Кадровый потенциал и его роль в развитии системы социального обслуживания. Кадровый потенциал и его роль в развитии системы социального обслуживания Реализованные социальные проекты и программы

Внедрение проектного подхода в деятельность учреждения социального обслуживания Шаповалова И.Ф., методист организационно-методического отделения государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский комплексный центр социального обслуживания населения», станица Ленинградская Краснодарский край

Аннотация

В статье рассматривается необходимость перестройки организации социальной работы в направлении проектно-ориентированного подхода. Представлены пути повышения профессиональной компетентности сотрудников и приобретения новых компетенций с целью качественного социального обслуживания различных слоев населения.

Ключевые слова: социальное обслуживание, проектный подход, проектно-ориентированная деятельность, социальные программы, проекты

Современная жизнь общества требует значительных изменений в содержании социальной политики, осуществляемой в учреждениях социального обслуживания населения. Специалист по социальной работе в нынешних условиях должен быть ориентирован на решение определенных задач, направленных на улучшение качества жизни населения, гармонизацию отношений в системе «человек – общество». Именно поэтому в ГБУ СО КК «Ленинградский комплексный центр социального обслуживания населения» на первый план выходит задача подготовки специалиста, который готов к осуществлению профессиональной деятельности на высоком интеллектуальном и творческом уровне. Таким образом, обучение ориентировано на приобретение навыка, направленного на четкое определение проблем, поиск нестандартных принципиально новых творческих решений, а также на их применение и внедрение . В связи с поставленной задачей возникла необходимость перестройки организации социальной работы на новое видение с точки зрения проектного подхода с использованием системного мышления, задействовав при этом всех специалистов социальной сферы: заведующих структурными подразделениями учреждения, специалистов по социальной работе, социальных работников, психологов, социальных педагогов, педагогов – организаторов и других сотрудников учреждения. Освоение современных методик реализации проектов, программ по социальному обслуживанию является повышением профессиональной компетенции сотрудников, реализацией их интеллектуально-творческих способностей.

Как любая профессиональная деятельность, обучение технологическому процессу – не одномоментный акт, а поэтапная работа, требующая логического завершения. Подготовительным этапом к решению поставленных задач является определение формы целевого воздействия.

На обучающем семинаре-практикуме «Проектирование как вид деятельности» , который рассматривается как образовательная программа, осуществляется овладение методологией управления проектами. Семинар предполагает подготовку специалистов в социальной сфере по проектированию: во-первых, как обучающую технологию, в основе которой лежит проектный подход; во-вторых, как коллективную деятельность по созданию механизма и путей реализации проекта.

На первом этапе раскрываются понятие «технология социальной работы» как процесс профессионального оказания помощи различного вида человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, с которой самостоятельно он не справляется; алгоритм деятельности специалиста, результатом которого является значимое улучшение жизнедеятельности клиента.

При анализе проблем и выявлении причин их возникновения формулируются цели, четко определяются задачи и их последовательность, а также разрабатываются механизмы и инструменты выполнения .

Для исключения работы с обслуживаемыми гражданами стандартными плановыми методами отрабатываются правила составления программы (рисунок 1).

Рисунок 1 Схема составления программы и плана

Как вид деятельности, проектирование имеет свою структуру. Структура включает в себя несколько относительно самостоятельных, но все же зависимых друг от друга этапов:

  • определение ключевой проблемы;
  • проведение исследований;
  • разработка проектной программы;
  • формирование и оформление проектной документации;
  • реализация продукта проекта.

На рисунке 2 представлена графическая модель реализуемых программ или проектов.


Рисунок 2 Блочная схема программ и проектов

Знание технологической схемы позволяет специалисту в социальном обслуживании получить представления о ходе выполнения предстоящей работы.

Важно понимать, что овладеть проектной культурой нельзя только теоретически. Получив определённый багаж знаний по созданию проекта, приступаем к следующей стадии обучения сотрудников проектированию.

