Церковь последних времён будет живой и благодатной. Церковь перед лицом отступления
Архиепископ Феофан (Быстров, 1872†1940) Полтавский и Переяславский:
«Общий вывод из всех материалов, которыми я располагаю о жизни церковной и здесь, и в России подъяремной, получается ужасный. Но, разумеется есть среди общей тьмы и “остаток благодатный”, которым и держится еще вера православная и там, и здесь.
“Наше время походит на последнее. Соль обуевает. – В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающее христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие. Сущие во Иудее да бежат в горы!” Такими словами некогда характеризовали положение современных им церковных дел великие русские святители – митрополит Филарет Московский и епископ Игнатий (Брянчанинов) , лет шестьдесят тому назад. Не с большим ли правом мы можем повторить эти их грозные слова в настоящее время!?» (9 декабря 1931).
«Относительно церковной жизни в речах Спасителя указано для нас, как на одно из самых поразительных явлений последних времен, на то, что тогда звезды спадут с небес (Мф. 24,29).
По объяснению Самого Спасителя, звезды – это Ангелы Церквей, то есть епископы (Откр. 1,20).
Падение епископов религиозно-нравственное является, таким образом, одним из самых характерных признаков последних времен. Особенно ужасно падение епископов , когда они отпадают от догматов веры или, как выражается апостол, когда они хотят превратить благовествование Христово (Гал. 1,7). Таковым повелевает апостол изречь анафему: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал.1,9)».
«Приближается суд Божий над народами и лицемерными христианами, начиная с еретических и теплохладных иерархов». (31 апреля 1936).
«Времена тихие, спокойные кончились. Впереди горе ждет людей и тяжкие страдания. Прежде всего будет мiровая война, как сказано в Евангелии: восстанет народ на народ, и царство на царство (Мф. 24,7). За преумножение беззаконий, за богоотступление, которое Господь нарек мерзость запустения, стоящую на святом месте (Мф. 24,15), иными словами, это – Церковь [которая прекратила возносить молитвы за Царя-Богопомазанника, за Воплощенное имя Божие!], за грехи [отречения от своего Царя-Богопомазанника], в первую очередь, епископата, а затем и священства, как и начальствующих лиц в государстве, за все это Господь попускает [жиду скорпионом бичевать Землю Русскую, грабить святыни ее, закрывать церкви Божии, казнить лучших людей русских, чтобы Народ Русский в разум Христов пришел»
«… В Церкви бедствия дойдут до того, что верными Богу останутся только два, много – три иерарха. Я не говорю от себя. А то, что я слышал от богодухновенных старцев, то и передал…»
«Господь помилует Россию ради малого остатка истинно верующих. В России, говорили старцы, по воле народа, будет восстановлена Монархия, Самодержавная власть. Россия будет мощным Государством… Господь предызбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной [как Глава ее], удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место. Он будет из рода Романовых.
Даже далекие от Церкви люди интересуются предсказаниями о войнах, бедствиях, глобальных катастрофах… Но, к сожалению, немногие вникают в суть прорицаний светочей Православия о церковной апостасии и т. н. «восьмом вселенском соборе». А ведь именно отступление от истинной веры, от верности Богу и есть первопричина земных бедствий. Итак, о чем же предупреждает нас слово Божие и Святые Отцы?
В предыдущих номерах информационного вестника «Православный крест» сообщалось о состоявшейся 31 октября с. г. в Москве конференции «„Восьмой вселенский собор“ и его вопросы» и были опубликованы прозвучавшие на ней речь председателя «Народного Собора» Украины и Новороссии Игоря Михайловича Друзя и доклад студентки Санкт-Петербургского Православного института религиоведения и церковных искусств Анны Сафроновой. Сегодня предлагаем к прочтению текст актуального выступления главного редактора портала «Глас православного народа» Анастасии Сорокиной – на тему пророчеств Святых Отцов и подвижников благочестия об апостасии в Церкви и «восьмом вселенском соборе».
