Цай Гоцян. Октябрь

В результате двухлетнего сотрудничества родилась выставка «Октябрь十月», которая открылась в Москве 13 сентября и продлится до 12 ноября . Для Цай Гоцяна – это первый проект в России, а для музея – первая персональная выставка современного китайского художника в своих стенах.

«Октябрь十月» - революционный проект Пушкинского музея и китайского современного художника Цай Гоцяна. Фото: Наталия Сидорова

Инициатором выставки выступил музей. Как отметила директор музея Марина Лошак на пресс-конференции, тема Октябрьской революции «не может замыкаться на бесконечном показе произведений русского авангарда», созрело желание «воспользоваться более сложными инструментами», и Цай Гоцян показался самым подходящим выбором.

Инсталляция «Осень» перед входом в музей. Источник: arts-museum.ru

Выставка начинается у входа в музей с грандиозной инсталляции «Осень», представляющей собой гору из детских колясок и кроваток, через которые прорастают молодые березы. Над мраморной лестницей, ведущей к основной экспозиции, растянуто тончайшее шелковое полотно, на которым порохом выбиты строки из «Интернационала»: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой».

Инсталляция «Земля» и пороховая картина «Река». Источник: arts-museum.ru

Главная экспозиция занимает белый колонный зал, где представлена масштабная инсталляция из колосьев пшеницы «Земля» и две «пороховые картины» — ноу-хау Цай Гоцяна. По обеим сторонам колоннады выставлены штудии к «пороховым картинам» и вещи из личной коллекции художника, рассказывающие о его семье и творческом пути. Одной из задумок проекта был «пороховой спектакль», который должен был произойти на Красной площади. Спектакль проводить не разрешили, но видео-ролик и эскизы, представленные в конце колоннады, дают представления о масштабе оригинальной задумки художника.

«Пороховой спектакль» на Красной площади пришлось отменить. Фото: Ольга Панова

Особенность проекта в том, что он создавался «здесь и сейчас»: все произведение были созданы специально для выставки непосредственно за две недели до ее открытия. Подготовка развернулась на двух площадках – непосредственно в музее и в одном из павильонов ВДНХ, куда по техническим причинам переехала вся пиротехническая часть проекта. Пока в музее строили гору из колясок и кроваток, подаренных специально для проекта жителями Москвы, на ВДНХ работала целая бригада из волонтеров и ассистентов Цай Гоцяна.

Цай Гоцян и волонтеры. Фото: Наталия Сидорова

Для китайских современных художников, многие из которых предпочитают масштабные или технологически сложные проекты, использование ассистентов и волонтеров в проектах дело привычное. Достаточно вспомнить студию , где трудится около ста ассистентов над созданием гигантских скульптур и инсталляций; или проект Ай Вэйвэя в галереи Tate , для которого 1600 жителей города вручную расписали около 100 млн фарфоровых семечек подсолнуха.

Открытый творческий процесс - основа подхода Цай Гоцяна. Фото: Наталия Сидорова

В основе подхода Цай Гоцяна лежит идея открытого творческого процесса, который позволяет любому желающему поучаствовать в создании произведения и сделать искусство частью своей жизни. Цай Гоцян уже неоднократно приглашал волонтеров к созданию «пороховых картин»: подобные проекты прошли в Донецке , Лос-Анжелесе, Рио-де-Жанейро, Шанхае и других городах мира.

В подготовке московской выставки только в одном ВДНХ было задействовано более 80-ти волонтеров. На клич волонтерской службы музея откликнулись студенты и выпускники художественных ВУЗов, дизайнеры и свободные художники, искусствоведы и культурологи, китаисты, фотографы, любители восточного искусства и многие другие.

Автор статьи — соучастник творческого процесса «Октября». Фото: Наталия Сидорова

На первой встрече сотрудники музея познакомили волонтеров с ассистентами Цай Гоцяна, а куратор выставки Александра Данилова провела инструктаж по технической безопасности. Остальная неделя была посвящена непосредственно подготовке трех «пороховых картин».