Практическое освоение проектных способов работы осуществляется на семинаре в совместной работе по разработке проекта «Шаг развития» . Это первый ознакомительный приём практической деятельности, который создаёт образец решения конкретных социально значимых проблем категорий граждан, нуждающихся в помощи (рисунок 3).


Рисунок 3 Алгоритм работы над проектом «Шаг развития»

Подготовкой к целевому воздействию стало самостоятельное изучение сотрудниками опубликованного в журналах, методической литературе накопленного опыта в области создания социальных проектов; разработка и выпуск «Методического пособия по проектной деятельности», «Методических рекомендаций по анализу итогов проектной деятельности»; составление презентации.

По её содержанию определяется механизм поэтапной реализации проекта. На первом этапе выделяется актуальность проблематики, которая заключается в необходимости повышения уровня профессиональной компетенции специалистов центра, формулируются цели и ожидаемый результат. При определении целей и результата возможна неоднозначная реакция присутствующих, но этот факт объясним. Во-первых, сопротивление происходит по психологическим причинам: любой человек испытывает смятение чувств, смену настроения, когда сталкивается с изменениями, чем-то новым. Во – вторых, затруднения возникают из-за отсутствия собственного опыта в проектной деятельности. На основе представления ситуации разрабатывается стратегия изменений в сложившейся обстановке и возможности альтернативы. Ключевая цель –изучить методологию реализации проекта и применять ее на практике. После повторения и обобщения последовательности технологического процесса, который был разобран на предшествующем семинаре, происходит знакомство с традиционной моделью проектирования: целеполагание, определение механизма выполнения поставленных задач, подбор инструментария, эффективное использование имеющихся ресурсов, разработка и реализация мероприятий, анализ и документирование .

Второй этап посвящён реализации самого проекта. Каждый участник получает методические материалы. Методическое пособие содержит блоки разработки проекта, факторы, обеспечивающие эффективную его реализацию. Опираясь на механизм разработки проекта, параллельно анализируются и отслеживаются действия, происходящие в аудитории, тем самым подчёркивается включение специалистов в проектную деятельность.

Прогнозирование отрицательных эффектов при вводимых изменениях осуществляется при помощи анкетирования . Это третий этап проекта «Шаг развития». Целевыми показателями являются: уровень методической грамотности и профессиональной компетенции сотрудников, степень вовлеченности участников семинара в проектную деятельность, оценка реализации собственного потенциала каждого участника, количество выдвигаемых проектных идей.

Понимание значения проектно-ориентированной деятельности позволяет современному специалисту коммуникабельнее и эффективнее взаимодействовать с другими участниками проекта (командой проекта), привносить результативный вклад в организацию и реализацию проекта, информативно презентовать проект как профессиональному сообществу (экспертам), так и заказчикам, и пользователям; анализировать и оценивать свои профессиональные и личностные навыки.

Развитие проектного подхода в социальной сфере в Ленинградском КЦСОН в формате программ и проектов для клиентов по оказанию различных социальных услуг, по профилактике здорового образа жизни, по разработке сценариев и мероприятий для различных категорий граждан, информационных и справочных материалов для сотрудников центра направлено на обеспечение социальной культуры, участия каждого специалиста в решении проблем социального обслуживания, благополучия населения.

Результатом внедрения технологии социального проектирования в практику работы центра представляются социальные проекты и программы (таблица 1) для сотрудников и клиентов центра.

Реализованные социальные проекты и программы

Наименование программы (проекта)

Цели и задачи

Результат апробации

«Развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому» Цели: поддержка статуса пожилого человека и инвалида за счёт объёма социально-медицинских услуг путём организации постоянного ухода; содействие в решении проблем членов семьи, занятых трудовой деятельностью.

Задачи: создание благоприятных условий пожилых людей и инвалидов в восстановлении и поддержании утраченных и формирование новых коммуникативных навыков; достижение оптимально возможного уровня жизни инвалидов в домашней обстановке.