То, что наше время непростое, какое-то необычное, чувствует сегодня, наверное, каждый. Быстро развиваются технологии, транспорт, нас окружают новые средства связи, всюду проникает интернет… Такого потока информации и суеты прежде на земле не наблюдалось. И кажется, что вот уж таких ситуаций, таких вызовов, как сейчас, в мире еще не бывало; что время особенное, и потому образ жизни тоже должен быть каким-то особым. Может быть, поэтому и православные люди соблазняются на некие уступки современности, подстраиваются под требования этого мира, князем которого является все мы знаем кто. Однако нам известно и то, что Господь всегда Тот же – что тысячу, что сто лет назад, что сейчас, что в будущем, и до скончания века. И чтобы в эти лукавые времена не сбиться с правильного пути, различить зло, маскирующееся под личиной добра, верующему человеку необходимо обращаться к опыту жизни и душеспасительным наставлениям Святых Отцов и подвижников благочестия, в том числе и современных столпов веры, которым Господь открыл судьбы человеческие и мира.
Даже далекие от Церкви люди интересуются предсказаниями о войнах, бедствиях, глобальных катастрофах… Но, к сожалению, немногие вникают в суть прорицаний светочей Православия о церковной апостасии и т. н. «восьмом вселенском соборе». А ведь именно отступление от истинной веры, от верности Богу и Его Святой Церкви, согласно ее учению, и есть первопричина земных бедствий. Итак, о чем же предупреждает нас слово Божие и Святые Отцы?
В Евангелии Господь говорит о грядущих событиях, предрекая, что наступит время, когда христиан будут гнать и убивать, думая, что таким образом угождают Богу (см.: Ин. 16, 2) Значит, в какой-то момент называющие себя верующими (православными?) люди начнут притеснять и уничтожать настоящих православных. Почему? Очевидно потому, что эти «верующие» в действительности далеко отступят от веры, уклонятся от ее чистоты.
В Божественном Откровении апостола Иоанна Богослова, содержащем пророчество о царстве и церкви антихриста, говорится, что «сыну погибели» поклонятся все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира (Откр. 13, 8). Вообще, чтение Откровения очень отрезвляет душу человека, но: «Кто теперь читает Апокалипсис? – восклицал еще в конце XIX века преподобный Оптинский старец Варсонофий. – Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события…».
В Священном Писании мы также находим важное пророчество святого апостола Павла , относящееся к последним временам: День Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут (1 Фес. 5, 2–3). И мы видим, что объединение всех «церквей» навязывается сегодня православным как раз под предлогом достижения «мира и безопасности», противостояния военным конфликтам, различным общечеловеческим угрозам. Но вот что говорил о реальном противостоянии злу на земле «сербский Златоуст» святитель Николай (Велимирович): «Невозможно приравнивание Радостной вести к остальным верованиям во имя „толерантности“ да в „интересах мира“ между людьми и народами. Потому что именно в этом – начало, зарождение войн и революций, неслыханных прежде в истории мира».
Готовящийся ныне т. н. «Всеправославный собор», равно как и прочие подобные инициативы, согласно заявлениям их авторов, якобы преследуют миссионерские цели – призваны свидетельствовать о Православии «в секулярном мире». Но Православие всю свою историю само свидетельствовало о себе без лукавых посредников, а Вселенские Соборы созывались отнюдь не для этого, но ради утверждения неложного церковного учения и ниспровержения колебавших Церковь ересей. Вселенских Соборов, раз и навсегда запечатлевших в своих постановлениях истину, было Семь, и о том, что восьмой уже не нужен, говорил в начале XX века еще один Оптинский старец – Нектарий. На вопрос, будет ли соединение Церквей, он ответил: «Нет, это мог бы сделать только Вселенский Собор, но Собора больше не будет. Было Семь Соборов, как семь Таинств, семь Даров Святаго Духа. Для нашего века полнота числа – семь. Число будущего века – восемь. К нашей Церкви будут присоединяться только отдельные личности». Обратите внимание: старец сказал «присоединяться», а не объединяться, чего так чают экуменисты, в своих речах возводя хулы на Святую Церковь, будто бы «согрешившую грехом разделения».