Работа состояла из нескольких частей и этапов. Создание каждой из картин начиналось с подготовки рабочей поверхности и трафаретов – основного рабочего инструмента в «пороховой живописи». Трафареты для картин «Река» и «Сад» были частично подготовлены заранее. Для «Реки» было отобрано 100 старых черно-белых фотографий, которые были отсканированы и переведены с помощью лазера в шаблоны, напоминающие фотонегативы. Трафареты для надписи из «Интернационала» создавались на месте: Александра Данилова помогла Цай Гоцяну вывести непривычные для него очертания букв кириллицы.

Фрагмент «Реки» с эффектом китайской туши. Фото: Наталия Сидорова

После того, как все холсты были проклеены картоном, защищающим от возможного возгорания, их складывали вместе на пол в одно единое двадцатиметровое полотно. На холсты бережно выкладывали трафареты и ждали прибытия художника, который появлялся обычно ко второй половине дня.

Вся работа велась под непрестанным руководством ассистентов Цай Гоцяна. Почти все они имеют профессиональное художественное образование и мечтают о карьере художника. Главным по инструктажу, однако, был Цай Цаньхуан (известный под именем Сяо Цай), который не учился на художника, но зато провел в команде Цай Гоцяна около восьми лет, ассистируя ему в разных уголках мира.

Трафарет — основной рабочий инструмент «пороховой живописи». Фото: Наталия Сидорова

Благодаря опытности и ответственности ассистентов, работа волонтеров была слаженной, четкой и достаточно быстрой. Все было подчинено распорядку работы, поэтому никакой творческой деятельности от волонтеров не ожидалось.

Подготовка работ. Фото: Наталия Сидорова

Когда приезжал художник, начиналась работа с порохом. В начале Цай делал несколько пробных взрывов, а потом начинал работать с основной поверхностью картины. Для «Реки» использовался черный порох, который позволяет создать эффект размыва туши, напоминающий китайскую живопись. Для «Сада» Цай использовал пиротехнические смеси с цветными пигментами, оставляющие эффектные красочные текстуры на холсте. Трафареты присыпались порохом и закрывались специальным защитным слоем из картона.

Бригада пожарных - на случай возгорания. Фото: Виктория Андреева

Когда все приготовления были завершены, начиналось главное действие. «Пороховая картина» создавалась на глазах у журналистов, сотрудников музея, зрителей и специально приглашенной бригады пожарных. Волонтеры занимали позиции и внимательно слушали команды художника. Наконец, долгожданная тишина. Цай подносил к фитилю зажигалку, и полотно вздрагивало от взрыва. Все происходило мгновенно. Уже через секунду волонтеры пробирались через облака дыма тушить искры, упавшие на картину, и снимали булыжники, прижимающие защитный слой из картона. Еще через секунду перед глазами зрителей один за другим вставали огромные холсты, с которых осыпался порох. В эту минуту сама атмосфера на площадке напоминала час революции – дым, пепел, обгорелые куски картона, булыжники, эхо чьи-то голосов, вспышки света и суетящиеся люди.

Дым, пепел, суета: революция в процессе. Фото: Виктория Андреева

Создание «пороховых картин» – это, в первую очередь, богатый эмоциональный опыт. Это напряженное ожидание в момент, когда художник готов поджечь фитиль, это шок и необъяснимая радость в момент пиротехнического действия, и, наконец, это ощущение катарсиса, близкое перерождению, когда на свет из «пепла» появляются картины.

Цай Гоцян напротив фрагмента своей работы. Фото: Наталия Сидорова

По дороге домой, когда павильон ВДНХ с еще не осевшими облаками дыма оставался за спиной, казалось, что ты только что пережил что-то очень необычное и очень значимое, и что, наверное, искусство все-таки стало частицей твоей жизни, а ты – частью искусства.

С годовщиной Октября!Фото: Наталия Сидорова

Для заглавной иллюстрации использовано фото Виктории Андреевой.

МОСКВА, 12 сен — РИА Новости. Главные экспозиционные площади Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) превратились в гигантскую инсталляцию, осмысляющую столетие революции в России, в рамках выставки китайского художника Цай Гоцяна, вернисаж которой состоялся в понедельник.

