Биография виктора гюго. Виктор Гюго (1802–1885)

В мае 1885 года Париж прощался с знаменитым писателем, поэтом и драматургом. На пути траурной процессии от Триумфальной арки до Пантеона выстроилось множество людей. Они отдавали последние почести создателю Гуимплена, Козетты, Жана Вальжана и Квазимодо, благородному человеку со старомодными манерами и ораторским пафосом. Его звали Виктор Мари Гюго.

Детство

Родился он 26 февраля 1802 года в Безансоне. Детство Гюго прошло под аккомпанемент семейных политических дискуссий между отцом-бонапартистом и матерью-роялисткой.

Отец, выходец из крестьян, дослужился до бригадного генерала наполеоновской армии. Он мечтал вырастить сына жизнелюбивым и активным. Мать же воспитывала в ребенке мечтательность и всячески прививала любовь к литературе.

В первом поэтическом сборнике «Оды» Виктор возвеличивал королевскую власть. Однако вскоре юноша с его пылкой душой и жаждой справедливости проникся ненавистью к тирании и неприглядным образом изобразил короля Людовика XIII в пьесе «Марион Делорм».

Знаток французского народа

В 1827 году Гюго опубликовал драму «Кромвель». В то время во Франции кипела полемика о принципах драматического искусства. Предисловие к драме «Кромвель» стало манифестом романтического течения во всей французской драматургии. По мнению Гюго, жизнь нужно изображать в контрастах, показывая прекрасное рядом с уродливым.

Писатель заговорил с народом на его языке, смело сочетая цветистые сравнения и метафоры с просторечными оборотами. Он имел все основания утверждать, что знает французский язык лучше всех.

Трагическая несправедливость жизни и несчастная, но самоотверженная любовь воплотились у писателя в образе безобразного и доброго горбуна Квазимодо, персонажа романа «Собор Парижской Богоматери» .

Герои Гюго стойко переносят превратности судьбы. Бродяга Жан Вальжан из романа «Отверженные» превращается в мэра и фабриканта, а затем по своей воле снова в изгоя. Странствующий актер Гуимплен, «Человек, который смеется» , узнает о своем аристократическом происхождении. Но в любых ситуациях герои Гюго всегда добры, великодушны и верны себе.

Политическая карьера и изгнание

39-летний литератор был счастлив, когда стал членом Французской академии, графом и пэром, которым, впрочем, ему пришлось пробыть недолго. После падения монархии титул он утратил, однако сумел сохранить уважение сограждан. Писатель даже стал мэром одного их округов Парижа, а в 1848 году – членом Национального собрания.

Авторитет Гюго сыграл свою роль в избрании Шарля Луи Наполеона Бонапарта, племянника императора, президентом республики. Но вскоре писателю пришлось пожалеть об этом. После монархического переворота Гюго и его сыновья, как сторонники демократических реформ, были выдворены из страны. Обосновалась семья на острове Джерси, находящемся между Англией и Францией. Изгнание стало тяжелым ударом для Гюго и его близких.

Возвращение на родину

Французская революция 1830 года и публичные казни пробудили в литераторе отвращение к убийству. В повести «Последний день приговоренного к смерти» Гюго рассуждал о том, в праве ли один человек отнимать жизнь у другого. Своим идеалам писатель не изменил даже после амнистии, объявленной Наполеоном III в 1857 году, заявив, что вернется на французскую землю лишь тогда, когда туда вернется свобода. Падения режима пришлось ждать еще долгих 14 лет.

Соотечественники встретили своего любимца овациями и восторженными криками. Писатель встал на сторону парижских коммунаров. Одна из пушек была отлита на его деньги и названа «Виктор Гюго». Каждый понедельник литератор устраивал обеды для бедных детей.

Последнее разочарование

Но кровавый террор, этот вечный спутник революции, привел Гюго к очередному разочарованию. Он пытался примирить Коммуну и Версаль. За готовность выступить в защиту справедливости Гюго называли совестью Франции. Сам же он в последние годы жизни страдал от невыносимой душевной боли. Его любимая старшая дочь утонула, младшая – повредилась рассудком и умерла у него на руках. Тяжелая болезнь унесла обоих сыновей. Но последним ударом стала смерть его музы - Жюльетты Друэ, французской актрисы, которая всю сознательную жизнь была его спутницей.

Французский писатель, драматург и поэт Виктор Мари Гюго, практически ровесник XIX столетия, был не только свидетелем, но и участником самых значительных событий этого века. Его государственные похороны были не только данью уважения заслугам великого человека, но и апофеозом прославления французской Республики. Останки литератора были помещены в Пантеон, рядом с великими мыслителями Вольтером и Ж.-Ж. Руссо.

Виктор Гюго. Биография и обзор творчества

Виктор Мари Гюго — великий французский писатель-романтик, поэт, драматург, романист, родился 26 февраля 1802 г. Мировая слава пришла к Гюго как к автору романов, но во Франции его справедливо ценят как замечательного поэта.

В. Гюго родился в Безансоне в семье офицера наполеоновской армии. Мать будущего писателя, напротив, ненавидела Наполеона и была роялисткой, иначе говоря, сторонницей изгнанной королевской династии Бурбонов.