Также в начале XX века духовник Царской Семьи подвижник благочестия архиепископ Феофан Полтавский на вопрос о том, состоится ли «восьмой вселенский», отвечал: «О „восьмом вселенском соборе“ я пока ничего не знаю. Могу сказать только словами святого Феодора Студита: „Не всякое собрание епископов есть Собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине“». Так владыка Феофан дал всем верным понять, что они вправе не принимать, отвергнуть неправославные решения архиерейских собраний.
Готовящееся отступление с поразительной точностью предсказал преподобный Кукша Одесский. В середине прошлого столетия он говорил, что наступают последние времена: «Скоро будет экуменический собор под названием „святой“. Но это и будет тот самый „восьмой собор“, который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты (отметим слово „затем“, т. е. необязательно прямо на соборе, а, возможно, в скором времени после него), монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты, новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви» (т. е. фактически в пророчестве угодника Божия перечислены темы из повестки предстоящего «Всеправославного» собрания). Далее преподобный предостерегает: «Будьте бдительны! Старайтесь посещать храмы, пока они еще наши». И самые грозные слова: «Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится».
Известно, что в середине XX века самым активным деятелем экуменического движения в России был митрополит Никодим (Ротов). В среде своей паствы и учеников он насаждал идеи евхаристического общения с католиками, необходимости внедрения обновленческих новшеств, в том числе замены юлианского церковного календаря на «новый стиль», по которому служат паписты. По этому поводу старец иеросхимонах Стефан (Игнатенко) предупреждал своих чад: «Если введут и будут служить по новому стилю, ни в коем случае в этот храм не ходите. Не все даже и архиереи перейдут на новый стиль. Вот и держитесь тех, кто сохранит верность Православию. Пока есть возможность, ходите в храм. Придут времена, когда в церковь ходить будет нельзя. Церковь уйдет в катакомбы. Но Господь не оставит Своих верных рабов. Останутся истинные иереи и архиереи, которые тоже уйдут в катакомбы. Начнется страшное смятение. Народ побежит в разные стороны…».
В 1948 году прозвучало грозное обличительное пророчество еще одного столпа веры, преподобного Лаврентия Черниговского: «Не дивитесь, когда услышите, что в храмах кто как молится (очевидно, святой предупреждал о реформации богослужений). Как в „золотых шапках“ скажут Псалтири не читать, а потом и часы, то Господь потерпит-потерпит, да как шарахнет!..». Припомним, насколько уже сократили во многих храмах богослужение – Всенощное бдение на некоторых приходах длится всего полтора часа, а то и меньше! Преподобный Лаврентий также предостерегал от многозаботливости о внешнем строительстве и благоустройстве храмов в ущерб внутреннему деланию, называя такие стройки предантихристовыми: «Будут золотить купола как храмов, так и колоколен, а когда закончат главный, то наступит время воцарения антихриста. Видите, как все это коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет, так как там не будет приноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа.
Поймите: церкви-то будут, но православному христианину нельзя будет их посещать, так как там будет все „сатанинское сборище“! Еще раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет: благодати в них не будет!». Для понимания этих устрашающих слов можно привести исторический пример с «живоцерковниками», обновленцами XX века: многие священники по разным причинам (по ложным убеждениям, под давлением властей…) переходили в «церковь коммунистов», в то время как верные отцы посещать ее не благословляли. И в одном из пророческих видений святому праведному Иоанну Кронштадтскому храмы обновленцев были показаны местами, в которых царит мерзость запустения.
В своих пророчествах преподобный Лаврентий особое место отводил Украине, равно как и белгородский старец Серафим (Тяпочкин) . Последний, в частности, строго предупреждал, что те из ее жителей, кто выступает «против союза с Россией – даже если они считают себя верующими, – становятся служителями диавола».