Китайский художник Цай Гоцян долгое время жил в Японии, сейчас работает в США. Чаще всего он творит в технике пороховой живописи, а также осуществляет масштабные пороховые шоу. Он специально приехал в Москву задолго до открытия выставки, чтобы вместе с многочисленными волонтерами создать уникальные картины для выставки "Октябрь".

Китайский художник Цай Гоцян во время предпоказа выставки "Цай Гоцян. Октябрь" в ГМИИ им. А.Пушкина, приуроченной к 100-летию революции 1917 года в России. 11 сентября 2017

Эмоциональная выставка

Свои работы Цай Гоцян представляет в России впервые, поэтому к делу он, как всегда, подошел с размахом. Не только главные площади Пушкинского музея стали пространством для его работ: масштабная инсталляция под названием "Осень" во дворе полностью скрыла основное здание от глаз посетителей.

Эта огромная конструкция состоит из сотен детских колыбелек и колясок, внутри которых растут настоящие березы в кадках. Сейчас их листья уже пожелтели. Подвластные природе, они продолжат меняться, и в этом есть задумка автора.

"Колыбель — место, где зарождаются наши первые наивные мечты. Инсталляция "Осень" — это памятник мечтам человека о лучшей жизни и мавзолей общественных утопий", — рассказывают в Пушкинском.

На вернисаже в Итальянском дворике музея гостей приветствовали спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, директор музея Марина Лошак и сам Цай Гоцян.

© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев Посетители на выставке "Цай Гоцян. Октябрь" в ГМИИ им. А.Пушкина


© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев

"Мы мечтали в течение двух лет о том, что нам удастся сделать на тему революции. Когда мы думали, что нам сказать на тему этой важной даты, то мы решили, что говорить об этом надо самым современным художникам, живым. Увидев и узнав все, что сделал Цай, мы поняли, что именно с ним мы должны войти в эту реку", — сказала Лошак.

По ее словам, работа, проделанная всеми причастными к выставке, была очень сложной, но невероятно интересной. "Мы сделали то, что мы хотели. Мы сделали очень эмоциональную, очень строгую выставку, которая заставит вас всех почувствовать нечто. Я надеюсь, что мы поразим вас", — подчеркнула директор музея.

Швыдкой признался, что завидует тем, кто выставку еще не видел, поскольку она принесла ему огромное удовольствие, которое он хотел бы пережить еще раз.

"Эта выставка — дань огромного уважения великой трагедии, которая принесла великую красоту. Это замечательный музейный проект, который свидетельствует о том, что русские и китайцы могут понять друг друга в каких-то фундаментальных ценностях, которыми мы живем", — сказал Швыдкой. Он подчеркнул, что экспозиция "Октябрь" станет важным этапом в культурных отношениях двух народов.

© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев


© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев

Посвящение России

Цая Гоцяна на самом деле связывает с Россией не только продолжительная и очень плодотворная работа над экспозицией "Октябрь". Он признался, что с юных лет вдохновлялся творчеством русских художников, в частности, Исаака Левитана и Ивана Крамского.

"Я рос в далекой провинции, но на меня влияло русское искусство и культура. И особенно старательно я копировал картину "Неизвестная" Крамского, а лучшую копию подарил брату моей жены… Я помню, в молодости мы очень хотели подражать русским художникам, пытались воссоздать их картины", — сказал Гоцян. Кстати, его супруга также присутствовала на вернисаже. При трогательных воспоминаниях о годах юности она не смогла сдержать слез.

Экспозицию составляют двадцатиметровые полотна в трех техниках пороховой живописи — цветной, черно-белой и каллиграфической. Центральной частью выставки является трехчастная инсталляция под общим названием "Народ". Центр композиции — "Земля", символизирующая плодородную ниву, — представляет собой огромное поле колосьев, в центре которого вырезаны советские символы: серп, молот и звезды. Особенно хорошо разглядеть их можно в зеркале на потолке. По двум сторонам расположены пороховые картины черно-белая "Река" и яркий "Сад".

© Фото: АГН "Москва" / Андрей Никеричев Выставка "Цай Гоцян. Октябрь" в ГМИИ им. А.Пушкина


Китайский художник Цай Гоцян с выставкой-размышлением о русской революции

В год столетия Октябрьской революции Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пошел на эксперимент. Он пригласил современного художника для создания масштабной выставки-размышления о важнейшей для истории России дате. Речь идет о Цай Гоцяне, китайском художнике, известном своими экспериментами с порохом. Выставка получила название "Октябрь".

