Антитеза — это единство и борьба противоположностей. Значение слова антитеза

Антитеза (от греч. ἀντίθεσις - противоположение) - сопоставление контрастных или противоположных образов.

«Мир хижинам, война дворцам». Художник М. Шагал.

В более широком смысле под антитезой понимают любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении. Таковы противопоставления Дон Кихота и Санчо Пансы в романе «Дон Кихот» М. Сервантеса, шута и главных героев У. Шекспира, Ольги и Татьяны в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, Ужа и Сокола в «Песне о Соколе» М. Горького, Макара Нагульнова и деда Щукаря в «Поднятой целине» М. А. Шолохова.

Возникновение антитезы восходит к тем начальным стадиям развития культуры, когда первичное восприятие мира как хаотического царства случайностей сменялось определенным упорядочением представлений, основанным на принципе двойственности: море - суша, небо - земля, свет тьма, правый - левый, север - юг, чет - нечет. Мифы многих народов мира повествуют о первотворцах Вселенной - соперниках-близнецах, причем один из братьев создает все светлое, доброе, полезное, другой - все темное, злое, враждебное человеку.

Различные понятия или персонажи оказываются в зависимости от признака, по которому они сопоставлены. Герою волшебной сказки противостоят, с одной стороны, враги вроде Змея Горыныча или Кощея Бессмертного (антитеза герой - противник), с другой - его родные братья (антитеза герой - мнимый герой). Одно и то же противопоставление имеет различный смысл в разных контекстах. Один смысл имеет противопоставление «белый - черный» в сербской песне: «У пахаря руки черные, а каравай белый», где он близок к русской пословице: «Горька работа, да сладок хлеб», и другой - в начале поэмы А. А. Блока «Двенадцать», утверждающей чистоту и святость революции: «Черный вечер. / Белый снег».

Наконец, третий смысл выражен в стихотворении В. В. Маяковского «Блек энд уайт» (запись русскими буквами англоязычного выражения «Черное и белое» или «Черный и белый»): «Белую работу / делает белый, / черную работу - / черный». За противопоставлением двух цветов у В. В. Маяковского стоит расовый и одновременно классовый антагонизм, характеризующий внутреннее неблагополучие внешне процветающей Америки.

Обычно антитезные понятия выражаются противоположными по смыслу словами - антонимами. Таковы заглавия-антитезы «Моцарт и Сальери» (А. С. Пушкин), «Волки и овцы» (А. Н. Островский), «Отцы и дети» (И. С. Тургенев), «Война и мир» (Л. Н. Толстой), «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский), «Толстый и тонкий» (А. П. Чехов), «Живые и мертвые» (К. М. Симонов), «Коварство и любовь» (И. Фр. Шиллер) , «Красное и черное» (Стендаль), «Принц и нищий» (М. Твен), прямо или косвенно указывающие на конфликты, лежащие в основе этих произведений.

Естественно, что в сказках и баснях - жанрах, где характеристики персонажей четки и определенны, нередко антитезные заглавия - антонимы: «Правда и кривда», «Мужик и барин» (сказки), «Волк и ягненок», «Листы и корни» (басни И. А. Крылова). На антитезе часто строятся пословицы (см. Пословицы и поговорки), например: «Труд кормит, а лень портит». Как сильное средство эмоционального воздействия антитеза используется в ораторском искусстве, в лозунгах и призывах: «Мир хижинам, война дворцам!» (лозунг Великой французской революции 1789–1799 гг.).

Бывает, что члены противопоставления во второй части следуют в обратном порядке (по сравнению с первой), как бы накрест, в виде буквы χ (в греческом алфавите - буква хи , откуда и название этой фигуры - хиазм (см. Повтор). Сократу приписывают афоризм, в котором хиазм сочетается с повтором: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

Антитеза может распространяться на целый диалог, который, в свою очередь, может развернуться в самостоятельное произведение. Таков жанр прений (споров). Это и созданные тысячелетия назад шумерские споры: «лето и зима» или «серебро и медь» (вспомним пушкинское «Золото и булат»), и известное многим народам «Прение живота (жизни) и смерти», неоднократно привлекавшее внимание живописцев, драматургов и поэтов, вплоть до М. Горького («Девушка и смерть») и А. Т. Твардовского (глава «Смерть и воин» в поэме «Василий Теркин»).

