Богиня венера - сердце - любовь - каталог статей - любовь безусловная. Венера

Прелестная Венера даровала нежные чувства и супружеское счастье римлянам. Ее почитали как богиню плодородия и сердечных страстей – с латинского слово «veneris» переводится как «плотская любовь».

Верными спутниками Венеры считались голубь и заяц (животное, как известно, плодовитое), а цветочными символами стали мирт, роза и мак.

История происхождения

Венера пустила корни в религии римлян в 3 веке до нашей эры. Богиню особенно почитали в итальянском регионе Лацио – здесь ей возвели первый храм, а также учредили праздник Vinalia Rustica. С ходом истории покровительницу влюбленных стали отождествлять с прекрасной из поверий Древней Греции, которая считалась матерью Энея, чьи потомки основали Рим (воину удалось бежать из осажденной Трои в Италию). Поэтому Венера почиталась еще и как прародительница римлян.

Богиня призывалась на свадьбы, а затем супруги просили у нее семейного счастья и благополучия. Римляне верили, что Венера помогает сдерживать обиды, горечь разочарований, учиться терпеть невзгоды и трудности супружеской жизни. А еще божество, конечно, благословляло на рождение потомства.

За привлекательную внешность люди благодарили богиню красоты, считалось, что эта добрая женщина с вершины Олимпа одаривала взором красавца еще при рождении. Со временем Венера обрела дополнительные функции: богиня наделяла талантами к искусствам, ораторскими способностями и умением обольщать, мягко управлять людьми.


Ритуалы, связанные с Венерой, носили очень чувственный оттенок. В празднества статую из мрамора усаживали в колесницу, похожую на раковину. К повозке привязывались голуби, которые парили в небе, а когда процессия двигалась по городским улицам, люди бросали к колесам цветочные венки и даже ювелирные украшения с натуральными камнями. Впереди повозки обязательно шествовала молодежь, ведь безумную страсть и любовь в силах испытывать только юные, считали в древности.

С 1 века до нашей эры Венера набирала невиданную популярность. Сулла, считавший себя поцелованным богиней любви и красоты, взял прозвище Эпафродит. Помпей построил даме божественных кровей храм Победительницы, а был уверен, что Венера – праматерь Юлиев.


Скульптура "Венера Милосская"

В России прекрасную богиню любви принято называть Афродитой, тогда как на Западе она укрепилась как Венера – это имя носит россыпь скульптур, оно используется в художественных произведениях и названиях картин. Самая известная статуя – Венера Милосская (прилагательное – производное от острова Милос, где нашли изваяние в начале 19 века) – появилась в 130-100 годах до нашей эры. Мраморная богиня лишилась рук в противостоянии французских и турецких мореходов, которые отстаивали право вывезти ценную находку из Греции на свои земли.

Художники и скульпторы дают точное представление о внешности римской богини любви. Это вечно юная красавица с длинными белокурыми волосами, которые обрамляют круглое лицо.


Картина "Рождение Венеры"

Изображали девушку либо обнаженной, либо в соблазнительном «поясе Венеры». Яркую и чувственную картину «Рождение Венеры» посвятил богине . А Готфрид Мюллер описывал божество так:

«Венера - самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, прекрасные очи богини сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит богиню Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини Венеры горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают».

Мифы и легенды

Переплетение греческой и римской мифологии привело к двум вариантам рождения Венеры. Считается, что богиня появилась, как и Афродита, из пены морской. В других легендах – это плод любви верховного бога Юпитера и богини влаги Дионы.

Новорожденная девочка приглянулась океаническим нимфам, которые воспитали ее в коралловых пещерах. Повзрослевшую Венеру добрые покровительницы решили представить богам. Когда жители Олимпа увидели неземную красоту, склонили головы и выразили восхищение.


Венере предоставили в обители богов трон. Как только она заняла его, олимпийцы-мужчины тут же возжелали взять ее замуж. Но свободолюбивая красотка с отвращением отказала претендентам на руку и сердце, решив «пожить для себя».

Однажды богиня красоты прогневала , и тот наказал сумасбродную девушку, выдав замуж за уродливого, хромого кузнеца Вулкана (в греческой традиции – ). Несчастная в семейной жизни дева бросилась изменять направо и налево. Среди любовников Венеры числился даже бог войны – от любви грубого вояки и легкомысленной, нежной богини родился небесный лучник (Эрот).