Философия пороха

Цай Гоцян - художник, изучавший сценический дизайн в Шанхайской театральной академии, работал в различных видах искусства - от графики до перформансов. Применять в своих работах порох он начал после переезда в Японию в 1986 году. С тех пор это основной его художественный инструмент, а вместе с тем - знаковый для китайской культуры материал.

"В моей родной провинции находится много предприятий, производящих пиротехнику. Я экспериментировал с этим материалом еще до переезда в Японию. Помимо него, я использовал и просто огонь. Но порох непредсказуем, я почувствовал в этом некую свободу, вызов и борьбу. В этой непредсказуемости рождается нечто новое", - говорит Цай Гоцян.

Цай Гоцян на фоне своей "пороховой" работы

Первыми его широко известными "пороховыми" работами стали "Проекты для инопланетян". Это серия инсталляций, каждую из которых, как мечтал Цай Гоцян, можно было бы увидеть из космоса. Так, в 1993 году он "расширил" Великую китайскую стену на 10 тысяч метров в сторону пустыни Гоби. Огненная стена на 15 минут осветила дюны.

Фрагмент "Великой китайской стены", сделанный художником

Цай Гоцян стал первым человеком с китайским паспортом, который посетил ядерный полигон правительства США в Неваде. Это было в 1996 году, когда он работал над произведением "Век с Грибными Облаками: проект для XX века". На фотографии того времени художник стоит на пустынном хребте на полигоне, а над ним расползается облако дыма в форме "ядерного гриба".

Цай Гоцян неоднократно говорил о ядерных катастрофах с помощью своих работ. В Хиросиме он создал инсталляцию "В Земле тоже есть черная дыра". Сотни шаров, наполненных гелием, подняли в небо порох, образовав спираль. Вспыхнув, она начала опускаться, исчезая в "черной дыре".

"Порох - очень подходящий инструмент для того, чтобы раскрыть невидимую часть мира в нашем сознании. Я творю на грани", - говорит Цай Гоцян.

Другая популярная работа художника - полукилометровая "Лестница в небо" - осветила Цюаньчжоу в 2015 году. Цай Гоцян посвятил инсталляцию своей бабушке. Когда он был маленьким, женщина продавала морепродукты, чтобы помочь ему стать художником.

"Все, что я делаю, я делаю через призму взгляда мальчика, который никогда не повзрослеет. Вечного ребенка. Он любит мечтать и находится в постоянной игре. У меня так много поклонников по всему миру, потому что я изображаю детство каждого из нас", - рассказывает художник.

Работы Цай Гоцяна отмечены различными наградами: он получил "Золотого льва" на Венецианской биеннале, премии крупнейших музеев мира, а также стал лауреатом Императорской премии за достижения в области искусства. В 2008 году он был назначен директором по созданию визуальных и специальных эффектов на церемониях открытия и закрытия летних Олимпийских игр в Пекине.

Проект фейерверка для церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине

Цай Гоцян называет себя кочевником: он создает инсталляции по всему миру, работая с культурой каждой из стран. Его персональные выставки проходили в крупнейших музеях мира, например, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Инсталляция художника, показанная в рамках 17-й биеннале в Сиднее

О влиянии русской культуры

У Цай Гоцяна особое отношение к русской культуре. По его признанию, она оказала большое влияние на него в детстве.

"Я родился в 1957 году в Цюаньчжоу, это время теснейшей дружбы между Китаем и СССР. Многие китайцы в те годы не могли и слова написать по-английски, но владели русским языком. Когда я учился живописи, мы подражали русским художникам. Мой преподаватель был выпускником Академии художеств имени Репина в Санкт-Петербурге", - говорит Цай Гоцян.

Он рассказывает, как делал копии "Неизвестной" Ивана Крамского, изучая низкопробные репродукции в журналах, как ходил по десяткам деревенских прудов в поисках места, схожего с картиной "У омута" Исаака Левитана. Но особенно Цай Гоцян выделяет Константина Максимова. Советский художник, представитель соцреализма, два года - с 1955-го по 1957-й - преподавал в Китае искусство масляной живописи. Он внес большой вклад в развитие изобразительного искусства в стране.

