Дэвид гарретт скрипач личная жизнь. Дэвид Гаррет: личная жизнь

( DavidGarrett)

Дэвид Гарретт - всемирно известный скрипач-виртуоз немецкого происхождения.

Дэвид родился 4 сентября 1980 года в ФРГ, мать его была американской балериной, а отец немецким адвокатом и юристом по фамилии Бонгартц.


Гарретт выбрал позднее фамилию матери как более звучную и подходящую для своей карьеры. По преданию, когда мальчику было 4 года, отец купил скрипку для его старшего брата, но Дэвид очень заинтересовался музыкой и вскоре тоже начал играть. Далее он стал принимать участие в конкурсах, выигрывать, учился в консерватории и в Королевском колледже музыки в Лондоне.


В 11 лет Дэвид получил в подарок скрипку Страдивари в знак уважения от Президента Германии за его выступления.

В 13 лет Гарретт записал два CD диска, его впервые показали по федеральному немецкому телевидению.


В 19 лет Дэвид Гарретт переехал жить в Нью-Йорк, а в 2003 году победил в конкурсе композиторов Джульярдской школы, написав фугу в стиле Иоганна-Себастьяна Баха, в 2004 году он получил диплом.

Во время учебы он временами подрабатывал фотомоделью.


Дэвид принимал участие в первостепенных музыкальных концертах и фестивалях мира, играл на других раритетных скрипках Страдивари и получал награды и премии.


Своим творчеством Гарретт, по его словам, хочет вызвать интерес молодёжи к классической музыке. В свои альбомы он включает свои собственные аранжировки, добавляет к классике рок, джаз, со своей музыкальной группой он даёт концерты, на которых наряду с классическими сонатами в сопровождении рояля, аранжировками и композициями, исполняются рок-песни и музыкальные темы из кинофильмов.

Огромный успех Дэвиду принес фильм «Паганини: Скрипач Дьявола», где он сыграл знаменитого маэстро. Гарретт выступил здесь и в качестве композитора, а также создал специально для фильма авторскую аранжировку. Этот фильм дебютировал в октябре 2013 года.


С тех пор Дэвид еще больше путешествует по миру, его расписание укомплектовано на годы вперед, так он побывал и с концертом в Москве в марте 2015 года.


Про личную жизнь музыканта известно немного, пара-тройка известных моделей, таких как Alena Gerber, Tatjana Gellert, Jana Flötotto, все романы длились недолго и со слов звезды «Порой я пять, шесть, семь, восемь недель вне дома. Тогда ты не видишь человека пять, шесть, семь, восемь недель. Такую проверку выдерживает не каждая пара…»


Что до поклонниц, они окружают его повсюду. Причём, по признанию самого Дэвида, у него нет предпочтения к внешности девушки, но ему нравятся женщины с собственным стилем и стержнем внутри.

Удивительный скрипач Дэвид Гарретт уникален во всем! Ему абсолютно все равно, где выступать, будь то привилегированная публика лондонского Роял или под открытым небом на улице, перед простыми прохожими. Он комфортно чувствует себя как в изысканно дорогущем фраке, так и в рваных джинсах и простой футболке. «Главное - это возможность играть и дарить людям музыку», - как говорил сам Дэвид Гарретт. Биография музыканта, первые годы жизни и события, главным образом повлиявшие на описаны далее.

Псевдоним

Родился будущий скрипач в 1980 году в городке Ахене, месте, где смыкаются три страны: Германия, Нидерланды и Бельгия. Его мать - известная американская балерина, а отец - юрист, параллельно продающий на аукционе скрипки. Занятия отца главным образом повлияли на увлечение младшего сына музыкой. Кстати, Гарретт - не настоящая фамилия музыканта, а точнее, для своего псевдонима он выбрал девичью фамилию матери и стал всемирно известен как Дэвид Гарретт. Семья же музыканта носит фамилию отца - Бонгарц.

Судьбоносный подарок

Существует несколько версий, которые раскрывают случай, при котором скрипка впервые попала в руки маленького Дэвида. По одной, скрипка была подарена старшему брату мальчика, который не проявлял к ней особого интереса. В то время как четырехлетний мальчуган смотрел на этот инструмент с восхищением, и проявлял к нему особую заинтересованность, и спустя некоторое время научился отменно играть.

