Сценарии о русском романсе. Вечер русского романса

Вечер русского романса – это возможность знакомства с русской музыкальной культурой.

Приглушённый свет. На столах горят свечи. Гости рассаживаются за свои столики.

Сценарный ход вечера:

Звучит романс « Очарована, околдована…»
(сл. Н. Заболоцкого, муз. М. Звездинского)

Ведущий 1: Романс…Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Сегодня мы познакомимся с историей возникновения романса и развитием этого музыкального жанра в России.

Многие из вас с удовольствием слушают романсы или сами их поют. А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово?

Ведущий 2: Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII — XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», то есть исполняемый на «романском» языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском – официальном языке католической церкви. Как это понимать? Очень просто. В то время в Испании все церковные песнопения исполняли на латыни, а так называемые светские песни пели на национальном языке. Потому произведение, написанное на романском языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку – романсами. Позже романсом в Испании стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепьяно.

Итак, романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, которое исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.

Ведущий 1: «Романс – это усложненный вид «комнатой», «домашней», салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи… лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией».

Ведущий 2: Лирические песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно. Даже само слово «песня» казалось им плебейским. Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом «романс» в отличие от простонародных песен.

Ведущий 1: В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными.

Ведущий 2: А вот имена тех, кто известен на весь мир: Александр Сергеевич Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Александрович Алябьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Михаил Иванович Глинка и другие. Сколько изумительных романсов было создано великими композиторами! Только Петром Ильичем Чайковским написано более 100 романсов. Они близки и понятны нам сегодня так же, как были близки и понятны людям XIX и XX веков.

Звучит романс «Отцвели хризантемы»
(сл. В. Шумского, муз. Н. Харито)

Ведущий 1: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминаются. В них звучат слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – слова о том, что трогает душу каждого человека.

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить.

Душа безумная томится и желает –

И петь, и плакать, и любить. (В.И. Красов «Звуки», 1835г.)

Ведущий 2: Со временем романс расширил свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием. Появились его разновидности: элегия, баллада, драматический монолог, городской, цыганский и народный романс.

Давайте поговорим о каждой из них и начнем с народного романса. Его мелодия схожа с протяжной народной песней. Он напоминает своеобразное лирическое высказывание. Замечательной иллюстрацией будет широко известный романс «Живет моя отрада».

Звучит романс «Живет моя отрада»
(сл.С. Рыскина, муз. Д. Шишкина)

Ведущий 1: Далее наш разговор пойдет об элегии. Элегия – это лирико-философское стихотворение. Примером элегии может служить романс «Утро туманное» на слова Ивана Сергеевича Тургенева. Стихотворение «Утро туманное» И.С. Тургенев написал в ноябре 1843 г. под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина. В произведении слышится щемящее чувство тоски по ушедшему счастью, родине, которую автор добровольно покинул и жил на краю чужого гнезда в семье Полины Виардо. Музыку к этим прекрасным словам написал офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, тонко чувствовавший прекрасное. Талантливый молодой человек погиб во время Крымской войны в осажденном Севастополе в июне 1855 г. А романс «Утро туманное» любим и сейчас.

Звучит романс «Утро туманное»
(сл. И.С. Тургенева, муз. Э. Абаза)

Ведущий 2: Для романса, имеющего сходство с балладой, характерны образы, навеянные старинными преданиями и легендами. Они повествуют об исторических событиях и героях, раскрывают их переживания и деяния. Так, в романсе «Из-за острова на стрежень» рассказывается о лихом атамане Стеньке Разине и его дружине.

Звучит романс «Из-за острова на стрежень»
(сл. и муз. народные).

Ведущий 1: Цыганский романс возник так. Цыгане, не имея красивых текстов песен, стали исполнять произведения русских авторов так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы. Цыганским стал романс «Гори, гори, моя звезда». Жизнь его автора – талантливого русского композитора Петра Петровича Булакова, проходила в тяжелой нужде. Из милости композитора приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев. С тех пор прошло более 100 лет, а мелодии П.П. Булакова звучат, помогая людям пережить невзгоды.

Звучит романс «Гори, гори, моя звезда»
(сл. В. Чуевского, муз. П. Булакова)

Ведущий 2: Примерами городского романса можно назвать произведения «Я помню вальса звук прелестный», «Ямщик, не гони лошадей!», «Мне нравится, что вы больны не мной». Они передают оттенки лирических переживаний городских барышень, глубину и тонкость романтических отношений. Все это мы сейчас услышим в словах и музыке романса «Темно-вишневая шаль»

Звучит романс «Темно-вишневая шаль»
(авторы неизвестны)

Ведущий 1: Романс – драматический монолог исполняется от первого лица, и позволяет своему автору выразить все те чувства и размышления, которые его переполняют. Он может быть своеобразной исповедью, раскрывающей душу своего героя. Сейчас для нас прозвучит романс – драматический монолог «Только раз бывает в жизни встреча».

Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча»
(сл. П. Германа, муз. Б. Фомина)

Ведущий 2: Романс в России стал настолько популярным, что у него появилась своя биография. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов, сохранили часть их жизни и души.

1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны супруги Николая 1, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III . За год знакомства юная графиня настолько очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства барону Крюденеру. Но ни Амалия, ни Тютчев не забыли своей юной привязанности и пронесли ее через всю жизнь. С годами они встречались все реже и реже. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде, где поэт написал свое стихотворение-признание:

Я встретил вас, и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло….

Положенное на музыку, это стихотворение стало популярным романсом. Последняя встреча произошла в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова…

Звучит романс «Я встретил вас»
(сл. Ф. Тютчева, муз. неизвестного автора)

Ведущий 1: Гордостью русской классики можно назвать романсы Михаила Ивановича Глинки. Композитор писал их на протяжении всей жизни на стихи современных ему поэтов и близких друзей. Особое место в вокальной лирике автора занимают произведения на слова Александра Сергеевича Пушкина. Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.

Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. «Как будто тяжелый груз давил ее, а в огромных глазах затаенная грусть». Такой запомнилась поэту Анна Керн. 16-летней девочкой она была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека. Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у Осиповых, друзей соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. Каждый вечер Александр Сергеевич слушал пение Керн, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и подарил ей недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Когда Анна раскрыла еще не разрезанные страницы подаренной книги, оттуда выпал небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновенье», посвященными ей. Это стихотворение навсегда вошло в историю русской лирики как один из шедевров.

Ведущий 2: В 1838 году на одной из семейных вечеринок у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн. В тот вечер Глинка был не в духе. Ссоры с женой лишали его сна, аппетита. Он не мог творить самозабвенно и увлеченно как прежде. Рядом вот уже несколько лет жила вздорная, глупая, напыщенная женщина – его жена, интересы которой не шли дальше балов, карт и лошадей. Он знал, что так продолжаться дальше не может. От невеселых мыслей композитора отвлекли звуки вальса, и тут он увидел Екатерину Ермолаевну. Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием.

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье»
(сл. А.С. Пушкина, муз. М.И. Глинки).

Ведущий 1: Русский романс… Сколько тайн разбитых судеб и растоптанных чувств он хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает! Послушайте историю еще одного романса.

Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. Он почему-то сразу обратил на неё внимание. Она была стройна и изящна. Маска скрывала лицо, но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали голову. Они говорили недолго – суета маскарада разлучила их. Вскоре он написал стихотворение «Средь шумного бала».

Средь шумного бала случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты…

Это стихотворение будет одним из лучших в русской любовной лирике, но знаменитым станет тогда, когда превратится в романс на музыку Петра Ильича Чайковского. А слова к нему написал Алексей Константинович Толстой. Он посвятил его своей будущей жене – Софье Андреевне Миллер. В ней он нашёл не только свою единственную женщину, но и умного друга. А теперь давайте послушаем этот романс.

Звучит романс «Средь шумного бала»
(сл. А.К. Толстого, П.И. Чайковского).

Ведущий 2: Любовь к романсу непреходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Он волновал души великих людей и простых смертных. Но романс не был бы так популярен без замечательных исполнителей, приносящих в наши сердца трепет, волнение, глубину чувств. Давайте послушаем романс из кинофильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс».

Звучит романс « А напоследок я скажу»
(сл. Б. Ахмадулиной, муз. А. Петрова)

«Мохнатый шмель» из к/ф «Жестокий романс»

Ведущий 1:

Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом.

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Романс вошел в нашу жизнь. Он затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного, высокого, необъяснимого. Конечно, сегодня мы не успели побеседовать обо всех романсах, их авторах и исполнителях. Да это и невозможно. А потому не будем прощаться, лишь скажем: «До новых встреч на вечере русского романса!»

Список литературы:

  • Богат Е.М. Что движет солнце и светила.: Любовь в письмах выдающихся людей – М.: Дет. лит.,1978
  • Золотая коллекция русского романса. –М.: Соврем. музыка, 2000
  • Колосова М.П. «Я встретил вас…» – М.: Моск. рабочий, 1983.
  • Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. — М.:Просвещение,1989.
  • Мархасев Л. Серенада на все времена. –Л.: Сов. композитор,1988.
  • Музыка Т.Г. «Я к наслаждению высокому зову…» //Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем».- №11.- 2005
  • Соболева Г. Русский романс. – М.: Знание, 1980.
  • Русские песни и романсы. /Вступ. статья и сост. В. Гусева. – М.: Худож. лит.,1989.

Оформление кабинета.

Столики, накрытые скатертями, на них свечи в подсвечниках, цветы, чашки чайные, выпечка.

В углу – пианино. На дверях и окнах – витражи, на торцевой стене – имитация колонн из бумаги.

Ход вечера.

Гости рассаживаются за столиками, выступающие тоже(ближе к пианино).

Пианистка играет вступление к романсу А.Петрова на слова Б.Ахмадулиной «Романс о романсе».

Выступающие располагаются около пианино живописной группой. Все вместе исполняют «Романс

О романсе», первый куплет:

Не довольно ли нам пререкаться,

Не пора ли предаться любви?

Чем старинней наивность романса,

Тем живее его соловьи.

То ль в рассвете судьбы, то ль на склоне,

Что я знаю про век и про дни?

Отвори мне калитку в былое

И былым мое время продли.

Ведущий 1.

Богатый дом. Ярко горят свечи. В одной из гостиных – многочисленное общество. За небольшим

Нарядным фортепиано – хозяйка. Около инструмента – певица. Исполнительницы не

профессиональные музыкантши. Они просто любят музыку и посвящают ей много времени. С

удово льствием слушают их увлеченное пение гости. Звучат изумительные стихи.

(Исполняется стихотворение А.С.Пушкина «Певец».)

Ведущий 2.

Наверное, На таких вечерах можно было услышать романсы, всеми любимые до наших дней.

(Звучит романс Булахова «Не пробуждай воспоминаний»).

Чтец 1 читает строки стихотворения А.Блока:

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным:

То для меня мечта поет,

То веет таинством прекрасным.

Ведущий 1.

Романс был популярен почти до середины 19 века. Одним из первых зазвучало произведение

Дублянского «Стонет сизый голубочек».

Ведущий 2.

Затем появились романсы Глинки, Алябьева, Верстовского, Даргомыжского, Варламова,

Гурилева.

Чтец 2 читает отрывок из стихотворения Н.Огарева:

В тиши ночной аккорд печальный

Тревожит мир души моей,

Былого счастья, лучших дней.

(Исполняется романс А.Гурилева на стихи М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно…»

Ведущий 1.