"Портрет китайского матроса" и " Ци Байши за работой" Константина Максимова

"Константина Максимова не так хорошо знают на родине, но в моей стране он стал основоположником собственной школы. Хотя формально ее не существует, но эта традиция сохраняется до сих пор. Можно проследить его влияние на мои ранние картины. В позднее время я собрал более двухсот его работ и организовал три выставки в крупнейших городах Китая", - продолжает художник.

Картина"Закат на берегу", написанная Цай Гоцяном в 1970-е

По словам Цай Гоцяна, он мечтал о выставке в России с детства. "Октябрь" - это первый его проект, представленный в нашей стране. Все произведения искусства были созданы специально для выставки, при этом "собирал" он их на месте, в музее и на дополнительных площадках.

"Октябрь"

Инсталляция "Осень" - первое, что видит посетитель выставки. Она расположена у входа в музей. Это метафорическая гора, основа которой - детские кроватки и коляски. Из них прорастают десятки молодых берез. Музей выращивал деревья в питомнике специально для выставки.

Кроватки и коляски музею пожертвовали жители Москвы. Цай Гоцян часто привлекает к созданию своих работ простых людей. "Эти детские коляски символизируют мечты, детство, социалистическую утопию в сердцах людей", - рассказывает художник.

Инсталляция "Осень"

Над главной лестницей музея Цай Гоцян растянул шелковое полотно, на котором порохом выведена цитата из "Интернационала": "Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой". Работа получила название "Звук". Дальше - инсталляция "Земля", которая была создана из сухих растений. Советские символы скрыты среди колосьев, но они отражаются в зеркальной поверхности над ними.

"Звук"

"Земля" символизирует русскую ниву, художник хотел воссоздать ощущение тайны, которое возникало у него в детстве при просмотре советских фильмов. Он говорит о романтических идеях - свободе и красоте жизни, которые сам испытывал в юные годы.

В то же время "Земля" находится между двумя полотнами - "Река" и "Сад". Они были созданы с помощью волонтеров в традиционном для художника "пороховом" стиле. Черно-белая "Река" символизирует поток ушедших воспоминаний.

Как создавалась работа "Река" в 22-м павильоне на ВДНХ

Пороховая композиция "Сад" выполнена в цвете. Красные маки и гвоздики на ней расположены рядом с советскими пропагандистскими плакатами. Они воплощают идеалы прошлого. Все это, включая посетителей зала, отражается в зеркальной поверхности над "Землей".

"Сад"

Кульминация выставки - видеопроект "Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади": в небе над главной площадью страны один за другим взрываются огни под музыку Петра Чайковского. Завершается перформанс 100 секундами залпов. Они оставляют после себя огромное белое облако, которое медленно уносит ветер.

Видеопроект "Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади"

Выставка будет работать с 13 сентября по 12 ноября в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Генеральный спонсор выставки - ПАО Сбербанк.

Над проектом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

КИТАЙСКИЙ ТУРИСТ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В сквере перед знаменитым портиком цветаевского музея уменьшенная копия кладбища в Ментоне (Лазурный берег). Тому, кто там не был сообщаю: это скала над морем, ставшая кладбищем русской революционной эмиграции: знаменитые дворянские фамилии. Инсталляция-гора состоит из остовов детских кроваток, имитирующих кладбищенские ограды, сквозь которые проростает русский березняк. Пока он не засох окончательно, надо выставку посетить!