Красивая легенда рассказывает о страданиях Венеры из-за любви к простому смертному. Богиня нашла любовника среди людей – им стал охотник Адонис, сын царя Кипра и Мирры. Причем она сама же стала инициатором рождения юноши. Жена кипрского правителя Кинира разнесла обидную сплетню, что дочь Мирра краше Венеры. Всесильная покровительница влюбленных в гневе наслала на Мирру страсть к отцу. Узнав о том, что в его постели побывала дочь, Кинир решил убить наследницу, но Венера вовремя пришла на помощь – превратила девушку в дерево мирру. Из трещины растения выпал младенец, которого назвали Адонисом.

Мальчика воспитала царица мертвых , сделав в дальнейшем возмужавшего смазливого юношу любовником. Венера тоже влюбилась в красавца, но Персефона не собиралась делиться. Спор разрешила муза Каллиопа, вынесшая вердикт, что Адонис будет две трети года делить между постелями богинь.


Однако хитрая Венера заманивала юношу на ложе чаще, чем следовало. Персефона рассердилась и рассказала мужу богини любви об изменах. Тот превратился в дикого вепря и убил Адониса во время охоты. День и ночь безутешная Венера оплакивала юношу. Наконец, верховный бог сжалился и попросил отпустить Адониса на землю. С тех пор охотник одну половину года живет среди живых людей, другую – в компании мертвых. Красочную историю любви описал в «Метаморфозах» , а в дальнейшем к сюжету возвращались и другие авторы.

Богиня любви покоряла сердца и души поклонников с помощью «Венериного пояса», сотканного из страсти и вожделения. Никто не в силах был устоять против его чар. А как-то даже просила Венеру дать на время эту волшебную вещицу, чтобы вернуть расположение Юпитера.

Экранизации


В 1961 году на экраны вышел фильм «Похищение сабинянок» режиссера Ришара Поттье. Сюжет основан на предании о том, как римские мужчины страдали от нехватки женщин. Проблему решил благородный Ромул, устроивший у стен города Олимпийские игры. Посмотреть на накачанных молодых юношей, конечно же, пришли жители окрестностей, среди которых было немало девушек. В картине собрался пантеон богов, среди них оказалась и Венера. Богиню любви играет актриса Розанна Скьяффино.

"Амур развязывает пояс Венеры".

Любовной власти Венеры подчинены боги и люди. Ей неподвластны только богини-девы: Афина, Артемида и Веста (богиня домашнего очага). Венера покровительствует любящим и преследует тех, кто отвергает любовь.

Во многих мифах Венера воспевалась как богиня плодородия, дарующая жизнь растительному и животному миру. Ей посвящались роза, яблоко, дельфин, голубь.

Существует несколько легенд о рождении Венеры. Наиболее распространенная называет Венеру дочерью Зевса и океаниды Дионы. Другая рассказывает, что богиня происходит от Урана и родилась из морской пены. Из-за того что мифология связывает Венеру с морем, во многих областях Древней Греции, особенно на островах, ее почитали покровительницей мореплавания и называли «морской» или «успокаивающей море». Главными центрами культа богини были острова Кипр и Кифера, возле которых Венера вышла из морской пены. Отсюда часто встречающиеся прозвища Киприда и Киферея.

По оценке замечательного художника и выдающегося искусствоведа А.Н. Бенуа , из трёх произведений Д. Рейнолдса в коллекции Эрмитажа картина "Амур развязывает пояс Венеры" "самая изящная". Действительно, эта работа президента Королевской академии искусств привлекает своей интимностью и лиричностью. Богиня красоты и любви Венера кокетливо закрывает рукой лицо от нескромных взглядов. Амур, шаловливый малыш, тянет за концы голубого шёлкового пояса, внимательно наблюдая за матерью.
Классицизм Рейнолдса здесь выступает во всём своём своеобразии. Художник переосмысливает наследие античной культуры не через непосредственное изучение антиков, а через опыт великих мастеров прошлого, особенно фламандцев и Рембрандта. Рейнолдс решающее значение придавал колориту, считая, что прежде всего цвет, а именно тёплая цветовая гамма, создаёт эмоциональный строй произведения. Холодные же цвета (в данном случае голубые ленты) используются для усиления теплых тонов или контраста с ними. Возможно, что прототипом для образа Венеры послужила известная красавица Эмма Гамильтон.