Романсы писались на стихи А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, П.Я.Вяземского, М.Ю.Лермонтова,

Чтец 3 читает стихотворение А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…»

(Исполняется романс А.Варламова «На заре ты ее не буди…»

Чтец 4 читает отрывок из стихотворения М.Ю Лермонтова:

Что за звуки! Неподвижен внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

(Исполняется романс М.Глинки на стихи А.Пушкина «Я вас любил…»

Ведущий 2.

Романс бытовал в разных жанрах: городской, цыганский, бытовой, народный, лирический.

Чтец 5 читает стихотворение А.Н.Плещеева «Звуки»

Не умолкай, не умолкай!

Отрадны сердцу эти звуки,

Хоть на единый миг пускай

В груди больной задремлют муки.

Волненья прошлых, давних дней

Мне песнь твоя напоминает;

И льются слезы из очей,

И сладко сердце замирает…

И мнится мне, что слышу я

Бывало, он влечет меня

К себе какой-то чудной силой;

И будто снова предо мной

Спокойный, тихий взор сияет

И душу сладостной тоской,

Тоской блаженства наполняет…

Так пой же! Легче дышит грудь,

И стихли в ней сомненья муки…

О, если б мог когда-нибудь

Я умереть под эти звуки!

(Исполняется романс А.Гурилева на стихи П.Вяземского «Радость – душечка»)

Радость – душечка,

Красна девушка,

Что задумалась – пригорюнилась?

Полюби меня, лебедь белая,

Полюби меня, приголубь меня.

Речью нежною, словом ласковым (2)

Не любить тебя, позабыть тебя,

Хоть на миг один… Легче вырезать

Легче вырезать из груди моей

Из груди моей сердце бедное.

Без тебя ли мне солнце в летний день,

Словно осенью, светит холодом.

Без тебя ли мне белый свет не мил,

Без тебя грустна моя молодость.

Полюби меня, ненаглядная,

Как полюбишь ты – прочь змея-тоска.

Закипит опять счастьем. Радостью

Жизнь унылая, одинокая.

Ведущий 1.

Но романсы выражали не только нежные лирические чувства. Иногда в них звучала шутка, почти

(Исполняется романс А.Даргомыжского на стихи А.Пушкина «Мельник»)

О, говори хоть ты со мной,

Гитара семиструнная!

Душа полна такой тоской,

А ночь такая лунная!

Вон там звезда одна горит

Так ярко и мучительно,

Лучами сердце шевелит,

Дразня его язвительно…

(Исполняется романс «Гори, гори, моя звезда…» на стихи В.П.Чуевского)

Мечтательно-возвышенный,

Стыдливый и простой

Мотив, когда-то слышанный,

Пронесся надо мной.

(Все присутствующие, выступающие и гости, исполняют романс на стихи И.С.Тургенева «Утро

туманное».Текст заранее размножен и находится на каждом столике.)

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые (2)

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно и нежно ловимые,

Первая встреча, последняя встреча,

Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,

Многое вспомнишь, давно позабытое,

Слушая говор колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо высокое (2)

Она поет – и звуки тают,

Как поцелуи на устах,

Глядит – и небеса играют

В ее божественных глазах. (М.Ю.Лермонтов)

(Исполняется романс А.Гурилева «Отгадай, моя родная»)

Ведущий 2.

Особое место занимает цыганский романс, огневой, страстный, пленительный.

Напев, давно забытый мною,

Опять преследует меня!

Знакомец старый, где с тобою,

Когда и как сдружился я?

(Исполняется романс на слова Н.Риттера «Ямщик»)

Какие-то носятся звуки

И льнут к моему изголовью,

Полны они томной разлуки,

Дрожат небывалой любовью.

(Исполняется романс «Мой костер в тумане светит» на стихи Я.Полонского «Песня цыганки»)

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет… (А.К.Толстой)

(Исполняется романс «Мохнатый шмель» из к/ф «Жестокий романс»)

Мохнатый шмель

На душистый хмель,

Цапля серая в камыши,

А цыганская дочь

За любимым в ночь

По родству бродяжьей души.

На закат, где дрожат паруса,

И глаза глядят с бесприютной тоской

В багровеющие небеса.

И вдвоем по тропе

Навстречу судьбе,

Не гадая, в ад или в рай,

Так и надо идти,

Не страшась пути,

Хоть на край земли, хоть за край!

Так вперед, за цыганской звездой кочевой

На свиданье с зарей на восток,

Где тиха и нежна розовеет волна,

На рассветный вползая песок.

Так вперед, за цыганской звездой кочевой

До ревущих южных широт,

Где свирепая буря, как божья метла,

Океанскую пыль метет.

Ведущий 1.

Романс жив и сегодня. Отдают ему дань и современные композиторы, из которых наиболее

Известен Андрей Петров.

Волненья прошлых, давних дней

Мне песнь твоя напоминает;

И льются слезы из очей,

И сладко сердце замирает.

(Исполняется романс «Под лаской плюшевого пледа» А.Петрова на стихи М.Цветаевой.)

Темнеет… Комната пуста,

С трудом я вспоминаю что-то,

И безответна, и чиста,

За нотой умирает нота.

(Исполняется романс «Любовь – волшебная страна» из к/ф «Жестокий романс»)

Ведущий 2. И завершает наш Вечер «Романс Настеньки» композитора А.Петрова на стихи М.Цветаевой из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».Этот романс посвящен героям войны 1812 года. Нам кажется, что в нем звучит то, чего так не хватает в жизни сегодня: восхищение мужеством, упоение юностью, нежность, красота, чистота помыслов и чувств.

(Исполняется «Романс Настеньки»)

Ведущий 1.