Эта внушительная по размерам метафора дополнена второй исталляцией, искусно вписанной в объём знаменитого Белого зала музея. Их соединяет стяг-полог из тончайшего белого шелка над парадной лестницей со строчкой из «Интернационала»: НИКТО НЕ ДАСТ НАМ ИЗБАВЛЕНЬЯ: НИ БОГ, НИ ЦАРЬ И НЕ ГЕРОЙ. Пол Белого зала- гигантского размера ковёр из вертикально стоящих, буквально, как в поле, подстриженных стебельков какой-то жухлой травы. Каждая травинка вставлена в персональное отверстие в листе фанеры, которыми устлан пол. Этих стеблей МИЛЛИОНЫ. Это - ЗЕМЛЯ (так написано на стенке). На травяном ковре «вытканы» два гиганских же «серпа-и-молота» в обрамлении пятиконечныз звёзд. Причём вытканы так, чтобы в гигантском же подвесном зеркале, образущем потолок зала, этот ковёр отражался именно зеркально: то, что выглядит в зеркальном отражении на потолке как выпуклое, рельефное, на «Земле», на самом деле. является «впуклым» - это метафора того, как мы видим сегодня события вековой давности. Есть и другие метафоры: череда событий столетней истории представлены чёрно-белым потоком архивных негативов-позитивов - это «Река», а на противоположной стене цветной «Сад» мечт и надежд.
Наконец,в нефе Белого зала - парящий в воздушном потоке белый бумажный змей, собирющий в одну точку Эпилога все потоки метафор этой выставки. Но это,оказывается, не точка, МНОГОТОЧИЕ...

Как понимаете, всё просто.
И созерцается под звуки выстрелов/взрывов, диссонирующих с «Октябрём» из ВРЕМЁН ГОДА П.И. Чайковского

И
главное: АВТОР, его бессмертное «Я» художника, которое одно и заслуживает вечной жизни в искусстве - об этом видеоповествования на плазменных панелях и видеопроекции + Красная площадь + Кремль и фейерверки - эти образы нам понятны, пускай и с китайским акцентом. К чести автора, он предпочёл всё-таки художественный язык почти неизбежным в такой теме социолгическим и политическим абстракциям

В завершение могу сказать, что смотрел я на всё это с искренним интересом, и никакого внутреннего протеста у меня не было. Но когда я прошелся после по анфиладе старой недерландско-германской живописи, то понял, что никогда прежде не испытывал от неё такого острого наслаждения

И всё же, «ЦАЙ ГОЦЯН. ОКТЯБРЬ» - самое значительное из прозвучавших в этом году в Москве высказываний о русской революции 1917 года

В этом году мы все вольно или невольно пытаемся осмыслить трагедию русской революции и те сто лет, что прожила наша страна после этого колоссального слома своей истории. Как невозможно представить себе искусство, существующее без исторического контекста, так же невозможно не отразить в художественной жизни России такую дату, провоцирующую размышления о самом событии, его последствиях для страны и всего мира и итогах прошедших ста лет. Многие музеи, галереи и другие художественные институции представили свои проекты, приуроченные к столетию русской революции. Завтра в ГМИИ имени Пушкина открывается, возможно, самая провокационная, но, без сомнения, самая яркая экспозиция, связанная с этой темой, - «Октябрь» знаменитого китайского художника и пиротехника Цая Гоцяна.

Почему же один из главных музеев нашей страны с такой темой обратился к современному автору, пусть и именитому, многократно награжденному, востребованному в ведущих мировых музеях, но все же иностранцу? Подобные вопросы вполне объяснимы, но они исчезают, когда видишь, что привез этот автор в Москву и как он показал нам нашу историю со стороны - так, будто прожил ее вместе с нами.

Октябрь одного мальчика

Цай Гоцян родился в 1957 году в Китае в семье историка и художника. В детские годы ему довелось увидеть эпоху больших перемен в Китае и почувствовать последствия русской революции в своей стране, поэтому тема детства и тема переворота остались для него единым воспоминанием.

На мировоззрение художника и его формирование как автора произвело сильнейшее воздействие русское искусство, с которым он был знаком с детства благодаря тесным связам Китая с Советским Союзом. Восторг и почтение перед полотнами Левитана, Крамского, Малевича, Пластова, Моисеенко, Лактионова мастер сохранил по сей день. В своем эссе «Октябрь одного мальчика» Цай Гоцян пишет:

«Какой неохватной казалась тогда русская культура нам, китайцам! Настолько обширной, что для нас она была истинным выражением иностранной культуры, истинным выражением Запада для Востока. <…> И хотя после ухудшения отношений между СССР и Китаем слово «Россия» внезапно исчезло из культурной жизни китайского народа, русская культура оставалась прочной основой, питавшей умы «культурной молодежи».