Раннее детство писателя проходило на Корсике, в Марселе, на Эльбе, в Италии, — в общем, везде, где служил его отец. Эти путешествия оставили очень яркий отпечаток в сознании Гюго и сформировали его романтическое мировосприятие. Родители расстались, когда Виктор был еще ребенком, и, оставшись жить с матерью в Париже, в ранней юности Гюго разделял политические симпатии матери. Лишь в зрелом возрасте у него сформировались демократические убеждения. Литературное дарование проявилось у Гюго очень рано: с тринадцати лет он начал писать, в четырнадцать выпускает вместе с братом литературный журнал, в пятнадцать становится лауреатом двух литературных академий, а в семнадцать получает пенсию от короля за свою оду. При этом Гюго один из самых заметных «долгожителей» в литературе: его художественный дар не угасал до самой смерти, и его поздние стихотворения и романы — прекрасное тому свидетельство. Гюго был лидером французского романтизма, автором знаменитого манифеста романтиков, возглавлял литературный кружок. Авторитет писателя помогал ему в общественной деятельности, где Гюго всегда был на стороне угнетенных, преследуемых, отверженных и этим также завоевал любовь и признательность во всем мире, как и своим творчеством.

Осенью 1822 г. писатель женился на Адель Фу иге, которая впоследствии родила ему пятерых детей. В 1823 г. Гюго опубликовал роман «Ган Исландец», который подвергся довольно справедливой критике Шарля Нодье, ставшего позже другом писателя и оказавшего серьезное влияние на его творчество. Гюго с женой часто устраивают приемы, приглашая к себе таких известных деятелей, как П. Мери-ме, А. Ламартин, Э. Делакруа, Г. Берлиоз, Ф. Лист и др. В 1824 и в 1834 гг. соответственно выходят в свет его романы «Последний день приговоренного к казни» и «Клод Ге», в которых писатель отразил свое категорически отрицательное отношение к смертной казни. В 1831 г. выходит в свет его великий «Собор Парижской Богоматери».

До 1843 г. Гюго практически полностью посвятил себя театральной работе, выпустив лишь несколько стихотворных сборников.

В 1841 г. Гюго избран во Французскую академию, в 1845 г. получил звание пэра. В 1848 г. избран в Национальное собрание. Гюго был ярым противником государственного переворота 1851 г. и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 г. вернулся во Францию, а в 1876 г. был выбран сенатором.

В 1860-х гг. Гюго пишет один из самых известных своих романов «Человек, который смеется». Его написание заняло два. года и два месяца подготовки по сбору материала об истории Англии XVII в.

В возрасте 83 лет, 22 мая 1885 г. великий французский писатель скончался от пневмонии. Похоронная церемония длилась десять дней, в ней приняло участие больше миллиона человек.

«Собор Парижской Богоматери»

Для написания этого великого произведения В. Гюго в течение трех лет собирал исторический материал. Он подробно изучил историю Франции XV в., период правления Людовика XI и архитектурные особенности самого собора. Однако роман он создал очень быстро — всего за полгода, наложив на него отпечаток революции 1830 г.

Все действие романа разворачивается на фоне жизни Парижа. Первая сцена произведения — это городской праздник, последняя — народный бунт. Именно через дух народа автор передает нам главный образ произведения — собор Парижской Богоматери: «...огромный собор Богоматери, вырисовывающийся на звездном небе черным силуэтом двух своих башен, каменными боками и чудовищным крупом, подобно двухголовому сфинксу, дремлющему среди города...*. Особым даром Гюго всегда было одушевлять неодушевленные предметы. Так и собор в его произведении живет собственной, независимой жизнью, представляя собой образчик народного средневековья. Это величественное и могущественное здание, которое построили безвестные мастера, является выражением народного духа — представителем народного искусства. Это вершина человеческой фантазии.

В. Гюго мастерски передает колорит эпохи. Но при этом он не изображает какие-нибудь конкретные исторические события, а умело воссоздает повседневность в романтическом ключе, ярко и красочно.

Такие исторические персонажи, как, например, Людовик XI, не становятся центральными фигурами романа. На первый план выходят вымышленные герои, имена и образы которых автор почерпнул из исторических источников. В своем произведении автор намеренно сталкивает положительных и отрицательных героев, сравнивает их, открывая читателям резкое несоответствие между внутренним миром и внешней оболочкой. Особенно ярко это показано на примере Квазимодо, внешнее уродство которого сочетается с красотой его души. В то время как красивый и отважный Феб оказывается корыстен, глуп и невежественен. События романа происходят на рубеже двух эпох, когда Средневековье уходило в прошлое и уступало место эпохе Возрождения. Автор показал это в противостоянии двух героев своего романа — Фролло и Эс-меральды. Жестокий и грубый религиозный фанатик в итоге губит добрую и прекрасную девушку. Все действие романа разворачивается на фоне прекрасного собора Парижской Богоматери, который как бы связывает всех героев романа воедино своим вечным и неприступным могуществом.

2. «Отверженные»

Роман «Отверженные» (1862 г.) — вершина творчества В. Гюго и как романиста, и как защитника народа. Это социальный роман-эпопея опять-таки в духе романтизма.