Деятельность сиделок «отделения постоянного ухода» уменьшает риск осложнений и обострений имеющихся заболеваний малоподвижных людей, нуждающихся в постоянном уходе в привычной домашней обстановке.
«Агитпоезд «За здоровый образ жизни и счастливую старость» Цели: профилактика оздоровления и расширение представлений о возможностях поддержания здорового образа жизни в пожилом возрасте с ориентацией на активную жизненную позицию; предоставление возможности получения культурного времяпровождения клиентов надомного обслуживания, как в домашней обстановке, так и за её пределами.

Задачи: организация индивидуальных в домашних условиях и коллективных в учреждении площадок (остановок) «агитпоезда» для проведения досуговых мероприятий; развитие навыков организации собственного досуга обслуживаемых граждан.

Правильная организация досуга и отдыха удовлетворяет просветительские потребности лиц пожилого возраста, особенно людей, ограниченных в передвижении вне дома, помогает снять социальное напряжение, замкнутость, предоставляет возможность интегрироваться в общественную жизнь.
«Безопасность жизнедеятельности» Цель: предупреждение и ликвидация летальных исходов граждан пожилого возраста и инвалидов от опасных ситуаций природного, тех. и соц. характера.

Задачи: изучение с обслуживаемыми гражданами пожилого возраста основ полноценного безопасного существования; освоение методов и приёмов защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб себе и окружающим людям.

Повышенная бдительность людей преклонного возраста в быту, на дорогах, к собственному здоровью предотвращает несчастные случаи во всех сферах личной и общественной жизни.
«Поможем друг другу» Цели: развитие социальной активности граждан пожилого возраста и детей через совместную деятельность; выстраивание исторических связей между младшим и старшим поколениями.

Задачи: повышение мотивации к добровольческой деятельности, поддержание морального духа, позитивного интереса к жизни; создание условий для самореализации граждан пожилого возраста и детей через использование своих умений и навыков в совместной деятельности.

Развитие волонтерского движения среди пенсионеров дает возможность привлекать активных граждан пожилого возраста и реализовать свой потенциал с пользой для других.
«Интерес-станция «Радушный дворик» Цели: организовать социокультурный досуг по интересам людей старшего поколения.

Задачи: предоставить условия для выбора творческой площадки, основываясь на собственных интересах; создать возможность для творческого развития.

Дворовые площадки объединяют творческих людей, способствуют сохранению традиций гостеприимства кубанского казачества
«Досуговый транзит» Цель: расширить спектр досуговых предпочтений пожилых граждан, проживающих в сельских поселениях района, не имеющих возможность посещать дома культуры, библиотеки, музеи, кинотеатры.

Задачи: доступное предоставление культурно – развлекательных мероприятий; социально-психологическая реабилитация через расширение круга общения; улучшение качества жизни пожилых граждан.

Заполнение свободного времени организацией культурных мероприятий позволяет преодолеть изоляцию от полноценной жизни людей старшего поколения.

Любая методическая деятельность базируется на опытном внедрении, достижениях и направлена на всестороннее повышение компетентности, приобретение новых компетенций и профессиональный рост каждого специалиста учреждения.

Ссылки на источники
  1. Туккель И.Л., Сурина А.В., Культин Н.Б. Управление инновационными проектами: учебное пособие / Под общ. ред. И.Л. Туккеля – СПб: БХВ-Петербург, 2011, 416 с.
  2. Селезнев П.С., Жук С.С. Управление социальными проектами. Монография / Изд-во: Проспект, 2016, 96 с.
  3. Морозов А. Социальное проектирование в социальной работе. Учебное пособие / Изд-во: Инфра-М, 2015, 208 с.
  4. Хайруллин В.А. Оценка бюджетного и социального эффекта при освоении государственных инвестиций / В.А. Хайруллин, Э.В. Шакирова. – Уфа: РИЦ УГНТУ, 2013. – 54 с.

Внедрение проектного подхода в деятельность учреждения социального обслуживания

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в российской Федерации выступает социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, семей, детей, которое включают различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данных категорий граждан.

Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания, способствует координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные и благотворительные, церковные и др. организации осуществляющие социальную помощь.

