Чем занимается капельдинер. Капельдинер - это не просто билетер

Дорогие друзья! Вы, конечно же, знаете, что для продуктивной работы надо уметь отдыхать. Одним из приятных и культурных способов отдыха давно считается посещение театра. Но за первыми же дверями, в вестибюле, мы попадаем в мир полный тайн и загадок. В прямом смысле слова. Нас захватывает поток незнакомых, а часто и непонятных слов: фойе, администратор, партер, бельэтаж… Что же делать? Где найти администратора? Куда лучше взять билет: в партер или бельэтаж? Где найти фойе? Давайте попробуем разобраться.

Начнем с начала. Что такое театр?

Театр (греч. Θέατρον – основное значение – место для зрелищ, затем – зрелище, от θεάομαι – смотрю, вижу) – форма исполнительского искусства.

Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т.д. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.

При этом актером не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на людей, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем. Через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. Основные работники театра: режиссеры, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, балетмейстеры, художники, рабочие сцены. Но о них чуть позже.

Открыв первые входные двери, мы попадаем в вестибюль.

Я, м. Большое помещение, отделяющее вход от внутренних частей здания, преимущ. общественного. Во многих театрах именно в вестибюле располагаются кассы и окошко администратора.

В кассах можно приобрести билет на нынешний спектакль или на будущие представления театра. В случае отмены спектакля здесь же можно будет сдать билет или узнать, когда будет дан отмененный спектакль.Там же располагается и окно администратора.

Администратор – член коллектива театра, отвечающий за организационную сторону и ежедневную работу кассиров, билетеров и др. персонала театра, часто также за предоставление бесплатных или льготных билетов на и во время конкретного спектакля; отвечающий за соблюдение правил и техники безопасности во время нахождения зрителей в театре. Пройдя во вторые двери, вы попадаете в театральное фойе.

Нескл., ср. Помещение в театре (кинотеатре, цирке) для пребывания зрителей перед началом спектакля, сеанса, представления, а также для отдыха публики во время антракта. Из фойе первого этажа вы сможете попасть в гардероб.

– комната или специально отведенное пространство во входном вестибюле, где зрители могут оставить верхнюю одежду, головные уборы, зонты (и пр.) на хранение во время спектакля. Если здание театра содержит несколько этажей, то фойе будет присутствовать на каждом из них.

И вот вы входите в зал. Перед вами сцена и ряды кресел, которые «расходятся» от нее рядами и ярусами. Как же разобраться, куда идти? С одной стороны, вам всегда помогут администраторы по залу. С другой стороны вот наши подсказки: ряды кресел, которые расположены ближе всего к сцене, называются партер, следом за ним идет амфитеатр, вокруг них и слегка выше располагаются ложи и бельэтаж, над ними ярусами идет балкон.

Партер (фр. рarterre– на земле) – нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Родоначальником партера была скамья для сенаторов в театрах Древнего Рима. В XVII веке, после появления ярусного театрального здания, видоизменился и партер, приняв более современный вид. Партер предназначался для низшего сословия, поэтому долгое время не имел сидячих мест – зрителям партера приходилось смотреть спектакль стоя. Места для сидения в партере появились в начале XVII века в частных закрытых театрах Англии. Тогда сидячие места расставлялись по мере надобности. В настоящее время места чаще всего располагаются рядами, которые повышаются от сцены к амфитеатру и параллельны краю сцены. Места разделены проходами для выхода из партера.

Амфитеатр – это места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.

Ложа – это обособленное, в виде небольшого внутреннего балкона, помещение в зрительном зале, предназначенное для нескольких зрителей. Ложи, как правило, расположены по сторонам и сзади партера, на ярусах, а также по боковым сторонам просцениума или примыкают к оркестровой яме (такие ложи носят название «бенуар»). Характеризуется недостаточным обзором сцены; иногда используется для осветительной аппаратуры.