Константин Максимов. Портрет китайского матроса. 1956. Холст, масло.

Почти трепет испытывал Цай Гоцян перед своим преподавателем в Шанхайской театральной академии Чжоу Бэньи, который в свое время занимался в Академии художеств имени Репина в Ленинграде. А особенно сказалась на пристрастиях мастера история русского живописца Константина Максимова, посетившего Китай в 1955-1957 годах. Советский художник не только обучил лучших китайских студентов приемам масляной живописи, но и серьезно повлиял на несколько поколений мастеров Поднебесной, в том числе и на Цая Гоцяна, который впоследствии собрал впечатляющую коллекцию работ Максимова и совсем недавно исполнил свою мечту, посетил могилу художника в России. Несколько картин Максимова и спичечных коробков с рисунками своего отца господин Цай привез на выставку в Москву.

Цай Жуйцинь. Рисунки на спичечных коробках. Спичечные коробки, перо, чернила.

Понюхать пороху

Изучение сценического дизайна обусловило обращение Цая Гоцяна к различным медиатехнологиям, инсталляции, видео, перформансу и новой для художественного мира технике - пороховой живописи. Живя в Японии с 1986 до 1995 год, мастер начал использовать этот исконно китайский материал неожиданным способом - в создании своих пиротехнических инсталляций.

На выставке в Пушкинском музее показаны несколько масштабных панно, выполненных художником с помощью монохромного или подкрашенного пороха, а также детали подготовительных работ для этих удивительных произведений. Автор задумал их специально для московского проекта и изготовил в присутствии публики в одном из павильонов ВДНХ, официально предоставленном для этого действа. Сам процесс творения впечатляет своей красотой и мощью, когда художник взрывает тщательно подготовленную конструкцию на холсте или шелке, и на глазах у зрителей рождается неповторимая и в большой степени непредсказуемая композиция, по своей силе и выразительности не имеющая аналогов. Наблюдая рождение нового шедевра, не устаешь восхищаться гениальностью мастера, сохранившего в зрелом возрасте детский восторг перед красотой мира и увлеченность своим спонтанным и опасным искусством. Цай Гоцян сам называет себя большим ребенком и считает позитивный и радостный взгляд на жизнь главной движущей силой своего творчества.

Главный экспонат выставки в Белом зале музея представляет собой единую композицию из нескольких элементов, наполненную аллегориями и смыслами. Центр зала занимает двадцатиметровая инсталляция «Земля» из колосьев, на которые нанесен узор в виде серпа и молота, отраженная в таком же огромном зеркале, подвешенном к потолку.

Земля. 2017. Фанера, растения, полимерная зеркальная пленка.

На левой стене простирается пороховая композиция «Река» - извилистый поток образов, тающих в зареве взрывов и потрясений. Повествование начинается как будто с негативов старых дореволюционных фотографий, когда жизнь была спокойной и размеренной. Дальше ритм и интенсивность взрывов учащается, образы смазываются, теряются в пороховом дыму. За коллективизацией и индустриализацией следует почти беспросветно темная полоса - Великая Отечественная война. Следуя дальше, река времени вливается в сегодняшний день, в свете которого можно различить селфи самого Цая Гоцяна в Третьяковской галерее на фоне работы так почитаемого им Крамского.

Река. 2017. Холст, порох.

Жизнь жительствует

Языки пламени, быстрые линии, прочерченные взрывами, и тающие в мерцающей темной массе образы людей волнуют воображение, вызывают бесчисленное множество ассоциаций и эмоций, столь же сложных и многоплановых, как и история нашей страны в XX столетии. Здесь новаторская техника китайского автора как нельзя лучше отражает и трагизм века, и глубину переживания народом тех катастроф и потрясений, с которыми ему пришлось столкнуться. Однако, возможно, в силу своего немного стороннего взгляда, возможно, в традициях китайской философии, очень близкой художнику, при всем многообразии и глубине эмоций он сумел сохранить удивительно мирный и светлый настрой работы. Ближе к концу «реки» отчетливо читается надпись на русском языке «Смерти нет». В контексте этой композиции, да и общей темы выставки эта фраза поражает своей христианской надмирностью и неземным покоем. Пожалуй, именно покой - как кульминация и разрешение всех потрясений - и является на самом деле главной темой этой выставки.