Афродита в философии

Ужаленный купидон ("Cupid Stung by a Bee" by Benjamin West, 1802)

В поэме Парменида Афродита выступает как мать Эроса.

Эмпедокл неоднократно называет Афродитой свою космическую силу. Афродита создает эйдосы вещей.
Павсаний в своей речи в диалоге Платона «Пир» излагает теорию двух Афродит: «всенародной», или «пошлой», и «небесной». Вопрос о том, в какой степени речь Павсания отражает воззрения самого Платона, спорен. Однако упоминание о небесной и всенародной Афродитах содержится и в речи Сократа в «Пире» Ксенофонта, что показывает наличие этой концепции у самого Сократа.


Венера — римская богиня любви и красоты, эквивалентная греческой Афродите. Она играла значительную роль в древнеримских религиозных фестивалях и мифах.

Венера являлась символом любви и сексуального желания. Так шведский ученый Г. Саломан высказал предположение, что Венера была воплощением сладострастия, богиней, сводившей кого-то с пути истинного. Хотя ее и считают, в первую очередь, богиней любви, красоты, женской нравственности и целомудрия, некоторые авторы указывают, что Венера, как и Афродита в древнем Риме была все же олицетворением "свободной любви", страстной сексуальности. Ведь не зря ее сравнивают именно с греческой Афродитой (даже ставят равенство) - великой распутницей. Бесчисленные любовные связи Афродиты с богами, такими, как Адонис или Арес, вошли в легенду. Даже будучи замужем за Гефестом, Афродита постоянно изменяла хромоногому супругу. А Гомеровский эпос вообще наполнен множеством любовных историй и похождений Афродиты.

А причем тогда пояс? Возможно ответ кроется в описании богини.

Немецкий искусствовед Г. Мюллер так писал о Венере: « Она самая красивая из всех богинь, вечно юная и пленительная. Ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви. И даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают ». В Эрмитаже так же находится знаменитое произведение Д.Рейнолдса - картина "Амур развязывает пояс Венеры". Богиня любви кокетливо закрывает рукой лицо от нескромных взглядов Амура, шаловливо тянущего за концы шелкого пояса.

Первое упоминание о поясе верности встречается в « Одиссее » Гомера. В этой поэме бог - покровитель кузнечного мастерства Гефест выковал пояс верности для Венеры, чтобы спасти ее от распутства. В античном мире пояса верности были сделаны, как правило, из плотной кожи и украшены узорами. Но цель была другая - женщины носили пояса для привлечения внимания мужчин, дело в том, что в Греции пояс верности носили только проститутки. Ключ от пояса находился в руках владельца борделя, не желавшего, чтобы монеты проходили мимо его кошелька. В Риме рабов-проституток, облачали в специальные устройства, чтобы никто не смог завладеть "самым желанным". После оплаты услуг, владелец проституток снимал ремни на оговоренное время.

Богиня римская Любви и Красоты








Анекдот: .

Пояс Венеры

1. Пояс Венеры, в виде одной непрерывной линии - повышенное любопытство и чувствительность. Эмоционально отзывчивый человек.


Пояс Венеры
— это полуокружность между линией сердца и пальцами, соединяющая промежутки между указательным и средним пальцами с одной стороны, и безымянным и мизинцем - с другой.
Она же - дорога Лилит, кольцо Венеры, линия Плутона, линия Миража.

Наличие этой линии часто осложняет жизнь, так как свидетельствует о чувственности и эмоциональности натуры. Все происходящее воспринимается такими людьми более острее, более эмоциональнее, что очень усложняет жизнь. А вот знаменитый хиромант Десбаролль считал, что пояс Венеры, на обеих руках, - признак чрезмерной раздражительности, а порой и крайней истеричности.

В некоторых книгах пишут, что пояс Венеры не говорит о чрезмерной сексуальности или беспорядочности любовных связей. Эти авторы и правы и нет. Все дело в том, что пояса, очень часто, находятся не на руках « половых гигантов » или « похотливых жеребцов », составляющих свой список любовниц, а на руках обходительных, изысканных, иногда и несколько неуверенных в своих силах людей. Таким людям важнее качество, а не количество, поэтому говорить о беспорядочности связей тут не приходится. А вот о сексуальности можно и поспорить, так как такие люди очень страстные и не прочь поэкспериментировать в сексе.

