков, будучи наделены так называемым «цветным слухом», воспринимали каждую тональность как определённую цветовую гамму.


Феномен цветного слуха объясняется существованием психологического явления «синестезия», обозначающего процесс непроизвольного отклика одного вида рецепторов на раздражение другого.

Александр Николаевич Скрябин использовал термин «цветотональность» для обозначения цветовой гаммы, присущей той или иной музыкальной тональности. Небезынтересен тот факт, что слово "тон", являющееся корнем лексемы "тональность" используется также в изобразительном искусстве и фотографии.

Помимо цветовых ассоциаций, Скрябин наделял тональности такими эпитетами, как "духовные" тональности, к таковым относится, например, фа-диез минор, фа-диез мажор и "земные, материальные", среди которых до-мажор, фа-мажор и другие.

Цветотональность

Цвета, в свою очередь, для Скрябина, являлись символами основополагающих составляющих мироздания. Так, красный в этой системе ассоциируется с "цветом ада", фиолетовый и синий - обозначают духовный компонент бытия. На основе этого уникального мировосприятия Скрябин написал симфоническую поэму "Прометей". В партитуру данного произведения, помимо инструментов симфонического оркестра, была включена партия света. На премьере "Прометея" в 1910 году впервые в истории была использована светомузыкальная аппаратура. Это событие предвосхитило широкое использование подобной аппаратуры при проведении концертов в наши дни, а также всевозможные лазерные шоу.

Однако Скрябин глубоко ошибался, утверждая, что цветозвуковое восприятие у всех обладателей подобного слуха ничем не отличается друг от друга.

Многие композиторы имели индивидуальное видение звуков и тональностей, порою кардинально отличающееся от представлений Скрябина.


Немного теории

В данной статье мы рассмотрим всего лишь одну тональность - фа-диез минор - и сравним представления об этой тональности у разных композиторов.

Для начала приведём небольшую теоретическую справку о самой тональности. Она имеет латинское обозначение fis-moll. У тональности фа-диез минор знаки при ключе - диезы фа, до и соль. Случайные знаки могут варьироваться в зависимости от разновидности минора (натуральный, гармонический, мелодический и т. д.). Гамма фа-диез минора (натурального) состоит из следующих звуков:

  • фа-диез;
  • соль-диез;
  • до-диез;

Несмотря на то что данная тональность не входит в число наиболее употребительных, существует немало образцов музыкального искусства, написанных именно в этом ключе. Среди известных музыкальных произведений, написанных в этой тональности: "Соната для фортепиано № 1" Шумана, этюды фа-диез минор Скрябина и Лешгорна. Нельзя обойти вниманием "Концерт для фортепиано с оркестром соч. 20" Скрябина. Также широко известна "Прелюдия фа-диез минор № 1" Рахманинова.

На вкус и цвет…

Итак, Александр Николаевич Скрябин давал следующую характеристику тональности фа-диез минор: тон фа-диез виделся ему в ярко-синем цвете. Этот цвет композитор называл "цветом чистого сознания".


Стоит отметить и то, что Скрябин назвал свою "Сонату фа-диез минор для фортепиано № 3, соч. 23" "Состояния души", где каждая из четырёх частей названа в честь определённого душевного переживания.

Николай Андреевич Римский-Корсаков видел эту тональность в бледно-серовато-зеленоватом цвете.

Советский композитор Борис Владимирович Асафьев сравнивал фа-диез минор с кожей зрелого апельсина.

Бельгийский композитор и музыковед Огюст Геварт, не обладавший цветным слухом, но составивший свою систему, состоящую исключительно из тональностей мажорного лада, писал, что выразительный потенциал минора не отличается особым богатством, в отличие от мажора. Фа-диез минор, по его мнению, тускл, туманен и размыт.

В 1977-1978 гг. студенты Тверского музыкального училища И. Бынкова, М. Добрынская, Т. Зайцева, Е. Зубрякова, С. Щербакова, Н. Яковлева задались целью опровергнуть утверждение Геварта, и в ходе анализа ряда музыкальных произведений выявить характеристики круга минорных тональностей. В процессе этого исследования фа-диез минору была дана характеристика "взволнованный".

Логичным является следующий вывод: сколько композиторов - столько и мнений. Вот каким разным может быть фа-диез минор! Инструментальная музыка в большинстве своём абстрактна и воспринимается субъективно. Но в этом и состоит её прелесть!

Ключевые знаки появляются в определенном порядке. Каждая гамма строится по строгой схеме, общей для всех мажорных или минорных гамм. Если у вас под рукой есть фортепианная клавиатура, вы очень легко построите любую гамму, вне зависимости от того, с какого звука она начинается. Формула для мажорной гаммы выглядит следующим образом: 2 тона - полутон - 3 тона - полутон. Для любого натурального минора схема будет такой: тон - полутон - 2 тона - полутон - 2 тона. По второй формуле постройте звукоряд от звука «фа». Он будет выглядеть как «фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре-бемоль, ми-бемоль, фа». То есть в тональности фа-минор – четыре бемоля.