Вспомним имена и других современных подвижников благочестия – протоиерея Николая Рогозина, игумена Гурия (Чезлова), схиархимандрита Христофора Тульского. Они тоже предупреждали своих духовных детей о грядущих временах гонений на православных и отступлении от чистоты веры, о создании единого глобального царства и единой церкви антихриста. Но, что характерно, во всех наставлениях и пророчествах этих светочей Православия красной нитью проходит указание на недопустимость оставлять Церковь. Они учили: надо опасаться уклониться в ересь, но нельзя уходить и в раскол. Нужно бороться за чистоту веры внутри церковной ограды, до конца!
Возвращаясь к предсказаниям преподобного Лаврентия, выделим еще одну важную тему – обмирщение духовенства и монашества. Святой Отец предрекал: «Наступает последнее время, когда и духовенство увлечется мирским суетным богатством. Они не будут думать и о своем спасении, а тем более о других. Будут иметь машины и дачи, будут посещать курортные места, будет тратиться время на уборку больших красивых монастырских помещений, а молитва Иисусова отнимется. Они и забудут о ней! Потом они сами пойдут не той дорогой, которой нужно идти, и людей малодушных поведут за собой. Но вы будьте мудры и рассудительны. Красивые их слова слушайте, а делам их не следуйте». Однако пророчества преподобного венчает утешительное обетование: «Все ереси и расколы в России исчезнут благодаря Царю, но только на малое время, ибо потом придет Страшный Судия – судить живых и мертвых».
Многим православным известно и яркое проречение, касающееся этой же проблемы, преподобного Серафима Саровского. Прозрев по откровению Божию плачевное душевное состояние архиереев и священников последних времен, батюшка Серафим возопил: «Лучше пусть я буду лишен Царства Небесного, Господи, только их помилуй!». Но праведный Господь ответил преподобному, что это невозможно, ибо эти люди добровольно избрали свою участь, отступив от истинной веры и уча народ «учениям и заповедям человеческим». По свидетельству батюшкиного «служки» Н.А. Мотовилова, Серафим Саровский также предрекал, что поскольку к концу веков «архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой веры – Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут», то Господь воздвигнет его как бы от сна – во утверждение истины воскресения мертвых.
«Меня безпокоит царящая безмятежность, – говорил еще один великий подвижник, старец XX века Паисий Святогорец. – <…> Наступила апостасия, и сейчас осталось только прийти „сыну погибели“ (см.: 2 Фес. 2, 3). <…> Если Церковь молчит, чтобы не вступать в конфликт с государством, если митрополиты молчат, если молчат монахи, то кто же будет говорить?!». Подвижник прозревал растущее безразличие людей к Богу, приводящее к равнодушию во всех областях жизни. Старец учил своих чад иметь «благое безпокойство»: «Раньше, если какой-либо благочестивый мирянин или священник, или тем более монах заботился о том, что происходит в мире, такового, считали, надо запирать в башне, в тюрьме [для покаяния]. Сегодня же в башню надо запирать того, кто об этом не заботится, потому что враги Христа хотят разрушить все». Как актуальны эти слова в наши дни, когда многие батюшки говорят ревнующим о чистоте Православия прихожанам: «Вы не тем занимаетесь! Не вникайте, это не ваше дело! Уделяйте больше внимания своей духовной жизни!». Отец Паисий сокрушался об этой псевдодуховности: «О, если бы они молитвой доходили до такого состояния, что ни к чему не прилагали бы попечения, то я им ноги целовал бы! Но нет, они безразличны, потому что хотят быть для всех хорошими и жить припеваючи». И далее он укоряет тех, кто предлагает не обличать еретиков якобы по любви к ним, говоря, что это происходит «от ложно понимаемой доброты. <…> Вот так, желая проявить свое „высшее благородство“, они заканчивают тем, что кланяются двурогому диаволу. „Пусть будет одна религия“, – говорят они и все ставят на одну доску <…>. Сегодня стараются разрушить веру, и для того, чтобы здание веры рухнуло, потихоньку вынимают по камешку. Но мы ответственны за то, чтобы не дать врагам Церкви все разложить», – строго предупреждал богомудрый старец.