А если, в общем: пояс Венеры, как правило, отражает степень восприимчивости, говорит о богатом воображении и творческих способностях, о любви к роскоши и чувственным излишествам. Такие люди часто живут своими идеалистическими мечтами, воспоминаниями и иллюзиями, а не реальностью. Пояс Венеры часто встречается у людей творчества.

Это часто: актеры, сценаристы, любители эзотерики, художники, исследователи, писатели, музыканты, ученые, изобретатели.

Стихи про пояс Венеры на руке:

Богиня римская Любви и Красоты

Сойдя с небес, вложила мягко в руку-
Возвышенность фантазий и мечты,
Бегущих от Юпитера...по кругу.

Сей пояс - признак тонкости души,
Чувствительность повышенных желаний,
От сильной страсти в линию сплелись
Волшебный мир и яркость его граней…

Cобой являет нам дыхание любви
И непокорно сердце от экстаза бьется,
Ты этот пояс тайно жаждешь обрести,
Отнюдь не каждому сей дар дается…

Анекдот: Изменяла ли Ева Адаму? Трудно ответить, но почему тогда ученые утверждают, что человек произошел от обезьяны .

Венера (у греков Афродита) - "пеннорожденная", в римской и греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески — афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы "О природе вещей" Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.
Благодаря восточному происхождению Афродита часто отождествлялась с финикийской богиней плодородия Астартой, египетской Исидой и ассирийской Иштар.
Несмотря на то что служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности (гетеры называли ее "своей богиней"), с течением веков архаическая богиня из сексуальной и распущенной превратилась в прекрасную Афродиту, которая смогла занять почетное место на Олимпе. Факт ее возможного происхождения из крови Урана был забыт.

Венера, Купидон и куропатка (Тициан, ок. 1550 г)

Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста - самого искусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождала детей и от других богов, включая Диониса и Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).
Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.
Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.
Древние греки считали, что Афродита оказывает покровительство героям, однако ее помощь распространялась только на сферу чувств, как это было в случае с Парисом.
Рудиментом архаического прошлого богини являлся ее пояс, в котором, согласно легенде, были заключены любовь, желание, слова соблазнения. Именно этот пояс Афродита передала Гере для того, чтобы помочь ей отвлечь внимание Зевса.
Многочисленные святилища богини находились во многих областях Греции - в Коринфе, Мессении, на Кипре и Сицилии. В Древнем Риме Афродита отождествлялась с Венерой и считалась прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею, предку рода Юлиев, к которому, по преданию, принадлежал и Юлий Цезарь.

"Рождение Венеры". 1482-1486. Сандро Боттичелли

Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви.
В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. Некоторые ученые имя богини переводили как "милость богов".
После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян. На распространение культа Венеры в Риме немалое влияние оказал построенный в ее честь Сицилийский храм.
Апофеоза популярности культ Венеры достиг в I веке до н. э., когда на ее покровительство стали рассчитывать знаменитый сенатор Сулла, веривший в то, что богиня приносит ему счастье, и Гай Помпей, который построил храм и посвятил его Венере-победительнице. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев.
Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая, остриженная, в память о мужественных римлянках, которые во время войны с галлами остригли волосы для того, чтобы сплести из них канаты.
В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы.

Добрая и обходительная богиня Венера была символом плодородия, священных союзов и главное - любви. Ее жизнь была полна потрясений и мрачных событий, но это не помешало ей родить прекрасного сына, потомки которого являлись основателями знаменитого города Рима.

Богиня Венера – кто она?

По сказаниям, богиня Венера (в греческой мифологии Афродита) олицетворяла красоту, любовь, плотские желания и плодородие. Присутствовала она на каждом бракосочетании и хранила семейное счастье уже обвенчанных. Она помогала сдерживать обиды и огорчения, учила терпению и дарила множество детей. Считалось что внешняя красота человека – это обращение на него своего взора доброй богини. Помимо этого, Венера - богиня любви, была проводником между миров богов и людей и ее дополнительными предназначениями были:

  1. Поддержка правых римлян в войнах и битвах.
  2. Помощь распутным девушкам для обретения их счастья.
  3. Направление людей на постройку храмов для обращения к богам.

Как выглядит богиня Венера?

Римский народ точно знал, как выглядит Венера, и красоты. Ее облик запечатлен во многих писаниях и архитектурных строениях, были найдены скульптуры с ее очертаниями. Юная красавица с длинными и пышными волосами, бледной кожей и круглым лицом. Ее постоянными спутниками являлись заяц и голубь – символы весны и мира. Самое известное произведение живописи - картина Ботичелли "Рождение Венеры". Великий художник предлагает свое видение богини красоты, любви и плодородия.