Еще в начале своей писательской деятельности Гюго хотел рассказать о жизни самых низших слоев общества, о жизни бедняков, сирот, каторжников. В течение почти тридцати лет писатель собирал материал для этого романа, который был готов лишь в 1862 г.

Жан Вальжан вернулся с каторги ожесточившимся человеком, ненавидящим всех и вся. К его счастью, он попадает к старому католическому епископу, который меняет всю его жизнь, простил ему даже кражу серебряной посуды. Встреча с чистым и добрым человеком преображает бывшего каторжника. Он организовывает фабрику по изготовлению изделий из черного стекла, обеспечивая работой жителей целого города, а позже становится его мэром.

Изменить общество можно двумя способами — революцией или добром. Именно противостояние двух этих методов и проходит через весь роман. Поиск решения очень труден, напряжен и вместе с тем показан очень художественно и красочно.

Произведение пользовалось заслуженной популярностью в России, его поклонниками были такие писатели, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский.

В мае 1885 года жители Парижа провожали в последний путь знаменитого писателя, драматурга и поэта. По пути шествия траурной процессии, начиная от Триумфальной арки и до Пантеона, выстроились толпы людей. Они пришли проститься с человеком-легендой, который создал Квазимодо, Жана Вальжана, Козетту, Гуимплена, автором с благородной душой, ораторским пафосом и со старомодными манерами, Виктором Мари Гюго.


Романы Виктора Гюго

В 1831 году вышло в свет первое полноценное произведение Виктора Гюго , которое оказалось невероятно успешным и очень быстро разлетелось по всему миру. Один из приемов, использованных автором, было привлечение внимание к забытому на то время собору. После выхода книги памятка стала пользоваться большой популярностью у туристов.

Лучшие книги Виктора Гюго онлайн:

Писатель принес много новых деталей во французскую литературу, он смог объединить в своем творчестве романтические и реалистические элементы. Вскоре такой подход переняли многие писатели, что повлекло за собой создание нового течения в литературе. Критики отмечали его влияние на литературу как «беспредельное» и считали Гюго учителем для будущих поколений.


Краткая биография Виктора Гюго

Родился писатель в 1802 году в городе Безасон, Франция в семье военного. В его первые годы жизни семья постоянно переезжала из города в город. Образование получил в лицее Людовика великого. Свой первый рассказ написал в 14 лет, с того времени стал участвовать в литературных конкурсах, где получал призовые места. В 1822 году женился.

Первая книга Гюго «Ган Исландец» была издана в 1823 году. В то время он основал литературный кружок и начал издавать собственный журнал. В 1824 был опубликован сборник стихов «Новые оды». Еще через год писатель был удостоен ордена Поточного легиона и вошел в число участников кружка романтиков. В 1841 году стал членом Французской академии.

В 1845 году за преданность королю Гюго получил титул графа и стал пэром. В 1848 году вошел в состав Национального собрания, однако после переворота Наполеона переехал в Брюссель, где начал публиковать антинаполеоновские рассказы. После путешествовал, жил на острове Джерси (пролив Ла-Манш). В 1870 году вернулся во Францию. Последние годы своей жизни посвятил творчеству, отдал свои последние силы роману «Девяносто третий год», где подробно описал Великую революцию и ее последствия для Франции. В 1885 году Виктора Гюго не стало.

26 февраля 1802 года, на востоке Франции в провинциальном городке Бензаносе, в семье Жозефа Гюго и Софи Требюше, родился третий ребенок. Это был будущий писатель и величайший человек – Виктор Гюго. Его отец был капитаном в наполеоновской армии, но со временем дослужился до звания генерала, мать же была рьяной роялисткой. С самого раннего возраста семья Гюго очень много переезжала по долгу отцовской службы: Корсика, Эльба, Мадрид – это далеко не полный список городов, которые еще в раннем детстве Виктору удалось повидать. Мальчик рос, и под влиянием постоянных путешествий формировался его характер и романтичное мировосприятие.

Когда парнишке было всего 12, его отец и мать расторгли брак, инициатором стала Софи, а причиной тому послужила ее любовная связь с генералом Лагори. Распад семьи произошел, когда семейство проживало в Мадриде, после чего Софи окончательно перебралась в Париж, забрав с собой и Виктора.

Юность

Образование мальчика до 12 лет носило непостоянный характер, и только в 1814 году Виктор смог стать учеником пансиона Кордье, а после поступить в лицей Людовика Великого. Талант писателя стал проявляться в парнишке в довольно юном возрасте — в 14 лет им были написаны «Yrtatine», «Athelie ou les scandinaves», «Louis de Castro», в 15 он получил свой первый почетный отзыв Тулузской академии, в конкурсах которой регулярно участвовал, а позже и вовсе был отмечен королевским правительством.

По окончанию учебы, Гюго всерьез занялся развитием своего творчества. Его ранние творения, включая и начальный вариант известнейшего романа «Бюг Жаргаль», (1821) опубликовали в «Консерватер литерер» — популярном издании тех времен.