В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. В отделениях социального обслуживания расширяется спектр оказываемых услуг, предоставляемых различным категориям населения, открываются отделения нового функционального назначения, обновляется материально-техническая база и др.

Новые технологии, изменения в системе трудовых отношений обуславливают высокие профессионально-квалификационные требования к специалистам со стороны нанимателя (работодателя). В связи с этим большое внимание уделяется развитию кадрового потенциала., повышению профессионализма и компетентности специалистов учреждения социального обслуживания, что способствует предоставлению качественных социальных услуг, отвечающих потребностям потребителей.

Понятие кадрового потенциала связано с конкретными личностями, с их умениями и навыками, которые могут быть использованы для повышения эффективности в различных сферах производства, с наличием, уровнем проявления значимостью деловых качеств, т.е речь идет о потенциале отдельных сотрудников. именно в профессиональ-квалификационных требованиях или профессиограммах, которые включают систему требуемых качеств и уровень их проявления, необходимых для выполнения соответствующих функций, И ФИКСИРУЕТСЯ ПОТЕНЦИАЛ КАДРОВ.

Кадровый потенциал представляет собой умения и навыки работников учреждения социального обслуживания, которые могут быть использованы для достижения социального эффекта.

В качестве задач, влияющих на масштабы кадрового потенциала, его эффективное использование можно поставить следующие:

    Квалифицированное развитие персонала

    Привлечение квалифицированных специалистов

    Создание оптимальных условий для эффективной работы кадров

Необходимым условием решения управленческих задач является наличие высоко квалифицированного персонала, готового к овладению новыми знаниями. Развитие персонала на уровне конкретной личности включает в себя методы подготовки и переподготовки рабочих, специалистов и руководителей, методы повышения квалификации за пределами организации, конференции и др.

В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе ведется работа с кадрами, включающая в себя:

    Повышение квалификации

    Проведение аттестации

    Конференции

    Обмен опытом работы

    Ежегодные социально-научные чтения

    Профессиональные объединения специалистов учреждений социального обслуживания

Повышение квалификации работников учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры, организует и проводит «Методический центр развития социального обслуживания», тесно взаимодействующее с Депсоцразвития Югры по вопросам планирования и подготовки программ повышения квалификации, а так же в организации и проведении дополнительных мероприятий, тем самым своевременно реагируя на изменения в жизни округа и запросы специалистов учреждений социального обслуживания.

В связи с внедрением новых технологий в социальной работе и высоким требованиям к профессионализму специалистов, возросла потребность в повышении профессиональной подготовки специалистов учреждений по актуальным вопросам деятельности. с каждым годом увеличивается количество мероприятий, организуемых БУ ХМАО «методический центр развития социального обслуживания».

Специалисты системы социального обслуживания проходят обучение по следующим направлениям:

    Разработка и внедрение инновационных технологий, программ в учреждениях социального обслуживания

    Социально-психологическая работа с семьями, детьми

    Сопровождение семей и детей, выпускников домов-интернатов

    Социальная адаптация и реабилитация граждан

    Организация методической работы в учреждениях социального обслуживания

    Обучение в области работы с информационными технологиями

    Нормативно-правовое направление

    Обучение в области управления учреждением

На учебных мероприятиях используются различные формы работы:

Лекции, практические занятия, обмен опытом, деловые игры, тренинги, рефлексии, круглые столы и др. , что способствует качественному усвоению слушателями новых знаний и навыков работы. участники курсов повышения квалификации и семинаров знакомятся с инновационными технологиями работы с пожилыми людьми, инвалидами, семьями, обеспечиваются методическим материалом, содержащим полезную информацию, теоретические и практические наработки по теме мероприятия, которые используют в своей профессиональной деятельности, что способствует улучшению качества социального обслуживания.

Обучение на курсовых мероприятиях проводят преподаватели высших учебных заведений, высококвалифицированные специалисты-практики ХМАО -Югры и регионов России (гг. Москвы, Санкт-Петегбурга, Екатеринбурга, Омска, Челябинска, Новосибирска)

В целях развития системы социального обслуживания ХМАО- Югры и регионов специалистами Методического центра развития социального обслуживания разрабатываются, апробируются и распространяются инновационные технологии, осуществляется научно-методическое психологическое сопровождение работников учреждений социального обслуживания.