О главной причине церковной апостасии говорил также преподобный Анатолий Оптинский (Потапов): «И вот, вследствие оскудения благочестия, пойдут в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Святые Отцы, на престолах святительских и в монастырских людей опытных и искусных в духовной брани. От этого ереси будут распространяться всюду и прельщать многих. Враг рода человеческого действовать будет с хитростью, чтобы склонить к ереси и избранных <…>. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении».
Ему вторит недавно прославленный Грузинской Церковью преподобный Гавриил (Ургебадзе): «В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина».
О том же говорит нам и выдающийся сербский богослов XX века преподобный Иустин (Попович) Челийский: «Вообще же вопрос подготовки и созыва нового „вселенского собора“ не нов <…>. Этот вопрос был уже поставлен при жизни несчастного Патриарха Константинопольского Мелетия (Метаксакиса), известного тщеславного модерниста и реформатора, создателя раскола в Православии, на его так называемом „всеправославном конгрессе“ в Константинополе в 1923 году…». Т. е. «восьмой вселенский» готовится уже более 90 лет! При этом, как далее отмечает преподобный Иустин, каталог его тем постоянно модифицировался, неизменно оставаясь «схоластически-протестантским рядом сухих гуманистических теорем». Святой Отец обращался к современным ему архипастырям с убедительной просьбой оставить идею проведения такого форума, поскольку от него можно ожидать «только одного: расколов, ересей и гибели многих душ. <…> Такой Собор вместо лечения откроет новые раны на Теле Церкви и создаст для нее новые проблемы и страдания».
Итак, на основании всех вышеприведенных предсказаний святых и подвижников благочестия можно заключить, что подготовка к «Всеправославному собору» есть следствие апостасийных процессов в Церкви и мире, приближающемся к воцарению антихриста. А нам, православному народу, как наставляют Божии угодники, надо не просто хорошо знать свою веру, но жить ею, смотреть на все происходящее духовными очами – в свете Божественного Откровения.
Закончить же хочу следующими пророческими наставлениями. Не будем забывать, что, по слову преподобного Лаврентия, только «Царь очистит Церковь от всех ересей и расколов». И еще – святитель Феофан Затворник обозначил: «Коренные стихии жизни русской: Православие, Самодержавие, Народность – т. е. Церковь, Царь и Царство». А преподобный Анатолий Оптинский предупреждал: «Не будет Царя – не будет и России. Как человек с отрезанной головой, так и Россия без Царя будет трупом смердящим». О необходимости возрождения Самодержавия в нашей стране в последние времена – для сохранения в ней чистоты истинной веры перед лицом грядущих на всю землю испытаний – говорили и владыка Феофан Полтавский, и блаженная матушка Матрона Московская, и старец схиигумен Иероним Санаксарский, и светоч современности митрополит Иоанн (Снычев), и всеми почитаемый отец Николай Гурьянов с острова Залит…
Господи, молитвами святых Царственных Мучеников и всех святых Твоих, наипаче же Державной Владычицы нашей Богородицы, сохрани веру Православную, на которую наступает еретическая! Аминь.
” ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ” №2 15 нваря 2015 г.
Апостасия
Апостасия (греч. αποστασία – отступничество, измена, отпадение) – вероотступничество, измена христианской вере и отпадение от нее.
В греческом тексте Ветхого Завета (Септуагинта) слово апостасия встречается в значении отступничества от Бога (Иер.2:19, Нав.22:22), и имеет четкий религиозный смысл. В Новом Завете слово апостасия означает вероотступничество или отступление от христианской веры (Лк.8:13, 1Тим.4:1-3, Евр.3:12, 2Пет. 2:20,3:17).