Муж богини Венеры

Миролюбивая богиня Венера родила своего единственного сына от покровителя в воинственных делах и звали его Марс. Он был полной противоположностью прекрасной девушки. Внешне возлюбленный Венеры был не очень красив, в отличие от ее остальных поклонников, но это не помешало им создать семью и дать римлянам прекрасного лучника Эрота. Игривая и кокетливая красавица легко усмиряла дикий пыл своего мужа и даже живя с таким предназначением он был ласков и нежен со своей любимой.

Дети Венеры

В ее судьбе был один единственный ребенок Эрот. Он отлично владел стрелами и луком и стал основателем великого города Рима. Поэтому многие народы и считают ее прародительницей населения города. Сын Венеры смог запомниться предкам следующими поступками:

  • плаванием с Трои в Италию;
  • основателем десятков храмов, посвященных имени своей матери;
  • рождением на свет Юлия Цезаря.

Он был добрым и миролюбивым ребенком. Все свое детство и молодость он провел рядом с матерью и им было очень тяжело расстаться, когда мальчик решил уйти к людям. Марс даже ревновал его к любимой, так как он отнимал у него время, которое он мог бы проводить со своей женой. На эту тему существует даже написанная картина, на которой изображена вся семья. Взгляд мужа очень печален там, ведь супруга занималась только ребенком, забывая о своих обязанностях, как жена.

Какие таланты дает богиня Венера?

Римлянам было хорошо известно, какие таланты дает своим дочерям богиня Венера. Каждая девушка метала о ее покровительстве, ведь взамен она могла получить любовь к искусству, артистические способности, умение красиво рисовать. Она могла одарить талантом мягкого управления людьми, красноречия и кокетливости. Считалось, что если покровительница девушки стала Венера, то у нее обязательно будет много поклонников и предложений и союзе.


Богиня любви и красоты Венера – мифы

Миф о рождении богини был самым любимым у жителей Рима, и они с удовольствием рассказывали его своим детям и внукам. Считалось, что богиня появилась на свет из пены морской и была до того хрупка и нежна, что приглянулась океаническим нимфам. Они унесли ее в свои пещеры из коралловых рифов и воспитывали ее там как родную дочь. Когда древнегреческая Венера выросла и научилась заботиться о себе сама, нимфами было принято решение передать ее богам.

Подняв ее на поверхность моря, они поручили ее заботу Зефиру, легкому южному ветру, унести ее на остров Кипр. Там ее и встретили четыре Хоры, дочери Юпитера и богини справедливости. Все, кто видел ее скорее хотели склонить головы перед красотой Венеры и сопроводить ее на Олимп. Ждал ее там собственный трон, и когда он села в него, остальные боги не могли скрыть своего восхищения. Все боги предлагали ей свою руку и сердце, но она отвергала их, желая быть свободной и жить для себя.

Вероятнее всего, ни одну из античных богинь художники разных времен и эпох не изображали на своих полотнах так часто как римскую Венеру , отождествляемую с греческой богиней любви и плодородия Афродитой.
Но известно ли вам (я сейчас обращаюсь к любителям искусства, а не к профессиональным искусствоведам, которым, как известно, все известно, и не к тем, кому совершенно безразлично, каким именно смыслом наполнена та или иная картина), что именно художник хотел сказать, изображая Венеру с теми или иными атрибутами, в той или иной позе, одетой или обнаженной?
Если нет, то этот пост вам будет, я надеюсь, интересен.

Среди многочисленных атрибутов, с которыми изображается Венера, чаще всего встречаются: пара голубей или лебедей (и те, и другие могут везти ее колесницу), створка раковины, дельфины (и то, и другое напоминает о ее рождении из моря), ее волшебный пояс, горящий факел (оба служат для разжигания любви), пламенеющее сердце, красная роза, окрашенная ее кровью, вечнозеленый, подобно любви, мирт (и роза, и мирт являлись священными растениями Венеры).

Венера - часто просто синоним обнаженной женской натуры в искусстве, не содержащий мифологического или символического значения, за исключением нескольких обусловленных традицией атрибутов, таких как зеркало или голубь. Такие изображения Венеры часто имеют сходство с женой или возлюбленной художника или его покровителя. Обнаженная Венера может принимать большое количество канонизированных поз - стоя или лежа.
Некоторые фигуры стоящей Венеры возникли в античной скульптуре, например, Venus Pudica (Венера Целомудренная), которая стоит примерно так, как изобразил Боттичелли в "Рождении Венеры".