Река. 2017. Холст, порох. Фрагмент.

На правой стене зала размещена двадцатиметровая композиция «Сад», в которой на фоне цветущих растений и многоцветных всполохов проступают изображения детей, старых советских открыток, всего того, что, как цветы сквозь асфальт, прорастало в самые трудные и тяжелые годы. Дети играли на пепелище, деревья расцветали каждую весну, люди любили друг друга и свою многострадальную Родину. Взрывы цвета, где-то совсем прозрачные, нежные, где-то густые и напряженные, как будто составляют эту неуловимую материю памяти, которой и написано это удивительное полотно. По словам художника, изображение сада символизирует также радужные надежды, с которыми порой народ встречал революцию и которые растаяли в жестокой действительности.

Сад. 2017. Холст, порох. Фрагмент.

Центральная композиция «Земля» в таком соседстве звучит особенно пронзительно и до трагичного покорно. Придавленные серпом и молотом колосья олицетворяют русский народ, который вынес все бедствия XX века, а огромное зеркало, как бесконечное небо, отразило с высоты времен его страдания и труд.

Композиции «Земля» и «Сад».

Заключительный штрих картине века придает развевающийся вдали воздушный змей, в котором нетрудно увидеть тонкую аллюзию на образ художника, а через него и каждого человека с его индивидуальностью и душевными стремлениями. И здесь приходит на ум ассоциация с евангельскими строками «Дух веет, где хочет». Среди трагедий и войн рождается красота, любовь и оживотворяющее вдохновение художника.

На колоннаде на большом экране транслируется воссозданная на компьютере модель большого фейерверка, запланированного Цаем Гоцяном на Красной площади в память о революции. По ряду причин это пиротехническое действо не состоялось, но на выставке оно будет демонстрироваться в виде фильма. Под музыку «Октября» П.И. Чайковского мы увидим пронзительные и до глубины души трогающие образы, созданные с помощью цветных фейерверков. Исследуя выразительность новых для искусства технологий, китайский мастер создал удивительно эмоционально насыщенное и выразительное искусство, эфемерное, как дым, но мощное, как порох.

Осень. 2017. Коляски. Детские кроватки, березы.

Последние две недели перед открытием выставки в социальных сетях кипят нешуточные споры, ведь фасад Пушкинского постепенно утонул в масштабной инсталляции «Осень». Действительно, стройный портик почти полностью закрыт 15-метровой горой из советских детских колыбелей и колясок, в которые поместили сотни молодых березок. И этот лес тихо шуршит, желтеет и будет медленно облетать все два месяца работы выставки.

Первое впечатление от этой композиции - какое-то безотчетное детское счастье, смутно волнующее душу своей неуловимостью, неконкретностью и ностальгией по беззаботным и радостным годам. А еще мне сразу пришла в голову цитата из научных трудов одного из первых русских садоводов XVIII столетия, А.Т. Болотова, - «воспитание молодых яблонь». (В ГМИИ «воспитанием молодых березок» занимались два года, а после выставки высадят в уже отведенное для них место.) Трогательные и тоненькие деревья, так нежно расставленные по своим кроваткам, собраны в молодой, но очень величественный лес на склоне горы.

И в этом главная метафора, заключенная в идее Цая Гоцяна: жизнь торжествует всегда, из воспоминаний детства прорастает новая жизнь, своей витальной силой продолжая вечный процесс обновления земли. А наши воспоминания уходят все дальше, обрастая новыми ростками чужих историй. И в этой необратимости и неизбежности жизни с ее радостями и печалями, надеждами и катастрофами - потрясающая сила и умиротворяющий покой. Я счастлива, что у нас есть возможность прикоснуться к этому целительному искусству и, может быть, найти в нем ответы на вопросы нашей истории и нашей жизни.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Искусствовед, специалист по византийской живописи, куратор выставочных проектов, основатель собственной галереи современного искусства. Больше всего люблю говорить и слушать об искусстве. Замужем, воспитываю двоих котов. https://www.instagram.com/olga_poluektova_art/