Бельэтаж – места в зрительном зале, как правило, расположенные полукругом или по кривой линии, сзади и выше партера и амфитеатра. Иногда рассматриваются как балкон первого яруса театра.

Балкон – это места для зрителей, расположенные выше партера, в различных ярусах зрительного зала. Примечание: часто в англоязычной литературе под словом «balcony» подразумевается балкон первого яруса. Вы заняли свое место и замерли в ожидании спектакля…

Определения представленных терминов взяты с сайтов.

Преимущества:

Много свободного времени;

Возможность смотреть все спектакли в театре и все фильмы в кино.

Недостатки:

Небольшая зарплата.

Необходимые умения:

Отрывать бумагу;

Хорошо развитые мышцы ног, чтобы выдержать весь день стоя;

Терпение.

Инвентарь:

Карман или сумка, чтобы складывать оторванные от билетов корешки.

Проверять билеты – не самая престижная работа из существующих на рынке труда, но как вариант все-таки возможна. Сейчас эта профессия неблагозвучно называется «билетер», а раньше служитель при театре, проверяющий входные билеты, следящий за порядком в зале, именовался капельдинером. И это была, надо сказать, довольно престижная профессия.

Но времена и нравы меняются, а профессии остаются, некоторые утрачивают свое прежнее значение, изменяются, приобретают новые черты. Сегодня билетеры работают в цирках, театрах, кино, клубах.

Работа билетером в театре больше подходит для пенсионеров, у которых деньги в принципе есть, просто не хочется сидеть дома, а хочется общения с людьми. И как раз работая билетерами, они в полной мере реализуют свою потребность в общении.

Функции билетеров очень просты: стоять при входе в зал, проверять билеты у пришедших на представление, отрывать часть билета со словом «контроль» (для отчетности), ну и не пускать безбилетных. Обычно работает несколько билетеров, их количество определяется количеством входных дверей в помещение. Как правило, у каждой двери стоят по два билетера. Однако есть и определенные трудности в этой работе. Главная трудность связана с тем, что работать приходится полный рабочий день (а в театре он начинается с 10.00 ч, а заканчивается в 22.00 ч, а в кино и вообще круглые сутки), стоя практически на одном месте. И нужно иметь очень удобную обувь для того, чтобы ноги не так сильно уставали.

К тому же в обязанности билетеров входит следить за порядком в зале во время сеанса или представления, чтобы никто не ходил по залу, не вставал со своих мест, громко не говорил; помогать посетителям в поиске места; отвечать на интересующие их вопросы.

Заработная плата оставляет желать лучшего и в среднем составляет 1200 рублей в месяц.

В последнее время оформилась новая специальность так называемых билетеров, которые проверяют билеты в ночные клубы. Их задача заключается в проверке билетов при входе в ночной клуб. Также им нужно следить за порядком во время дискотеки, по мере возможности разрешать конфликтные ситуации с посетителями. Работать могут все: и юноши, и девушки. Но клубы для полной уверенности в безопасности клуба и его посетителей стараются брать на работу молодых людей, атлетически сложенных, с развитой мускулатурой. В некоторых ночных клубах существует так называемый фэйс-контроль. Задача охранника не пропускать в клуб сомнительных личностей, невзирая на наличие у них билетов. Нередко из-за этого возникают разбирательства, что зачастую усугубляется нетрезвым состоянием посетителя. Специально для таких случаев в уставе любого ночного клуба или развлекательного комплекса обязательно прописаны положения: «Администрация имеет право отказать в посещении без объяснения причин», а также «Администрация имеет право в любое время удалить любого посетителя из помещения клуба без объяснения причин».

Рабочий день (а точнее – ночь) сотрудника фэйс-контроля длится с 20.00 ч до 4.00-6.00 ч утра. Ввиду некоторой опасности такой работы заработная плата, конечно, выше, чем у бабушки, которая проверяет билеты в театре и общается с интеллигентной публикой. Она составляет в среднем, 7000–9000 рублей.

Итак, если Вам интересны кино, театр или цирк, Вы вполне сможете стать там билетерами. Удачи!