Другая же история рассказывает, что в скрипку маленький мальчик вцепился сразу же, как ее увидел, и не позволил отдать ее брату. Впрочем, не важно, как скрипка попала в руки будущей легенде, важно лишь то, что она у него оказалась, и по сей день он с ней не расстается.

Как рассказывал сам Дэвид Гарретт, биография его была довольно сложной. Отец воспитывал детей в суровой атмосфере. Он был очень авторитетен в семье. Все, что было связано с человеческими эмоциями или их проявлением, опускалось. Важными лишь были разговоры о делах и музыке. Из-за этого отношения с родителями у Дэвида были натянутыми. Но это касается подросткового возраста, сейчас они стали более теплыми и доверительными.

Сложное детство

Детство у Дэвида было своеобразным, в лучших традициях 18-го века. До 17 лет он практически не выходил из дома. Жил в своем «мыльном пузыре», а его знакомство со сверстниками сводилось лишь к общению с сестрой и братом. Мальчик не посещал школу, обучался с репетиторами на дому и все свободное время посвящал игре на скрипке. Талант у маленького мальчика проявился очень рано. И когда Дэвиду исполнилось 10 лет, ему наняли самого лучшего скрипичного педагога, коим на тот момент был профессор Кельнской консерватории Захар Нухимович Брон.

Карьера профессионального скрипача началась для мальчика очень рано. Едва ему исполнилось восемь лет, он сыграл в составе всемирно известного симфонического оркестра, а в тринадцать выступил с Иегуди Менухиным. Уже тогда заслуженные мэтры называли Дэвида Гарретта своего поколения.

Взрослая карьера маленького мальчика

После феерических выступлений молодое дарование заметили и стали приглашать на телевидение. Он засветился на голландских и немецких передачах.

Пожалуй, самым главным доказательством большого профессионализма маленького мальчика стало приглашение самого президента ФРГ Рихарда фон Вайцзеккера дать концерт в президентской резиденции на вилле Хаммершмидт. В знак почтения и признания его профессионализма глава государства подарил Дэвиду уникальную

Это не единственная эксклюзивная скрипка в коллекции виртуозного скрипача. Сейчас он играет на Страдивари, созданной в 1703 году, однако любит менять свои инструменты, так как каждый имеет свое уникальное звучание, голос и душу, как утверждает Дэвид Гарретт. Биография еще подростка была столь колоритна и наполнена событиями, которые мало кому доводилось испытать в столь раннем возрасте.

Уже в 14 лет мальчик подписал уникальный на то время контракт с Deutsche Grammophon Gesellschaft в качестве самого юного солиста за всю историю существования компании. В Дели и Бомбее, по случаю 50-летнего юбилея провозглашения независимости Индии, он играл в составе Мюнхенского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты.

Когда ему исполнилось 19 лет, он получил массу положительных отзывов от музыкальных критиков после того, как играл под руководством Рафаэля Фрюбека де Бургоса с симфоническим оркестром Rundfunk в Берлине. После такого успеха его пригласили выступать на очень престижной и всемирно известной выставке в Ганновере Expo-2000.

По сей день самым быстрым скрипачом-виртуозом, сыгравшим «Полет шмеля» за одну минуту, остается Дэвид Гарретт. Рекорд его был занесен в книгу рекордов Гиннесса.

«Другая» музыка

В его семье дугой музыки, кроме классической, не знали. Дэвид рос исключительно на Шостаковиче, Бетховене и Бахе. Когда он немного повзрослел, стал открывать для себя такие рок-группы, как Queen, Metallica и AC/DC. Кстати, первым рок-альбомом, купленным Гарреттом, стал A Night at the Opera.

Судьбоносное решение

Заключение контракта со звукозаписывающей студией вскоре дало свои результаты, и мир узнал, кто такой Дэвид Гарретт. Альбомы, выпущенные в то время, состояли из классической музыки.

В то время за него все решал отец, и, устав от покорности, он сделал свой первый самостоятельный шаг, который оказался судьбоносным для Дэвида и его будущей карьеры музыканта. Едва ему исполнилось 17 лет, он переехал в Нью-Йорк для поступления в Juilliard School (Джульярдскую школу). Это была самая знаменитая музыкальная консерватория в мире.