1822 год стал для юного Виктора выдающимся – на свет появился его первый сборник «Оды и разные стихотворения», пропитанный духом классицизма. Всего через год уже был издан второй роман автора — «Ган Исландец», который получил довольно сдержанные отзывы. Одним из критикующих роман выступил Шарль Нодье, чьи конструктивные замечания и весомые аргументы не могли оставить Гюго равнодушным. Позже писателям выпала возможность увидеться лично, и эта встреча стала началом дружбы. Однако продлилась она относительно недолго – примерно с 1827 по 1830 год, пока Нодье не стал все жестче поддавать критике произведения Гюго.

Формирование Гюго как писателя и дальнейший путь

Примерно в этот же период (1827-1830 годы) завязывались приятельские отношения писателя с многими выдающимися личностями литературы, с которыми они основывают при журнале «Мюз франсез» собственную группу Сенекаль. Творчество группы имело ярко выраженную романтичную направленность.

Слава молодого поэта росла день ото дня: пьеса «Кромвель» выпущенная в 1827 году, с ее знаменитым «Предисловием», повесть «Последний день осужденного» (1829), сбоник «Восточные мотивы» (1829) – эти произведения были очень тепло восприняты.

Особо плодотворным для Гюго стал период с 1829 по 1843 год. Одну за другой он выпускает скандальные пьесы, которые то и дело подвергаются цензуре. Но этого его не останавливает. Вслед за «Марион Делорм», в которой Людовик XIII был изображен не в самом выгодном свете, появляются «Эрнани», «Король забавляется» и «Рюи Блаз». Триумф автора становится разрушением «Бастилии классицизма» в драматургии, а романтизм наконец-то выходит на первое место.

Отдельным пунктом в биографии Виктора Гюго стоит выделить исторический роман «Собор Парижской Богоматери». В нем автор смог во всей красе продемонстрировать свой многогранный талант в прозе, обрисовав при этом положение тогдашней Франции, невероятно точно определив актуальную проблематику.

Затворничество

В 1843 году Гюго пережил страшную потерю: во время кораблекрушения на Сене погибла его совсем юная дочь Леопольдина с мужем. Это стало для него настоящим ударом, а потому на некоторое время писатель решил отстраниться от общества. Уединение подвигло его приступить к объемной и сложной работе – роману социального характера, который сам автор нарек изначально «Невзгоды». Однако закончить начатое у него не получилась – революция 1848 года подтолкнула его к началу активной социально-политической деятельности, он стал членом Национальной Ассамблеи.

Возвращение писателя было недолгим – в 1851 году, после переворота, Гюго вновь удалился из Франции – сначала в Брюссель, а позже на небольшой островок Джерси, а оттуда на остров Гернси. В период затворничества он написал книгу «Наполеон Малый», разоблачавшую всю диктаторскую сущность Луи Бонапарта, а после и «Возмездия» — тонкую сатиру в стихах, в которой так же шла речь о Наполеоне III , его последователях и поклонниках режима. В начале 60-х годов XIX столетия Виктор снова возвратился к работе над романом «Невзгоды». Сегодня читателю это творение знакомо под названием «Отверженные».

Пребывая на острове Гренси, писатель издал еще ряд книг, которые сегодня по праву считаются классикой мировой литературы: «Уильям Шекспир», «Труженики моря», «Человек, который смеется», а также сборник стихотворений «Песни улиц и лесов».

Гюго Виктор Мари - французский писатель, поэт, яркий представитель романтического литературного направления - родился в Безансоне 26 февраля 1802 г. Его отцом был высокопоставленный военнослужащий, поэтому, будучи ребенком, Гюго успел побывать на Корсике, Эльбе, в Марселе, Мадриде, что впоследствии сыграло определенную роль в его формировании как писателя-романтика. Заметный отпечаток на формирование его личности сыграли монархистские и вольтеровские взгляды матери. После развода она забрала Виктора, и в 1813 г. они поселились в Париже. В столице продолжилось его образование: в 1814 г. Гюго стал воспитанником частного пансиона Кордье, с 1814 по 1818 г. являлся учеником лицея Людовика Великого.

Заниматься сочинительством Гюго начал в 14-летнем возрасте. Его первые публикации – дебютные стихи и роман «Бюг Жаргаль» - относятся к 1821 г. Виктору было 19, когда смерть матери заставила его искать источник средств к существованию, и он выбрал ремесло литератора. Стихотворный сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) приглянулся Людовику XVIII и принес автору ежегодную ренту. В этом же году состоялась женитьба Гюго на Адели Фуше, в браке с которой он стал отцом пятерых детей.

Предисловие к драме «Кромвель», написанной в 1827 г., привлекло к Гюго всеобщее внимание, поскольку стало настоящим манифестом нового - романтического - направления во французской драматургии. Благодаря ему, а также повести «Последний день осужденного» (1829) и стихотворному сборнику «Восточные мотивы» (1829) автор приобрел огромную известность. 1829 год положил начало крайне плодотворному периоду в его творческой биографии, который длился вплоть до 1843-го.