Вы не сможете этим заниматься, если...

Не можете долгое время провести на ногах.

Немало найдется людей, которые хоть раз покупали билеты не в кассе театра, а с рук, у тех, кого когда-то называли спекулянтами, а теперь называют молодцами-перекупщиками.

Парадокс состоит в том, что от перекупщиков поступают сегодня наиболее выгодные предложения в лучшие театры города на самые известные постановки с популярными актерами на приличные места по вашему выбору. Ваша выгода состоит в том, что вы получите то, что искали, но не могли найти. Выгода продавцов, соответственно, будет исчисляться в денежном эквиваленте – процентах, которые продавец начисляет себе сам. Что заставило этих людей сделать продажу билетов своей профессией?

С одним из представителей этой касты, Игорем, мы и пообщались, избрав местом нашей беседы кафе недалеко от места его работы – Театральной площади. За маской говорливого шутника оказался интересный и весьма неординарный человек, со своими достоинствами, комплексами и мечтами. Свидетельницей нашего разговора оказалась одна женщина, которая в конце концов попросила номер телефона Игоря. Так отыскался еще один клиент – благодаря интервью для «ВД», который, между прочим, был в кармане моего собеседника все это время.

–Игорь, почему вы решили заниматься продажей театральных билетов?

– Потому что не было выбора. Начал я с того, что работал курьером. Считаю себя талантливым, гениальным, одаренным. Увы, никто не может придать мне огранки. А она необходима каждому бриллианту. Я мог быть всем: дипломатом, артистом, художником, гитаристом. А не стал, потому что лень…

– Где вы берете билеты?

– Билеты приходится выкупать за свои собственные деньги. В Москве 500 таких барыг, как я. Мы знаем конъюнктуру, делаем правильные закупки и тем живем. У всех день на день не приходится. Пять раз в месяц я могу заработать сотню долларов. В другие дни поменьше, полторы тысячи, тысячу, пятьсот рублей. А бывает, как сегодня, только пятьдесят... У любого, кто захочет заниматься этим, все получится.

– В какие театры чаще берут билеты?

– В любые берут. Все зависит от меня, как смогу преподнести то или иное предложение. Можно ведь кирпич завернуть в хорошую обертку и продать, и это будет выглядеть, как конфетка. Самые популярные, конечно, «Ленком», «Современник», Большой театр, Малый. В Малый театр сейчас чаще стали ходить. Я все время говорю Виктору Павлову: «Порекомендуйте меня Соломину на главную роль».

– А откуда вы знаете Павлова?

– Я вообще многих артистов знаю, я человек общительный.

– Где же вы их встречаете?

– На улице. Вот скромный человек боится подойти на улице к другому человеку. А я немножко хамоватый в этом плане.

– Вы можете вычислить того, кто точно купит у вас билет?

– У меня есть свои постоянные клиенты. Один, например, является высокопоставленным чиновником «Лукойла», другой – «Никойла». Есть еще первый заместитель министра финансов. Подошел и спросил билеты. Тогда я не знал, кто это. И обычный человек придет, мы его обслужим, дадим ему билеты по его уровню. Это будет недорого.

–Насколько недорого?

–Например, покупаю билет за четыреста рублей, а продать могу и в два, и в три раза дороже. Смотря по клиенту. Варьируем цены. Ибо сказано, по должности твоей и цена.

– У вас есть определенные точки реализации?

– Я работаю у Большого театра. Но знакомлюсь с людьми где угодно. Иду по улице, вижу человека и оставляю ему свою визитку. Человек уже понимает, что будет лучше, если он у меня что-нибудь купит. Потому что я обычно говорю: «Если вы у меня ничего не купите, то я вам приснюсь». Он начинает переживать.

–Сколько людей работают рядом с вами?