Со времен святителя Киприана Карфагенского в Церкви встречается понятие апостат (греч. αποστατης – отступник), которое применяется к христианам, отпавшим от веры во время гонений.
Апостасия как мировое явление пророчески предсказано апостолом Павлом, считающим ее одним из основных признаков эсхатологических событий, предшествующих Страшному Суду («ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление» – ή αποστασία, 2 Фес. 2:3).
Христианство дало цивилизации все: понятие личности и понятие права и свободы личности, понятие социальной защищенности и многое другое. Именно благодаря христианству люди живут сытно, долго, с удобствами. И вот – возникла идея, что теперь все в порядке, а поэтому и Бога больше не нужно. Апостасия – это и есть массовое отступничество. Марина Журинская
Игумен Сергий (Рыбко) в молодости имел кличку “Террорист”. С рок-музыкой он дружит и поныне.
Успешный иеромонах Илия любит позировать. Оказывается, эта колесница у него не одна. Случайно (после тяжелого ДТП) выяснилось, что был и другой мерседес – внедорожник.
Недоброжелатели не преминули сразу же позлобствовать в интернете…
А вот у игумена Тимофея (служил в храме Илии-пророка на Обыденном переулке, близ храма Христа Спасителя) машинка поскромнее – спорт-кар BMW Z-4
Но друзья – весьма известные. Им даже позволено взойти на солею с “суррогатным” младенцем после крещения…
Священник Иоанн Охлобыстин. Этапы славного пути…
У священника должна быть борода
Всем – пасторское приветствие
Этого деятеля, видимо, представлять нет надобности…На сей мотоцикл чуть позже воссела полуобнаженная байкерша и совершила поездку по Севастополю с развевающимся сзади флагом.
За чаем с кощунницами. Маски уже сняты…
- Правдиво ли утверждение, что в канун прихода антихриста не будет духовных отцов (старцев) и христиане будут вынуждены сами заботиться о своём спасении?Последние времена - время великой апостасии . Святые отцы с трепетом описывают ужасный масштаб отступничества человечества от Бога. Но в тоже время свидетельствуют, что христиане последних времён будут выше чем мученики периода первых гонений на Церковь. Бог даст им бόльшую благодать.
И тут у меня возникает вопрос: разве смогут они достигнуть столь высокого духовного состояния без Церкви? Нет. Церковь последних времён будет живой и благодатной. Об этом свидетельствует и «Апокалипсис».
А раз будет Церковь - будут и архиереи, священники, монахи и миряне. То что их будет мало и они будут гонимы не так важно. Сам Спаситель говорил нам «не бойся, малое стадо» . Даже в последние страшные времена православные смогут найти точку опоры и получить поддержку от духовных отцов. Полагаю, что Господь особым образом позаботится и утешит христиан. В том числе и через духовников которые будут рядом с ними.
Такое явление как апостасия может повредить многим из нас, но лишь тем, кто не будет жить духовно и иметь настоящей связи с Богом. Тех, у кого будет жажда Христа, желание быть с Господом, Благодать Божия не оставит никогда.
Вспомним советскую эпоху. В опубликованных книгах мы читаем как мало было старцев и духовников, которые могли поддержать православный народ. Но несмотря на это у мирян, которые жаждали быть с Господом, духовные наставники были! Несмотря на огромные и казалось бы непреодолимые препятствия.
- В тоже время даже в наше время
многие христиане ссылаясь на то, что настоящих
старцев и духовников не осталось, не имеют
постоянного духовного руководителя.
Такое состояние несёт в себе большую опасность. Это гибельное заблуждение!
Мы должны найти не великих старцев и духовников, а самого себя. Следует смиренно попросить у Господа дать нам духовного наставника. И сколь бы мал он не был (в добродетели, в известности…) Господь за наше смирение благословит и направит через него нашу духовную жизнь.
Виновато не отсутствие старцев, а отсутствие у нас желания по-настоящему жить духовной жизнью. Если мы будем искренне хотеть быть со Христом, Господь может из камней воздвигнуть духовников и старцев.