Столь радикальное решение не понравилось родителям, и он был вынужден разорвать с ними все контакты, что повлияло и на финансовую обеспеченность мальчика. Обучение Дэвид оплачивал самостоятельно, буквально «цепляясь» за любую попавшуюся работу, не гнушаясь ничем. Он мыл посуду, работал в магазине женской одежды моделью, в клубах даже мыл туалеты. Немалый успех принесла ему карьера модели, его до сих пор называют «Бэкхемом классической сцены», а его образ больше подходит рок-музыканту, нежели исполнителю классической музыки.

Время обучения в академии связано с многочисленными работами и весьма насыщенной жизнью - только об этом рассказывает сам Дэвид Гарретт, личная жизнь настоящей легенды так и остается загадкой.

Планы на будущую семью

Из-за сурового нрава отца и атмосферы, в которой рос Дэвид, он решил стать для своих будущих детей полной противоположностью своему отцу. Не раз в интервью он говорил, что не хочет воспитывать детей в той атмосфере, в которой рос сам.

Однако о том, как воспитывала его мама, он отзывается очень тепло и с благодарностью. Мама смогла привить мальчику хозяйственность и приучила к порядку. Дэвид очень рано научился самостоятельно справляться по хозяйству. Он и сейчас старается все делать сам, не любит хаоса и беспорядка, и к этому весьма строг. Он просто помешан на чистоте. Для него не составит труда помыть полы. Процесс уборки всемирно известный скрипач Дэвид Гарретт сравнивает с медитацией.

В те моменты, когда музыкант находится дома, он в основном занимается подготовкой к концертам. Но для того чтобы сконцентрироваться, ему необходимо предварительно навести вокруг себя определенный порядок. Интересно то, что в разговоре о ведении домашнего хозяйства скрипач никогда не упоминает о спутнице жизни. Дэвид Гарретт, личная жизнь которого скрыта под семью замками, до сих пор не представил миру свою спутницу жизни.

Наследие

Творческая деятельность музыканта поражает. К 36 годам он весьма популярен в музыкальных кругах, но не только как музыкант, а также как сценарист, режиссер и даже актер Дэвид Гарретт. Альбомы его расходятся миллионными тиражами и поражают сочетанием классической музыки и образа рок-музыканта.

Дэвид довольно продуктивен, в некоторые годы ему удавалось выпускать по два альбома. Так, в 2007-м он выпустил два альбома: Free и Virtuoso. 2008-й был менее продуктивен - Encore, но уже в 2009-м вновь было создано два сборника шедевров под названием David Garrett и Classic Romance. Последний же альбом Rock Symphonies, вышедший в свет в 2010 году, стал уникальным. Это, как считает автор, его лучшая работа, созданная в стиле crossover, который соединяет в себе разные музыкальные направления.

Славу в кино ему принесла главная роль в фильме «Паганини: скрипач Дьявола», вышедшем в свет в 2013 году. Позднее он снялся в одной серии известного телесериала «Куантико».

Стоит отметить, что на сегодняшний день он добился всего, чего хотел, и мир узнал, кто такой Дэвид Гарретт. Биография его поражает большим количеством успехов, которых он добился еще в подростковом возрасте.

Что же касается серьезных отношений, то и сам он говорит, что до сих пор свободен, однако это не совсем так. Ходили слухи, и всплыли в Сети фото, как Дэвид Гарретт и его девушка Татьяна Геллерт мило воркуют на показе мод в Нью-Йорке.