–По-моему, человек 40–45. Конкуренция страшная. Люди во-круг меня хорошие, правда, со своими приколами. Порой возникают ситуации, когда из-за одного покупателя сталкиваются двое продавцов. Я в таком случае могу отойти, а кто-то может и по лицу двинуть. Бывали случаи. Но я люблю эту профессию. Причина здесь одна – общение с людьми, порою очень интересными, и свобода. Определенная, конечно. Когда захочется, тогда и иду работать. Полная остаповщина. Как-то ведь надо выживать. Если бы мне были важнее деньги, то я был бы мультимиллионером. Мое несчастье в том, что я не жаден. Серьезно.

– У вас бывают проблемы с милицией?

– Да у любого человека бывают проблемы с милицией. Но об этом я промолчу. Скажу только, что конфликты мы улаживаем. У меня есть знакомые, которые занимаются этим лет 20–25 и даже сидели в тюрьме.

– Вы не устали от такой жизни?

– Устал, конечно. А вы можете мне что-то другое предложить? Может быть, хорошую должность и портфель? Я бы с удовольствием носил портфель. Самое главное, что в нашей стране проще быть барыгой.

–Игорь, вы любите театр?

– Мой папа был театральным режиссером, все это мне знакомо. Я бы не отказался иметь свое театральное агентство.

– Сами ходите в театр?

– Нет, не хожу. Знаете, артисты, как правило, в театр не ходят. Я ведь артист. Чтобы пойти в театр, надо тратиться, а мне жалко. И все время некогда. Хочется что-то заработать. Выбираешь: или ты идешь в театр, или зарабатываешь на кусок сыра. Вы знаете, как трудно заработать на тот же сулугуни?

– И все же в какой театр вы бы посоветовали пойти?

–«Маяковка» – неплохой театр, Театр на Таганке, «Ленком». Обычному человеку туда не попасть. Многие театры просто недоступны с финансовой стороны. А ситуация зависит всегда от режиссера. В любом театре, элитный он или обычный.

– Что бы вы хотели сообщить читателям «ВД»?

– Берите билеты у барыг. Они такие же люди. И так же хотят быть счастливыми, нужными, полезными. Я немножко рисуюсь, но я, правда, счастлив оттого, что кому-то нужен.

Про капельдинера в наше время чаще вспоминают в книгах, чем в реальности. Первые капельдинеры появились в кинотеатрах в эпоху немого кино, которое позиционировалось как роскошное развлечение для избранных. А теперь это слово можно услышать разве что в театральной среде.

Кто это - капельдинер?

В русский язык слово пришло из немецкого от kapeldiner. Буквально означает: капельдинер - это служащий в капелле. Впервые такая должность появилась в театрах и кинозалах. Капельдинеры осуществляли билетный контроль, провожали зрителей до места, занимались чисткой сидений кресел, иногда убирали залы. Именно капельдинеру задавали вопросы и о программе вечера, и об актерах; к нему же шли за разрешением неожиданно возникших мелких проблем. Наиболее востребованной эта профессия считалась в американских кинотеатрах в 20-е годы прошлого века. Кстати, их обязанностью считалось разводить народ по залам так, чтобы не происходило смешения белокожих и цветных зрителей. Потом волна сокращений, связанная с началом Великой депрессии, привела к тому, что эти работники практически исчезли из кинотеатров.

Зачем капельдинер в театре?

Чем занимается в театре капельдинер? Были свои специфические заботы и у этой категории сотрудников. В их обязанности входил уход за театральными музыкальными инструментами. Считается, что капельдинер - это человек, усовершенствовавший целый ряд конструктивных элементов музыкальных инструментов. Говорят, первопричина явления кроется именно в этом.

Вообще, театральный капельдинер - это человек, который создает особую атмосферу. Завзятые театралы знали его в лицо и приветствовали как доброго знакомого.

Сейчас функция капельдинера почти утратила свое подлинное значение. В некоторых театрах, но их очень-очень мало, капельдинеры еще сохранились, но выполняют они совсем другие обязанности. Например, следят за соблюдением запрета на использование мобильных телефонов во время спектакля.