К нам в монастырь иногда приходят и спрашивают: есть ли на Афоне сегодня такие как старец Паисий Святогорец? Но так ставить вопрос неправильно. И сегодня есть много старцев и монахов-подвижников. Но проблема кроется внутри нас. Сможем ли мы просто и смиренно спросить о том, что нас интересует? Сможем ли оказать послушание?
Миряне и монахи нашего времени должны стремиться к тому чтобы со смирением и послушанием внимать своему духовному отцу, а не проводить свою жизнь в поисках великих старцев.
Особенно это касается иноков. По словам Святых отцов лишь по трём причинам монах может уйти из своей обители и искать нового духовного наставника: если игумен еретик, если в монастырь открыт доступ для женщин или в нём проживают малые дети .
- Каким сегодня должно быть место исихастской традиции в жизни монахов и мирян?
Исихастская традиция - квинтэссенция Православной Церкви и основа жизни православного христианина.
Вспомним житие святителя Григория Паламы. Однажды в Верийской пустыне он подружился с одним простым старцем, безмолвником Иовом. Тот, слушая однажды святого Григория, выражавшего мысль, что не только подвижники, но и все христиане должны молиться непрестанно - не соглашался с ним и возражал, что непрестанная молитва есть долг только монахов, а не мирян. Григорий Палама, не желая оскорбить старца и не любя многословия, замолчал. Но едва только возвратился Иов в свою келью и стал на молитву, ему явился ангел и сказал:
- Не сомневайся, старец, в истине слов Григория - он говорил и говорит правду; так умствуй и ты, и другим передавай.
Исихастская традиция включает в себя не только творение умной молитвы («Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго») но и весь спектр духовной жизни. Это и борьба за очищение от страстей, и обретение противоположных им добродетелей.
Если мы потеряем связь с исихастской традицией мы (миряне и монахи) собьемся с пути спасения. Забредём в безвыходный тупик различных западно-христианских доктрин.
Например, погрузимся в пиетизм - учению согласно которому мы спасёмся через наши добрые дела. Гибельность этого подхода в самооправдании, которое препятствует нашему спасению.
Или в отрицание богодухновенности Писания и Предания. Или в обмирщение. Или во множество других течений, наводнивших западные Церкви.
В наше время некоторые монахи пишут богословские труды. Но это не является обычным и тем более главным делом для инока, на что ясно указывает преподобный Иоанн Лествичник: мы (монахи) будем судимы не за то, что не богословствовали или не миссионерствовали, а за то, что не плакали о своих прегрешениях. Дело монаха - это покаяние.
- Отец Лука, насколько необходимо творение Иисусовой молитвы для мирян?
Великие русские старцы XVIII - XIX столетия настойчиво призывали мирян к творению умной молитвы и погружению в исихастский тип подвижнической жизни.
В современной Греции многие миряне также творят Иисусову молитву, хотя ещё сорок лет назад ничего подобного не было и в помине. В повороте христиан к исихастской традиции несомненна заслуга Святой Горы Афон.
В России, на мой взгляд, разрыву с духовной традицией исихазма способствовало господство атеистической идеологии. Была утеряна связь с живым Святоотеческим наследием XIX столетия. Но я надеюсь, что с помощью Божией миряне вновь смогут прикоснуться к удивительной красоте духовной традиции исихазма. Востановить связь с наследием Сергия Радонежского и Паисия Величковского.
На самом деле творение Иисусовой молитвы для мирян - дело несложное. Где бы они не находились и чтобы не делали они могут повторять слова «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго». Ежедневно они сталкиваются со множеством проблем и трудностей. Если при каждом испытании хотя бы несколько раз будут обращаться ко Господу - молитвой будет наполнен весь их день. Родители могут молиться за детей. Дети за успехи в учёбе. Молодые за старшее поколение. Все вместе за своё Отечество. Для молитвы есть множество поводов!