А. П. Чехов об одном из своих героев (Лаевский в повести «Дуэль») сказал, что он «плохой хороший человек». Герой романа Ю. В. Трифонова «Время и место» Антипов считает себя «счастливым неудачником». В этом случае перед нами особый вид антитезы - оксюморон, или оксиморон (в переводе с греч. - «остроумно-глупое»), соединение контрастных величин, создающих новое понятие. «Люблю я пышное природы увяданье» (А. С. Пушкин); «Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг» (М. Ю. Лермонтов). И если заглавие басни И. А. Крылова построено на противопоставлении двух персонажей - «Лев и Мышь», то Ф. М. Достоевский, давая имя своему герою, прибегает к оксюморонному сочетанию Лев Мышкин (роман «Идиот»). Оксюморон подчас выносится в заглавия произведений: «Живой труп» (Л. Н. Толстой), «Цыганка-монахиня» (Ф. Г. Лорка), «Барышня-крестьянка» (А. С. Пушкин), «Мертвые души» (Н. В. Гоголь).

Особо следует отметить так называемую мнимую антитезу. Так, у Н. В. Гоголя в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» противопоставление Ивана Ивановича его соседу Ивану Никифоровичу, столь категорическое по видимости, при ближайшем рассмотрении оказывается несостоятельным, мнимым. Прием этот, представляющий одну из разновидностей пародии , восходит к фольклору: «У Еремы мошна пуста, а у Фомы ничего», «Ерема в чужом, а Фома не в своем», «Вот Ерему схоронили, а Фому погребли».

Таким образом, антитеза, серьезная и пародийная, встречается в прозе и в стихах, в мифе и в сказке, в жанрах больших и малых.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова антитеза

антитеза в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

антитеза

ж. или антитез м. греч. ритор. противоположность, противоположение, напр.: был полковник - стал покойник. Великий человек на малые дела.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

антитеза

(тэ), антитезы, ж. (греч. antithesis) (книжн.).

    Противоположение, противоположность.

    Сопоставление двух противоположных мыслей или образов для большей силы и яркости выражения (лит.).

    То же, что антитезис (филос.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

антитеза

[тэ], -ы, ж.

    Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий (спец.). Поэтическая а. "лед и пламень" в "Евгении Онегине".

    перен. Противопоставление, противоположность (книжн.). А. динамики и покоя, активности и бездействия. А. пейзажа и настроения.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

антитеза

АНТИТЕЗА (от греч. antithesis - противоположение) стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов ("Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!", Г. Державин).

Антитеза

(от греч. antithesis ≈ противоположение), в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления. Например: «Я царь, ≈ я раб, ≈ я червь, ≈ я бог» (Г. Р. Державин) или в заглавиях ≈ «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

Википедия

Антитеза

Антите́за , антите́зис - риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Примеры употребления слова антитеза в литературе.

Так же как и у Червинского, изменено количество и качество объектов, сильно приглушены антитезы и в результате отсутствия анафорического и ослаблен тон сонета.

Для этого он воспользовался багажом метафор, сравнений, антитез и прочих украшений классической риторики, а у родной поэзии заимствовал орудие аллитерации, чтобы придать своей прозе яркую звуковую окраску.

И, как ни старался Сидней освободить свой стиль от влияния Лили, эвфуизмы в виде аллитераций, антитез и иных арабесок играют в его романе значительную роль: это было, в условиях тех годов, требованием жанра.

Фраза строится больше всего с помощью антитез , метафор, аллитераций, омонимов.

По всей видимости, не случайно склонность ранней философии к объяснению всего существующего через антитезу соотносится с антитетическим и агональным устройством раннего общества.

Но афоризм говорит не только об антитезе , но также и о воссоединении этих противоположностей.

Формально-поэтическое средство здесь -- ассонанс, связывающий тезу и антитезу повторением одного и того же слова, варьированием слов.

Ничто лучше не соответствует риторической системе мышления, чем элегический дистих с его гекзаметрической тезой и ямбической антитезой .

Мы говорили в свое время об особенностях структуры карнавального образа: он стремится охватить и объединить в себе оба полюса становления или оба члена антитезы : рождение - смерть, юность - старость, верх - низ, лицо - зад, хвала - брань, утверждение - отрицание, трагическое - комическое и т.

Предварительные замечания к определению понятий Порядок: закономерность, регулярность Антипорядок: случайность, хаос, энтропия Антитезы : порядок -- хаос определенность -- неопределенность События в макромире, где живет человек, подчиняются определенным законам.

Я также принужден воздержаться от обсуждения вышеуказанного факта, что промежуточно возникший слой, или мезобласт, являющийся с момента своего возникновения в полном смысле слова внутренним, производит такие структуры, которые навсегда остаются, безусловно, внутренними и не имеют общения с внешним миром в отличие от структур, развившихся из других двух слов: антитеза , которая имеет большое значение.

Присматриваясь с этой точки зрения к отрывочным записям Никоновской летописи, мы видим в них антитезу проваряжской концепции.

Здесь нет традиционного сонетного движения, нет тезы, антитезы , синтеза.