Параллельный мажор

У каждой тональности есть парная. Для до-мажора это ля-минор, для фа-мажора – ре-минор и т.д. Чтобы найти параллельную мажорную тональность, достаточно от тоники минора построить вверх малую терцию, то есть отсчитать от нужной клавиши полтора тона вверх. Построив нужный интервал от клавиши «фа», вы получите «ля-бемоль». То есть параллельной тональностью будет ля-бемоль-мажор. Это важно запомнить, поскольку на схемах кварто-квинтового круга не всегда обозначаются минорные тональности.

Кварто-квинтовый круг для минора

Нарисуйте круг и разделите его на 12 равных частей. Одна отметка должна быть строго вверху. Эта отметка соответствует тональности ля-минор. Справа от нее будут располагаться диезные тональности в порядке прибавления знаков, слева – бемольные. В данном случае вам нужна именно эта часть. Чтобы определить, в какой тональности один бемоль , постройте от звука «ля» чистую квинту вниз. Это будет звук «ре», то есть тональность с одним бемолем – ре-минор. Соответственно, два бемоля будет в соль-миноре, три – до-миноре, четыре – в фа-миноре. Продолжив круг, получите следующую бемольную минорную тональность – си-бемоль-минор.

Как запомнить ключевые знаки

Первым появляется си-бемоль. Это нужно запомнить. Что касается остальных бемолей, то, чтобы определить, какой будет вторым, нужно от клавиши «си-бемоль» построить вниз квинту чистую. Вы получите звук «ми-бемоль». Построив от него вниз еще одну квинту, найдете третий понижающий знак, то есть «ля-бемоль». Таким же образом определяется и четвертый – «ре-бемоль». Получается, что в фа миноре 4 бемоля: «си-бемоль», «ми-бемоль», «ля-бемоль», «ре-бемоль».

Аналогичным образом можно высчитать ключевые знаки и в других бемольных тональностях. Впрочем, дальше строить не имеет смысла, поскольку шесть и семь бемолей очень трудно читать, но при этом можно подобрать более простую тональность, которая будет звучать точно так же. Что касается разновидностей фа-минора, то эти гаммы строятся точно так же, как и все прочие, то есть в гармоническом повышается седьмая ступень при движении и вверх, и вниз. В восходящем мелодическом миноре повышаются шестая и седьмая ступени, а нисходящая гамма играется так же, как натуральная.

МИ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "МИ" (лад, параллельный СОЛЬ мажору, с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит МИ минор:

  • МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ.

Ключевой знак в тональности МИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана.

Гамма МИ минор и ее ступени вверх:

  • МИ - I, ФА-диез - II, СОЛЬ - III, ЛЯ - IV, СИ - V, ДО - VI, РЕ -VII , МИ - I.

Гамма МИ минор и ее ступени вниз:

  • МИ -I, РЕ -VII, ДО - VI, СИ - V, ЛЯ - IV, СОЛЬ - III, ФА-диез - II, МИ - I.

Тоническое трезвучие в МИ миноре:

  • МИ -I, СОЛЬ - III, СИ - V.

25. Тональность РЕ минор

РЕ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "РЕ" (лад, параллельный ФА мажору, с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ минор:

  • РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ.

Ключевой знак в тональности РЕ минор:

  • СИ-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.

Гамма РЕ минор и ее ступени вверх:

  • РЕ - I, МИ - II, ФА - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ-бемоль - VI, ДО -VII, РЕ - I.

Гамма РЕ минор и ее ступени вниз:

  • РЕ -I, ДО -VII, СИ-бемоль - VI, ЛЯ - V, СОЛЬ - IV, ФА - III, МИ - II, РЕ - I.

Тоническое трезвучие в РЕ миноре:

  • РЕ -I, ФА - III, ЛЯ - V.

26. Размер 3/4

Размер 3/4 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/4: вниз - в сторону - вверх.

27. Размер 3/8

Размер 3/8 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

Схема дирижирования на 3/8: вниз - в сторону - вверх.

28. Затакт

Затакт - это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

Затакты - четверть, восьмая, две восьмые.

29. Тональность РЕ мажор

РЕ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук РЕ (лад с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит РЕ мажор: РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ.

Ключевые знаки в тональности РЕ мажор:

  • ФА-диез, ДО-диез.

Гамма РЕ мажор и ее ступени:

  • РЕ -I, МИ - II, ФА-диез - III, СОЛЬ - IV, ЛЯ - V, СИ- VI, ДО-диез - VII, (РЕ) - I.