— американский скрипач-виртуоз немецкого происхождения. Обладатель рекорда Гиннесса, как самый скоростной скрипач в мире, никто не играет "Полет шмеля" Римского-Корсакова быстрее, чем он (65 секунд). Исключительный артист и просто красавец-мужчина. Экстравагантный музыкант, которого хочется не только слушать, но и лицезреть. Холост:)

Моё знакомство с музыкантом произошло в 2013 году, когда я совершенно случайно попала в кинотеатр на фильм: «Паганини: Скрипач Дьявола», в котором, как потом выяснилось, и сыграл главную роль Дэвид Гарретт. Честно признаюсь, сначала меня привлекло мужское обаяние и безумные черти во взгляде Дэвида. Я и не знала, что передо мной современный гений классической музыки. Можно сказать, что влюбилась, абсолютно мой типаж: длинноволосый музыкант, в глазах огонь, харизма даже из ушей валит (и это всего лишь кино!) и инструмент в руках:) Талантливый человек — талантлив во всем и актерской работой Дэвид не ограничился, он также стал композитором фильма. От себя хочу всем посоветовать ознакомиться, кто еще не смотрел, с этой красочной историей о легендарном скрипаче Никколо Паганини, жизнь которого всегда была окутана различными мистическими слухами.

Я была просто поражена и спешила домой, чтобы хоть как-то удовлетворить своё любопытство и гуглить, гуглить, гуглить. Когда я под большим впечатлением, а это бывает часто, то в первую очередь от громадного количества спама с моей стороны — страдают друзья, а потом доходит очередь и до коллег. В общем, в далеком 2013 году много людей узнало о существовании бесподобного красавчика Дэвида Гаррета.
И в преддверии концертов этого гения в России, а именно:

  • 8 сентября в Москве
  • 9 сентября в Санкт-Петербурге

хочется рассказывать и рассказывать, а для кого-то может еще открыть этого парня с ураганно-сумасшедшей энергетикой и выдающегося артиста.


Если вкратце, всё-таки не хочется загромождать биографическими фактами, ведь просто эмоции и впечатление от артиста куда интереснее и красочнее. Так что совсем чуть-чуть информации: родился Дэвид Гаррет 4 сентября 1980 года в Ахене (Германия), по гороскопу Дева, что означает, — Дэвид помешан на чистоте (Девы они такие), да он и сам в одном из интервью признался, что уборка является для него неким медитативным процессом, когда можно о многом подумать и прокрутить различные мысли в голове. Так что Дэвид очень близок к народу и даже моет полы.


По распространенной легенде, отец подарил скрипку изначально старшему сыну, но как говорится — мы предполагаем, а бог располагает, и подарок, как оказалось в итоге, предназначался для будущего гения-скрипача, который вцепился в инструмент и по сей день не выпускает из рук, радуя нас виртуозной игрой. Детство у Дэвида было своеобразное, если оно вообще было, ведь начав играть на скрипке с 4-х лет и выиграв свой первый конкурс аж через год, то и все последующие года были наполнены упорной работой, чередой различных конкурсов, выступлений и эксклюзивных контрактов. Совсем всё не по-детски. Стоит отметить, что первую скрипку Страдивари в 11 лет ему подарил Президент Германии Рихард фон Вайцзеккер после выступления Дэвида в самой резиденции президента на вилле Хаммершмидт по персональному приглашению. На самом деле феерические выступления и заслуги Дэвида можно перечислять бесконечно, но не вижу смысла пересказывать википедию, а истинные поклонники и так всё знают. Меня поразил факт в его биографии, что в 17 лет Дэвид принял смелое самостоятельное решение, определившее всю его последующую жизнь. Вопреки воле родителей, ведь все решения тогда за него принимали другие и разорвав все контракты, — отпр авился в Нью-Йорк, в Джульярдскую школу (Juilliard School), в одно из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки. Самостоятельно старался оплачивать обучение — хватаясь за любую работу от мойщика туалетов до модельного бизнеса. Такие поступки, на самом деле, говорят о многом, например, о зрелости и осознанности человека и это в 17 лет. Не бояться не просто жить, а менять свою жизнь — достойно уважения.


Отдельная благодарность Дэвиду за альбом "Rock Symphonies", за такое невероятное переложение классического рока на скрипку с оркестром. Услышать песни таких мировых оплотов, как: Metallica, U2, Guns N"roses, Nirvana... в такой оригинальной и божественной подаче — это просто услада для ушей, ну для моих уж точно. Я очень люблю Nirvana, и когда я впервые услышала, а точнее увидела (всё-таки в динамике Дэвид еще более хорош!) " Smells like Teen Spirit", то меня просто взорвало, как такое возможно? Он просто бесподобен, настолько талантлив и красив, что просматривая один ролик, зависаешь в интернете на пару часов. Невозможно просто остановиться наслаждаться просмотром выступлений.