Специфика учреждений социального обслуживания, ее нормальное функционирование невозможно в связи с эффективной кадровой политикой, так как обеспечение кадрового потенциала имеет решающее значение для эффективной трудовой деятельности и все чаще выдвигаются в число приоритетных направлений.

От того, как организовано управление кадровым потенциалом, влияющего на каждого работника. напрямую зависит эффективность деятельности учреждений и организаций. Кадровый состав учреждений подведомственных Депсоцразвития Югры, выполненяет следующие функции:

    Реализует новые программы, технологии в сфере социального обслуживания

    Способствует распространению инновационного опыта работы

    Организует мероприятия, направленные на повышение качества и доступности предоставляемых социальных услуг

    Способствует созданию эффективного трудового коллектива, ориентированного на профессиональное развитие и обеспечивающего высокий уровень мотивации.

Таким образом, кадровый потенциал играет ключевую роль в системе социального обслуживания, содействуя ее развитию, качественной организации предоставляемых социальных услуг.

Е.В. Кравец

Методист отдела организации повышения квалификации бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания»

Для подготовки статьи использованы материалы
журнала Социальное обслуживание №3, 2012


В целях усиления социальной защищенности, повышения качества жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем совершенствования системы социального обслуживания постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 сентября 2007 г. № 1229 была утверждена Программа развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания до 2010 года. Реализация Программы позволила:

для стационарных учреждений социального обслуживания:

ликвидировать очередность на поселение граждан, нуждающихся по медицинским показаниям в стационарном социальном обслуживании;

привести площади спальных помещений в соответствие с установленными санитарными нормами;

обеспечить безопасное проживание граждан и т.д.;

для территориальных центров социального обслуживания:

охватить социальным обслуживанием всех нуждающихся нетрудоспособных граждан, проживающих в отдаленных малонаселенных сельских пунктах, в том числе путем использования развитой социальной инфраструктуры агрогородков, малых и средних городов республики;

укрепить материально-техническую базу центров в целях создания условий для их эффективного функционирования и дальнейшего развития, а также реализации принципа доступности, индивидуального подхода и адресности при предоставлении социальных услуг и т.д.

По состоянию на 1 января 2011 года в Республике Беларусь насчитывается 22,9 тыс. населенных пунктов, из которых 22,7 тыс. - сельские населенные пункты и 201 - города и поселки городского типа. Численность проживающих в них граждан пожилого возраста (старше 60 лет) - 2,1 млн. человек, из которых 154,3 тыс. человек - одинокие граждане и 573,2 тыс. - одиноко проживающие.

Социальным обслуживанием на дому были охвачены все городские населенные пункты и 58,9% сельских. Практически все одинокие пожилые (99,9%) и одиноко проживающие (97,1%) граждане состоят на учете в территориальных центрах социального обслуживания населения (далее - центры) и получают необходимые виды социальных услуг.

С целью обеспечения населения социальными услугами в полном объеме активно развивается внутренняя структура центров. По итогам 2010 года в центрах работало 815 отделений, из них 32 отделения были открыты.

С целью расширения охвата социальным обслуживанием жителей села в сельских населенных пунктах открываются социальные пункты центров. По состоянию на 1 января 2011 года в республике работают 603 социальных пункта, из них 550 - в сельской местности, 470 - в агрогородках. В 2010 году создано 60 таких пунктов.

На обеспечение доступности социального обслуживания направлена также организация деятельности бригад социального обслуживания на мобильной основе, предоставляющих комплексное социальное обслуживание нетрудоспособным гражданам, проживающим в отдаленных сельских населенных пунктах.

В настоящее время насчитывается 47 таких бригад, помощь получили 6,9 тыс. человек. По сравнению с 2009 годом количество бригад уменьшилась на 5 единиц, что обусловлено износом и недостаточной оснащенностью центров автомобильным транспортом, ограничивающей мобильность таких бригад.