В программе нашего Вечера прозвучали:

«Романс о романсе» А.Петрова на стихи Беллы Ахмадулиной;

«Не пробуждай воспоминаний» Булахова;

«И скучно, и грустно…» А.Гурилева на стихи М.Лермонтова;

«На заре ты ее не буди» А.Варламова;

«Я вас любил» М.Глинки на стихи А.Пушкина;

«Радост ь – душечка» А.Гурилева, стихи П.Вяземского;

«Мельник» А.Даргомыжского на стихи А.Пушкина;

«Гори, гори, моя звезда», стихи Чуевского;

«Утро туманное», стихи И.Тургенева;

«Отгадай, моя родная» А.Гурилева;

«Ямщик», стихи Н.Риттера;

«Песня цыганки», стихи Я.Полонского;

«Мохнатый шмель» из к/ф «Жестокий романс»;

«Под лаской плюшевого пледа» А.Петрова, стихи М.Цветаевой;

«Любовь – волшебная страна» из к/ф «Жестокий романс»;

«Романс Настеньки» А.Петрова из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».

Звучали поэтические строки А.Пушкина, А.Блока, Н.Огарева, М.Лермонтова, Ап.Григорьева, А.Плещеева, К.Фофанова, И.Аксакова, А.К.Толстого, И.Анненского.

Ведущий 2.

Благодарим Вас, уважаемые гости, за внимание и снисходительное к нам отношение. Разрешите от Вашего имени поблагодарить ребят – участников Вечера и пожелать им и всем нам душевной чистоты, добра, здоровья и счастья!

Сценарий концерта « Очарование романса»

Ведущий. Вот и ещё один музыкальный вечер распахнул двери для гостей. Вечер концерта «Очарование романса».

Романс… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

1.(звучит романс)

м. И. Шварца сл. «Я ехал к вам» из к/ф «Станционный смотритель»

Ведущий. Во все века, во всех странах существовали лирические песни про любовь. Их пели и простые деревенские девушки, и городские барышни, и их служанки. Конечно, содержание этих песен было разным. Аристократам слово песня казалась плебейским. Вот тогда-то по всей Европе песни с любовным содержанием и чувствительной мелодией стали называть красивым испанским словом «романс».

2. .(звучит романс)

м. А. Чернявского сл. П. Шлаксета «Цветики»

Ведущий. Первые русские романсы сочинялись едва ли не повсюду, где для этого хватало грамотности. Эта тяга к «самостоятельному распеванию» поэтических текстов захватывает, по меньшей мере, весь 19 век, остаётся характерной и для первых десятилетий 20 века.

Многие из этих романсов и сегодня близки и понятны.

3. .(звучит романс)

м. П. Фальбинова сл. Н. Дулькевич «Как хороши те очи»

Ведущий.У талантливого русского композитора Петра Петровича Булахова, написавшего много прекрасных романсов, была очень трудная судьба. Он много болел, нуждался в поддержке. Композитора из милости приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев.

С тех пор прошло более 200 лет. Нет Булахова, но живут до сих пор его мелодии, помогают людям пережить невзгоды. Найти утешение, ощутить радость.

4. .(звучит романс)

м. П. Булахова «Тук, тук, тук так сердце бьется»

Ведущий. Вечная тема романса-любовь, которая заставляет радоваться и переживать, ожидать и надеяться.

Прощаясь, в алее мы долго сидели,

А слёзы и речи лились и кипели.

Дрожа, лепетали над нами берёзы,

А мы доживали все лучшие грёзы

И в эти минуты любви и разлуки

Мы прожили много-и счастья, и муки.

5. .(звучит романс)

м. Дюбюк сл. Г. Гейне «Не обмани!»

Ведущий. В ноябре 1843г. написал стихи, всё ещё находясь под впечатлением, разрыва с Татьяной Бакуниной (сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина.

Тогда, в марте 1842г. он написал ей прощальное письмо: «Я всё хочу забыть, всё, вашего взгляда, который я теперь так живо, так много вижу…»

Стихи Тургенева стали прекрасным романсом, музыку к которому сочинил лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одарённый музыкант-любитель, прекрасно игравший на гитаре. Сегодня этот романс звучит.

6. Дуэт.(звучит романс)

м. Абаза сл. Тургенева «Утро туманное»

Когда без страсти и без дела бесцветно дни мои текли

Она как буря налетела и унесла меня с земли.

Любовь меня лишила веры и вдохновение зажгла,

Дала мне счастие без меры и слёзы, слёзы без числа.

7. .(звучит романс)

м. П. Булахова сл. Н.Н. «Не пробуждай воспоминаний»

Ведущий. Не уезжай ты, мой голубчик!

Печальна жизнь мне без тебя

Дай на прощанье обещанье,

Что не забудешь ты меня.

Когда порой тебя не вижу,

Грустна, задумчива хожу,

Когда речей твоих не слышу

Мне кажется: я не живу.

8. .(звучит романс)

м. М.Балакирева сл. М. Лермонтова «Слышу ли голос твой»

Ведущий. Ты помнишь ли, когда в уединенье

Я столько раз с заботою немой

Тебя ждала, завидя в отдаленье

Как билось грудь от радости живой?

Ты помнишь ли, как в робости невольной

Тебе кольцо я отдала с руки

Как счастьем я твоим была довольна?

Я помню всё.…Но ты-ты помнишь ли?

9. .(звучит романс)

м. А.Алябьева сл. Бистрома «Я вижу образ твой»

Ведущий. Не смолкай, говори. В ласке речи твоей

В беззаветном веселье свиданья

Принесла мне с собой ты свежесть полей

И цветов благовонных лобзанья

В беспредельном молчанье теней и лучей

Шепчешь ты про любовь и участье

Не смолкай, говори. В ласке речи твоей

Мне звучит беспредельное счастье.

10. .(звучит романс)

м. П.Булахова сл. «Колькольчики мои»

И тихо, и ясно, и пахнет сиренью,

И где-то звенит соловей

И веет мечтательно сладкою ленью

От этих широких аллей

Река чуть трепещет холодною сталью,

Не в силах мечты превозмочь

И дышит любовью и дышит печалью

Весенняя страстная ночь.