В 1829 г. Гюго пишет еще одно ставшее резонансным произведение - драму «Эрнани», которое поставило точку в литературных спорах, ознаменовав окончательную победу демократического романтизма. Драматургические опыты сделали Гюго не только прославленным, но и состоятельным автором. Кроме того, активное сотрудничество с театрами подарило еще одно приобретение: в его жизни появилась актриса Жюльетта Друэ, которая являлась его музой и любовницей более трех десятков лет. В 1831 г. был опубликован один из самых популярных романов Гюго - «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 г. писатель становится членом Французской Академии, что означало официальное признание его заслуг в области литературы. Трагическая гибель дочери и зятя в 1843 г. заставила отказаться от активной общественной жизни в пользу занятий творчеством: именно в то время возник замысел масштабного социального романа, который Гюго условно назвал «Невзгоды». Однако революция 1848 г. вернула писателя в лоно общественно-политической деятельности; в этом же году его избрали в Национальное собрание.

В декабре 1851 г., после государственного переворота, Виктор Гюго, выступивший против самопровозглашенного императора Луи Наполеона III Бонапарта, вынужден был бежать из страны. Он провел на чужбине почти два десятка лет, живя на британских островах, где им были написаны получившие огромную известность произведения, в частности, лирический сборник «Созерцания» (1856), романы «Отверженные» (1862, переработанные «Невзгоды»), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

В 1870 г. после свержения Наполеона III состоялось триумфальное возращение Гюго, в течение долгих лет служившего олицетворением оппозиции, в Париж. В 1871 г. его избрали в Национальную Ассамблею, однако консервативная политика большинства привела писателя к отказу от депутатского поста. В этот период Гюго продолжал литературную деятельность, однако им не было создано ничего, что приумножило бы его славу. Кончину в 1883 г. Жюльетты Друэ он пережил как тяжелейшую потерю, а спустя два года, 22 мая 1885 г. не стало и самого 83-летнего Виктора Гюго. Его похороны стали событием национального масштаба; прах великого писателя покоится в Пантеоне – там же, где упокоены останки Руссо и Вольтера.

Биография из Википедии

Викто́р Мари́ Гюго́ (фр. Victor Marie Hugo ; 26 февраля 1802, Безансон - 22 мая 1885, Париж) - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), одна из главных фигур французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Жизнь и творчество

Детство

Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие - Абель, (1798-1865) и Эжен, (1800-1837)). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772-1821) - дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.

В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

Юность и начало литературной деятельности

С 1814 по 1818 год Гюго учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал творческую деятельность: пишет свои неопубликованные трагедии - «Yrtatine », которую посвящает своей матери; и «Athelie ou les scandinaves », драму «Louis de Castro », переводит Вергилия. В 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études », в 1819 - две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun ) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri IV ), положившие начало его «Легенде веков». Затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф », впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819-1821 издаёт Le Conservateur littéraire , литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur . Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского », надолго закрепившую за ним репутацию монархиста.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (1803-1868), в этом браке родилось пятеро детей:

  • Леопольд (1823-1823)
  • Леопольдина, (1824-1843)
  • Шарль, (1826-1871)
  • Франсуа-Виктор, (1828-1873)
  • Адель (1830-1915).

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d’Islande ), получивший сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала - колыбели романтизма, которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго.

Дружба Гюго и Нодье продлится с 1827 по 1830 год, когда последний станет всё более критично высказываться по поводу произведений писателя. Несколько ранее Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père , 1823), «Два острова » (1825) и «После битвы» (Après la bataille ). Его отец скончался в 1828 году.

Пьеса Гюго «Кромвель» (Cromwell ), написанная специально для великого актёра французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и, опубликованная в 1827 году, вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма, особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа.

С 1826 по 1837 год семья писателя часто проживает в Шато де Рош, в Бьевре, поместье Луи-Франсуа Бертена, редактора Journal des débats . Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales , 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne , 1831). Тема «Восточных мотивов» - Греческая война за независимость, где Гюго выступает в поддержку родины Гомера.

В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Dernier Jour d’un condamné ), в 1834 - «Клод Ге» (Claude Gueux ). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни.

Роман «Собор Парижской Богоматери » был опубликован в промежутке между этими двумя произведениями, в 1831 году.

Годы, посвящённые театру

С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра. Тем не менее, он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений:

  • «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne , 1831),
  • «Песни сумерек» (Les Chants du crépuscule , 1835),
  • «Внутренние голоса» (Les Voix intérieures , 1837),
  • «Лучи и тени» (Les Rayons et les Ombres , 1840).

В «Песнях сумерек» Виктор Гюго с великим восхищением возвеличивает Июльскую революцию 1830 года.

Скандал во время первой постановки «Эрнани » (1830). Литография Ж.-И. Гранвиля ( 1846)

Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу «Эми Робсарт ». 1829 - год создания пьесы «Эрнани» (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом для литературных баталий между представителями старого и нового искусства. Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье, c воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории литературы под названием «битва за „Эрнани“ ». Пьеса «Марион Делорм», запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»; а «Король забавляется» - в «Комеди Франсэз» в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, показ возобновлён только спустя 50 лет).