David Garrett - Smells like Teen Spirit

Для любителей Майкла Джексона, одна из его бессмертных песен, переложенных на скрипку.

Дэвид Гаррет - Smooth Criminal

И моё любимое исполнение от Дэвида — Томазо Альбинони "Адажио". Помнится, что у меня целый год стояла эта композиция на звонке старого телефона, пока его не украли. Кого-то видимо тоже потянуло к прекрасному в своё время.

Если серьезно, то такая музыка как панацея и действует как таблетка, расслабляет и уносит куда-то вдаль, невозможно противиться этим волшебным звукам, да и стоит ли? Лучше довериться и наслаждаться.

David Garrett - Albinoni - Adagio


Дэвид своим внешним видом, абсолютно порвал шаблоны. Классическая музыка — это необязательно строгое одеяние и чопорность. В классике тоже есть рок-звезды! За этот взгляд многие женщины отдали бы своё последнее платье.

Длинные светлые волосы, трехдневная щетина, драные джинсы, тяжелые ботинки, бархатный смокинг или свободный пиджак, под ним простая футболка с черепом, небрежно стянутые резинкой волосы и в руках старинная скрипка Страдивари, которая стоит миллионы долларов, — как дико и в то же время всё так естественно в этом облике. Просто это природный мир контрастов Дэвида Гарретта.

Дэвид, как путешественник и в то же время проводник между разными музыкальными мирами, который оденься хоть в мешок из-под картошки, приводит свою публику в восторг, будоража и разогревая интерес и любопытство к классической музыке даже у тех, кто раньше и понятия не имел об этом мире, например я. Всё больше и больше людей он привлекает на концерты и убеждает, что классическая музыка — это очень даже современно и модно.

Как сам говорит Дэвид: "Музыка — это выражение жизни. Музыка никогда не может быть ненавистью. Музыка — это всегда позитивные эмоции. Они могут быть и грустными, но они всегда — надежда. Музыка изменяет мысли к лучшему".

Высокий, статный, уверенный в себе блондин с сияющей улыбкой, скрипач Дэвид Гарретт в личной жизни выбирает одиночество. Да разве можно в это поверить? О виртуозе с мировым именем минчане пока знают немногое, поэтому в преддверии его концерта в Минске 11 декабря делимся самыми интересными историями из интервью разных лет.

«Я не видел, как живут обычные семьи»

Маленький Дэвид Гарретт очень редко общался со сверстниками: «Мои родители забрали меня из начальной школы, когда мне было восемь или девять лет и до 17 лет я учился дома. Большую часть времени я проводил в поездках и перелетах, посещая зарубежных педагогов или давая концерты, – первый «взрослый» концерт с симфоническим оркестром Дэвид сыграл уже в 11 лет. – Так что у меня совсем не было друзей. Я не видел, как живут обычные семьи и мне не с чем было сравнить».

«Я чувствовал, что отец ненавидит меня, когда я не оправдывал его ожиданий»

Отец распознал талант сына очень рано и сделал все, чтобы у маленького Дэвида были лучшие инструменты и лучшие педагоги. Кроме того, он лично занимался с ним музыкой каждый день: «С самого детства мой отец оказывал на меня сильное давление. Бывали случаи, когда я чувствовал его любовь, но вместе с тем и… ненависть. Возможно, это звучит странно. Я чувствовал, что он ненавидит меня, когда он был недоволен мной, когда я не оправдывал его ожиданий. Бывали моменты, когда он на меня сердился, и, очевидно, будучи ребенком, не понимаешь этих эмоций и принимаешь их за ненависть. Но это было очень тяжело.

Хорошо, что в конце концов все сработало, иначе мое детство оказалось бы еще более удручающим: в нем было все, много страдания, слез, репетиций до утра».

Дэвиду было всего тринадцать, когда от его имени родители заключили контракт с престижным звукозаписывающим лейблом Deutschen Grammophon. «Я помню, как мой отец пришел на встречу в Deutschen Grammophon и предложил записать диск – все двадцать четыре каприса Паганини. Это была его амбициозная идея, со мной никто не советовался ни по репертуару, ни по другим условиям контракта. Я сижу там и думаю: неплохая идея, но я знаю только два каприса... Мы все записали, но в тот период это было самое мощное давление, которое я когда-либо испытывал».