11. .(звучит романс)

м. П. Булахова сл. Н. Огарева «Признание»

Ведущий. Ты сидишь молчаливо и смотришь с тоской,

Как печально камин догорает,

Как в нём яркое пламя то вспыхнет порой

То бессильно опять угасает

Ты грустишь всё о чём? Не о прошлых ли днях,

Полных неги, любви и привета?

Так чего же ты ищешь в сгоревших углях?

О себе не найти в них ответа.

12. .(звучит романс)

м. М. Журбина «Не пробуждай»

Ведущий. Я грущу. Если можешь понять

Мою душу доверчиво, нежную,

Приходи ты со мной попенять

На судьбу мою, странно мятежную.

Как-то странно и дико мне жить без тебя.

Сердце лаской любви не согрето,

Иль мне правду сказали, что будто моя

Лебединая песня пропета.

13. .(звучит романс)

м. и сл. н. Зубова «Не уходи побудь со мною»

Ведущий. О, позабудь былые увлеченья,

Уйди, не верь обману красоты

Не разжигай минувшие мученья,

Не воскрешай уснувшие мечты.

Пойми меня! Пойми, что безнадёжно

Я откажусь от милых светлых грёз,

Чтоб дать тебе изведать безмятежной

Святой любви, отрадных чистых слёз.

14. .(звучит романс)

м. Б. Кейна сл. «Нет, нет не хочу»

Ведущий. Не слышно гитары, умолкли все звуки,

Романс распевал про любовные муки.

Романс распевал про любовные страсти

Про самое личное нежное счастье.

15.Дует.(звучит романс)

м и сл. Н. Листова «Я помню вальса звук прелестный»

Ведущий. Пропеты последние строки, прозвучали последние слова.

Наш «Вечер романса» подошёл к концу. Нам верится, что он не уйдёт бесследно, ведь это неповторимые звуки любви….. Спасибо за внимание.

Сценарий тематического мероприятия «Вечер русского романса»

Итоговым этапом опытно-эскпериментальной работы стало проведение в конце учебного года музыкально-театрализованного мероприятия, посвященного русскому романсу. Сценарий был разработан нами на основе вокального репертуара, изучаемого подростками в течение февраля-мая в рамках занятий вокального кружка.

Сценарий мероприятия «Вечер русского романса»: Цель мероприятия - способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности подростка путем приобщения к жанру русского романса.

· познакомить зрителей с историей возникновения и развития жанра романса, с творчеством русских композиторов и поэтов;

· познакомить зрителей с особенностями русского романса;

· выделить основные тематические виды русского романса;

· способствовать формированию осознанного восприятия музыки.

· способствовать проявлению духовно-нравственных качеств личности.

Оборудование и материалы: музыкальные инструменты (фортепиано, гитара), музыкальный центр, театральный реквизит.

Ход мероприятия: Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на вечере, посвященном русскому романсу.

Не довольно ли нам пререкаться,

Не пора ли предаться любви,

Чем старинней наивность романса,

Тем живее его соловьи.

Толь в расцвете судьбы, толь на склоне

Что я знаю про век и про дни,

Отвори мне калитку в былое,

И былым мое время продли.

Наше ныне нас нежит и рушит,

Но туманы сирени висят.

И в мантилье из сумрачных кружев

Кто-то вечно спускается в сад.

Как влюблен он, и нежен, и статен,

О, накинь, отвори, поспеши,

Можно все расточить и растратить,

Но любви не отнять у души.

Отражен иль исторгнут роялем

Свет луны - это тайна для глаз,

Но поющий всегда отворяет

То, что было закрыто для нас.

Блик рассвета касается лика,

Мне спасительны песни твои,

И куда б ни вела та калитка,

Подари, не томи, отвори.

(Белла Ахмадуллина)

Звучит романс 19 века «Отвори потихоньку калитку » (слова А.Будищева, музыка А.Обухова) в исполнении Жени Гоглева, 11 лет.

Ведущий: Многие люди любят русские романсы. И мы сегодня собрались на вечер, посвященный именно ему. Познакомимся с историей возникновения жанра романса. Его родиной считается Испания, именно здесь благодаря странствующим поэтам-певцам в 13-14 веках зародился музыкальный жанр «романс». Это слово происходит от испанского “romance”, что переводится как «романский», это значит, что он исполнялся на романском (испанском) языке.

Мелодии романсов отличаются красотой и плавностью, а их лирически проникновенные слова легко запоминаются. В них рассказывается о том, что близко и понятно каждому: о любви, дружбе, разлуке, безответном чувстве, ревности, красоте родной природы, тоске по Родине.

Они уносят дух -- властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утомить:

Душа, безумная, томиться и желает -

И петь, и плакать, и любить.

(Василий Иванович Красов, поэт 19 века)

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье » (на стихи А.С.Пушкина, музыка М.И.Глинки, 1840 год) в исполнении Коли Иванова, 12 лет.

Ведущий: Русский романс начал зарождаться во второй половине 18 века. С тех пор прошло два с половиной века, но и сегодня русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых в них чувств точно так же, как и все эти годы.

Русская песня стала основой для формирования романса в России. Первоначально его исполняли в домашнем кругу под фортепиано, но его популярность резко возросла с появлением семиструнной гитары, которая смогла глубже передать личностные переживания автора.

Настрой же струны на своей гитаре,

Настрой же струны на старинный лад,

В котором всё в цветенье и разгаре.

«Сияла ночь, луной был полон сад».

(А. Передреев)

Звучит романс 19 века «Гори, гори, моя звезда » (слова В. Чуевский, музыка П.Булахов) в исполнении Анастасии Соколовой, 14 лет под аккомпанемент гитары.