По состоянию на 1 января 2011 года на учете в центрах состояло 1,7 млн. человек, из них численность одиноких граждан пожилого возраста составила 154,3 тыс. человек, одиноко проживающих - 556,6 тыс. человек, одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и II групп - 44,4 тыс. человек, молодых инвалидов (до 31 года) - 52 тыс. человек.

Постоянно принимаются меры, направленные на расширение перечня социальных услуг, в том числе оказываемых центрами на платной основе.

В результате на внебюджетные счета центров поступило 16,7 млрд. рублей, из них 10,9 млрд. рублей (65,3 %) заработано отделениями социальной помощи на дому. Полученные средства направляются на дальнейшее развитие социального обслуживания, укрепление материально-технической базы центров и стимулирование труда работников.

Все большее значение приобретает деятельность хозяйственных бригад, оказывающих пожилым людям и инвалидам разовые социально-бытовые услуги:

мелкий ремонт жилых помещений; распиловка и колка дров;

перевозка грузов;

обработка приусадебных участков и др.

Такие услуги нетрудоспособным гражданам оказывают 32 хозяйственные бригады. Всего оказано 198,4 тыс. услуг, помощь получили 56 тыс. человек.

У граждан с физическими ограничениями востребованы услуги по прокату технических средств социальной реабилитации, у семей, в которых одновременно родилось трое и более детей - услуги няни. По итогам 2010 года 62 няни помогают многодетным семьям в уходе за детьми до достижения ими трех лет. Необходимую помощь и уход получают 230 детей.

Всего центрами оказано 4,1 тыс. услуг по прокату средств реабилитации, помощь получили 3,9 тыс. человек.

Численность социальных работников, осуществляющих почасовой дневной уход в надомных условиях за гражданами, утратившими способность к самообслуживанию, составила 143 человека. По сравнению с 2009 годом их численность снизилась на 8 человек.

Снизилась также численность сиделок, оказывающих услуги гражданам, утратившим двигательную активность, что может быть обусловлено достаточно высокой стоимостью таких услуг. По итогам 2010 года численность сиделок составила 81 человек, в 2009 году - 85 человек.

Наиболее востребованы услуги отделений социальной помощи на дому, которые работают во всех центрах. В настоящее время на дому обслуживается 84,5 тыс. человек. По сравнению с 2009 годом их численность увеличилась на 2,2 тыс. человек.

Ежегодно растет доля граждан, обслуживаемых на платной основе. На условиях частичной и полной оплаты обслуживается 77,5 тыс. человек (92%), что свидетельствует о доступности и востребованности социального обслуживания на дому.

С целью оказания содействия гражданам, подвергшимся психофизическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми, пострадавшим от преступной деятельности; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; освободившимся из мест лишения свободы и некоторым другим, в восстановлении способности к жизнедеятельности в социальной среде в 145 центрах функционируют отделения социальной адаптации и реабилитации.

В их составе имеется 31 «кризисная комната», помощь предоставлена 103 гражданам, находящимся в кризисном состоянии (опасном для здоровья и жизни состоянии, в конфликте с другими членами семьи, подвергшимся психофизическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми), 754 кружков (клубов) по интересам.

Деятельность отделений дневного пребывания для инвалидов (далее - ОДП) направлена, в том числе, на выполнение поручения Главы государства по обеспечению преемственности перехода выпускников из центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Министерства образования (далее - ЦКРОиР) в центры. В настоящее время численность выпускников ЦКРОиР, посещающих такие отделения, составила 537 человек.

По итогам 2010 года ОДП созданы в 145 центрах, необходимую помощь получили почти 152 тыс. инвалидов. В 2010 году создано 26 таких отделений.

Вопросами социальной реабилитации и адаптации инвалидов занимаются также 7 отделений социальной адаптации, реабилитации и дневного пребывания для инвалидов в Витебской области (в районах, где нет выпускников ЦКРОиР или численность инвалидов недостаточна для открытия ОДП).