«Это ужасно, когда любимое дело причиняет боль»

Трудолюбие и настойчивость аукнулись трагически: из-за напряженных репетиций до поздней ночи, а то и до утра, обязательств перед звукозаписывающей студией, давления отца и собственного желания сыграть все как можно лучше он в пятнадцать лет «переиграл» руку и несколько лет мучился от боли.

«Я даже говорить об этом не хотел. Мне казалось, что это все мои проблемы и я должен хранить тайну. Я сейчас понимаю, что это было глупо. Когда у тебя возникают проблемы, о них нужно говорить. Но тогда я очень боялся. В течение трех лет я давал концерты и репетировал, испытывая невыносимую боль в руке. И это ужасно, когда любимое дело причиняет боль. Я чувствовал, что не могу найти выход, что все вокруг меня рушится».

«Самый большой комплимент за всю жизнь»

«Мой педагог Айзек Стерн всегда был очень жестким по отношению ко мне, мне было тринадцать или четырнадцать лет. Я не мог понять, нравлюсь ли ему как исполнитель, или он думает, что я недостаточно хорош для него. Я как-то решился и спросил у него после урока: почему вы всегда так резко меня критикуете? С другими вы милейший человек… Он ответил: «Меня не заботят другие». Это был самый большой комплимент из всех, что я получил за всю свою жизнь».

«Мы не продадим и пяти копий»

Сейчас, когда кроссовер-концерты Дэвида Гарретта собирают стотысячные залы, трудно поверить, что сначала его стилистическую идею никто не поддержал:

«Многие говорили, что это никогда не сработает. Главу Universal Germany было чертовски сложно переубедить, он сказал: «Мы понятия не имеем, куда это включить. Это совершенно не востребованно, мы не продадим и пяти копий, я гарантирую». И это лишь один пример из десяти тысяч, когда люди говорили мне, что это не сработает! Включая моих родителей, которые повторяли: это пустая трата времени, пустая трата сил, ты разрушишь свою музыкальную классическую карьеру».

Стремление к совершенству заставляет Дэвида Гарретта репетировать и оттачивать технику постоянно, не только для классических концертов: «Моя игра на любом концерте кроссовер-тура основана на базе классики. И я не жульничаю: можно было бы подумать, что я играю только легкий материал, потому что концерт Бетховена мне не под силу. Все, что я играю на кроссовер-концерте, находится на том же техническом уровне, что и концерт Бетховена. Так что я держу себя в форме».

«Если бы я не чувствовал себя одиноким, я не был бы хорошим музыкантом»

Тысячи поклонниц смотрят на него влюбленными глазами. А был ли по-настоящему влюблен сам Дэвид, кто-нибудь разбивал его сердце? «Конечно, много раз, – отвечает скрипач. – Но очень трудно встретить настоящую любовь, когда я все время в пути».

«Я думаю, что ощущение одиночества – одно из самых прекрасных. Особенно, когда профессия позволяет использовать эту эмоцию. Если бы я не чувствовал себя одиноким, я не был бы хорошим музыкантом. Я живу музыкой даже во сне».

Продюсер Питер Швенков, организатор кроссовер-туров, подтверждает эту мысль Гарретта: «Мне кажется, это важно, что людям он нравится. Женщины его любят, мужчины его терпят. Думаю, вы бы никогда не ревновали, если бы ваша жена любила Дэвида Гарретта. Вы можете жить с этим легко».

Так какова же цена успеха, восторга публики, восхищения и любви зрителей? «Это непрерывная работа изо дня в день, преданность делу, жертвенность и капля удачи, – отвечает сам Дэвид Гарретт. – Но знаете, ее совсем немного, всего пара процентов, остальные девяносто восемь – это тяжелый труд».

Дэвид Гарретт выступит в Минске с альбомом «Explosive» 11 декабря во Дворце Республики. Начало в 20.00.

Цены билетов: 65 – 200 (650 000 – 2 000 000 неденоминированных) рублей.

Инфолиния: +37529 716 11 77, +375 29 106 000 2.