Типичная поза лежащей Венеры возникла в творчестве Джорджоне и вскоре утвердилась в качестве образца для более поздних художников.


Любовь небесная и любовь земная.

Идея двух Венер - сестер, представляющих два рода любви, была выражена флорентийскими гуманистами XV века. Небесная Венера символизировала любовь, которая возбуждалась размышлениями о вечном и божественном, тогда как Земная Венера представляла красоту, созданную в материальном мире, а также принцип продолжения человеческого рода. Для гуманистов обе они были добродетельными - Земная Венера считалась ступенью к Венере Небесной. В искусстве их можно различить по убранству.
Земная Венера богато одета, украшена драгоценностями - символами земной суетности;

Небесная Венера - обнаженная и иногда держит вазу, в которой горит огонь божественной любви.

Для искусства эпохи Ренессанса нагота означала чистоту и невинность. Две рядом стоящие женские фигуры в средневековом искусстве - одна обнаженная, другая нет - олицетворяют контрастные идеи, например, такие как Старая и Новая Ева (Новая - Дева Мария).

"Sine Baccho et Cerere fliget Venus" ("Без Вакха и Цереры в Венере жара нет").

Эта фраза римского комедиографа Теренция означает, что любовь остывает без вина и застолья. Эта тема была особенно популярна в XVII веке, особенно у фламандских художников, подражавших в ее трактовке Рубенсу. К непринужденно лежащей Венере приближается Церера, предлагая ей рог изобилия, и Бахус с виноградными гроздями и чашей вина.


Триумф Венеры.

Венера торжественно восседает в своей колеснице, которую везут голуби или лебеди. Ее может сопровождать Купидон, летящий рядом. Эта тема чаще всего встречается в итальянской живописи XV - начала XVI века, когда в итальянских городах были популярны процессии, которые устраивались как триумфы языческих божеств.

Мифологические сюжеты


Венера и Адонис.
Венера воспылала неразделенной любовью к кипрскому царевичу Адонису, причиной которой явилась царапина от случайной стрелы Купидона. Но Адонис был убит на охоте вепрем. Венера, услышав стоны своего умирающего возлюбленного, спустилась к нему с небес на своей колеснице, но было поздно. Художники изображают две сцены:

Адонис, с копьем в руке и сворой охотничьих собак уходит, в то время как Венера старается удержать его. Но все ее старания тщетны: Купидон (на заднем плане) дремлет под деревом, иногда держа потухший факел, указывающий на отсутствие любви Адониса.

В лесу скорбящая Венера склоняется над мертвым телом Адониса, проливая нектар, чтобы его кровь оплодотворила землю. Ей помогает Купидон.

Венера и роза.

Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но в тот момент, когда Венера спешила на помощь умирающему Адонису, колючка вписать ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, окрасив их в красный цвет. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, а Купидон ей помогает.


Рождение Венеры.

Согласно древнегреческой мифологии, Венера (Афродита) родилась из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана, выброшенные в море Кроносом. Она плывет к берегу в раскрытой раковине и причаливает на Кипре - одном из главных мест почитания ее культа в античности. Венера, выходящая из воды, изображенная выжимающей воду из волос, - один из самых популярных сюжетов в искусстве.

В древнеримской мифологии Венера - богиня любви, плодородия и красоты. Считалось, что если человек красив и грациозен, значит, она обратила на него свой взор.

Изначально богиня Венера была покровительницей цветущих садов, весны. Но позже ей стали приписывать роль хранительницы женской красоты, брачных уз и любви.

Жизнь богини

Есть две легенды о рождении Венеры. Согласно одной, она была дочерью верховного бога Юпитера и его жены Дионы. По другой версии, она родилась из морской пены и ее воспитывали нимфы-океаниды, которые и научили ее всему, что стоит знать женщине.

На смотринах, который устроил Юпитер, Венера отвергла всех женихов. Верховный бог разозлился и выдал ее замуж за самого некрасивого из божеств - Вулкана, покровителя кузнецов.

Также богиня Венера являлась матерью Энея, который спасся из Трои и стал родоначальником всех людей в Риме, именно поэтому она считалась прародительницей римского народа. Сам Цезарь любил хвалиться, что его род берет свое начало от богини.