Запрет последней побудил Виктора Гюго написать следующее предисловие к первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось так: "Появление этой драмы на сцене театра дало основание неслыханным действиям со стороны правительства. На следующий день после первого представления автор получил записку от мсье Жуслена де ла Саля, директора сцены в «Театр-Франсе». Вот её точное содержание: «Сейчас десять часов тридцать минут, и я получил распоряжение остановить представление пьесы „Король забавляется“. Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица министра ».

Это было 23 ноября. Тремя днями позже - 26 ноября - Виктор Гюго обратился с письмом к главному редактору газеты «Le National», в котором говорилось: «Мсье, меня предупредили, что часть благородной учащейся молодежи и художников собирается сегодня вечером или завтра явиться в театр и требовать показа драмы „Король забавляется“, а также протестовать против неслыханного акта произвола, из-за которого пьеса была закрыта. Я надеюсь, мсье, что есть другие средства наказать эти незаконные действия, и я их употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей газетой для поддержки друзей свободы, искусства и мысли, и не допустить жестоких выступлений, которые могут привести к бунту, столь желаемому правительством в течение долгого времени. С глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года ».

В основе сюжетного конфликта во всех драмах Гюго лежит жестокий поединок между титулованным деспотом и бесправным плебеем. Таково столкновение безвестного юноши Дидье и его подруги Марион со всесильным министром Ришелье в драме «Марион Делорм» или изгнанника Эрнани с испанским королем доном Карлосом в «Эрнани». Иногда подобное столкновение доведено до гротескной заостренности, как в драме «Король забавляется», где конфликт разыгрывается между баловнем судьбы, облеченным властью,- красавцем и бессердечным эгоистом королем Франциском, и обиженным богом и людьми горбатым уродом - шутом Трибуле.

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра, в 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году он вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.

Смерть и похороны

Виктор Гюго скончался 22 мая 1885 года, на 84-м году жизни, от пневмонии. Церемония похорон знаменитого писателя продолжалась десять дней; в ней участвовало около миллиона человек.

1 июня гроб с телом Гюго был выставлен в течение двух суток под Триумфальной Аркой, которую закрыли чёрным крепом.

После пышных национальных похорон прах писателя был помещён в Пантеон.

Произведения

Квазимодо (герой романа «Собор Парижской Богоматери ») - Люк-Оливье Мерсон. Гравюра из книги Альфреда Барбу «Виктор Гюго и его время » (1881)

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал Франсуа Шатобриан, известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся - во Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем », а также что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет занимать весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку из-за своих политических взглядов.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ принесли Гюго успех и славу ещё в ранние годы жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et poésies diverses ) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости. За этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» (Odes et Ballades ), написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Оно представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Козетта - героиня романа «Отверженные ». Иллюстрация Эмиля Баяра

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы, «Последний день приговорённого к смерти» (Le Dernier jour d’un condamné ), была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, которое продолжилось в его последующих работах. Повесть оказала большое влияние на таких писателей, как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский. Claude Gueux , короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 году и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости - романа-эпопеи «Отверженные» (Les Miserables ). Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris Собор Парижской Богоматери »), опубликованный в 1831 году и быстро переведённый на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов появления романа было последующее привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

«Человек, который смеётся»

«Человек, который смеётся» (фр. L"Homme qui rit) - один из самых известных романов Виктора Гюго, написанный в 60-х годах XIX века. Точкой отсчёта в сюжете романа является 29 января 1690 года, когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается брошен ребёнок.

К работе над романом Гюго приступил в июле 1866 года в Брюсселе. В письме к парижскому издателю Лакруа Виктор Гюго предлагает название произведения «По приказу короля », но позже, по совету друзей, останавливается на окончательном заглавии «Человек, который смеётся ».

  • Почта Франции выпускала почтовые марки, посвящённые Виктору Гюго в 1933, 1935, 1936, 1938, 1985 годах.
  • Дом-музей Виктора Гюго в Париже.
  • Памятник в Сорбонне работы Лорана Маркеста.
  • Дом-музей Виктора Гюго в Люксембурге.
  • Бюст Гюго, созданный Огюстом Роденом.
  • Памятник Гюго в саду «Эрмитаж». Автор - Лоран Маркест, бронзовый бюст был создан в 1920 году. Дар мэрии Парижа Москве, установлен 15 мая 2000 года.
  • Улица В. Гюго в Калининграде.
  • Улица Виктора Гюго в Твери, утверждена решением Тверской городской думы 20 сентября 2011 года.
  • В честь Виктора Гюго назван кратер на Меркурии.
  • Гюго причислен к лику святых во вьетнамской религии Каодай.
  • Станция метро Victor Hugo в Париже на 2-ой линии.

Произведения Гюго в других видах искусства

Виктор Гюго начал рисовать в возрасте 8 лет. Сейчас у частных коллекционеров и в музеях находится около 4000 работ писателя они по сей день имеют успех и продаются на аукционах). Большинство работ были написаны чернилами и карандашами в период с 1848 года по 1851 год. Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Делакруа заявлял Гюго: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности» (Делакруа делал эскизы костюмов для первой пьесы Гюго «Эми Робсарт»).