Купить билеты можно на сайте организатора мероприятия - концертного агентства «Атом Интертеймент» www.atomenter.by (без комиссии), на сайтах билетных операторов, а также в кассах города.

, ФРГ

Выпустив альбом Encore в 2008 году, Гарретт преследует цель вызвать интерес молодёжи к классической музыке. Альбом включает его собственные аранжировки и композиции музыкальных фрагментов и мелодий, которые сопровождали его по жизни. Вместе со своей музыкальной группой, состоящей из «клавиш», гитары и ударных, он даёт концерты, на которых наряду с классическими сонатами в сопровождении рояля, аранжировками и композициями, исполняются рок-песни и музыкальные темы из кинофильмов.

Он вошел в жюри 9-й ежегодной Independent Music Awards, чтобы помочь карьере независимых музыкантов.

Песни, кавер-версии на которые он написал: «Viva La Vida», «Smooth Criminal», «Whole Lotta Bond» и многие другие.

Фильмография

Снялся в главной роли в фильме «Паганини: скрипач дьявола », вышедшем в мировой прокат 31 октября 2013 года. Кроме этого, участвовал в проекте ещё и в качестве композитора, а также создал специально для фильма авторскую аранжировку .

Студийные альбомы

  • Free (2007)
  • Virtuoso (2007)
  • Encore (2008)
  • David Garrett (2009)
  • Classic Romance (2009)
  • Rock Symphonies (2010)
  • Legacy (2011)
  • Music (2012)
  • 14 (2013)
  • Garrett vs. Paganini (Deluxe Edition) (2013) (Classical, Instrumental, Symphonic Rock)
  • Caprice (2014)
  • Explosive (2015)

Другие альбомы

  • Nokia Night of the Proms (2004)The New Classical Generation 2008 (2008)

Напишите отзыв о статье "Гарретт, Дэвид"

Примечания

Отрывок, характеризующий Гарретт, Дэвид

Анатоль поцеловал старика и любопытно и совершенно спокойно смотрел на него, ожидая, скоро ли произойдет от него обещанное отцом чудацкое.
Князь Николай Андреевич сел на свое обычное место в угол дивана, подвинул к себе кресло для князя Василья, указал на него и стал расспрашивать о политических делах и новостях. Он слушал как будто со вниманием рассказ князя Василья, но беспрестанно взглядывал на княжну Марью.
– Так уж из Потсдама пишут? – повторил он последние слова князя Василья и вдруг, встав, подошел к дочери.
– Это ты для гостей так убралась, а? – сказал он. – Хороша, очень хороша. Ты при гостях причесана по новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса.
– Это я, mon pиre, [батюшка,] виновата, – краснея, заступилась маленькая княгиня.
– Вам полная воля с, – сказал князь Николай Андреевич, расшаркиваясь перед невесткой, – а ей уродовать себя нечего – и так дурна.
И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь.
– Напротив, эта прическа очень идет княжне, – сказал князь Василий.
– Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут? – сказал князь Николай Андреевич, обращаясь к Анатолию, – поди сюда, поговорим, познакомимся.
«Вот когда начинается потеха», подумал Анатоль и с улыбкой подсел к старому князю.
– Ну, вот что: вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. Не так, как нас с твоим отцом дьячок грамоте учил. Скажите мне, мой милый, вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик, близко и пристально глядя на Анатоля.
– Нет, я перешел в армию, – отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха.
– А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?
– Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? – обратился Анатоль со смехом к отцу.
– Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха ха ха! – засмеялся князь Николай Андреевич.
И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился.
– Ну, ступай, – сказал он Анатолю.
Анатоль с улыбкой подошел опять к дамам.
– Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью.
– Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего.
– Да, нынче всё другое, всё по новому. Молодец малый! молодец! Ну, пойдем ко мне.
Он взял князя Василья под руку и повел в кабинет.
Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах.
– Что ж ты думаешь, – сердито сказал старый князь, – что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! – проговорил он сердито. – Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: всё открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. – Князь фыркнул.
– Пускай выходит, мне всё равно, – закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном.
– Я вам прямо скажу, – сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности хитрить перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. Анатоль не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной.
– Ну, ну, хорошо, увидим.
Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом.
Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.