Тоническое трезвучие в РЕ мажоре:

  • РЕ-I, ФА-диез - III, ЛЯ - V.

Вводные звуки в РЕ мажоре:

  • ДО-диез - VII, МИ - II.

30. Лига

Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

31. Четверть с точкой в двухдольном размере

Точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину.

32. Фермата

Фермата - это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой.

33. Интервалы

Интервалом называется сочетание двух звуков.

Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов - восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов:

Прима - первая, обозначается цифрой 1
Секунда - вторая, обозначается цифрой 2
Терция - третья, обозначается цифрой 3
Кварта - четвертая, обозначается цифрой 4
Квинта - пятая, обозначается цифрой 5
Секста - шестая, обозначается цифрой 6
Септима - седьмая, обозначается цифрой 7
Восьмая - восьмая, обозначается цифрой 8

Мелодические интервалы от звука ДО вверх:

  • ДО-ДО (прима), ДО-РЕ (секунда), ДО-МИ (терция), ДО-ФА (кварта), ДО-СОЛЬ (квинта), ДО-ЛЯ (секста), ДО-СИ (септима), ДО-ДО (октава).

Мелодические интервалы от звука до вниз:

  • ДО-ДО (прима), ДО-СИ (секунда), ДО-ЛЯ (терция), ДО-СОЛЬ (кварта), ДО-ФА (квинта), ДО-МИ (секста), ДО-РЕ (септима), ДО-ДО (октава).

Гармонические интервалы от звука ДО те же, только их ноты звучат одновременно.

34. Главные ступени лада и их названия

Главные ступени лада - первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).

Главные ступени в тональности ДО мажор:

  • тоника - ДО(I), доминанта - СОЛЬ(V), субдоминанта - ФА(IV).

Главные ступени в тональности ЛЯ минор:

  • тоника - ЛЯ(I), доминанта - МИ(V), субдоминанта - РЕ(IV).

35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада

Устойчивые (опорные) звуки - I, III и V ступени.

Неустойчивые звуки - VII, II, IV и VI ступени.

Устойчивые звуки в ДО мажоре:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Наиболее устойчивый звук в ДО мажоре:

Неустойчивые звуки в ДО мажоре:

  • СИ-РЕ-ФА-ЛЯ.

Окружение устойчивых звуков неустойчивыми звуками в ДО мажоре:

  • СИ-ДО-РЕ, РЕ-МИ-ФА, ФА-СОЛЬ-ЛЯ.

Восходящее тяготение VII ступени на полтона вверх:

  • СИ-ДО.

Нисходящее тяготение IV и VI ступеней:

  • ФА-МИ, ЛЯ-СОЛЬ.

Двойное тяготение II ступени:

  • РЕ-ДО, РЕ-МИ.

36. Размер 4/4

Размер 4/4 - это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4.

Обозначение размера 4/4:

  • 4/4 или С.

Сильные и слабые доли в такте на 4/4:

  • первая - сильная;
  • вторая - слабая;
  • третья - относительно сильная;
  • четвертая - слабая.

Схема дирижирования на 4/4:

  • вниз - к себе - в сторону - вверх.

37. Три вида минорного лада

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.

Натуральный минор - минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический минор - минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический минор - минор с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная.

Гамма ЛЯ минор натуральная:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ - ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор гармоническая:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ-диез - ЛЯ.

Гамма ЛЯ минор мелодическая:

  • ЛЯ - СИ - ДО - РЕ - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ.

38. Тональность СИ минор

СИ минор - минорныйлад, в котором тоникой является звук "СИ" (лад, параллельный РЕ мажору, с двумя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит СИ минор: СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Ключевые знаки в тональности СИ минор:

  • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана;
  • ДО-диез, записывается между третьей и четвертой линиями.

Гамма СИ минор натуральная:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ -VII , СИ - I.

Гамма СИ минор гармоническая:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ - VI, ЛЯ-диез -VII , СИ - I.

Гамма СИ минор мелодическая:

  • СИ - I, ДО-диез - II, РЕ - III, МИ - IV, ФА-диез - V, СОЛЬ-диез - VI, ЛЯ-диез -VII, СИ - I.

Тоническое трезвучие в СИ миноре:

  • СИ -I, РЕ - III, ФА-диез - V.

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СИ миноре:

  • ЛЯ-диез - в СИ, ДО-диез - в СИ, ДО-диез - в РЕ, МИ - в РЕ, СОЛЬ - в ФА-диез.

39. Большая и малая секунды

Секунда - это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой , если она составляет целый тон. Секунда называется малой , если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2.

Например:

  • Большая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ. Малая секунда от звука ДО вверх - ДО-РЕ-бемоль.
  • Большая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ-бемоль. Малая секунда от звука ДО вниз - ДО-СИ.