Ведущий: Есть замечательное стихотворение о любви «Средь шумного бала...». Его история связана со встречей двух известных людей -- писателя, поэта, романиста и драматурга Алексея Константиновича Толстого со своей будущей женой -- Софьей Андреевной Миллер. Их любовь смогла и через двадцать лет остаться такой же нежной и романтичной, как и в самом начале.

Звучит романс «Средь шумного бала... » (слова А.К.Толстого, музыка П.И.Чайковского) в исполнении ведущего -- Чежина Р.В.

Театрализованный фрагмент: юноша стоит у окна в роли А.К.Толстого: «Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу эту улицу, эту гостиницу и эту комнату, без тебя. Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже 20 лет, что я не могу жить без тебя, что ты моё единственное сокровище на земле, я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад...»

Ведущий: Он увидел ее впервые 20 лет назад - «средь шумного бала случайно...». Эта романтическая история началась с драмы. До встречи с Толстым Софья была замужем за нелюбимым человеком -- полковником Л.Ф.Миллером. Ее замужеству предшествовали трагические события -- гибель брата на дуэли из-за ее увлечения князем Вяземским. Что касается Толстого, то его жизнь до встречи с Софьей тоже нельзя было назвать счастливой: служба при царском дворе вгоняла в скуку, а его мечтой было всерьез заняться литературой и искусством. Историю их отношений можно назвать борьбой за счастье и право быть собой в жизни и любви.

Театрализованный фрагмент: юноша стоит у окна в роли А.К.Толстого: «Кровь застывает в сердце, что я могу потерять тебя -- я говорю себе: как ужасно глупо расставаться. Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени: всё вокруг лишь свет и счастье...»

Ведущий: Любовь вдохновляет, и благодаря возвышенному чувству к своей жене А.К.Толстой написал множество стихов, ставших позже прекрасными и нежными романсами. Их музыка такая же чистая и целомудренная, как и его стихи.

Звучит романс «Колокольчики мои » (слова А.К.Толстого, музыка П.П.Булахова) в исполнении Яны Важовой, 10 лет.

Ведущий: Любовь между А.К.Толстым и его женой Софией была взаимной, и, к счастью, она закончилась свадьбой двух влюбленных. Но часто бывает так, что пламенные и глубокие чувства остаются безответными.

Звучит романс «Я вас любил » (слова А.С.Пушкина, музыка Б.Шереметьева) в исполнении Димы Лобанова, 16 лет.

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит!

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит...

Эти прекрасные строки принадлежат русскому поэту-лирику 19 века Афанасию Афанасьевичу Фету. Тема данного стихотворения посвящена любви и природе. В творчестве русских классиков через образы природы показываются душевные переживания человека. Образы природных явлений, растений, животных помогают лучше

Звучит романс «Я встретил вас » (слова Ф.Тютчева, музыка неизвестного автора) в исполнении Антона Шибалова, 14 лет.

Ведущий: Уникальность жанра романса заключается в том, что он может научить очень многому, несмотря на свою малую камерную форму. Он учит возвышенной любви, умению выражать свои чувства, целомудрию, нежности, искренности, бескорыстию, честности, преданности, верности, патриотизму.

Русский романс учит таким нравственно-духовным ценностям, которые находятся вне времени, которые являются актуальными всегда: хоть в 18 или 19 веках, хоть в 20-ом, хоть сегодня.

В 20 веке появилось много романсов в кинематографе. Давайте послушаем некоторые из них.

Звучит инструментальный романс Д.Шостаковича из кинофильма «Овод» (аудиозапись).

Ведущий:

Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

(И. Кохановский)

Звучит романс «Ты у меня одна » из кинофильма «Городской романс» (слова и музыка Ю.Визбора) в исполнении Юра Чебыкин, 13 лет.

Ведущий: Следующий романс прозвучит в исполнении всех присутствующих на нашем вечере, так как слова его известны каждому. Романс «Старый клён» из кинофильма «Девчата».

Звучит романс «Старый клён » (слова М. Матусовского, музыка А. Пахмутовой)

Ведущий:

В сердце томная забота,

Безымянная печаль.

Я невольно жду чего-то,

Мне чего-то смутно жаль...

(П.Вяземский)

Звучит романс «В сердце томная забота » (слова П.Вяземский, музыка А.Петрова) из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» в исполнении Саши Согрина, 10 лет.

Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно расстаться.

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

(И. Кохановский)

В 21 веке композиторы также продолжают обращаться к жанру романса. Некоторые из них мы сейчас услышим.

Звучит романс «Я могу тебя очень ждать » (слова Э.Асадова, музыка С.Светлова) в исполнении Кати Мелединой, 15 лет.

Ведущий : Возможно, что многие из вас когда-нибудь мечтали о том, чтобы хоть ненадолго очутиться в прошлом.

Героям кинофильма «Мы из будущего» удалось воплотить это в реальность.

Этот фильм не только учит патриотизму, любви к Родине, доказывает зрителям, что и современные ребята могут быть настоящими героями, но и показывает пример любви, для которой не страшно даже расстояние в десятилетия. Романс Ниночки из этого фильма -- это признание в теплых и глубоких чувствах: любви и дружбе.

Звучит романс «За всё спасибо, добрый друг » (слова Е.Стюарт, музыка И. Бурляева) в исполнении Наташи Поповой, 14 лет.

Ведущий: Вот и подходит к концу наш вечер. Для кого-то это была встреча с друзьями, для кого-то -- путешествие в новый и почти неизвестный мир русского романса. Надеюсь, этот вечер вам понравился, и от него у вас останутся приятные воспоминания.

Звучит романс «Вы воплощенье самых смелых грёз » из кинофильма «1812: Уланская баллада» (стихи Наталии Хлевновой, музыка Максима Дунаевского) в исполнении Димы Лобанова, 16 лет и Тани Костылевой, 16 лет.