Гюго был знаком со многими художниками и иллюстраторами, братья Девериа, Эжен Делакруа, так его близким другом был Луи Буланже. Восхищение писателем и поэтом вылилось в глубокую взаимную дружбу, ежедневно бывая в доме Гюго, Буланже оставил массу портретов людей, группировавшихся вокруг писателя.

Его привлекали сюжеты фантастические, навеянные все теми же поэмами Гюго: «Призрак», «Ленора», «Дьявольская охота». Мастерски выполнена литография «Ночной шабаш», где в жутком и стремительном хороводе несутся черти, обнаженные ведьмы, змеи и прочая «нечистая сила», фигурирующая в балладе Гюго. На целую серию литографий вдохновил Буланже роман «Собор Парижской богоматери». Конечно, нельзя исчерпать творчество Буланже всеобъемлющим влиянием Гюго. Художник вдохновлялся сюжетами истории прошлого и настоящего, Библией, итальянской литературой… Но лучшими остаются работы, навеянные искусством Гюго. Талант писателя был родствен художнику, в его творчестве он находил наиболее верную поддержку своим исканиям. Их преданная дружба, длившаяся всю жизнь, была предметом восхищения современников. «Месье Гюго потерял Буланже»,- сказал Бодлер, узнав о смерти художника. А в отзыве на «Салон 1845 года» (изданной в том же году брошюры объёмом около 50 страниц, подписанной «Бодлер-Дюфаи»). Бодлер дает такую характеристику Луи Буланже: «перед нами последние обломки старого романтизма - вот что значит жить в эпоху, когда считается, будто художнику достаточно вдохновения, заменяющего все остальное; вот та пропасть, куда увлекает Мазепу его дикая скачка. Г-н Виктор Гюго, погубивший столь многих, погубил и г-на Буланже - поэт столкнул в яму живописца. А между тем г-н Буланже пишет вполне прилично - достаточно взглянуть на его портреты; но где, черт возьми, выудил он диплом исторического живописца и вдохновенного художника? Уж не в предисловиях ли и одах своего знаменитого друга?»

В марте 1866 года вышел в свет роман «Труженики моря» с иллюстрациями Гюстава Доре. «Молодой, даровитый мэтр! Благодарю вас, - пишет ему Гюго 18 декабря 1866 года. - Сегодня, несмотря на бурю, до меня дошла ничуть не уступающая ей в силе иллюстрация к „Труженикам моря“. Вы изобразили на этом рисунке и кораблекрушение, и корабль, и риф, и гидру, и человека. Ваш спрут страшен. Ваш Жильят велик».

Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее он создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.

Самым известным иллюстратором книг Гюго, пожалуй, является художник Эмиль Байар («Отверженные»). Эмблемой мюзикла «Отверженные» является картина, на которой покинутая Козетта метёт полы в кабаке у Тенардье. В мюзикле эта сцена соответствует песне «Castle on a Cloud» (Замок на облаке ). Обычно используется обрезанная версия картины, где видны только голова и плечи девочки, часто в эмблему вплетается фоном развевающийся французский флаг. Это изображение основано на гравюре Густава Бриона, который в свою очередь взял за основу рисунок Эмиля Байара.

В СССР оформлял его книги Пинкисевич П. Н., последней книгой которую иллюстрировал Кравченко А. И. известный мастер гравюры, был «Собор Парижской богоматери» (1940). Также известностью пользуются иллюстрации современного французского художника Бенжамена Лакомба (Benjamin Lacombe ) (род. в 1982). (Victor Hugo, Notre-Dame de Paris, Partie 1 - 2011, Partie 2 - 2012. Éditions Soleil).