Можно назвать много явлений, идущих против эволюции: инквизиция, индульгенция, схоластицизм, аскетизм, догматизм, сектантство, религиозные войны, иезуинство, монастыри - как антитезу жизни, и т.

Можно назвать много явлений, идущих против эволюции: инквизиция, индульгенция, схоластицизм, аскетизм, догматизм, сектантство, религиозные войны, иезуитство, монастыри - как антитеза жизни и т.

В основе любого литературного произведения лежит композиция, представляющая собой расположение его отдельных частей в определенной последовательности.

По сути, это целостная система с множеством составляющих, которые углубляют смысл написанного и позволяют сделать его более выразительным. Среди элементов немаловажную роль играют такие приемы, как теза, синтез и антитеза. Что это за стилистические фигуры? Попробуем разобраться.

Что такое теза?

Теза – это фигура мысли, которая в лаконичной форме содержит основную смысловую нагрузку произведения. Другими словами, под тезой понимают главную идею стихотворения или прозы, основную мысль, которую автор хотел выразить в своем произведении.

В стихотворной речи эта фигура часто встречается в первой строке и выражается в емкой, эмоциональной форме, открывающей чувства автора.

В совокупности с антитезой и синтезом теза помогает поэту выстроить стройную геометрическую фигуру произведения, то есть сформировать идею, после этого привести другую идею – противоположную ей, а в конце получить что-то среднее и зачастую новое.


Хорошим примером антитезы является первая строка в стихотворении Пушкина «К***». Словами «Я помню чудное мгновенье» автор выразил основную идею своего произведения, а в последующих строках раскрыл все важные моменты своих чудесных воспоминаний.

Что понимают под антитезой?

Антитеза – стилистический прием, в котором автор противопоставляет друг другу отдельные образы, понятия, состояния. Все они соединены между собой единым смыслом либо конструкцией произведения, но благодаря противопоставлению литератору удается придать своему творению яркость и убедительность.

Посредством антитезы он представляет читателю некую «золотую середину», гармонично раскрывающую творческий замысел. Для усиления выразительности произведения в большинстве случаев она используется как сопоставление контрастирующих понятий или оттенение центрального образа другим, менее заметным.

Антитеза встречается как в стихотворениях, так и в романах, рассказах и других повествованиях. К примеру, в произведении «Принц и нищий» Марк Твен противопоставляет и благосостоянию нужду и бедность, а в романе «Идиот» Достоевский раскрывает трагедию чистого и невинного человека, попавшего в безнравственное общество и погрязшего в житейской суете.


Часто на антитетическую структуру повести или романа указывают сами их названия – «Преступление и наказание», «Война и мир».

Если говорить о стихотворных произведениях, то ярким образцом подобных стилистических фигур служит сонет Петрарки «И мира нет», полностью созданный на антитезах: «Я зряч – без глаз» , «Страшусь – надеюсь» , «Жажду гибели – спасти молю» .

Важное условие любой антитезы – это соподчинение противопоставлений объединяющему их смыслу, что великолепно представлено в русской поговорке «Ученье свет, а неученье тьма» .

Что такое синтез в литературе?

В переводе с греческого слово «синтез» (σύνθεσις ) означает «связывание, складывание» . Под этим термином в литературе подразумевают объединение разрозненных понятий или образов в единое целое. Такой прием для автора является прекрасным способом переосмыслить несовпадающие понятия, а результаты этих переосмыслений выразить в своих творениях.

Синтез неизменно связан с анализом, в котором литератор изначально разбивает произведение на элементы, а затем объединяет их согласно своему пониманию и мировоззрению. В процессе соединения ему удается познать нечто новое, с иными понятиями и характеристиками.


Обычно синтез используют в философских произведениях. К слову, цепочка «теза – антитеза – синтез» принадлежит философу Гегелю, которому удалось гениально раскрыть некоторые синтетические формулы.

Одним из примеров синтеза выступает его выражение «восток и запад есть в каждой вещи» , где Гегель выразил свою мысль о том, что у каждого человека на подсознательном уровне существует стремление к связыванию, объединению.

Антитеза (греч. antithesis - противопоставление) - сопо­ставление противоположных предметов, понятий, явлений, а также композиционных составляющих (характеров, обра­зов, пейзажей, художественных деталей и т.д.).

В своем творчестве для усиления образности и выразительности речи писатели применяют специальные средства, которые называются стилистическими фигурами. Фигура представляет собой необычное построение предложения или оборот речи, особое синтаксическое оформление фразы. Одним из образно-выразительных средств речи является антитеза .

Относится к синтаксическим фигурам усиления. Пример антитезы: «Кля­нусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем» (М.Ю. Лермонтов); «Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой» (А.С. Пушкин).