Ведущий :

Прекрасны ритмы песен новых,

Любите их и пойте их.

Но годы проверяют слово

И в увлечениях своих -

Не забывайте песен старых,

Они о многом скажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

Участники вечера со своими друзьями и родителями продолжили общаться за чаепитием. Неформальная обстановка мероприятия и эмоциональный подъем после выступления вдохновили участников на дальнейшие творческие планы. Было выражено общее пожелание проводить подобные музыкальные вечера и в будущем. Присутствующие проявили свою готовность помочь в осуществлении нового творческого проекта.

ВЕЧЕР РУССКОГО РОМАНСА

Батракова Ирина Александровна ,
учитель Вохтомской средней школы
Парфеньевского района Костромской области

Вечер русского романса – это возможность знакомства воспитанников с русской музыкальной культурой, диалога чувств и эмоций между воспитанниками и педагогами, обогащения их духовного мира.

Сценарный ход вечера:

Звучит романс « Очарована, околдована…»
(сл. Н. Заболоцкого, муз. М. Звездинского)

Ведущий 1: Романс…Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Сегодня мы познакомимся с историей возникновения романса и развитием этого музыкального жанра в России.

Многие из вас с удовольствием слушают романсы или сами их поют. А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово?

Ведущий 2: Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», то есть исполняемый на «романском» языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском – официальном языке католической церкви. Как это понимать? Очень просто. В то время в Испании все церковные песнопения исполняли на латыни, а так называемые светские песни пели на национальном языке. Потому произведение, написанное на романском языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку – романсами. Позже романсом в Испании стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепьяно.

Итак, романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, которое исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.

Ведущий 1: В книге Б.В.Афанасьева «Путеводитель по концертам» сказано: «Романс – это усложненный вид «комнатой», «домашней», салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи… лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией».

Ведущий 2: Лирические песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно. Даже само слово «песня» казалось им плебейским. Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом «романс» в отличие от простонародных песен.

Ведущий 1: В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными.

Ведущий 2: А вот имена тех, кто известен на весь мир: Александр Сергеевич Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Александрович Алябьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Михаил Иванович Глинка и другие. Сколько изумительных романсов было создано великими композиторами! Только Петром Ильичем Чайковским написано более 100 романсов. Они близки и понятны нам сегодня так же, как были близки и понятны людям XIX и XX веков.

Звучит романс «Отцвели хризантемы»
(сл. В. Шумского, муз. Н. Харито)

Ведущий 1: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминаются. В них звучат слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – слова о том, что трогает душу каждого человека.

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить.

Душа безумная томится и желает –

И петь, и плакать, и любить. (В.И. Красов «Звуки», 1835г.)

Необыкновенно проникновенные романсы, раскрывающие чувства человека, образы природы, размышления об искусстве создавал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Наиболее известным из цикла «У моря» является романс «Дробится и плещет».

Звучит романс «Дробится и плещет»
(муз. Н. А. Римского-Корсакова).

Ведущий 2: Со временем романс расширил свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием. Появились его разновидности: элегия, баллада, драматический монолог, городской, цыганский и народный романс.

Давайте поговорим о каждой из них и начнем с народного романса. Его мелодия схожа с протяжной народной песней. Он напоминает своеобразное лирическое высказывание. Замечательной иллюстрацией будет широко известный романс «Живет моя отрада».

Звучит романс «Живет моя отрада»
(сл.С. Рыскина, муз. Д. Шишкина)

Ведущий 1: Далее наш разговор пойдет об элегии. Элегия – это лирико-философское стихотворение. Примером элегии может служить романс «Утро туманное» на слова Ивана Сергеевича Тургенева. Стихотворение «Утро туманное» И.С. Тургенев написал в ноябре 1843 г. под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина. В произведении слышится щемящее чувство тоски по ушедшему счастью, родине, которую автор добровольно покинул и жил на краю чужого гнезда в семье Полины Виардо. Музыку к этим прекрасным словам написал офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, тонко чувствовавший прекрасное. Талантливый молодой человек погиб во время Крымской войны в осажденном Севастополе в июне 1855 г. А романс «Утро туманное» любим и сейчас.

Звучит романс «Утро туманное»
(сл. И.С. Тургенева, муз. Э. Абаза)

Ведущий 2: Для романса, имеющего сходство с балладой, характерны образы, навеянные старинными преданиями и легендами. Они повествуют об исторических событиях и героях, раскрывают их переживания и деяния. Так, в романсе «Из-за острова на стрежень» рассказывается о лихом атамане Стеньке Разине и его дружине.

Звучит романс «Из-за острова на стрежень»
(сл. и муз. народные).

Ведущий 1: Цыганский романс возник так. Цыгане, не имея красивых текстов песен, стали исполнять произведения русских авторов так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы. Цыганским стал романс «Гори, гори, моя звезда». Жизнь его автора – талантливого русского композитора Петра Петровича Булакова, проходила в тяжелой нужде. Из милости композитора приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев. С тех пор прошло более 100 лет, а мелодии П.П. Булакова звучат, помогая людям пережить невзгоды.

Звучит романс «Гори, гори, моя звезда»
(сл. В. Чуевского, муз. П. Булакова)

Ведущий 2: Примерами городского романса можно назвать произведения «Я помню вальса звук прелестный», «Ямщик, не гони лошадей!», «Мне нравится, что вы больны не мной». Они передают оттенки лирических переживаний городских барышень, глубину и тонкость романтических отношений. Все это мы сейчас услышим в словах и музыке романса «Темно-вишневая шаль»

Звучит романс «Темно-вишневая шаль»
(авторы неизвестны)

Ведущий 1: Романс – драматический монолог исполняется от первого лица, и позволяет своему автору выразить все те чувства и размышления, которые его переполняют. Он может быть своеобразной исповедью, раскрывающей душу своего героя. Сейчас для нас прозвучит романс – драматический монолог «Только раз бывает в жизни встреча».

Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча»
(сл. П. Германа, муз. Б. Фомина)

Ведущий 2: Романс в России стал настолько популярным, что у него появилась своя биография. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов, сохранили часть их жизни и души.

1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны супруги Николая 1, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III . За год знакомства юная графиня настолько очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства барону Крюденеру. Но ни Амалия, ни Тютчев не забыли своей юной привязанности и пронесли ее через всю жизнь. С годами они встречались все реже и реже. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде, где поэт написал свое стихотворение-признание:

Я встретил вас, и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло….

Положенное на музыку, это стихотворение стало популярным романсом. Последняя встреча произошла в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова…

Звучит романс «Я встретил вас»
(сл. Ф. Тютчева, муз. неизвестного автора)

Ведущий 1: Гордостью русской классики можно назвать романсы Михаила Ивановича Глинки. Композитор писал их на протяжении всей жизни на стихи современных ему поэтов и близких друзей. Особое место в вокальной лирике автора занимают произведения на слова Александра Сергеевича Пушкина. Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.

Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. «Как будто тяжелый груз давил ее, а в огромных глазах затаенная грусть». Такой запомнилась поэту Анна Керн. 16-летней девочкой она была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека. Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у Осиповых, друзей соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. Каждый вечер Александр Сергеевич слушал пение Керн, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и подарил ей недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Когда Анна раскрыла еще не разрезанные страницы подаренной книги, оттуда выпал небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновенье», посвященными ей. Это стихотворение навсегда вошло в историю русской лирики как один из шедевров.

Ведущий 2: В 1838 году на одной из семейных вечеринок у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн. В тот вечер Глинка был не в духе. Ссоры с женой лишали его сна, аппетита. Он не мог творить самозабвенно и увлеченно как прежде. Рядом вот уже несколько лет жила вздорная, глупая, напыщенная женщина – его жена, интересы которой не шли дальше балов, карт и лошадей. Он знал, что так продолжаться дальше не может. От невеселых мыслей композитора отвлекли звуки вальса, и тут он увидел Екатерину Ермолаевну. Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием.

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье»
(сл. А.С. Пушкина, муз. М.И. Глинки).

Ведущий 1: Русский романс… Сколько тайн разбитых судеб и растоптанных чувств он хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает! Послушайте историю еще одного романса.

Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. Он почему-то сразу обратил на неё внимание. Она была стройна и изящна. Маска скрывала лицо, но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали голову. Они говорили недолго – суета маскарада разлучила их. Вскоре он написал стихотворение «Средь шумного бала».

Средь шумного бала случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты…

Это стихотворение будет одним из лучших в русской любовной лирике, но знаменитым станет тогда, когда превратится в романс на музыку Петра Ильича Чайковского. А слова к нему написал Алексей Константинович Толстой. Он посвятил его своей будущей жене – Софье Андреевне Миллер. В ней он нашёл не только свою единственную женщину, но и умного друга. А теперь давайте послушаем этот романс.

Звучит романс «Средь шумного бала»
(сл. А.К. Толстого, П.И. Чайковского).

Ведущий 2: Любовь к романсу непреходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Он волновал души великих людей и простых смертных. Но романс не был бы так популярен без замечательных исполнителей, приносящих в наши сердца трепет, волнение, глубину чувств. Давайте послушаем романс из кинофильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс» в исполнении удивительной певицы Валентины Понамаревой.

Звучит романс « А напоследок я скажу»
(сл. Б. Ахмадулиной, муз. А. Петрова)

Ведущий 1:

Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом.

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Романс вошел в нашу жизнь. Он затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного, высокого, необъяснимого. Конечно, сегодня мы не успели побеседовать обо всех романсах, их авторах и исполнителях. Да это и невозможно. А потому не будем прощаться, лишь скажем: «До новых встреч на вечере русского романса!»

• Основная предварительная подготовка к вечеру связана с вокальными номерами, поскольку вечер предполагает исполнение романсов. Исполнителями могут выступить воспитанники, классный руководитель и другие педагоги школы, родители и приглашенные исполнители. Использование аудио-записей романсов возможно, но нежелательно, поскольку может быть диссонансом «живому» музыкальному диалогу. В качестве ведущих вечера могут выступать как педагоги, так и воспитанники.

• Вечер требует создания лиричной, немного загадочной, созерцательной атмосферы. Следовательно, может использоваться размещение участников о кругу с ярко выделенным центром внимания – импровизированной сценой. В художественном оформлении вечера используются драпировки, подсвечники со свечами. На стенах размещаются портреты поэтов и писателей (Ф.И.Тютчев, И.С. Тургенев, А.А. Дельвиг, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.Н. Толстой, Б. Ахмадулина), композиторов (П. Булахов, С. Рахманинов, П.И. Чайковский, А. Даргомыжский, А.А. Алябьев, М. Глинка, Н. Римский – Корсаков, Г. Свиридов), портрет А.П. Керн.

• Для исполнения романсов требуется гитара/фортепиано, другие музыкальные инструменты. Для организации музыкального оформления в процессе беседы, а также для создания необходимого настроения в начале и по завершении вечера могут быть использованы аудио-записи романсов или классической музыки.

Использованная литература:

• «Ваши любимые песни», составитель Г. В. Павленко.

• «Гляжу в озера синие», составитель Е.Б. Сироткин.

• «Русские песни и романсы», составитель В. Гусев.

• «Русский романс», составитель В. Рабинович.

• журнал «Воспитание школьников» №5/95г. «Вечер русского романса».

• журнал «Воспитание школьников» №3-4/92г., № 6/94г.

• Рабинович В. Заметки о русском романсе // Русский романс