Богиня Венера в мифологии

Считалось, что Венера присутствует при заключении брака и хранит уже заключенные союзы. Но только при условии, что оба супруга вносят свою лепту в отношения. Тогда она дарит им терпение и множество детей.

Но наравне с покровительством брака, богиня Венера являлась хранительницей проституток. По преданию, когда Рим погряз в разврате, жители города возвели храм Венеры, которая восстановила добрые нравы.

Кроме хранительницы брака и красоты, Венера является посредником между людьми и богами и прародительницей римского народа. Считалось, что она позволяла сохранять величие римлянам и помогала им одерживать победы в битвах. Поэтому ее еще называют Венерой Победоносной.

Римская мифология использует параллели с греческой, поэтому нередки случаи, когда под именем Венеры подразумевают греческую богиню Афродиту, и наоборот.

Внешний облик

Богиню изображали удивительно красивой и обаятельной девушкой. Юная, стройная, с длинными золотыми волосами, богиня красоты Венера покорила сердце не одного мужчины. К ее ногам пали Адонис, Марс, Анхис.

Как правило, она представала перед человеком обнаженной, но иногда надевала на бедра тканевое полотно.

Римская богиня Венера - противоречивая богиня, она одновременно воплощает в себе женское целомудрие и физическое влечение. В характере присутствует как спокойствие и рассудительность, так и легкомыслие и игривость.

Свита Богини

В свите у Венеры были три служанки - Грации. Они воплощали красоту, радость, удовольствие, грациозность и изящество. Главными их достоинствами считалось благодетельность и любезность. Символами Граций были яблоко, роза, мирт.

В ее свиту также входил ее сын Купидон. Он воплощал любовь и страсть. По преданию, он родился среди пастбищ и конских табунов, поэтому вначале он являлся сельским богом и обеспечивал плодовитость стада. И только позже стал покровителем человеческой любви.

Венера в живописи и скульптуре

Начиная с эпохи Древнего Рима и заканчивая современностью, этот персонаж мифологии вдохновлял многих деятелей искусства.

До настоящего времени сохранилось множество статуэток, выполненных именитыми и неизвестными мастерами, которые хранятся в самых известных музеях мира.

Безусловно, в пантеоне Рима были красивые богини, но Венера - это совершенство, недосягаемый образ. Ее изображали на мозаике храмов, в качестве декораций статуями богини украшали дома богатых горожан.

Венера Милосская - самая знаменитая скульптура, авторство которой приписывают скульптору Агесандру. На сегодняшний день она хранится в самом знаменитом музее мира - Лувре. Венера Милосская считается эталоном женской красоты: у нее красивые черты лица, горделивая осанка и пропорции тела, восхищающие не одного творческого человека.

Согласно истории, руки статуи были утрачены при конфликте между турками и французами, которые хотели заполучить прекрасное изображение богини. Когда ее доставили в Лувр, местные искусствоведы вынесли приговор - восстановить руки уже невозможно.

Пик популярности Венеры пришелся на эпоху Ренессанса. Множество художников запечатлели ее образ на своих полотнах. Самая известная картина того времени вышла из-под кисти Сандро Боттичелли. Каждую эпоху мастера добавляли разные детали к ее облику.

Каждый мастер хотел раскрыть в полной мере образ богини: красоту, грацию и загадочность. У каждого было свое видение, и нет двух одинаковых статуй и картин, которые изображают Венеру.

В современном искусстве образ богини используется как воплощение идеального женского тела, без мифологического подтекста. В иных случаях художники изображают своих возлюбленных в образе Венеры.

Кроме самой богини, художники рисовали и ее свиту. Чаще всего на холсте Грации были изображены нагими, реже - в полупрозрачных одеждах. Это делалось для того, чтобы показать их неземную красоту и непорочность.

В литературе

В литературных произведениях богиня Венера и Грации являлись покровительницами духовной любви и страсти. Нередко под именем богини подразумевались плоды.

Так же как и в живописи, в литературе Венеру описывали по-разному, сообразно представлению писателя.

Множество поэтов в разные эпохи воспели в своих стихах Венеру: Анджело Полициано, Райнер Мария Рильке, Афанасий Фет, Павел Антокольский, даже Владимир Маяковский.

В философском труде Марсилио Фичино важной фигурой являлась Небесная Венера, которая символизировала гуманизм, милосердие, любовь и красоту, которая вела смертных на небеса.