С целью проведения трудовой реабилитации и трудотерапии инвалидов в центрах создано 86 реабилитационно - трудовых мастерских, оснащенных необходимыми приспособлениями, инструментами и расходными материалами, для организации досуга и развития творческого потенциала инвалидов функционируют 736 кружков по интересам, проведено 5,9 тыс. культурно-массовых мероприятий. В целом, участие в реабилитационных мероприятиях приняли 125 тыс. инвалидов.

На постоянной основе (ежедневно) отделения посещают 3,3 тыс. инвалидов.

В настоящее время в центрах функционирует 55 отделений круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - ОКП) на 1942 места. Деятельность таких отделений способствует, в том числе, сокращению очередности на поселение нетрудоспособных граждан в дома-интернаты. В 2010 году создано 6 таких отделений.

В Республике Беларусь существует широкая система материальной поддержки семей с детьми:

пособия в связи с рождением и воспитанием детей;

льготы на питание;

материальная помощь в погашении кредитов на строительство жилья.

Системой социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).

В 2008 году размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет увеличен с 60 до 80% бюджета прожиточного минимума, или на 46%. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет вырос на 18%.

С 1 февраля 2011 г. среднемесячный размер государственного пособия семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет, установлен в размере 296870 руб. Размер пособия на детей старше 3-х лет повышен до 89 тыс. руб.

Значительное внимание уделяется обеспечению бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. Этот вид помощи в 2010 году получили свыше 44 тыс. детей в возрасте до 2-х лет.

В 2010 г. право на бесплатное питание детей получили все семьи независимо от совокупного дохода при рождении тройни и более детей. Эти семьи могут пользоваться бесплатными услугами няни до исполнения детям трех лет (ранее такая услуга предоставлялась до исполнения детям двух лет).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 января 2011 г. № 47 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2001 г. № 858 и от 4 апреля 2003 г. № 456» в Перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите в соответствии с их профилем, включены услуги по оказанию психологической помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам, а также пересмотрены нормы и нормативы обеспеченности указанных граждан услугами по психологической помощи.

Государственная адресная социальная помощь

За 2010 год государственная адресная социальная помощь предоставлена 165,4 тыс. человек на общую сумму более 50,8 млрд. рублей, средний размер ежемесячного социального пособия составил в среднем 51,2 тыс. рублей в месяц на одного человека, а единовременного - 176,1 тыс. рублей. Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации назначено более 15,2 тыс. человек на общую сумму более 8,4 млрд. рублей.

В 2010 году было освоено 93% средств от запланированных на выплату ГАСП 54,6 млрд. рублей.

В сравнении с 2009 годом в 2010 году произошло увеличение общей суммы назначенной ГАСП на 20,9% за счет 8,4 млрд. рублей, направленных на оплату технических средств социальной реабилитации, а также за счет увеличения на 3 млрд. рублей сумм выплат по единовременному социальному пособию.

Основная сумма помощи в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий выплачивается заявителям в денежной наличной форме. В натуральной форме в 2010 году такие пособия назначены на сумму более 575,9 млн. рублей. В безналичной форме, в том числе для оплаты жилищно-коммунальных услуг, было перечислено 585,9 млн. рублей.

Необходимо отметить, что в 2010 году 88,3 тыс. или 72,3% человек ежемесячное социальное пособие было назначено сразу на 6 месяцев.

В 2010 году из числа получателей ежемесячного социального пособия составляли: 87,8% - семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе: 21,8% -многодетные семьи; 44,9 - неполные семьи; 2% - семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Численность граждан-получателей ГАСП в виде ежемесячного и единовременного социального пособия, проживающих отдельно, или ведущих раздельное хозяйство, в 2010 году составляла 15,2 тыс. человек или 10,1% от общей численности получателей ГАСП, в том числе: 1,7% - одинокие инвалиды I и II групп; 0,1% - одинокие инвалиды III группы, получающие социальную пенсию; 3,4% - одинокие пенсионеры.

Из общей численности получателей ГАСП в 2010 году 48% - проживающие в сельских населенных пунктах.