На использовании антитезы может строиться целое произведение. У Н.Заболоцкого есть философское стихотворение «Лебедь в зоопарке» , в котором поэт противопоставляет маленький оазис зоопарка, где живет прекрасный белый лебедь, и шумный мегаполис со скрежетом трамваем, визгом шин машин и гулом моста.

Разновидностью антитезы является оксюмо­рон (греч. oxymoron - острая глупость) - умышленное сочетание противоположных по значению слов с целью введения какого-либо нового понятия («мертвые души» - Н.В. Гоголь, «грустная радость» - С.А. Есенин, «убогая роскошь» - Н.А. Некрасов).

Примеры антитезы в художественной литературе

Пусть светит месяц - ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье,-
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
(А. Блок)

Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин)

Ты - прозаик - я поэт,
Ты богат - я очень беден,
Ты румян как маков цвет,
Я ж, как смерть, и тощ, и бледен.
(А.С. Пушкин)

Наша сила - правда,
ваша - лаврьи звоны.
Ваша - дым кадильный,
Наша - фабрик дым.
Ваша мощь - червонец,
Наша - стяг червонный,
Мы возьмём,
займём
и победим.
(В. Маяковский)

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
(М. Лермонтов)

То, что называется образностью (красочность описаний, живость изображения, его наглядность) по большому счету представляет собой неотъемлемый признак любого искусства. А поскольку литература является одним из его видов, то активное применение выразительных средств проявляется в ней наиболее полно. Этой цели служит и использование различных крылатых выражений, а также целого арсенала стилистических приемов.

Стилистические приемы

В русском языке существует целый ряд подобных выразительных средств, помогающих автору повысить образность повествования. Прежде чем рассказать, что такое антитеза, рассмотрим самые распространенные из них.

Существуют также анафора и эпифора, метонимия и синекдоха, сравнение и эпитет.

Антитеза как стилистический прием. Ее определение

В языке художественной литературы или ораторской речи нередко используется резкое противопоставление, построенное на контрасте. Оно используется и в отношении понятий и образов, положений и состояний, которые связаны друг с другом общим построением или внутренним смыслом.

Определим, что такое антитеза. Это стилистическая фигура, соединяющая контрастные понятия. Само слово восходит к греческому antithesis - противопоставление. Это понятие настолько распространено, что нередко даже не замечается. Антитезу широко используют поэты и прозаики. Множество литературных произведений содержат этот прием даже в своих названиях: «Война и мир», «Принц и нищий», «Красавица и чудовище», «Преступление и наказание».

На антитезе построено много пословиц. Например, «мал золотник, да дорог».

Антитеза в литературе

Данный стилистический прием нередко служит для построения не только фраз, но и отдельных частей и даже целого художественного произведения - стихов или пьесы. К примеру, у Петрарки есть сонет, который представляет собой замечательный образец того, что такое антитеза, т.е. построен сугубо на этом приеме. Вот только одна строфа из этого произведения:

«Я зряч - без глаз, нем - вопли испускаю;

И жажду гибели - спасти молю;

Себе постыл - и всех других люблю;

Страданьем - жив; со смехом я - рыдаю…»

Очень часто этот прием применял А.С. Пушкин. Всем известная характеристика дружбы Онегина и Ленского: «волна и камень», «стихи и проза», «лед и пламень», - не что иное, как антитеза. Это в литературеодин из ярких примеров рассматриваемого стилистического приема.

Антитеза в СМИ

Обращаясь к языку газет и журналов, нельзя не увидеть, насколько и в них популярна данная стилистическая фигура. Журналисты особенно часто применяют ее в заголовках, может быть, даже не подозревая, что такое антитеза как риторический прием. Так, например, весьма красноречиво и ярко звучат такие титулы статей: «Хвост всему голова», «Блеск и нищета нашего футбола», «Богатый дворник и нищий педагог».

В языке прессы антитеза тоже довольно часто используется не только в границах фразы, а в рамках всей смысловой части текста. Здесь она выступает как композиционный прием его построения. Антитеза - это в литературе и СМИнастолько освоенный прием, что нередко даже не вспоминается его, так сказать, ораторское происхождение. А ведь в древние времена он применялся именно для усиления выразительности речи.

Заключение

Благодаря своей резкости, броскости антитеза в произведениях обладает способностью создавать заметный контраст. Из-за этого к данному приему по-разному относятся разные литераторы. Одни выказывают категорически отрицательную точку зрения, другие, наоборот, нещадно его эксплуатируют.

Именно из-за предельной ясности прием антитезы весьма популярен не только в художественном и художественно-публицистическом литературном стиле, но и в декларативно-политическом с агитационной тенденцией. Широко используется эта стилистическая форма в жанрах с социальным уклоном, когда надо особенно четко разграничить или сопоставить, скажем, жизнь разных слоев общества, различных классов.