Экранизации

  • L’Homme qui rit («Человек, который смеётся»; 2012)
  • Les Miserables («Отверженные »; USA-UK, 2012)
  • Quasimodo d’El Paris (1999) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Les misérables («Отверженные »; 1998)
  • The Hunchback of Notre Dame (1996) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Les misérables («Отверженные »; 1995)
  • Mest shuta (1993) (novel «Le Roi s’Amuse»)
  • Les misérables («Отверженные »; 1988)
  • Días difíciles (1987) (novel)
  • La conscience (1987) (short story)
  • Le dernier jour d’un condamné (1985) (novel)
  • Les misérables («Отверженные »; 1982)
  • Rigoletto (1982) (play «Le roi s’amuse»)
  • Kozete (по роману «Отверженные »; 1977)
  • Le scomunicate di San Valentino (1974) (loosely inspired by a drama by)
  • Sefiller (по роману «Отверженные »; 1967)
  • L’uomo che ride (по роману «Человек, который смеётся»; 1966) (uncredited in italian version)
  • Jean Valjean (1961) (по роману «Отверженные »; 1961)
  • Les misérables («Отверженные »; 1958)
  • La déroute (1957) (story)
  • Nanbanji no semushi-otoko (1957) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Notre Dame de Paris (1956) (novel)
  • Sea Devils (1953) (novel «Les Travailleurs de la mer»)
  • La Gioconda (1953) (novel «Angelo, tyran de Padoue»)
  • Les miserables (1952) (novel)
  • Re mizeraburu: kami to jiyu no hata (1950) (novel)
  • Re mizeraburu: kami to akuma (1950) (novel)
  • Ruy Blas (1948) (play)
  • I miserabili (1948) (novel «Les Misérables»)
  • Il tiranno di Padova (1946) (story)
  • Rigoletto (1946) (novel)
  • El rey se divierte (1944/I) (play)
  • El boassa (1944) (novel «Les Misérables»)
  • Los miserables (1943) (novel)
  • Il re si diverte (1941) (play)
  • The Hunchback of Notre Dame (1939) (novel)
  • Les pauvres gens (1938) (writer)
  • Gavrosh (1937) (novel «Les Misérables»)
  • Toilers of the Sea (1936) (novel «Les Travailleurs de la mer»)
  • Les misérables (1935) (novel)
  • Les misérables (1934) (novel)
  • Jean Valjean (1931) (novel «Les Misérables»)
  • Aa mujo: Kohen (1929) (novel)
  • Aa mujo: Zempen (1929) (novel)
  • The Bishop’s Candlesticks (1929) (novel «Les Misérables»)
  • The Man Who Laughs (1928) (novel «L’Homme Qui Rit»)
  • Rigoletto (1927) (play «Le Roi s’Amuse»)
  • Les misérables (1925) (novel)
  • The Spanish Dancer (1923) (novella)
  • The Hunchback of Notre Dame (1923/I) (novel «Notre-Dame de Paris»)
  • Toilers of the Sea (1923) (novel «Les Travailleurs de la mer»)
  • Aa mujô - Dai nihen: Shichô no maki (1923) (story)
  • Aa mujô - Dai ippen: Hôrô no maki (1923) (story)
  • The Hunchback of Notre Dame (1923/II) (novel)
  • Tense Moments with Great Authors (1922) (novel «Les Misérables») (segment «Miserables, Les»)
  • Tense Moments from Great Plays (1922) (novel «Notre Dame de Paris») (segment «Esmeralda»)
  • Esmeralda (1922) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Das grinsende Gesicht (1921) (novel «L’homme e qui rit»)
  • Der rote Henker (1920) (novel)
  • Quatre-vingt-treize (1920) (novel)
  • The Toilers (1919) (novel «Les Travailleurs de la mer»)
  • Marion de Lorme (1918) (play)
  • Les travailleurs de la mer (1918) (novel)
  • Der König amüsiert sich (1918) (novel «Le Roi s’Amuse»)
  • Les misérables (1917) (novel)
  • Marie Tudor (1917) (play)
  • The Darling of Paris (1917) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Don Caesar de Bazan (1915) (novel «Ruy Blas»)
  • The Bishop’s Candlesticks (1913) (novel «Les Misérables»)
  • Les misérables - Époque 4: Cosette et Marius (1913) (novel)
  • Les misérables - Époque 3: Cosette (1913) (novel)
  • Les misérables - Époque 2: Fantine (1913) (novel)
  • Les misérables - Époque 1: Jean Valjean (1913) (novel)
  • La tragedia di Pulcinella (1913) (play)
  • Marion de Lorme (1912) (writer)
  • Ruy-Blas (1912) (play)
  • Notre-Dame de Paris (1911) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Ernani (1911) (writer)
  • Hugo the Hunchback (1910) (novel)
  • Hernani (1910) (writer)
  • Les misérables (1909) (novel)
  • Rigoletto (1909/I) (writer)
  • Les misérables (Part III) (1909) (novel «Les Misérables»)
  • Le roi s’amuse (1909) (play)
  • Les miserables (Part II) (1909) (novel)
  • Les Miserables (Part I) (1909) (novel «Les Misérables»)
  • The Duke’s Jester or A Fool’s Revenge (1909) (novel «Le Roi s’Amuse»)
  • A Fool’s Revenge (1909) (novel «Le Roi s’Amuse»)
  • Ruy Blas (1909) (play)
  • Rigoletto (1909/II) (play)
  • Esmeralda (1905) (novel «Notre Dame de Paris»)

Музыкальный театр

  • 1830 - «Эрнани» (опера), композитор В. Беллини
  • 1836 - «Эсмеральда» (опера), композитор Л. Бертен
  • 1839 - «Эсмеральда» (балет), композитор Ц. Пуни
  • 1839 - «Эсмеральда» (опера), композитор А. Даргомыжский
  • 1844 - «Эрнани» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1851 - «Риголетто» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1862 - «Марион Делорм» (опера), композитор Дж. Боттезини
  • 1869 - «Рюи Блаз» (опера), композитор Ф. Маркетти
  • 1876 - «Анджело» (опера), композитор Ц. Кюи
  • 1885 - «Марион Делорм» (опера), композитор А. Понкьелли
  • 80-е - «Марион Делорм» (опера), композитор П. Макаров
  • 1880 - «Джоконда» (опера), композитор А. Понкьелли
  • 1914 - «Нотр-Дам» (балет), композитор Ф. Шмидт
  • 1980 - «Отверженные» (мюзикл), композитор К.-М. Шёнберг
  • 1998 - «Нотр-Дам де Пари» (мюзикл), композитор P. Коччанте